О порядке назначения представителей интересов правительства рф в судах

Обновлено: 27.03.2024

Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.

В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.

Понятие представительства

Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.

Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.

Когда представительство необходимо?

Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.

Кто может стать представителем в суде?

ГПК не содержит каких-либо строгих ограничений на представительство в арбитражном суде и даже наоборот – является максимально мягким в части участия в делах, рассматриваемых мировыми и районными судами.

Для представления интересов любой из сторон необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст от 18 лет.
  • Полная дееспособность.

Не могут быть допущены к процессу в качестве представителей лица, которые работают в аппарате суда, прокуроры, судьи и следователи. Исключение – законное представительство интересов (например, собственных детей) или же представительство от лица тех органов, в которых несут службу перечисленные лица.

ВАЖНО: В соответствии с ч. 2 ст. 49 ГПК РФ в судах апелляционной и кассационной инстанции представителями из числа лиц, оказывающих юридические услуги, могут участвовать лишь граждане с подтвержденным высшим юридическим образованием либо наличием ученой степени по юридической специальности.

Арбитражным законодательством устанавливаются достаточно простые требования для представителей организаций из числа их работников – это подтверждение их полномочий, без каких-либо оговорок квалификации, профессии или иных моментов.

А вот представитель, не являющийся сотрудником компании, которую он представляет, может быть допущен в арбитражный суд лишь при предоставлении документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического образования или ученой степени в области права (ч.3 ст.59 АПК РФ).

Полномочия судебного представителя

Представитель обладает всеми теми же правами и обязанностями, которые может осуществлять в суде представляемое им лицо.

Однако отдельные полномочия требуют отдельного указания в доверенности.

В частности, речь идет о следующих процессуальных правах:

  • Подписание иска и его подача в суд.
  • Решение о передаче спора в третейский суд.
  • Подача встречного иска к истцу, выступая на стороне ответчика.
  • Частичный или полный отказ от заявленных требований, а также изменение их размера (включая отказ от иска или его признание).
  • Передоверие полномочий.
  • Обжалование судебного акта.
  • Предъявление исполнительного листа для исполнения и фактическое получение денежных средств.

Указанные полномочия должны быть отдельно оговорены в доверенности. В ГПК РФ перечень полномочий прописан в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, в АПК РФ – в ч. 2 ст. 62.

Консультация юриста в Москве

Нужно юридическое представительство?

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Виды представительства

В зависимости от вида судопроизводства и способа назначения/вступления в дело, виды представительства могут существенно отличаться.

Добровольное

Добровольным представительством является любое вступление в процесс любого лица, осуществленное по согласованию с представляемым лицом.

Под таким определением в законодательстве оно не прописано, но подразумевается как акт обоюдного согласия между представляемым и доверенным лицом.

Можно выделить дополнительно:

  • Самостоятельное представительство, когда интересы стороны по делу в ее отсутствие защищает адвокат, юрист или иное лицо.
  • По заявлению стороны, когда представитель участвует в деле одновременно с представляемой стороной.

ВАЖНО: ГПК РФ позволяет вводить в дело представителя по заявлению, тем самым избегая оформления доверенности. Истец или ответчик под протокол заявляет о намерении доверить представление интересов указываемому им гражданину и последний допускается судом к процессу. Единственное ограничение – полномочия, отраженные в части 2 ст. 54 ГПК РФ, осуществляет только сторона по делу.

По назначению суда

Гражданское законодательство (ст. 50 ГПК РФ) устанавливает исключительный случай, когда суд сам может назначить представителя.

Суд привлекает к участию в деле адвоката для защиты интересов ответчика если место нахождения последнего неизвестно и установить его не удалось.

В арбитражном процессе возможность назначения судом представителя не предусмотрена.

Законное представительство

Законный представитель может быть лишь у того лица, интересы которого он защищает на основании закона – речь идет о несовершеннолетних, недееспособных или же ограниченно дееспособных гражданах. Подобный вид представительства актуален для всех видов процессуального судопроизводства – гражданского, арбитражного, административного и т.д.

Нередко можно услышать о так называемом «законном представительстве», куда относят лиц – представителей организаций и государственных органов из числа их сотрудников. Данное определение в корне неверно.

Для арбитража, несмотря на прописанное определение законного представителя в п. 2 ст. 59 АПК РФ, данный тип представительства является практически неактуальным в силу специфики компетенции суда – несовершеннолетние и недееспособные практически никогда не участвуют в арбитражных делах.

В доверенности также может быть указано о праве передоверить ведение дел в суде другому лицу или же ограничено такое право с формулировкой «без права передоверия» или «передачи полномочий».

Общественное

В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.

Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.

Как пример: правозащитная организация «Агора», известная по многочисленным случаям предоставления на бесплатной основе общественных представителей по различным гражданским, административным и уголовным делам. Основной профиль организации – защита граждан по спорам с органами власти, правоохранительными структурами и в иных, вызывающих высокий общественный резонанс, случаях.

Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.

Как стать судебным представителем — порядок оформления полномочий

Полномочия представителя оформляются на основании доверенности.

Оформление полномочий представителя проходит через доверенность через нотариуса или же приравненных к нему должностных лиц, юридические лица выписывают доверенность на имя своих сотрудников через уполномоченный исполнительный орган – директора.

Подтверждение полномочий представителей осуществляется следующими способами:

  • Физические лица в своих интересах предъявляют лишь паспорт, в интересах иных лиц – доверенность на ведение дел в суде.
  • Индивидуальные предприниматели при защите интересов лично – паспорт, выписку из ЕГРИП.
  • Законные представители – документы, устанавливающие родство или опекунство над лицом, представляемым в суде.
  • Адвокат представитель в суде предъявляет ордер и свое удостоверение, а также доверенность на осуществление полномочий, прописанных в ч.2 ст. 54 ГПК РФ и ч. 2 ст. 62 АПК РФ.
  • Сотрудник организации – юрист или иное должностное лицо предъявляет доверенность, выписанную руководителем организации.
  • Руководитель организации – доверенность вышестоящей инстанции (если имеется подчинение), учредительные документы с описанием полномочий, приказ о своем назначении на должность.
  • Представители государственных органов – доверенность, приказ о назначении на должность (для руководителей).

Если сторона по делу не желает оформлять доверенность, можно ввести в процесс (только в гражданский процесс, не в арбитраж!) представителя по заявлению.

Для этого сторона заявляет ходатайство о допуске представителя в дело и в дальнейшем допущенное доверенное лицо пользуется всем комплексом прав и полномочий представителя. За исключением отдельно оговоренных в ч. 2 ст. 54 ГПК РФ, требующих оформления в доверенности. Но ввиду присутствия доверителя в этом нет необходимости: он самостоятельно реализует свои права.

Процесс представления интересов в судах различных инстанций – это сложная и требующая юридического опыта процедура. Желательно доверять защиту своих прав опытным юристам, что позволит минимизировать возможные риски и ошибки.

Рекомендуем к прочтению:

Авторский подкаст «Следователь Позвонит»

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 333
"Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 г. N 555 "О полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3289).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 333)

1. Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации (далее - полномочный представитель) осуществляет координацию деятельности по представлению интересов Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

2. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

3. Полномочный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. При представлении позиции Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации полномочный представитель действует от имени Правительства Российской Федерации без доверенности.

5. Полномочный представитель:

а) представляет сторону Правительства Российской Федерации при рассмотрении дел в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в иных случаях на основании приглашения Конституционного Суда Российской Федерации или Верховного Суда Российской Федерации соответственно;

в) представляет Правительству Российской Федерации проекты обращений Правительства Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

г) представляет Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации и заместителю Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, организующему законопроектную деятельность Правительства Российской Федерации, справки, содержащие информацию о принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (реквизиты, обстоятельства рассмотрения дела, сущность принятого решения);

д) вносит при необходимости в Правительство Российской Федерации предложения о мерах по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в том числе о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

е) координирует деятельность иных представителей Правительства Российской Федерации, представляющих интересы Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.

6. Полномочный представитель координирует свои действия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

7. Полномочный представитель при выполнении возложенных на него функций вправе:

а) запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации или Верховном Суде Российской Федерации заключения, материалы и иную информацию от федеральных органов исполнительной власти, учебных и научных организаций, подведомственных Правительству Российской Федерации, и получать ответ в течение 15 дней со дня своего обращения или в иной срок, указанный в требовании (запросе) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращении (повестке, письме) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации;

б) взаимодействовать в установленном порядке с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

в) пользоваться в установленном порядке информационными базами данных Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

8. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 333)

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 21, ст. 2459; 2009, N 36, ст. 4358; N 49, ст. 5971; 2012, N 39, ст. 5286):

а) в Регламенте Правительства Российской Федерации, утвержденном указанным постановлением:

в пунктах 110, 111 и абзаце первом пункта 112 слова ", Высший Арбитражный Суд Российской Федерации" в соответствующем падеже исключить;

пункт 115 изложить в следующей редакции:

"115. Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах в соответствии с настоящим Регламентом.";

в пункте 116 и абзаце втором пункта 117 слова ", Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации" заменить словами "и Верховном Суде Российской Федерации";

в абзацах первом и втором пункта 118 слова "и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" исключить;

в пункте 119 слова ", Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации" заменить словами "и Верховном Суде Российской Федерации";

пункт 121 изложить в следующей редакции:

"121. Представление интересов Правительства в Верховном Суде Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с одним из его заместителей. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации.";

дополнить пунктами 124.1 и 124.2 следующего содержания:

"124.1. Федеральные органы исполнительной власти в случае получения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, а также обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации в связи с рассмотрением ими дел, стороной по которым является Правительство, незамедлительно уведомляют об этом полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и направляют ему копии поступивших материалов.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам рассмотрения требования (запроса) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращения (повестки, письма) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, подлежит направлению полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации на рассмотрение в течение 14 дней со дня их получения федеральным органом исполнительной власти, но не позднее 10 дней до истечения срока, отведенного федеральному органу исполнительной власти на их исполнение.

Проект ответа федерального органа исполнительной власти рассматривается полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее срока, установленного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", требованием (запросом) Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, обращением (повесткой, письмом) Верховного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации.

При наличии замечаний полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти дорабатывает проект ответа и после доработки направляет его соответственно в Конституционный Суд Российской Федерации, судье Конституционного Суда Российской Федерации, в Верховный Суд Российской Федерации, судье Верховного Суда Российской Федерации.

В случае несогласия федерального органа исполнительной власти с позицией полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации вопрос рассматривается заместителем Руководителя Аппарата Правительства, организующим законопроектную деятельность Правительства, с участием руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя (по указанию руководителя) и полномочного представителя.

В случае если единая позиция не была выработана, решение относительно проекта ответа принимается Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства.

124.2. Полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации в 2-дневный срок после официального опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации представляет Заместителю Председателя Правительства - Руководителю Аппарата Правительства и заместителю Руководителя Аппарата Правительства, организующему законопроектную деятельность Правительства, справку, содержащую информацию о принятом постановлении (реквизиты, обстоятельства рассмотрения дела, сущность принятого решения).";

б) в подпункте "з" пункта 4 Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденного указанным постановлением, слова ", Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации" исключить.

Положение
о порядке представления интересов Министерства промышленности
и энергетики Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
в судах
(утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ
от 13 июля 2004 г. N 40)

Настоящее Положение разработано в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, и определяет порядок представления интересов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в судах, в том числе судах общей юрисдикции и арбитражных судах (далее - суд).

1. Представление интересов Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется в случаях:

предъявления в суд исковых требований к Министерству;

обращения Министерства в суд для разрешения возникшего спора;

получения из Правительства Российской Федерации документов, касающихся предъявления в суд исковых требований к Правительству Российской Федерации;

получения распоряжения Правительства Российской Федерации либо поручения Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение Правительства Российской Федерации) о представлении интересов Правительства Российской Федерации в суде в случае обращения Правительства Российской Федерации в суд для разрешения возникшего спора;

2. Поступающие в Министерство повестки, исковые заявления, поручения Правительства Российской Федерации о представлении Министерством его интересов в суде, определения и решения судов, исполнительные документы, а также связанные с ними материалы регистрируются Административным департаментом и направляются в Департамент правовых отношений.

Департамент правовых отношений выясняет в установленном порядке обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, осуществляет регистрацию этих материалов в специальном журнале и ведет их учет.

3. Департамент правовых отношений после выяснения обстоятельств, изложенных в поступивших материалах, и в иных случаях:

определяет необходимость участия представителей других структурных подразделений в судах в целях обеспечения интересов Министерства и Правительства Российской Федерации;

представляет, при необходимости, на подпись заместителю Министра поручение руководителю соответствующего агентства о представлении в Департамент правовых отношений сведений и документов, необходимых для представления интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в суде;

представляет, при необходимости, руководству Министерства предложения о привлечении адвокатов для представления интересов Правительства Российской Федерации в суде.

4. Руководитель соответствующего структурного подразделения Министерства по запросу Департамента правовых отношений обеспечивает участие специалистов этого структурного подразделения в судебном разбирательстве и (или) подготовку всех необходимых для защиты интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в суде материалов, документов, а также доказательств и предложений, определяющих позицию Министерства.

5. Полномочия представителя Министерства (Правительства Российской Федерации) фиксируются в доверенности, которая подписывается Министром.

Доверенность подготавливается Департаментом правовых отношений и визируется его руководителем (заместителем руководителя).

Департамент правовых отношений ведет учет доверенностей, выданных на представление интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судах.

6. Руководители структурных подразделений, специалисты которых осуществляли представление интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судах, адвокаты обязаны незамедлительно доложить в Департамент Правовых отношений о результатах рассмотрения дела в суде и в необходимых случаях подготовить предложения об обжаловании судебного акта или о мерах по его исполнению.

7. При представлении Министерством в судах интересов Правительства Российской Федерации Департамент правовых отношений подготавливает для направления в установленном порядке в Правительство Российской Федерации доклад о рассмотрении дела в суде в пределах сроков, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений.

В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству Российской Федерации (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации) Департамент правовых отношений незамедлительно представляет руководству Министерства доклад об этом и предложения об обжаловании решения суда, или о мерах по его выполнению для направления в Правительство Российской Федерации.

8. При поступлении в Министерство исполнительных документов Департамент правовых отношений подготавливает и представляет руководству Министерства предложения по механизму их исполнения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что до внесения соответствующих изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 604 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3176; 2000, N 41, ст. 4091), представление интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, а также федеральные службы, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации.

2. Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, выступают представителями Правительства Российской Федерации в суде по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего федерального органа исполнительной власти, по получении направленных им документов о привлечении Правительства Российской Федерации в качестве стороны по делу, поступивших в адрес Правительства Российской Федерации из соответствующего суда, и вправе совершать от имени Правительства Российской Федерации все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства Российской Федерации в суде из числа лиц, состоящих в штате этих органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов.

Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 950 "О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 2003).

что такое судебное представительство

Что такое судебное представительство? Это предусмотренные законом процессуальные действия, которые осуществляет гражданин, например, юрист в ходе судебного разбирательства, отстаивая интересы истца или ответчика.

Закон позволяет гражданам — участникам конфликтной ситуации самостоятельно вести дело в суде. Но если они не обладают определенными знаниями и навыками в области права и юриспруденции, то не смогут эффективно защищать свои права и интересы. Именно поэтому имеет смысл обратиться к юристу или адвокату за получением квалифицированной помощи.

Полномочия представителя оговариваются в доверенности. Порядок ее удостоверения зависит от правового статуса доверителя. Если истцом, ответчиком или третьим лицом выступает организация, доверенность подписывает ее руководитель. Гражданину следует оформить доверенность в нотариальной конторе.

Все нюансы взаимоотношений доверителя и представителя, в частности, стоимость услуг, объем работы, период ее выполнения, прописываются в соглашении об оказании юридических услуг.

Судебное представительство допускается при рассмотрении любой категории гражданских, административных дел и на всех стадиях разрешения спора.

Кто имеет право быть представителем в суде?

Процессуальные нормы строго оговаривают, кто имеет право представлять интересы других лиц при рассмотрении гражданских или административных споров. В числе главных условий закон называет:

  • Дееспособность.
  • Наличие доверенности.

Соблюдения этих требований будет вполне достаточно, чтобы защищать права граждан в мировых или районных судах. Если же дело рассматривается в других судебных инстанциях, к представителю предъявляются повышенные требования – наличие высшего профессионального образования в сфере юриспруденции или учёной степени, например, кандидата или доктора наук.

Некоторые категории граждан могут быть представителями в силу закона. Так, интересы детей может представлять их мать или отец. Оформлять каким-то образом свои полномочия или же иметь соответствующее образование не требуется. Однако родители вправе поручить ведение судебного дела профессиональному юристу.

В действующем законодательстве есть и запреты. Так, не вправе выполнять функции представителя работники суда, следственных органов, прокуратуры. Запрет не распространяется на случаи, когда указанные лица выступают в качестве законных представителей или же представляют в суде свои организации.

Какие документы должен иметь представитель?

Основной документ – это письменное полномочие быть представителем, иными словами – доверенность. Ее можно оформить в любом нотариальном офисе. Ничего самому писать ненужно, — все сделает нотариус. Главное объяснить ему, для чего и зачем требуется этот документ. Обычно судебная доверенность содержит в себе основные полномочия, которыми будет обладать представитель.

Иногда можно обойтись и без этого документа. Например, если интересы стороны по делу представляет юрист со статусом адвоката, то он может предъявить в суде собственное адвокатское удостоверение.

Также возможно представительство в суде по устному ходатайству, когда сторона процесса перед его началом выступает с соответствующей просьбой. Ходатайство о представлении интересов в суде обычно заявляют в начале судебного процесса. Однако не возбраняется это сделать на любой стадии, если возникла необходимость пригласить в суд специалиста.

Как правило, взаимоотношения гражданина и представителя базируются на другом документе – договоре. В случае с адвокатом это будет соглашение об оказании юридической помощи. Составление этого документа прямо регламентируется законом «Об адвокатской деятельности в РФ».

С юристом без статуса заключается самый обычный договор об оказании услуг, в котором предусматриваются основные условия и правила. Но договор или соглашение, в отличие, от доверенности или адвокатского удостоверения, предъявлять в суде не нужно. Это понадобится только в том случае, если какая-либо сторона по делу попытается взыскать судебные расходы.

В этом случае нужен сам договор, а также документ, который подтверждает несение денежных расходов на оплату услуг представителя. Ходатайство (заявление) о возмещении судебных расходов можно заявить до удаления суда в совещательную комнату. Либо сделать это (подать заявление) уже после того, как решение суда вступило в законную силу.

Нужно ли представителю юридическое образование в 2022 году?

Еще одним необходимым документом может являться диплом юриста, или наличие научной степени в юридической сфере. До 2019 года в законе не было упоминаний об этом. Однако в закон внесли поправки, которые существенным образом изменили текущую ситуацию.

В ряде судебных процессов представитель ответчика или истца должен доказать суду, что он обладает профессиональным юридическим образованием. Подтвердить это можно, представив документы об образовании:

  1. Диплом об окончании образовательного учреждения
  2. Свидетельство о наличии научной степени в области права

Если дело рассматривает мировой судья или федеральный судья районного суда, то подтверждать свое образование не нужно. Но если решения этих судебных инстанций были обжалованы, и дело передано вышестоящему суду, наличие юридического образования будет обязательным.

Документ об образовании должен быть представлен в подлиннике. Копия допускается в том случае, если ее достоверность должным образом удостоверена. Оформить копию диплома можно у любого нотариуса.

В каких делах нужен представитель?

Закон это не регламентирует. Нет обозначенного перечня гражданских дел, в которых обязательно должны участвовать представители. Это означает, что абсолютно любой человек, в любом гражданском деле может лично себя защищать. Вопрос в другом, — будет ли такая защита эффективной, если дело непростое?

При рассмотрении самых обычных типовых дел услуги представителя вряд ли потребуются. Например, можно самому подать в суд исковое заявление о разводе и при этом не приглашать в суд представителя. Исход такого дела практически предрешен, с ведением такого дела в суде справится любой гражданин.

Но есть дела сложные, когда нужно доказывать наличие или отсутствие самых различных фактов и обстоятельств, когда нужно знать, как сформировать правовую позицию по делу, какие доказательства представить и как их добыть. Такую работу лучше доверить специалисту.

Как оформить договоренность с представителем?

Ранее указывалось, что необходим договор или соглашение. Самое главное – обговорить все существенные условия, а именно:

  • Какой объем работы должен выполнить представитель
  • В какую сумму выльется судебное представительство
  • В каком порядке и в какие сроки будет производиться оплата.

Естественно, что оформлять такой договор у нотариуса не нужно. Наличие подписей заказчика и исполнителя будет вполне достаточно для того, чтобы договор имел необходимую юридическую силу.

При желании стороны в любой момент могут его изменить, например, скорректировать предмет договора или же условия о порядке и размере вознаграждения представителя. Любые изменения должны быть оформлены так же, как и сам договор, — то есть в письменной форме.

Нужно ли присутствовать в суде, если есть представитель?

Решение этой дилеммы находится в компетенции истца или ответчика. Если у стороны по делу есть юрист, который представляет его интересы, в суд можно не ходить. Если выбран этот вариант, следует знать, что свое отсутствие в судебном заседании нужно оформить в письменном виде.

Следует подать заявление, в котором указать о своем отношении к иску и просить суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель, если он юрист, проведет дело без своего доверителя, при необходимости даст показания, представит доказательства, примет участие в их исследовании и выступит с заключительной речью.

Выводы

Итак, что такое судебное представительство? Это представление интересов одного гражданина другим. Правила 2022 года позволяют любому участнику гражданского дела может пригласить в суд свое доверенное лицо, — представителя. Обычно в такой роли выступают профессиональные юристы.

Представительство возникает на основании договора, который заключается между сторонами. Также необходима доверенность, где перечислены все полномочия представителя. Закон допускает и представительство в суде по устному ходатайству, когда его заявляет участник судебного разбирательства.

В ряде случаев и доверенность не нужна, если в деле принимают участие законные представители. Например, таковыми считаются родители или опекуны, представляющие интересы несовершеннолетнего гражданина при рассмотрении какого-либо гражданского дела.

В мировом и районном суде юристу не обязательно доказывать наличие профессионального образования. Но если дело рассматривает апелляционная, кассационная инстанция, то справки об окончании юридического ВУЗа будут обязательными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: