Нормы какой отрасли права регулируют отношения в сфере государственного управления охраны

Обновлено: 25.04.2024

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

В плане регулирования отношений уголовное и административное право имеют свои собственные сферы действия, которые порой взаимодействуют. При этом ни одно из них не является альтернативой друг другу. У них абсолютно разный состав участников, методов, средств, принципов, а также последствий, которые наступают в связи с применением тех или иных норм. И уголовное, и административное право не только устанавливают те или иные правила, которым должны следовать все – и граждане, и организации –но и реагируют на их неисполнение или несоблюдение.

Административное право рассматривается в четырех основных значениях.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Как отрасль законодательства, административное право представляет собой совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Как наука, административное право – это совокупность способов, приемов, методов, концепций, идей, взглядов, вырабатываемых в рамках различных научных школ и течений и направлены на развитие административного права как отрасли права.

Как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшем учебном заведении.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. В более широком виде предметом административного права являются общественные отношения направленные на обеспечение защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Уголовное право рассматривается в четырех основных значениях.

Как отрасль права, уголовное право представляет собой систему уголовно-правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств.

Как отрасль законодательства уголовное право есть совокупность законов, содержащих нормы уголовного права. Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Как отрасль юридической науки уголовное право – это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.

Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами в рамках учебной программы.

Социальное назначение уголовного права –осуществлять присущими данной отрасли права средствами защиту наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств.

Задачи уголовного права:

1. Охранительная – защита правомерных общественных отношений от причинения им вреда путем их охраны и предупреждения преступных посягательств.

2. Регулятивная – своевременное реагирование на случаи нарушения уголовно-правовых норм посредством возложения ответственности на виновных, когда указанные отношения защитить не удалось и преступление все же совершенно, а также урегулирование отношений, возникающих при добровольном отказе, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и в иных случаях, предусмотренных уголовным законом.

Предмет уголовного права – это то, что регулируется и охраняется уголовно-правовыми нормами, все что исследуется наукой уголовного права и все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины. В отличие от других отраслей, уголовное право имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с решаемыми данной отраслью права задачами делится на:

-предмет уголовно-правовой охраны – это позитивные общественные отношения – наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства, которые регулируются нормами других отраслей права, путем установления правовых последствий за посягательства на них.

-предмет уголовно-правового регулирования – совокупность двух основных разновидностей общественных отношений: а) отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством, в лице соответствующих компетентных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления; б) отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законодательством причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение) при добровольном отказе от преступления и др.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнения и отбывания наказаний. Субъектами уголовноисполнительного права являются осужденный и государственные органы, и учреждения, исполняющие наказание. В данной области уголовное право формулирует понятие, цели, виды наказания, условия освобождения от наказаний и другие важные юридические категории.

Уголовно-исполнительное право осуществляет исполнение наказания и освобождение от наказания, основываясь на соответствующих положениях уголовного права. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. Соотношение норм уголовного и административного права определяется характером и направленностью соответствующих запретов.

Административно-правовые нормы запрещают совершение административных правонарушений (проступков); в случае нарушения запрета следует применение административного взыскания. Уголовно-правовые нормы устанавливают запрет на совершение преступлений под угрозой применения уголовного наказания. Хотя административно-правовые санкции и напоминают уголовные наказания (такие как штраф, исправительные работы и др.), их применение имеет существенные отличия.

Для взаимодействия уголовного и административного права характерны процессы криминализации и декриминализации. Криминализация означает, что деяния, признаваемые административными правонарушениями, в связи с изменением общественного сознания могут быть переведены в число преступлений. Суть декриминализации состоит в переходе уголовно наказуемых деяний в число административных проступков. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в том числе и уголовного права.

Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм. Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Глава 32 УК РФ посвящена преступлениям против порядка управления, гл. 33 - преступлениям против военной службы.

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В.

Бахрах Д. Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В.Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма,2008.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.:Норма, 2008.

Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник. Краткий курс. — М., 2009.

Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. -- 2014. -- №20. -- С. 490-493.

Административное правонарушение

Административное право относится к наиболее «старым», фундаментальным отраслям права. Исторически эта отрасль возникла в XVII - XVIII веках из необходимости регламентации общественного порядка в быстро растущих крупных городах Западной Европы. Слово «администрация» на латинском языке означает «управление, руководство». Поэтому административное право в юридической науке определяется как право управления.

Источники административного права

Нормы административного права содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Правовые акты с административными санкциями могут издаваться органами власти субъектов Федерации. Районные, городские, районные в городах, окружные, областные и краевые Советы народных депутатов имеют право в пределах своей компетенции принимать акты с административными санкциями по вопросам борьбы с эпидемиями и стихийными бедствиями. Объем нормативных актов в административном праве довольно велик, и лишь один его перечень мог бы занять несколько книг.

Нормы административного права регулируют организацию и функционирование аппарата управления, взаимоотношения органов государственного управления и граждан. Наряду с этим нормы административного права направлены на обеспечение порядка в сферах охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Эти нормы охватывают необычайно широкую сферу жизнедеятельности общества. Пожалуй, нет такого дня, в течение которого каждый человек не находился бы в сфере действия административного права.

Рассмотрим, что представляет собой государственное управление. Через управление исполнительная власть «выходит» на обслуживание гражданина и общества. Отраслью управления руководит, как правило, министерство во главе с министром, осуществляющим управление на основе единоначалия и персонально отвечающим за выполнение возложенных на министерство функций. На сегодняшний день на федеральном уровне в различных сферах социальной действительности функционирует более 20 министерств, среди которых можно назвать министерства внутренних дел, иностранных дел, финансов, экономики, обороны, юстиции и другие.

Рассмотрим, как осуществляется управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Управление в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью

Поддержание общественного порядка и борьба с преступностью - важные функции государственного управления. Правовым может считаться лишь такое государство, в котором каждый гражданин защищен от посягательств на свою жизнь, здоровье, имущество как в собственном доме, так и в общественных местах. Под общественным порядком понимается порядок в местах, имеющих общественное значение, к которым относятся улицы, проспекты, площади, вокзалы, базары, магазины, зрелищные заведения и т. д. Задумайтесь, можем ли мы существовать, не бывая в общественных местах? Нет! Поэтому охрана общественного порядка имеет большое значение для жизни общества и отдельного гражданина.

Соблюдение общественного порядка - конституционная обязанность всех членов нашего общества, в том числе и несовершеннолетних. Некультурность, невоспитанность, невыдержанность, неуважение к людям и обществу, пьянство нередко приводят к хулиганским проявлениям и другим правонарушениям. Не случайно, именно в вопросах поддержания и охраны общественного порядка, спокойствия, безопасности моральные и правовые нормы тесно связаны.

Основная тяжесть выполнения данной задачи возложена на полицию общественной безопасности, входящую в систему органов МВД России. Для осуществления возложенных задач работникам полиции предоставлено право применения мер принуждения: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении правонарушений; получать от граждан и других лиц необходимые объяснения, сведения, справки; составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять административное задержание, а в случае совершения преступлений - уголовно-процессуальное задержание; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления и др.

Может ли сотрудник полиции применить физическую силу? Да, может. И не только силу, но и специальные средства и огнестрельное оружие. Эти ситуации необходимо знать каждому гражданину, с пониманием относиться к действиям работников полиции, что позволит избежать недоразумений. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, включая приемы борьбы, при задержании правонарушителей, если ему оказывается противодействие и других способов задержания недостаточно. Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и т. д.) сотрудник полиции имеет право применять для отражения нападений на граждан, пресечения оказываемого ему сопротивления, задержания лица при совершении преступления против жизни, здоровья и собственности, доставления задержанных в полицию, пресечения массовых беспорядков, остановки транспортного средства, водитель которого не выполняет требования остановиться. Специальные средства не могут применяться в отношении малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо при совершении малолетними группового нападения или посягательства на жизнь и здоровье граждан. Огнестрельное оружие применяется в исключительных случаях. Работник полиции имеет право применять оружие: для защиты от нападения, опасного для жизни или здоровья граждан; пресечения попытки завладеть оружием работника полиции; при освобождении заложников; задержании лица, совершившего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление; отражении группового или вооруженного нападения на жилище граждан и другие объекты; для пресечения побега из-под стражи; остановки транспортного средства, если водитель создает ситуацию, представляющую реальную опасность для жизни и здоровья людей, защиты граждан от угрозы нападения опасных животных. Запрещено применять оружие в отношении несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими группового или вооруженного нападения. Работник полиции обязан предупредить о намерении использовать оружие или другие специальные средства, предоставив достаточно времени для выполнения требований. А если такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно? Тогда работнику полиции закон разрешает применить оружие без предупреждения. Оружие может быть применено также в том случае, если задерживаемый пытается подойти к работнику полиции ближе указанного им расстояния.

Не связывают ли нас нормы административного права, так сказать, по рукам и ногам? Нет. Здесь используется порядок регулирования, который образно можно назвать словами «все, кроме», то есть можно делать все, за исключением того, что прямо запрещено.

Административные запреты вводятся государством постольку, поскольку они необходимы для охраны общественного и государственного порядка, собственности, прав и свобод граждан. В современный период роль административного права исключительно велика. В повседневной жизни и трудовой деятельности люди на каждом шагу встречаются с управлением. Фактически нет ни одной сферы жизни, которая бы находилась вне управления. Без преувеличения можно сказать, что каждый человек так или иначе испытывает на себе его воздействие.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

1. Гражданское право является одной из отраслей права, входящих в систему российского права. Это означает, что само гражданское право, его институты применяются не как нечто абсолютно обособленное и самодовлеющее, а в определенной системе, во взаимодействии с другими отраслями права.

Исследовать гражданское право в системе права — это значит поставить по крайней мере три вопроса и дать на них ответы. Первый — о месте гражданского права в правовой системе. Второй — чем отличается гражданское право от других отраслей и как их разграничить между собой. Третий — может ли, и если да, то как именно, гражданское право взаимодействовать с другими отраслями права.

Общепризнанно, что каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Но отношения, регулируемые правом, находятся за пределами самого права, хотя и определяют его юридическое содержание. Следовательно, по предмету можно разграничить сферы применения отраслей права, но нельзя выявить различия отраслей права по их юридическому содержанию. Поскольку и само право, и каждая из его отраслей есть средство воздействия на отношения, то наиболее четко они отличаются друг от друга по способу воздействия на отношения, т.е. по присущим отраслям права методам регулирования. Именно методы регулирования в концентрированном виде отражают юридическое содержание каждой отрасли права.

2. Исходя из этого, все отрасли права можно разделить на следующие группы. Первая — конституционное право. Вторая — отрасли с дозволительным, т.е. правонаделительным, регулированием. Третья — отрасли с обязывающим регулированием. Четвертая группа характеризуется запретительным регулированием. И наконец, последняя, пятая группа — это судоустройственное и судопроизводственное, т.е. судебное, право, характеризующееся обеспечительным регулированием.

Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство, структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Оно является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой и составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции .

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом состоит в том, что конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. Конституционное право — базовая отрасль для гражданского права, представляющая собой его фундамент, как и всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права обнаруживаются прежде всего в Конституции РФ. Толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих исходные положения для отношений, регулируемых гражданским правом.

С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в ст. ст. 8 , 9 , 34 — 36 , 46 , 53 и др.

3. Исторически семейное, трудовое и природоресурсное право в прошлом представляли собой единую отрасль — гражданское право. Постепенно эти отрасли отделились от гражданского права. Это указывает на то, что все названные отрасли обладают известным сходством, но в то же время если каждая из них — это самостоятельная отрасль права, то очевидно, что они имеют отличительные юридические признаки. Метод регулирования каждой из этих отраслей, будучи сходным с методом гражданско-правового регулирования, вместе с тем обладает тем или иным своеобразием.

Общее в методах гражданского права и отделившихся от него отраслей как раз и состоит в том, что все они являются отраслями с дозволительным регулированием. В этих отраслях преобладают не нормы-запреты и не нормы-обязывания, а дозволительные нормы, в результате действия которых участники соответствующих отношений (гражданских, семейных, трудовых, земельных) выступают в качестве правообладающих лиц. Их права осуществляются ими для реализации своих интересов и удовлетворения тех или иных потребностей. Что касается отличий названных отраслей права от гражданского права, то они должны быть рассмотрены применительно к каждой отрасли права отдельно.

4. Отличие гражданского права от отраслей права с обязывающим регулированием, таких как административное, финансовое, налоговое право, очевидно. Они не только различны, но и по основным юридическим характеристикам и методам воздействия в известном смысле противоположны. Если субъекты гражданского права между собой юридически равны и автономны в правовом отношении, то участники административных, финансовых, налоговых отношений, напротив, юридически не равны, находятся в отношениях власти и подчинения, поскольку во всех этих отношениях в качестве одной из сторон выступают государство и его органы власти. Они обладают властной компетенцией, которая позволяет им совершать действия и издавать акты, обязательные для другой стороны соответствующих отношений.

Столь существенные различия рассматриваемых отраслей права теоретически и практически исключают возможность применения норм одной отрасли права к другой, т.е. норм, например, налогового законодательства к гражданским отношениям или норм гражданского права к налоговым отношениям. Следовательно, чрезвычайно важно четко различать сферы действия рассматриваемых отраслей гражданского права, не допускать их смешения и исключать ошибки, состоящие в неправомерном использовании норм одной отрасли права для регулирования отношений, являющихся предметом другой отрасли права. На это прямо указывает п. 3 ст. 2 ГК: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

5. Но, несмотря на различия и даже противоположность норм, с одной стороны, гражданского права, а с другой — административного, финансового, налогового права, возможно и известное взаимодействие рассматриваемых отраслей права. Такое взаимодействие, будучи необходимым, действительно предусмотрено в ряде случаев законодательством и имеет практическое применение. Так, ст. 11 ГК в п. 2 указывает на то, что защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Совершенно очевидно, что для защиты гражданского права в административном порядке требуется, чтобы этот порядок был установлен нормами именно административного права. Вместе с тем и нормы гражданского права могут использоваться для защиты гражданских прав в сфере административных отношений. Так, ст. 16 ГК предусматривает, что если незаконными действиями или актами государственных органов гражданину или юридическому лицу причиняются убытки, то они подлежат возмещению за счет соответствующего государственного или муниципального образования. В данном случае гражданские права защищаются гражданским же правом, хотя нарушение гражданских прав происходит в сфере вертикальных административных правоотношений.

6. Гражданское право и уголовное право разграничиваются легко, поскольку речь идет о совершенно разных и во многом даже противоположных отраслях права. Уголовное право регулирует отношения, в которых в обязательном порядке участвует государство, устанавливающее запреты на совершение общественно опасного поведения и меры уголовной ответственности, уголовного наказания за нарушение этих запретов. Следовательно, уголовное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении сторон, и в качестве основного правового предписания использует запреты с возложением за их нарушение мер уголовной ответственности.

Вместе с тем чрезвычайно важным представляется взаимодействие гражданского и уголовного права. Гражданские права нуждаются в применении не только мер гражданско-правовой защиты, в результате которой происходит восстановление нарушенного гражданского права или предоставление потерпевшим известной имущественной компенсации, но и мер уголовно-правовой охраны.

7. Гражданское право и процессуальное право соотносятся как содержание и форма. Поскольку применяемое право — гражданское право — построено на началах правонаделения, правовой автономии, диспозитивности, правовой инициативы, то естественно, что гражданское судопроизводство покоится на началах правовой свободы, диспозитивности, состязательности сторон — истца, добивающегося защиты нарушенного права, и ответчика, возражающего против применения к нему соответствующих принудительных мер.

8. Основным делением в праве, в том числе и в праве российском, является деление его на частное и публичное.

В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в обществе частных и публичных интересов. Частное право обеспечивает права отдельного лица, наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов. Напротив, публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.

Далее, публичное право и частное право различаются по субъектам и характеру правоотношений. В отношениях, опосредуемых публичным правом, в качестве одной из сторон всегда выступает государство в лице соответствующих государственных органов. По своему типу отношения, регулируемые публичным правом, представляют собой властеотношения, которые строятся на основе подчинения других участников этих отношений государству. В рамках публично-правовых отношений государство реализует себя как власть, выполняет свои властные функции для достижения определенных общественно полезных целей. Напротив, в отношениях, опосредуемых частным правом, т.е. как власть, оно не участвует. Если оно и участвует в этих отношениях, то лишь как обычный субъект, ничем не отличающийся от других участников частноправовых отношений. Отношения, опосредуемые частным правом, строятся как отношения горизонтальные, как общественные связи между правовыми субъектами, не подчиненными друг другу.

Публичное право и частное право, в силу особенностей регулируемых отношений, отличаются друг от друга как способом, так и механизмом воздействия на общественные отношения. Для публичного права, регулирующего отношения на началах субординации субъектов, свойственно развитое интенсивное регулирование, которое носит централизованный характер. В отраслях публичного права абсолютно преобладают императивные нормы. По содержанию правовые предписания, содержащиеся в публичном праве, представляют собой либо предписания-запреты, как в уголовном праве, либо предписания-обязывания, как, например, в налоговом праве. При этом в публичном праве для обеспечения реализации правовых предписаний довольно интенсивно используется принуждение в виде административных, уголовных и иных санкций.

Напротив, в частном праве, регулирующем отношения на началах координации субъектов, широко используется предписание в виде дозволения. Абсолютно преобладают диспозитивные нормы, обеспечивающие использование в регулировании субъективного усмотрения участников отношений в виде их договоров. Таким образом, правовое регулирование характеризуется началами децентрализации. Дозволительное и диспозитивное регулирование отношений исключает необходимость интенсивного использования принуждения для реализации правил, содержащихся как в нормах права, так и в договорах. Основным побудительным началом к исполнению правовых предписаний выступает личный интерес участников данных отношений.

К публичному праву относятся конституционное (государственное) право, административное право, судебное право, финансовое и налоговое право, право социального обеспечения, уголовное право, а также природоохранительное право.

К частному праву относится прежде всего гражданское право, а также семейное, трудовое, природоресурсное право. Именно гражданское право по своему содержанию и своим правовым чертам относится к числу классических отраслей частного права. Поэтому оно является центром, ядром частного права.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

право называют одной из ведущих российского права. Оно регулирует отношения, возникающие в сфере управления. Нормы административного права устанавливают порядок государственных органов, разъясняют и права этих органов, а также их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану порядка.

Меры административного принуждения

Соотнесите меры административного принуждения с предложенными примерами.

1. Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления; 2. Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий; 3. От иных мер административного принуждения отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке.

Административно-предупредительные меры

Меры административного пресечения

Административное наказание

прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности

Правовые термины

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом правовые термины.

Административные меры воздействия

Вставьте пропущенные определения.

1. это процесс последовательно осуществляемых действий, которые включают в себя такие элементы как овладение вниманием, внутреннее воздействие на сознание, эмоции, различные интересы, возбуждение желания.

1. - метод административного воздействия, направленный на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно.

2. - особый вид государственного принуждения, метод правового регулирования в сфере государственного управления, основанный на нормах административного права и применяемый уполномоченными субъектами в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: