Не заботьтесь что говорить на суде

Обновлено: 24.04.2024

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ) . Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков ( Мф. 10:16 ) , следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Выше Он сказал: Они передадут вас в суды и будут бичевать вас в синагогах своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня (см. Мф. 10:17-18 ). - Итак, когда мы ради Христа будем водимы к судьям, то должны за Христа пожертвовать только волей своей. А затем (caeterum) Христос, живущий в нас, будет говорить Сам за Себя, и будет совершаться действие благодати Святаго Духа в том, что нам будет необходимо отвечать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Чтобы не сказали: « Как же мы, люди простые, сможем убедить мудрых?» - Господь повелевает им быть смелыми и не заботиться об этом. Когда нам предстоит беседовать среди верных, нужно заранее приготовиться к защите, как увещевает Петр; но среди неистовствующих народов и царей Господь обещает Свою силу, чтобы мы не боялись. Исповедовать веру - наше дело, а мудро защищаться - дар Божий. А чтобы ты не стал подозревать, что при защите действует природная способность, говорит: не вы будете говорить, но Дух.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете

Чтобы они не сказали, каким образом мы, люди простые и неученые, будем в состоянии убедить ораторов и философов, заблаговременно разрешает это их недоумение, говоря: не пецытеся, како или что возглаголете…

дастбося вам в той час, что возглаголете

Дано будет, разумеется, Мною. Это же Он сказал и в другой раз при приближении крестных страданий, когда ученики спросили Его о кончине мира. Лука говорит, что тогда Он прибавил: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати еси противляющиися вам ( Лк. 21,15 ).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать

У синоптиков ( Мк. 13:10, 11 ; Лк. 21:11, 12 ) везде выражается одна и та же мысль, только в различных словах. Ученики не должны заботиться. Не должны обдумывать того, что говорить. Не должны защищаться. “В тот час”, когда именно они предстанут на суд, будет им дано, что им говорить.

Прп. Исидор Пелусиот

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать

На слова: не пецытеся, како или что возглаголете, и еще: готови присно ко ответу ( 1Пет. 3:15 ) .

Поскольку, говоришь ты, дивишься, почему Спаситель сказал: не пецытеся, како или что возглаголете, а один из апостольского лика дал совет: готови присно ко ответу; - то знай, что нет противоречия в сих изречениях, но одно сказано о свидетельстве, а другое об учении.

Когда мы в собрании друзей, тогда и нам повелевается заботиться о том, что сказать, ибо нелепо не знать того, чему обещаемся учить. А когда перед нами страшное судилище, и толпы народа, и неистовые исполнители казни, и отовсюду страх, тогда Господь обещал нам Свою помощь. Ибо весьма великое было дело, чтобы когда восседают цари, предстоят областеначальники и воеводы, когда обнажены мечи и все готовы стоять заодно, - люди, почти такие же безгласные, как и рыбы, которые вошли связанными и поникшими к земле, были в состоянии промолвить слово. Посему справедливо одни пользуются Божиею помощью, а другим дается наставление не предаваться сну неведения; потому что ученики Премудрости должны быть мудры.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Бог везде Свое совершает, хотя бы и никто и не обращал на то внимания. Это служило для них утешением не потому однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены, что Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет всюду с ними присутствовать, и что они будут терпеть эти бедствия не как преступники и злодеи.

Кроме того, Он и другое присовокупляет немалое для них утешение, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Чтобы они не сказали: как можно нам убеждать при таких обстоятельствах? – Он повелевает им быть твердо уверенными и относительно защиты. И в другом месте Он говорит: Я дам вам уста и премудрость ( Лк. 21:15 ) ; а здесь, говоря: Дух Отца вашего будет говорить в вас, Он возводит их в достоинство пророческое.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Троицкие листки

Ст. 19-22 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

«Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Христос Спаситель с каждой печалью соединяет и приличное утешение. О тех, которые не будут принимать, говорит: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому»; так же и здесь, сказав: «и поведут вас к правителям и царям», присовокупил: «за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». А страдать за Христа, и страдать из-за обличения язычников, – это немалое составляет. Их утешало то, что Тот, Кто предвидел и предсказал эти злоключения, будет везде между ними присутствовать, и что они будут терпеть не как преступники и злодеи». Кроме этого Он присовокупляет и другое немалое для них утешение: когда же, – говорит Он, – будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Но почему же Тот, Кто сказал: «не заботьтесь, как или что сказать», через апостола Петра повелевает: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» ( 1Пет. 3:15 ) . На это отвечает блаженный Феофилакт: «Когда намереваемся беседовать среди верных, в таком случае нужно нам наперед позаботиться и приготовиться к ответу, как внушает апостол Петр; но в деле с неистовыми народами и царями Господь обещает собственную силу, дабы мы не боялись». А чтобы апостолы не сказали, – как можно нам убеждать при таких обстоятельствах, Он повелевает им защищаться со всей смелостью, как в Евангелии от Луки сказано: «Я дам вам уста и премудрость» ( Лк. 21:15 ) , а здесь Он возводит их в достоинство пророческое. Потому-то, когда сказал о данной им силе, говорит и о бедствиях, об убийствах: предаст же неверующий брат верующего брата на смерть, И неверующий отец предаст уверовавшего сына; и восстанут неверующие дети на уверовавших родителей, и умертвят их.

Такова будет сила вашей проповеди, которая расположит верующих в Меня ради Меня не обращать внимания на самую природу, на родителей, на детей. И из-за этих бедствий предстоит вам много скорбей: и будете ненавидимы всеми миролюбцами, всеми неверующими в Меня, но утешайте себя тем, что эту ненависть вы будете терпеть за имя Мое. Обыкновенно бывает, что многие начинают дело с ревностью, а впоследствии ослабевают, но Я смотрю на конец: претерпевший же все мучения до конца, и оставшийся твердым в вере, спасется, он получит венец блаженства в Царстве Небесном. «Что пользы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Ибо хотя Я избавлю вас от первых опасностей, но Я соблюдаю вас для более тяжких, за которыми опять последуют – еще новые, и не прекратятся против вас наветы, злоумышления, даже до последнего вашего издыхания. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые Его слушали! Как эти робкие рыбари, которые не бывали далее своего озера, слыша это, не удалились? Как они не подумали про себя: «Куда бы нам убежать? Против нас и судилища, против нас и цари и правители, иудейские синагоги, народы Еллинские… Ты воздвиг против нас всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле… Люди сделаются из-за нас и братоубийцами, и детоубийцами, и отцеубийцами… Как же будут верить нам прочие, когда увидят, что из-за нас родители убивают детей, братья братьев? не будут ли нас отовсюду изгонять, как злых демонов, как развратителей и губителей вселенной, когда увидят землю, напоенную кровью родных. Хорош же будет мир, который мы преподадим, входя в домы и наполняя эти домы убийствами? Если бы нас было и много, а не двенадцать человек, если бы мы были не простые и безкнижные, а мудрые и сильные в слове, если бы мы были даже царями, имели бы войска и множество богатства, и тогда как могли бы убедить кого-нибудь, возжигая такие ужасные брани. » Так могли подумать апостолы, но они ничего подобного не думали, но только соглашались и покорялись. Особенно я удивляюсь в них тому, – рассуждает святитель Златоуст, – что они не поколебались, не стали просить освобождения от опасностей тогда, когда должны были претерпевать их не два, не три года, а целую жизнь. Ибо это самое Господь дает понять словами: «претерпевший же до конца спасется». Он хочет, чтобы не только являлась Его сила, но чтобы и они сами действовали, ибо смотри: иное Им совершается, а другое – учениками. Творить чудеса – Его дело, а нестяжевать ничего – это дело учеников.

Отворить для них все домы – это дело высшей благодати, а не требовать ничего, кроме необходимого – это дело их любомудрия. Даровать мир – это дар Божий, а находить достойных и не ко всем без разбора входить – это дело их воздержания. Наказывать неприемлющих их – дело Божие, а удаляться от таковых с тихостью, без укорения и досаждения – это дело апостольской простоты. Давать им Духа и освобождать от заботы как или что говорить – это дело Посылающего их, а быть подобными овцам и голубям и все переносить великодушно – это дело их твердости и благоразумия. Быть у всех в ненависти и не унывать и терпеть – это их дело, а спасать претерпевающих – это было делом Посылающего. Подлинно великое дело, когда человек, проводивший жизнь около озер или около кож, или занимавшийся сбором податей, войдя к сидящим владыкам, коим предстоят сановники и телохранители с обнаженными мечами, и всякий народ, – один, связанный, с поникшей главой, в состоянии отверзть уста… Им даже не позволяли защищать свое учение, а только принимались их мучить, как развратителей вселенной… И все это совершено с надлежащим благоразумием Петром, Павлом и прочими. Их порицали всюду, как возмутителей и нововводителей, но они не только такое мнение о себе опровергли, но еще и заставили всех о себе думать совсем напротив, как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Поэтому Павел и говорил: «я каждый день умираю» ( 1Кор. 15:31 )». Так рассуждает святитель Иоанн Златоуст об апостолах. «И для нас, – говорит святитель Филарет Московский, – без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, нет дарования духовного, нет и спасения, ибо Царствие Небесное нудится. Начальник нашего спасения обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или неиспытанному в подвиге терпения. Поэтому все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить его до конца. Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Если бы праматерь Ева имела достаточно терпения, чтобы не отвечать на речи змия-искусителя, лживые с первого слова, чтобы не броситься опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветовалась бы с мужем, очень вероятно, что не был бы сделан грех, и не последовала бы смерть. Не хватило терпения – и прародители пали, а с собой низринули весь будущий род человеческий. Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!»

«Итак, что послужит к нашему оправданию, – говорит святитель Златоуст, – когда, видя такие примеры, среди самого мира ослабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира, и того мы не можем сделать! Апостолы и тогда, когда вся вселенная горела, среди пламени исторгали из огня горящих, а мы и себя не можем сберечь! Какое после этого мы будем иметь оправдание? Какое прощение? Нам не угрожают ни раны, ни темницы, ни власти, ни синагоги; ибо и самые цари у нас благочестивы, и христиане в великой чести, и наслаждаются тишиной, и при всем том мы не побеждаем… Теперь, если бы случилась (чего не дай Бог никогда) брань и гонение на Церковь, подумай, сколько было бы уничижения, какое было бы поношение. Ибо прославится ли подвигами в сражении тот, кто себя к тому не приготовит? Стой же против страстей, переноси мужественно душевные болезни, дабы мог ты переносить и телесные болезни. Ибо если бы блаженный Иов не был хорошо приготовлен к подвигам, прежде наступления оных, то не просиял бы так светло во время подвигов»… Вот почему и сказано в Писании: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» ( Сир. 2:1 ) . Так и уготовляли себя ревнители благочестия. Во времена Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс… Однажды бесы пришли к нему видимым образом и сказали: «Старец! ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» Старец им на это отвечал: «Очень жаль, что так мало остается мне жить на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли… Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: «терпением вашим спасайте души ваши… претерпевший же до конца спасется».

Если же хочешь говорить по Богу, не заботься о том, что сказать, иначе ты не исполнишь заповеди; но предоставь это дело Богу, и Он вложит в уста твои, что сказать для пользы. Бог силен препоясати нас немощных силою (см. 1 Цар. 2:4). Он да укрепит тебя, брат.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 284.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый

При достаточной мере познаний не буду и я слишком беспокоиться, что мне сказать своим прихожанам. Бог даст, что мне говорить.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-13 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Действительно, прежде, нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? Но вы, - говорит, - «не заботьтесь наперед, что вам отвечать»: в тот самый час Дух Святый даст вам, что должны вы будете говорить. При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, - говорит, - будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастье. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет.

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

По всей вероятности, евангелист Марк правильнее, чем Матфей, поместил эти слова Христа в Его эсхатологической беседе. К посланию учеников на проповедь, о которой говорит евангелист Матфей в 10-й главе, они не имеют приложения, апостолы в то время еще не были привлекаемы к суду правителей и царей.

Бог везде Свое совершает, хотя бы и никто и не обращал на то внимания. Это служило для них утешением не потому однако, чтобы они желали отмщения другим, а потому, что могли быть уверены, что Тот, Кто предвидел и предсказал им эти злоключения, будет всюду с ними присутствовать, и что они будут терпеть эти бедствия не как преступники и злодеи.

Кроме того, Он и другое присовокупляет немалое для них утешение, говоря: когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Чтобы они не сказали: как можно нам убеждать при таких обстоятельствах? – Он повелевает им быть твердо уверенными и относительно защиты. И в другом месте Он говорит: Я дам вам уста и премудрость (Лк. 21:15); а здесь, говоря: Дух Отца вашего будет говорить в вас, Он возводит их в достоинство пророческое.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Исидор Пелусиот

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать

На слова: не пецытеся, како или что возглаголете, и еще: готови присно ко ответу (1 Пет. 3:15).

Поскольку, говоришь ты, дивишься, почему Спаситель сказал: не пецытеся, како или что возглаголете, а один из апостольского лика дал совет: готови присно ко ответу; - то знай, что нет противоречия в сих изречениях, но одно сказано о свидетельстве, а другое об учении.

Когда мы в собрании друзей, тогда и нам повелевается заботиться о том, что сказать, ибо нелепо не знать того, чему обещаемся учить. А когда перед нами страшное судилище, и толпы народа, и неистовые исполнители казни, и отовсюду страх, тогда Господь обещал нам Свою помощь. Ибо весьма великое было дело, чтобы когда восседают цари, предстоят областеначальники и воеводы, когда обнажены мечи и все готовы стоять заодно, - люди, почти такие же безгласные, как и рыбы, которые вошли связанными и поникшими к земле, были в состоянии промолвить слово. Посему справедливо одни пользуются Божиею помощью, а другим дается наставление не предаваться сну неведения; потому что ученики Премудрости должны быть мудры.

Письма. Книга III.

Блаж. Августин

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

В этом чтении мы слышали: Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. И в другом месте Он говорит: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Неужели те, кто тогда слышал этот голос, будут пребывать здесь до скончания века? Но Господь заботился не только о тех, кому предстояло покинуть эту жизнь, но также и об остальных, и о нас самих, и о тех, кто после нас будет пребывать в этой жизни, наших преемниках, и видел всех воедино в Своем теле. И потому этот Голос, который говорил: Я с вами во все дни до скончания века, услышали не только они, но и мы. И если тогда мы не слышали [Его] в нашем ведении, то слышали в Его предведении. Вот почему нам, спокойным, словно овцам среди волков (Мф. 10:16), следует придерживаться заповедей Того, Кто предостерегает нас, чтобы мы были просты, как голуби, и мудры, как змии. Просты, как голуби, чтобы мы никому не вредили; мудры, как змии, чтобы остерегались, чтобы никто не навредил нам.

Проповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Выше Он сказал: Они передадут вас в суды и будут бичевать вас в синагогах своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня (см. Мф. 10:17-18). - Итак, когда мы ради Христа будем водимы к судьям, то должны за Христа пожертвовать только волей своей. А затем (caeterum) Христос, живущий в нас, будет говорить Сам за Себя, и будет совершаться действие благодати Святаго Духа в том, что нам будет необходимо отвечать.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Чтобы не сказали: « Как же мы, люди простые, сможем убедить мудрых?» - Господь повелевает им быть смелыми и не заботиться об этом. Когда нам предстоит беседовать среди верных, нужно заранее приготовиться к защите, как увещевает Петр; но среди неистовствующих народов и царей Господь обещает Свою силу, чтобы мы не боялись. Исповедовать веру - наше дело, а мудро защищаться - дар Божий. А чтобы ты не стал подозревать, что при защите действует природная способность, говорит: не вы будете говорить, но Дух.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете

Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете

Чтобы они не сказали, каким образом мы, люди простые и неученые, будем в состоянии убедить ораторов и философов, заблаговременно разрешает это их недоумение, говоря: не пецытеся, како или что возглаголете…

дастбося вам в той час, что возглаголете

Дано будет, разумеется, Мною. Это же Он сказал и в другой раз при приближении крестных страданий, когда ученики спросили Его о кончине мира. Лука говорит, что тогда Он прибавил: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати еси противляющиися вам (Лк. 21,15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 19-20 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас

Апостолы были из людей бедных и неученых рыбарей, посему понятно, они могли беспокоиться, как и что будут говорить, когда предстанут пред правителями и образованными людьми. И Господь успокаивает их, говоря, чтобы они не заботились об этом, потому что дастся вас в той час, что возглаголете (в тот час дано будет вам, что сказать). Не вы бо будете глаголющии (не вы будете говорить), но Дух Отца вашего, т. е. Сам Бог, Дух Святый – третье лицо Св. Троицы, глаголяй в вас – будет говорить в вас. Я дам вам уста и премудрость, говорил Господь апостолам подобно сему, по сказанию евангелиста Луки (21, 15). Так Господь предсказал о боговдохновенности свв. апостолов, т. е. о том, что они будут проповедовать и устно, а также, конечно, и письменно, не сами от себя, но по внутреннему внушению от Самого Бога – от Св. Духа.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать

У синоптиков (Мк. 13:10, 11; Лк. 21:11, 12) везде выражается одна и та же мысль, только в различных словах. Ученики не должны заботиться. Не должны обдумывать того, что говорить. Не должны защищаться. “В тот час”, когда именно они предстанут на суд, будет им дано, что им говорить.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 19-22 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

«Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Христос Спаситель с каждой печалью соединяет и приличное утешение. О тех, которые не будут принимать, говорит: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому»; так же и здесь, сказав: «и поведут вас к правителям и царям», присовокупил: «за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». А страдать за Христа, и страдать из-за обличения язычников, – это немалое составляет. Их утешало то, что Тот, Кто предвидел и предсказал эти злоключения, будет везде между ними присутствовать, и что они будут терпеть не как преступники и злодеи». Кроме этого Он присовокупляет и другое немалое для них утешение: когда же, – говорит Он, – будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Но почему же Тот, Кто сказал: «не заботьтесь, как или что сказать», через апостола Петра повелевает: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Пет. 3:15). На это отвечает блаженный Феофилакт: «Когда намереваемся беседовать среди верных, в таком случае нужно нам наперед позаботиться и приготовиться к ответу, как внушает апостол Петр; но в деле с неистовыми народами и царями Господь обещает собственную силу, дабы мы не боялись». А чтобы апостолы не сказали, – как можно нам убеждать при таких обстоятельствах, Он повелевает им защищаться со всей смелостью, как в Евангелии от Луки сказано: «Я дам вам уста и премудрость» (Лк. 21:15), а здесь Он возводит их в достоинство пророческое. Потому-то, когда сказал о данной им силе, говорит и о бедствиях, об убийствах: предаст же неверующий брат верующего брата на смерть, И неверующий отец предаст уверовавшего сына; и восстанут неверующие дети на уверовавших родителей, и умертвят их.

Такова будет сила вашей проповеди, которая расположит верующих в Меня ради Меня не обращать внимания на самую природу, на родителей, на детей. И из-за этих бедствий предстоит вам много скорбей: и будете ненавидимы всеми миролюбцами, всеми неверующими в Меня, но утешайте себя тем, что эту ненависть вы будете терпеть за имя Мое. Обыкновенно бывает, что многие начинают дело с ревностью, а впоследствии ослабевают, но Я смотрю на конец: претерпевший же все мучения до конца, и оставшийся твердым в вере, спасется, он получит венец блаженства в Царстве Небесном. «Что пользы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Ибо хотя Я избавлю вас от первых опасностей, но Я соблюдаю вас для более тяжких, за которыми опять последуют – еще новые, и не прекратятся против вас наветы, злоумышления, даже до последнего вашего издыхания. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые Его слушали! Как эти робкие рыбари, которые не бывали далее своего озера, слыша это, не удалились? Как они не подумали про себя: «Куда бы нам убежать? Против нас и судилища, против нас и цари и правители, иудейские синагоги, народы Еллинские… Ты воздвиг против нас всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле… Люди сделаются из-за нас и братоубийцами, и детоубийцами, и отцеубийцами… Как же будут верить нам прочие, когда увидят, что из-за нас родители убивают детей, братья братьев? не будут ли нас отовсюду изгонять, как злых демонов, как развратителей и губителей вселенной, когда увидят землю, напоенную кровью родных. Хорош же будет мир, который мы преподадим, входя в домы и наполняя эти домы убийствами? Если бы нас было и много, а не двенадцать человек, если бы мы были не простые и безкнижные, а мудрые и сильные в слове, если бы мы были даже царями, имели бы войска и множество богатства, и тогда как могли бы убедить кого-нибудь, возжигая такие ужасные брани. » Так могли подумать апостолы, но они ничего подобного не думали, но только соглашались и покорялись. Особенно я удивляюсь в них тому, – рассуждает святитель Златоуст, – что они не поколебались, не стали просить освобождения от опасностей тогда, когда должны были претерпевать их не два, не три года, а целую жизнь. Ибо это самое Господь дает понять словами: «претерпевший же до конца спасется». Он хочет, чтобы не только являлась Его сила, но чтобы и они сами действовали, ибо смотри: иное Им совершается, а другое – учениками. Творить чудеса – Его дело, а нестяжевать ничего – это дело учеников.

Отворить для них все домы – это дело высшей благодати, а не требовать ничего, кроме необходимого – это дело их любомудрия. Даровать мир – это дар Божий, а находить достойных и не ко всем без разбора входить – это дело их воздержания. Наказывать неприемлющих их – дело Божие, а удаляться от таковых с тихостью, без укорения и досаждения – это дело апостольской простоты. Давать им Духа и освобождать от заботы как или что говорить – это дело Посылающего их, а быть подобными овцам и голубям и все переносить великодушно – это дело их твердости и благоразумия. Быть у всех в ненависти и не унывать и терпеть – это их дело, а спасать претерпевающих – это было делом Посылающего. Подлинно великое дело, когда человек, проводивший жизнь около озер или около кож, или занимавшийся сбором податей, войдя к сидящим владыкам, коим предстоят сановники и телохранители с обнаженными мечами, и всякий народ, – один, связанный, с поникшей главой, в состоянии отверзть уста… Им даже не позволяли защищать свое учение, а только принимались их мучить, как развратителей вселенной… И все это совершено с надлежащим благоразумием Петром, Павлом и прочими. Их порицали всюду, как возмутителей и нововводителей, но они не только такое мнение о себе опровергли, но еще и заставили всех о себе думать совсем напротив, как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Поэтому Павел и говорил: «я каждый день умираю» (1Кор. 15:31)». Так рассуждает святитель Иоанн Златоуст об апостолах. «И для нас, – говорит святитель Филарет Московский, – без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, нет дарования духовного, нет и спасения, ибо Царствие Небесное нудится. Начальник нашего спасения обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или неиспытанному в подвиге терпения. Поэтому все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить его до конца. Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Если бы праматерь Ева имела достаточно терпения, чтобы не отвечать на речи змия-искусителя, лживые с первого слова, чтобы не броситься опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветовалась бы с мужем, очень вероятно, что не был бы сделан грех, и не последовала бы смерть. Не хватило терпения – и прародители пали, а с собой низринули весь будущий род человеческий. Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!»

«Итак, что послужит к нашему оправданию, – говорит святитель Златоуст, – когда, видя такие примеры, среди самого мира ослабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира, и того мы не можем сделать! Апостолы и тогда, когда вся вселенная горела, среди пламени исторгали из огня горящих, а мы и себя не можем сберечь! Какое после этого мы будем иметь оправдание? Какое прощение? Нам не угрожают ни раны, ни темницы, ни власти, ни синагоги; ибо и самые цари у нас благочестивы, и христиане в великой чести, и наслаждаются тишиной, и при всем том мы не побеждаем… Теперь, если бы случилась (чего не дай Бог никогда) брань и гонение на Церковь, подумай, сколько было бы уничижения, какое было бы поношение. Ибо прославится ли подвигами в сражении тот, кто себя к тому не приготовит? Стой же против страстей, переноси мужественно душевные болезни, дабы мог ты переносить и телесные болезни. Ибо если бы блаженный Иов не был хорошо приготовлен к подвигам, прежде наступления оных, то не просиял бы так светло во время подвигов»… Вот почему и сказано в Писании: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Так и уготовляли себя ревнители благочестия. Во времена Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс… Однажды бесы пришли к нему видимым образом и сказали: «Старец! ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» Старец им на это отвечал: «Очень жаль, что так мало остается мне жить на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли… Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: «терпением вашим спасайте души ваши… претерпевший же до конца спасется».

Вопрос. Поелику Господь повелевает не заботиться о том, «что нам есть, или что пить, или во что одеться»; то до чего простирается сия заповедь или как выполняется?

Ответ. Заповедь сия, как и всякая заповедь, простирается даже до смерти, потому что и Господь «послушным» был «даже до смерти» (Флп.2, 8). Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботу, присовокупляет обетование, говоря: «Отец ваш Небесный знает», в чем имеете нужду, прежде нежели попросите у Него (Матф.6,32). Таков был Апостол, который говорит: «имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор. 1, 9), то есть, по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был соблюдаем. Посему с дерзновением говорил: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2Кор.6 9). Решимости же такой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение о заповедях Господних; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Видишь ли, как Он опять, и притом гораздо сильнее, нежели прежде, обличает слушателей, и показывает притом, что Он не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого? Подобно тому как тогда, когда Он говорил: если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, – и язычники тоже творят (Мф. 5:46-5:47), – этим напоминанием о язычниках возбуждая Своих слушателей к большему, – так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого. Если нам должно превзойти книжников и фарисеев, то чего мы будем достойны, когда не только не превосходим их, но и пребываем в слабости язычников и ревнуем их малодушию?

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.

Свт. Григорий Палама

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации. «Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся», непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ.

Омилия 26, произнесенная во время жатвы.

Блаж. Августин

Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

[Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Следовательно, Царство и правда Божия являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей].

Ведь когда Христос сказал, что то прежде, Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то - словно наше благо, а это - словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага.

О нагорной проповеди Господа.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 31-32 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники

Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме. Свои таланты он отдает на развитие земной культуры: она заменяет человеку Бога и благодатную христианскую жизнь в Боге; из христианина такой превращается в язычника. Он теперь начинает действительно трусить: а вдруг не станет у него хлеба, или сгорит дом, или будет голод… Это потому, что он потерял точку опоры для своей жизни и жизни всего мира. А такой незыблемой опорой является всемогущий и любвеобильнейший Бог, Отец всех людей и Владыка Вселенной… Христианская вера учит нас, что внешняя культура есть дело доброе, но не самоцель, а средство для человеческого благополучия на земле; целью же является жизнь людей по Божии, для Бога, в Боге. А также вера христианская указывает на ту, очевидную для всех, истину, что и внешняя культура, если имеет прогресс, – то не столько благодаря усилиям и гению человеческому, а именно по милости Бога, который вразумляет человека, Им же созданного, и повелевает природе неодушевленной, и зверям, и птицам, и гадам слушаться человека – венца и царя среди всего сотворенного на земле.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 31-34 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы

Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Таким образом, воспрещающий заботы о будущем позволил нам иметь заботы о настоящем. Поэтому и апостол говорит: Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас (1 Фес. 2:9). Под словом «завтра» в Священном Писании разумеется будущее время, как говорит [патриарх] Иаков: И услышит меня завтра праведность моя (Быт. 30:33) и при вызове тени Самуила волшебница говорит Саулу: Завтра ты будешь со мною (1 Цар. 28:19).

довлеет дневи злоба его

Здесь он говорит не о злобе в противоположность добродетели, но о трудностях, огорчениях и притеснениях века сего. Таким образом и Сара огорчала Агарь, служанку свою (Быт. 16:6), что многозначительно на греческом языке выражается словами: έκάκοσε αύτήν, т. е. озлобила ее. Итак, нам достаточно помышлений о настоящем времени: оставим заботу о будущем, которая ненадежна.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 31-32 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники

Есть не запрещает, но запрещает говорить: «что будем есть?» Богатые с вечера говорят: «что будем есть завтра?». Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся

Опять повторил речь о заботе, потому что она сильна и трудно освободиться от нее. Подумай также о том, что если нам повелено не заботиться о необходимом, то на какое прощение мы можем надеяться, если заботимся о том, что не необходимо?

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 31-33 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам

Излишняя заботливость о земном свойственна язычникам, которые не веруют в Бога Промыслителя, которые живут только для земли, не мыслят о небе. Но христиане веруют в Бога, Который знает, что они имеют нужду во всем этом, т. е. в пище и проч., и их долг больше заботиться о небесном, чем о земном, – искать во-первых царствия Божия, т. е. вступить в члены Христовой церкви, и правды его, т. е. оправдания чрез веру и исполнение закона Христова. И если они будут поступать так, то и это все приложится им, т. е. и земные блага будут даны им от Бога, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

В этих словах Христос указывает еще причину, кроме указанных выше (ст. 24 и др.), почему должно более заботиться о духовном, чем о земном. Языцы (язычники) ищут. Господь как бы так говорит здесь: язычникам, которые не знают истинного Бога и Его провидения, которые живут только для земли и не помышляют о будущей жизни, свойственна излишняя заботливость о земных благах; а вы, верующие в истинного Бога и в будущую блаженную жизнь, вы, ведающие Его попечительность о вас, по которой Он знает, что вам нужно, и всегда готов дать вам это необходимое, – вы должны стремиться к небесному и совершенно полагаться на Бога.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Смысл выражений тот же, что и в 25 ст. Но здесь мысль излагается уже в качестве вывода из предыдущего. Она блестяще доказана приведенными примерами. Смысл тот, что все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца небесного.

Троицкие листки

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться

Итак не заботьтесь, — говорит Господь наш, - И не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Еще в Ветхом Завете сказано: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного (Притч. 10:3). Я был молод и состарился, — говорит царственный старец, пророк Давид (Пс. 36:25), — и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба.

Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Матф.6:31–32 ). Как нужно понимать эти слова Иисуса Христа?

Эти слова содержат в себе итог всего того, о чем было сказано ранее, что подтверждается словом «итак». А в предыдущих словах Иисус Христос говорил о том:

чтобы люди не заботились о еде, питье и одежде, потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?»;

что птицы небесные ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец Небесный питает их;

что лилии полевые не трудятся ни прядут, но одеты лучше чем царь Соломон во время славы своей.

Иисус Христос в виде вывода из этих примеров указал на то, что Отец Небесный заботится не только о птицах и лилиях полевых, но и о людях. Так было сказано в предыдущей части поучения Христова.

А в разбираемых словах Иисус Христос не только повторил мысль о том, что не нужно людям чрезмерно заботиться о еде, питье и одежде «итак, не заботьтесь . », но по сравнению с предыдущими Своими словами обогатил эту мысль новым смыслом, указав на то, что обо всем этом заботятся язычники.

Языческая религия, в противоположность христианству, указывала на то, что человек должен заботиться в первую очередь об удовлетворении своих бытовых (мирских) потребностях. В языческой религии бытовые заботы человека обожествлялись и по представлениям язычников, специальные божества должны были помочь человеку удовлетворять его мирские заботы и потребности. Причем каждая забота и потребность человека имела свое отдельное языческое божество.

Так в языческой религии, для того чтобы достигнуть власти, человек должен был служить и приносить жертвы языческому богу Зевсу. Успех в торговле, прибыль и богатство должен обеспечивать языческий бог Гермес. Этот же бог под именем Бахуса покровительствовал виноделию и винопитию. Успех в любви обеспечивала языческая богиня Афродита, языческий бог Эрот, Гименей и т.д.

Как видим язычники получению своих чувственных наслаждений и удовлетворению бытовых потребностей придавали огромное, первостепенное значение, обожествляя эти потребности, ставя во главе той или другой бытовой сферы отдельного языческого бога, якобы заботящегося о достижении успеха для удовлетворения этих потребностей.

Христианство, в отличии от язычников, давая объективную картину мира, призывает человека в первую очередь служить Единому Истинному Богу и заботиться о спасении души и о достижении Царства Небесного, что осуществляется путем собирания во время земной жизни сокровищ небесных. То есть христианство призывает человека служить Богу путем совершения добрых поступков, через исполнение Божиих заповедей, через соблюдение закона Божьего и таким образом достичь духовно-нравственного совершенства человеческой личности.

Исходя из первостепенности духовно-нравственного развития человека, проявляющегося в служении Богу (а не мнимым языческим богам) через совершение добрых дел, христианство объявляет чрезмерное удовлетворение бытовых потребностей человека (стремление к богатству, роскоши, власти, славе, чувственным наслаждениям) греховными помыслами, которые уводят человека от главной цели – служению Богу. В процессе чрезмерно усердного удовлетворения бытовых потребностей и достижения чувственных наслаждений человек уходит с истинного пути нравственного развития и погрязает в мирских делах и заботах, в то время как нужно заботиться о спасении души. Поэтому в разбираемых словах Иисуса Христа и звучит призыв о том, чтобы человек не уделял первостепенного значения тому, что ему кушать, что пить, или во что одеться потому, что «всего этого ищут язычники», которые в первую очередь заботятся об удовлетворении чувственных и бытовых потребностей. То есть Иисус Христос говорит о том, чтобы человек не уподоблялся язычникам и не жил их потребительской моралью.

Наряду с этим Иисус Христос указывает на то, что Бог, Отец Небесный, как Высшая и Всезнающая Сущность, знает обо всех нуждах людей. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». И потому что Бог является Творцом мира и всего сущего, в том числе и человека, Он будет проявлять внимание и заботу к человеческим нуждам, и как любящий Отец, помогать человеку во всех его добрых делах.

В последующих словах Иисус Христос указывает на то, в каком случае Господь Бог будет помогать в делах человека и для чего Он это делает. Помогать Бог будет не всем, а только тем людям, которые своими добрыми поступками служат Богу, соблюдая заповеди Божьи. «И будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ). И помогает Бог людям для того, чтобы дать им возможность выполнять их главное назначение в жизни – служить Богу. И через это служение достигать спасения своей души. В словах Иисуса Христа такое служение обозначено в виде поисков Царства Небесного как главной задачи земной человеческой жизни. А об условиях для удовлетворения бытовых нужд позаботится Господь Бог, таким образом давая возможность человеку тратить свою жизнь не на бытовые проблемы и нужды, а на духовно-нравственное развитие и совершенствование, проявляющееся в спасении души, в достижении Царства Небесного. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» ( Пс.54:23 ). Высказанная мысль, подтверждается в Новом Завете словами Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ) (то есть приложится удовлетворение бытовых забот и потребностей).

Иными словами разбираемый отрывок с наставлениями Иисуса Христа можно пояснить следующим образом. Говоря о том, чтобы люди не заботились о том, что кушать, пить и во что одеваться, Иисус Христос не отрицает труд, направленный на удовлетворение перечисленных нужд человека. Спаситель, разрешая трудиться, предостерегает человека о чрезмерном, излишнем беспокойстве, о мучительных заботах, связанных с поисками хлеба насущного (пищи, питья, одежды). Говоря людям «не заботьтесь», Иисус Христос предостерегает людей от чрезмерного усердия, от повышенного старания в деле добывания еды, питья и одежды. От того чтобы заботы о еде, питье, одежде не стали самоцелью существования человека, не поглощали всё время и внимание человека, все его силы и способности, а в конечном счете и жизнь, ложно направленную на удовлетворение бытовых потребностей, тем самым отвлекая человека от главной его цели – служения Богу и спасения души.

Иисус Христос говорит о том, что если Отец Небесный питает птиц, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, если Он одевает лилии полевые в такие прекрасные одежды, в которые не одевался и царь Соломон во время своего величия, то конечно и обязательно Господь Бог позаботится о людях, если они прежде всего будут искать Царствия Божьего и правды Его. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Словосочетание «не заботьтесь», стоящее в начале разбираемой фразы Иисуса Христа, говорит не о проявлении заботы (то есть не о хлопотах и заботах) в прямом её смысле, а о том, чтобы человек не проявлял уныния и отчаяния, томительного беспокойства по поводу того, что ему есть, пить и во что одеваться. Иисус Христос говорит о том, чтобы отчаяние человека, связанное с тем, как обеспечить себя пищей, питьем и одеждой не приводило человека в уныние, вызывающее потерю веры в Милосердие Божье и в Отцовскую заботу Бога о человеке. С другой стороны словосочетание «не заботьтесь» предостерегает человека от другой крайности, связанной с увлечением роскошью и чрезмерной заботой о достижении чувственных наслаждений и бытовых благ, развлечений и удовольствий. В связи с этим Иисус Христос и дает наставление людям, определяющее цель и смысл жизни человека. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Как нужно понимать эти слова Спасителя мира?

Согласно представлениям христианства, существует два таких понятия как Царство Божие и Царство Небесное. В Царство Небесное попадает душа человека после земной жизни, обретая там вечное блаженство. В Царство Небесное могут попасть души не всех людей, а только тех, которые во время земной жизни совершали добрые поступки, соблюдали заповеди Божии, чем служили Богу и заслужили спасение своей души.

Согласно богословским представлениям, термин Царство Божие определяет весь окружающий человека мир, потому что этот мир сотворен Богом Творцом и Создателем всего сущего. Однако гармония мира, окружающего человека, нарушена проявлением зла, исходящего от злого духа, который всячески противодействует Господу Богу и назван в Библии противостоящим Богу. Поэтому между Богом, воплощением Света и Добра, и сатаной, представляющем собой зло, в естественном и сверхъестественном мире идет постоянная непримиримая борьба. Таким образом, человек в окружающем его мире сталкивается не только с проявлениями добра, но и зла. Поэтому Иисус Христос в Своем поучении уточняет то, что человек в окружающем его мире, то есть в Царстве Божьем (потому что этот мир – царство, сотворен Богом) должен искать «правды Его», то есть правды и истины Царства Божьего. Иными словами Правды, Добра и Света, и не концентрировать своё внимание на зле и лжи, присутствующем в окружающем мире.

Правда Царства Божьего представляет собой Истинность, Непогрешимость, Святость понятий и явлений. А Истинность и Непогрешимость как раз и являются теми чертами, которые присущи Богу Творцу, как воплощению Света, Мудрости, Добра и Всемогущества. Злая сила, противостоящая Богу, проявляет себя не в правде и истине, а во лжи, зле, искушениях, соблазнах, направленных во вред человеку. Ибо сатана это «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ), источник тьмы и греха.

Таким образом разбираемые слова Иисуса Христа о том, что человек прежде всего должен искать Царства Божьего и правды Его, нужно понимать в двух смысловых значениях этого термина.

Во-первых, человек должен искать Царства Божьего в том смысле, чтобы направлять свои поиски на самое доброе, светлое и хорошее из того, что находится в окружающем его мире, то есть на то, что исходит от Господа Бога. Это и понимается под словосочетанием «Царство Божье».

Во-вторых, направляя свои действия на поиски Царства Божьего, человек должен найти в окружающем его мире (как в создании Божием) правду Царства Божьего, то есть проявления истины и добра. Иными словами всего того, что исходит от Бога.

Поиски Царства Божьего и правды Его обозначают в разбираемых словах не только сам поиск христианских истин, объясняющих устройство мира, цель и смысл человеческой жизни, но и служение правде Божией, то есть идеалам Истины, Добра и Света. Человек, ищущий в окружающем мире правду Царства Божьего, должен уметь отличать её ото лжи и зла окружающего его мира с тем, чтобы следовать этой Божьей правде, исповедывать и исполнять её в своей жизни. То есть человек, ищущий правду Царства Божьего в окружающем его мире, является не только соискателем этой Божьей правды, но и сторонником, приверженцем и исполнителем её в своей жизни. И если человек посвящает свою жизнь поиску Царства Божьего и правды Его и воплощает правду Божью в свою жизнь, то Бог проявляет заботу и внимание к такому человеку, обеспечивая удовлетворение нужд человека не только в еде, питье, одежде, но и в достижении других необходимых бытовых потребностей такого человека.

Господь помогает удовлетворить жизненно необходимые, насущные потребности человеку для того, чтобы предоставить человеку возможность искать «прежде Царства Божия и правды Его». То есть для того, чтобы человек, не растрачивая свою жизнь на удовлетворение насущных и бытовых потребностей, мог посвятить себя искреннему служению Богу.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: