О ком говорится в суре ан наба что они будут стоять рядами в день суда

Обновлено: 24.04.2024

О том, в чем они разногласят [ведь кто-то отрицает жизнь после смерти, а кто-то утверждает, что она есть; кто-то описывает Рай так, а иной — по-другому; спорят о том, насколько вечен Ад и т. п.].

Нет же [пусть забудут обо всех своих домыслах и спорах], они скоро узнают [кто-то с приходом собственной смерти, а кто-то, если доживет, с наступлением Конца Света. Все обещанное станет явью, но у всего свой срок].

И все-таки нет же! Скоро они узнают [пусть не сомневаются].

Но прежде присмотритесь к тому, что вас окружает. Всмотритесь. Может, через это вам откроется правда, изложенная заключительным Божьим посланником.

Разве Мы [говорит Господь миров] не сделали [для вас] землю [подобно] постели [уютной и просторной? Попробуйте лечь посреди поля и почувствовать, сколь прекрасна жизнь и как уютна земля, несмотря на свои размеры, географическое разнообразие и постоянное движение в космическом пространстве].

А горы [сделали] кольями (столбами) [глубоко вкопанными в землю].

Мы сотворили вас парами. [Попробуйте-ка прожить жизнь в одиночестве. Это — невыносимо. Тяга к поиску своей второй половинки и стремление обрести семейное счастье заложены в вас. Но нахождение и обретение не каждому дается во всей полноте и великолепии. Поймите и стремитесь.]

Ваш сон Мы сделали покоем (отдыхом). [Можете поинтересоваться у тех, кто страдает бессонницей, каково это — жить без здорового сна. Вы пользуетесь этим естественным покоем каждый день, отдыхая, набираясь сил и в очередной раз «воскрешаясь» утром обновленным человеком.]

Ночь Мы сделали одеждой (одеянием) [она словно накрывает небосвод, окутывает его].

День Мы сделали жизнью (средством, необходимым для жизни) [временем активности].

Над вами Мы построили семь сильных (крепких, мощных) [небес, которые с течением тысячелетий не устаревают и не разрушаются, в отличие от ваших построек. Выстроенное Богом исправно работает, несмотря на свою огромность и сложность. Семь небес еще не изучены людьми и им до сих пор неизвестны даже сроки начала жизни на Земле].

Мы сделали [сотворили в космическом пространстве] ослепительно яркое светило [солнце, которое согревает все живое на земле].

С «выжимающих» [воду] дождевых облаков Мы низвели [и низводим] много воды. [Небо периодически в разных уголках планеты в определенном количестве орошает землю, вода не иссякает. «Механика» природного круговорота воды установлена самим Творцом, а потому без Его повеления не сможет испортиться или остановиться.]

78:15, 16

[Низвели] чтобы вывести ею (водою) [из земли] семена (зерна) и растения, а также густые сады (заросли).

Поистине, День разделения [на группы и вынесения решения по каждому] уже имеет срок (определенное назначенное время). [По его наступлению настанет Конец Света, вслед за которым — всеобщее Воскрешение и Суд Божий, где по каждому будет вынесено решение, не подлежащее обжалованию и пересмотру.]

В тот День прозвучит [второй] звук Горна (Трубы, Рога) [и все мертвое оживет, воскреснет]. Вы придете группами (толпами) [будете разгруппированы по отличительным земным качествам и характеристикам].

Небо откроется и окажется [состоящим из] дверей. [Оно преобразится, и со всех его сторон откроются врата. Параллельные друг другу миры — ангелов, людей и джиннов — перейдут в одну плоскость, в одно пространство, без небесных или иных разделяющих преград.]

Горы будут приведены в движение и окажутся миражом [превратятся в пыль, будто их и не было].

Воистину, Ад — засада [в которой ангелы, смотрящие за порядком и охраняющие Ад, ожидают безбожников].

[Он —] пристанище (приют) для творивших беззаконие [грешивших в земной жизни, да так и не исправившихся].

Их пребывание там продлится века. [О днях или годах говорить не приходится. Будет лишь вечность, которая не имеет конца.]

78:24-26

[ Ля Йазукуна Фиха Бардаан Уа Ля Шарабаа. (24) Илля Хамимаан Уа Гассакаа. (25) Джаза`ан Вифакаа. (26) ]

Ни прохлады они там не почувствуют, ни питья иметь не будут, кроме кипятка и гноя [стекающего с тел обитателей Ада в резервуары для питья], что явится соответствующим [для них] наказанием [за земной образ жизни].

Поистине, они не стремились [не готовились] к ответу (к отчету) [за земную жизнь, ведь не верили в жизнь после смерти, а если и говорили об этом, то лишь философски рассуждая].

Они яро (настойчиво) отрицали Наши знамения [в том числе и заключительное Священное Писание].

Мы [продолжает Господь миров] все [до мелочей] охватили, записав [все зафиксировав, задокументировав, ничего из земной жизни каждого индивидуума не упустив из виду].

А теперь вкусите. Мы ничего и никогда вам не прибавим, кроме мучений (страданий).

78:31-36

[ Инна Лильмуттакыйна Мафазаа. (31) Хада`ика Уа А`набаа. (32) Уа Кауа`иба Атрабаа. (33) Уа Ка`саан Дихакаа. (34) Ля Йасма`уна Фиха Лягуан Уа Ля Киззабаа. (35) Джаза`ан Мин Раббика `Ата`ан Хисабаа. (36) ]

Воистину, набожным [сторонившимся в мирской обители явно запретного и выполнявшим в меру своих возможностей обязательное, уготовано] место успеха (победы) [райская обитель]; сады и виноградники; молодые девушки, являющиеся сверстницами[1]; чаши, полные [райских напитков, неописуемых по вкусу и аромату]. Они не услышат там пустословия [никто не будет надоедать, раздражать своей речью] и обвинений во лжи [споров и разбирательств]. [Все это, как и многое другое, что не описать земными словами, —] воздаяние от Господа, являющееся [всесторонне] полным [не приедающимся в своем разнообразии и все удовлетворяющим, щедрым] дарованием[2].

Вопрос. Если мужчина заслужил попасть в Рай, то ему предоставляется выбор женщин, женщине — выбор мужчин. Но если в этом мире ты чист, верен жене (или мужу), то зачем тебе другая(ой)?

Ответ. В Раю то, что пожелает человек. А потому того, чего он не желает, там для него не будет.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

* А для женщин-обитательниц Рая — молодые юноши, являющиеся сверстниками.

Эта мекканская сура, как и многие другие, получила такое название по её первому аяту.

Главная тема суры — Судный день и воскрешение. Также в ней упоминается о людях, отрицавших этот великий день и отказавшихся признать, что воскрешение и справедливое воздаяние действительно грядут.

Нетрудно проследить связь между названием суры и её главной темой, потому что великая весть, упоминаемая в ней, — это и есть Судный день, расчёт и воздаяние.

Видна связь и между началом и концом данной суры. Начинается она с вопроса, имеющего своей целью осуждение и порицание отрицающих воскрешение. А завершается сура аятами, в которых подчёркивается истинность Судного дня.

Также существует тесная связь между концом предыдущей суры «Посылаемые» и началом данной суры. Та сура завершается аятами, посвящёнными тем, кто отрицал Судный день и воскрешение: «Горе в тот день обвиняющим во лжи! В какой же рассказ после этого вы уверуете?» (сура 77 «Весть», аяты 49–50) .

А данная сура начинается с аятов, в которых продолжается та же тема: «О чём они расспрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся во мнениях» (сура 78 «Весть», аят 1–3) .

Эти две суры имеют много общего, так как обе они повествуют о Судном дне и участи верующих и неверующих, а также о людях, которые отрицали Судный день, и доказательствах истинности Судного дня, воскрешения и воздаяния.

Вопрос многобожников о воскрешении

О чём они расспрашивают друг друга?

О великой вести,

относительно которой они расходятся во мнениях.

Но нет, скоро они узнают!

Ещё раз нет, скоро они узнают!

Эта часть суры непосредственно связана с главной темой суры — Судным днём, поскольку под великой вестью подразумевается воскрешение, относящееся к событиям Судного дня.

Это обращение, в первую очередь, к мекканским язычникам, которые не называются потому, что всё и так очевидно, а также как выражение пренебрежения к ним, но в действительности оно адресовано всякому отрицающему воскрешение и воздаяние.

Эти люди вопрошали друг друга или же они спрашивали верующих о Судном дне и воскрешении, демонстрируя неверие в воздаяние и расчёт. В этих аятах Всевышний Аллах угрожает этим скверным и жалким людям, обещая, что «они узнают». Они узнают, что эта великая весть была истинной. Судный день неотвратим, и когда он настанет, отрицавшие его уже не смогут отрицать очевидное, и этот день будет тяжким и страшным для них.

Чудеса Всевышнего во Вселенной

Разве Мы не сделали землю ложем,

а горы — колышками?

Мы сотворили вас парами,

и сделали ваш сон отдыхом,

и сделали ночь покрывалом,

и сделали день временем деятельности,

и воздвигли над вами семь твердынь,

и установили пылающий светильник,

и низвели из облаков обильно льющуюся воду,

чтобы взрастить ею зёрна и растения

и густые сады.

Эта часть суры связана с главной темой суры, поскольку упоминаемые чудеса Всевышнего во вселенной призваны служить дополнительными доказательствами могущества Всевышнего Аллаха: Тот, Кто сотворил всё это, способен и воскресить человека после смерти и подвергнуть его расчёту и воздать ему по заслугам.

Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку продолжается тема Судного дня и воскрешения.

Эти люди отрицали воскрешение и задавали вопросы о Судном дне, свидетельствующие о том, что они не веруют в него и считают его чем-то невероятным: мол, неужели такое возможно? Неужели мы будем воскрешены? Поэтому вполне уместно было напомнить этим людям о том, сколько всего удивительного и прекрасного сотворил Всевышний Аллах, и указать им на Его чудеса во вселенной. Это напоминание суть свидетельство в пользу истинности той великой вести, которую они отказывались признавать, то есть Судного дня.

Всевышний Аллах призывает этих людей посмотреть вокруг и задуматься. Ведь всё, что они видят, — это творения Аллаха и свидетельства Его совершенного знания и безграничного могущества. Разве не сотворил Он землю приспособленной для жизни человека на её поверхности? Вне всяких сомнений, Всевышний Господь сотворил её именно такой. Как же могут живущие на этой земле и видящие её каждый день люди не верить в способность Всевышнего воскресить людей и подвергнуть их расчёту?

Всевышний также создал горы, которые подобны укрепляющим землю колышкам. Наука давно доказала, что горы смягчают влияние того, что происходит в недрах земли, на её поверхность, и благодаря им люди могут жить на земле, не страдая от постоянного движения земной коры и разрушительных землетрясений. В горах много удивительного. Примечательно также, что горы являются природными хранилищами воды, ведь множество рек берут своё начало именно в горах.

И Он создал разные живые существа парами, то есть особи женского и мужского пола, в чём заключена великая мудрость. Согласно некоторым объяснениям, имеются в виду не только представители разных полов, но и разновидности творений Всевышнего вообще.

Всевышний Аллах также сделал сон отдыхом, ночь — временем покоя после дневных трудов, а день — напротив, временем активной деятельности, когда человек трудится, добывая пропитание и делая необходимое для его жизни.

И Господь миров сотворил семь небес, устроенных самым удивительным образом. Они для нас подобны кровле, не имеющей притом никаких опор. Это великое творение, несомненно, относится к явным доказательствам могущества Всевышнего и, как следствие, Его способности воскресить умерших и подвергнуть их расчёту.

И Он, Всевышний, создал солнце, которое дарит нам необходимое тепло и свет и без которого жизнь на нашей планете была бы невозможной. Это светило не гаснет вот уже много тысяч лет и является ещё одним подтверждением могущества Всевышнего Творца.

И Он, Всевышний, создал облака, которые обильно проливают воду, и благодаря этой воде земля производит растения, которыми питаются люди и животные.

И Он же сотворил прекрасные сады.

И всё это сотворено самым гармоничным образом, как некая сложно и тонко устроенная система, в которой каждый элемент выполняет свою важную и уникальную роль.

Все эти чудеса Всевышнего во Вселенной — неопровержимые доказательства Его могущества, а значит, и способности явить Судный день, воскресить людей и воздать им за их деяния.

События Судного дня

Поистине, День различения назначен [на определённое время].

В тот день протрубят в рог, и вы придёте толпами,

и небо раскроется и станет вратами,

и горы придут в движение и станут маревом.

Поистине, Геенна — засада

и место возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного.

Они останутся там на веки вечные,

не вкушая ни прохлады, ни питья,

а только кипяток и гной.

Это будет подобающим возмездием.

Поистине, они не ожидали расчёта

и полностью отрицали Наши знамения.

Мы же всякую вещь подсчитали и записали.

Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений.

Связь этой части суры с её главной темой очевидна, поскольку речь в ней идёт как раз о событиях Судного дня. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку после упоминания о некоторых чудесах Всевышнего во вселенной, которые являются доказательством безграничного могущества Господа и, соответственно, истинности Судного дня, начинается повествование о событиях самого Судного дня.

Эти люди вопрошали о Судном дне, считая его чем-то невероятным и насмехаясь над верующими в него, поэтому Всевышний Аллах поведал о том, что будет происходить в этот великий день и какие мучения постигнут неверующих.

Судный день наступит в назначенный Всевышним срок, не раньше и не позже. Эпоха земного существования творений завершится и для них начнётся жизнь вечная. В этот день Всевышний Аллах будет вершить суд над творениями.

Ангел Исрафиль (мир ему) подует в рог. Этот рог относится к миру сокровенного, и мы не знаем о нём ничего, кроме названия. Речь идёт о втором дуновении в Рог, которое ознаменует собой воскрешение творений. Люди поднимутся из могил и соберутся, чтобы предстать перед своим Господом для расчёта и воздаяния. Небеса разверзнутся для нисхождения ангелов или же будут представлять собой куски, так что в них появится множество «дверей».

Горы будут вырваны со своих мест и обратятся в прах, уподобившись миражу.

Геенна, так долго поджидавшая своих обитателей, станет для неверующих вечной обителью, местом постоянного пребывания. Она для них словно вражеская засада: никто из них не хотел бы попадать в неё, но она как сидящий в засаде враг окружает их и делает навечно своими беспомощными пленниками. И существование их в этой страшной огненной обители будет поистине ужасным. Там у них не будет желанной прохлады и сколько-нибудь приятного и утоляющего жажду питья — только кипяток и сок из тел горящих в ней людей. Там им не будет отдыха. И это будет справедливым воздаянием.

Смысл суры

Смысл суры "Весть" (Фото: SHAHZAIB AKBER/ТАСС)

Коран, как известно, состоит из сур, а суры из аятов. Тем не менее, Коран также поделен ровно на 30 одинаковых частей – джузов. Поскольку каждый джуз не всегда бывает разделен сурами, их название происходит от первого слова. Например, последний 30 джуз Корана известен под названием «Амма» - это первое слово 78 суры, которая называется «Весть».

Эта сура открывает собой последний джуз Корана, в котором обнаруживаются самые короткие суры. В большинстве своем эти суры были ниспосланы в Мекке. В мекканский период язычники насмехались над проповедью Посланника Аллаха (мир ему) и подвергали сомнению его слова о будущей жизни.

Название суры взято из второго аята. Слово «наба» подразумевает весть о Дне Воскрешения, а также будущей жизни, чему посвящены все 40 аятов этой суры.

Аяты 1 – 4: Вопрос вероубеждения

Всевышний Аллах задает вопрос: «О чем они расспрашивают друг друга?». Это риторический вопрос, который задается с целью произвести эффект на читателя.

Уже в следующем аяте дается ответ: «О великой вести» (относительно Воскрешения и Следующей жизни). То есть, смысл вопроса в том, что, вместо того чтобы готовиться, люди расспрашивают друг друга относительно неотвратимого.

Очень скоро они поймут, что День Воскрешения и будущая жизнь реальны. Это подчеркнутое и подтвержденное предупреждение для тех, кто настойчиво отрицает неизбежность этого Дня.

Аяты 5 – 16: Великодушие Аллаха по отношению к человечеству

Всевышний Аллах явил доказательства Своей мощи. Он создал землю ровной, а горы установил для устойчивости земной поверхности. Он создал людей парами – мужчинам и женщинами, и создал сон для их отдыха.

Он создал ночь, которая покрывает собой день как покрывало. А день создал для того, чтобы люди искали себе заработок и пропитание.

В прекрасно спроектированной Вселенной Земля находится на своей собственной орбите, вращаясь вокруг поддерживающего жизнь Солнца. И Он послал дождь в изобилии, чтобы облегчить рост растительности всех видов, от зерна до роскошных садов.

Аяты 17- 30: Описание Дня Воскрешения и Ада

В этих аятах Всевышний Аллах говорит, что время Дня Суда уже назначено. Знаком его наступления станет звук Рога. Люди восстанут из своих могли и последуют толпами к месту Суда. Небо откроется как врата, а горы будут сотрясаться, пока не развеются пылью как мираж.

Все это непременно произойдет. Ад в тот День будет ждать тех, кто не веровал при жизни и преступал законы Аллаха. Там они будут жить на протяжении продолжительного времени. Они не ощутят ни прохлады, ни утоления жажды. Адским обитателям в качестве самых холодных напитков будет предложен только кипяток и гной из ран обитателей Огня. Эти страдания соразмерны преступлениям и злу, которые грешники творили при жизни.

Неверующие не ожидали, что будут привлечены к ответственности. Они беспечно отрицали Откровения. Они не боялись расплаты и считали проповедь Истины ложью. Однако все было четко записано. Теперь они воочию увидят результаты своего труда. Адских обитателей не ждет ничего, кроме увеличения и без того ужасных мучений.

Аяты 31 – 37: Дары праведникам

Праведники, те, кто боялись Господа и следовали Его указаниям, преуспеют – они будут спасены от Огня Ада и будут вознаграждены. Они получат все, что только пожелают. И больше никогда они не услышат пустословия или лжи. Это бесконечные блага Милосердного Создателя по отношению к праведникам.

День Воздаяния будет настолько поражать воображение, что никто из творений Всевышнего не сможет произнести и слова без Его разрешения.

Аяты 38 – 40: День торжества Истины

В День Воскрешения ангел Джибриль и другие ангелы все без исключения соберутся вместе и выстроятся рядами. Никто в тот День не будет говорить, пока ему не разрешат. Но даже когда им позволят, они не смогут сказать ничего, кроме правды. Поскольку этот День – День Истины.

Этот День несомненно настанет, поэтому тот, кто хочет преуспеть в тот День, должен стремиться к Аллаху посредством своей веры и праведных деяний.

Таким образом, человечество предупреждено о том, что их непременно ждет в будущем. Каждый в День Суда увидит результат своих деяний. После этого, многие из людей пожелают остаться на земле. Неверующие будут кричать от разочарования: «Эх, если бы я был прахом!».

Эта мекканская сура получила название по её первому аяту. Она посвящена Судному дню и подтверждению его истинности и неизбежности, а также содержит историю пророка Мусы (мир ему) и Фараона и упоминание о воздаянии, которое ожидает верующих и неверующих.

Связь между названием суры и её главной темой хорошо заметна, поскольку вырывающие — это ангелы, забирающие душу умирающего человека, а в суре раскрывается тема смерти и загробной судьбы человека, а также Судного дня и воздаяния.

Между началом и концом данной суры также существует тесная связь. Начинается она с клятвы, призванной подтвердить истинность и неотвратимость Судного дня и воздаяния. А завершается сура новым упоминанием о Часе, то есть о Судном дне, и подтверждением его неизбежности.

Нетрудно проследить и связь между началом данной суры и концом предыдущей суры «Весть». Если та сура заканчивается упоминанием о Судном дне и о событиях, которые будут происходить в этот великий и страшный день, то данная сура, по сути, продолжает ту же тему, поскольку начинается с клятвы, целью которой является подтвердить истинность Судного дня и подчеркнуть, что он непременно настанет, и что воскрешение грядёт и никому не избежать воздаяния.

Вообще эти две суры довольно тесно связаны между собой. Их объединяет общая тема. Это тема мира вечного, Судного дня, воскрешения, расчёта и воздаяния. В обеих сурах подчёркивается истинность Судного дня и неизбежность расчёта и воздаяния. В обеих сурах содержатся описания Судного дня и связанных с ним событий. Также в обеих сурах упоминаются люди, отрицающие Судный день и приводящие разные несостоятельные аргументы, в силу которых Судный день и воскрешение, по их мнению, невозможны. Кроме того, в обеих сурах упоминается о наказании, ожидающем неуверовавших, и о благом воздаянии, ожидающем верующих после воскрешения.

Картины Судного дня

Клянусь вырывающими [души неверующих] жестоко,

извлекающими [души верующих] осторожно,

плывущими стремительно,

опережающими уверенно

и исполняющими повеления.

В тот день сотрясётся сотрясающаяся [раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут],

вслед за чем последует ещё одно сотрясение [раздастся второй трубный глас, после которого начнётся воскрешение].

В тот день затрепещут сердца

и потупятся взоры.

Они говорят: “Неужели мы вернёмся в прежнее состояние?

После того как станем истлевшими костями?!”

Они говорят: “Если так, то это будет невыгодное возвращение!”

Но раздастся лишь один глас,

и все они окажутся на поверхности земли.

Эта часть суры тесно связана с общей темой, поскольку в основном представляет собой описания Судного дня и содержит упоминание о тех, кто отказался уверовать в этот день.

Всевышний Аллах клянётся ангелами, которые забирают души умирающих: души верующих — мягко, а души неверующих — жестоко; а также сопровождающими души верующих в небеса и сообщающими благую весть об их прибытии; и ангелами, которые по велению Господа распоряжаются небесами и землёй, поддерживая их в порядке. Назначением клятвы является указать на неизбежность описываемых далее событий, которые будут происходить в Судный день, а значит, и на неизбежность самого Судного дня. Раздастся первый трубный глас — ангел Исрафиль (мир ему) подует в рог по велению Всевышнего Господа. За ним последует второй трубный глас, который ознаменует собой воскрешение мёртвых.

Когда это произойдёт и люди поднимутся из могил, сердца тех, кто не веровал в воскрешение и воздаяние, будут трепетать от страха, взоры их будут потуплены, а сами они будут пребывать в величайшем унижении.

Язычники-курайшиты, когда им говорили о том, что они будут воскрешены после смерти, восклицали: «Да неужели после смерти мы вновь будем возвращены в прежнее положение, то есть в наши мёртвые тела вновь вернётся жизнь? Неужели это произойдёт после того, как наши кости истлеют в могилах? О нет, это невозможно». Они также говорили, отказываясь уверовать в воскрешение: мол, если бы это могло произойти, то это было бы скверным возвращением для нас, если исходить из того, чем угрожает нам Мухаммад!

Но нет! Когда раздастся трубный глас, все эти люди выйдут из своих могил и увидят воочию то, что они так упорно отрицали. Они окажутся на поверхности земли после того, как были в её чреве, дабы предстать перед Господом миров и отвечать за свои слова и деяния в земной жизни.

История пророка Мусы и Фараона

Дошёл ли до тебя рассказ о Мусе?

Вот Господь его воззвал к нему в священной долине Тува:

“Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного,

и скажи: “Не следует ли тебе очиститься?

Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты устрашишься [как подобает богобоязненному]”.

Он показал ему величайшее знамение,

но тот счёл его ложью и ослушался,

а потом отвернулся и принялся усердствовать.

Он собрал толпу и громко воззвал,

и сказал: “Я ваш Всевышний Господь!”

Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни.

Поистине, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен.

История Мусы (мир ему) и Фараона полна бесценных уроков и несомненно является назиданием для каждого богобоязненного верующего.

Чудо, явленное Всевышним, когда море расступилось для Мусы (мир ему) и его соплеменников, а потом сомкнулось, погубив Фараона и его воинство — одно из явных доказательств всесилия и могущества Всевышнего. Кто способен явить подобное, Тот, вне всяких сомнений, способен и воскресить людей и подвергнуть их расчёту и воздать им по заслугам. И это напоминание о том, что как способен Всевышний Аллах подвергнуть неверующих ослушников наказанию в земной жизни, как это было с Фараоном, так и способен Он подвергнуть этих неверующих и грешников заслуженному наказанию в Аду в мире вечном.

Таким образом, связь этой части суры с её главной темой очевидна.

Также эта история призвана стать напоминанием и назиданием для неверующих — как мекканских язычников, так и других отрицающих воскрешение и воздаяние во все времена и во всех местах. Ведь это история неуверовавших, которые возгордились и отказались уверовать в Господа миров и Его совершенство, могущество, знание и мудрость, и на них обрушилась ужасная кара. И у тех, кто вступает на тот же путь, есть все основания опасаться подобной участи. Если даже наказание не постигнет их в этом мире, то в мире вечном им его точно не избежать, ибо такова справедливость Аллаха: Он воздаёт справедливо, и этого воздаяния никому не избежать.

Мусе (мир ему) было велено призвать Фараона к вере и единобожию, и он сделал это наилучшим образом и явил ему знамения, подтверждающие истинность его пророческой миссии. Фараон же не внял этому искреннему и мудрому призыву, и ополчился вместе со своими людьми против Мусы (мир ему) и уверовавших, и всё закончилось для этого тирана и его приспешников самым печальным образом. Это явный повод задуматься и для мекканских язычников, ибо их положение и поведение по отношению к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его призыву по сути мало чем отличалось от поведения Фараона и его людей по отношению к Мусе (мир ему) и его призыву. А призывали эти два Божьих пророка к одному и тому же.

Кроме того, эта история призвана послужить утешением для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и всех верующих. Фараон со своей гордыней и жестокостью причинил много страданий и вреда тем, кто уверовал, но в конце концов был уничтожен Всемогущим Господом, и век ему подобных в действительности недолог, и им придётся понести наказание за всё, что они вершили в земной жизни.

Свидетельства могущества Аллаха

Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его,

поднял его своды и сделал его совершенным.

Он сделал его ночью тёмным и вывел утреннюю зарю.

После этого Он распростёр землю,

вывел из неё воду и пастбища

и утвердил на ней горы

во благо вам и вашему скоту.

Эта часть суры имеет непосредственное отношение к главной теме суры, поскольку содержит упоминание о свидетельствах могущества Всевышнего, то есть очередных доказательствах Его способности воскресить людей и подвергнуть их расчёту.

Всевышний Аллах предлагает мекканским язычниками и им подобным людям, отрицающим воскрешение, задуматься, что труднее создать: их самих или же огромные по своим размерах и очень сложные по своему устройству небеса и землю? Несомненно, небеса и земли — творения поистине грандиозные по своим масштабам, и способный сотворить их вне всяких сомнений способен создать творения, которые значительно уступают им в размерах.

А воссоздать творения после первого сотворения ещё легче, чем создать их в первый раз. И как создал Он эту прекрасно и сложно устроенную землю, на которой мы живём и на которой есть всё необходимое для нашего существования, и как сотворил Он нас самих, так же и воскресит Он нас после смерти и соберёт в Судный день для расчёта, как и обещал, и ничего невозможного и невероятного в этом нет.

События Судного дня

Когда же наступит Величайшее бедствие [День воскресения],

в тот день человек вспомнит о том, в чём он усердствовал,

и Ад предстанет пред очами тех, кто будет видеть.

Тому, кто преступил границы дозволенного

и отдал предпочтение земной жизни,

пристанищем будет Ад.

Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом [в День расчёта] и удерживал себя от страстей,

пристанищем будет Рай.

Связь данной части суры с её главной темой очевидна, поскольку речь в ней идёт о событиях Судного дня и о воздаянии, которое ожидает верующих и неверующих.

В этот день, который будет тяжким для неуверовавших, каждый человек увидит результаты своих трудов и своих деяний в земной жизни. Он получит список с записью этих деяний и вспомнит всё то благое и скверное, что он делал. И в тот день люди воочию увидят Ад. Сообщается, что верующий увидит его лишь для того, чтобы острее почувствовать милость Аллаха, Который помог ему следовать прямым путём, ведущим в Рай, тогда как неверующий сначала увидит Ад, а потом войдёт в него и останется там. В этот день люди разделятся на обитателей Рая и обитателей Ада. Те, которые предпочитали мир этот миру вечному, и отказывались от покорности Господу, войдут в Ад. А богобоязненные, которые были покорны Господу и не шли на поводу у своих страстей, войдут в Рай.

Многобожники вопрошают о времени наступления Судного дня

Тебя спрашивают о Часе: “Когда же он настанет?”

Что можешь ты сказать о нём?

Только твой Господь ведает об этом.

Поистине, ты всего лишь предостерегающий увещеватель для тех, кто опасается этого.

В тот день, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь послеполуденные часы или утро.

Эта часть суры также связана с основной темой суры, поскольку продолжается тема Судного дня. Многобожники, отрицавшие воскрешение и Судный день, вопрошали с усмешкой: мол, когда же наступит этот день, который ты, о Мухаммад, обещаешь нам?

Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не мог ответить на этот вопрос и это не было частью его пророческой миссии, ибо по мудрости Своей Всевышний Аллах сохранил это знание в тайне, и только Ему известно время наступления Судного дня.

Задачей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было сообщить людям о том, что этот день грядёт, о том, что он непременно настанет, и о событиях, которые будут происходить в этот день. И когда этот страшный день наступит, то этим неуверовавшим покажется, что они не пробыли в этом мире и части дня — столь короткой покажется им вдруг их земная жизнь, вне зависимости от того, сколько лет они прожили.

Это указание на то, что время наступления Судного дня не имеет никакого значения. Важно, что он наступит непременно, что он неизбежен, а значит, к нему нужно готовиться — готовиться так, чтобы вступить в мир вечный с искренней верой в Создателя, достойным запасом благих дел, совершённых с искренним намерением, ради Него, и надеждой на то, что дорога наша будет лежать в Рай, а не в Ад.

Смысл суры

Коран, как известно, состоит из сур, а суры из аятов. Тем не менее, Коран также поделен ровно на 30 одинаковых частей – джузов. Поскольку каждый джуз не всегда бывает разделен сурами, их название происходит от первого слова. Например, последний 30 джуз Корана известен под названием «Амма» - это первое слово 78 суры, которая называется «Весть».

Эта сура открывает собой последний джуз Корана, в котором обнаруживаются самые короткие суры. В большинстве своем эти суры были ниспосланы в Мекке. В мекканский период язычники насмехались над проповедью Посланника Аллаха (мир ему) и подвергали сомнению его слова о будущей жизни.

Название суры взято из второго аята. Слово «наба» подразумевает весть о Дне Воскрешения, а также будущей жизни, чему посвящены все 40 аятов этой суры.

Аяты 1 – 4: Вопрос вероубеждения

Всевышний Аллах задает вопрос: «О чем они расспрашивают друг друга?». Это риторический вопрос, который задается с целью произвести эффект на читателя.

Уже в следующем аяте дается ответ: «О великой вести» (относительно Воскрешения и Следующей жизни). То есть, смысл вопроса в том, что, вместо того чтобы готовиться, люди расспрашивают друг друга относительно неотвратимого.

Очень скоро они поймут, что День Воскрешения и будущая жизнь реальны. Это подчеркнутое и подтвержденное предупреждение для тех, кто настойчиво отрицает неизбежность этого Дня.

Аяты 5 – 16: Великодушие Аллаха по отношению к человечеству

Всевышний Аллах явил доказательства Своей мощи. Он создал землю ровной, а горы установил для устойчивости земной поверхности. Он создал людей парами – мужчинам и женщинами, и создал сон для их отдыха.

Он создал ночь, которая покрывает собой день как покрывало. А день создал для того, чтобы люди искали себе заработок и пропитание.

В прекрасно спроектированной Вселенной Земля находится на своей собственной орбите, вращаясь вокруг поддерживающего жизнь Солнца. И Он послал дождь в изобилии, чтобы облегчить рост растительности всех видов, от зерна до роскошных садов.

Аяты 17- 30: Описание Дня Воскрешения и Ада

В этих аятах Всевышний Аллах говорит, что время Дня Суда уже назначено. Знаком его наступления станет звук Рога. Люди восстанут из своих могли и последуют толпами к месту Суда. Небо откроется как врата, а горы будут сотрясаться, пока не развеются пылью как мираж.

Все это непременно произойдет. Ад в тот День будет ждать тех, кто не веровал при жизни и преступал законы Аллаха. Там они будут жить на протяжении продолжительного времени. Они не ощутят ни прохлады, ни утоления жажды. Адским обитателям в качестве самых холодных напитков будет предложен только кипяток и гной из ран обитателей Огня. Эти страдания соразмерны преступлениям и злу, которые грешники творили при жизни.

Неверующие не ожидали, что будут привлечены к ответственности. Они беспечно отрицали Откровения. Они не боялись расплаты и считали проповедь Истины ложью. Однако все было четко записано. Теперь они воочию увидят результаты своего труда. Адских обитателей не ждет ничего, кроме увеличения и без того ужасных мучений.

Аяты 31 – 37: Дары праведникам

Праведники, те, кто боялись Господа и следовали Его указаниям, преуспеют – они будут спасены от Огня Ада и будут вознаграждены. Они получат все, что только пожелают. И больше никогда они не услышат пустословия или лжи. Это бесконечные блага Милосердного Создателя по отношению к праведникам.

День Воздаяния будет настолько поражать воображение, что никто из творений Всевышнего не сможет произнести и слова без Его разрешения.

Аяты 38 – 40: День торжества Истины

В День Воскрешения ангел Джибриль и другие ангелы все без исключения соберутся вместе и выстроятся рядами. Никто в тот День не будет говорить, пока ему не разрешат. Но даже когда им позволят, они не смогут сказать ничего, кроме правды. Поскольку этот День – День Истины.

Этот День несомненно настанет, поэтому тот, кто хочет преуспеть в тот День, должен стремиться к Аллаху посредством своей веры и праведных деяний.

Таким образом, человечество предупреждено о том, что их непременно ждет в будущем. Каждый в День Суда увидит результат своих деяний. После этого, многие из людей пожелают остаться на земле. Неверующие будут кричать от разочарования: «Эх, если бы я был прахом!».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: