Ндс включается в цену следующих услуг по обслуживанию морских судов

Обновлено: 01.05.2024


Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

от 22 апреля 2003 года N 03-06/8377


[О порядке налогообложения работ (услуг, включая услуги
по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов
внутреннего мореплавания]

В связи с многочисленными вопросами, касающимися порядка налогообложения работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего мореплавания, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу разъясняет.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 и подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего мореплавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.

К указанным работам (услугам) относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский, навигационный, ледовый сборы, а также работы и услуги портового служебно-вспомогательного флота, услуги портовых ледоколов, услуги рейдово-маневрового флота, а также лоцманская проводка.

В соответствии со статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов.

В зависимости от особенностей деятельности портов, которые могут быть связаны с обслуживанием судов, используемых в целях торгового мореплавания (включая обслуживание пассажиров, осуществление операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту), комплексным обслуживанием судов рыбопромыслового флота или с обслуживанием судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и др.), либо с обслуживанием спортивных или прогулочных судов, порты подразделяются на торговые, рыбные и специализированные.

Административно-властные функции (включая заход судов в порт, плавание судов в пределах акватории порта, стоянки в порту, выход судов из порта и т.п.) осуществляют администрации морских портов.

В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под речным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Государственный надзор за торговым мореплаванием в области внутреннего водного транспорта осуществляется портовыми властями, к которым относятся бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте и государственные администрации портов внутреннего водного транспорта.

Таким образом, порт (как морской, так и речной) представляет собой комплекс сооружений, расположенный в пределах определенной территории и акватории, управление которым осуществляется администрацией порта (администрацией морского порта, администрацией порта внутреннего плавания и т.п.). При этом организации или индивидуальные предприниматели, в наименовании которых присутствует слово порт, не могут отождествляться с морским или речным портом в том значении, которое ему придается Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Следовательно, от налога освобождаются работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемые российскими налогоплательщиками в период стоянки указанных судов в порту, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание работ и услуг во время стоянки судов в порту. Документы (их копии), подтверждающие период стоянки судна в порту, должны содержать отметки администрации порта о приходе судна в порт и выходе судна из порта.

Что касается услуг по ремонту судов, выполняемых судоремонтными организациями у причалов, принадлежащих указанным организациям и расположенных за пределами границ порта, а также на военно-морских базах, то такие услуги облагаются налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса по налоговой ставке 20 процентов.

При контроле за правомерностью применения данной налоговой льготы необходимо осуществлять проверку обоснованности отнесения работ к ремонтным. С этой целью необходимо руководствоваться приказом Минфина России от 20.06.1998 N 33-н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

Согласно пункту 69 названного приказа восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, а также модернизации и реконструкции.

Обращаем ваше внимание, что работы по модернизации и реконструкции морских судов и судов внутреннего плавания облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов.

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.В.Воробьева


Текст документа сверен по:
рассылка

О порядке налогообложения работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего мореплавания

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

- снятие с судов мусора;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

- материально-техническое и продовольственное снабжение;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

- снятие с судов мусора.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117

Вопрос: Филиал Частного акционерного общества (далее - Филиал) является филиалом иностранной компании и ведет хозяйственную деятельность, как нерезидент на территории города.

Одним из видов деятельности Филиала является оказание услуг морского агентирования, а также, являясь собственником имущества, - услуг по эксплуатации гидротехнического сооружения (ГТС) и объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ), предоставляемых судовладельцам во время захода судов в морской порт.

Просим пояснить, следует ли Филиалу (нерезиденту) применять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) к следующим видам услуг:

- услуги морского агентирования, оказываемые российским и иностранным судовладельцам (услуги оказываются на основании договора агентирования);

- услуги по швартовке и отшвартовке судна (услуги, оказываемые иностранным предприятием - нерезидентом - собственником гидротехнического сооружения);

- услуги по предоставлению причальной стенки (иностранное предприятие - нерезидент является собственником причала);

- услуги обеспечения морской/транспортной безопасности.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обслуживанию морских судов, оказываемых на территории Российской Федерации филиалом иностранной компании, состоящим на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Таким образом, услуги по обслуживанию морских судов, в том числе оказываемые указанным филиалом иностранной компании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается отнесения различных видов услуг к работам (услугам) по обслуживанию судов в период стоянки в порту, то данный вопрос к компетенции Департамента не относится.

Заместитель директора Департамента

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Филиал иностранной компании, состоящий на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, оказывает услуги по обслуживанию морских судов на территории России.

Согласно НК РФ от НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг, включая ремонт) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

Таким образом, услуги по обслуживанию морских судов, в том числе оказываемые указанным филиалом иностранной компании, освобождаются от НДС.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июня 2016 г. N 03-07-08/34425

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 января 2018 г. N 03-07-08/13 О налогообложении НДС стоимости услуг по доставке лоцманов на судно и обратно


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 января 2018 г. N 03-07-08/13 О налогообложении НДС стоимости услуг по доставке лоцманов на судно и обратно

Вопрос: Предприятие ООО осуществляет один вид деятельности - лоцманская проводка судов на водном транспорте. Согласно пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ этот вид деятельности не облагается НДС. Счета агентским фирмам за услуги по лоцманской проводке судов предприятие выставляет без НДС согласно законодательства.

Предприятие ООО заключило договора на оказание услуг по доставке лоцмана на судно и снятию лоцмана с судна с агентскими фирмами и выставляет им счета за услугу на основании квитанции, подписанной лоцманом, капитанов судна и капитаном арендованного нами катера и закрепленных печатями. Сумма за указанную услугу прописана в договоре и является фиксированной за каждую операцию по доставке лоцмана на судно и снятию лоцмана с судна. Агентские фирмы в свою очередь заключили договоры на оказание услуг по агентированию с фирмами судовладельцами и перевыставляют счет, выставленный ООО за услугу по доставке лоцмана на судно и снятию с судна судовладельцу и тем самым возмещают свои затраты.

Для выполнения услуги по доставке лоцмана на судна и снятию лоцмана с судна предприятие ООО заключило договора с компаниями, имеющими катера, так как своих катеров предприятие не имеет. Доставка лоцмана на судно и снятие лоцмана с судна - это расходы нашего предприятия, связанные с получением дохода.

Поясните пожалуйста обязана ли наша организация начислять НДС по ставке 18% по услуге доставки лоцмана на судно при выставлении счета агентским фирмам.

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по доставке лоцманов на судно и обратно и сообщает.

Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

На основании положений статей 87 и 88 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами организаций, государственный надзор за деятельностью которых осуществляет орган государственного надзора.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по доставке лоцманов на борт судна и обратно, оказываемым иными организациями, указанным подпунктом Кодекса не предусмотрено. В связи с этим данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Не облагаются НДС (освобождаются от него) работы по обслуживанию морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.

Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами организаций, за деятельностью которых надзирает орган госнадзора.

Таким образом, освобождение от НДС услуг по доставке лоцманов на борт судна и обратно, оказываемых иными организациями, НК РФ не предусмотрено. Данные услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Минпромторг подготовил поправки в НК РФ, которые изменяют порядок применения НДС в отношении работ (услуг) по ремонту и обслуживанию морских и речных судов. Соответствующий законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Министерство поясняет, что до 2002 года подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливал, что от НДС освобождены работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы).

Это позволяло проводить работы по любым видам ремонта, модернизации, реконструкции, техническому обслуживанию всех судов под флагом России отечественными компаниями без обложения предоставленных услуг НДС.

С 2002 года подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК был изложен в новой редакции. Она освобождала от НДС работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.

Такая формулировка привела к множеству споров судоремонтных заводов с налоговыми органами в части применения освобождения от НДС.

В итоге Президиум ВАС РФ своим решением от 25.09.2007 № 4566/07 определил, что нахождение предприятия на территории порта не является безусловным основанием для признания правомерным использования данной льготы по НДС. Судьи отметили, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах. Соответственно, с операций по реализации работ по заводскому обслуживанию и плановому ремонту судов, выводимых на этот период из эксплуатации, предприятие обязано исчислять и уплачивать НДС. По мнению судей, льгота, предусмотренная НК РФ, может быть получена в только отношении технического обслуживания и незначительных работ по ремонту судов, не выводимых из эксплуатации в целях ремонта во время их стоянки в порту.

После принятия этого решения налоговыми органами в отношении верфей были произведены массовые доначисления НДС.

Как отмечает Минпромторг, в такой ситуации отечественные судоремонтные и судостроительные верфи потеряли конкурентоспособность в области коммерческого судоремонта.

В связи с этим министерство предлагает не возвращаться к редакции подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК, действовавшей до 2002 года, а перевести данные работы на ставку НДС 0%.

Законопроект предлагает отменить подпункт 23 пункта 2 статьи 149 НК в части судоремонта и внести дополнительный подпункт 15 в статью 164 НК в части 0% ставки НДС для всех видов ремонта судов.

Применение нулевой ставки НДС позволит предприятиям судоремонтной отрасли, в том числе военно-промышленного комплекса Российской Федерации, применять налоговые вычеты по НДС, что положительно скажется на их экономическом положении и конкурентоспособности, в том числе в условиях кризиса подотрасли.

Кроме того, будет восстановлен изначальный смысл судоремонта, подразумевающий восстановительную, но не добавленную стоимость судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: