О чем свидетельствуют крылатые выражения хамсуд шемякин суд басманное правосудие

Обновлено: 24.04.2024

Разг. Устар. Несправедливый суд. /em> Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Шемякин суд" в других словарях:

Шемякин суд — Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Шемяка реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными… … Словарь крылатых слов и выражений

шемякин суд — (суд вероломный, нечестный) Это Сидорова правда да Шемякин суд. Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды. были восстановлены. Н. Макаров.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

шемякин суд — сущ., кол во синонимов: 1 • несправедливый суд (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

шемякин суд — только ед. , устойчивое сочетание Несправедливый, пристрастный, продажный суд. Вершить шемякин суд. Синонимы: кривосу/д (устар.) Этимология: По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести второй пол. XVII в. см. тж. суд. Энциклопедический… … Популярный словарь русского языка

Шемякин Суд — заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шемякин суд — нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд. Связано с одноименным названием русской сатирической повести 2 й половины 17 в., написанной на основе распространённого среди многих народов сказочного сюжета. Тема повести… … Большая советская энциклопедия

Шемякин суд — Шемякинъ судъ (судъ вѣроломный, нечестный). Это Сидорова правда да Шемякинъ судъ. Ср. Дѣло этихъ мучениковъ было поднято, пересмотрѣно; шемякинскіе приговоры были отмѣнены и доброе имя и честь этихъ невинныхъ жертвъ кривды. были возстановлены … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

шемякин суд — шем якин с уд, шем якина суд а … Русский орфографический словарь

«Повесть о Шемякином суде».

Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены. Написанное в книге
Возводит дома и пирамиды в сердце тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
Египетские «Тексты пирамид»
[ 2 ]

Цели уроков:
— знакомство с жанром древнерусской повести;
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с учебником.

1. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32).

2. Беседа о прочитанном:

— Перескажите содержание статьи.

— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.

ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА

1. Возникновение и развитие демократической литературы.
2. «Повесть о Шемякином суде».
3. Содержание и идейный смысл «Повести о Шемякином суде».
4. «Печальные мысли о судьбе человека».

— Вспомните, где мы с вами встречались с выражением «Шемякин суд».
(В разделе «Устное народное творчество», где мы зачитывали цитату из книги Сергея Наровчатова о предании-сказке о Шемякином суде, донесшем «память о необузданном звенигородском князе Дмитрии Юрьевиче, по прозвищу Шемяка, причинившем много беспокойства Московскому государству в первой половине XV века. Но, кроме беспокойства собственно государству, своевольный князь изрядно помытарил и потиранил простой люд. Вел он себя с ними, по словам летописи, „яко разбойник“. . „Шемякин суд“ как определение всякого злонеправедного суда вошел в поговорку. »[ 3 ].)

Итак, оказывается, у «Повести о Шемякином суде» есть фольклорный и летописный источники. Как вы думаете, почему и устное народное творчество, и демократическая литература донесли до нас этот сюжет? Обоснуйте свой ответ.

Повесть древнерусская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[ 4 ].

IV. Чтение фрагмента произведения. Чтение фрагмента «Шемякин суд» в учебнике (с. 32—36) или см. текст ниже .

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, какие мысли и чувства у вас возникали во время чтения данного фрагмента. Кому вы сочувствовали? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Каким в «Повести о Шемякином суде» представлен бедный крестьянин? Сходен ли его образ с образом крестьянина-бедняка в социально-бытовых сказках? Почему?

— Почему сложно посочувствовать убогому в этом произведении?
(Этот крестьянин, в отличие от своего брата, ленив, не трудолюбив, не хозяйственен и абсолютно не ценит ни братскую помощь, ни людей, ни зверей, ни вещи. Перед нами отрицательный тип поведения в обществе, который так или иначе осмеивается в древнерусской литературе. Такие люди, если их отторгало «общество» — крестьянская община, сбившись в «стаи», или «воровские отряды», становились разбойниками и грабителями, в начале XX века они массово шли в революцию, во время и после Гражданской войны в России для них наступила полная вольница под девизом «грабь награбленное», т. е. трудом и потом доставшееся другим. Народ и в Средние века хорошо понимал, к чему ведет потакание низменным страстям таких людей, поэтому-то и богатый брат осуждается: нельзя вешать себе на шею дееспособного нахлебника — это, по православному пониманию, страшный грех.)

— Как вы полагаете, почему священнослужитель и богатый крестьянин не пригласили бедного к столу? Из-за несоответствия социального статуса? Из жадности?
(Нет, по другой причине — вполне объяснимой: убогий нанес материальный вред своему брату, при этом постоянно наносил и моральный вред: «Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог». Именно поэтому ответчика к столу и не приглашают: раз отправился в дорогу, рассчитывай только на самого себя; поп — приятель брата, а не убогого. Кто же захочет кормить явного нахлебника, да еще и обидчика приятеля?!)

— Расскажите, что произошло в городе. Почему убогий решился броситься в ров? Как это его характеризует?
(Убогий — безответственный человек, к тому же и трус. Зная, что придется отвечать за свои поступки, он даже готов себя убить, лишь бы этого избежать. В этом эпизоде явно сквозит народная ирония: бросаясь с моста, убогий не убился, а «удавил до смерти» пожилого человека. Иными словами, от ответственности не уйдешь, только еще больше и за большее отвечать придется. Перед нами чисто православная трактовка событий: православный человек никогда не решится на самоубийство — это смертный грех: на все Воля Господа! Значит, убогий — лентяй и безответственный человек, к тому же и безбожник. Суд Шемяки потому и неправедный, что полностью оправдывает безбожника и тунеядца, нахлебника и лжеца.)

— Расскажите, кто как вел себя в суде.

— Как вы думаете, на что рассчитывали богатый крестьянин, поп и горожанин, придя в суд и подав иск на убогого?

— Оправдываются ли их надежды? Почему?

— Почему всем истцам пришлось еще и откупаться от ответчика? В чем был ужас судебной системы?
(Любое решение суда неукоснительно исполнялось, даже абсурдное.)

— Как изображается судья? Почему?

— В чем особенность сатирического изображения в этом произведении?
(Сатира явно не выражена — внешне как бы беспристрастное повествование. Гипербола сначала не воспринимается как гипербола: упал — задавил ребенка в люльке, кинулся с моста — задавил старика. Гротеск неискушенным читателем тоже сначала не осознается.)

Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta — грот) — своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора[ 5 ].

— Итак, перед нами определение термина гротеск. Перечитайте его еще раз внимательно и вернитесь к тексту произведения: перечитайте данный в учебнике фрагмент и отметьте в нем приемы гротеска.

— Где мы встречаемся с сочетанием жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим? Зачитайте эти фрагменты.
(Хвост лошади вместо хомута. Свороченная подворотня — лошадь здесь как мифическое существо невероятной силы. Живая-здоровая лошадь с вырванным с мясом хвостом. Убиение младенца. Убиение старца. В последних двух эпизодах слились комическое и трагическое, реалистическое с фантастическим, гибербола с гротеском.)

— Где «звучит» безобидный юмор?
(В сцене суда, когда убогий показывает судье камень, завернутый в платок, а судья думает об обещанной взятке.)

— Найдите явный сарказм в этом произведении.
(Объяснение истцов с ответчиком после суда. Самый конец фрагмента: «Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь».)

— Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

— Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

— Согласны ли вы с авторской оценкой героев и их поступков? Почему? Аргументируйте свой ответ.

VI. Работа с эпиграфом к уроку .

— Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как, на ваш взгляд, он отражает и содержание урока, и его идейную направленность?

— Как вы понимаете слова: «Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердце тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина»?

— Придумайте и запишите свой эпиграф к уроку. Если задание вызывает трудности, попытайтесь вспомнить какие-либо изречение и цитату, отражающие тему и идею сегодняшнего урока.

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:

— работать с разделом учебника «Развивайте дар слова» (с. 36);
— читать повесть Е. П. Чудиновой «Ларец»
(по желанию: вторую часть дилогии — «Лилея») или произведение современной литературы на историческую тему для подростков и юношества — по выбору учителя и учащихся.

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Е.П.Чудинова. "Ларец", "Лилея" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.

ШЕМЯКИН СУД [ 6 ]

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог[ 7 ]. Богатый много лет ссужал[ 8 ] убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут[ 9 ] просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам[ 10 ] платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку[ 11 ] и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом[ 12 ] на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.

Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.

Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.

Тут убогий начал и третьему истцу говорить:

— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.

Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.

Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:

— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.

Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:

— Чего ты камень показываешь?

Ответчик же сказал:

— То я и судье показывал.

— Для чего же ты камень показывал?

— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.

И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:

— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.

Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь. ( вернуться к уроку )

1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. ( вернуться )

2. Тексты пирамид — древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса, и построенных где-то между 2350 и 2175 гг. до н. э. В этих пирамидах были погребены: фараон Унис V династии (середина XXIV в. до н. э.) и четыре фараона VI династии — Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II Неферкара (XXII в. до н. э.). Таким образом, пирамиды, содержащие Тексты, были воздвигнуты в течение полутора веков. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.) ( вернуться )

3. Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. — М.: Детская литература, 1981. — С. 142. ( вернуться )

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 753. ( вернуться )

5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 106. ( вернуться )

6. «Шемя́кин суд» — сатирическое произведение XVII века. Также «Суд Шемякин»; «Суд Шемякин»; «Повесть о Шемякином суде»; «Повесть о суде Шемяке»; «Повесть о неправедном судие Шемяке» — древнерусское сказочно-сатирическое повествование восточного (индийского) происхождения о неправедном судье Шемяке, литературный памятник неправды в последние времена уделов (XV век). Повесть сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII веков, лубочных картинах и народных сказках. В конце XVIII и начале XIX веков была литературно обработана Ф. Задубским, А. Осиповым, П. Свиньиным и издателями Никольского рынка. Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» Калачова (1859). ( вернуться )

7. Убог — бедный, нищий. ( вернуться )

8. Ссужа́ть — давать кому-либо что-либо (деньги или другие ценности) в долг, в качестве займа для осуществления чего-либо. ( вернуться )

9. Хому́т (упряжь) — надеваемая на шею лошади часть упряжи в виде деревянного остова, покрытого мягким валиком. ( вернуться )

10. Пристав — приставом в XV—XVII вв. называлось должностное лицо, которое вызывало спорщиков на суд. ( вернуться )

11. Пола́ти — широкая лежанка для сна, устраиваемая в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Зыбка — то же, что колыбель. ( вернуться )

12. Бить челом (иноск.) — кланяться, просить, жаловаться.
Челоби́тная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века письменное прошение, при котором «челом били». ( вернуться )

Шемякинский суд – это…
Если вы не читали «Повесть о Шемякином суде», едкую сатиру на воеводский суд семнадцатого века, то я вам напомню один маленький эпизод.
Привлекли к суду в качестве ответчика одного небогатого, но хитрого мужичка.
Очень он опасался неправедного решения судьи. Решил так: «Возьму с собой три узелка с камнями, положу их в шапку и буду судье показывать. Может, испугается и решит в мою пользу. А если не решит, то забросаю его камнями».
Так и сделал. Судья, не зная о том, что у мужика в шапке камень, увидел узелок с чем-то тяжёлым и подумал, что мужик принёс ему слиток золота.
Суд закончился, мужика оправдали. Пошёл мужик домой.
«Судья же прислал к ответчику слугу и велел у него показанные три узла забрать.
Стал у мужичка слуга спрашивать: «Дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять».
А тот, вынувши из шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик сказал: «Это судье. Я-де, говорит,- когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем».
Вернулся слуга и рассказал всё судье. Судья же, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю Бога, что по нему судил. Когда б не по нему судил, то он бы меня зашиб».

Вот такая сказочка, которая до сих пор используется в тех случаях, когда судят не по закону, а по… Да, как хотят, судят. Такие суды называют «Шемякиными»

Что изменилось в правосудии по сравнению с
семнадцатым веком?
«Судьи – это не замкнутая корпорация. Мы что, не знаем, что судьи взятки берут? Берут. Кого проще поймать за руку – милиционера или судью? Конечно, милиционера, следователя, прокурора, государственного гражданского служащего. Судью, пойдите, поймайте! Корпоративная закрытость полная. Мы сами когда-то за это боролись, потому что советские судьи не обладали ни одним из необходимых иммунитетов. Но мы создали железобетонную корпорацию. И, к сожалению, эта корпорация не способна до полной степени к самоочищению. Если бы она могла сама изгонять тех, кто нарушил закон, то, может быть, это было бы нормально, но, к сожалению, она сегодня это делать не может».
Д.А.Медведев


Народ, работающий в этом суде, вежливый, тактичный. Чистоплотный – в смысле отношения к написанию и внешнему оформлению документов.
Сводчатые потолки коридоров содержат отпечаток значимости происходящих в кабинетах суда событий и свидетельствуют о преемственности судебных традиций. По обеим сторонам коридоров расположены знакомые лавки с квадратными в сечении ножками из грубого совдеповского металла, рассчитанные на три гражданина: необходимое составляющее мебели зала судебного заседания любого райнарсуда СССР, лавки моей молодости. Эти лавки одновременно были и скамьи для зрителей, и скамьи для подсудимых. Последние занимали позорный первый ряд в любом суде, ибо не было никогда в советском суде клетей. Помнится, в то время мы, практические работники, с удивлением взирали в советских новостях на многоэтажные клети с подсудимыми в судах Италии, транслировавшей на весь мир осуждение своей мафии.
Если кому довелось побывать в роли участника процесса, да, не дай Бог, не угодного власти или ее неотъемлемых частей, но угодного Шемякинскому правосудию - то такому гражданину и объяснять ничего не надо. Мы с ним будем говорить на одном языке.
Итак, очередной экскурс по судам столицы.
Шемякинский суд встретил меня своими доброжелательными объятиями: проходите, получите, почитайте, напишите, ознакомьтесь… В канцелярии – все по полочкам.
И что народу не нравится? Возможно, молодая сотрудница судебной конторы, кокетливо скинувшая с плечика свитерок и заманчиво обнажившая свое «неглиже»? Так то, она по естественному отбору – для мужчин. Есть же среди посетителей этого присутственного места и вероятные претенденты на роль бойфренда! Это нормально.
Нам когда-то в плохом социализме какой-то народный судья (всезнайка!) говаривал, а точнее прямо навязывал свою точку зрения: в суд работникам суда и прокурорам надо надевать наряд построже, а кофточка или платьице должно быть обязательно с рукавчиками, пусть и с короткими! А, если брючки – то обязательно в классическом исполнении и с пиджачком.
Но эти условности и правила – все в прошлом. Сейчас демократия, которая коснулась и одежды секретарей суда – пупок с брелком обязательно наружу, джинсы – поприжиместей, кофточка – пообнаженистей. Это ведь так важно – для правосудия демократического правового государства, особенно для Шемякинского. С этого, собственно, оно и начинается.
Мне разрешили (!) до начала процесса ознакомиться с материалами дела. Вот это событие – вот это сотрудники. Конспект материалов составлен, все документы изучены и помечены заметками в моем блокноте. Судебное заседание началось почти вовремя: всего минут на 40 попозже от назначенного времени.
В зал заседаний вошла судья с таким же строгим выражением лица, как и ее мантия. В процессе она даже не делала вид, что она внимательно слушает участников. Напротив. Она всем своим видом давала понять о своей скучающей в этом зале при собравшихся в нем участниках натуре – «онегинский» стиль поведения.
Когда я начала перечислять нормы права, нарушенные известными участниками, у судьи активизировался «позевывательный» рефлекс. Каждый раз она вежливо, как нормальный культурный человек, прикрывала открывающийся непроизвольно рот ладонью. Или в самом деле не выспалась – пятница, работы у судьи много, конец рабочей недели – усталость свое берет, или демонстрировала так свою независимость через безразличие к происходящему? В жизни часто приходится мириться с тем, что существует вокруг тебя много таких явлений, о причинах которых ты никогда и ничего не узнаешь.
Зато следователь, цвет лица которого называется в народе «закорелое», явно нервничал, слушая мое выступление, напоминающее заключение прокурора в кассации. Прокурор – молодая смуглая женщина с казанской фамилией, напротив, была спокойна и невозмутима. Уж она-то в отличие от следователя, была осведомлена и о причинах, и об исходе – чего ей нервничать?
Она просто встала и сказала лишь 5-6 предложений на мою бесконечную тираду о нарушениях права: нарушений нет. Вот и все – так просто. Хороша ее роль в процессе – ей можно даже ничего не опровергать. Ее речь коротка, как выстрел с далеко идущими последствиями для того, на кого направлена.
Вот следователю – трудно! Он вспотел. Он возмущен поведением своего коллеги по другому уголовному делу: «Что это такое: за 4 месяца дело о коррупции не расследовал! А еще и прикрывается сейчас разными интересными справками!»
А судья знай себе – позевывает. Пламенная речь следователя остается как бы тоже без ее внимания, как и мое сухое выступление. Равенство соблюдено – мнения выслушаны. Судья дала возможность всем высказаться и ни разу никого не перебила и не остановила, как это происходит на телевидении в учебных процессах журналистов – судьи у тех артистов грубые, с чертами характера островской Кабанихи. Наверное, бывают и такие в жизни – видимо, они наше телевидение и консультируют в качестве специалистов. Но нет, в Шемякинском суде таких не наблюдается.
Такт и выдержка - вот их хобби. Надо именно в этом суде журналистам получать квалифицированную помощь по их сюжетным линиям передач, типа, «Суд идет» и учиться судебной выдержке и манере судебного поведения, достойного судьи. Хотелось бы закончить рассказ фразой: «Отказал мне суд, а и не обидно – уж больно вежливо», да не получается!
Ознакомление с материалами, которые были представлены судом по моему письменному заявлению через несколько дней после оглашения судебного решения, повергло меня в шок: кое-каких документов не стало вообще, какие-то изменились по содержанию, а вместо двух томов вдруг появился один.
Ни первое, ни второе я никогда и никому не смогу доказать – что мои черновики, которые я делала при ознакомлении с материалами до судебного процесса! Никто и никогда не примет это во внимание. Но морально-то мне каково: очень вежливо и тактично дали подготовиться к процессу, все материалы посмотреть, полистать, законспектировать. Даже не торопили. И потом так – открыто… «схимичили».
Но открыто – это только для меня так открыто. А другим-то ничего не открыто. «Попробуй, докажи», - уже слышу я «онегинского» типа. Не пробую – не докажу. Но есть еще и третье: листы в деле перешиты так, что не осталось и следов от той нумерации, которая предшествовала началу процесса и сопровождала процессе – судья ведь на листы дела ссылалась в протоколе судебного заседания, так как довольно объемный материал тщательно – каждая страничка, был исследован в судебном заседании. И протокол переписать – не успели, листы дела в протоколе не соответствуют листам дела в материале.
Вот тут, конечно, «вашим же салом и вам по мусалам». Замалчивать такое с моей стороны – преступление. Интересно, как на этот факт вышестоящий суд отреагирует, скажет ли свое веское слово квалификационная коллегия судей? Ведь именно такие действии и называются коротко: фальсификация.
Мне довелось всякое в судейской жизни с позиции гособвинителя видеть, но такое и так откровенно - потрясло. Так вот оно – Шемякинское правосудие в действии! За внешним тактом, доброжелательностью и лоском притаились опаснейшие люди, явно подрывающие доверие граждан к правосудию. Теперь понятны и жалобы подсудимых (осужденных), и оппозиционные заметки журналистов. Но ведь ничего не докажете, дорогие вы мои. Ничего, никому и никогда!
Подобные люди в бытовом споре по конкретному предмету и на конкретные пристойные доводы употребляют аргумент: «Сам дурр-р-рак!».
Я пришла к ним без камня за пазухой и с чистой душой. Камень суду показал прокурор с казанской фамилией или следователь с «закорелым» лицом? Или этот камень был у тех, которых в судебном процессе я и не наблюдала?
Интересно вот только, судья этот камень сразу за камень приняла или за мешочек с подачкой, о чем совсем недавно открыто провозгласил наш Президент?

Г.А.Пысина, старший советник юстиции
(полковник), юрисконсульт СВГБ.

«Басма́нное правосу́дие» — устойчивое выражение [1] , которые различные авторы используют для характеристики судебной системы, сложившейся в начале 2000-х годов в России и отличающейся, по их мнению, низкой степенью независимости судебных органов в принятии решений; постановлениями, удобными для властей, но идущими вразрез с законностью. В крайних случаях употребляется в смысловом значении как заказной суд, инструмент политических репрессий, синоним несамостоятельности суда. Получило название от наименования Басманного районного суда города Москвы, известного проведением громких и спорных судебных процессов, вызвавших разностороннюю критику в адрес российской судебной системы, в частности по делу Михаила Ходорковского [1] [2] [3] [4] [5] . Выражение и описываемое им явление стали предметом обсуждения журналистов, юристов и властей, включая Президента России Дмитрия Медведева и председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову [6] [7] .

Содержание

История возникновения

Термин впервые введён главным редактором «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым после оговорки Геннадия Райкова, назвавшего Басманный суд «Басмановским», что вызвало у Венедиктова ассоциации с опричниками Басмановыми. [8] Уже в ноябре 2003 года термин использовался, в частности, Григорием Явлинским и Борисом Немцовым [1] .

Отношение власти и общества

В 2004 году Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Вениамин Яковлев высказал мнение, что наличие устойчивого ярлыка «Басманное правосудие» способствует критической оценке работы российских судей [9] :

Мы такой народ — щедрый на ярлыки. И как только ярлык приклеили, он начинает гулять. После этого уже неважно существо дела. Хочешь о правосудии что-то сказать — вспомни ярлык. Какое правосудие? Басманное. После этого уже неважно существо дела. Хотя мы все равно пытаемся понять — а почему так? Значит, что-то не так мы делаем? Это помогает критически оценивать свою работу.

В 2005 году председатель Московского городского суда Ольга Егорова подтвердила, что «термин действительно существует», а опубликованная адвокатом Юкоса Каринной Москаленко и её коллегами книга «Басманное правосудие» [4] [10] [11] [12] содержит «интересную дополнительную информацию», которая побудила председателя суда напомнить подчинённым ей судьям требования «четко исполнять процессуальный и материальный закон, оперативно и грамотно рассматривать каждое дело, поскольку за каждым из них стоят люди, их интересы, права, судьбы». [7]

В декабре 2009 года этот термин прокомментировал Президент России Дмитрий Медведев: "Да, я слышал этот термин. Я не уверен, что он является точным или корректным. Но если под «басманным правосудием» понимается принятие несправедливых решений любым судом в самых разных местах нашей страны, то есть так называемых неправосудных решений, как говорят юристы, то это зло, и с этим нужно бороться, бороться мерами юридического реагирования. Такие решения или приговоры должны отменяться, а если они приняты под воздействием тех или иных обстоятельств, будь то деньги, политическое давление, иные факторы, — лица, которые такие приговоры и решения принимают, должны подвергаться ответственности, нести ответственность перед законом, перед страной [6] [13] .

Примеры применения термина

    — Процессы над Платоном Лебедевым и Михаилом Ходорковским по делу ЮКОСа[3][1][14]
  • Апрель 2006 года — отмена второго оправдательного приговора по делу Аракчеева и Худякова[15]
  • Октябрь 2007 года — конфликт между Следственным комитетом при прокуратуре и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков[16]
  • Ноябрь 2007 года — арест начальника управления оперативного обеспечения федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, генерал-лейтенанта полиции Александра Бульбова[17][18]
  • Ноябрь 2007 года — арест заместителя министра финансов Российской Федерации Сторчака[19][20][21][14]
  • Январь 2009 года — санкционирование ареста основателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина[22]
  • Весна-лето 2012 года — Дело Pussy Riot[23] , также употреблялось — «Хамовническое правосудие» [24][25] .
  • октябрь 2012 года — арест российского оппозиционера Леонида Развозжаева и последующая дача им признательных показаний [26] .

По аналогии с выражением «басманное правосудие», стали использоваться словосочетания, использующие наименование других судов для характеристики неправового характера их решений (например, «зюзинское правосудие» — во время конфликта в Южном Бутове в мае 2006 года [27] )

Шемякин суд
Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.
Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой), под которым и вошел в историю.
Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Повесть эта, приуроченная к личности князя Дмитрия Шемяки (ум. в 1453 г.), пользовалась широкой популярностью; она сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII вв. и послужила сюжетом для лубочных картинок и книжек.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Полезное

Смотреть что такое "Шемякин суд" в других словарях:

шемякин суд — (суд вероломный, нечестный) Это Сидорова правда да Шемякин суд. Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды. были восстановлены. Н. Макаров.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШЕМЯКИН СУД — ШЕМЯКИН СУД. см. суд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

шемякин суд — сущ., кол во синонимов: 1 • несправедливый суд (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

шемякин суд — только ед. , устойчивое сочетание Несправедливый, пристрастный, продажный суд. Вершить шемякин суд. Синонимы: кривосу/д (устар.) Этимология: По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести второй пол. XVII в. см. тж. суд. Энциклопедический… … Популярный словарь русского языка

Шемякин Суд — заглавие старинной сатирической повести о неправедном судье Шемяке, сохранившейся во многих рукописях XVII и XVIII вв., лубочных картинах и народных сказках, а в конце XVIII и начале XIX в. получившей литературную обработку, сделанную Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шемякин суд — нарицательное выражение, обозначающее несправедливый суд. Связано с одноименным названием русской сатирической повести 2 й половины 17 в., написанной на основе распространённого среди многих народов сказочного сюжета. Тема повести… … Большая советская энциклопедия

Шемякин суд — Шемякинъ судъ (судъ вѣроломный, нечестный). Это Сидорова правда да Шемякинъ судъ. Ср. Дѣло этихъ мучениковъ было поднято, пересмотрѣно; шемякинскіе приговоры были отмѣнены и доброе имя и честь этихъ невинныхъ жертвъ кривды. были возстановлены … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Шемякин суд — Разг. Устар. Несправедливый суд. /em> Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162 … Большой словарь русских поговорок

шемякин суд — шем якин с уд, шем якина суд а … Русский орфографический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: