Негосударственный финансовый контроль финансово правовые аспекты виды негосударственного контроля

Обновлено: 04.05.2024

Негосударственный финансовый контроль подразумевает под собой следующие формы контроля:

  • финансово-кредитными органами (например, банки);
  • контроль внутрихозяйственный;
  • независимый контроль при помощи услуг аудиторов.

Исходя из сущности, можно сказать, что рассматриваемое понятие представляет под собой систему контроля за финансами, которая реализуется без участия государственных организаций.

Например, такой негосударственный контроль, могут осуществлять предприятия внутри своей деятельности ( то есть внутрифирменный или внутрихозяйственный), различные коммерческие банки могут контролировать своих клиентов – юридических лиц, либо свою внутреннюю деятельность, связанную с областью финансов. А также такой контроль подразумевает и аудиторский контроль.

Так, в целом можно выделить три основных вида негосударственного контроля за финансами. Рассмотрим каждую категорию.

Финансовый контроль, осуществляемый финансово-кредитными органами

По данным видом контроля следует понимать следующее: эта категория контроля подразумевает осуществляемый банком денежный мониторинг и контроль за финансовой деятельностью, которую реализует и осуществляет банк и клиенты-юридические лица. В ходе такой деятельности как, например, кредитование, различные операции по счетам, финансирование и другие операции.

Рассмотрим основные способы такого контроля:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль.

Предварительный контроль осуществляется, например, на стадии принятия решения о кредитовании, банк оценивает финансовое состояние заемщика и учитывает риски не возврата денежных средств. Таким образом, осуществляя контроль.

Текущий контроль может осуществляться, например, когда проверяется законность осуществляемой сделки.

Внутрифирменный, внутрихозяйственный контроль

Здесь подразумевается процесс оценки производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. При этом такой контроль и мониторинг на предприятии осуществляется самостоятельно.

Готовые работы на аналогичную тему

Такой контроль может проводиться следующими отделами:

  • управленческие отделы;
  • бухгалтерия;
  • планово-экономические отделы;
  • финансовые отделы.

Важно, что главным контролирующим субъектом в области финансового контроля выступает главный бухгалтер, совместно с руководителем фирмы. Именно данные лица уполномочены подписывать финансовые документы предприятия.

Осуществляя свои полномочия, установленные законом и нормами, главный бухгалтер на предприятии, реализует предварительный и текущий финансовый контроль на предприятии.

Аудит

Такой вид контроля как аудиторский, также является негосударственным. Так как осуществляется негосударственными, коммерческими структурами. Такая деятельность представляет собой механизм независимой проверки и оценки (контроля) бухгалтерской отчетности, корректности такой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета на предприятия.

Цель такого контроля – это составление позиции о достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности предприятия, а также корректности и соответствия бухгалтерской отчетности и правил ведения бухгалтерского учета правилам и нормативно-правовым актам РФ.

Контроль или аудиторскую проверку осуществляет аудитор, представитель аудиторской компании.

Итогом такой проверки является вынесение аудиторского заключения - официального документа.

Аудиторский контроль (проверка) может быть обязательным(например, по решению суда или арбитражного суда), или инициативным, то есть по решению руководства компании.

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль - один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

  • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
  • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
  • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
  • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
  • выявлять внутренние резервы производств - возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
  • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится - предварительный, текущий и последующий.

  1. Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
  2. Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
  3. Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита - выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.


В статье анализируются различные научные подходы к пониманию правовой природы негосударственного финансового контроля. Автором предлагается рассматривать негосударственный финансовый контроль как институт финансового права, как разновидность юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами.

Ключевые слова: финансовый контроль, негосударственный финансовый контроль, государственный финансовый контроль.

В последние годы финансово-правовая наука стала уделять большое внимание вопросам правового обеспечения негосударственного финансового контроля.

Одним из первых ученых, заложивших основы теории негосударственного финансового контроля, является Е. В. Терехова. Она понимает негосударственный финансовый контроль как регламентированную правовыми предписаниями деятельность уполномоченных субъектов по контролю за своевременностью и правильностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, точностью и эффективностью их использования [1].

Существенный вклад в развитие концепции негосударственного финансового контроля сделал В. В. Котов, посвятивший данного вопросу свое исследование.

Негосударственный финансовый контроль, по его мнению, это осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Негосударственный финансовый контроль является предметом правового регулирования. И с этих позиций представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными субъектами, не являющимися органами государственной власти, в интересах хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом.

Цель негосударственного финансового контроля — формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации.

Задачи негосударственного финансового контроля:

‒ предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов,

‒ обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности;

‒ предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций;

‒ контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [2].

Негосударственный финансовый контроль, по мнению В. В. Котова, включает в себя две разновидности: аудиторский и внутрихозяйственный. Автор почему-то забывает об общественном финансовом контроле.

Оригинальную классификацию негосударственного финансового контроля предложила М. Ильина. Она выделяет внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль [3]. Последние два вызывают вопросы. Под правовым финансовым контролем автор понимает деятельность, осуществляемая правоохранительными, судебными органами или по их поручению иными субъектами, направленная на осуществляемую в рамках правоприменительных действий оценку финансового состояния субъектов права.

Остается непонятным, в чем разница между государственным и правовым финансовым контролем. Гражданский финансовый контроль, по мнению М. Ильиной, направлен на защиту прав граждан в финансовой сфере, он осуществляется в процессе их взаимодействия с иными субъектами, например, налоговыми органами. Спорная позиция.

На наш взгляд, гражданский финансовый контроль является составной частью общественного финансового контроля. Необоснованное субъектное дробление контрольно-надзорной деятельности явно не способствует обогащение теории финансового права и может создать серьезные препятствия для участия в ее осуществлении рядовых граждан.

Ряд ученых выделяют в рамках негосударственного финансового контроля местный (муниципальный) финансовый контроль, внутрисистемный, аудиторский (независимый), общественный [4].

Т. А. Левченко связывает негосударственный финансовый контроль исключительно с деятельностью независимых аудиторских и страховых компаний [5], забывая о других субъектах.

Мы исходим из того, что финансовый контроль есть целостная система, состоящая из двух подсистем: подсистемы государственного и подсистемы негосударственного финансового контроля.

Негосударственный финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах. С точки зрения места в системе финансового права негосударственный финансовый контроль представляет собой систему финансово-правовых норм, регулирующих контрольную деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников.

Негосударственный финансовый контроль является также элементом публичной и частной финансовой деятельности. И этих позиций его можно определить как соответствующую общеправовым принципам права свободы, равенства, справедливости, ответственности деятельность определенных субъектов, не имеющих статуса государственных органов, по поводу правильностью реализации законодательства, обоснованности расходов и доходов, использования материальных, финансовых и иных ресурсов в интересах их собственников [6].

Негосударственный финансовый контроль включает в себя такие разновидности, как: муниципальный финансовый контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский финансовый контроль, общественный финансовый контроль.

Правовые основы негосударственного финансового контроля составляют нормативные правовые акты, принятые компетентными органами власти; локальные нормативные акты.

Негосударственный финансовый контроль отличается от государственного по объему властных полномочий субъектов, осуществляющих контрольные мероприятия; правовой базе; юридическим последствиям проведенных контрольных мероприятий.

Негосударственный финансовый контроль, так же как и государственный, финансовый контроль призван разрешать и предупреждать финансово-правовые конфликты [7].

В последние годы значительно вырос интерес к такой разновидности негосударственного финансового контроля, как общественный, что обусловлено, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

‒ кризисные явления, время от время потрясающие мировую экономику в целом, и российскую, в частности, обозначили необходимость решения новых проблем, решение которых невозможно без активного участия субъектов финансового контроля;

‒ традиционные виды государственного и муниципального финансового контроля в условиях острого финансового кризиса оказываются низкоэффективными и недостаточно способными быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия хозяйствования;

‒ активное участие граждан, их объединений в осуществлении финансового контроля позволяет развивать демократические начала государства, укреплять доверие населения к государственно-правовым институтам.

Общественный финансовый контроль отличается от иных видов финансового контроля тем, что:

‒ не имеет властного характера;

‒ осуществляется партиями, общественными организациями, иными институтами гражданского общества, отдельными гражданами; субъектами общественного финансового контроля не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления;

‒ осуществляется от имени российского общества и российских граждан;

‒ является показателем развитости демократических начал государства.

Общественный финансовый контроль направлен на формирование социально активной личности, в его основе лежит естественное стремление граждан улучшать качество своей жизни, понимание государства как политической организации общества, призванной заниматься решением «общих» дел.

  1. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
  2. См.: Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010.
  3. Ильина М. Финансовый контроль и его значение // Российский бухгалтер. 2015. № 12.
  4. См.: Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007; Кондрат Е. Н. 5. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. Ильин А. Ю., Моисеенко М. А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 4.
  5. Левченкова Т. А. Герменевтический метод толкования финансово-правовых феноменов // Реформы и право. 2015. № 1.
  6. См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  7. Мирошник С. В. Страховой надзор в системе финансового контроля// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): негосударственный финансовый контроль, финансовый контроль, общественный финансовый контроль, субъект, финансово-хозяйственная деятельность, государственная власть, гражданский финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, недобросовестное действие администрации, правовой финансовый контроль.


В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правового анализа выделяются основные положения, указанные в нормативно-правовых актах, регулирующие общественные отношения в сфере финансового контроля.

Ключевые слова: негосударственный финансовый контроль, хозяйствующие субъекты, внутрихозяйственный контроль, контроль со стороны коммерческих банков, общественный контроль, аудиторский контроль, рыночная экономика.

This article discusses the legal support of the activities of private financial control entities. analysis of the legislation of the Russian Federation is carried out, on which the activities of the above entities are based. By means of comparative legal analysis, the main provisions identified in regulatory legal acts regulating public relations in the field of financial control are highlighted.

Keywords: private financial control, business entities, on-farm control, control by commercial banks, public control, audit control, market economy.

В результате отказа от административно-командных форм и методов ведения экономики и перехода к рыночной экономике роль финансового контроля в Российской Федерации резко возросла. Причем речь идет в первую очередь о негосударственном финансовом контроле.

Киреева В. В. отмечает, что основоположником основы теории негосударственного финансового контроля является Е. В. Терехова [1, 1303]. Так, Она понимает негосударственный финансовый контроль как деятельность, регламентированную правовыми предписаниями уполномоченных субъектов, по контролю за правильностью и своевременностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, эффективностью и точностью их применения [2].

Котов В. В. считает, что негосударственный финансовый контроль это деятельность, осуществляемая негосударственными контрольными органами направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [3, 106].

Таким образом, мы видим, что кардинального различия между толкованиями данного термина не имеется, однако Котов В. В. оказывает акцентированное внимание на противоправные действия, возможные при проведении управления хозяйствующими субъектами, в то время, как Киреева В. В. делает упор на возможные нарушения финансового планирования, поступления и движения финансов.

В научной литературе точки зрения в вопросе классификации видов негосударственного финансового контроля различаются по своему субъектному составу.

Как отмечает Полякова Е. В., в совокупность субъектов негосударственного финансового контроля входят внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков, аудиторский контроль [4].

По мнению Поляк Г. Б., негосударственный финансовый контроль осуществляется внутрифирменными подразделениями (корпоративный контроль) и аудиторскими организациями (внешний контроль) [5, 342].

Белозеров С. А. считает, что в негосударственный финансовый контроль входят: контроль банков за организациями, внутрифирменный и аудиторский контроль [6, 55].

Грязнова А. Г. наряду с внутрихозяйственным и аудиторским контролем выделает еще и общественный контроль [7, 145]

Можно сделать вывод, что в целом многие ученые выделяют схожие виды контроля, входящие в негосударственный финансовый контроль, но при этом следует заметить, что некоторые авторы, например, Поляк Г. Б., приводят более узкий список видов негосударственного финансового контроля, чем их коллеги (например, Полякова, Е.В., Белозеров С. А. Грязнова А. Г.).

В рамках данной статьи необходимо привести характеристику отдельных видов негосударственного финансового контроля и провести законодательный анализ каждого из них.

Внутрихозяйственный финансовый контроль занимает особое место как в научной отечественной литературе, так и в законодательстве. Интерес научной сообщества обосновывается тем, что данный феномен является относительной новеллой российской экономики и российского права, поскольку указанный вид негосударственного финансового контроля не применялся из-за преимущественного применения финансового контроля со стороны государства в вплоть до конца XX века [8, 89].

С 1 января 2012 года вступил в законную силу ФЗ «О бухгалтерском учете» Одним из положений, которые можно назвать новеллой, является норма, содержащаяся в ст. 19 вышеназванного закона. Указанная статья обязывает всех экономических субъектов организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. При этом ч. 2 ст. 19 определяет, что экономические субъекты, которые подлежат обязательному аудиту, обязаны организовывать и осуществлять контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исходя из этого, можно сказать, что речь идет о внутреннем финансовом контроле в организации. Однако, учитывая положения ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», что «настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей». [9].

Субъектами внутреннего финансового контроля являются различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и должностные лица. Можно выделить субъекты общей компетенции, субъекты финансово-хозяйственной компетенции, субъекты специальной компетенции и внешние субъекты, которые выполняют функции внутреннего контроля.

К субъектам общей компетенции относятся лица, принимающие решения по широкому перечню вопросов деятельности организаций. В частности, к ним относят директора (руководителя), наблюдательный совет, общее собрание акционеров, совет директоров, и др.

Главного бухгалтера, финансового директора (менеджера), работника бухгалтерии (финансового отдела), планово-экономического отдела и другие относят к субъектам финансово-хозяйственной компетенции.

Таким образом, внутренний финансовый контроль (внутрихозяйственный контроль) включает в себя большое количество структур, подразделений и должностных лиц, каждый из которых имеет свои строго определенные компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренним локальным актам. Учетная политика организации является основным локальным нормативным актом по бухгалтерскому учету.

Особое место в структуре негосударственного финансового контроля занимает общественный контроль, который только начал зарождаться в Российской Федерации. Говоря о правовом обеспечении данного элемента, необходимо отметить, то главенствующее место сохраняет Конституция РФ. Так, в соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, граждане имеют право на участие в управлении делами государства. Статья 24 Конституции РФ закрепляет за гражданами РФ право на ознакомление с документами и материалами, которые так или иначе затрагивают их личные права и свободы [10].

Также на территории России действует Федеральный закон «Об Общественных объединениях», в соответствии с которым общественные объединения вправе: вносить предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления [12].

Так, реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности финансового. Однако следует отметить, что на данный момент указанный вид финансового контроля применяется достаточно ограниченно по сравнению с другими государствами. Во многом это связано с отсутствием этого механизма контроля на протяжении истории Советского Союза и в 90-ые годы после его распада уже на территории современной России. При этом важно отметить, что общественный контроль постепенно развивается в нашей стране, но все же остается в числе малозадействованных институтов финансового контроля

Аудиторская деятельность — вид негосударственного финансового контроля, который появился в России в 80-ые годы. Это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый для проверок правильности ведения учета и бухгалтерской отчетности. Главным законом, регулирующим порядок функционирования рассматриваемого феномена, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Так, аудит делится на обязательный, который проводится в соответствии со статьей 5 указанного нормативно-правового акта, и инициативный. При этом в данном ФЗ отсутствует понятие «инициативный аудит». Он проводится по решению уполномоченного органа той или иной организации либо ее собственником. Так, пп. 10 п. 2 ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет, что компетенция назначить аудиторскую проверку принадлежит общему собранию участников. При этом статья 48 названного закона гласит, что по требованию любого из участников может быть проведена аудиторская проверка, однако есть одно важное условие, исполнение которого необходимо для реализации данного права — данное лицо обязано оплатить услуги аудита. Не мало важно, что указанные расходы могут быть возмещены по решению общего собрания участников [14].

По поручению Банка России коммерческие банки проводят мероприятия в сфере финансового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, которые, в свою очередь, являются их клиентами. К ним могут относиться как юридические, так и физические лица. В предмет финансового контроля входят порядок ведения расчетно-кассовых операций и соблюдение валютного законодательства указанными субъектами [15]. Коммерческие банки вправе по собственной инициативе анализировать и проводить проверку финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с целью определения кредитоспособности их клиентов при решении вопроса о выдаче ссуды, а также со стороны банков осуществляется мониторинг за использованием ссуды, в случае ее выдачи, и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с определенными процентами в указанные сроки [4, 58]. При выполнении своих компетенций в области финансового контроля коммерческие банки должны руководствоваться ФЗ «О банках и банковской деятельности», в котором определен порядок деятельности банков.

Таким образом, негосударственный финансовый контроль играет важную роль для обеспечения соблюдения законодательства различными организациями и физическими лицами в сфере финансовых отношений. В зависимости от вида негосударственного финансового контроля различны нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных субъектов контроля. В целом же можно сказать, что нормативная база развита достаточно хорошо, однако общественные отношения, в частности, финансовые отношения, постоянно преобразуются, поэтому законодатель обязан быстро реагировать на эти изменения, ведь в противном случае, в законодательстве РФ будут образовываться пробелы и коллизии, что в конечном счете пагубно влияет и на экономику страны тоже.

  1. Киреева В. В. Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1303–1305;
  2. Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 207;
  3. Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 434;
  4. Полякова Е. В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студентов. Изд: Саратовский гос. технический ун-т. С. 97;
  5. Поляк Г. Б. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. — Ф59 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. —2004. С. 607;
  6. Белозеров С. А. Финансы: учебник / С. А. Белозеров, Г. М. Бродский, С. Г. Горбушина [и др.]; отв. ред. В. В. Ковалев. — М.: Проспект, 2015. С. 928;
  7. Грязнова А. Г., Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др.. Финансы: учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.,2012. С 496;
  8. Завьялова Лилия Владимировна, Шилехин Константин Евгеньевич Внутренний финансовый контроль в условиях нового законодательства // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2013. № 4. С 88–99;
  9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, N 50, ст. 7344;
  10. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
  11. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 11.04.2005, N 15, ст. 1277;
  12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930;
  13. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1, ст. 15;
  14. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785;
  15. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 26.07.2019) «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492.

Основные термины (генерируются автоматически): негосударственный финансовый контроль, финансовый контроль, субъект, аудиторский контроль, бухгалтерский учет, общественный контроль, внутренний финансовый контроль, государственная власть, Российская Федерация, аудиторская деятельность.

Финансовый контроль – это мероприятия, выполняемые специализированными надзорными органами с целью определения законности и оптимизации финансовой деятельности субъектов в части накопления, распределения и использования финансовых средств.

Особенностью финансового контроля является его направленность. Прежде всего, он помогает сформировать и реализовать систему финансового обращения согласно принципам законности и правомерности. Кроме того, контроль финансов гарантирует сохранность имущества и исполнения прав всех сторон финансовых отношений. Финансовый контроль является частью управления хозяйственными системами. Состояние финансов оказывает прямое воздействие на экономику. С помощью контроля решаются следующие задачи:

  1. Создаются единые условия финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Определяются функции и полномочия надзорных органов, либо лиц, проводящих контрольные мероприятия.
  3. Проверяются надзорные органы на предмет злоупотребления полномочиями, использование власти в корыстных целях.
  4. Отслеживаются статьи расходов бюджета и внебюджетных целевых фондов.
  5. Проверяется правильность и своевременность заполнения финансовой документации.
  6. Анализируются данные управленческого, финансового и бухгалтерского учета, проводится свекра данных требованиям местного законодательства.
  7. Осуществляется контроль ценообразования в сферах, подвластных государственному управлению.
  8. Определяются меры наказания в случае выявления нарушений.

Контроль финансов так же позволяет сохранить имущество за собственником, вступившим в хозяйственные или финансовые отношения. Он гарантирует соблюдение прав субъекта в случае, если тот придерживается законодательных и правовых норм. Причем, под имуществом понимается не только собственность, но и деньги, финансовые обязательства.

Готовые работы на аналогичную тему

Предметом финансового контроля выступают хозяйственные операции, любые экономические действия, влияющие на изменение стоимости имущества.

Виды негосударственного финансового контроля

Государственные органы власти заинтересованы в осуществлении финансового контроля, так как от правильности, полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств субъектами зависит функционирование аппарата управления. Однако, экономические агенты могут использовать средства негосударственного финансового контроля для оптимизации собственной деятельности.

К видам негосударственного финансового контроля относят:

  1. Контроль, осуществляемый денежно-кредитными организациями.
  2. Внутрихозяйственный контроль на предприятиях.
  3. Аудиторский контроль.

То есть, негосударственный контроль финансов осуществляется специальными организациями, имеющими соответствующее разрешение, а также собственными силами коммерческих организаций. Например, кредитно-денежные организации внедряют в свою деятельность принципы финансового мониторинга. Они в режиме реального времени отслеживают все операции, связанные с движением денежных средств и финансовых активов, так как доходы банков напрямую зависят от рационального использования финансовых ресурсов. Чаще всего данные финансового мониторинга применяются для принятия специалистом решения о выдаче денежного займа. Исследование клиента позволяет вынести взвешенное решение, минимизировать риски потерь.

Внутрихозяйственный контроль в реальном секторе применяется для оптимизации внутренних и внешних финансовых процессов. Рациональность использования средств, своевременность их отражения на счетах бухгалтерского учета, позволяет эффективно управлять работой предприятия. Для проведения финансового контроля может использоваться программное обеспечение, данные которого обрабатываются специалистами соответствующих служб. Для получения полной независимой картины текущего состояния финансово деятельности компании собственники часто пользуются услугами сторонних независимых аудиторских предприятий.

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский контроль обычно осуществляется силами сторонних специализированных организаций, либо специалистами, прошедшими аттестацию. Крупные предприятия могут создавать отдел, отвечающий за аудиторскую проверку. Основная задача аудита заключается в составлении экспертного мнения о достоверности проведенных и отраженных в документации финансовых операций.

Помимо финансовых проверок аудиторские компании могут предоставлять услуги по:

  1. Ведению бухгалтерского учета.
  2. Составлению деклараций.
  3. Аналитической финансовой работе.
  4. Обучение сотрудников бухгалтерскому и финансовому учету.
  5. Проверке законности проведенных финансовых операций.

Аудиторская проверка проводится в несколько этапов. Сначала определяется ее цель, затем выбираются документы и иные данные, необходимые для анализа. В конце проверки выдается заключение, содержащее информацию о выявленных несоответствиях и нарушениях. Аудитор создает свою экспертную оценку.

Аудит позволяет выполнять требования сразу двух сторон финансовых отношений. Он может быть инициирован государственными надзорными органами с целью выявления сокрытия доходов, неполноты выполнения финансовых обязательств субъектов хозяйствования. Однако, аудит не заменяет государственный финансовый контроль, а используется в качестве инструмента оптимизации финансовых процессов. Данные аудиторской проверки, как правило, носят публичный характер. На государственном уровне они используются в качестве подтверждения предоставляемых данных в высшие органы власти. На микроуровне публичность аудиторского заключения повышает лояльность контрагентов, участников экономических отношений.

Для обеспечения достоверности аудиторских проверок на законодательном уровне установлена ответственность компаний, предоставляющих этот вид услуг. Контролирующим органом аудиторской деятельности является Министерство финансов РФ. В нем создан Совет, отвечающий за регулирование аудиторских услуг на территории страны.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28.11.2021

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: