Нужно ли уплачивать транспортный налог с речных промысловых судов

Обновлено: 22.04.2024

Ежегодно до 1 декабря владельцы легковых авто, грузовиков, автобусов, мотоциклов, тракторов и иной техники, передвигающейся по дорогам общего пользования, обязаны оплатить транспортный налог. Такая же обязанность лежит и на тех, кому принадлежит водный транспорт.

Кто обязан платить транспортный налог

Перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения определен ст. 357 — 358 НК РФ. В число физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, на которых возложена обязанность по оплате, относятся и владельцы плавательных аппаратов.

Однако разнообразие морских и речных судов настолько велико, что нужно погрузиться в изучение перечня техники, которая требует от собственника совершения платежей в казну, более детально.

Не являются объектами налогообложения весельные лодки и те, на которые установлены моторы мощностью не более 5 л.с.

Несмотря на это исключение, парусные суда, в том числе и яхты, налогом облагаются.

Не нужно платить налог и на транспорт, предназначенный для промысловой деятельности. Кроме того, не взимается сбор и с собственников плавательной техники, если основное ее предназначение — пассажирские перевозки или доставка грузов. При этом транспортные услуги должны быть основным видом деятельности владельца ТС. Это исключение распространяется только на юридических лиц и предпринимателей.

Объектом налогообложения является только тот транспорт, который поставлен на учет в соответствии с действующими в РФ нормами и правилами.

Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не подлежат регистрации суда, масса которых не превышает 200 килограмм. Даже в том случае, если на них установлены двигатели мощностью до 8 кВт. Также не ставят на учет спортивные парусные суда (без двигателей и длиной менее 9 м), и несамоходные беспалубные ТС длиной менее 12 м.

Под массой ТС подразумевается оснащенная масса в соответствии с требованиями «Норм оснащения маломерных судов»

Льготные категории объектов налогообложения и плательщиков

Согласно НК РФ, освобождаются от уплаты транспортного налога владельцы ТС, находящихся в угоне. Это правило распространяется как на те суда, в отношении которых ведутся розыскные мероприятия, так и на транспорт, розыск которого остановлен.

Поскольку налог на транспорт является региональным, перечень льгот определяется законами, принимаемыми на уровне каждого субъекта. Получить подробную информацию о том, кому положены льготы можно на горячей линии ФНС, либо на сайте Службы в разделе со справочной информацией.

Как узнать сумму транспортного налога

Чтобы посчитать, какую сумму нужно оплатить до 1 декабря, гражданину нужно владеть следующей информацией:

  • действующая в регионе ставка налога;
  • мощность двигателя в л.с. (при его наличии);
  • период владения ТС за отчетный год;
  • наличие или отсутствие льгот;
  • реквизиты налогового органа.

Физическим лицам информация о сумме, которую необходимо оплатить, поступает в виде уведомления от ФНС по месту жительства. Также эти сведения отображаются в Личном кабинете налогоплательщика на сайте службы.

В том случае, если уведомление не поступило в установленный срок по какой-либо причине, владелец транспорта обязан самостоятельно произвести расчет и оплату. Отсутствие уведомления не является поводом для уклонения от оплаты налогов.

Самостоятельный расчет транспортного налога на водный транспорт можно рассчитать по формуле:

Базовые ставки налога зафиксированы в ст. 361 НК РФ. Однако, учитывая региональный принцип, каждый субъект государства имеет право изменять их собственными законодательными актами. Но коэффициент увеличения или уменьшения не может превышать 10.

Что будет, если не платить транспортный налог

Отчетным периодом оплаты для транспортного налога является предыдущий год. После его окончания у граждан есть 11 месяцев (до 1.12 текущего года), чтобы перечислить средства. Как правило, все платежи осуществляются после рассылки уведомлений со стороны ФНС.

Организации обязуются ежеквартально вносить авансовые платежи, а последний платеж по итогам года перевести не позднее 1 марта.

Когда гражданин или юридическое лицо арендует ТС, обязанность по оплате возлагается не на пользователя, а на собственника.

Если своевременно налог не будет оплачен, на его сумму автоматически начисляются пени: ежедневно в размере 1/300 ставки рефинансирования от общего размера задолженности. Если долг не оплачивается длительное время, представители регионального налогового органа получают судебный приказ и накладывают арест на счета неплательщика. Могут быть применены и иные способы взыскания: в том числе арест имущества в судебном порядке.

Подборка наиболее важных документов по запросу Транспортный налог на морские суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Транспортный налог на морские суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 359 "Налоговая база" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налоговый орган доначислил транспортный налог, установив, что у организации на балансе находится плавучий док, который общество в целях налогообложения отнесло к категории "другие водные и воздушные транспортные средства", исчисляя налог с единицы транспортного средства. Налоговый орган пришел к выводу, что плавучий док является несамоходным буксируемым судном, налог в отношении которого должен быть исчислен с валовой вместимости (с каждой регистровой тонны). Суд признал доначисление транспортного налога правомерным, поскольку инспекции были представлены заключение эксперта, классификационное свидетельство на плавдок, а также письмо филиала по атомным судам федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства", которыми было подтверждено, что плавдок является "стоечным судном", не оборудован для перемещения, в связи с чем правомерно отнесен к несамоходным буксируемым судам.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, баржа принята им к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС, отнесена к транспортным средствам, является водным транспортным средством (судном) и объектом обложения транспортным налогом (п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 3 КВВТ РФ, п. 1.2.15 СанПиН 2.5.2-703-98 "2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.1998 N 16)).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Транспортный налог на морские суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить транспортный налог по водному транспорту
(КонсультантПлюс, 2022) Учтите, что некоторые водные транспортные средства не являются объектом обложения транспортным налогом (например, промысловые морские и речные суда). Поэтому с них рассчитывать налог не нужно.

Нормативные акты: Транспортный налог на морские суда

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.1996
"Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов" 3. Имущество, представленное морскими, речными и воздушными судами, дорожными транспортными средствами, эксплуатируемыми в международных перевозках, или недвижимым имуществом, связанным с эксплуатацией таких транспортных средств, облагается налогом в соответствии с положениями статьи 8 настоящего Соглашения.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок не подлежат обложению транспортным налогом.

Характеристики указанных транспортных средств приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).

Определяющим критерием для освобождения от налогообложения транспортных средств, предназначенных для перевозки, является основной вид деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (см. письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10). При этом для целей обложения транспортным налогом термин "основной вид деятельности" не определен. Президиум ВАС в постановлении от 12.02.2013 N 11418/12 установил, что при определении основного вида деятельности в целях применения рассматриваемой льготы необходимо руководствоваться положениями п. 17.2 Методических рекомендаций, нормы которого решением ВАС РФ от 09.02.2011 N ВАС-17662/10 были признаны законными (действующими).

В соответствии с п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждением, что основным видом деятельности налогоплательщика является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности налогоплательщика является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок могут также являться:

- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 ГК РФ.

Судебная практика по этому вопросу сложилась разнообразная, решения судов зависят от конкретной ситуации.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А46-20301/2009 суд пришел к выводу, что налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога на основании пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ лишь с тех транспортных средств, которые фактически используются для осуществления перевозочной деятельности. Отметим, что в рассматриваемом деле организация, помимо собственно перевозок, занималась также сдачей в аренду транспортных средств с экипажем.

ФАС Уральского округа в постановлении от 29.03.2011 N Ф09-1420/11-С3 подтвердил правомерность применения организацией рассматриваемой льготы, сославшись на положения устава организации, а также учитывая, что деятельность по перевозке грузов составила за анализируемый период 59,3%. См. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2012 N Ф04-875/12.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 N А56-49975/2005 суд указал, что главным подтверждением осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок как основного вида деятельности организации являются положения учредительных документов и наличие действующей лицензии на осуществление грузовых и (или) пассажирских перевозок, а иные условия, приведенные в п. 17.2 Методических рекомендаций, носят дополнительный характер.

В постановлении Третьего ААС от 15.06.2012 N 03АП-2112/12 суд определил, что для применения рассматриваемого освобождения налогоплательщик должен доказать, что основным видом его деятельности является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, то есть, что данная деятельность является для него преобладающей, а также является целью его создания, и отказал в применении освобождения от транспортного налога на основании того, что доля выручки, полученная налогоплательщиком от оказания услуг по выполнению пассажирских перевозок в проверяемых периодах, составила менее 2%.

Причем из буквального толкования нормы пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ следует, что если налогоплательщик подтвердит, что осуществление грузовых перевозок является его основным видом деятельности, то все находящиеся в его собственности транспортные средства не являются объектами обложения транспортным налогом (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 22.03.2012 N Ф04-875/12). Аналогичное мнение высказано в письмах ФНС России от 16.05.2016 N БС-4-11/8571@, Минфина России от 10.04.2015 N 03-05-04-04/20422.

Уплата транспортного налога регулируется главой 28 «Транспортный налог» НК РФ. Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 утверждены «Методические рекомендации по применению Главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации №БГ-3-21/177).

Обращаем внимание читателей на Письмо Минфина Российской Федерации от 16 июня 2006 года №03-06-04-04/24 «О применении методических рекомендаций по транспортному налогу», в котором отмечено, что Методические рекомендации №БГ-3-21/177 не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами.

Транспортный налог статьей 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов. То есть транспортный налог устанавливается и вводится в действии законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики в отношении водных транспортных средств

Обратите внимание!

Порядок регистрации водных судов был рассмотрен в разделе 2 книги. Напомним, что согласно 16 Кодекса ВВТ судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.

В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания судно подлежит регистрации в одном из перечисленных реестров судов Российской Федерации:

- в государственном судовом реестре;

- в судовой книге;

- в бербоут-чартерном реестре;

- в Российском международном реестре судов.

В государственном судовом реестре или судовой книге регистрируются право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие).

Обратите внимание!

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.

Обратите внимание!

Государственная регистрация судов осуществляется на платной основе. Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Обратимся к Методическим рекомендациям №БГ-3-21/177. Согласно пункту 5 этих Методическим рекомендаций №БГ-3-21/177 плательщиками транспортного налога в отношении водных судов признаются следующие лица:

Напомним, бербоут-чартер представляет собой договор фрахтования, по которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах

Обратимся к статье 83 НК РФ. В ней сказано, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ местом нахождения для морских, речных транспортных средств признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.

При этом следует иметь в виду, что если налогоплательщик транспортного налога уже состоит на учете в налоговом органе (по другому основанию), то осуществлять повторную процедуру регистрации не нужно. В качестве доказательства можно привести Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №2891/01 от 4 декабря 2001 года.

Объекты налогообложения в отношении водных транспортных средств

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

· водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);

· воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД Российской Федерации, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектами налогообложения среди водных транспортных средств являются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие транспортные средства.

Как следует из статьи 3 Кодекса ВВТ, судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.

По вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом следует обратиться к Письму ФНС Российской Федерации от 9 февраля 2005 года №21-5-05/4@ «О транспортном налоге». В этом письме в качестве приложения содержится Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2005 года №03-06-04-02/1, в котором специалисты данного ведомства обращают внимание налогоплательщиков транспортного налога на то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно. Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Под судном в соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биоресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Не являются объектами налогообложения в отношении водных транспортных средств:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (подпункт 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

- промысловые морские и речные суда (подпункт 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

- пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими, согласно статье 34 Кодекса торгового мореплавания подлежат регистрации в общем порядке. Вместе с тем, правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, на основании статьи 3 Кодекса торгового мореплавания не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях. Следовательно, названные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в реестрах и, соответственно, не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Выше мы отмечали, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

На транспортные средства, находящиеся в аренде, это положение НК РФ не распространяется. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

Приведем Письмо Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/44, разъясняющее порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

«Подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 №БГ-3-21/177, к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер)».

Порядок расчета и уплаты налога

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в кВт, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

Для транспортных средств, не оснащенных двигателями, предусмотрено два варианта определения налоговой базы:

· для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговой базой будет валовая вместимость в регистровых тоннах, которая определяется по правилам Международной конвенции по обмеру судов 1969 года в соответствии со статьей 10 Кодекса торгового мореплавания;

· для других водных транспортных средств, не имеющих двигателей, налоговая база определяется с каждой единицы транспортного средства.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В такой ситуации при определении мощности двигателя согласно пункту 22 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. Если же данные о мощности двигателя вообще отсутствуют в технической документации на транспортное средство, то для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 НК РФ. В этой статье говорится, что экспертиза назначается в случаях, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания, в данном случае в области техники. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Вопросы, поставленные перед ним, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы и ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов. После проведения экспертизы эксперт от своего имени выдает письменное заключение, в котором излагаются проведенные исследования, сделанные на их основе выводы и ответы на поставленные вопросы.

Согласно статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В отношении транспортного налога пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи), однако в отношении транспортного налога такие отчетные периоды установлены пунктом 2 статьи 360 НК РФ только с 1 января 2006 года.

Поскольку транспортный налог является региональным налогом, пунктом 3 статьи 360 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу.

Пунктом 2 статьи 55 НК РФ установлено, что если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года, при этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. То есть все данные за период деятельности организации с 1 по 31 декабря присоединяются к данным за следующий год.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу приведен в статье 362 НК РФ.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Привет всем! Люди, у кого на балансе есть теплоход, катер и т.п. объясните, плиз, нужно ли вставать на учет в инспекции по местонахождению теплохода и платить транспортный налог в эту инспекцию. Спрашиваю, т.к. в свидетельстве о праве собственности на судно указан только наш юр. адрес, а теплоход находится совсем в другом месте (у нас даже нет реки), но на территории нашего субъекта РФ.

недавно было гдето разъяснение что нужно по месту нахождения порта приписки (арендуемого причала), хотя у меня стоит по месту юр адреса.
Теперь тоже сомнения появились, что с этим делать.

от 13.03.2006 № 21-4-04/105

Федеральная налоговая служба, рассмотрев поступивший письмом от 06.02.06 № 03-06-01-04/10 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России запрос Ассоциации судоходных компаний от 25.01.06 № АСК-4-2/17 о порядке налогообложения транспортным налогом и налогом на имущество организаций морских и речных транспортных средств (судов), сообщает следующее.

Главами 28 и 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что являющиеся организациями налогоплательщики транспортного налога и налога на имущество организаций исчисляют и уплачивают указанные налоги самостоятельно, представляя в налоговые органы налоговые декларации по данным налогам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса.

Согласно положениям статьи 83 Кодекса, действовавшим до 01.08.2004, местом нахождения водных транспортных средств признавалось место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.

Что касается порядка уплаты налога на имущество организаций по водным транспортным средствам, то необходимо учитывать следующее.

В соответствии с положениями статьи 376 Кодекса данный налог уплачивается по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений организации, выделенных на отдельный баланс, и месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Поэтому по морским и речным судам, подлежащим государственной регистрации, относящимся к объектам недвижимого имущества в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом нахождения является фактическое место нахождения данных объектов недвижимости, определяемое в порядке, установленном статьей 83 Кодекса, с учетом положений статьи 376 Кодекса.

В отношении вопроса взыскания пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций и транспортного налога сообщаем, что порядок их начисления установлен статьей 75 Кодекса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: