Нормы нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов российской федерации

Обновлено: 23.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июня 1996 года N 41б

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июня 1996 года N 06-74-125

Об утверждении Норм нагрузки судей, судебных исполнителей
и работников аппарата районных (городских) судов

Министерство труда Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации постановляют:

1. Утвердить Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов, разработанные Минюстом России совместно с Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России.

2. Установить, что утвержденные настоящим постановлением Нормы нагрузки являются основанием для определения штатной численности судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в трехмесячный срок представить заявку Центральному бюро нормативов по труду на издание Норм нагрузки, утвержденных настоящим постановлением.

4. Центральному бюро нормативов по труду обеспечить издание необходимого количества указанных Норм нагрузки.

Министр труда
Российской Федерации
Г.Меликьян

Министр юстиции
Российской Федерации
В.Ковалев

от 27 июня 1996 года
N 41б/06-74-125

Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата
районных (городских) судов.

Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов.

Настоящий сборник разработан Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России совместно с Минюстом России при участии управлений и отделов юстиции ряда республик, краев и областей.

В разработке сборника нормативов нагрузки принимали участие: министерства юстиции Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Карелии, Мордовии и Чувашии; управления юстиции Алтайского края, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Ленинградской, Московской, Саратовской и Смоленской областей; отделы юстиции Брянской, Новгородской, Тверской, Тульской, Псковской и Ярославской областей.

Сборник содержит перечень и состав основных видов работ, выполняемых судьями, судебными исполнителями и работниками аппарата районных (городских) судов, затраты времени по каждому виду работ, факторы, влияющие на величину затрат времени, а также нормы нагрузки (в делах и производствах на единицу времени). Нормативы предназначены для определения штатной численности работников районных (городских) судов, а также планирования объема работы судей.

При подготовке сборника была учтена фактическая численность сотрудников районных и городских судов и объем выполняемой ими работы, использованы законодательные акты и другие нормативные материалы, регламентирующие деятельность районных судов, формы государственной статистической отчетности судов, органов и учреждений юстиции, а также отраслевые и межотраслевые нормативы численности инженерно-технических работников и служащих.

Нормативы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 41б/06-74-125.

1. Общая часть

1.1. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов предназначены для применения в народных судах и служат основанием для определения штатной численности, планирования и организации судебного процесса при рассмотрении уголовных, гражданских дел и административных материалов, для организации труда судей, судебных исполнителей и работников аппарата судов.

1.2. В основу разработки нормативов положены: результаты анкетирования; хронометражные наблюдения и фотографии рабочего времени; законодательство о судоустройстве; законодательство об административных правонарушениях; уголовно-процессуальное законодательство; отчеты о работе судов; инструкция о делопроизводстве в районном (городском) народном суде; инструкция об исполнительном производстве и др.

1.3. Нормативы охватывают основную деятельность районных (городских) судов и установлены на следующие виды работ: работы, выполняемые судьей при рассмотрении уголовных дел; работы, выполняемые судьей при рассмотрении гражданских дел; работы, выполняемые судьей при рассмотрении административных материалов и жалоб на меру пресечения; работы, выполняемые председателем, заместителем председателя, помощником председателя суда; работы, выполняемые секретарем судебного заседания по уголовным делам; работы, выполняемые секретарем судебного заседания по гражданским делам; работы, выполняемые судебным исполнителем, старшим судебным исполнителем, заведующим канцелярией суда, консультантом суда, секретарем суда, архивариусом суда, ведущим специалистом по судебной статистике суда, статистиком.

1.4. Работы по сервисному обслуживанию и текущему ремонту ПЭВМ, и другой счетной и множительной техники и их программному обеспечению настоящим документом не регламентируются. Рекомендуется осуществлять эти работы через специализированные организации (учреждения).

1.5. В нормах не учтено время на выполнение машинописных, стенографических, копировально-множительных и других работ, которые могут нормироваться по Межотраслевым нормам.

1.6. Нормативы установлены по видам работ в штатных единицах и в нормативах времени в часах на принятую единицу измерения объема работы.

1.7. В нормативах учтено время на подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% от оперативного времени.

1.8. Норматив времени на работы, выполняемые народным судьей при рассмотрении уголовных дел, установлен по уголовному делу, где к ответственности привлекается одно лицо по одному составу преступления, дело в одном томе.

На сложность рассмотрения уголовных дел применяется поправочный коэффициент.

1.9. В приложении приведен методический пример расчета численности судей.

1.10. Деятельность судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов регламентируется действующим законодательством, инструкциями по делопроизводству и об исполнительном производстве, должностными инструкциями, составленными в соответствии с законодательством о судоустройстве и другими действующими нормативными актами, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, методическими рекомендациями органов юстиции.

1.11. Для осуществления нормальной деятельности городских и районных народных судов, необходимо создать организационно-технические условия, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных нормами.

1.12. В здании городского или районного суда должны быть следующие помещения:

кабинет для председателя суда,

кабинет для заместителя (заместителей) председателя суда,

кабинет для консультанта, помощника председателя суда,

кабинеты для судей,

залы судебных заседаний с совещательными комнатами по количеству судей,

комнаты для канцелярий по уголовным и гражданским делам,

кабинеты для секретарей судебных заседаний,

кабинеты для старшего судебного исполнителя и судебных исполнителей,

комнаты для свидетелей при каждом зале судебных заседаний,

комната для прокуроров,

комната для адвокатов,

помещения для арестованных и конвоя,

помещение для охраны суда,

помещения машинописного бюро,

помещение для множительной техники,

комната психологической разгрузки,

помещение для архива,

комната для приема пищи,

помещения для хранения вещественных доказательств,

помещения для хранения арестованного имущества,

бытовые помещения для инвентаря уборщиц,

помещения для водителей.

1.13. Наименование должностей в сборнике указано в соответствии с процессуальным законодательством.

2. Нормативная часть

2.1. Управление деятельностью суда
2.1.1. Состав работы по должностям.

Председатель суда, заместитель председателя суда.

Председатель суда (заместитель председателя) осуществляет: планирование работы и контроль исполнения; распределение уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях между судьями; организацию обобщения судебной практики и ее реализацию; работу по устранению судебных ошибок; контроль за ведением форм статистического учета и составлением форм отчетности; контроль за правильностью учета и хранения вещественных доказательств; организацию и контроль за работой канцелярии суда; организацию хранения документов в архиве суда; контроль за работой судебных исполнителей; контроль за работой технических средств; прием граждан; организацию работы с письмами, заявлениями, жалобами; кодификационно-справочную работу; прием, увольнение работников аппарата суда, формирование резерва кадров аппарата суда; ведение хозяйственно-финансовой работы; организацию учебы работников суда; повышение квалификации.

Помощник председателя суда

Помощник председателя суда осуществляет: подготовку планов работы суда; организацию работы аппарата суда, проведение проверок работы аппарата; помощь председателю суда в приеме граждан; работу с корреспонденцией председателя суда и подготовку отчетов по вопросам, не касающихся рассмотрения дел; работу по подбору и подготовке кадров аппарата суда; организация и проведение производственной учебы аппарата суда; выполнение поручений председателя, заместителей председателя суда.

Заведующий канцелярией суда.

Заведующий канцелярией суда осуществляет: распределение поступившей корреспонденции; учет движения и хранения уголовных и гражданских дел, административных и других материалов, обеспечение работы архива суда; учет и регистрацию поступивших в суд предложений, заявлений, жалоб и контроль за сроками их исполнения, кроме жалоб на приговоры, решения и определения, контроль за исполнением судебных поручений других судов; ведение нарядов, ведение финансовой документации, а также учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей; работу с контрольными и сводными исполнительными производствами; меры по обеспечению хранения вещественных доказательств; контроль за своевременным направлением дел с кассационными частными жалобами и протестами в вышестоящий суд; прием граждан; выполнение поручений председателя суда, его заместителей; учет рабочего времени сотрудников суда, ведение книги приказов и распоряжений по народному суду, личных дел, карточек учета на сотрудников суда и трудовых книжек; повышение квалификации.

Архивариус суда осуществляет: приемку в архив уголовных и гражданских дел, исполнительных и надзорных производств, других материалов; систематизацию архивных материалов; ведение журнала выдачи и высылки дел; изготовление и выдачу копий судебных документов; подготовку и передачу архивных дел на государственное хранение; отбор архивных дел для уничтожения; уничтожение документов; прием граждан; повышение квалификации.

Ведущий специалист по судебной статистике суда, статистик.

Ведущий специалист по судебной статистике суда, статистик осуществляет: выполнение работ по составлению форм первичного статистического учета и единовременных отчетов суда по формам и в сроки, установленные официальными органами; контроль и ввод данных форм первичного учета и форм статотчетности в персональный комьпьютер; проверку правильности полученных данных, их сопоставимость по отдельным подразделениям с данными за предшествующие периоды; систематизацию и обработку цифровых данных (группировку, подведение итогов, расчет относительных показателей и так далее); изучение инструктивных указаний об изменениях статистического учета; контроль за правильностью заполнения и полнотой статистических карточек на подсудимого; составление основных показателей работы судей; анализ и обобщение статистических показателей работы суда; подготовку справок на основе данных статистического учета; повышение квалификации.

Начальник приемной суда.

Начальник приемной суда осуществляет: прием граждан; организацию предварительной записи на прием к руководству суда и членам суда; организацию приема посетителей руководством и членами суда; дает справки по телефону.

Разработка концепции федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации" (далее - "О нормах нагрузки судей") обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации.

Отсутствие указанных норм затрудняет организацию работы судов, планирование судебного процесса, а также осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных сроков вынесения судебных решений, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.

2. Современная ситуация в сфере законодательного регулирования норм нагрузки судей

В настоящее время действуют нормы нагрузки, утвержденные постановлениями Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124 "Об утверждении норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации" и от 27 июня 1996 г. N 416/06-74-125 "Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов".

За время проведения судебной реформы в Российской Федерации существенным образом изменились гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации. С 1 июля 2002 г. введены в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С 1 сентября 2002 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В 2003 году вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Продолжается работа по созданию условий для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы формируется институт помощников судей в районных судах. Работают мировые судьи.

Указанные обстоятельства существенным образом изменяют характер и распределение нагрузки между судами, а в судах между судьями и работниками аппаратов судов.

Таким образом, имеющиеся нормативные акты, определяющие нормы нагрузки, устарели и не отражают реального положения дел. Разработка и утверждение новых норм нагрузки позволит определить необходимую в современных условиях численность судей и других категорий работников для обеспечения эффективного функционирования судов, усовершенствовать организационное обеспечение деятельности судов, в т.ч. своевременную подготовку предложений по изменению численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.

3. Цели и задачи федерального закона "О нормах нагрузки судей"

Целью федерального закона является установление правовых и организационных основ ведения работ по определению нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.

Закон призван в условиях отсутствия федерального правового регулирования установить методику расчета необходимой численности судей в соответствующем суде, что обеспечит своевременное и качественное рассмотрение поступающих дел в пределах установленной трудовым законодательством нормативной продолжительности рабочего времени.

4. Соотношение норм нагрузки с федеральным законом "О нормах нагрузки судей"

Предполагается включение норм нагрузки непосредственно в федеральный закон в виде его приложения (по аналогии с частью 6 УПК РФ), на базе которого и будет определяться необходимая численность судей и других категорий работников.

В виде приложения к федеральному закону предусматривается также включение методики расчета норм нагрузки.

Таким образом в случае изменения законодательства Российской Федерации или при возникновении других обстоятельств, изменяющих нагрузку судей, необходимости принятия нового федерального закона по этому поводу не будет.

5. Структура проекта федерального закона "О нормах нагрузки судей"

а) предмет регулирования закона

Закон устанавливает правовой статус документа "О нормах нагрузки судей", определяет принципы финансирования численности судов, порядок использования норм нагрузки и направлен на оптимизацию численности судов и системы Судебного департамента.

б) сфера действия закона

Действие закона распространяется на отношения, возникающие на территории Российской Федерации, а также за ее пределами в случаях, предусмотренных федеральным законом, в связи с реализацией судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями своих функций по осуществлению правосудия и системы Судебного департамента функций по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

в) основные понятия и требования

В данном разделе формулируются:

основные понятия: нормативная численность судей, продолжительность рабочего времени, установленная действующим трудовым законодательством, интегрированный показатель служебной нагрузки судей.

субъекты: федеральные судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, мировые судьи, работники аппаратов судов, государственные служащие системы Судебного департамента.

г) заключительная часть

В данный раздел традиционно для федерального закона будут включены положения о вступлении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих и отмене устаревших нормативных правовых актов.

6. Результаты, которые могут быть получены при условии принятия федерального закона

В случае принятия федерального закона "О нормах нагрузки судей" будет получен нормативно-правовой акт, регулирующий порядок определения нормативной численности судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации. Данный закон позволит оптимально использовать имеющийся штат судей, обоснованно перераспределять их штатную численность между судами в соответствии со служебной нагрузкой. Закон будет являться правовой основой для установления штатной численности судей и аппаратов судов, численности мировых судей и порядка их финансирования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Концепция федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации"

Электронные технологии стремительно меняют не только обыденную жизнь граждан, но и работу публичной власти. Судебная власть модернизирует свою инфраструктуру в соответствии с требованиями времени максимально быстро. Александр Владимирович Гусев рассказал редакции журнала «Судья» об итогах работы Судебного департамента по информатизации судов, внедрению «электронного правосудия» и перспективах создания электронных сервисов в помощь судам и гражданам.

18.06.2021

О том, как судебная система России пережила период самых строгих ограничений из-за пандемии, как цифровизация меняет работу судов, в чем судебная система переходит на дистанционные технологии и какими будут возможности суперсервиса "Правосудие онлайн", в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев.

01.06.2020

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев — собеседник, встречи с которым редакция журнала очень ждала. Он занимает эту должность почти двадцать лет — с ноября 2000 года. За это время благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе центрального аппарата Судебного департамента и его территориальных органов судебная система обрела тот крепкий базис, без которого невозможно говорить о независимом, вызывающем у общества доверие и уважение суде.

23.04.2020

Интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, в ходе которого он рассказал о программе информатизации судов и развитии цифрового судопроизводства

14.04.2020

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев в интервью "РГ" сообщил, что в судах внедрена автоматическая система распределения дел между судьями, а граждане за год подали более миллиона электронных исков. Кроме того, более двух миллионов участников уже создали личные кабинеты на сайтах судов.

20.02.2018

Состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем, в ходе которого он рассказал об актуальных вопросах развития информационно-технического обеспечения отправления правосудия

22.05.2017

Интернет-интервью с А.В. Гусевым, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ: "Итоги IX Всероссийского съезда судей: об основных направлениях деятельности и планах развития судебной системы"

27.01.2017

06.12.2016

Судья — не машина для принятия решений

13.04.2016

В марте 2016 года состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем, в ходе которого он рассказал об основных результатах работы ведомства за время, прошедшее с момента созыва VIII Всероссийского съезда судей, подробно остановился на дальнейших перспективах деятельности Судебного департамента, в том числе в отношении развития системы электронного правосудия и актуальной проблемы обеспечения безопасности в судах.

16.03.2016

В финансово-экономическом журнале «Бюджет» (№ 3, 2016 г.) опубликовано интервью Генерального директора Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. – «Сокращение расходов и финансовый контроль в судебной системе».

30.10.2015

29 октября 2015 г. газета «Московский комсомолец» опубликовала интервью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александра Владимировича Гусева. Что скрывается под мантией Опубликован в газете "Московский комсомолец" № 26951 от 30 октября 2015

21.05.2015

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев заявил, что, «по оценкам экспертов, в том числе и зарубежных, например, из Евросоюза, аналогов этой системе правосудия в мире нигде нет – нет такой огромной, территориально распределенной системы». РАПСИ решило проверить, насколько это высказывание соответствует действительности.

23.12.2014

Вопросы корреспондента касались прежде всего будущего средств информатизации в системе арбитражных судов, организационное обеспечение которых с 2014 года осуществляет Судебный департамент; взаимодействия информационных систем арбитражных судов с Государственной автоматизированной системой «Правосудие», действующей в системе судов общей юрисдикции. Генеральный директор затронул также вопросы информатизации судов в новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и городе Севастополе.

02.10.2014

«Развитие и совершенствование информационных технологий в деятельности российских судов»

29 сентября 2014 г. состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, который ответил на вопросы корреспондента компании «КонсультантПлюс» о приоритетных направлениях в сфере развития Государственной автоматизированной системы «Правосудие», а также дальнейших планах внедрения и совершенствования информационных технологий в деятельности российских судов.

Снижение нагрузки, споры вне суда и YouTube-канал: что нового предложил Верховный суд

Нагрузка на российских судей продолжает расти, сильнее всего это сказывается на мировых судьях. Поэтому их собираются избавить от рутинных дел, чтобы больше времени было на рассмотрение комплексных споров. При этом мировым судьям хотят отдать все алиментные споры, рассказал глава Совета судей Виктор Момотов. А Вячеслав Лебедев поделился актуальной судебной статистикой и рассказал, какие разъяснения Пленум ВС даст уже в ближайшее время.

Новые пленумы и обзоры практики

Верховный суд подготовил новые предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства, рассказал Лебедев. Сейчас уголовный закон предусматривает возможность обжалования в порядке сплошной кассации решений по уголовным делам, которые не обжаловались в апелляционной инстанции. В 2020 году в таком порядке рассмотрели 16% всех кассационных жалоб.

Но кассационные суды не рассматривают доказательства по уголовным делам — эффективность такого обжалования под вопросом. Поэтому председатель ВС пообещал: в скором времени Пленум представит законопроект, предусматривающий обжалование в порядке сплошной кассации жалоб по уголовным делам только тех судебных решений, которые уже были обжалованы в апелляционном порядке. «Те, кто не воспользовался правом на апелляционное обжалование, получит право на подачу кассационной жалобы по процедуре выборочной кассации», — заверил Лебедев.

Кроме того, до конца этого года Пленум ВС представит несколько новых постановлений. Одно из них будет касаться правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства. Также готовятся разъяснения по правилам рассмотрения споров в арбитражных судах первой инстанции.

А Президиум ВС в скором времени утвердит обзор по договорам тепло- и энергоснабжения.

Мировые судьи: проблемы с финансированием

Мировые судьи рассматривают порядка 80% всех судебных споров в России, рассказал председатель Совета судей Виктор Момотов. Нагрузка на них остается высокой, но есть проблемы с финансированием мировых судебных участков. Дело в том, что «денежные» вопросы решаются региональными властями. В некоторых регионах «нет должного взаимодействия» между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, и это, по словам Момотова, приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции.

«Советы судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым отмечают недостаток финансирования мировой юстиции своего региона», — заявил Момотов. А в Еврейской автономной области финансирование мировых судей на 2022 год уменьшили сразу на 46%. Из-за этого судьям не хватает денег ни на серверы для платформы ГАС «Правосудие», ни на кондиционеры.

Также во многих регионах существует проблема текучки кадров в аппаратах мировых судей. Причина этого, по мнению Совета судей, — низкий уровень зарплат. «Это абсолютно недопустимая ситуация, и ответственность за нее лежит и на исполнительных органах власти субъектов, и на региональных советах судей, которые не смогли донести и должным образом отстоять потребности и интересы мировых судей», — заявил Момотов.


В России 7698 мировых судей, и каждый в равной степени должен быть обеспечен всем необходимым для отправления правосудия — от бумаги и помещения до помощников и секретарей.

Нужно освободить мировых судей от рутинных и несвойственных им функций, подчеркнул Момотов. И один из способов — помощь искусственного интеллекта. Глава Совета судей напомнил, что три участка мировых судей в Белгородской области участвуют в пилотном проекте: там при помощи программы готовят судебные приказы при взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов. «Планируется, что в дальнейшем программа будет доступна для всех мировых судей», — пообещал Момотов.

Путь примирения

«Само по себе увеличение количества судей является в какой-то мере тупиковым путем, так как не снижает ежегодно увеличивающееся количество дел, поступающих в суды различных уровней», — уверен Момотов. Решать проблему нужно другими путями, например через «упрощение некоторых судебных процедур» и с помощью дальнейшего развития досудебного порядка рассмотрения споров.

Так, Момотов предложил ввести обязательное досудебное урегулирование споров между дольщиками и застройщиками. Сейчас дольщики направляют претензии строительной компании, а если застройщик их не удовлетворит — обращаются в суд. Но лишь небольшая часть конфликтов между участниками долевого строительства и застройщиками успешно решается в досудебном порядке, подчеркнул председатель Совета судей.

«На наш взгляд, участие третьего лица на досудебной стадии позволило бы снизить напряжение и конфликтность, которые часто возникают между сторонами по таким спорам, что способствовало бы мирному решению конфликта без обращения в суд», — заявил Момотов. Он подчеркнул, что нужно создать такой правовой механизм, при котором застройщики должны нести дополнительную экономическую ответственность, если они не смогли договориться с дольщиком до суда, а в суде проиграли.

«В целом необходимо расширять круг споров, по которым стороны обязаны использовать досудебное урегулирование, которое при этом не должно ограничиваться только претензионным порядком», — подытожил глава Совета судей.

Перераспределение нагрузки

Для разгрузки мировых судей Совет судей и ВС предлагают и другие шаги.

Момотов предлагает передать мировым судьям все споры об алиментах, а не только те, что рассматриваются в порядке приказного производства. Такое предложение он объяснил «высокой нагрузкой районных судов», а также «приближенностью» мировых судей к населению.

Суды идут в YouTube

Совет судей прилагает много усилий по созданию единой системы информирования гражданского общества о работе судебной системы России, подчеркнул Момотов. Но «назрела необходимость» сделать новый шаг и от координации пресс-служб и различных площадок перейти к единому медиаресурсу, способному полноценно освещать деятельность судебной системы.

Нагрузка на суды растет, а на колонии — падает

За 9 месяцев 2021-го российские суды общей юрисдикции рассмотрели 16,8 млн гражданских дел, 6,5 млн дел об административных правонарушениях и 3,47 млн административных дел, рассказал председатель ВС Вячеслав Лебедев. Арбитражные суды рассмотрели чуть больше 1,2 млн экономических споров. По итогам трех кварталов 2021 года зафиксировано повышение нагрузки на судей на 5% относительно аналогичного периода 2020 года.

За 9 месяцев этого года российские суды рассмотрели 567 000 уголовных дел. Около 23% от них завершились прекращением уголовного преследования, а обвинительный приговор вынесли в отношении 439 300 человек. Наказание в виде реального лишения свободы получили 29% осужденных.

Меру пресечения в виде заключения под стражу избрали в отношении 65 000 человек — на 9% меньше, чем в прошлом году. При этом суды удовлетворили 191 900 ходатайств о продлении срока содержания под стражей, что на 13% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года.

По состоянию на 1 ноября в колониях и тюрьмах находятся 469 283 человека. С 1 января количество заключенных сократилось на 13 549 человек.

Председатель Совета судей России Виктор Момотов сообщил о важных новациях, которые готовятся в судебной системе. Началась разработка научных норм нагрузки на судей. Председатели судов не смогут распределять судей по конкретным делам. Обсуждается также идея создания федерального центра для подготовки судей перед назначением на должность.

Эти и другие важные заявления прозвучали на Общероссийском гражданском форуме. Председатель Совета судей рассказал корреспонденту "РГ" некоторые подробности.

- Серьезное влияние на условия работы судей должны оказать меры по снижению судебной нагрузки, - заявил Виктор Момотов. - В настоящее время эта нагрузка крайне высока. Например, в прошлом году суды рассмотрели более 17 миллионов гражданских и административных дел - эта цифра стала максимальной по сравнению со всеми предыдущими периодами.

По его словам, судьи порой вынуждены работать по 17-20 часов в сутки без выходных.

"Избыточная судебная нагрузка порождает феномен социальной изоляции судей, которые оказываются "выключенными" из нормальной общественной жизни, - говорит Виктор Момотов. - Социальная изоляция негативно сказывается на эмоциональном состоянии судьи и психологическом климате в судейском коллективе, что в конечном счете влияет и на качество правосудия".

- Всероссийские съезды судей неоднократно обращали внимание на необходимость разработки научно обоснованного норматива судебной нагрузки, - рассказывает Виктор Момотов. - В настоящее время Государственным университетом - Высшей школой экономики ведется разработка такого норматива. Впоследствии норматив судебной нагрузки должен стать определяющим критерием при определении численности судейского корпуса и территориальной подсудности".

Еще одна инициатива: Верховный суд России подготовил законопроект, предусматривающий создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов. По словам Виктора Момотова, принятие законопроекта позволит в полной мере соблюдать принцип "один суд - одна инстанция", что существенно повысит уровень независимости судей. Территориальная подсудность судов не должна быть связана с административно-территориальным делением. Этот принцип позволяет исключить влияние органов исполнительной власти на отправление правосудия.

Верховный суд подготовил крупнейшую структурную реформу судов общей юрисдикции за всю их историю

"Хочу особо подчеркнуть: предложенная Верховным судом реформа является крупнейшей структурной реформой судов общей юрисдикции за всю их историю", - заявил председатель Совета судей.

Он также обратил внимание, что законопроектом предлагается определенная корректировка полномочий председателей судов и их заместителей. Из сферы компетенции руководства судов предлагается изъять формирование судебных составов для рассмотрения конкретных дел. Эта мера будет способствовать усилению зависимости судей от руководителей суда, которые должны выполнять лишь организационные функции.

Советом судей поддерживается целый ряд предложений, направленных на дальнейшее повышение независимости судей от руководства судов. В частности, не вызывает принципиальных возражений ограничение возможности пребывания в должности председателя суда двумя сроками подряд, говорит Виктор Момотов.

Для ограждения судей от возможного давления Верховным судом России предложен ряд мер. Например, четко разграничить судебные ошибки и дисциплинарные проступки судьи. Судей не следует наказывать за мнение, высказанное при рассмотрении конкретного дела, пусть даже такое мнение было ошибочным. Предлагается установить, что ошибка в применении норм права может стать основанием для лишения судьи полномочий только в случае, если подобные ошибки носят систематический или грубый характер.

Есть идеи и пересмотреть систему подготовки судей. Согласно замыслу, кандидаты в судьи должны учиться на специальных курсах и сдавать экзамены.

"Мы с пониманием и поддержкой относимся к предложениям о создании федерального центра подготовки судей, имеющего разветвленную филиальную сеть, - сказал Виктор Момотов. - Полагаем, что имеет смысл пересмотреть существующую систему, при которой повышение квалификации судьи осуществляется после его назначения на должность.

"Образовательный этап" целесообразно перевести на стадию, предшествующую назначению судьи на должность. А квалификационный экзамен на должность судьи должен проводиться как раз по итогам профессиональной подготовки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: