Нормативно правовые требования к экипажу морского судна согласно ктм

Обновлено: 22.04.2024

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, непосредственно подчиняется его указаниям. Так, согласно ст. 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца. С другой стороны — при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством России наряду с милицией, органами пограничной охраны, органами безопасности и другими к органам дознания отнесены капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании. Это положение отражено в ст.69 КТМ РФ устанавливающей, что в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания. КТМ предусматривает право капитана держать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим российским властям в первом порту захода.
В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передает дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Капитан судна не только вправе сам провести дознание, но может назначить для этой цели любое должностное лицо из судового экипажа, то есть делегировать ему свои полномочия.

Однако ни капитан, ни лицо им назначенное, не могут осуществлять расследование, если они:
1) являются потерпевшими от преступления;
2) являются свидетелями совершенного преступления;
3) являются родственниками подозреваемого или потерпевшего;
4) лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.
Капитан, проводящий расследование, вправе изолировать подозреваемого в отдельном помещении и выставить охрану только в том случае, если совершено преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Кроме того, такие действия капитана будут правомочны при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде при нем или в его каюте будут обнаружены явные следы преступления.
Постановление о задержании должно быть объявлено подозреваемому не позже 24 часов с момента задержания. В течение этого же времени капитан должен известить о происшедшем прокурора по месту приписки судна.
Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка-. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.
О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.
Таким образом, капитан судна наделен фактически всеми полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна. Однако следует учитывать, что капитан может не знать всех тонкостей уголовно-процессуального законодательства. В этой связи не следует пренебрегать консультациями у прокурора по месту приписки судна.

Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания..
После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом.
После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.
После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении.
Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном — российскому консулу.
Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. При этом согласно положениям КТМ РФ судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.
В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.
Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.
Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом — представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, которые свойственны только государственным органам.

2. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Комментарий к ст. 56 КТМ РФ

Прием на работу на судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, при соблюдении условий, установленных комментируемой статьей.

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на судно, подтверждается следующими документами:

действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации , или действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками к этой Конвенции 1995 года (далее - Конвенция ПДМНВ 78/95) , при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;

Вводятся Минтрансом России в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900.

Решение о вступлении СССР в Конвенцию ПДМНВ 78/95 принято Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871.

действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации, или выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95, при условии признания их в соответствии с правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации;

документом о морском образовании - при необходимости.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, владеют русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств, работодатель в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским навигационным словарем - разговорником, замененным Стандартным морским разговорником ИМО.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, имеют соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Минздравом.

В случае найма иностранного гражданина или лица без гражданства для работы в качестве члена экипажа при нахождении судна за пределами территории Российской Федерации удостоверение, подтверждающее его пригодность к работе на море, должно удовлетворять требованиям Конвенции Международной организации труда N 73 "Конвенция о медицинском освидетельствовании моряков" .

Ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ N 108 , выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств, - для работы на судне заграничного плавания;

Ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1969 г. N 3962-VII.

действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ N 108, или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые Российской Федерацией в качестве документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации, - для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства для работы на судне рыбопромыслового флота, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, при соблюдении следующих условий:

уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на рыбопромысловое судно, подтверждается следующими документами:

действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданным капитанами морских рыбных портов, входящих в перечень , утверждаемый федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, или действительным дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДНВ 78/95, при наличии подтверждений, удостоверяющих их признание, выданных капитанами морских рыбных портов в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства;

Вводится федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с Положением о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 576.

документом о морском или специальном образовании, подтверждающим возможность занятия соответствующей должности на судах рыбопромыслового флота, - при необходимости.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой должности. Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их пригодность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Другие требования, предъявляемые к иностранным гражданам, претендующим на получение работы на судне рыбопромыслового флота, аналогичны требованиям, предъявляемым к иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 25 января 2001 г. N 14 "Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, за исключением судна рыбопромыслового флота".

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна

1. К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

2. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

Комментарий к Ст. 53 Кодекса торгового мореплавания РФ

§ 1. Согласно Конвенции ООН 1982 г. каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры по комплектованию и обучению экипажей судов. Судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности в области судовождения, навигации, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности - соответствовать типу, размерам и оборудованию судна.

В соответствии с Правилом У/13 СОЛАС 74/78 правительства должны принимать меры, чтобы с позиций охраны человеческой жизни на море все суда были укомплектованы экипажем в надлежащем количестве и должной квалификации. Принципы безопасного укомплектования судов экипажами сформулированы в резолюции Ассамблеи ИМО А.481 (XII) и сводятся к тому, что экипаж должен быть укомплектован таким образом, чтобы обеспечить: несение безопасной ходовой навигационной вахты; надежную и безопасную швартовку и отшвартовку; приведение в действие всех водонепроницаемых закрытий, развертывание аварийной партии; приведение в действие имеющегося на борту пожарного оборудования и средств, выполнение их технического обслуживания; производство сбора и эвакуации пассажиров; безопасность судна, находящегося в море; несение безопасной ходовой машинной вахты; эксплуатацию и содержание в безопасном состоянии главных и вспомогательных механизмов; осуществление мер безопасности судна, с тем чтобы свести к минимуму опасность возникновения пожара; оказание медицинской помощи на борту судна; несение радиовахты в соответствии с СОЛАС и Регламентом радиосвязи.

§ 2. Положение о минимальном составе экипажа судов, при которых допускается выход судна в море, утверждено Приказом Минморфлота СССР от 9 декабря 1969 г. N 199. Согласно п. 1 Положения всякое судно, выходящее в море, должно иметь на борту экипаж, полностью укомплектованный согласно штатному расписанию и обеспечивающий нормальную работу судна и безопасное плавание. В исключительных случаях, когда по каким-либо причинам к моменту выхода в море на судне отсутствует нормальный состав экипажа, Положением (п. 2) установлен следующий минимальный состав экипажа (на разовый переход продолжительностью не более трех суток):

для самоходных судов: а) по палубной команде: капитан, два помощника капитана (судоводитель), боцман, радиоспециалист и соответствующее количество специалистов палубной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту; б) по машинной команде: два механика и соответствующее количество специалистов машинной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту. На судах с гребными электрическими установками должна быть обеспечена двухсменная ходовая вахта электромехаников;

для несамоходных судов с экипажем на борту: капитан, помощник капитана (судоводитель), боцман и соответствующее число специалистов палубной и машинной команды, обеспечивающих двухсменную ходовую вахту.

При переходе продолжительностью не более 24 ч минимальный состав устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном морского торгового порта и соответствующим профсоюзом.

Положением установлены требования в отношении минимального состава экипажа несамоходных полупогружающихся буровых установок и самоподъемных плавучих буровых установок (в зависимости от рода деятельности) на точке работ, на переходе, на отстое.

Минимальный состав экипажей для добывающих судов (Приложение 1) установлен для крупных, больших, средних и малых судов - с указанием внутри каждой группы типов судов. Минимальный состав экипажей приемотранспортного флота (Приложение 2), обрабатывающих судов (Приложение 3) также устанавливается для судов конкретных типов. Приложение 4 посвящено научно - исследовательским, учебным и вспомогательным судам.

В случаях перехода на базу ремонта и после ремонта в порт, перегона судна в связи с передачей его другому судовладельцу и т.п. при продолжительности рейса до трех суток установлен следующий минимальный состав экипажа:

по общесудовой службе - капитан, один помощник капитана (для судов водоизмещением свыше 3000 тонн - два помощника капитана), боцман и соответствующее количество специалистов палубной команды, обеспечивающих двухсменную вахту;

по судомеханической службе - два судовых механика и соответствующее количество специалистов машинной команды, обеспечивающих двухсменную вахту;

по радиотехнической службе - один радиоспециалист.

При выходе в море для оказания помощи людям или судам, терпящим бедствие, минимальный состав экипажа определяется соответственно капитаном морского торгового и морского рыбного порта.

§ 4. Нахождение на судне свидетельства о минимальном составе экипажа предусмотрено также Правилом У/13(6) СОЛАС 74/78.

Положение абз. 3 п. 2 комментируемой статьи соответствует резолюции Ассамблеи ИМО А.481(XII). Соответствие состава экипажа судна данным свидетельства создает презумпцию того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания. Отсутствие свидетельства может служить основанием к отказу на выдачу разрешения на выход судна из порта.

Кодекс торгового мореплавания посвящён специфической сфере деятельности людей, связанных с морской перевозкой грузов и пассажиров. По специфичности его можно сравнить с воздушным кодексом, регулирующим взаимоотношения людей в сфере перемещения воздушных судов.

Основные положения

КТМ РФ регулирует взаимоотношения людей, связанных использованием морских судов для целей (ст. 2):

  • транспортировки грузов любого назначения, кроме военного;
  • перевозки пассажиров;
  • проведения исследовательских работ в морских условиях;
  • осуществления любительской и промышленной рыбной ловли;
  • ледокольной и лоцманской проводки;
  • спасения и поиска судов и людей, терпящих бедствие в море;
  • подъёма затонувших объектов;
  • обеспечения спортивных культурных мероприятий, проходящих в море;
  • контроля состояния среды.

Таким образом, название кодекса носит условный характер. Точнее его можно назвать кодексом о гражданском мореплавании.

Объектом правил данного кодекса являются суда, которые перемещаются по внутренним и внешним морским водоёмам, а так же по морям с заходом в русла рек. Действие Кодекса торгового мореплавания РФ не распространяется на суда, используемые для военных целей, а так же для транспортировки государственных грузов (ст. 3).

Государственное управление торговым мореплаванием осуществляется силами федеральных органов исполнительной власти, специализирующихся по транспорту, рыболовству и другим сферам народного хозяйства, связанным с передвижением морских судов (ст. 5).

Основные тематические блоки кодекса

Сложная система морских перевозок и связанных с ними объектов, процессов и явлений нашла своё отражение в следующих нормативных блоках.

    . Этому главному объекту взаимоотношений, регламентируемых данным кодексом, посвящены статьи, сконцентрированные во второй и третьей главах. Кроме классификации судов, кодекс определяет права собственности, признаки идентификации, предоставление права пользования под флагом России, судовые документы и реестры. . В главе четвёртой содержится описание минимального состава экипажа, как по количеству, так и по должностным обязанностям. В данном кодексе даже описаны трудовые отношения, которые должны регулироваться, конечно, Трудовым кодексом РФ. В КТМ РФ описывается специфика формирования трудовой иерархии на судне. . Эта функция крайне важна для обеспечения безопасности морского плавания судов. Как следует из статьи 87, суда могут проводить только те люди, которые получили от капитанов морских портов специальные удостоверения. Это разрешение даёт права осуществления проводки только в определённом районе прохождения судов.
  1. Морские перевозки. Они могут осуществляться как по разовым маршрутам, так и по морской линии, то есть между портами по утверждённому расписанию. Данная тема в той или иной степени представлена в восьми главах (7-14). В них регулируются процессы оформления и эксплуатации морских линий, заключения договоров перевозки грузов и пассажиров, фрахтования, буксировки и т.п. . Морские перевозки связаны с большими рисками гибели или повреждения судна, потери груза, нанесения вреда здоровью пассажирам. По этой причине в КТМ РФ страхованию посвящена целая глава (15-я), состоящая из 37 статей. , убытки и ущерб. Этот блок посвящён форс-мажорным обстоятельствам при осуществлении пользования морскими судами. Кодекс делит аварийные ситуации на две части – общая авария и столкновение судов. Под общей аварией в данном случае подразумеваются убытки, связанные с расходами на обеспечение безопасности судна, груза и пассажиров (ст. 284). Материальная ответственность за ущерб при столкновении судов или за действия, которые могли бы привести к столкновению, возлагается на виновное лицо (ст. 312-314). Понятие ущерба распространяется на ситуации, которые привели к загрязнению среды по вине лиц, управляющих судном.
  2. Имущественные отношения. Нормативы такого рода содержатся в главах, посвящённых судну (глава 2, статьи 12-14), залогу (глава 22, статьи 367- 373), ипотеке (глава 22, статьи 374-387), правам собственности с участием иностранных граждан и юридических лиц (глава 26, статьи 415, 417, 425).

Данные нормативные блоки в полной мере отражают структуру права, регламентирующего взаимоотношения лиц, задействованных в сфере морских перевозок грузов и пассажиров. Однако следует выделить отдельные нормативы, имеющие особое и самостоятельное значение.

Спасение на море

Под словом «спасение» обычно принято понимать операции по вызволению людей из опасных ситуаций. Однако в главе 20 кодекса это понятие распространяется и на суда, а так же на любое имущество, находящиеся в море и не прикреплённое преднамеренно к объектам береговой линии (ст. 337). При этом положения статьи 337 распространяются на любые объекты, находящиеся в морской акватории, включая военные корабли и суда, перевозящие не коммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Спасение может осуществляться на общих или договорных условиях (ст. 338). Кодекс предусматривает оплату труда спасателей, если этот труд имел полезный результат (ст. 341). Кроме того, в данном документе описываются и критерии определения размеров вознаграждения (ст. 342). Если спасатель не смог добиться результата, полезного для собственников судна, но своими действиями предотвратил вред экологической среде от аварии, то он имеет право на компенсацию, равную расходам на работы, а в некоторых случаях и больше (ст. 343 КТМ РФ).

Спасение людей, находящихся на терпящем бедствие судне, осуществляется на безвозмездной основе. Однако спасатели, занимавшиеся людьми, имеют право на свою долю от всего мероприятия, предотвращавшего гибель судна и другого имущества. Не оплачиваются услуги по спасению, которые были оказаны вопреки желанию владельца судна или капитана (ст. 349).

Ущерб экологической среде

Данный кодекс является одним из немногих юридических документов, не являющихся частью экологического законодательства, который регламентирует ситуации, связанные с загрязнением среды. В нём предусмотрены два вида загрязнений – от опасных грузов (глава 19) и бункерного топлива (глава 19.1).

Ответственность за любые загрязнения среды несёт владелец судна (ст. 316). Исключением из этого правила являются ситуации, которые возникли по причине (ст. 317):

  • военных действий;
  • социальных беспорядков;
  • стихийного бедствия;
  • преднамеренных враждебных действий третьих лиц;
  • неисправности системы навигационного оборудования на берегу или в море по вине государственных или муниципальных властей.

Ответчиком по иску о возмещении ущерба является, конечно, собственник судна. Однако при страховании рисков ответчиком может быть страховщик.

Таким образом, Кодекс торгового мореплавания объединил в себе все правила, которые призваны обеспечить безопасное и юридически корректное передвижение морских судов в российских территориальных водах и за их пределами. Субъектами данной сферы права являются, прежде всего, те лица, которые владеют и осуществляют перемещение морских судов. Однако опосредованно ими являются все граждане России и подданные других стран.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: