Несет ли государство международно правовую ответственность за следующие акты случайное убийство
Обновлено: 18.04.2024
Посольство Российской Федерации в США свидетельствует свое уважение Государственному департаменту Соединенных Штатов Америки и имеет честь сообщить следующее.
11.03.2011 в 21:14 по местному времени в городе Вашингтон был задержан сотрудниками полицейского департамента Вашингтона старший советник посольства Российской Федерации в Соединенных Штатах Америки Петров Николай Иванович. Посольство выражает свою глубокую озабоченность случившимся и напоминает о недопустимости нарушения Венской конвенции о дипломатических сношениях путем задержания лиц обладающих дипломатическим иммунитетом.
Посольство и надеется что старший советник Петров Николай Иванович, находящийся на данный момент в отделении 1732 полицейского департамента Вашингтона, будет незамедлительно выпущен на свободу и ему будет принесены соответствующие извинения сотрудников департамента полиции Вашингтона.
Посольство пользуется случаем, чтобы возобновить Государственному департаменту уверения в своем самом высоком уважении.
Г. Вашингтон, D. C.
Международное преступление – экоцид, геноцид, расизм, апартеид
Преступления международного характера - захват заложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.
Недружественный акт - отказ удовлетворить обоснованные претензии государства, осуществляющего защиту дипломатическую своих лиц, подлежащих территориальной юрисдикции другого государства
Под объектом геноцида следует понимать: "расовую, национальную, этническую, религиозную, социальную, политическую, культурную, половую и характеризующуюся любой иной принадлежностью человеческую группу".
Объективная сторона - Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу
Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).
Субъективная сторона геноцида характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо сознает, что совершает действия, которые образуют геноцид, и желает этого. Целью совершения преступления является полное или частичное уничтожение указанными в законе способами соответствующей национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей.
3.Опишите состав одного из международных преступлений (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона).
Объективная сторона данного преступления была дополнена такими действиями как посягательство на объекты использования атомной энергии либо использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.
Терроризм выражается, согласно закону, в совершении «взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий» или в угрозе «совершения указанных действий». Таким образом, речь идет об общественно опасных поступках, следовательно, под «иными действиями» следует понимать устройство обвалов, затоплений, камнепадов, аварий на объектах жизнеобеспечения населения водой, теплом, электроэнергией и т.п.; блокирование транспортных коммуникаций, устройство аварий и крушений на транспорте; захват и разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений; заражение источников воды и продуктов питания, распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию, иное, радиоактивное, химическое, бактериологическое заражение местности. Разумеется, дать исчерпывающий перечень «иных действий, создающих…» невозможно, поскольку людская изобретательность по части злодейства неисчерпаема. Здесь приведены те, которые встречаются чаще других, а также те, которые наиболее вероятны. В целях предупреждения последних во всех странах предпринимаются меры обеспечения безопасности соответствующих объектов.
Акт терроризма следует считать законченным, если уже совершены вышеуказанные действия либо возникла реальная угроза их осуществления, причем эта угроза чаще всего высказана самими террористами и ими уже совершены необходимые подготовительные действия.
Для оконченного состава терроризма не требуется фактического наступления указанных в законе последствий.
Достаточно, чтобы террористические действия создавали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.
4.Принцип мирного разрешения международных споров
Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.
На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий. Например, согласно ст. 2 упомянутой Конвенции в случае важного разногласия или столкновения договаривающиеся державы соглашались, «прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав». Таким образом, обращение к мирным средствам разрешения международных споров полностью зависело от усмотрения каждой из спорящих сторон.
Задачи
1. Я считаю, что да, это будет являться принципом МП так как, Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершение международного правонарушения, особенно международного преступления (aut dedere, aut judicare - либо выдай, либо суди).
Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами на добровольной основе. Но международное право предусматривает и возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм. Принуждение субъектов международного права осуществляется самими субъектами международного права, как правило, государствами в рамках соответствующих международных договоров и на основе действующих международно-правовых норм и принципов.
2. в правоотношениях международной ответственности правонарушитель обязан восстановить нарушенные субъективные права потерпевшего и возместить причиненный ему ущерб, а также понести ответственность в полном объеме.
Это значит, что на правонарушителя возлагаются две обязанности:
обязанность восстановить status quo ante; обязанность претерпеть меры международной ответственности.
3. случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении аититеррористической операции, вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина, высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на местном государственном языке, задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства - нет, субъектом является физ.лицо, ответственность наступает в соответствии с головным законодательством гос-ва. Официальный статус лица также не освобождает его от уголовной ответственности.
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении антитеррористической операции – действия полицейского нельзя приписать государству, если кто то и понесет ответственность то только он сам;
вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина – точно так же – персональная ответственность виновного лица но ни как не государства;
издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан– национализация – действие предпринимаемое государством, оно обязано будет компенсировать стоимость национализированного имущества;
грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например неявка на протокольное мероприятия без представления объяснений – не будет основанием для ответственности государства ;
сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства-нет не будет ;
неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы но отношению к иностранному гражданину -нет не будет;
высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на местном государственном языке – нет
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства - да
И государство А, и государство В несут ответственность международно-правовые преступления – агрессию.
За действие частных лиц – нет.
Бездействие государственных органов – да.
Действие 3-го государства – нет.
Действие международных организаций – частично.
В данной ситуации, по моему мнению, государство не будет нести ответственность за такие высказывания, поскольку в их действиях нет состава международного правонарушения.
И государство А, и государство В несут ответственность международно-правовые преступления – агрессию.
Я считаю, что в данном случае ссылаться на крайнюю необходимость не правомерно, поскольку в данном случае само государство Великобритания способствовало возникновению такого состояния и рассматривается как правонарушение со стороны Великобритании.
«Не только при упущениях, но так же и при действиях, должна иметь место вина какого либо органа государства, для того, что бы можно было возложить на государство ответственность за конкретные нарушения, совершенное его органам.»
Я согласна с данным высказыванием А.Фердеросса, орган должен нести ответственность за свои действия, он должен осознавать силу и они ответственны за их последствия.
Согласно Уставу Нюрнбергского трибунала, совершение преступления по приказу начальника не освобождало их от ответственности, не могло служить смягчающим вину обстоятельством.
Материалы процесса раскрыли истинные цели, которые преследовал японский "новый порядок" в Восточной Азии, раскрыли экспансионистские замыслы японских империалистов, пытавшихся под фальшивыми лозунгами создать паназиатскую империю Ямато ("великую восточно-азиатскую сферу сопроцветания").
Трибунал приговорил к смертной казни через повешение Тодзио, Итагаки, Хирота, Мацуи, Доихара, Кимура и Муто; Того - к 20 и Сигэмицу - к 7 годам лишения свободы; остальных 16 подсудимых - к пожизненному заключению. Приговор над осуждёнными к смертной казни был приведён в исполнение в ночь на 23 декабря 1948 в Токио.
Токийский процесс, как и Нюрнбергский процесс, имел также существенное значение для утверждения принципов и норм современного международного права, рассматривающих агрессию как тягчайшее преступление.
В данном случае положение Гаити представляет собой ситуацию, при которой поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признаются правомерными и не порождает ответственности. Согласна, ответственные меры, самооборона, форс-мажор, непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, обстоятельства, исключающие преступные деяния.
Определенную специфику являет собой вопрос правопреемства в результате ликвидации СССР. В Алма-Атинской Декларации стран СНГ 1991 г. говорится: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». И далее в отношении правопреемства: «. участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза СССР».
Из этого следует, что все члены СНГ в равной мере рассматривались как правопреемники СССР, однако реализация такого предложения не была возможной. Ни один из правопреемников не мог претендовать на членство в ООН о порядке самопреемства и особенно на место постоянного члена Совета Безопасности.
Выход из трудного положения был найден в концепции «Россия: государство-продолжатель СССР». Она означает, что место СССР в мировой политике занимает Россия. Она является главным правопреемником Союза, и на нее ложится основная ответственность за выполнение его обязательств.
В совместной декларации РФ и Великобритании 1992 г. констатируется, что Россия «продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз».
Это означает, что двусторонние договоры сохраняются в части выполнения обязательств за Россией, а участниками заключенных Советским Союзом многосторонних договоров становятся все правопреемники СССР.
Официальная позиция МИД России заключается в том, что присоединение стран Прибалтики к СССР не противоречило нормам международного права по состоянию на 1940 год, а также что вхождение этих стран в состав СССР получило официальное международное признание. Эта позиция основывается на признании de facto
целостности границ СССР на июнь 1941 года на Ялтинской и Потсдамской конференциях государствами-участниками, а также на признании в 1975 году нерушимости европейских границ участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
«Не только при упущениях, но так же и при действиях, должна иметь место вина какого либо органа государства, для того, что бы можно было возложить на государство ответственность за конкретные нарушения, совершенное его органам.»
Я согласна с данным высказыванием А.Фердеросса, орган должен нести ответственность за свои действия, он должен осознавать силу и они ответственны за их последствия.
Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров н разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (групцы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.
Задача 14)
Понятие международно-правовой ответственности, ее основания.
Основания международной ответственности.
Международные правонарушения, их классификация.
Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
Виды и формы ответственности.
Реализация международной ответственности.
Международная уголовная ответственность физических лиц.
Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев, 1976.
Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975.
Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004.
Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.
Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск, 1992.
Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.*
Нормативно-правовые акты:
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектами, от 29 марта 1972 г. // СДД СССР. Вып.XXIX. М.,1975. С. 95-101.
Специальные термины:
Дезавуирование, контрибуция, материальная ответственность, недружественный акт, политическая ответственность, репарации, репрессалии, реституция, реторсии, санкции, сатисфакция.
Контрольные вопросы:
1. Опишите предмет регулирования права международной ответственности.
2. Из каких правовых институтов состоит право международной ответственности?
3. Дайте характеристику источников права международной ответственности.
4. Опишите принципы права международной ответственности.
5. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере права международной ответственности? Дайте им краткую характеристику.
6. Применяется ли в праве международной ответственности обычай?
Возможна ли международная ответственность за правомерную деятельность? В каких случаях?
Какие основания международной ответственности существуют?
За деятельность каких субъектов несет ответственность государство?
Отвечает ли государство за действия частных лиц?
Возможна ли международная ответственность за бездействие?
Выделите признаки международного правонарушения.
В чем особенности международной ответственности международных организаций?
Какие виды международных правонарушений существуют?
В чем особенности международной ответственности за совершения международного преступления?
В чем отличие международного правонарушения и недружественного акта, международного правонарушения и преступления международного характера?
Какие основания освобождения от международной ответственности существуют?
Какие виды и формы международной ответственности существуют?
Какие виды международно-правовых санкций существуют?
В чем особенности международно-правовых санкций, осуществляемых через систему ООН?
За какие деяния предусмотрена международная уголовная ответственность физических лиц?
Составьте ноту с изложением требований к США в связи с неправомерным задержанием в этом государстве российского дипломата.
1. Несет ли государство международно-правовую ответственность за следующие акты:
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении антитеррористической операции;
вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина;
издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан;
грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например, неявка на протокольное мероприятия без предоставления объяснений;
сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства;
неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы по отношению к иностранному гражданину;
высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на отечественном языке;
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства?
Можно ли во всех этих случаях определить вину государства? Какие формы ответственности могут быть реализованы в каждом конкретном случае? Какие санкции могут быть применены со стороны пострадавшего государства?
2. В апреле 1795 г. американское судно “Нептун” было захвачено в открытом море британским крейсером под предлогом, что его груз, состоящий из продовольствия, должен быть направлен в Великобританию, так как население Англии находилось под угрозой голода.
Может ли Великобритания для избежания международно-правовой ответственности ссылаться на состояние крайней необходимости?
3. В 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент войск в Афганистан. В оправдание своих действий советские лидеры утверждали, что ввод войск осуществлен по просьбе главы афганского правительства Хафизулы Амина. Кроме этого утверждалось, что интервенция вызвана стремлением предотвратить готовящуюся американскую интервенцию.
Устраняют ли данные обстоятельства международно-правовую ответственность за агрессию?
Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев, 1976.
Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975.
Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004.
Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.
Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск, 1992.
Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.
Нормативные акты:
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектами, от 29 марта 1972 г. // СДД СССР. Вып.XXIX. М.,1975. С. 95-101.
Специальные термины:
Дезавуирование, контрибуция, материальная ответственность, недружественный акт, политическая ответственность, репарации, репрессалии, реституция, реторсии, санкции, сатисфакция.
Контрольные вопросы:
1. Опишите предмет регулирования права международной ответственности.
2. Из каких правовых институтов состоит право международной ответственности?
3. Дайте характеристику источников права международной ответственности.
4. Опишите принципы права международной ответственности.
5. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере права международной ответственности? Дайте им краткую характеристику.
6. Применяется ли в праве международной ответственности обычай?
Возможна ли международная ответственность за правомерную деятельность? В каких случаях?
Какие основания международной ответственности существуют?
За деятельность каких субъектов несет ответственность государство?
Отвечает ли государство за действия частных лиц?
Возможна ли международная ответственность за бездействие?
Выделите признаки международного правонарушения.
В чем особенности международной ответственности международных организаций?
Какие виды международных правонарушений существуют?
В чем особенности международной ответственности за совершения международного преступления?
В чем отличие международного правонарушения и недружественного акта, международного правонарушения и преступления международного характера?
Какие основания освобождения от международной ответственности существуют?
Какие виды и формы международной ответственности существуют?
Какие виды международно-правовых санкций существуют?
В чем особенности международно-правовых санкций, осуществляемых через систему ООН?
За какие деяния предусмотрена международная уголовная ответственность физических лиц?
Задание: Составьте ноту с изложением требований к США в связи с неправомерным задержанием в этом государстве российского дипломата.
Задачи: 1. Несет ли государство международно-правовую ответственность за следующие акты:
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении антитеррористической операции;
вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина;
издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан;
грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например, неявка на протокольное мероприятия без предоставления объяснений;
сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства;
неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы по отношению к иностранному гражданину;
высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на отечественном языке;
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства?
Можно ли во всех этих случаях определить вину государства? Какие формы ответственности могут быть реализованы в каждом конкретном случае? Какие санкции могут быть применены со стороны пострадавшего государства?
2. В апреле 1795 г. американское судно “Нептун” было захвачено в открытом море британским крейсером под предлогом, что его груз, состоящий из продовольствия, должен быть направлен в Великобританию, так как население Англии находилось под угрозой голода.
Может ли Великобритания для избежания международно-правовой ответственности ссылаться на состояние крайней необходимости?
3. В 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент войск в Афганистан. В оправдание своих действий советские лидеры утверждали, что ввод войск осуществлен по просьбе главы афганского правительства Хафизулы Амина. Кроме этого утверждалось, что интервенция вызвана стремлением предотвратить готовящуюся американскую интервенцию.
Устраняют ли данные обстоятельства международно-правовую ответственность за агрессию?
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства.
Какие формы ответственности могут быть реализованы в каждом конкретном случае?
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении антитеррористической операции – действия полицейского нельзя приписать государству, если кто то и понесет ответственность то только он сам; / случайное превышение должностных полномочий
вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина – точно так же – персональная ответственность виновного лица но ни как не государства;
издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан – национализация – действие предпринимаемое государством, оно обязано будет компенсировать стоимость национализированного имущества;
грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например неявка на протокольное мероприятия без представления объяснений – не будет основанием для ответственности государства ;
сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства -нет;
неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы но отношению к иностранному гражданину - нет не будет;
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства - да
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении антитеррористической операции, вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина, высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на местном государственном языке, задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства - нет, субъектом является физ.лицо, ответственность наступает в соответствии с головным законодательством гос-ва.
Космический спутник сошел с орбиты, упал на территорию государства А. и причинил существенный ущерб. Потерпевшее государство предъявило претензии о возмещении вреда. Запускающее государство утверждало, что не совершило никаких противоправных действий, падение объекта произошло по объективным причинам, и поэтому отсутствует его вина в причинении ущерба.
Образуют ли действия запускающего государства состав международного правонарушения? Будет ли оно нести международно-правовую ответственность за невиновное причинение вреда?
Решение: Согласно статье 2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
В соответствии со ст. II - IV означенной Конвенции в данном случае возмещению подлежит полная ответственность за причиненный ущерб.
Таким образом, государство А несет абсолютную ответственность за ущерб, который должен быть компенсирован в полном объеме, в соответствии с принципами международного космического права о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами и Конвенцией 1972 г.
В декабре 2016 года Соединенные Штаты во главе с готовившимся покинуть свой пост президентом Бараком Обамой «выслали» 35 российских дипломатов, обвинив их в шпионаже. В. Путин тогда отказался принимать зеркальные меры, понадеявшись, что новая администрация Дональда Трампа будет иначе выстраивать отношения с Россией. Однако введение новых санкций заставило Кремль изменить это решение.
В заявлении российского МИДа, опубликованном 28 июля 2017 г., говорилось, что до 1 сентября численность персонала, занятого в посольстве в Москве и консульствах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, должна сократиться до 455 человек, что соответствует числу российских дипломатических сотрудников в США. Из заявления также следует, что требование российского дипломатического ведомства стало ответом на новые санкции, которые за день до этого были одобрены Сенатом США.
Правомерны с точки зрения международного права действия США и России? Как в международном праве называются подобного рода действия и ответные меры на них?
Согласно п. 1 ст. 9 Венской Конвенции о дипломатических сношениях: Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания.
Из этого следует, что США имело право на такие действия. Россия же в свою очередь воспользовалась таким видом ответственности, как реторсии т.к. США проявило Недружественный акт, а точнее - такое деяние государства, которое причиняет ущерб другому государству, но при этом не нарушает норм международного права, т.к. не посягают на отношения, не охраняемые международным право России
– ответные принудительные меры, которые применяются в ответ на недружественные акты и заключаются в ограничении прав, не охраняемых МП.
Реторсия - ответное ограничение, устанавливаемое Правительством Российской Федерации в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Акт о реторсии принимается на определенный срок.
Алексеев Н.С. Ответственность нацистских преступников. М, 1968.
Василенко В. А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев,1976.
Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. М,1975.
Курис П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс,1973.
Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966.
Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.
Манийчук Ю.В. Последствия международного правового нарушения. Киев, 1987.
Михеев Ю.Я. Применение принудительных норм по Уставу ООН. М., 1967.
Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). Иркутск,1992.
Раскалей С.Б. Объективная ответственность государств в международном праве. Киев,1985.
Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.
Нормативные акты
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г. // СДД СССР.. М., 1975. Вып. XXIX.С. 95-101.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // СДД СССР. М., 1957. Вып. XVI. С. 66-71.
Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // ВВС СССР. 1971. № 2 (1556). Ст. 18.
Резолюция 808 (1993) от 22 февраля 1993 г. об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии // ДМП. М., 1996. Т. 1. С. 744-759.
Резолюция 808 (1993) от 22 февраля 1993 г. об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды // Там же. 759-772.
Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого органа. Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права ООН // МПП. Сб. документов. М., 1996. Т. 2. С. 101-102.
Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси» 1945 г. // СДД СССР. М., 1955. Вып. XI. С. 165-172.
Указ Президента РФ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН от 19 декабря 2000 г.» от 6 марта 2001 г. № 266 // Рос.газета. 2001.12 марта.
Специальные термины
Дезавуирование, контрибуция, материальная ответственность, недружественный акт, политическая ответственность, репарации, репрессалии, реституция, реторсии, санкции, сатисфакция.
Задания
1. Составьте ноту с изложением требований к США в связи с неправомерным задержанием в этом государстве российского дипломата,
2. Приведите примеры:
преступлении международного характера;
3. Опишите состав одного из международных преступлений (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона).
4. Во время русско-японской войны (1904—1905 гг.) русская эскадра, вследствие тумана, по ошибке торпедировала английские гражданские суда, рыбачившие в районе рифа Доггера в Северном море, приняв их за японские торпедоносцы. Великобритания потребовала от России официальных извинений, полного возмещения убытков и строжайшего наказания командира, ответственного за инцидент.
Сформулируйте ответ на это требование. Предложите процедуры урегулирования спора.
Задачи
1. Почему нормы права международной ответственности до настоящего времени не кодифицированы? Можно ли считать неотвратимость международной ответственности за нарушение норм международного права принципом международного права?
Согласны ли вы с Д.И. Каченовским, который писал: «Сколько бы ни случалось отдельных нарушений международного права, как всякого человеческого закона, злая воля не искоренит этого права в сознании человеческих племен. Высшая санкция международного нрава не есть война или произвол. Право это в последней инстанции охраняется самой природой, которая создала на земле разные поколения для самостоятельного развития и свободного общения между собой» 1 ?
2. Означает ли международная ответственность:
обязанность претерпеть ограничения прав;
обязанность искупить вину;
обязанность возместить ущерб;
обязанность восстановить статус-кво?
3. Несет ли Российская Федерация международно-правовую ответственность за нарушение субъектом Российской Федерации международно-правового обязательства:
субъекта Российской Федерации?
4. Несет ли государство международно-правовую ответственность за следующие акты:
случайное убийство иностранного гражданина офицером полиции при проведении аититеррористической операции;
вымогательство при помощи угрозы чиновником взятки у иностранного гражданина;
издание правительством акта о национализации имущества иностранных граждан;
грубое нарушение норм международного этикета главой государства, например неявка на протокольное мероприятия без представления объяснений;
сжигание демонстрантами перед посольством иностранного государства флага этого государства;
неправильное применение судом процессуальной (например, коллизионной) нормы но отношению к иностранному гражданину;
высадка начальником поезда иностранного гражданина во время следования поезда через тайгу под тем предлогом, что он не умеет говорить на местном государственном языке;
задержание полицейскими преступника на территории иностранного государства.?
Можно ли во всех этих случаях определить вину государства? Какие формы ответственности могут быть реализованы в каждом конкретном случае? Какие санкции могут быть применены со стороны пострадавшего государства?
5. Глава государства А, действующий по заданию государства В, принимает решение об осуществлении актов агрессии в отношении государства С.
Несет ли государство А международную ответственность? Несет ли ответственность государство В? Меняется ли решение в зависимости от мотивов действий главы государства А (в одном случае это личная корысть, в другом — политические интересы государства)?
6. Во время напряженных советско-американских отношений Президент США Р. Рейган заявил: «СССР — это империя зла». В свою очередь Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, заявил, что СССР «покажет кузькину мать» капитализму и «закопает» его.
Можно ли говорить о международной ответственности государств за такие высказывания своих руководителей?
7. В течение лета 1985 г. «Рейнбоу Уорриер» — судно, носящее британский флаг и принадлежащее международному экологическому движению «Гринпис», готовилось произвести манифестацию против французских ядерных испытаний на атолле Муруроа. Во время стоянки судна на якоре в новозеландском порту Окленд, оно было затоплено агентами французской секретной службы. Фотограф — голландец по гражданству, португалец по происхождению, находившийся на борту между двумя взрывами, упал в воду и утонул.
Какие государства совершили международные правонарушения? В чем эти правонарушения выражаются? Какие государства являются потерпевшими? Какие формы международной ответственности могут быть реализованы в отношении государств-нарушителей? Если бы вас пригласили в качестве арбитра, какое решение бы вы вынесли?
8. В апреле 1795 г. американское судно «Нептун» было захвачено в открытом море британским крейсером иод предлогом, что его груз, состоящий из продовольствия, должен быть направлен в Великобританию, так как население Англии находилось под угрозой голода.
Может ли Великобритания во избежание международно-правовой ответственности ссылаться на состояние крайней необходимости?
9. Во время Нюрнбергского и Токийского процессов многие военные преступники в целях своей защиты приводили следующие аргументы:
— Когда они совершали преступления, ответственность за них еще не была установлена. Закон обратной силы не имеет, следовательно, их нельзя привлекать к ответственности па основании Уставов Нюрнбергского и Токийского трибуналов.
— Они не обязаны соблюдать верность государствам-победителям.
— Они только выполняли приказы вышестоящих руководителей.
— Германия восстанавливала справедливость, нарушенную в результате Первой мировой войны,
Должны ли быть приняты во внимание эти аргументы?
10. В 1965 г. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла решение не приостанавливать право голоса государства Гаити, не уплатившего членские взносы, так как «плачевные последствия ураганов, нанесшие серьезный ущерб экономике Гаити, не позволили ее правительству погасить задолженность по взносам» 2 .
Какова теоретико-правовая основа данного решения? Какие существуют основания, исключающие международную ответственность?
11. В 1979 г. СССР ввел ограниченный контингент войск в Афганистан. В оправдание своих действий советские лидеры утверждали, что ввод войск осуществлен по просьбе главы афганского правительства Хафизуллы Амина. Кроме этого утверждалось, что интервенция вызвана стремлением предотвратить готовящуюся американскую интервенцию.
Устраняют ли данные обстоятельства международно-правовую ответственность за агрессию?
12. Известный немецкий ученый И.К. Блюнчли писал в конце прошлого века:«Международное право допускает следующие виды репрессалий без войны:
a) наложение запрещения и, смотря по обстоятельствам, конфискацию государственного имущества противника, находящегося па территории потерпевшего государства;
б) наложение запрещения на находящееся в пределах собственной территории частное имущество подданных противного государства, если последнее прежде противозаконно захватило частное имущество наших подданных;
в) затруднение и даже приостановку торговых, почтовых, железнодорожных и телеграфных сношений и судоходства;
г) запрещение въезда и высылку подданных оскорбившего государства из пределов потерпевшего государства;
д) задержание лиц, представляющих противное государство, или просто принадлежащих к нему в качестве заложников;
е) взятие в плен лиц, состоящих на службе противного государства, и даже частных лиц, подданных его, если перед тем оно противозаконно держало в плену подданных потерпевшего государства;
ж) отказ исполнять впредь договорные повинности и отказ от существующих договоров;
з) отказ подданным противного государства в привилегиях и даже в законной защите гражданских прав» 1 .
Используются ли сегодня такие меры в практике межгосударственных отношений? Насколько они соответствуют действующему международному нраву?
13. В 1994 г. Президент США подписал закон об ужесточении санкций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли четыре летчика. В числе санкций — приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара 2 .
Как можно расценить действия Кубы и США? Какие из мер, предпринятых США, относятся к реторсиям, а какие — к репрессалиям?
После проведения операции в Персидском заливе Совет Безопасности ООН создал Комиссию по компенсациям, которая рассматривала жалобы на действия иракских должностных лиц. Физические лица могли рассчитывать на следующие размеры возмещения: компенсация за депортацию — 2500 долл. США; компенсация за причинение телесных повреждений — до 2500 долл.; компенсация родственникам погибшего — 2500 долл.
Какие критерии можно использовать в международном праве для определения размера возмещения ущерба физическим лицам?
14. В Сейме Литвы находится законопроект, в соответствии с которым правительство данного государства должно потребовать у России компенсации за ущерб, нанесенный СССР Литве за годы оккупации в период 1940—1990 гг., в размере 276 млрд долл. Россия, по мнению авторов данного законопроекта, должна уплатить этот долг в качестве правопреемника СССР.
Правомерны ли с точки зрения международного права претензии Литвы? Можно ли говорить о международной ответственности государств—членов СНГ за действия, совершенные в период существования СССР? Можно ли говорить об оккупации Прибалтийских государств СССР?
Историческая справка. В 1940 г. правительствам трех Прибалтийских государств (Литвы, Латвии и Эстонии) было сделано представление, в котором правительство СССР поставило вопрос о создании в этих государствах правительств, способных выполнять обязательства по договорам о взаимопомощи с СССР. Одновременно правительство СССР заявило о необходимости разместить на территории Прибалтийских государств дополнительные вооруженные контингенты. Летом 1940 г. при помощи СССР в этих государствах были организованы перевороты и к власти пришли просоветские правительства. 21—22 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная дума Эстонии обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять их страны в состав СССР. В начале августа 1940 г. на седьмой сессии Верховного Совета
Автор статьи
Читайте также:
- Особенности рассмотрения споров в международном коммерческом арбитражном суде при тпп рф
- Образование это услуга или обязанность государства эссе
- Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района щукино
- Как определить долю государственной собственности в уставном капитале
- Облагается ли госпошлиной заявление о рассрочке исполнения решения суда