Несколько вагонов поезда метод судебной фотографии

Обновлено: 15.04.2024

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии - совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии - совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама


Фотосъемка производится с нескольких точек, расположенных на одной линии параллельно снимаемому объекту. Бывает горизонтальная (например, панорама многоподъездного дома) и вертикальная (панорама высотного дома с одним подъездом).

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться "внахлёст";

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.


кликнуть для увеличения


кликнуть для увеличения

Круговая панорама


Производится с одной точки, при этом фотоаппарат желательно закрепить на штативе и производить съемку с последующим поворотом вокруг вертикальной оси.

кликнуть для увеличения

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Yarus.jpg

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом


Фотосъемка с линейным масштабом позволяет определить размеры предметов, следов повреждений, а также позволяет увеличивать масштаб изображения и производить по снимку измерения.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом


Фотосъемка с глубинным масштабом используется, когда необходимо запечатлеть на снимке значительный по размеру участок местности или закрытого помещения. По данным снимкам можно определить размеры предметов, а главное, расстояния между ними, как в глубину снимаемого пространства, как и в ширину. Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с нанесенными на нее делениями, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-белых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расстоянию объектива фотоаппарата.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом - для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Фотосъемка с квадратным масштабом


Этот метод применяется, если необходимо запечатлеть объекты, расположенные на различном расстоянии от фотоаппарата по ширине. Представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отличается от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квадратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстоянию объектива - 25, 50, 100см.

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Cross.jpg

Cross1.jpg

Репродукционная съёмка


Производится для получения копий, схем, чертежей, фотографий, различных текстов и различных изображений на плоскости. Репродукционная фотосъемка позволяет получить точную копию оригинала путем использования обычных фотоаппаратов и специальных репродукционных установок.

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

Signalet.jpg

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет - обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Stereo.jpg

Даёт возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т. е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами. Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы - более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии - это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

1 Профессионально-педагогический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина»

2 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»

В Российской Федерации эксплуатируются 83,7 тысяч км железнодорожных путей. Частота и тяжесть аварий и катастроф на транспорте, специфичность которых связана с тяжёлыми последствиями, не снижаются. Неотложное следственное действие – осмотр места железнодорожной катастрофы, проводимое с целью получения ценной информации о расследуемом событии, включает в себя фотосъемку, представляющую собой совокупность направлений, высоты положения фотокамеры, расстояний, с которых производится фиксация обстановки места происшествия. С учетом характера происшедшего события, рельефа местности, конфигурации помещения, выраженности обстановки и др., ориентирующую и обзорную съемки осуществляют либо с вертолета, либо с близлежащих холмов, крыш домов, мостов и т.п. Отказываться специалисту от съемки с неудобных точек нецелесообразно, но она обязательно должна дополняться ориентирующей и обзорной съемками с других точек. При узловой съемке локомотива запечатлевают: кабину машиниста, особенно контроллер и положение его рукояток, указывающих на способ торможения, аппаратуру автоматической локомотивной сигнализации, автостопа и проверки бдительности машиниста, осветительные приборы локомотива, состояние тормозного оборудования и др. Съемку повреждений производят с масштабной линейкой. При фотографировании вагонов запечатлевают их положение с рулеткой или глубинным масштабом. При фотографировании пути фиксируют место начала схода вагонов. На фотографиях должны найти свое отражение дефекты рельсов (трещины, расслоения, следы от торможения состава, вмятины, изломы). Предложенные авторами порядок и последовательность фиксации последствий железнодорожной катастрофы, учитывают строгие правила судебной фотографии, позволят следствию достоверно установить причину аварии (теракт, подрыв, поджог), действия или бездействия обслуживающего персонала и т.п.


1. Васильев Д.В. Организационно-тактические особенности допросов свидетелей по уголовным делам о поджогах чужого имущества / Д. В. Васильев // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2015. – С. 208–210.

2. Васильев Д.В. Фото- и видеофиксация места происшествия при чрезвычайных ситуациях / Д. В. Васильев, Д. В. Пономаренко, Д. В. Кайргалиев // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: материалы Всерос. межвузовской науч.-практ. конф. – Волгоград, 2012. – С. 33–37.

3. Внуков В.И. Использование специальных знаний для оценки доказательств / В. И. Внуков, Д. В. Пономаренко // Альманах-2015. – Волгоград, 2015. – С. 222–226.

4. Внуков В.И. Особенности фото- и видеофиксации мест происшествий, связанных со взрывом и пожаром / В. И. Внуков, Д. В. Пономаренко // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: материалы межвузовской науч.-практ. конф.; под общ. ред. В. И. Косяченко. – Волгоград, 2010. – С. 15–19.

5. Методы исследования в криминалистическом материаловедении: учеб.-метод. пособие / М. Ю. Захарченко [и др.]. – Саратов, 2015.

6. Пономаренко Д.В. Использование специальных знаний при расследовании чрезвычайных ситуаций на транспорте / Д. В. Пономаренко, Д. В. Кайргалиев, О. Н. Немкова // Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: материалы Всерос. межвузовской науч.-практ. конф. – Волгоград, 2012. – С. 106–109.

7. Пономаренко Д.В. Некоторые вопросы применения цифровой фотографии / Д. В. Пономаренко // Альманах-2014. – Волгоград, 2014. – С. 238–242.

9. Пономаренко Д.В., Кайргалиев Д.В., Пазухин С.Б. Современные возможности использования результатов металлографических исследований при расследовании преступлений на транспорте / Д. В. Пономаренко, Д. В. Кайргалиев, С. Б. Пазухин // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 4 (23). – С. 122–127.

10. Хрусталёв В.Н. Концептуальные основы криминалистического исследования веществ, материалов и изделий из них: дис. … д. юрид. н. / В. Н. Хрусталев. – Саратов, 2003.

Деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД Российской Федерации, в том числе и по заданиям следственных органов, подчинена строгому исполнению требований по применению научно-обоснованных методов, методик и приемов, разработанных экспертной практикой раскрытия и расследования преступлений, в частности, преступных действий или бездействий, повлекших аварию или катастрофу на транспорте (во время его движения). Осмотр места железнодорожной катастрофы, являясь неотложным следственным действием, дает ценную информацию и позволяет своевременно и полно запечатлеть вещную обстановку и следы, очаг пожара (в случае возгорания) и т.п.

Фотосъемка должна производиться в логической последовательности, от общего к частному. В судебной фотографии применяются приемы съемки, которые представляют собой совокупность направлений, высоты положения фотокамеры, расстояний, с которых производится съемка в ходе фиксации обстановки места катастрофы. Их выбирают с учетом характера происшедшего (происходящего) события, рельефа местности, конфигурации помещения, выраженности обстановки и др. факторов [4].

Места железнодорожных катастроф, как правило, имеют большую протяженность (иногда более километра) и относительно небольшую ширину (30-35 м). Границы их обычно хорошо известны.

Ориентирующую и обзорную съемки железнодорожных катастроф следует проводить с верхней точки, лучше всего - с вертолета. Вертолет может пролететь на высоте около 50 м в стороне от места катастрофы (удаленность 20-30 м), облететь место катастрофы (для фотографирования с двух сторон), сделать зависание в стороне от места катастрофы и примерно в его середине. При пролете вертолета над местом катастрофы можно снимать как по направлению движения, так и в обратном направлении. Угол наклона оптической оси объектива к предметной плоскости должен быть около 30-40°. При зависании вертолета возможно использование приема круговой панорамы [2].

Значительно чаще фотофиксацию мест железнодорожных катастроф проводят из точек, расположенных на близлежащих холмах, крышах домов, мостах и т.п. Местоположение указанных объектов не всегда совпадает с оптимальной точкой съемки. Например, мост может находиться в «торце» места железнодорожной катастрофы. Перспективные искажения фотоизображения, выполненного с этой точки, делают его малоинформативным, однако определенные сведения о месте происшествия, и особенно о прилегающей к нему территории, такой снимок содержит. Поэтому отказываться от съемки с неудобной верхней точки нецелесообразно, но она обязательно должна дополняться ориентирующей и обзорной съемками с других точек, например, нормальных по высоте. Оптимально неподвижную верхнюю точку съемки лучше выбрать в середине места катастрофы и сбоку от него. В этом случае картина происшествия фиксируется круговой панорамой. При этом целесообразно произвести также съемку и с другой стороны места происшествия, совсем не обязательно с верхней точки (если она отсутствует): снимать можно с нормальной по высоте точки (круговая панорама) или с нескольких нормальных по высоте точек, расположенных вдоль места происшествия (линейная панорама) [6].

Если верхние точки съемки вообще отсутствуют, ориентирующую и обзорную съемки производят с нормальных точек с двух сторон. Эти виды съемок можно производить и с нижней точки (точек) съемки. Если поезд (поезда), потерпевший крушение, находится на насыпи, съемки можно производить, находясь у основания насыпи, на таком удалении от нее, с которой хорошо просматривается место катастрофы. При возможности следует сфотографировать место происшествия и с другой стороны. В этом случае специалист-криминалист изготавливает две панорамы.

При узловой съемке локомотива прежде всего необходимо запечатлеть кабину машиниста, особенно контроллер и положение его рукояток: главной (включение, выключение двигателей, скорость движения), реверса (изменение направления движения на 180°) и электротормоза. Кабина локомотива мала по размерам, поэтому для фиксации положения всех названных рукояток может потребоваться сделать несколько снимков или применить широкоугольный объектив. Затем нужно сфотографировать основной кран машиниста, служащий для приведения в действие всех автоматических тормозов локомотива и вагонов. Особенно важно запечатлеть положение рукоятки, указывающее на способ торможения [1]. Для этого съемку лучше производить сверху. Необходимо зафиксировать и привод ручного тормоза.

После этого фотографируют аппаратуру автоматической локомотивной сигнализации, автостопа и проверки бдительности машиниста, которая также находится в кабине. Если катастрофа произошла в условиях плохой видимости, необходимо сфотографировать осветительные приборы локомотива (в частности, наличие или отсутствие в них лампочек). При внешнем осмотре локомотива необходима фиксация состояния тормозного оборудования (в частности, открыты или закрыты концевые краны), состояния резиновых рукавов (они фотографируются и при осмотре вагонов, так как соединяют тормозную магистраль всего поезда), рычажных передач, положение тормозных колодок. Очень часто к крушению поезда (как правило, сходу с рельсов) приводят поломки ходовой части, поэтому является обязательной фотофиксация всех выявленных поломок: например, оси или ее шейки, бандажа колеса, его обода (гребня бандажа), рессор. Если локомотив лежит на боку, это сделать несложно; если локомотив находится на рельсах, приходится это делать снизу. Съемка всех повреждений должна производиться с масштабной линейкой.

Если произошло столкновение двух поездов, фотографируются оба состава.

При фотографировании вагонов необходимо запечатлеть их положение на месте происшествия (относительно других вагонов, локомотива и относительно пути). Если часть вагонов сошла с рельсов, необходимо отразить на снимках, какие именно вагоны сошли с рельсов и их положение в поезде. Вагоны фотографируют в строгой последовательности, начиная от ближайшего к локомотиву или с концевого. Если на вагонах сохранились номера, необходимо их сфотографировать. Если некоторые вагоны находятся в отдалении от основной массы вагонов, необходимо показать это удаление, для чего выполняются снимки с рулеткой или глубинным масштабом. Если часть вагонов горит, на обзорном снимке (панораме) нужно показать положение горящих вагонов и характер горения, а также (на обзорно-узловых или узловых снимках) очаг горения крупным планом [8]. На снимках необходимо зафиксировать с максимальной тщательностью ходовую часть вагонов: тележки, колесные пары, рессоры, буксы и т.д. При фотофиксации колесных пар необходимо показать состояние оси, ступицы, колесного центра, бандажа и обода с гребнем. Все повреждения колесной пары фотографируются с масштабной линейкой. Если на оси имеется излом, его необходимо зафиксировать, отразив на снимках характер этого излома: свежий излом, как правило, имеет блестящую поверхность, а давний - значительно более темную. В процессе фотофиксации состояния ходовой части нередко требуется показать расстояние между внутренними гранями бандажей (у цельнокатаных колес ободов), их толщину, размеры выбоин и т.д. [9]. В аварийно-восстановительном поезде можно получить абсолютный шаблон для измерения граней бандажа, прибор для измерения расстояния между внутренними гранями бандажей колесной пары, щуп для измерения зазоров. На снимках весьма желательно показать результаты измерений, выполненных с использованием указанных приборов. В подписях под снимками должно быть отмечено, с помощью какого прибора производилось измерение [7]. Если на ходовой части отсутствуют те или иные детали, на снимках должно быть это зафиксировано. При обнаружении на железнодорожном полотне деталей вагонов необходимо зафиксировать и эти детали, и их положение относительно ходовой части, которой они принадлежали. Место обнаружения мелкой детали на обзорно-узловом (или узловом снимке) нужно показать стрелкой. Если вагоны лежат на боку или стоят почти вертикально, производить их фотографирование внутри, на наш взгляд, нецелесообразно: если имеются раненые, это будет мешать спасателям, а неудобное положение вагонов обусловит весьма сложные условия фотографирования. Получить в таких условиях информативные снимки очень непросто. Поэтому фотографирование пассажирских вагонов следует начинать после того, как их возвратят в нормальное положение. Фотографирование поваленных грузовых вагонов в ряде случаев можно производить изнутри и тогда, когда они лежат на боку, особенно если это открытые вагоны. Очень важно зафиксировать правильность закрепления и укладки грузов (известны катастрофы, происшедшие из-за неправильного закрепления и укладки грузов). Грузы, вывалившиеся из вагонов, следует зафиксировать таким образом, чтобы по снимкам можно было определить их удаленность от конкретных вагонов.

При фотографировании пути необходимо зафиксировать место начала схода. Следы схода могут остаться на рельсах, шпалах, костылях и других элементах пути. Эти следы на обзорных или обзорно-узловых снимках должны быть привязаны к вагонам, локомотиву или иным ориентирам места происшествия. Необходимы детально-общие или детальные снимки мест схода, выполненные с масштабной линейкой.

Очень важно зафиксировать состояние рельсов: они могут быть изломаны, изогнуты, на них могут остаться следы скольжения, ударов, а также старые дефекты (например, продольные или поперечные трещины на верхней или боковой грани головки; уширение головки рельса или ее волнообразная деформация; выкрашивание головки рельса на поверхности катания; темные продольные полосы на ней, краснота под головкой, ржавые или синие полосы в месте сопряжения шейки рельса с подошвой) [5].

Остродефектными считаются рельсы, которые имеют такие дефекты:

  • продольные трещины под головкой длиной не более 30 мм или продольную трещину посередине шейки;
  • поперечную трещину или поперечный узел, а также выкол части головки или части подошвы;
  • трещины под головкой, которые начинаются с торца, с одной или двух сторон шейки, независимо от длины трещины;
  • продольное, вертикальное или горизонтальное расслоение головки;
  • трещины по болтовым отверстиям и на поверхности головки рельса от скольжения колес подвижного состава при торможении [10].

Такие дефекты, как трещины на верхней поверхности головки, уширение головки рельса, поперечные трещины или излом головки, фотографируются при перпендикулярной оптической оси объектива предметной плоскости и в масштабе, обеспечивающем передачу деталей объекта. Сложнее других фотографировать дефекты под головкой и на шейке рельса: для съемки дефектов на шейке рельса фотоаппарат целесообразно расположить на шпалах или в нескольких сантиметрах над ними; оптическая ось объектива должна быть параллельна предметной плоскости. Съемку дефектов, расположенных непосредственно под головкой или на нижней поверхности головки рельса, целесообразно производить после вырезания поврежденного участка рельса, когда будет возможность перевернуть рельс. Изломы рельса с торцов также фо­тографируются после его вырезания. Таким образом, фотографирование дефектов на рельсах производится как на статической, так и на динамической стадиях осмотра.

На шпалах в результате крушения поезда также могут остаться вмятины, трещины, изломы. Их фотографируют по правилам измерительной съемки. Кроме того, как и при фотофиксации рельсов, необходимо запечатлеть дефекты шпал: раскрошенность, гниль и т.д. Если шпалы железобетонные, на них следует зафиксировать трещины, изломы, разрушения бетона.

Помимо состояния самих шпал и рельсов необходимо зафиксировать количество и состояние накладок и подкладок, болтов, костылей, состояние земляного полотна и балласта.

При съемке необходимо не только крупным планом запечатлеть сами повреждения, но и показать на обзорно-узловых снимках их положение на месте происшествия. На стрелочном переводе может быть обнаружено следующее: излом остряка или рамного рельса, излом крестовины, разрыв контррельсовых болтов, разъединение стрелочных остряков, скол пера, выкрашивание остряка, неплотное прилегание стрелочного пера к рамному рельсу, неправильное положение переводного баланса [3].

Фотографировать перечисленные повреждения (за исключением двух последних) необходимо сверху и сбоку. При неплотном прилегании стрелочного пера к рамному рельсу фотографирование производится сверху, а при неправильном положении переводного баланса сбоку. В последнем случае оптическая ось объектива должна быть параллельна предметной плоскости.

Если между остряком и рамным рельсом находятся посторонние предметы (камни, лед и т.д.), это также должно быть сфотографировано.

При фотографировании блокировочных устройств, находящихся на концах блок-участков пути (там, где находятся светофоры), необходимо зафиксировать состояние указанных устройств и наличие на них пломб.

Разработанные методические рекомендации, порядок и последовательность фиксации последствий железнодорожной катастрофы, учитывают строгие правила судебной фотографии, позволят следствию достоверно установить причину аварии (теракт, подрыв, поджог), действия или бездействия обслуживающего персонала и т.п.

Рецензенты:

Лобачева Г.К., д.х.н., профессор, президент Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений, г. Волгоград;

Аширбекова М.Т., д.ю.н., доцент, профессор кафедры криминалистической техники УНК ЭКД Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.

Места железнодорожных катастроф, как правило, имеют большую протя­женность (иногда более километра) и небольшую ширину (30-35 м). Гра­ницы их обычно хорошо известны и связаны с местоположением желез­нодорожного полотна.

На местах железнодорожных катастроф необходимо запечатлеть сле­дующее:

состояние и повреждения локомотива, вагонов и железнодорожного пути (рельсов, стрелок, шпал, земляного полотна и т. д.);

светофоры и напольные сигналы;

посторонние предметы на пути;

Ориентирующую и обзорную съемки железнодорожных катастроф следует проводить с верхней точки, лучше всего с вертолета. Вертолет может лететь на высоте 50 м в 20-30 м от места катастрофы с любой из двух сторон. При пролете вертолета над местом катастрофы можно сни­мать как по направлению движения, так и в обратном направлении. Угол наклона оптической оси объектива должен быть 30-40 градусов.

Значительно чаще фотосъемка ведется с точек, расположенных на близлежащих холмах, крышах домов, мостах и т. д. Если верхние точки съемки отсутствуют, ориентирующая и обзорная съемки производятся с нормальных точек, желательно с двух сторон, с изготовлением панорам.

При съемке общего вида локомотива можно использовать и фронталь­ную, и диагональную композиции кадра. При диагональной композиции во время обзорно-узловой съемки в кадре можно запечатлеть две стороны локомотива, при фронтальной — только одну.

При узловой съемке локомотива необходимо зафиксировать:

кабину машиниста и положение рукояток контроллера: главной, ре­ верса и электротормоза;

основной кран машиниста, с помощью которого приводятся в дей­ ствие автоматические тормоза локомотива и вагонов;

привод ручного тормоза;

аппаратуру автоматической сигнализации, автостопа и проверки бдительности машиниста;

локомотивный светофор и скоростемер (вскрывается, чтобы зафик­ сировать скоростемерную ленту);

осветительные приборы локомотива и наличие в них лампочек (если катастрофа произошла в условиях плохой видимости).

2 14 Раздел 2. Методы запечатлевающей фотографии и их применение

При внешнем осмотре локомотива необходима фиксация:

состояния тормозного оборудования и резиновых рукавов;

положения рычажных передач и тормозных колодок;

поломок ходовой части и рессор.

Если произошло столкновение двух поездов, то по перечисленным выше правилам фотографируются оба состава.

При фотографировании вагонов необходимо запечатлеть их положение на месте происшествия. Если часть вагонов сошла с рельсов, необходимо отразить на снимках, какие вагоны сошли и их положение в поезде. Вагоны фотофафируются в строгой последовательности, начиная от ближайшего к локомотиву или с концевого. Если на вагонах сохранились номера, то их тоже нужно заснять. Если некоторые вагоны находятся на отдалении от основной массы вагонов, то их фотофафируют с рулеткой или с глубин­ным масштабом. Если несколько вагонов горит, то на обзорном снимке или панораме нужно показать положение горящих вагонов, характер и очаг го­рения. На снимках необходимо с особой тщательностью показать ходовую часть вагонов, все повреждения колесных пар фотографируются с масш­табной линейкой. Если в ходовой части отсутствуют те или иные детали, это необходимо зафиксировать на снимках. Грузы, вывалившиеся из ваго­нов, следует зафиксировать таким образом, чтобы по снимкам можно было определить их удаленность от вагонов.

При фотографировании железнодорожного пути необходимо зафикси­ровать место начала схода. Следы схода могут остаться на рельсах, шпа­лах, костылях и других элементах пути. Эти следы на обзорных или об­зорно-узловых снимках должны иметь привязку к вагонам, локомотиву или другим ориентирам места происшествия.

Очень важно зафиксировать состояние рельсов. Недопустимыми счи­таются следующие дефекты рельсов:

продольные трещины над головкой более 30 мм или продольные тре­ щины посредине шейки;

поперечная трещина или выкол части головки или части подошвы;

трещины под головкой, начинающиеся с торца, независимо от дли­ ны трещины;

продольное, вертикальное или горизонтальное расслоение головки;

трещины по болтовым отверстиям и на поверхности головки рельса от скольжения колес при торможении.

На шпалах в результате крушения поезда могут остаться вмятины, тре­щины, изломы. Их фотографируют по правилам измерительнойсъемки.

Трупы на местах железнодорожных катастроф фотографируют по об­щим правилам.

Фотосъемка на месте аварий железнодорожного транспорта по­зволяет зафиксировать и проанализировать информацию о меха­низме и технических причинах происшествия, выявить следы и ве­щественные доказательства, исключить возможность внесения умышленных изменений в обстановку со стороны заинтересован­ных лиц.

Подлежащие фиксации следы и вещественные доказательства, как правило, располагаются вдоль железнодорожных путей или в непосредственной близости от них. В силу этой особенности ос­мотр места происшествия, а соответственно и фиксация, носит ли­нейный характер.

Особенностью таких мест происшествий является их значитель­ная протяженность, так как некоторые объекты, из-за которых мог­ло произойти крушение, могут находиться далеко от места проис­шествия. Поэтому осмотр производится не только на месте происшествия, но и на значительном расстоянии от него.

Объекты, подлежащие фиксации:

— состояние и повреждение локомотива и подвижного состава;

— приборы управления, сигнализации и скоростемеры на локо­мотиве поезда (электровоза), для установления факта принятия экстренных мер;

— тормозные колодки выборочно на вагонах и локомотиве, их состояние и наличие следов экстренного торможения (нагрев, за-липание);

— стоп-краны и концевые краны вагонов и локомотива;

— участки пути, на которых ведутся ремонтные или восстанови­тельные работы, которые могут изменить обстановку или реальную картину происшествия;

— семафоры и напольные сигналы, сохранность пломб;

— посторонние предметы на пути;

Направление и последовательность фотографической фиксации места происшествия будет определяться характером и причиной аварии: сход поезда с рельсов; столкновение поездов.

Если крушение произошло из-за столкновения поездов, тща­тельному осмотру и фиксации подлежат светосигнальная аппара­тура, устройства сигнализации, централизации и блокировки, при­боры управления на локомотивах, автотормозная магистраль поезда. При сходе поезда с рельсов осмотру и фиксации подлежат путевые устройства и подвижной состав, стрелочные переводы, крестовины, бандажи колес локомотива, ободы колес вагонов.

Процесс фотосъемки следует разделить на три этапа: фиксация общей обстановки места происшествия; фиксация материальной части подвижного состава и его фрагментов; фиксация трупов.

На первом этапепроводится ориентирующая и обзорная фо­тосъемка, фиксация общего вида обстановки на месте происшест­вия и прилегающих к нему участков. Данные виды съемки следует выполнять с верхних точек с двух направлений. При съемке с борта вертолета фиксация может выполняться как по направлению дви­жения железнодорожного состава, так и в обратном направлении. Угол наклона оптической оси объектива должен быть порядка 30-40°.

Значительно чаще фотосъемка производится с возвышенности. Если возможность использования верхних точек съемки отсутству­ет, ориентирующая и обзорная съемки производятся с нормальных точек, желательно с двух сторон способом кругового или линейного панорамирования.

На втором этапевыполняют обзорные, узловые и детальные фотоснимки повреждений элементов подвижного состава и желез­нодорожных путей, которые могли быть причиной железнодорож­ной катастрофы.

Фиксацию общего вида локомотива, расположения подвижного состава, вагонов, сошедших с рельсов, перевернутых и оставшихся на рельсах, производят на стадии обзорной съемки. Для этого мож­но использовать фронтальную и диагональную композицию кадра. При построении диагональной композиции во время обзорно-узловой съемки в кадре можно запечатлеть две стороны локомоти-

ва, при фронтальной — только одну. При значительной протяжен­ности места происшествия фотографирование можно производить панорамным способом.

Если часть вагонов сошла с рельсов, необходимо отразить на снимках, какие вагоны сошли и их положение в поезде. Вагоны фо­тографируются в строгой последовательности, начиная от ближне­го к локомотиву или с концевого. Если на вагонах сохранились но­мера, их также необходимо фиксировать. При наличии вагонов, не соединенных с составом поезда и находящихся на расстоянии от него, их съемку выполняют с рулеткой или с глубинным масшта­бом. Если произошло возгорание вагонов, то на обзорном снимке или панораме нужно показать положение горящих вагонов, харак­тер пожара и очаг возгорания.

На снимках необходимо с особой тщательностью показать ходо­вую часть вагонов, все повреждения колесных пар фотографиру­ются с масштабной линейкой. Если в ходовой части отсутствуют те или иные детали, это необходимо зафиксировать на снимках. Гру­зы, выпавшие из вагонов, следует зафиксировать таким образом, что­бы по снимкам можно было определить их удаленность от вагонов.

При фотографировании железнодорожного пути необходимо зафиксировать место начала схода. Следы схода могут остаться на рельсах, шпалах, костылях и других элементах пути. Эти следы на обзорных или обзорно-узловых снимках должны иметь привязку к вагонам, локомотиву или другим ориентирам места происшествия.

При узловой съемке локомотива необходимо зафиксировать ло­кализацию отдельных предметов на месте происшествия или от­дельные участки его территории, которые могут представлять ин­терес с криминалистической точки зрения.

При осмотре кабины машиниста производится обзорная фото­съемка. Далее на стадии узловой съемки фиксируется положение рукояток контроллера, привода автоматических тормозов локомо­тива и вагонов, привода ручного тормоза, аппаратуры автоматиче­ской сигнализации, локомотивного светофора и скоростемера. По­следний вскрывается с целью фиксации скоростемерной ленты или иного носителя информации.

Осмотр места происшествия должен проводиться планомерно, что позволит зафиксировать информацию о расследуемом событии без пропусков, максимально полно.

Очень важно зафиксировать состояние рельсов. Значимыми считаются следующие дефекты рельсов: продольные трещины над головкой или в средней части шейки; поперечная трещина или скол

части головки или части подошвы; трещины под головкой, начи­нающиеся с торца, независимо от длины трещины; продольное, вертикальное или горизонтальное расслоение головки; трещины по болтовым отверстиям и на поверхности головки рельса от сколь­жения колес при торможении.

При осмотре путей фиксируют наличие разрушенных или остро­дефектных рельсов, расширение или сужение пути, перекосы, рез­кие углы, угоны или выброски пути и другие дефекты, которые мог­ли быть причиной крушения. Наличие зазоров в стыках рельсов, состояние кривой, ее направление в плане и по хордам, пучины, перекосы и просадки.

Фиксация отклонения от прямолинейности расположения рель­сов (изменение ширины колеи) производится с фронтальной точки съемки таким образом, чтобы рассматриваемый участок выделялся на фоне прямолинейного предыдущего и последующего участков. Данный участок должен быть ориентирован относительно постоян­ных объектов — ориентиров, а также относительно места катаст­рофы. На ориентирующих снимках необходимо выполнять размет­ку с указанием расстояния до места происшествия.

При осмотре рельсов фиксируются их изгибы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для этих целей следует пользоваться специальным инструментом для измерения прямолинейности на локальном участке. Показания приборов фиксируются при прове­дении узловой съемки. Следы трения от бандажей колес, следы ударов сошедших колес фиксируют на стадии детальной съемки.

Фиксация разрушенных рельсов производится по правилам пла­новой съемки. Особое внимание следует уделять признакам уста­лостного разрушения металла (усталостные трещины, выколоты). На разрушенном рельсе обязательно фиксируется его маркировка.

При осмотре шпал и скреплений фиксируют разрушенные эле­менты, наличие дефектов, характеризующих механизм их образо­вания. При смещении рельсов, которое привело к расширению рельсовой колеи, фиксируют наличие болтов, шурупов и костылей.

При осмотре стрелочных переводов фиксируют все поврежде­ния, которые влияют на их работоспособность (разрывы, разъеди­нение, выкрашивание элементов стрелочного перевода). В обяза­тельном порядке необходимо ориентировать данный стрелочный узел, показать его общий вид, локализовать повреждения и полу­чить их детальные изображения.

На третьем этапепроизводят съемку трупов или их останков в следующем порядке: расположение трупов относительно окру-

жающих предметов и относительно подвижного состава; позы тру­пов и положение конечностей; состояние ложа трупа; пол и при­мерный возраст; особые приметы на телах погибших с целью про­ведения опознания по фотоснимкам; повреждения; предметы одежды, обуви, украшения; знаки различия, документы, жетон с личным номером. Трупы или останки фотографируют по общим правилам. Перед съемкой они должны быть промаркированы с по­мощью указателей с номерами. Маркировка трупов из кабины ма­шиниста должна отличаться от маркировки трупов пассажиров.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

К ориентирующей съемке относится:

Выберите один ответ:

b. съемка места происшествия на фоне окружающего пространства

c. съемка места происшествия без окружающего пространства

d. съемка отдельного объекта, содержащего наибольшее количество признаков и следов происшествия

Вопрос 2

Баллов: 0,00 из 1,00

Качество телевизионного изображения определяется следующим основным параметром:

Выберите один ответ:

a. размером телеэкрана

c. числом элементов, на которые оно разбивается

Вопрос 3

Баллов: 0,00 из 1,00

К судебной исследовательской фотографии не относится:

Выберите один ответ:

a. репродукционная фотография

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

При фотографировании глубокого несквозного отверстия от сверла необходимо использовать следующее освещение:

Выберите один ответ:

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Способом осуществления панорамной съемки является:

Выберите один ответ:

a. линейная панорама

b. узловая панорама

c. векторная панорама

d. детальная панорама

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Судебный видеофильм состоит из следующих частей:

Выберите один ответ:

a. вводная, основная, заключительная

b. вводная, общая, конечная

c. начальная, основная, конечная

d. вводная, общая, заключительная

Вопрос 7

Баллов: 1,00 из 1,00

При обзорной съемке трупа, обнаруженного на открытой местности, используется следующий съемочный прием:

Выберите один ответ:

a. крестообразная съемка

b. диагональная съемка

c. фронтальная съемка

d. встречная съемка

Вопрос 8

Баллов: 0,50 из 1,00

При фотографировании следов подчисток в документах используют следующее освещение:

Вопрос 9

Баллов: 1,00 из 1,00

Методы запечатлевающей фотографии:

Выберите один ответ:

a. масштабная съемка

b. контрастирующая съемка

c. узловая съемка

d. цветоделительная съемка

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Видами фотосъемки мест происшествия являются:

Выберите один ответ:

a. стереоскопическая съемка

b. панорамная съемка

c. репродуктивная фотография

d. ориентирующая съемка

Вопрос 11

Баллов: 1,00 из 1,00

Видеомагнитофон не позволяет осуществить следующие функции:

Выберите один ответ:

a. перемотку ленты в обоих направлениях с автоматической остановкой в конце и в начале рулона ленты

b. запись телевизионных программ, принимаемых в диапазонах метровых и дециметровых волн

c. автоматическое регулирование трекинга при воспроизведении программ

d. установку скорости срабатывания затвора

Вопрос 12

Баллов: 0,00 из 1,00

Для фильтрации ультрафиолетового излучения при видеозаписи предназначены следующие светофильтры:

Выберите один ответ:

Вопрос 13

Баллов: 1,00 из 1,00

При изготовлении опознавательных фотографий используют следующий масштаб:

Выберите один ответ:

Вопрос 14

Баллов: 1,00 из 1,00

В ходе проведения видеозаписи используются следующие планы съемки:

Выберите один ответ:

a. обзорный, крупный, мелкий, средний

b. общий, средний, крупный, детальный

c. детальный, средний, крупный, обзорный

d. ориентирующий, детальный, узловой, малый

Вопрос 15

Баллов: 1,00 из 1,00

На вопрос «Что собой представляет место происшествия?» позволяет ответить следующий снимок:

Выберите один ответ:

Вопрос 16

Баллов: 0,00 из 1,00

При проведении видеосъемки может использоваться следующий специальный прием:

Выберите один ответ:

b. статичный кадр

Вопрос 17

Баллов: 1,00 из 1,00

Съемка, которая в большинстве случаев дает ответ на вопрос «как?»:

Выберите один ответ:

a. ориентирующая съемка

b. детальная съемка

c. обзорная съемка

d. узловая съемка

Вопрос 18

Баллов: 0,00 из 1,00

При фотографировании с лампой вспышкой используется следующая выдержка:

Выберите один ответ:

Вопрос 19

Баллов: 1,00 из 1,00

На масштаб съемки с удлинительными кольцами оказывает наибольшее влияние:

Выберите один ответ:

a. высота колец и фокусное расстояние объектива

b. размер объекта съемки и дистанция съемки

c. выдержка и диафрагма

d. размер и разрешающая способность ПЗС матрицы

Вопрос 20

Баллов: 0,00 из 1,00

Стробоэффект позволяет осуществлять следующее действие:

Выберите один ответ:

a. при просмотре и демонстрации видеофильма останавливать изображение

b. при просмотре и демонстрации видеофильма замедлять движение кадра

c. постепенно увеличивать масштаб изображения во время макросъемки

d. проводить видеосъемку с применением эффектных светофильтров

Вопрос 21

Баллов: 1,00 из 1,00

Для выявления штрихов вдавленного текста применяют следующее освещение:

Выберите один ответ:

Вопрос 22

Баллов: 1,00 из 1,00

При проведении репродукционной фотографии применяют следующее освещение:

Выберите один ответ:

Вопрос 23

Баллов: 0,00 из 1,00

Ориентирующий снимок – это:

Выберите один ответ:

b. снимок в ориентировке на поиск без вести пропавших людей или скрывающихся преступников

c. снимок в деле оперативного учета

d. снимок в иллюстрационной таблице к заключению эксперта

Вопрос 24

Баллов: 1,00 из 1,00

Оптимальным способом фотосъемки нескольких вагонов поезда является:

Выберите один ответ:

a. линейная панорама

b. сигналетическая съемка

c. крестообразная съемка

d. круговая панорама

Вопрос 25

Баллов: 1,00 из 1,00

Под композиционным построением кадра понимается:

Выберите один ответ:

a. серия сцен, которые вместе представляют собой законченные эпизоды

b. синхронная запись видеоизображения и звукового сопровождения;

c. определенное взаимное расположение объектов съемки с учетом содержания фиксируемых действий, изменений характера их развития и взаимосвязи между ними

d. создание различных комбинированных изображений, получаемых в результате смешивания исходных сигналов изображений

Вопрос 26

Баллов: 1,00 из 1,00

При фотографировании общего вида пуль и гильз рекомендуется фон следующего цвета:

Выберите один ответ:

Вопрос 27

Баллов: 1,00 из 1,00

При получении изображения в «градации серого» битовая глубина составляет:

Выберите один ответ:

Вопрос 28

Баллов: 0,00 из 1,00

По назначению видеокамеры делятся на:

Выберите один ответ:

a. стационарные, переносные, комплексные

b. профессиональные, полупрофессиональные, бытовые

c. бытовые, профессиональные, специальные

d. полупрофессиональные, специальные, бытовые

Вопрос 29

Баллов: 1,00 из 1,00

Линейная фотосъемка относится к следующему способу:

Выберите один ответ:

Вопрос 30

Баллов: 1,00 из 1,00

К съемке на месте происшествия не относится:

Выберите один ответ:

a. опознавательная съемка

b. обзорная съемка

c. узловая съемка

d. ориентирующая съемка

Вопрос 31

Баллов: 1,00 из 1,00

При использовании видеокамеры типа «Panasonic M9» невозможно выполнить следующий съемочный прием:

Выберите один ответ:

c. статичный кадр

Вопрос 32

Баллов: 0,00 из 1,00

Исследовательская фотография применяется:

Выберите один ответ:

a. оперативными работниками при проведении оперативно-розыскных мероприятий

b. следователями при производстве следственных действий

c. экспертом при производстве экспертиз

d. специалистом, участвующим в осмотре места происшествия

Вопрос 33

Баллов: 1,00 из 1,00

Панорамная съемка относится к:

Выберите один ответ:

a. запечатлевающей фотографии

b. масштабной съемке

c. исследовательской фотографии

d. опознавательной съемке

Вопрос 34

Баллов: 1,00 из 1,00

Где должна быть проставлена отметка об и использовании средств видеосъёмки?

Выберите один ответ:

a. в протоколе использования видеосъёмки

b. в протоколе осуществляемого следственного действия

c. в разрешении использовании видеосъёмки

d. в протоколе осмотра места происшествия

Вопрос 35

Баллов: 1,00 из 1,00

С помощью переключателя «WHITE BALANCE» осуществляется следующая регулировка видеокамеры:

Выберите один ответ:

a. изменяется качество видеозаписи

c. устанавливается нужный баланс режима фокусировки

d. устанавливается режим ночной съемки

Вопрос 36

Баллов: 0,00 из 1,00

Детальной называется фотосъемка:

Выберите один ответ:

a. мелких предметов в натуральную величину или с небольшим увеличением

b. деталей внешности человека

c. фрагментов следов или объектов

d. отдельных следов и объектов с измерительным масштабом

Вопрос 37

Баллов: 0,00 из 1,00

При проведении видеозаписи в помещении моделирующий свет используется в следующих целях:

Выберите один ответ:

a. создает на объектах съемки достаточную для получения изображения освещенность и смягчает образующиеся за счет рисующегося света тени

b. для дополнительной подсветки теневых участков отдельных объектов съемки

c. обрисовывает контуры объектов, подчеркивает их линейные формы и отграничивает световым контуром от других предметов и фона

d. за счет светотеневого эффекта позволяет запечатлеть объем и форму фиксируемых объектов

Вопрос 38

Баллов: 1,00 из 1,00

Правило «Оптическая ось объектива должна находиться под прямым углом к объекту съемки» характеризует следующий вид судебной фотографии:

Выберите один ответ:

a. обзорная фотосъемка

b. узловая фотосъемка

c. детальная фотосъемка

d. ориентирующая фотосъемка

Вопрос 39

Баллов: 0,00 из 1,00

К съемочным приемам судебной фотографии относится:

Выберите один ответ:

a. панорамная съемка

b. репродукционная съемка

c. обзорная съемка

d. встречная съемка

Вопрос 40

Баллов: 1,00 из 1,00

Для изготовления снимков общего вида следов пальцев рук используют следующий масштаб:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: