Независимые государственно правовые объединения это

Обновлено: 28.03.2024

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).

На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации, созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государства и его органов.

Существуют две формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется рассмотрению различных видов объединений государств: конфедерация, содружество, сообщество и т.д.

Унитарное государство– это простое по строению государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы и имеющее одноуровневую систему органов государственной власти и одноуровневую систему законодательства.

Признаки унитарного государства:

– оно подразделяется на административно-территориальные единицы;

– у него одноуровневая система органов государственной власти;

– одноуровневая система законодательства.

Это признаки классической формы унитарного государства. В современных условиях принцип унитаризма в построении государства претерпевает существенную модификацию: в составе унитарных государств создаются административно-территориальные единицы, обладающие некоторой автономией.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов государственной власти все унитарные государства можно разделить на два вида:

– централизованные унитарные государства (в них отсутствуют автономные образования, все административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус);

– децентрализованные унитарные государства (в них имеются автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальных единиц).

Обычно автономные образования в унитарных государствах отражают специфику национального состава населения. Автономия представляет собой форму децентрализации в осуществлении государственной власти.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство– это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации и имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.

Федерация как форма территориального устройства государства появилась в индустриальную эпоху. Однако она менее распространена, чем унитарное государство. В современном мире 24 государства являются федеративными: США, Канада, Мексика, Бразилия, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Российская Федерация, Австралия, Индия, Пакистан, Танзания, Малайзия, Нигерия и некоторые другие.

После Второй мировой войны число федеративных государств значительно возросло. В последние десятилетия происходили процессы как ликвидации (стали унитарными Индонезия, Ливия, Уганда, распались СССР, Чехословакия, Югославия), так и возникновения новых федеративных государств (Бельгия, Эфиопия).

– федерация состоит из субъектов федерации (некоторые федеративные государства, кроме субъектов федерации, включают в свой состав административно-территориальные единицы, которые субъектами федерации не являются, например, в США – федеральный округ Колумбия, заморские территории);

– субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом свободного выхода из состава федерации);

– субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова (даже если нормативно установлено, что они являются государствами), так как они не обладают таким важнейшим признаком государства, как государственный суверенитет;

– существует двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации;

– существует двухуровневая система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации;

– предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничиваются федеральной конституцией.

Виды федераций:

1. По правовым основаниям образования:

– договорные (правовым основанием их образования является заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании нового государства в форме федерации; например, СССР с 30 декабря 1922 г. по 1924 г., когда была принята Конституция СССР);

– конституционные (правовым основанием их образования является провозглашение в Конституции федеративного устройства государства: США, Мексика, Бразилия, ФРГ и др.);

– конституционно-договорные (правовыми основаниями их образования являются заключение несколькими суверенными государствами договора об образовании федеративного государства и последующее принятие Конституции, закрепляющей федеративное устройство государства; например, СССР с 1924 г. по декабрь 1991 г.);

2. По принципу образования субъектов федерации:

– территориальные (субъекты федерации созданы по территориальному принципу: США, Мексика, Бразилия, ФРГ);

– национальные (субъекты федерации созданы по национальному признаку: СССР, Чехословакия, Югославия);

– национально-территориальные (субъекты федерации созданы на основе сочетания национального и территориального принципов: Российская Федерация, Канада, Индия).

3. По правовому положению субъектов федерации:

– симметричные (субъекты федерации имеют одинаковый правовой статус: США, Мексика, ФРГ);

– асимметричные (субъекты федерации имеют неодинаковый правовой статус: Российская Федерация – особенно в 1990-е годы и до 2002 г.)

Конфедерация (следует отличать от федерации) – это союз суверенных государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов; достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической науке. Существуют три основных подхода к определению политико-правовой природы конфедерации:

1. Конфедерация – форма государственного устройства.

2. Конфедерация – промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

3. Конфедерация не является формой государственного устройства, а представляет собой межгосударственное объединение.

Наиболее убедительным представляется третий подход. Конфедерацию нельзя считать формой государственного устройства, так как последняя характеризует внутреннее территориальное устройство государства, а конфедерация – не государство, а союз суверенных государств. Следовательно, она не может быть формой государственного устройства. Конфедерация не обладает ни одним из признаков государства. Она – межгосударственное объединение.

– государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют суверенитет в полном объеме (некоторые самоограничения прав государств-членов конфедерации касаются только тех сторон их деятельности, которые повлекли добровольное объединение этих государств в конфедерацию, однако это не означает ограничения их суверенитета);

– будучи суверенными государствами, государства-члены конфедерации обладают правом сецессии, т.е. правом свободного выхода из состава конфедерации;

– конфедерация создается на договорной основе, т.е. путем заключения суверенными государствами международного договора об объединении в конфедерацию;

– конфедерация не имеет единой территории (государства-члены конфедерации имеют свою территорию и государственные границы; оборона конфедерации осуществляется союзной армией, но она состоит из воинских формирований государств-членов конфедерации);

– конфедерация не имеет государственного аппарата, т.е. единой системы органов государственной власти (конфедерация создается для достижения конкретных целей, для чего создаются органы конфедерации, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией; эти органы немногочисленны, они формируются, как правило, высшими органами государственной власти государств-членов конфедерации; эти органы, как правило, не имеют прямых властных полномочий, а осуществляют в основном координационные функции);

– конфедерация не имеет конституции и законодательства (конфедерация создается на основе договора; правовые акты, принимаемые органами конфедерации, не имеют прямого действия, т.е. они вступают в действие на территории государств-членов конфедерации только после их ратификации органом законодательной власти государств-членов конфедерации; государства-члены конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. органы законодательной власти государств-членов конфедерации имеют право принять решение о прекращении действия на своей территории акта, принятого органом конфедерации и ранее ратифицированного);

– конфедерация не имеет государственной казны (бюджет конфедерации формируется не путем прямых налоговых отчислений, а путем добровольных взносов государств-членов конфедерации).

Конфедерация – достаточно редкое и недолговременное образование (США с 1781 г. по 1787 г.; Швейцария до 1848 г.; Сенегамбия с 1982 г. по 1987 г.). Конфедерация, как и государство, создается для управления обществом, для осуществления тех функций, реализация которых отдельными государствами недостаточно эффективна. Однако ограниченные полномочия органов конфедерации делают это управление затруднительным и не всегда эффективным, а порой и невозможным.

Конфедерация может эволюционировать в двух направлениях:

1. Если возникает необходимость в более эффективной организации управления и в более тесной интеграции, то конфедерация может перерасти в федеративное государство (например, США в 1787 г., Швейцария в 1848 г.).

2. Конфедерация может прекратить свое существование, если ее задачи выполнены или если возникли серьезные внутренние противоречия между государствами – членами конфедерации, либо под воздействием внешних факторов (например, войн): распад Австро-Венгрии в 1918 г., Объединенной Арабской Республики в 1961 г., Сенегамбии в 1988 г.)

В современном мире все большее распространение получают новые формы объединения государств – межгосударственные союзы, которые могут существовать в форме сообщества, содружества и др. Это обусловлено двумя процессами: 1) процессами дезинтеграции, распада государств; 2) стремлением государств к их экономической и политической интеграции.

Межгосударственное объединение – союз суверенных государств, созданный на основе межгосударственного договора с целью экономической и политической интеграции государств-участников. Государства – участники межгосударственного объединения сохраняют свой суверенитет в полном объеме, но передают часть своих полномочий надгосударственным органам, которые координируют деятельность государств-участников.

Правовой основой образования межгосударственного объединения являются конституции государств-участников. Например, ст. 79 Конституции РФ устанавливает: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Правовой основой формирования и деятельности системы межгосударственных органов являются договоры об образовании межгосударственных объединений и их уставы. В этих документах определяется порядок вступления в межгосударственное объединение и выхода из него. Примеры межгосударственных объединений: Британское содружество наций, Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств.

Систему органов межгосударственного объединения образуют Высший орган (как правило, совет глав государств), исполнительный орган, административный орган (секретариат), комитеты и комиссии по специальным вопросам. Иногда создаются специальные органы, например в составе Совета Европы созданы Европейский Суд и Европейская комиссия по правам человека.

Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы государств-участников, а также объединять их ресурсы для выполнения внешних задач. Данные объединения имеют в основном переходный характер. В зависимости от исторических тенденций их развития они могут выступать в качестве этапа окончательной дезинтеграции или этапа на пути движения к созданию единого государства.

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

2. децентрализованным и

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:

- федерации – постоянные государственные образования;

- конфедерации – временные союзы суверенных государств;

- монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

- империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

- фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

- инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4. двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия - полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации - статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

- федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;

- федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

- федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7. нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781–1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария – в 1815–1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Судан, – в 1958–1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, – в 80-е годы.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией,

которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств – членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств – членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств – членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы – одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы – содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, например национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации».

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров, приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств – членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, – по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров – главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав – министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы – консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая – интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами – участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере – науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

Мукиенко И.Н., соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Послевоенная эпоха характерна значительным ростом числа международных организаций, что отражает объективную закономерность прогресса мировой цивилизации. На современном этапе насчитывается около 7 тысяч международных организаций, среди которых почти 300 - межправительственные. Государства могут объединяться в многочисленные ассоциации, лиги, советы, союзы, собственно организации, создаваемые на основе различных принципов и целей, с учетом расширения объема глобальных, межрегиональных, региональных и партикулярных задач, возникающих в отношениях между ними. В числе международных организаций принято выделять: универсальные, открытые для всех стран мира (ООН), специализированные (ВОЗ), межрегиональные (ШОС - Шанхайская организация сотрудничества), региональные (Африканский союз), торгово-экономические (ОПЭК), военно-политические (НАТО), этнические (ЛАГ - Лига арабских государств), религиозные (ОИК - Организация Исламская конференция), лингвистические (Иберийский союз - ассоциация испаноязычных государств), правозащитные (Совет Европы) и тому подобные.

В рамках родовой категории "международная организация" в научных исследованиях используются ряд конкретизирующих понятий, связанных с современным объединением государств, такие как: "международно-правовые объединения", "государственно-правовые объединения", "межгосударственные союзы", "межправительственные организации", "региональные сообщества", "государственные объединения", "межгосударственные общности", "консолидации государств" и иные . Полемика в отношении трактовок, взаимосвязи и различий данных понятий в международном праве имеет свою подоплеку и уже сложившиеся традиции, связанные с влиянием определенной научной школы или направления.

Тимошенко И.Г. Современные формы государственных и межгосударственных объединений: сравнительно-правовой аспект // Парламент и президент (опыт зарубежных стран): Труды ИЗиСП. N 58. М., 1995. С. 104 - 132; Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. М., 2004. С. 218 - 295; Международное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2005. С. 305 - 312; Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2004. С. 443 - 448; Киреева С.А. Правовая жизнь в сфере межгосударственной интеграции // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2005. С. 497 - 507.

Формы межгосударственных союзов имели место и в прошлом в практике международного общения, становясь предметом теоретических обобщений. На это обращал внимание известный немецкий юрист и социолог Г. Еллинек, когда характеризовал известные ему союзы между государствами как государственные соединения. Их правовые формы, обусловливаемые договорами, создают многообразные, длящиеся отношения между государствами, всегда имеющие международно-правовой характер . Они "основаны либо на принципиальном равенстве соединенных государств, которых это соединение не подчиняет иной высшей власти, или же устанавливают такого рода договорные ограничения одного государства в пользу другого, что это государство становится если не юридически, то политически зависимым" .

Еллинек Георг. Общее учение о государстве. СПб., 2004 (по изд. 1903 г.). С. 698.
Там же. С. 702 - 703.

Отдадим предпочтение понятию "межгосударственные объединения", более, на наш взгляд, отвечающему своему современному предназначению как постоянных правовых образований, строящихся на соглашениях государств. Есть основания выделить их в отдельную группу международных организаций в силу большей степени как региональной интеграции государств-членов, так и императивности актов межгосударственных объединений и их влияния на национальное законодательство.

В подобных объединениях государства-члены устанавливают в отношениях между собой определенный правопорядок, по сути, формируют право как систему общеобязательных предписаний в рамках создаваемого межгосударственного образования. Они создаются на основе договора, который от имени государств-членов предоставляет организации соответствующие полномочия как в области международных отношений, так и в отношении их самих. Таким образом, межгосударственные объединения являются постоянными образованиями государств, учрежденными на основе международного договора для достижения общих целей, имеющими постоянные органы и действующими в интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Таким межгосударственным образованиям свойственны следующие признаки:

  • учредительный межгосударственный договор, определяющий и закрепляющий основные права и обязанности государств-членов объединения;
  • функционирование межгосударственного объединения соответственно общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • добровольное и постоянное ("длящееся") членство суверенных государств;
  • сецессия как право свободного выхода из состава государств-членов;
  • наличие конкретных целей экономического, военного, социального или иного характера в рамках межгосударственного сближения;
  • наделение международной правосубъектностью;
  • наличие постоянных органов, создаваемых в рамках межгосударственного объединения;
  • наличие судебных инстанций для разрешения споров и унификации коллизионных процедур;
  • межгосударственная правовая система как результат согласованной правовой политики и практики государств-членов и их объединения.

Межгосударственная интеграция в настоящее время проявляется важнейшей внешней функцией современного государства, содержание которой составляет его деятельность, направленная на становление, развитие, укрепление и совершенствование различных форм межгосударственного сотрудничества, подчиненная единым принципам, целям и задачам. В рамках межгосударственной интеграции выявляются следующие тенденции :

  • увеличение объема участия стран в межгосударственных объединениях;
  • стремление к большей гармонизации интересов государств в интеграционных процессах;
  • расширение рамок федерализации внутригосударственных отношений как средства разрешения их проблем в так называемых сложных унитарных или регионалистских государствах;
  • появление новых, в том числе смешанных, форм межгосударственных объединений;
  • усиление регионализации при создании межгосударственных объединений;
  • укрепление двухсторонних связей между государствами, ведущее к более глубокому уровню интеграции на уровне локальных межгосударственных объединений;
  • углубление интернационализации права в целом, отражающее более тесное взаимодействие международного и национального права;
  • усиление роли и значимости правовой политики в сфере объединения государств;
  • стремление к более четкому определению правового статуса межгосударственного объединения;
  • наднациональные процессы, предопределяющие наделение специальных органов межгосударственных объединений исключительной компетенцией обязывать государства-члены исполнять их решения;
  • стремление к формированию единого правового пространства на основе сближения, унификации и гармонизации законодательства государств-членов.

В таких образованиях функционирует собственная межгосударственная правовая система, которую следует рассматривать как целостную структуру, создаваемую на основе принципов и норм, устанавливаемых межгосударственным объединением в целях формирования между государствами-членами соответствующего правопорядка и ограничивающих (с их первоначально выраженным в учредительном договоре согласием) суверенитет национального права в определенных сферах. Данное постоянно действующее образование обладает элементами наднациональности и конкретно определенной компетенцией на правовой основе в результате добровольной интеграции самостоятельных государств или применения иных оговоренных способов достижения целей межгосударственного объединения.

Основными признаками (их наличие или отсутствие определяет объем и пределы функционирования) межгосударственных правовых систем становятся:

  • договорно-правовой характер межгосударственного объединения, устанавливающий принципы формируемого правопорядка между государствами-членами;
  • постоянный характер функционирования межгосударственных объединений и создаваемого ими нормативно-правового массива;
  • равноправие государств-членов в отношениях между собой и с создаваемым образованием;
  • единая правовая политика, предполагающая деятельность по выработке общих правовых основ, целей и задач, прогнозирование правовых процессов, создание механизмов правового регулирования в рамках межгосударственного объединения;
  • наличие общего правового пространства как результата взаимодействия межгосударственной правовой системы с национальными правовыми системами государств-членов;
  • наднациональный (как правило) характер компетенции межгосударственных органов, обладающих полномочиями принимать императивные решения для всех членов объединения с правом применения мер принудительного характера;
  • расширение числа так называемых самоисполнимых решений правотворческих органов межгосударственных объединений, не нуждающихся в дополнительной трансформации во внутригосударственное законодательство.

Межгосударственная правовая система, как и любая правовая система, состоит из институциональной, функциональной и нормативной частей . К институциональной части данной разновидности правовой системы относятся субъекты международного права, являющиеся ее элементами. Важным свойством, которое позволяет определить того или иного субъекта элементом межгосударственной правовой системы, является международная правосубъектность, то есть возможность и способность быть носителем суверенных прав и обязанностей. Таким естественным обладателем международной правосубъектности может быть только государство, поскольку суверенитет - неотъемлемое его качество, возникшее вместе с государством . Международная правосубъектность государств является универсальной, определяющей широкое их участие в создании и функционировании общей международной системы и достижении международного правопорядка, формировании принципов и норм международного права; способность приобретать и реализовывать права; исполнять взятые на себя в соответствии с международными соглашениями обязанности. Все остальные субъекты межгосударственных правовых систем могут иметь международную правосубъектность только в силу формально зафиксированной выраженной воли государств.

См.: Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы. С. 80 - 84; Луць Л.А. Указ. соч. С. 12 - 13; Сереброва С.О. Общетеоретические основы формирования европейской правовой системы. С. 25 - 31.
Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. С. 118 - 122.

Функциональную часть межгосударственной правовой системы составляют взаимосвязи между субъектами международного права. Реализация правового статуса межгосударственного объединения осуществляется посредством создаваемых ею органов, которые исполняют правотворческие, правоприменительные, праворазъясняющие и правореализующие функции. Именно эти виды юридической деятельности соответствующих органов межгосударственных объединений являются средством достижения такой цели, как правопорядок, и одновременно способом отражения связей между элементами межгосударственной правовой системы. Связи между ними строятся на основе принципов сотрудничества, координации и интеграции, которые осуществляются в практике межгосударственных объединений неравнозначно.

Посредническую роль в создании связей между субъектами выполняет третья часть межгосударственной правовой системы - нормативная, которая строится на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах и иных правилах, регулирующих процесс объединения государств и его дальнейшее функционирование. Усложнение функций, которые призваны осуществлять межгосударственные объединения, способствует постоянному увеличению числа международно-правовых норм, что обусловливает их различные классификации в доктрине международного права. Критериев в этом отношении существует много, однако, взяв за основу наиболее принципиальные для деятельности межгосударственных объединений, остановимся на двух разновидностях норм, отражающих:

  • внешнее право межгосударственного объединения, представляющее совокупность согласованных государствами-членами и объединением правил, которые содержатся в учредительных актах объединения, международных договорах и конвенциях с участием государств-членов, международных соглашениях объединения с другими государствами и международными организациями;
  • внутреннее право межгосударственного объединения как совокупность норм, регулирующих структуру организации, компетенцию ее органов, регламентацию субординационных отношений структурных подразделений, правовой статус персонала и другие отношения немежгосударственного уровня.

Предшественником современных межгосударственных правовых систем является правовая система конфедерации, которая, в свою очередь, представляла собой союз суверенных государств, объединяющихся в определенных целях на основании договора и создающих общие законосовещательные органы для решения оговоренных в договоре задач (вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, финансирования, объединения вооруженных сил, общих систем коммуникаций и другие).

В настоящее время конфедераций как классического вида объединения государств не существует, однако конфедеративные признаки (основные из них: договорно-правовая основа соединения, сохранение общих рамок суверенности государств-членов, право сецессии как свободы членства в объединении и выхода из него и наличие или отсутствие права нуллификации как возможности невыполнения решений союзных органов) присущи современным межгосударственным объединениям - содружествам, сообществам и союзам государств. Соответственно, данным самостоятельным видам государственных объединений корреспондируют и их межгосударственные правовые системы.

Основой для их объединения могут стать историческая общность, культурная и языковая однородность, религиозные связи, хозяйственная интегрированность, юридическая совместимость (то есть принадлежность к одной группе правовых систем) и т.п. Подобные образования служат целям сохранения исторически сложившихся между ними связей в различных сферах. Правовая система содружества ограничена в своем воздействии на государства-члены в силу отсутствия надвластных полномочий у союзных структур, призванных, по сути, осуществлять лишь координирующие функции, а также наличия у государств-членов права нуллификации.

Примером такого объединения может послужить содружество (Commonwealth, в 1931 - 1947 годах - Британское содружество наций), объединившее свыше 50 бывших доминионов и колоний Великобритании, а ныне - независимых государств. Содружество в качестве номинального главы союза признает английского монарха и имеет постоянный секретариат в Лондоне для организующей и координирующей деятельности.

Значительно позже - в декабре 1991 года - было создано Содружество Независимых Государств как межгосударственное объединение бывших республик СССР (кроме прибалтийских стран), в рамках которого каждая из них сохраняет свой государственный суверенитет и полную международную правосубъектность.

В рамках СНГ созданы многочисленные союзные структуры, в том числе Совет глав государств (высший орган Содружества), Совет глав правительств, советы руководителей отдельных министерств и ведомств, Исполнительный комитет, Экономический суд, Межпарламентская Ассамблея государств-участников и так далее. Все они активно создают значительный объем нормативного материала, принимая многочисленные решения, постановления и рекомендации, подписывая многосторонние соглашения, число которых уже измеряется тысячами. Однако на деле видимая правовая избыточность не приносит желаемых результатов, демонстрируя, наоборот, неэффективность и аморфность данного межгосударственного объединения. Неопределенность правового статуса СНГ также не способствует повышению действенности Содружества и его правовой системы .

См. по данному вопросу: Лейбо Ю.И. Актуальная монография по правовым вопросам межгосударственных объединений // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 174 - 176; Саматов О. Юридическая природа СНГ. М., 2004; Шумский В.Н. Юридическая сила актов высших органов Содружества Независимых Государств // Журнал российского права. 2006. N 7. С. 112 - 120.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: