Непосредственное руководство судами и прокуратурой в рсфср осуществлял этот государственный орган

Обновлено: 24.04.2024

ПРОКУРАТУРА СССР – государственный орган высшего надзора за точным исполнением законов в СССР. В качестве части надстройки над социалистическим базисом П. СССР активно участвует в осуществлении функции Советского государства.

Великая Октябрьская социалистическая революция сломала вместе со всей старой гос. машиной и царскую прокуратуру, которая являлась одной из реакционнейших сил буржуазного режима в борьбе с революционным движением рабочего класса в царской России. В мае 1922 г. в Советской республике была создана прокуратура, перед которой стояла задача обеспечения единой революционной законности во всей Республике Советов.

В. И. Ленин в письме И. В. Сталину «О „двойном" подчинении и законности» решительно высказался за централизацию и независимость прокуратуры (см. Двойное подчинение),

28 мая 1922 г. сессия ВЦИК приняла Положение о прокуратуре. С 1923 г. при Верховном Суде СССР была создана прокуратура, однако последняя осуществляла свои функции только в Верховном Суде СССР и не обладала правом руководства всей системой органов прокуратуры.

20 июня 1933 г. в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов была создана П. СССР, Положение о которой было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. (СЗ 1934 г. № 1, ст. ст. 2-а и 2-6). Согласно этому Положению, на П. СССР возлагается: а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов вла-сти Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР; б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции в приостановления их исполнения; в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ (ныне Министерство внутренних дел), милиции и исправительно-трудовых учреждений; д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Однако и после создания П. СССР прокуроры союзных республик некоторое время продолжали оставаться в системе народных комиссариатов юстиции союзных республик, являясь во многих из них заместителями народных комиссаров юстиции. 20 июля 1936 г. органы прокуратуры в СССР были полностью централизованы, и в систему П. СССР были переданы из системы НКЮ союзных республик все прокурорско-следственные органы.

П. СССР возглавляется Генеральным Прокурором СССР, который, согласно ст. 114 Конституции СССР, назначается Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. На Генерального Прокурора СССР возлагается высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР.

Генеральный Прокурор СССР осуществляет этот надзор как непосредственно, так и через аппарат П. СССР, специальных прокуратур, а также через прокуроров союзных и автономных республик, автономных областей, прокуроров краёв, областей, районов и городов. Генеральный Прокурор СССР назначает прокуроров союзных и автономных республик, прокуроров краёв, областей и городов республиканского подчинения сроком на 5 лет и утверждает прокуроров, районов и городов, назначаемых прокурорами союзных республик сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР (ст. 117 Конституции СССР).

Генеральный Прокурор СССР и подчинённые ему органы прокуратуры осуществляют надзор за тем, чтобы ни одно решение министерств и других центральных органов и органов местной власти не расходилось с законом, опротестовывают незаконные акты (и действия) этих органов и должностных лиц перед вышестоящими органами гос. власти и органами гос. управления, привлекают нарушителей закона к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, наблюдают за законностью расследования преступлений, выступают в суде в качестве гос. обвинителей, опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, решения и определения судов и осуществляют надзор за законностью исполнения этих приговоров, решений и определений.

Возложенный на П. СССР надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей укрепление единой социалистической законности на всей территории СССР, охрану социалистического правопорядка и социалистической собственности, защиту от всяких посягательств на политические, трудовые, имущественные и другие права и интересы граждан СССР.

Конституция СССР закрепила (в гл. IX) эти новые организационные принципы построения органов прокуратуры и чётко записала стоящие перед ними политические задачи высшего надзора за точным исполнением законов.

В состав П. СССР входят: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная прокуратура морского и речного флота. Возглавляющие указанные специальные прокуратуры Главный военный прокурор, Главный прокурор железнодорожного транспорта и Главный прокурор морского и речного флота назначаются Генеральным Прокурором СССР.

В соответствии с Положением о классных чинах работников органов прокуратуры, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. № 39), каждому прокурореко-следственному работнику приказом Генерального Прокурора СССР присваивается классный чин, дающий право на ношение форменной одежды со знаками различия.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

12 января 1722 года Петр I издал Указ об образовании Российской прокуратуры, который гласил: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». Суть самой должности прокурора Пётр I выразил следующим образом: «Сей чин яко око наше, стряпчий по делам государственным».

28 мая 1922 года в составе Народного комиссариата юстиции была образована Государственная прокуратура.

Необходимость в специализированном прокурорском надзоре на транспорте возникла в начале 30-х годов прошлого века в ходе индустриализации страны, когда роль железнодорожного и водного транспорта стала гораздо весомее, нежели раньше.

27 ноября 1930 года для усиления борьбы с преступлениями на железных дорогах, в том числе злостными нарушениями трудовой дисциплины, правилами эксплуатации и движения железнодорожного транспорта, выпуском в эксплуатацию некачественно отремонтированного подвижного состава, ЦИК и СНК СССР постановили образовать при краевых (областных) судах по месту дислокации дирекций железных дорог железнодорожные линейные суды. Для расследования дел данной категории соответствующими краевыми (областными) прокуратурами выделялись специальные следователи, а для надзора за следствием - специальные прокуроры, руководство деятельностью которых возлагалось на Прокуратуру Верховного суда Союза ССР (предшественницу Прокуратуры Союза ССР).

Согласно утвержденному в декабре 1933 года «Положению о Прокуратуре Союза ССР» в качестве структурных подразделений в Прокуратуру Союза ССР вошли военная и транспортная прокуратуры.

Великая Отечественная война потребовала милитаризации транспортного хозяйства, и работа железнодорожной прокуратуры также стала перестраиваться на военный лад. С 1941 по 1948 годы транспортные прокуратуры были преобразованы в военные прокуратуры с передачей их в ведение Главной военной прокуратуры Красной Армии.

24 июня 1953 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении линейных судов железнодорожного и водного транспорта, прокуратур железнодорожного и водного транспорта, а также железнодорожной коллегии и воднотранспортной коллегии Верховного Суда СССР». Таким образом, все транспортные прокуратуры объединялись в единую систему Главной транспортной прокуратуры в составе Прокуратуры Союза ССР.

Транспортные прокуратуры являлись частью транспортной системы страны. Они осуществляли свои полномочия по исполнению законов о безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, надзора за хозяйствующими субъектами, организациями, соблюдением прав и свобод граждан предприятиями железнодорожного, воздушного, речного и морского транспорта, расследовали уголовные дела по преступлениям, совершенным непосредственно на объектах транспорта.

В отличие от территориального принципа, который используется для размещения правоохранительных органов, транспортные прокуроры выполняли свои обязанности в тех же условиях, в которых находились транспортные предприятия, что предопределяло их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях. Учитывая специфику работы транспортных предприятий, сотрудники прокуратур проходили специальную подготовку на знание основных действующих на транспорте нормативных документов с последующей сдачей экзаменов.

Таким образом, роль транспортных прокуратур и значение их деятельности тесным образом связаны с вопросами транспортной безопасности страны.

В 1960 году транспортные прокуратуры были упразднены, а их функции переданы территориальным органам прокуратуры.

30 ноября 1979 года был принят закон «О прокуратуре СССР», в котором было закреплено, что в систему органов прокуратуры СССР наряду с территориальными, входят и транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным и городским прокуратурам. Этот закон явился правовым основанием для возрождения единой системы транспортных прокуратур.

Учитывая оправданность создания и положительные результаты работы районных транспортных прокуратур, приказом Генерального прокурора СССР № 46 от 5 ноября 1980 года «Об организации работы транспортных прокуратур» на железнодорожном, водном и воздушном транспорте были созданы транспортные прокуратуры на правах областных. Со временем возникла необходимость в перестройке всей системы специализированных прокуратур.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 года № 23 надзор за исполнением законов в аппаратах таможенных управлений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений железных дорог, воздушного, водного и автомобильного транспорта, морских и речных пароходств, бассейновых инспекций, а также морских и речных регистров был возложен на прокуроров тех субъектов Федерации, на территории которых находились все вышеперечисленные органы.

Таким образом, функции транспортных прокуратур были переданы прокурорам субъектов РФ, но, в конечном итоге, время и практика исполнения и применения законов все расставили по своим местам, и ликвидированная ранее система была практически восстановлена.

Создание транспортных прокуратур обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны (железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт). В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением.

История становления транспортных прокуратур, факты их упразднения на определённых этапах развития государства и последующего возрождения свидетельствуют о необходимости этого института, оказывающего непосредственное влияние на укрепление и состояние законности в сфере транспортных отношений.

Необходимость осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны - железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, где организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением, обусловили создание транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 70 от 27 апреля 2007 года образована Южная транспортная прокуратура с полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации.

В состав вновь образованной прокуратуры вошли транспортные прокуратуры (на правах районных), ранее входившие в состав Север-Кавказской и Приволжской транспортных прокуратур.

Первым Южным транспортным прокурором был назначен Решетников Александр Аркадьевич.

Решетников А.А. в 1986 году окончил юридический Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко. Профессиональную деятельность начал стажером, следователем прокуратуры Красносельского района Костромской области, а затем и возглавил данную прокуратуру. С ноября 2001 года работал заместителем прокурора Костромской области, а с 1 июня 2007 года приказом Генерального прокурора Российской Федерации назначен Южным транспортным прокурором.

С 2009 по 2016 год руководителем Южной транспортной прокуратуры был Дмитриев Сергей Александрович.

Дмитриев С.А. в 1990 году окончил юридический факультет Воронежского государственного университета. Профессиональную деятельность начал стажером прокуратуры Советского района г. Воронежа. В разное время работал следователем прокуратуры Центрального района Воронежа, прокурором, старшим прокурором, заместителем начальника, начальником следственного отдела Юго-Восточной транспортной прокуратуры, Воронежским транспортным прокурором. С марта 2007 года занимал должность заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора (с дислокацией в Воронеже). Награды: нагрудные знаки «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу».

В настоящее время Южную транспортную прокуратуру возглавляет Крук Геннадий Валентинович.

Северо-Кавказская транспортная прокуратура

Северо-Кавказская транспортная прокуратура была создана приказом Генерального прокурора СССР № 46 от 5 ноября 1980 года «Об организации работы транспортных прокуратур». Ее месторасположение определили в городе Ростов-на-Дону, поскольку именно там находились управления железной дороги, авиации, водного транспорта и транспортной милиции на Северном Кавказе.

На тот момент в зоне деятельности Северо-Кавказской транспортной прокуратуры находились 10 субъектов Российской Федерации: Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Республика Дагестан, а также Адыгейская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Северо-Осетинская и Карачаево-Черкесская автономные республики. Таким образом, в состав Северо-Кавказской транспортной прокуратуры вошли: Ростовская (прокурор Алаухов А.Т.), Краснодарская (Ярыш Е.Я.), Ставропольская (Старцев Ю.Л.), Кавказская (Кадаев В.Н), Грозненская (Гудименко М.И.), Махачкалинская (Гатина З.Н.), Минераловодская (Степаненко В.Ф), Нальчикская (Григорица Ф.Б.), Орджоникидзевская (Басиев В.Я.), Сальская (Иващенко А.А.), Сочинская (Костюк В.В.), Туапсинская (Булавин А.Н.), Новороссийская (Нагорный Н.П.) и Элистинская (Малафеев В.Н.) транспортные прокуратуры. Позднее, в связи с увеличением объёма работы на транспортных предприятиях региона в подчинение Северо-Кавказской транспортной прокуратуры были переданы Лиховская и Сальская транспортные прокуратуры.

В 1982-1987 гг. должность Северо-Кавказского транспортного прокурора занимал Владимир Александрович Зайцев, бывший Донецкий транспортный прокурор, имевший большой опыт прокурорской работы не только на транспорте. Быстро включившись в работу и изучив оперативную обстановку, он выявил болевые точки в деятельности транспортных предприятий региона и нацелил своих подчиненных на устранение имеющихся недостатков. Владимир Александрович, волевой и требовательный человек, досконально вникал в положение дел, полностью владел текущей обстановкой, постоянно следил за состоянием законности на транспорте и требовал этого же от своих подчинённых.

Большой вклад в деятельность Северо-Кавказской транспортной прокуратуры в период с 1987 по 1992 гг. внес прокурор Иван Семёнович Кустов. Он родился 20 декабря 1930 года, и его детство пришлось на годы войны, а юность - на тяжелейшее для страны время восстановления разрушенной экономики и промышленности.

Выбрав профессию юриста, он на протяжении почти полувека оставался верен своему делу. За свою жизнь Кустов воспитал не одно поколение достойных работников, некоторые из которых уже сами стали ветеранами прокуратуры. Среди сотрудников Южной транспортной прокуратуры также есть его ученики. Его вклад в дело укрепления законности и правопорядка заслуженно отмечен государственными и ведомственными наградами: Почетный работник прокуратуры (1990), Заслуженный юрист РСФСР (1991), медаль «Ветеран прокуратуры» (2008). В 2010 году его коллеги и сотрудники Южной транспортной прокуратуры отметили 80-летний юбилей ветерана.

С 1992 по 2001 гг. Северо-Кавказскую транспортную прокуратуру возглавлял Валерий Владимирович Шимбарев, занимавший до этого должность заместителя прокурора и прошедший с 1973 года все этапы прокурорской деятельности.

Длительное время единственным заместителем Северо-Кавказского транспортного прокурора являлся Александр Тихонович Алаухов. Наряду с текущей работой он разрабатывал и внедрял в практику методические рекомендации, направленные на усиление прокурорского надзора и повышение уровня следственной работы. Он выезжал с молодыми работниками линейных прокуратур непосредственно на предприятия и на месте обучал их методике проверок. Фронтовик Александр Алаухов участвовал в обороне Кавказа, изгнании оккупантов с советской территории, освобождении Варшавы, штурме Берлина. Демобилизовавшись в 1947 году, в органы прокуратуры он поступил, как и многие фронтовики, после окончания Ростовской юридической школы, которая базировалась тогда в Таганроге Почетный работник прокуратуры и заслуженный юрист РСФСР Александр Тихонович Алаухов - человек поистине энциклопедических знаний.

За время своего существования структура Северо-Кавказской транспортной прокуратуры неоднократно менялась путем перераспределения надзорных функций и создания новых транспортных прокуратур на правах районных. В 1994 году в ее состав вошли Адыгейская транспортная прокуратура, в 1996 - Таганрогская и Карачаево-Черкесская. С 1992 года в связи с образованием Северо-Кавказского таможенного управления на Северо-Кавказскую транспортную прокуратуру было возложено осуществление надзора за исполнением таможенного законодательства, и в аппарате прокуратуры создан соответствующий отдел, который возглавил Тимур Мурадинович Кебеков (в настоящее время Приволжский транспортный прокурор). Опыт в этой сфере надзора работники отдела приобретали, изучая деятельность прокуратур Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, городов Ленинграда и Москвы, осуществлявших надзор за таможенными органами на внешних границах и на местах.

На протяжении всего времени своей деятельности Северо-Кавказская транспортная прокуратура по результатам работы занимала одно из ведущих мест в системе транспортных прокуратур страны, ее опыт неоднократно распространялся.

Многие работники транспортных прокуратур впоследствии были назначены на вышестоящие должности. Например, заместитель Ростовского транспортного прокурора Посиделов А.А. стал прокурором Ростовской области, Туапсинский транспортный прокурор Булавин А.В. - заместителем прокурора Воронежской области, Лиховской транспортный прокурор Шевцов А.Е. - заместителем прокурора ЧИ АССР, Элистинский транспортный прокурор Бирюков Ю.С. занял пост заместителя Генерального прокурора РФ. Прокурором Республики Саха Якутия стал начальник отдела общего надзора Шумский СВ., Карачаево-Черкесский транспортный прокурор Бурлаков В.Б. стал во главе республиканского суда. Указами Президента Российской Федерации судьями были назначены Магдесян В.М., Кузанов К.В., Шмарион В.И., Ивашенко А.А. и другие.

Приволжская транспортная прокуратура

Первые годы становления Приволжской транспортной прокуратуры оказались самыми трудными. Приходилось решать, в первую очередь, вопросы материального обеспечения, кадровые, жилищные и другие подобные проблемы. Кроме того, сказывалось отсутствие опыта у новых работников - помощников прокуроров и следователей, многие из которых не знали специфики работы железнодорожного, воздушного, речного и морского транспорта, а ведь это более 5800 километров железнодорожного, 2343 километра водного пути, вся северная часть Каспийского моря, со всем сложным хозяйством этих видов транспорта и десятками тысяч людей, работающих на станциях, судах, в портах, на заводах и других предприятиях этих отраслей.

Благодаря огромной энергии, оптимизму, настойчивости и личному примеру первого Приволжского транспортного прокурора Александра Павловича Чугунова транспортной прокуратуре удалось в короткий срок, за полтора-два года достигнуть значительных результатов в деле исполнения законов на транспорте. Стараниями первых районных транспортных прокуроров: Астраханского - советника юстиции Евгения Попова, Волгоградского - старшего советника юстиции Виктора Жидкова, Саратовского - старшего советника юстиции Игоря Папина, Ершовского - советника юстиции Геннадия Ульянова рос профессионализм и опыт работников.

За трудовые достижения Александр Павлович Чугунов имеет награды: «Заслуженный юрист РСФСР», знак «Почетный работник прокуратуры СССР», орден «Знак Почета», медаль «За освоение целинных и залежных земель». За участие в Великой Отечественной войне - медаль «За отвагу», орден «Красная Звезда» и многие другие.

С первых дней образования Приволжской транспортной прокуратуры и до ухода на пенсию на сложнейшем участке, каковым является следственная работа, трудились начальником следственного отдела прокуратуры советник юстиции Василий Прохоров и заместителем прокурора по следствию старший советник юстиции Заслуженный юрист России Иван Швецов. Оба – профессионалы высочайшего уровня, под руководством которых было расследовано много сложных дел об убийствах, изнасилованиях, хищениях, нарушениях правил безопасности движения на транспорте. Квалифицированно расследовал сложные и многоэпизодные уголовные дела старший следователь Приволжской транспортной прокуратуры Николай Томин. С момента образования Приволжской транспортной прокуратуры работал следователем по особо важным делам Николай Еремин, один из опытнейших следователей. Он неоднократно включался в состав следственных бригад Генеральной прокуратуры России по расследованию больших и сложных дел.

В 1990 году Александр Павлович Чугунов ушел на пенсию, но не только не прерывает связь с прокуратурой, а продолжает до сих пор работать: преподает в Саратовской государственной академии права, где является доцентом кафедры правосудия и прокурорского надзора.

Вадим Константинович Седов стал вторым руководителем Приволжской транспортной прокуратуры, где проработал 10 лет.

В 2000 году государственный советник юстиции 3-го класса, почетный работник прокуратуры Вадим Константинович Седов ушел на заслуженный отдых. В настоящее время он профессор Саратовского государственного социально-экономического университета, готовит юристов для следственных органов и прокуратур.

Жизнь не стоит на месте, много изменений произошло в составе транспортных прокуратур, и теперь молодые прокурорские работники Южной транспортной прокуратуры осваивают работу на транспорте с помощью ветеранов.

государственный орган, осуществляющий в соответствии со статьей 113 Конституции СССР высший надзор за точным исполнением законов министерствами, ведомствами, подчинёнными им предприятиями, учреждениями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся, общественными и кооперативными организациями, а равно должностными лицами и гражданами СССР. Более подробно деятельность П. СССР урегулирована Положением о прокурорском надзоре в СССР («Ведомости Верховного Совета СССР», 1955, № 9).

Советская прокуратура (государственная прокуратура) была создана постановлением ВЦИК 28 мая 1922 в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью. В основу её организации и деятельности легли принципы, выдвинутые В. И. Лениным, который отмечал, что «. законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 198).

До 1933 прокуратура входила в систему республиканских народных комиссариатов юстиции. В связи с тем, что развитие социалистического государства потребовало более централизованного прокурорского надзора, в 1933 была учреждена П. СССР (СЗ СССР, 1933, № 40, ст. 239).

Конституция СССР (глава IX) закрепила организационные принципы построения органов П. СССР и определила её задачи.

Высший надзор П. СССР направлен на укрепление социалистической законности и охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР; прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций (см. Надзор).

П. СССР возглавляется Генеральным прокурором СССР (См. Генеральный прокурор СССР), который назначается Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы П. СССР составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Структура П. СССР утверждается Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуратуры образуются в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах и районах (по решению Генерального прокурора может создаваться одна прокуратура на несколько административных районов). В Советской Армии и ВМФ образуются военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов. В составе П. СССР имеется Главная военная прокуратура, деятельностью которой руководит Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора. Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1966.

В П. СССР образуется коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель) и руководящих работников прокуратуры. При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик и Главном военном прокуроре состоят следователи по особо важным делам. Коллегии образуются также в прокуратурах союзных республик.

Генеральный прокурор СССР и подчинённые ему прокуроры, осуществляя от имени государства надзор за законностью, обязаны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. На основании ст. 117 Конституции СССР органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Генеральный прокурор СССР входит в Президиум Верховного Совета СССР с представлением по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или требующим толкования действующего закона в порядке пункта «в» ст. 49 Конституции СССР.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор за точным соответствием актов, издаваемых всеми государственными органами и учреждениями, кооперативными и общественными организациями, Конституции и законам СССР, конституциям и законам союзных автономных республик, постановлениям Совета Министров СССР, Совета Министров союзных и автономных республик; за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами СССР. Противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты опротестовываются в орган, издавший соответствующий акт, или в вышестоящий орган (см. Протест).

На должности прокуроров и следователей в органах П. СССР назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Работникам органов П. СССР присваиваются классные чины: действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции I, II и III классов (присваиваются Президиумом Верховного Совета СССР). Др. классные чины присваиваются приказом Генерального прокурора СССР либо прокурора союзной республики. Прокурорско-следственные работники, имеющие классные чины, при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду со знаками различия.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .


В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государство обходилось без органов прокуратуры. Декретом СНК РСФСР от 24.11.1917 № 1 «О суде» упразднены ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры [9].

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК принято Положение о прокурорском надзоре, которое исполняло роль закона и вступало в силу с 1 августа 1922 года. На законодательном уровне закрепилась независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов), принцип «двойного» подчинения утратил свою силу. Однако право прокуроров на обжалование в суд незаконных решений исполкомов исключалось, что позволило нарождавшейся советской бюрократии использовать указанное постановление в собственных целях от воздействия прокурорского надзора [3, с. 132].

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

Кроме того, «Положение о прокуратуре Союза ССР» определило отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» [11, с. 213], работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР, учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры, в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, принял Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». Первым Генеральным прокурором СССР назначен Константин Петрович Горшенин [11, с. 214].

В послевоенное время надзору за соблюдением и восстановлением прав граждан уделяется больше внимания. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 данного положения обязала Генерального прокурора СССР осуществлять надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР [11, с. 215].

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение с внесением изменений и дополнений в Закон «О прокуратуре СССР» Президиумом Верховного Совета СССР 16 июня 1987 года. Так, в ст.1 Закона внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». [5, с. 243]

Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» от 26 декабря 1990 года значительно расширил сферу прокурорского надзора, включив в предмет надзора законность деятельности местных Советов народных депутатов, политических партий, массовых движений [6, с. 61]. После распада СССР в 1991 году, принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1, определяющий правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 [12] направлен на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, охрану прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.


В статье рассматривается исторический экскурс возникновения и становления прокуратуры, который необходим для правильных выводов о месте этого правоохранительного органа в системе государственных органов и направлениях дальнейшего его совершенствования в современных условиях борьбы с преступностью.

Ключевые слова: прокуратура, правоохранительный орган, борьба с преступностью, надзор

The prosecutor's office for many years undergone development problems that were associated with its status and place in the structure of the state. The historical insight into the emergence and formation of the prosecutor's office is necessary for correct conclusions about the place of this law enforcement agency in the system of state bodies and the directions for its further improvement in modern conditions of the fight against crime.

Key words: prosecutor's office, law enforcement, the fight against crime, supervision

Прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развивалась на протяжении пяти этапов.

Первая попытка системного контроля деятельности государственного аппарата со стороны Верховной власти была предпринята во второй половине XVII в., когда Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению, а бояре и думные люди о том ничего не ведали».

Казанцев С. М., изучавший историю прокуратуры, полагает, что Приказ тайных дел скорее следует рассматривать как личную канцелярию царя, ведавшую интересующими его вопросами. В связи со смертью А. М. Романова (1676) он прекратил свое существование и поэтому его не следует рассматривать в качестве института контроля в системе органов власти» [5].

Но, несмотря на различную оценку функций данного учреждения, даже при исполнении им функции личной канцелярии царя, контрольные признаки в его деятельности, надо полагать, все же присутствовали, так как компетенция его распространялась на все виды государственной деятельности и государственных учреждений, и все, что делалось в данном Приказе, докладывалось царю.

Следующий этап создания прокуратуры в структуре органов государственной власти принадлежит Петру I. В период XVI в. и начала XVII в. наблюдался большой рост преступности, совершались должностные преступления, казнокрадство, «процветала» коррупция. Эти преступления дали «толчок» для формирования государственной службы по борьбе с такими противоправными деяниями.

12 января 1722 г. Петр I издает Указ о создании прокуратуры Российской империи, тогда же была введена должность генерал-прокурора, задачей которого был надзор за законностью деятельности, как Сената, так и других государственных органов. Со временем прокуроры стали занимать важное место в системе государственной службы. Постепенно формировался прокурорский корпус, на должности которого Петр I назначал исключительно умных, способных людей, которые были преданны государственным интересам.

В тот же исторический период создается губернская прокуратура, в состав которой вошли прокуроры надворных судов. Но далее, в 1802 г., последовало создание Министерства юстиции, и министр юстиции стал совмещать эту должность с обязанностями генерал-прокурора. Губернская прокуратура постепенно стала превращаться в орган юстиции на местах, так на тот момент не существовало единого законодательства об организации и деятельности прокуратуры.

Император Александр II продолжил реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи. 20 ноября 1864 г. им были утверждены судебные уставы: «Устройство судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, которые накладывали мировые судьи». В этих документах были отражены полномочия органов прокуратуры. Так, например, Устав уголовного судопроизводства закрепил подчинение следователя губернскому прокурору [4]. Прокуратура получила полномочия по надзору «при судебных местах».

В этом виде российская прокуратура просуществовала до 1917 года.

20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена и четыре года её деятельность не возобновлялась.

Одним из первых законодательных актов, принятых после победы Октябрьской революции и прихода большевиков к власти, была отмена царских законов, роспуск старых судов и введение новых. Были созданы особые суды для рассмотрения дел политических врагов — революционные трибуналы. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» от 24 ноября 1919 г. вместе с судебными учреждениями, существовавшими на территории России до установления советской власти, ликвидирован также прокурорский надзор.

Послереволюционную правовую систему создавали главным образом репрессивные органы. Почти везде и всюду применялась смертная казнь, хотя такое понятие отвергалось.

Далее все же возникла необходимость создания единого органа для надзора за соблюдением революционной законности. Главное место в надзоре принадлежало рабоче-крестьянской инспекции (РКИ РСФСР), а также народному комиссариату юстиции (НКЮ РСФСР), местные органы которого состояли в системе губернских исполнительных комитетов. Надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК. В 1922 году они были преобразованы в органы главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам.

Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» от 28 мая 1922 года было подписано председателем ВЦИК М. И. Калининым и секретарем ВЦИК М. И. Енукидзе.

Становлению единой прокуратуры и укреплению её органов помогло то обстоятельство, что следственный аппарат к этому времени был передан в ее систему в соответствие с Постановлением ВЦИК СНК от 3 сентября 1928 г. «О внесении изменений в Положение о судоустройстве РСФСР». Объединение органов прокуратуры и следствия дало хороший заряд их совместной деятельности в борьбе с преступностью.

Важной вехой в истории прокуратуры явилось Постановление Центрального исполнительного комитета Совет народных комиссаров СССР (ЦИК СНК СССР) от 20 июня 1933 г. «О создании Прокуратуры СССР», которое помогло укрепить организационное единство органов прокураторы и усилении её роли в деятельности всех правоохранительных органов.

Таким образом, была создана Прокуратура СССР, как самостоятельный орган, который объединил органы прокуратуры на всей территории Союза. На Прокуратуру СССР возлагалось общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.

Закон о создании Прокуратуры СССР 1933 г. предоставил ей большие полномочия надзору за единообразным и правильным соблюдением законов судебными органами. Прокуроры в судебном заседании одновременно отвечали и за обвинение, и за соблюдение законности судом [3]. В то же время, объединение органов прокуратуры и следствия стало хорошей основой для совместной деятельности в борьбе с преступностью.

Становление органов прокуратуры в 1933 г. и её централизация в 1936 г. положительно влияли на состояние следствия и дознания.

Оценивая деятельность прокуратуры и органов следствия в ее структуре, В. М. Савицкий писал, что «организационное укрепление прокуратуры существенно повлияло на усиление активности прокуроров в надзоре за законностью действий органов дознания и предварительного следствия. Прокуроры руководили органами расследования, объединяя и направляя их действия в борьбе с преступностью» [6].

В период серьезных испытаний Великой отечественной войной и в послевоенное время, когда восстанавливалось разрушенное войной социалистическое хозяйство, несмотря на то, что больше количество прокурорско-следственных работников было на фронте, сокращенный кадровый состав, проявляя высокий патриотизм и энтузиазм, в тяжелых военных условиях, решал задачи по борьбе с преступностью в тылу и на фронте.

После окончания войны кадровый состав прокуратуры и органов следствия стал пополняться пришедшими с фронта сотрудниками, для которых организовывались в юридических школах двухгодичные курсы обучения оперативной, следственной работе. Из этого пополнения сформировался профессиональный корпус в сфере раскрытия и расследования уголовных дел.

Для работников прокуратуры и следствия стал полной неожиданностью Указ Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 г., в связи с чем, следственный аппарат был передан в орган дознания. Генеральная прокуратура СССР была обязана передать основную часть своих штатов в Министерство охраны общественного порядка СССР.

С 1987 г. начались демократические перемены в политической и государственной жизни СССР. Именно в это время был расширен круг вопросов, подлежащих ведению республик. Возможно, это и послужило основой для распада СССР в 1991 г., результатом чего стало становление самостоятельной российской государственности, принятие новых законов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. [1], предусматривает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202–1 [2], прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, что стало важной вехой в истории прокуратуры. В указанном федеральном законе нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе.

Таким образом, замысел создания прокуратуры в России возник не в целях наказания, а в целях обеспечения справедливости и законности.

Первым этапом создания прокуратуры можно считать вторую половину XVII в., когда царь Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел для контроля в системе органов власти.

Второй этап — возрождение Прокуратуры в новом облике при Петре I, как результат осознанной необходимости дополнения существующих органов контроля новым органом, который наделен широкими надзорными полномочиями;

Третий этап — реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи при императоре Александре II, которым были утверждены судебные уставы.

Четвертый этап — принятие 28 мая 1922 г. Положения о прокурорском надзоре, утвержденное Постановлением ВЦИК. Также в этот период происходит объединение органов прокуратуры и следствия, что усилило в борьбу с преступностью.

Пятый этап — принятие 20 июня 1933 г. Постановления ЦИК СНК СССР «О создании Прокуратуры СССР», которое помогло укрепить организационное единство органов прокураторы и усилении её роли в деятельности всех правоохранительных органов.

Шестой этап — формирование в период Великой Отечественной войны профессионального корпуса в сфере раскрытия и расследования уголовных дел.

Седьмой этап — распад СССР и принятие Закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202–1., в связи с чем, Прокуратура Российской Федерации стала составлять единую федеральную централизованную систему органов.

В разное время, даже в условиях одной и той же формы правления и правового режима, прокуратура играла разную роль в государственном механизме. Она была как непосредственно подчинена верховной власти, так и отнесена ею к числу институтов судебной или исполнительной власти, причем у нее преобладала как надзорная, так и обвинительная функции.

Современная система органов государственной власти в Российской Федерации не может существовать без органов прокуратуры в принципе. Эффективность функционирования органов государственной власти в России напрямую зависит и будет зависеть в будущем от качественной работы органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, государственная власть, история прокуратуры, надзор, объединение органов прокуратуры, прокуратура, прокурорский надзор, Российская империя, Великая Отечественная война.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: