Неверно что к органам обеспечения безопасности относится верховный суд

Обновлено: 19.04.2024

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

115.Разграничение полномочий органов государственной власти в системе обеспечения безопасности. Верховный Совет Российской Федерации:
определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;
осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации;
определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;
ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

116.Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры– единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

прокуратуры субъектов РФ;

районные, городские прокуратуры;

специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзораза соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагированияна нарушения законодательства:

постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

117.Органы внутренних дел в системе обеспечения безопасности в РФ.

Конституционно-правовой статус МВД России.

ОВД-государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главнойзадачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба спреступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основесоциально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях ПрезидентаРФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и другихнормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной властисубъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба спротивоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, атакже интересы предприятий, учреждений и организаций:

организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечениенеобходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующихобщественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определеннойзаконом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам:обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управленияматериально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления,академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения ииные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач,возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения правчеловека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественнымиобъединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массоваяработа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими,типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальнымизаконодательными и иными нормативными актами.

118.Федеральная миграционная служба РФ: конституционно-правовой статус. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительныефункции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Деятельность ФМС России направлена на обеспечение возможности реализации различными целевыми группами своих прави исполнения ими своих обязанностей.
Целевые группы ФМС России формируют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
В наиболее общем виде целевой группойФМС России являются любые лица, пребывающие на территории Российской Федерации, и, потенциально, любые лица, пребывающие за ее пределами. Так, деятельность ФМС России и информация о ней позволяет любомулицу предполагать способ поведения окружающих (например, в результате контрольных мероприятий, проводимых ФМС России, каждый желающий может формировать рациональные ожидания об уровне преступности иливероятности возникновения очага инфекционных заболеваний в местах массового проживания мигрантов).
В соответствии со своими полномочиями ФМС России ведет регистрационный учет граждан Российской Федерации иобеспечивает выдачу (замену) документов, в том числе внутреннего паспорта, паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (далее – заграничныйпаспорт), а также других документов, подтверждающих наличие статуса у гражданина Российской Федерации (например, статус вынужденного переселенца). Основным из направлений деятельности ФМС России являетсяобеспечение российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения (ПВДНП).

Применение и осуществление мер безопасности возлагается:

Информация об изменениях:

1) в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов принудительного исполнения Российской Федерации, должностных лиц контролирующих органов, указанных в части первой статьи 2 настоящего Федерального закона, а также их близких - на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел);

Информация об изменениях:

2) в отношении сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, таможенных органов, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих спасательных воинских формирований и федеральных государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их близких - на указанные органы соответственно;

3) утратил силу с 1 июля 2003 г.

Информация об изменениях:

В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном порядке специальные подразделения.

Меры безопасности в отношении судей военных судов, судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, прокуроров военной прокуратуры, сотрудников военных следственных органов, а равно в отношении близких таких судей, прокуроров, сотрудников осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения либо соответствующим органом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Меры безопасности в отношении военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно в отношении близких таких военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих с учетом характера и реальности угрозы безопасности защищаемых лиц по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, осуществляются специальным подразделением органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

При необходимости к осуществлению органами внутренних дел личной охраны защищаемых лиц, охраны их жилища и имущества привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры безопасности в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы (работы) в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в отношении которых осуществлялась государственная защита в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются теми органами, которыми ранее обеспечивалась государственная защита в отношении указанных лиц.

Основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Тест с ответами Синергия.

Для вашего удобства работа в PDF файле.
Воспользуйтесь поиском Ctrl+F.
50 вопросов
Ответы выделены в документе.
Последняя сдача 25.10.2021 три попытки на 73/63/80 баллов
Вопросы в документе в алфавитном порядке
Вы покупаете ответы на вопросы, которые указаны в описании

1. Адвокаты в пределах субъекта РФ подлежат учету .
• в учетном списке субъекта
• в региональном реестре
• в региональном табеле

2. Безопасность в РФ обеспечивается …
• исключительно деятельностью органов исполнительной власти
• системой мер экономического, политического и иного характера, адекватных угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства
• исключительно деятельностью органов представительной власти
• исключительно деятельностью органов судебной власти

3. Быть присяжным заседателем лицо в возрасте 24 года .
• не может
• может
• может, если прошло службу в армии

4. Во главе системы нотариата РФ стоит .
• Федеральная нотариальная палата
• Лига нотариусов РФ
• Федеральный союз нотариусов

5. Военные суды РФ.
• относятся к судам общей юрисдикции
• являются самостоятельной системой
• не относятся к судам общей юрисдикции

6. В состав криминальной милиции входит.
• подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий
• Интерпол
• подразделение собственной безопасности

7. В состав Министерства юстиции входит .
• Федеральная регистрационная служба
• прокуратура
• Федеральная служба судебных приставов
• Федеральная служба исполнения наказания

8. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является .
• Конституционный суд
• Верховный суд
• Арбитражный суд

9. Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является.
• мировой суд
• Арбитражный суд
• Верховный суд

10. Для трудоустройства адвокатом необходимо иметь стаж юридической работы не менее .
• 1 года
• 5 лет
• 2 лет

11. Законодательство … Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ) на осуществление оперативно-розыскной деятельности
• управомачивает
• не управомачивает
• только по указанию Президента РФ управомачивает

12. К государственным правоохранительным органам относят …
• органы местного самоуправления
• судебную систему
• адвокатуру
• Федеральную нотариальную палату РФ

13. К направлениям (функциям) деятельности по обеспечению безопасности относится .
• пожарный надзор
• здравоохранение
• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз объектам безопасности

14. К объектам безопасности относится .
• конституционный строй суверенитет и территориальная целостность государства
• правоохранительная деятельность
• материальные и духовные ценности общества
• права и свободы личности

15. К принципам обеспечения безопасности относится .
• уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина
• социальная справедливость
• гуманизм
• законность

16. МВД РФ … осуществлять предварительное расследование
• не компетентно
• только по указанию прокурора компетентно
• компетентно

17. Мировой судья назначается на должность на срок, не превышающий .
• 6 лет
• 5 лет
• 3 года

18. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебного .
• участка
• района
• округа

19. Мировые судьи финансируются .
• из федерального бюджета
• из бюджета субъектов РФ
• одновременно из Федерального бюджета и бюджета субъектов РФ

20. Неверно, что в состав криминальной милиции входит .
• Интерпол
• подразделение собственной безопасности
• подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, подразделение собственной безопасности, а также Интерпол
• подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий

21. Неверно, что в состав милиции общественной безопасности входят.
• дежурные части
• медицинские вытрезвители при ОВД
• отряды милиции особого назначения

22. Неверно, что в структуру органов ФСБ РФ входят.
• авиационные подразделения
• внутренние войска
• пограничные органы

23. Неверно, что к органам обеспечения безопасности относится .
• Федеральная служба безопасности
• Прокуратура РФ
• Верховный Суд РФ

24. Неверно, что к направлениям (функциям) деятельности по обеспечению безопасности относится .
• правосудие
• сдерживание инфляции
• комплекс оперативных мер по предупреждению угрозы объектам безопасности

25. Неверно, что к содержанию дисциплины относится .
• порядок комплектования кадрами органов судебной власти
• компетенция и структура правоохранительных органов
• социальная защита малоимущих категорий граждан

26. Непосредственно нотариальные действия в РФ осуществляют. нотариусы
• государственные и частные
• частные
• государственные

27. Нормативно-правовая база дисциплины включает .
• судебную практику
• указы Президента РФ, правовые акты органов исполнительной власти
• международно-правовые акты
• федеральное законодательство и законы субъектов РФ

28. Организационные вопросы деятельности милиции, правовой статус сотрудника милиции предусмотрены .
• Законом РФ «О милиции»
• Законом РФ «Об органах внутренних дел»
• Федеральным законом «О МВД РФ»

29. Органы ФСКН РФ.
• дознание не производят
• производят дознание
• дознание производят только по поручению прокуратуры

30. Основным субъектом безопасности является .
• государство
• граждане
• общественные организации и объединения

31. Под безопасностью понимается .
• чувство справедливости
• чувство ответственности
• состояние защищенности

32. Положение о Министерстве юстиции России утверждено Указом Президента РФ № 1313 от .
• 13 октября 2004 г.
• 01 февраля 1999 г
• 28 февраля 2001 г.

33. Положение о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков утверждено Указом Президента РФ № 976 от .
• 22 апреля 2005 г.
• 19 апреля 2003 г.
• 28 июля 2004 г.

34. Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства РФ N° 429 от .
• 29 сентября 2001 г.
• 21 августа 2004 г.
• 12 сентября 2002 г.

35. Положение о ФСБ РФ утверждено указом Президента № 960 от .
• 12 марта 1998 г.
• 25 марта 2000 г.
• 11 августа 2003 г.

36. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда -.
• 70 лет
• 55 лет
• 60 лет

37. Совет безопасности РФ . ветви власти
• относится к исполнительной
• относится к законодательной
• не относится ни к какой
• относится к судебной

38. Согласно Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» адвокатская деятельность . предпринимательской
• является
• не является
• частично является

39. Согласно УПК РФ таможенные органы . дознание
• не производят
• только по поручению прокуратуры производят
• производят

40. Согласно УПК РФ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) производит предварительное расследование в форме.
• следствия и дознания
• дознания
• следствия

41. Споры о компетенции между федеральными органами государственной власти разрешает.
• Верховный суд
• Конституционный суд
• Арбитражный суд

42. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» № 63 принят.
• 12 декабря 1998 г.
• 31 мая 2002 г.
• 22 декабря 2000 г.

43. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» принят.
• 18 марта 1994 г.
• 31 декабря 1996 г.
• 27 марта 1993 г.

44. Федеральная миграционная служба . МВД РФ
• подведомственна
• имеет подразделения, подведомственные
• не подведомственна

45. Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).
• является юридическим лицом
• юридическим лицом не является
• имеет подразделения, являющиеся юридическими лицами

46. Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) возглавляет .
• министр
• директор
• глава

47. Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ) возглавляет .
• руководитель
• министр
• глава

48. ФСБ РФ .
• является юридическим лицом
• имеет подразделения являющиеся юридическими лицами
• юридическим лицом не является

49. ФСБ РФ возглавляет.
• министр
• директор
• руководитель

50. ФСБ РФ . осуществлять оперативно-розыскную деятельность
• компетентна
• не компетентна
• только по указанию Президента РФ компетентна

Основы обеспечения безопасности личности, общества.Тест

Основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.Тест Синергия 2021г
Сдано на 83 баллов в 2021г. Верно 25 из 30 вопросов. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ).
является юридическим лицом
юридическим лицом не является
имеет подразделения, являющиеся юридическими лицами

Под безопасностью понимается .
чувство ответствен нести
состояние защищенности
чувство справедливости

Неверно, что в структуру органов ФСБ РФ входят.
авиационные подразделения
внутренние войска
пограничные органы

Мировой судья назначается на должность на срок, не превышающий .
6 лет
5 лет
3 года

Быть присяжным заседателем лицо в возрасте 24 года .
не может
может
может, если прошло службу в армии

Федеральная миграционная служба . МВД РФ
подведомственна
не подведомственна
имеет подразделения, подведомственные

Неверно, что в состав милиции общественной безопасности входят.
дежурные части
медицинские вытрезвители при ОВД
отряды милиции особого назначения

Неверно, что к направлениям (функциям) деятельности по обеспечению безопасности относится .
правосудие
сдерживание инфляции
комплекс оперативных мер по предупреждению угрозы объектам безопасности

Положение о Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков утверждено Указом Президента РФ № 976 от.
22 апреля 2005 г.
28 июля 2004 г.
19 апреля 2003 г.

Споры о компетенции между федеральными органами государственной власти разрешает.
Верховный суд
Конституционный суд
Арбитражный суд

Положение о Министерстве юстиции России утверждено Указом Президента РФ № 1313 от .
13 октября 2004 г.
01 февраля 1999 г
28 февраля 2001 г.

Адвокаты в пределах субъекта РФ подлежат учету .
в учетном списке субъекта
в региональном реестре
в региональном табеле

К объектам безопасности относится .
конституционный строй суверенитет и территориальная целостность государства
правоохранительная деятельность
материальные и духовные ценности общества
права и свободы личности

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является .
мировой суд
Арбитражный суд
Верховный суд

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является .
Конституционный суд
Арбитражный суд
Верховный суд

Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС РФ) возглавляет .
руководитель
министр
глава

Неверно, что к органам обеспечения безопасности относится .
Федеральная служба безопасности
Прокуратура РФ
Верховный Суд РФ

Неверно, что к содержанию дисциплины относится .
порядок комплектования кадрами органов судебной власти
компетенция и структура правоохранительных органов
социальная защита малоимущих категорий граждан

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» № 63 принят.
12 декабря 1998 г.
31 мая 2002 г.
22 декабря 2000 г.

Согласно УПК РФ Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) производит предварительное расследование в форме.
следствия и дознания
дознания
следствия

Согласно УПК РФ таможенные органы . дознание
не производят
только по поручению прокуратуры производят
производят

МВД РФ. осуществлять предварительное расследование
компетентно
не компетентно
только по указанию прокурора компетентно

Непосредственно нотариальные действия в РФ осуществляют. нотариусы
государственные и частные
частные
государственные

В состав криминальной милиции входит.
подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий
Интерпол
подразделение собственной безопасности

ФСБ РФ возглавляет.
министр
директор
руководитель

Положение о ФСБ РФ утверждено указом Президента № 960 от.
11 августа 2003 г.
25 марта 2000 г.
12 марта 1998 г.

ФСБ РФ . осуществлять оперативно-розыскную деятельность
только по указанию Президента РФ компетентна
компетентна
не компетентна

К принципам обеспечения безопасности относится .
законность
уважение и соблюдение

К принципам обеспечения безопасности относится .

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда -.

Согласно Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» адвокатская деятельность . предпринимательской

Конституционный Суд провозгласил постановление по жалобе на норму ГПК РФ, позволяющую судам, по мнению заявителей, пересматривать вступившие в силу решения судов по новым обстоятельствам и, удовлетворяя их, взыскивать с «регрессников» полученные ими деньги


Признав оспариваемую норму конституционной, КС РФ указал, что определение Коллегии ВС РФ по конкретному делу не может быть основанием для пересмотра аналогичных дел. Кроме того, Суд постановил внести изменения в законодательство, согласно которым подобный механизм пересмотра вступивших в силу решений возможен только при специальном указании на это в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ. При этом законодателю предписано учесть недопустимость ухудшения положения граждан в их правоотношениях с органами власти.

Сегодня Конституционный Суд РФ провозгласил постановление по делу о проверке конституционности положений п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, в соответствии с которым к вновь открывшимся обстоятельствам, влекущим пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, относятся, в частности, постановления Президиума и Пленума ВС РФ.

Как ранее писала «АГ», дело объединяет жалобы семи граждан, так или иначе имеющих отношение к получению выплат по регрессным искам в связи с утратой здоровья во время работы в шахтах. Заявители указывали, что оспариваемая норма в силу неопределенности своего содержания позволяет считать новым обстоятельством для пересмотра вступившего в силу решения суда любое решение Верховного Суда, в том числе определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, что нарушает их права, гарантированные Конституцией РФ.

Как следует из материалов дела, все заявители участвовали в судебных разбирательствах с региональными отделениями Фонда социального страхования РФ. По их искам вынесли положительные решения, которые затем были отмены в связи с принятием Верховным Судом определения с противоположным решением по аналогичному делу.

Во время рассмотрения дела полномочные представители госорганов в Конституционном Суде настаивали на том, что право заявителей было нарушено из-за неверного расширительного толкования нормы, но сама она не противоречит Конституции РФ. Опрошенные «АГ» эксперты также отмечали, что спорная норма в нормативно-правовом плане не может считаться противоречащей Конституции РФ и должна быть эффективным инструментом формирования единообразной судебной практики. Однако они указали, что практика включения в состав судебных актов, способных повлечь пересмотр дела, определений судебных коллегий ВС РФ противоречит как буквальному смыслу положений гражданского процессуального законодательства, так и логике их применения, выявленной КС РФ и ВС РФ.

В своем постановлении Конституционный Суд указал, что право на судебную защиту относится к основным правам и свободам человека и выступает гарантией других прав и свобод, а отсутствие возможности пересмотра ошибочного судебного акта ограничивало бы данное право. Уточняется, что процедурные условия пересмотра решений нижестоящих судов должны обеспечивать правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений.

Такой подход также подтверждается мнением ЕСПЧ, согласно которому отступление от принципа правовой определенности возможно лишь для исправления фундаментального нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия. Европейский Суд не отрицает возможность квалифицировать изменение толкования законодательства в качестве вновь открывшегося или нового обстоятельства, однако такое изменение не оправдывает отмену судебного решения, вынесенного в пользу заявителя.

Также в постановлении указывается, что ранее КС РФ, соглашаясь с правом пересмотра вступивших в силу законных актов на основании постановления Пленума и Президиума ВАС РФ, отмечал, что придание обратной силы толкованию норм, ухудшающему положение слабой стороны в публичном правоотношении, недопустимо, однако мнение Суда не было учтено при внесении изменений в АПК РФ и ГПК РФ. Более того, на невозможность пересмотра решений в случае ухудшения положения слабой стороны в публичном правоотношении ранее указывал Пленум ВС РФ, однако зачастую нижестоящие суды не обращают на это внимания.

Таким образом, Конституционный Суд подчеркнул, что пересмотр вступивших в силу решений может быть обусловлен изменением практики применения нормы только уполномоченными на то органами Верховного Суда. К ним не относятся судебные коллегии ВС РФ, а потому их определения не могут являться основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений, тем более по делам, которые не были предметом их рассмотрения.

В связи с этим Суд признал п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ не противоречащим Конституции РФ, но вместе с тем постановил, что решения по делам заявителей подлежат пересмотру.

Также Суд предписал внести в законодательство изменения, предусматривающие возможность пересмотра вступивших в силу решений только при условии указания в соответствующем постановлении Пленума или Президиума ВС РФ на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы по делам со схожими обстоятельствами.

Более того, изменения должны коснуться и указания на недопустимость ухудшения положения граждан в их правоотношениях с органами власти. Также КС РФ указал, что необходимо предусмотреть срок, в течение которого допускается подача в суд заявления о пересмотре решений в связи с таким новым обстоятельством, как изменение практики применения правовой нормы в постановлении Пленума или Президиума ВС РФ.

Стоит отметить, что уже после рассмотрения Конституционным Судом данного дела в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается урегулировать вопросы определения размеров ежемесячных страховых выплат гражданам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. По последним данным, Правовое управление Госдумы рекомендовало получить на законопроект заключение Правительства РФ, поскольку «реализация проектируемых норм может повлечь расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: