Нормы освещенности на судах морского флота

Обновлено: 27.03.2024

1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании и эксплуатации искусственного освещения помещений и палуб вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок морских судов. Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплексно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.

Примечания. 1. Во всем неоговоренном настоящими нормами устройство искусственного освещения должно удовлетворять требованиям Правил по электрооборудованию морских судов Регистра СССР.

1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы искусственного освещения на судах морского флота N 269 1960 г.

1.3. Искусственное освещение на морских судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:

1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях особо сырых, пыльных и с химически активной средой;

Для освещения открытых палуб и наружных пространств наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ.

Примечание. На судах должны быть предусмотрены специальные ящики для хранения запасных и отработанных газоразрядных ламп с целью недопущения их боя для предупреждения загрязнения воздуха закрытых помещений парами ртути.

1.5. В энергетических отделениях для производства ремонтных работ следует предусматривать применение переносного освещения.

1.6. Для общего освещения энергетических отделений и помещений без естественного освещения или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.

1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в табл. 1.

Примечание. Сроки чистки светильников в грузовых помещениях в зависимости от условий перевозки и рода груза в необходимых случаях могут быть увеличены.

1.8. В проектах искусственного освещения следует предусмотреть возможность доступа к светильникам общего освещения для их обслуживания.

2.2. В помещениях с комбинированным освещением, где общее освещение выполнено люминесцентными лампами, а местное - лампами накаливания, уровень освещенности от общего освещения должен отвечать требованиям, предъявляемым к люминесцентным лампам.

2.3. В энергетических отделениях, помещениях технической эксплуатации судна и административно-хозяйственных помещениях при включении стационарных или переносных светильников местного освещения для проведения ремонтно-наладочных работ должны быть обеспечены уровни освещенности, устанавливаемые по табл. 2.

3.1. Допустимые значения показателя дискомфорта (М), показателя ослепленности (Р) и коэффициента пульсации (К_п) приведены в табл. 2.

Примечания. 1. Определение показателей М, Р, К_п производится при проектировании судовых осветительных установок по инженерным методам, разработанным ВНИСИ.

3.2. В случае, когда в одном помещении перемежаются работы, для которых нормируются разные значения показателя ослепленности или коэффициента пульсации освещенности, следует для всего помещения принимать значения с учетом требований наиболее точной работы.

3.3. Для местного освещения должны использоваться светильники с отражателями, имеющие защитный угол не менее 30°. Допускается использование светильников местного освещения с отражателями, имеющих защитных угол от 30 до 10°, при расположении их ниже уровня глаз работающего.

3.4. Степень равномерности освещения в судовых помещениях при системе общего освещения должна быть не менее 0,3. Степень равномерности освещения на рабочих поверхностях столов должна быть не менее 0,4. На грузовых палубах степень равномерности освещения должна быть не менее 0,2.

3.5. Размещение светильников и судового оборудования следует проектировать таким образом, чтобы на рабочие поверхности не падали тени от работающих или от оборудования.

3.6. При применении люминесцентных ламп в энергетических отделениях и мастерских, где имеются открытые вращающиеся или движущиеся детали машин и механизмов, в осветительных установках должны быть предусмотрены меры, исключающие явление стробоскопического эффекта.

Согласно Дополнению, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 14 января 1986 г. N 4066-86, нормы искусственного освещения на судах морского флота N 2506-81 распространяются на строящиеся и реконструируемые морские суда флота рыбной промышленности

1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании и эксплуатации искусственного освещения помещений и палуб вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок морских судов. Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплексно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.

Примечания. 1. Во всем неоговоренном настоящими нормами устройство искусственного освещения должно удовлетворять требованиям Правил по электрооборудованию морских судов Регистра СССР.

2. Основные термины и определения, использованные в настоящих нормах, приведены в прил. 1.

1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы искусственного освещения на судах морского флота N 269 1960 г.

1.3. Искусственное освещение на морских судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:

а) система общего освещения;

б) система комбинированного освещения.

Примечание. Применение одного местного освещения внутри помещений не допускается.

1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

Лампы накаливания используются преимущественно:

а) для местного освещения,

б) для освещения помещений с временным пребыванием людей;

в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях особо сырых, пыльных и с химически активной средой;

г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.

Для освещения открытых палуб и наружных пространств наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ.

Примечание. На судах должны быть предусмотрены специальные ящики для хранения запасных и отработанных газоразрядных ламп с целью недопущения их боя для предупреждения загрязнения воздуха закрытых помещений парами ртути.

1.5. В энергетических отделениях для производства ремонтных работ следует предусматривать применение переносного освещения.

1.6. Для общего освещения энергетических отделений и помещений без естественного освещения или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.

Информация об изменениях:

Согласно Дополнению, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 14 января 1986 г. N 4066-86:

- коэффициенты запаса и сроки чистки светильников для помещений рыбомучной установки следует принимать в соответствии с требованиями позиции 1 таблицы 1 норм N 2506-81;

- коэффициенты запаса и сроки чистки светильников для производственно-технологических помещений следует принимать в соответствии с требованиями позиции 2 таблицы 1 норм N 2506-81

1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в табл. 1.

санитарного врача СССР

15 декабря 1981 г. N 2506-81

ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА СУДАХ МОРСКОГО ФЛОТА

Нормы искусственного освещения на судах морского флота разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Минздрава СССР.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы должны использоваться при проектировании и эксплуатации искусственного освещения помещений и палуб вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок морских судов. Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплексно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими Нормами.

Примечания: 1. Во всем, не оговоренном настоящими Нормами, устройство искусственного освещения должно удовлетворять требованиям "Правил по электрооборудованию морских судов" Регистра СССР.

2. Основные термины и определения, использованные в настоящих Нормах, приведены в Приложении 1.

1.2. С введением в действие настоящих Норм отменяются нормы искусственного освещения на судах морского флота N 269 1960 г.

1.3. Искусственное освещение на морских судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:

а) система общего освещения;

б) система комбинированного освещения.

Применение одного местного освещения внутри помещений не допускается.

1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

Лампы накаливания используются преимущественно:

а) для местного освещения;

б) для освещения помещений с временным пребыванием людей;

в) во взрыво - и пожароопасных помещениях, а также в помещениях особо сырых, пыльных и с химически активной средой;

г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.

Для освещения открытых палуб и наружных пространств наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ.

На судах должны быть предусмотрены специальные ящики для хранения запасных и отработанных газоразрядных ламп с целью недопущения их боя для предупреждения загрязнения воздуха закрытых помещений парами ртути.

1.5. В энергетических отделениях для производства ремонтных работ следует предусматривать применение переносного освещения.

1.6. Для общего освещения энергетических отделений и помещений без естественного освещения или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.

1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в таблице 1.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗАПАСА И СРОКИ ЧИСТКИ СВЕТИЛЬНИКОВ

│ N │Наименование помещений │ Коэффициент │ Сроки чистки │

│ п /п│ │ запаса │ светильников │

│ │ │ люмине с - │лампы │ │

│1 │Грузовые помещения │2,0 │1,7 │Н е реже 1 раза в │

│2 │Котельные, камбузные, │1,8 │1,5 │Н е реже 6 раз в год│

│3 │Энергетические отделе- │1,5 │1,3 │Н е реже 4 раз в год│

│ │ ния , мастерские, агре - │ │ │ │

│ │ гатные , рубки, жилые, │ │ │ │

│ │служебные помещения и │ │ │ │

│4 │Палубы │1,3 │1,15 │Н е реже 4 раз в год│

Сроки чистки светильников в грузовых помещениях в зависимости от условий перевозки и рода груза в необходимых случаях могут быть увеличены.

1.8. В проектах искусственного освещения следует предусмотреть возможность доступа к светильникам общего освещения для их обслуживания.

II. НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

2.1. Нормы освещенности помещений и палуб морских судов приведены в таблице 2.

И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВЕЩЕНИЯ НА СУДАХ

│ N │ Помещение,│Рабочая │ Пло с - │ Минимальная освещенность, лк │Пока-│Пока-│ Коэф -│

│ │ место │ ность │в к о- │при люминесцен -│ при лампах │ тель │ тель │ ент │

│ │ │ │торой │ тных лампах │ накаливания │ ди с - │ос- │пуль-│

│ │ │ │ руется│комбин и - │ общее│комбини - │ общее│форта│лен - │ осве -│

│ │ │ │ осв е - │ рованное │ осве -│ рованное │ осве -│(М), │ ности│щен - │

│ │ │ │ще н- │ освещение│щение│освещение│щение│не │(Р), │ ности │

│ │ │ │ │ общее│о б - │ │ общее│об -│ │ │более│ п │

│ │ │ │ │+ │ щее │ │+ │ щее │ │ │ │не │

│ │ │ │ │мест-│ │ │мес т- │ │ │ │ │более│

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │

│1. │Жилые │0,8 м от │гори- │ │ │200 │ │ │100 │- │- │- │

│ │помещения │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │(каюты) │на столах│гори - │400 │200│ │300 │100│ │- │- │- │

│ │ │у надк о - │верти-│200 │100│ │200 │50 │ │- │- │- │

│ │ │на пло с - │верти-│200 │100│ │200 │50 │ │- │- │- │

│2.1. │Кают-ко м- │на столах│гори - │ │ │200 │ │ │100 │70 │- │15 │

│2.2. │Салоны от-│0,8 м от │гори- │ │ │150 │ │ │75 │90 │- │- │

│ │ дыха , м у - │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│2.3. │ Лекционные │на столах│гори - │400 │200│ │300 │100│ │50 │- │15 │

│2.4. │Кинозалы │0,8 м от │гори- │ │ │100 │ │ │50 │90 │- │- │

│2.5. │ Спортивные │на палубе│гори - │ │ │200 │ │ │100 │40 │- │15 │

│2.6. │Крытые │на пове р - │гори- │ │ │150 │ │ │75 │70 │- │15 │

│ │бассейны │ хности │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│3.1. │ Вестибюли,│на палубе│гори - │ │ │100 │ │ │50 │- │- │- │

│3.2. │ Закрытые │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│4.1. │ Парикма - │0,8 м от │гори- │ │ │400 │ │ │200 │50 │- │15 │

│ │ херские , │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│4.2. │ Фотолабо - │0,8 м от │гори- │ │ │200 │ │ │100 │70 │- │20 │

│ │ ратории , │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ фотоателье│на раб о - │гори- │1000 │150│ │750 │100│ │- │- │10 │

│4.3. │Магазины, │0,8 м от │гори- │ │ │300 │ │ │150 │70 │- │15 │

│4.4. │Мастерские│0,8 м от │гори- │ │ │300 │ │ │200 │50 │- │15 │

│ │ремонта и │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │чистки │на раб о - │гори- │750 │100│ │600 │75 │ │ │50 │10 │

│ │одежды, │чих ме с - │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│4.5. │Камеры │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│ │ │на ст о- │гори- │ │ │100 │ │ │50 │- │- │- │

│5.1. │Камбузы, │0,8 м от │гори- │ │ │200 │ │ │100 │- │70 │15 │

│5.2. │ Раздело ч - │на столах│гори - │ │ │300 │ │ │150 │- │50 │15 │

│5.3. │Буфетные, │0,8 м от │гори- │ │ │200 │ │ │100 │- │70 │20 │

│5.4. │ Провизио н - │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│6.1. │Туалеты, │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│ │ умывал ь - │на плос - │верти-│ │ │100 │ │ │50 │- │- │- │

│ │ ные , ва н - │кости │ кально │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│6.2. │ Прачечные,│на палубе│гори - │ │ │100 │ │ │50 │- │70 │20 │

│ │ │на раб о - │гори- │ │ │200 │ │ │100 │- │- │- │

│6.3. │ Сушильные ,│на палубе│гори - │ │ │50 │ │ │20 │- │- │- │

│7.1. │ Операцион -│0,8 м от │гори- │ │ │400 │ │ │200 │50 │- │10 │

│7.2. │ Амбулато - │0,8 м от │гори- │ │ │300 │ │ │150 │25 │- │15 │

│ │ рии , вр а - │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ чебные │на столах│гори - │500 │200│ │300 │100│ │- │- │- │

│7.3. │Лазареты, │0,8 м от │гори- │ │ │150 │ │ │75 │25 │- │15 │

│ │изоляторы │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│7.4. │Аптеки, │0,8 м от │гори- │ │ │200 │ │ │100 │25 │- │15 │

│ │ лаборат о - │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│7.5. │ Стерилиза -│0,8 м от │гори- │ │ │150 │ │ │75 │- │- │- │

│ │ ционные , │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│8.1. │Рулевые │0,8 м от │гори- │ │ │75 │ │ │50 │- │- │- │

│8.2. │Штурман- │0,8 м от │гори- │ │ │150 │ │ │100 │- │70 │15 │

│ │ ские , р а - │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ диорубки , │на столах│гори - │500 │200│ │500 │100│ │- │- │- │

│ │ онные узлы│на шкалах│верти -│ │ │750 │ │300│ │- │- │- │

│9.1. │ Канцеля - │0,8 м от │гори- │ │ │150 │ │75 │ │- │70 │20 │

│ │ рии , бюро │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│9.2. │Архивы, │на сте л- │верти-│ │ │75 │ │30 │ │- │70 │- │

│ │ книгохр а - │лажах │ кально │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│9.3. │ Типогра - │0,8 м от │гори- │ │ │300 │ │150│ │- │40 │15 │

│ │ фии , лин о - │палубы │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│10. │Мастерские│0,8 м от │гори- │300 │150│ │300 │50 │ │- │40 │15 │

│ │ │на ста н- │гори- │1500 │300│ │750 │150│ │- │- │- │

│11. │Кладовые │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│12.1.│Помещения │на палубе│гори - │ │ │100 │ │ │50 │- │60 │10 │

│ │ вспомог а - │шкалы │верти-│ │ │500 │ │ │300 │- │- │- │

│ │тельных │приборов │ кально │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ механи з - │ ступеньки│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│ │ мов , к о- │трапа │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│12.2.│Централ ь- │на палубе│гори - │ │ │150 │ │ │75 │- │60 │10 │

│ │ управления│шкалы │гори- │ │ │500 │ │ │300 │- │- │- │

│ │ │шкалы │верти-│ │ │300 │ │ │200 │- │- │- │

│ │ │за ГРЩ │верти-│ │ │200 │ │ │150 │- │60 │10 │

│12.3.│Рефрижер а- │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │60 │- │

│ │ гироко м - │шкалы │верти-│ │ │150 │ │ │75 │- │- │- │

│ │ пасные , │приборов │ кально │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│12.4.│Аккумул я- │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │50 │- │- │- │

│ │ │на сте л- │верти-│ │ │150 │ │ │75 │- │- │- │

│12.5.│Туннели │на палубе│гори - │ │ │50 │ │ │20 │- │- │- │

│13.1.│ Грузовые │на палубе│гори - │ │ │30 │ │ │20 │- │- │- │

│13.2.│ Грузовые │на палубе│гори - │ │ │100 │ │ │50 │- │- │- │

│ │помещения │во время │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │( автопла т - │в период │гори- │ │ │30 │ │ │20 │- │- │- │

│14.1.│ Грузовые │на палубе│гори - │ │ │75 │ │ │30 │- │- │- │

│14.2.│ Грузовые │на палубе│гори - │ │ │20 │ │ │10 │- │- │- │

│14.3.│У топли в- │шкалы │верти-│ │ │150 │ │ │75 │- │- │- │

│ │но- запр а - │приборов │ кально │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│14.4.│ Наружные │на палубе│гори - │ │ │50 │ │ │20 │- │- │- │

│15. │ Забортное │на уровне│гори - │ │ │10 │ │ │5 │- │- │- │

│ │ простран с - │ ватерли - │зонт. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

2.2. В помещениях с комбинированным освещением, где общее освещение выполнено люминесцентными лампами, а местное - лампами накаливания, уровень освещенности от общего освещения должен отвечать требованиям, предъявляемым к люминесцентным лампам.

2.3. В энергетических отделениях, помещениях технической эксплуатации судна и административно-хозяйственных помещениях при включении стационарных или переносных светильников местного освещения для проведения ремонтно-наладочных работ должны быть обеспечены уровни освещенности, устанавливаемые по таблице 2.

III. КАЧЕСТВО ОСВЕЩЕНИЯ

3.1. Допустимые значения показателя дискомфорта (М),

показателя ослепленности (Р) и коэффициента пульсации (К )

приведены в таблице 2.

1. Определение показателей М, Р , К производится при

проектировании судовых осветительных установок по инженерным

методам, разработанным ВНИСИ.

2. Показатель ослепленности не ограничивается в случаях, указанных в Приложении 2 к настоящим Нормам.

3.2. В случае, когда в одном помещении перемежаются работы, для которых нормируются разные значения показателя ослепленности или коэффициента пульсации освещенности, следует для всего помещения принимать значения с учетом требований наиболее точной работы.

3.3. Для местного освещения должны использоваться светильники с отражателями, имеющие защитный угол не менее 30°. Допускается использование светильников местного освещения с отражателями, имеющих защитный угол от 30° до 10°, при расположении их ниже уровня глаз работающего.

3.4. Степень равномерности освещения в судовых помещениях при системе общего освещения должна быть не менее 0,3. Степень равномерности освещения на рабочих поверхностях столов должна быть не менее 0,4. На грузовых палубах степень равномерности освещения должна быть не менее 0,2.

3.5. Размещение светильников и судового оборудования следует проектировать таким образом, чтобы на рабочие поверхности не падали тени от работающих или от оборудования.

3.6. При применении люминесцентных ламп в энергетических отделениях и мастерских, где имеются открытые вращающиеся или движущиеся детали машин и механизмов, в осветительных установках должны быть предусмотрены меры, исключающие явление стробоскопического эффекта.

IV. АВАРИЙНОЕ И ЭВАКУАЦИОННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

4.1. На морских судах должны быть предусмотрены два вида аварийного и эвакуационного освещения:

а) аварийное и эвакуационное освещение - с питанием от аварийного дизель-генератора;

б) малое аварийное и эвакуационное освещение - с питанием от аккумуляторной батареи.

4.2. Аварийное освещение должно обеспечивать на рабочих поверхностях, требующих обслуживания при аварийном режиме, освещенность не менее 25% от норм, установленных для рабочего освещения этих поверхностей при системе одного общего освещения лампами накаливания.

4.3. Эвакуационное освещение должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступеньках трапов освещенность не ниже 5 лк .

4.4. Малое аварийное освещение должно обеспечивать на рабочих поверхностях, требующих обслуживания при аварийном режиме, освещенность не менее 5 лк .

4.5. Малое эвакуационное освещение должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не менее 1 лк .

4.6. Расположение и количество точек аварийного и эвакуационного освещения, а также малого аварийного и эвакуационного освещения в каждом конкретном случае должны быть согласованы с Регистром СССР.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Аварийное освещение - освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.

2. Эвакуационное освещение - освещение для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения.

3. Общее освещение - освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).

4. Местное освещение - освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.

5. Комбинированное освещение - освещение, при котором к общему освещению добавляется местное.

6. Степень равномерности освещения - критерий оценки равномерного распределения светового потока по всему помещению, рабочей поверхности, выражающийся формулой:

E - степень равномерности освещения;

E и E - максимальное и минимальное значение

освещенности помещения, рабочей поверхности.

7. Стробоскопический эффект - явление искажения зрительного восприятия вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов в мелькающем свете, возникающее при совпадении кратности частотных характеристик движения объектов и изменения светового потока во времени в осветительных установках, выполненных газоразрядными источниками света, питаемыми переменным током.

8. Коэффициент пульсации освещенности - критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока газоразрядных ламп при питании их переменным током, выражающийся формулой:

К - коэффициент пульсации освещенности, %;

E и E - максимальное и минимальное значения

освещенности за период ее колебания, лк ;

E - среднее значение освещенности за этот же период, лк .

9. Показатель дискомфорта - критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения, выражающийся формулой:

М - показатель дискомфорта;

L - яркость блеского источника, кд/кв. м;

фи - индекс позиции блеского источника относительно

омега - угловой размер блеского источника, ср .;

L - яркость адаптации, кд/кв. м.

При проектировании показатель дискомфорта рассчитывается инженерным методом.

10. Показатель ослепленности - критерий оценки слепящего действия осветительной установки, выражающийся формулой:

P - показатель ослепленности ;

S - коэффициент ослепленности , равный V / V ;

V - видимость объекта наблюдения при экранировании блеских

V - видимость объекта наблюдения при наличии блеских

источников света в поле зрения. При проектировании показатель

ослепленности рассчитывается инженерным методом.

ДЛЯ УСТАНОВОК ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ:

1. Для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над палубой.

2. Для помещений с временным пребыванием людей, а также для площадок, предназначенных для прохода людей или обслуживания оборудования при использовании:

а) светильников с лампами накаливания мощностью не более 150 Вт и люминесцентными лампами суммарной мощностью не более 80 Вт, если защитный угол этих светильников не менее 15°;

б) светильников с рассеивателями из молочного стекла без отражателей и лампами накаливания мощностью не более 100 Вт.

Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

10 декабря 1979 г. N 2109-79

от 14 августа 1979 г.

речного флота РСФСР

письмо N 14-3-123-597

от 19 июня 1979 г.

ЦК профсоюза рабочих

морского и речного флота

письмо N 5-08/1728

от 15 октября 1979 г.

НА СУДАХ РЕЧНОГО ФЛОТА

Нормы искусственного освещения на судах речного флота разработаны в Научно-исследовательском институте гигиены водного транспорта кандидатом медицинских наук И.Н. Данцигом.

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании искусственного освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок речных судов и судов смешанного "река-море" плавания.

Проектирование установок искусственного освещения, поставляемых комплектно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.

Примечание. Основные термины и определения, использованные в настоящих нормах, приведены в Приложении 1 к настоящим нормам.

1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы и требования к проектированию и устройству искусственного освещения, изложенные в п. п. 2.10.95 - 2.10.101 "Санитарных правил для судов внутреннего плавания СССР" N 1751-77.

1.3. Искусственное освещение на речных судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:

а) система общего освещения;

б) система комбинированного освещения, когда к общему освещению добавляется местное .

Примечание. Применение одного местного освещения не допускается.

1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

Лампы накаливания используются преимущественно:

а) для местного освещения;

б) для освещения помещений с временным пребыванием людей;

в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях с неблагоприятными условиями труда (особо сырые , пыльные, с химически активной средой);

г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.

1.5. В машинных отделениях и производственных помещениях для производства ремонтных работ следует предусматривать переносное освещение.

1.6. Аварийное освещение надлежит проектировать в соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР, а на судах смешанного плавания - Регистра СССР.

Аварийное освещение для эвакуации людей из помещений должно обеспечивать освещенность на палубе и на ступенях трапов не менее 1 лк. Аварийное освещение для продолжения работы в рулевых рубках и МКО должно обеспечивать освещенность не менее 5 лк.

Примечание. На судах смешанного (река-море) плавания и больших пассажирских судах должны быть предусмотрены две системы аварийного освещения с питанием от аварийного дизельгенератора и аккумуляторной батареи.

Аварийное освещение от дизельгенератора должно обеспечивать:

а) на рабочих поверхностях освещенность не менее 25% от уровней, установленных для рабочего освещения этих поверхностей в системе общего освещения лампами накаливания;

б) по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 5 лк.

Аварийное освещение от аккумуляторной батареи должно обеспечивать по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 1 лк.

1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в таблице 1.

│ N │ Наименование помещений │Коэффиц. запаса│Сроки чистки │

│1. │Котельные отделения, камбузы, │ 2,0 │ 1,7 │Н е реже 1 ра-│

│ │пекарни, прачечные и т.п. │ │ │ за в месяц │

│2. │Машинные отделения, отделения │ 1,5 │ 1,3 │Н е реже 4 раз│

│ │вспомогательных механизмов, │ │ │в год │

│ │мастерские, агрегатные, рубки,│ │ │ │

│ │жилые, служебные, вспомога- │ │ │ │

│ │тельные помещения и т.п. │ │ │ │

│3. │Открытые палубы │ 1,3 │ 1,15 │Н е реже 4 раз│

1.8. В проектах искусственного освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к светильникам общего освещения для их обслуживания.

1.9. При выборе цвета окраски интерьеров следует учитывать цвета в зависимости от спектрального состава применяемых источников света.

1.10. На судах должны быть предусмотрены специальные помещения или ящики для хранения отработанных газоразрядных ламп.

2. Нормы освещенности

2.1. Нормы освещенности помещений речных судов, а также судов смешанного "река-море" плавания приведены в таблице 2.

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ОСВЕЩЕНИЯ СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

│ N │ Помещение, │ Рабочая │Плоскость,│ Минимальная освещенность, лк │Пок а- │Коэф-│

│ п /п│ рабочее место │поверхность│в которой ├─────────────────┬─────────────────┤за- │фици-│

│ │ │ │нормируе т- │при люминесцент- │при ламах накали-│тель │ент │

│ │ │ │ся осв е- │ных лампах │вания │ос- │пуль-│

│ │ │ │ │комбинир. │общее│комбинир. │общее│ле н- │осве-│

│ │ │ │ │освещение │осв е- │освещение │осве-│ности│щен- │

│ │ │ │ │общее│ общее │ │общее│общее│ │не │(Кп) │

│ │ │ │ │мест . │ │ │ м ест.│ │ │ │более│

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │

│1. │Машинные отд е- │на палубе │горизонт. │ │ │100 │ │ │50 │60 │10 │

│ │ления, помещ е- │шкалы при- │вертик. │ │ │500 │ │ │300 │- │10 │

│ │ния вспомог а- │боров глав-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │тельных двиг а- │ных и вспо-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │телей, помещ е- │могательных│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ния распредел и- │двигателей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │тельных щитов, │ступеньки │горизонт. │ │ │75 │ │ │30 │- │- │

│ │постов управл е- │трапа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ния │шкалы пр и- │вертик. │ │ │300 │ │ │200 │60 │10 │

│ │ │за пультами│вертик. │ │ │200 │ │ │150 │60 │20 │

│2. │Котельные отд е- │на палубе │горизонт. │ │ │100 │ │ │50 │- │- │

│ │ления │шкалы пр и- │вертик. │ │ │300 │ │ │200 │- │15 │

│3. │Рефрижерато р- │на палубе │горизонт. │ │ │75 │ │ │30 │- │- │

│ │ные, гироко м- │шкалы при- │вертик. │ │ │100 │ │ │50 │- │20 │

│4. │ Аккумуляторные │на палубе │горизонт. │ │ │75 │ │ │30 │- │- │

│ │ │на стелл а- │вертик. │ │ │100 │ │ │50 │- │- │

│5. │Мастерские │0,8 м от │горизонт. │300 │150 │ │300 │50 │ │40 │15 │

│ │ │на верст а- │горизонт. │1500 │150 │ │750 │75 │ │- │15 │

│ │ │на тока р- │горизонт. │1500 │150 │ │750 │75 │ │- │15 │

│6. │ Шкиперские и │на палубе │горизонт. │ │ │50 │ │ │20 │- │- │

│7. │Рулевые рубки │0,8 м от │горизонт. │ │ │75 │ │ │30 │- │- │

│8. │Штурманские, │0,8 м от │горизонт. │ │ │100 │ │ │50 │20 │20 │

│ │радиорубки и │палубы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ трансляционные │на столах │горизонт. │400 │150 │ │400 │50 │ │- │15 │

│ │узлы │на шкалах │вертик. │ │ │750 │ │ │400 │- │15 │

│9. │Амбулатории, │0,8 м от │горизонт. │500 │200 │ │300 │100 │ │60 │10 │

│ │ │на столах │горизонт. │500 │200 │ │300 │100 │ │- │10 │

│10.│Парикмахерские │0,8 м от │горизонт. │ │ │300 │ │ │150 │60 │10 │

│11.│Прачечные, д у- │на палубе │горизонт. │ │ │ │ │ │30 │- │- │

│12.│Камбузы │0,8 м от │горизонт. │ │ │200 │ │ │100 │60 │20 │

│ │ │на разд е- │горизонт. │ │ │300 │ │ │150 │- │- │

│13.│Кают-компании, │на столах │горизонт. │ │ │200 │ │ │100 │60 │20 │

│14.│Красные уголки,│на столах │горизонт. │300 │150 │ │200 │50 │ │40 │10 │

│15.│Салоны отдыха, │0,8 м от │горизонт. │ │ │150 │ │ │75 │60 │- │

│ │музыкальные с а- │палубы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│16.│Каюты │0,8 м от │горизонт. │300 │150 │ │200 │50 │- │- │- │

│ │ │на столах │горизонт. │300 │150 │ │200 │50 │ │- │- │

│ │ │у надкое ч- │вертик. │200 │100 │ │150 │50 │ │- │- │

│ │ │на повер х- │вертик. │200 │100 │ │150 │50 │ │- │- │

│17.│Вестибюли, │на палубе │горизонт. │ │ │75 │ │ │30 │- │- │

│18.│Трапы │на палубе │горизонт. │ │ │50 │ │ │20 │- │- │

│19.│Грузовые трюмы │на палубе │горизонт. │ │ │30 │ │ │20 │- │- │

│20.│Грузовые палубы│на палубе │горизонт. │ │ │50 │ │ │30 │- │- │

│ │без грузовых │на палубе │горизонт. │ │ │10 │ │ │5 │- │- │

│21.│Наружные трапы,│на палубе │горизонт. │ │ │20 │ │ │10 │- │- │

│22.│Места распол о- │на палубе │горизонт. │ │ │20 │ │ │10 │- │- │

│23.│Забортное про с- │на уровне │горизонт. │ │ │10 │ │ │5 │- │- │

2.2. Для общего освещения в системе комбинированного освещения рекомендуется использовать люминесцентные лампы, независимо от типа источника света, применяемого в светильниках местного освещения.

В помещениях, где общее освещение выполнено люминесцентными лампами, а местное - лампами накаливания, уровни освещенности от общего освещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к люминесцентным лампам.

2.3. В машинных отделениях и производственных помещениях при включении дополнительных светильников общего освещения и стационарных или переносных светильников местного освещения для проведения ремонтно-наладочных работ должны быть обеспечены уровни освещенности, устанавливаемые по таблице 2.

2.4. Для общего освещения машинных отделений и производственных помещений без естественного света или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.

2.5. На судах, предназначенных для круглогодичной навигации в Северо-Западных и Северо-Восточных районах страны, рекомендуется предусматривать установки искусственного УФ облучения (фотарии) в соответствии с "Гигиеническими требованиями к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правилами их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота", N 1432-76.

3. Качество освещения

3.1. Максимально допустимые значения показателя ослепленности (P) и коэффициента пульсации освещенности (Кп) приведены в таблице 2 (графы 11 - 12).

Примечание. При проектировании осветительных установок показатель ослепленности не ограничивается в случаях, указанных в Приложении 2 к настоящим нормам.

3.2. В случае, когда в одном помещении перемежаются работы, для которых нормируются разные значения показателя ослепленности или коэффициента пульсации освещенности, следует для всего помещения принимать значения с учетом требований наиболее точной работы.

3.3. Для местного освещения должны использоваться светильники с непросвечивающимися отражателями, имеющие защитный угол не менее 30°.

Допускается использование светильников местного освещения с отражателями, имеющих защитный угол от 10° до 30°, при расположении их ниже уровня глаз работающего.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Помещением с недостаточным естественным освещением считается помещение, для которого к.е.о. составляет 80% и менее нормируемого минимального значения к.е. о .

2. Показатель ослепленности - критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой, значение которого определяется по формуле:

P - показатель ослепленности;

V1 - видимость объекта наблюдения при экранировании блеских источников света;

V2 - видимость объекта наблюдения при наличии блеских источников в поле зрения.

3. Отраженная блескость - характеристика отражения светящей поверхности от рабочей поверхности в направлении глаз работающих, определяющая снижение видимости вследствие чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуалирующего действия, снижающего контраст между объектом различения и фоном.

4. Коэффициент пульсации освещенности - критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока газоразрядных ламп при питании их переменным током.

Коэффициент пульсации освещенности следует определять по формуле:

Кп - коэффициент пульсации освещенности в %;

Емакс, Емин и Еср - максимальное, минимальное и среднее значения освещенности за период ее колебания в лк.

ОСЛЕПЛЕННОСТИ ДЛЯ УСТАНОВОК ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ

(НЕЗАВИСИМО ОТ ПРИНЯТОЙ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ)

1. Для помещений, длина которых не превышает двойной высоты установки светильников над палубой.

2. Для помещений с временным пребыванием людей при использовании:

а) светильников с защитным углом не менее 15° для ламп накаливания мощностью не более 150 Вт и для люминесцентных ламп суммарной мощностью не более 80 Вт;

б) светильников с матовыми и молочными рассеивателями без отражателей для ламп накаливания мощностью не более 100 Вт;

в) открытых ламп накаливания в молочной колбе мощностью не более 60 Вт и люминесцентных ламп мощностью не более 40 Вт.

Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

НОРМЫ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА СУДАХ РЕЧНОГО ФЛОТА

Нормы искусственного освещения на судах речного флота разработаны в Научно-исследовательском институте гигиены водного транспорта, кандидатом медицинских наук И.Н.Данцигом.

Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР Заиченко А.И. N 2109-79 от 10 декабря 1979 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании искусственного освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок речных судов и судов смешанного "река-море" плавания.

Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплектно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.

Примечание. Основные термины и определения, использованные в настоящих Нормах, приведены в приложении 1 к настоящим Нормам.

1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы и требования к проектированию и устройству искусственного освещения, изложенные в пп.2.10.95-2.10.101 "Санитарных правил для судов внутреннего плавания СССР" N 1751-77.

1.3. Искусственное освещение на речных судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:

а) система общего освещения,

б) система комбинированного освещения, когда к общему освещению добавляется местное.

Примечание. Применение одного местного освещения не допускается.

1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

Лампы накаливания используются преимущественно:

а) для местного освещения,

б) для освещения помещений с временным пребыванием людей,

в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях с неблагоприятными условиями труда (особо сырые, пыльные, с химически активной средой),

г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.

1.5. В машинных отделениях и производственных помещениях для производства ремонтных работ следует предусматривать переносное освещение.

1.6. Аварийное освещение надлежит проектировать в соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР, а на судах смешанного плавания - Регистра СССР.

Аварийное освещение для эвакуации людей из помещений должно обеспечивать освещенность на палубе и на ступенях трапов не менее 1 лк. Аварийное освещение для продолжения работы в рулевых рубках и МКО должно обеспечивать освещенность не менее 5 лк.

Примечание. На судах смешанного (река-море) плавания и больших пассажирских судах должны быть предусмотрены две системы аварийного освещения с питанием от аварийного дизельгенератора и аккумуляторной батареи.

Аварийное освещение от дизельгенератора должно обеспечивать:

а) на рабочих поверхностях освещенность не менее 25% от уровней, установленных для рабочего освещения этих поверхностей в системе общего освещения лампами накаливания,

б) по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 5 лк.

Аварийное освещение от аккумуляторной батареи должно обеспечивать по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не ниже 1 лк.

1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение оснащенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в таблице 1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: