Несению вахты бдительность и способность исполнять обязанности по охране судна

Обновлено: 24.04.2024

Любая Компания, эксплуатирующая суда, подпадающая под действие главы XI-2 Кодекса ОСПС, должна назначить у себя должностное лицо, ответственное за охрану, а на каждом из своих судов — лицо командного состава, ответственное за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану — лицо, назначенное Компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственного за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, отвечает за то, чтобы в отношении судов Компании, закрепленных за ним, была проведена оценка охраны судна. От него не требуется лично выполнять всю работу, связанную с исполнением этих должностных обязанностей, однако оно несет главную ответственность за ее надлежащее выполнение.

Оценка судна на предмет охраны. Перед тем как приступить к выполнению оценки охраны судна, должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно обеспечить привлечение всех имеющихся сведений о результатах оценки угрозы в тех портах, куда судно будет заходить или где будет производить посадку или высадку пассажиров, а также о портовых средствах и мерах их защиты. Необходимо изучить предыдущие отчеты об аналогичных охранных потребностях. Если это возможно, нужно встретиться с соответствующими лицами на судне и в портовом средстве для обсуждения целей и методологии оценки, при этом необходимо следовать всем руководящим указаниям, исходящим от Договаривающихся правительств.

Оценка охраны судна должна быть обращена на следующие эле­менты на судне или внутри него:

• охрану материального характера;

• систему защиты экипажа;

• радиосистемы и другие системы связи, включая компьютерные системы и сети;

• прочее, что будучи повреждено или использовано для незаконного наблюдения, создает риск для людей, собственности или судовых операций или операций в пределах портового средства. Лица, участвующие в проведении оценки охраны судна, должны иметь возможность пользоваться помощью экспертов в отношении:

• знания современных видов и вариантов угрозы для защищенности;

• распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;

• распознавания характерных признаков и типов поведения яиц, могущих создать угрозу защищенности;

• уловок, применяемых с целью обойти меры охраны;

• методов подготовки происшествий, влияющих на защищенность;

• воздействия взрывчатых веществ на судовые конструкции и оборудование;

• принятых вариантов подхода к осуществлению взаимодействия «судно—порт»;

• прогнозирования возможных ситуаций, готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них;

• охраны материального характера;

• радиосистем и других систем связи, включая компьютерные систе­мы и сети;

• судовых и портовых операций.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно по лучить и записать сведения, необходимые для проведения оценки, включая:

• общее устройство судна;

• расположение зон, доступ в которые должен быть ограничен;

• расположение и назначение каждого фактического или потенциального места доступа на судно;

• изменения уровня воды при приливо-отливных явлениях, что может оказывать воздействие на уязвимость или защищенность судна;

• грузовые помещения и организацию укладки груза;

• места хранения судовых запасов и существенно необходимых средств технического обслуживания и ремонта;

• места храпения несопровождаемого багажа;

• имеющееся аварийное и дежурное оборудование, обеспечивающее выполнение существенно необходимых функций;

• количественный состав экипажа, его существующие обязанности по охране судна, а также какая бы то ни было существующая практика Компании по его обучению;

• имеющиеся в наличии средства охраны и безопасности, предназначенные для защиты пассажиров и экипажа судна;

• средства выхода наружу, эвакуации и места сбора, которые должны содержаться так, чтобы в чрезвычайной ситуации обеспечить порядок и безопасность оставления судна;

• имеющиеся договоры с частными охранными Компаниями, предоставляющими услуги по охране судна и прилегающей водной акватории;

• уже введенные в действие меры и порядок охраны, включая проверки и процедуры контроля, системы идентификации, средства обнаружения и слежения, документы, удостоверяющие личность, связь, сигнализацию, освещение, системы контроля доступа и иные системы подобного назначения.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть, продолжают ли отвечать своей цели существующие меры охраны и руководство по охране, процедуры и операции, предусмотренные как для обычных, так и для чрезвычайных условий, а также определить руководящие указания по охране, включая следующее:

• участки ограниченного доступа;

• порядок действий при пожаре и иных чрезвычайных обстоятельствах;

• уровень надзора за экипажем судна, пассажирами, посетителями, продавцами, ремонтным техническим персоналом, портовыми ра­бочими и пр.;

• частота и эффективность обходов в целях охраны;

• системы контроля доступа, включая пропускные системы;

• системы и процедуры охранной связи;

• используемые в интересах охраны двери, заграждения и освещение;

• оборудование системы охраны и обнаружения, если имеются.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть всякую возможную угрозу, что может включать следующие типы влияющих на защищенность происшествий:

• повреждение или разрушение судна или портового средства, на­пример, посредством применения взрывных устройств, поджога, саботажа или как результат вандализма;

• похищение или захват судна или находящихся на нем людей;

• подозрительные действия с грузом, важным судовым оборудованием, системами или судовыми запасами;

• несанкционированный доступ или использование чего-либо, включая присутствие безбилетных пассажиров;

• контрабандный провоз оружия или оборудования, включая оружие массового поражения;

• использование судна для перевозки лиц, намеревающихся учинить влияющее на защищенность происшествие, и/или их оборудования;

• использование самого судна в качестве оружия или средства поражения или причинения ущерба;

• нападения со стороны моря при стоянке у причала или на якоре;

• нападения при нахождении в море.

При проведении оценки охраны судна следует учесть все возможные факторы уязвимости, что может включать:

• противоречия между мерами безопасности и мерами охраны;

• противоречия между обязанностями по охране и другими обязанностями членов экипажа;

• обязанности по несению вахты, количественный состав экипажа судна, в особенности, как это влияет на усталость экипажа, бдительность и способность исполнять обязанности;

• любые выявленные недочеты обучения;

• любое оборудование и системы охраны, включая системы связи.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны постоянно и со вниманием относиться к воздействию, которое, возможно, оказывают меры охраны на членов экипажа, находящихся на судне в течение длительных периодов времени. При разработке мер охраны особое внимание следует обращать на удобство, комфорт и соблюдение интересов личной жизни членов экипажа и на их способность к сохранению профессиональной годности в течение продолжительных периодов времени.

По завершении процесса оценки охраны судна следует подготовить отчет, состоящий из краткого изложения того, каким образом прово­дилась оценка, описания каждой уязвимой стороны, выявленной в ходе проведения оценки, а также описания контрмер, которые могут быть приняты в отношении каждой уязвимой стороны. Отчет должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.

Отчет о проведении оценки охраны судна должен рассматриваться и утверждаться должностным лицом Компании, ответственным за охрану, если только эта оценка не проводилась его Компанией самостоятельно.

. Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой навигационной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов и вахтенного пер­сонала на соблюдение следующих принципов, содержащихся в настоя­щем Правиле.

2. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую орга­низацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощ­ит капитана под общим руководством капитана несут ответствен­ность за безопасное судовождение во время своей вахты, особенно ког­да это связано с предупреждением столкновения и посадки на мель.

3. На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ни­же, но настоящим не исчерпываемые, основные принципы.

Состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соот­ветствующим условиям и обстановке с обязательным обеспечением должного наблюдения.

При определении состава вахты на ходовом мостике, который мо­ит включать соответствующих лиц рядового состава, должны, в част­ности, учитываться следующие факторы непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

близость навигационных опасностей, которые могут потребо­вать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;

наличие на судне авторулевого;

любые необычные дополнительные обязанности ходовой нави­гационной вахты, которые могут быть вызваны особыми об­стоятельствами производственной деятельности судна

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость как командного, так и рядового состава не повлияла на эффективность несения вахты. Служба должна быть организована таким образом, что­бы личный состав первой при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех иных отношениях.

Тема 2.3.

Использование аварийного оборудования, применение аварийных процедур.

Порядок объявления судовых тревог .

Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. П.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник при падении человека за борт или обнаружении его за бортом.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по трансляции. При этом вид тревоги должен предваряться словом «Учебная», например «Учебная общесудовая тревога».

Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой. Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект. На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. П. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.

Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.

Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.

Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц —на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из. них спускалась не реже раза в 4 мес.

Учения по тревоге «Человек за бортом» на всех судах проводят в море или на рейде не реже раза в месяц. По этой тревоге на воду спускают полностью укомплектованную спасательную шлюпку. По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом,», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора. После каждой учебной тревоги проводят ее детальный разбор. Обо всех учениях делают записи в судовом журнале.

Тема 2.4.

Спасательные средства.




Спасат.жилет. спасат.круг надуваной.спасат.плот


шлюпка

На рисунке 24 изображена типовая информация, которая с вводом уровня охраны 2 должна вывешиваться в месте поданного на причал судового трапа с целью заблаговременного предупреждения всех приближающихся лиц о мерах охраны, действующих на судне. Эта мера освобождает вахтенных от необходимости дачи излишних разъяснений посторонним лицам в процессе несения вахты.

Если посетитель отказывается от досмотра, ему возвращают документ и просят незамедлительно покинуть борт судна. Вахтенный матрос немедленно ставит в известность о случившемся ответственного за охрану судна офицера, который в свою очередь связывается с офицером, ответственным за охрану порта.

При отсутствии на судне металлодетектора личный досмотр выполняется вручную путём ощупывания. При этом следует помнить, что данная мера является вынужденной и не должна унижать достоинство посетителя или иметь дискриминационного характера.

В ходе досмотра должна быть проконтролирована вся поверхность тела и верхняя одежда. Если в ходе досмотра какие-либо предметы были нащупаны и показались подозрительными, следует деликатно попросить выложить их на досмотровый стол. Такие предметы как бумажник или портсигар должны предъявляться к досмотру в раскрытом виде. Мобильные телефоны проверяются на работоспособность путём активизации дисплея.

Багаж любого вида должен быть уложен на досмотровый стол и предъявлен к досмотру в раскрытом виде. Любой предмет, вызвавший подозрение, хозяин багажа должен достать и показать лично. Членам экипажа запрещается самим трогать и раскрывать вещи посетителей.

Порядок действий вахтенного матроса при допуске посетителей во время действия уровня охраны 2 представлен нарисунке 25.

Особенности поведения.

Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие у человека запрещённых предметов:



Рис.25 Порядок действий вахтенного матроса при допуске посетителей во время действия уровня охраны 2

- внутреннее напряжение, скованность поз и движений, стремление опереться или прислониться к чему-либо, скрещенные лодыжки у сидящего, предельно сцепленные между собой руки, излишне частое сбивание пепла с горящей сигареты;

МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ УРОВНЕ ОХРАНЫ 3

С вводом в действие уровня охраны 3 на судне предпринимаются следующие дополнительные действия:

- полный запрет доступа на судно, на борт могут подниматься только лица, задействованные в реагировании на инцидент или на его угрозу для судна;

- руководство людьми на судне;

- прекращение грузовых операций;

- прекращение посадки или высадки пассажиров;

- эвакуация людей с судна;

- подготовка судна к полному или частичному досмотру

ЗАМЕЧАНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ СУДНА.

Отсутствуют учебные пособия.

Графы в журнале учёта посетителей судна - № документа удостоверяющего личность – отсутствует.

Отсутствуют судовые бейджи посетителей судна.

2.Не установлено ССТО (планируемая дата установки – сентябрь 2006).

(С74/гл Х1 – 2 Пр.6)

3.Не контролируется доступ к А/Р оборудованию (нет подтверждающих записей).

Не ведутся записи о проверке груза до погрузки и во время погрузки).

4. ИМО номер нанесён краской.

5. Часть зон ограниченного доступа открыты.

6. Не досмотрен дипломат.

7. Необходимо провести занятия по теме «Досмотр посетителей, вещей, багажа», «Досмотр груза», «Досмотр помещений судна».

Осмотр судна:

- проверка документов вахтенным у трапа (обязательно спросить гражданский паспорт)

- у вахтенного должна быть переносная радиостанция

- досмотр вещей инспектора (своими руками ничего не трогать, а просить инспектора открыть и предъявить).

- вопрос вахтенному: «Вы обнаружили посторонний предмет – ваши действия?»

Ответ: оградить доступ к предмету (лёгостью, любым кончиком), вызвать вахтенного начальника по радиостанции, отойдя от предмета на расстояние не менее 7 метров

- вопросы: возможности доступа на судно, состав взрывного устройства, классификация вооружения, холодное оружие (лезвие 9 см, твердая сталь), использование оружия пиратами (автомат Калашникова, винтовка М16), действия экипажа при обстреле, при штурме судна спецназом, действия при уровне 2 или 3.

- сопроводить представителя в каюту капитана, следуя за ним сзади.

какие документы вы предъявляете представителям Службы морской безопасности (СвОС, Журнал регистрации истории судна, регистрация проведения учений, тревог, проверок)

- регистрация проведения обходов зон ограниченного доступа (в чек-листах 2 и 3),

регистрация обходов аварийного и резервного оборудования (нет необходимости, если это оборудование находится в зонах ограниченного доступа)

- маркировка зон ограниченного доступа должна быть согласно плана охраны

- проведение тренировок, проверок

- переход на 2 или 3 уровень охраны

- заполнение декларации (если не заполняли, то бланк должен быть в папке проверок)

- Вопрос: На борт прибыл полицейский с оружием – можно ли пропустить его на судно.

Ответ – да, согласно сборника циркуляров и резолюций 80 сессии комитета ИМО по безопасности на море стр.68

Это в основном, но этим не ограничивается

Должностное лицо ФГУ «Служба морской безопасности» Сковородников А.В.

Вопросы и задания для самоконтроля

Действия Вахтенный помощник на переходе морем?

Порядок несения вахты при различных уровнях охраны судна?

Назначение выполнения обходов судна?

Какой порядок несения вахты при уровне охраны 1.?

Назовите меры безопасности, выполнение которых требуется при действии уровня охраны 1.?

Какой порядок несения вахты при уровне охраны 2.?

Меры, применяемые при уровне охраны 3.?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания . Учебное пособие для вузов.М.2005

2. Шарлай Н.Г. Основы системы управления безопасностью в соответствии с требованиями МКУБ. Учебное пособие.2004.

3. .Щербатых В.В. Система управления безопасностью на судах водного транспорта. - СПб.: СПГУВК, 2010.

4. Песков Ю.А. Система управления безопасностью в международном судоходстве. Учебное пособие. – Новороссийск: НГМА, 2001.

5. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года с поправками. ( ПДМНВ- 78.) СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ»,2012

6. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). СПб ЗАО ЦНИИМФ,2003.- 280 с.

Интернет-ресурсы:

РЕЗОЛЮЦИЯ А. 741(18)

Принята 4 ноября 1993 года

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.016)

Для координации работ по обеспечению охраны судов приказом руководителя компании назначается Должностное лицо компании, ответственное за охрану (ДЛК). Компания обеспечивает необходимую поддержку Должностному лицу в выполнении им своих обязанностей по охране.

Должностное лицо компании обеспечивает проведение оценки охраны судов, разработку, представление на одобрение и выполнение планов охраны судов, осуществление связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицами командного состава, ответственными за охрану.Функциональные требования к Должностному лицу, его обязанности, ответственность и права изложены в типовом Положении о должностном лице компании, ответственном за охрану.

На каждом судне назначается лицо командного состава, ответственное за охрану.Лицо командного состава, ответственное за охрану судна — лицо, подотчетное капитану, назначенное Компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом Компании, ответственным за охрану, и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.Назначение осуществляется приказом руководителя компании.

Лицо командного состава, ответственное за охрану, решает вопросы обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом компании, ответственным за охрану и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

Функциональные требования к Лицу командного состава, ответственному за охрану, его обязанности, полномочия и ответственность изложены в типовом Положении о лице командного состава, ответственном за охрану судна.

Свои обязанности по охране Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, выполняет в тесном взаимодействии с Должностным лицом портового средства:

-Информирование об уровнях охраны производится как до захода в порт, так и при стоянке в порту.

-Лицо командного состава и должностное лицо портового средства оформляют Декларацию об охране. Условия оформления декларации и порядок ее заполнения определены «Положением о Декларации об охране».

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, координирует с должностным лицом портового средства:

-вопросы, связанные с выполнением плана охраны судна;

-аспекты охраны при обработке груза и судовых запасов;

-меры охраны при оформлении Декларации об охране;

-действия в случае нарушения охраны судна или нарушения охраны портового средства.

Должностное лицо компании, ответственное за охрану и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны знать и пройти обучение по всем или части из перечисленных ниже пунктов:
1. связанная с охраной административная работа;
2. соответствующие международные конвенции, кодексы и рекомендации;
3. соответствующие государственное законодательство и правила;
4. область ответственности и функции других имеющих отношение к охране организаций;
5. методология оценки охраны судна;

Члены экипажа судна, имеющие специальные обязанности специально по охране, должны обладать достаточным знанием и способностью выполнять вмененные им обязанности, включая, в зависимости от привходящих обстоятельств, следующее:
1 знание современных видов угрозы и ее вариантов;
2 распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;
3 распознание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;
4 уловки, применяемые для того, чтобы обойти меры охраны;
5 приемы обращения и управления людскими массами;
6 охранная связь;
7 порядок реагирования на чрезвычайные обстоятельства и планы действий в спрогнозированных ситуациях;
8 эксплуатация оборудования и систем охраны;
9 испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны;
10 приемы проведения проверок, контроля и наблюдения за обстановкой; и
11 методы контактного досмотра людей, личного имущества, багажа, груза и судовых запасов.

Все остальные члены экипажа судна должны обладать достаточным знанием соответствующих положений плана охраны судна, включая:
1 смысл различных уровней охраны и вытекающие отсюда требования;
2 порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях;

3 распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;
4 распознание на недискриминационной основе, характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности; и

Целью тренировок и учений является обеспечение сноровки экипажа судна в выполнении всех обязанностей по охране при всех уровнях охраны, а также умения выявлять любые, относящиеся к защищенности, недостатки, требующие внимания.
Для обеспечения действенного выполнения положений плана охраны судна, тренировки должны проводиться по меньшей мере раз в три месяца. Дополнительно к этому, в случае единовременной замены более 25% экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не при­нимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне, тренировка должна проводиться в недельный срок от даты такой замены.До входа в район, где случаются нападения, экипаж судна должен практически проиграть процедуры, изложенные в судовом плане охраны. Должны быть тщательно отработаны сигналы аварийно-предупредительной сигнализации и все процедуры.

Контрольные вопросы:

1.​ Назвать цели и требования кодекса ОСПС.

2.Охарактеризовать содержание части А и части Б кодекса ОСПС.

3.Назвать национальный документ во исполнение требований кодекса.

4.Охарактеризовать содержание Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

5.Определить целесообразность назначения лица компании и командного состава,ответственное за охрану судна.

6.Охарактеризовать полномочия лица компании ответственного за охрану судов.

7.Охарактеризовать полномочия лица командного состава ответственного за охрану судна.

8.Определить должностные обязанности лица командного состава ответственного за охрану судна.

9.Охарактеризовать обьём подготовки экипажа по охране судов.

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соот­ветствии с международными и национальными требованиями к организации вахты.

С введением Международного кодекса по управлению безопасной эксплуа­тацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) на каждом судне должна действовать Система управления безопасностью (СУБ), в которой предусмотрены основные действия и процедуры по организации вахты.

Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной служ­бы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.

На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение, особое внимание должно быть уделено предотвращению столкновений и посадки на мель. Состав вахты должен быть достаточным и соответствующим условиям плавания.

На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с гру­зовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных пра­вил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превы­шать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты за 10 минут и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и исполь­зуется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены от­дельных вахтенных.

Обязательные минимальные стандарты компетентности для лиц рядового состава, входящих в состав ходовой навигационной вахты определены в главе II, раздел A-II/4.

1. Управление рулем и выполнение команд, подаваемых на руль, включая команды, подаваемые на английском языке:

- использование гиро- и магнитных компасов;

- команды, подаваемые на руль;

- переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот.

2. Ведение надлежащего визуального и слухового наблюдения:

3. Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой:

- термины и определения, употребляемые на судне;

- пользование соответствующими системами внутрисудовой связи и аварийной сиг­нализации;

- умение понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вах­ту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты;

- процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты;

- информация, требуемая для несения безопасной вахты;

- основные действия, связанные с защитой окружающей среды.

4. Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации:

- знание обязанностей в аварийной ситуации и аварийной сигнализации;

- знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами;

- спутнико­вые АРБ и транспондеры, используемые при поиске и спасании;

- избежание подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны пред­приниматься при случайной подаче сигнала бедствия.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана и выполняет две главные функции:

- стоит на руле, или

- ведет визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстановкой.

Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впередсмотрящим произ­водится только с разрешения вахтенного помощника. Заступающий вахтенный матрос должен получить у сменяемого все необходимые сведения об окружающей судно обстановке, условиях и дальности видимости, распоряжениях по вахте, а также другие сведения, связанные с обеспечением безопасности судна.

Вахта не может быть передана, если имеются сомнения в том, что заступа­ющий матрос способен выполнять свои обязанности в должной мере. В этом слу­чае сдающий вахту должен доложить вахтенному помощнику и выполнить его распоряжение относительно передачи вахты.

Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категориче­ски запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от выполнения прямых обя­занностей. Выполнение каких-либо поручений и других работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допускается лишь с разрешения вах­тенного помощника. Вахтенному матросу запрещается сидеть, заниматься посто­ронними разговорами, слушать музыку и т.п.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: