Ндс при продаже морских судов

Обновлено: 27.03.2024

Приобретение судна — это крупная инвестиция. Мы имеем поддержку в лице крупнейшего частного банка России — Альфа-Банка — поэтому наша компания рассмотрит и готова реализовать любой Ваш проект в сегменте финансирования судов. Мы готовы детально изучать специфику как нового проекта клиента, так и объективно оценивать существующий бизнес. Нестандартный подход к построению структуры сделок позволяет нам предлагать длительные сроки финансирования и удобные графики платежей. Свяжитесь с нами и мы сделаем Вам индивидуальное предложение!

Наша лизинговая компания предлагает Вам индивидуальные программы лизинга судов: сухогрузных, нефтеналивных (танкеров) и любых других видов. Приобретение в лизинг судов позволит оптимизировать финансовые затраты, так как схема лизинга, даже без учета налога на имущество, экономит более 7% за счет использования механизма ускоренной амортизации.

Возможность проведения сделки в странах «удобного флага»

Возможность регистрации судна в Российском Международном Реестре Судов

Возможность приобретения судов, находящихся как под российским, так и под иностранным флагом

Возможность финансирования строящихся судов

  • EUR
  • RUS
  • USD
  • Ежемесячные, ежеквартальные, с учетом сезонности, с грейс периодом, на основе cash_flow клиента
  • Остаток долга на 7й год не более 50% рыночной стоимости.
  • Найти решения для любой проблемы
  • Купить для Вас новое и б/у судно в России и за рубежом
  • Заказать для Вас строительство судна на любой верфи в России и за рубежом
  • Рефинансировать имеющийся флот через возвратный лизинг
  • Организовать сделку «под ключ»: купить, растаможить, модернизировать, зарегистрировать и т.д.
  • Возместить НДС из бюджета с последующим погашением основного долга перед банком
  • Контрактная стоимость
  • Срок поставки
  • Условия расчетов по контракту
  • Срок лизинга
  • Валюта договора лизинга и договора поставки
  • Аванс лизингополучателя
  • Лизингополучатель резидент/нерезидент РФ
  • Вид графика аннуитет/дифференцированный/сезонный /грэйс
  • Планируемый срок передачи в лизинг
  • Наличие/отсутствие и размер пошлины
  • Наличие/отсутствие НДС в контрактной стоимости
  • Наличие/отсутствие НДС при пересечении через таможню
  • Плательщик страхования в пути
  • Страхователь КАСКО/ P&I
  • Балансодержатель судна
  • В каком реестре будет регистрироваться судно (ГСР, РСС, РМРС)
  • Кто осуществляет таможенное оформление судна
  • Кто регистрирует судно

Если у Вас появились вопросы, Вы не нашли подходящий автомобиль или спецтехнику у дилера или в нашем каталоге, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону в вашем регионе или оставьте заявку на сайте. Мы сможем проконсультировать Вас по вопросам лизинга и помочь подобрать необходимую Вам технику.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2021 г. N 03-03-06/1/59635 Об особенностях определения судовладельцами налоговой базы по налогу на прибыль организаций


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2021 г. N 03-03-06/1/59635 Об особенностях определения судовладельцами налоговой базы по налогу на прибыль организаций

Департамент налоговой политики рассмотрел письма и сообщает следующее.

При этом пунктом 48 5 статьи 270 НК РФ определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных в подпунктах 33 и (или) 33 2 пункта 1 статьи 251 настоящего НК РФ.

При этом согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании.

Статьей 211 КТМ определено, что по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В случае, если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнений бербоут-адртера, заключенного им с судовладельцем (статья 215 КТМ).

Учитывая изложенное, судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник судна), так и арендатор судна (фрахтователь) по бербоут-чартеру.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Как пояснил Минфин, судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник), так и арендатор судна (фрахтователь) по бербоут-чартеру.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117 О применении НДС при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 03-07-07/8117 О применении НДС при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту

Вопрос: ПАО на основании договоров, заключенных с судовладельцами (агентами судовладельцев) осуществляет в порту обслуживание судов портового флота (буксиров, плавбункеровщиков, пожарных судов и т.п.) и оказывает в отношении таких судов следующие услуги:

- снятие с судов мусора;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

Перечисленные суда портового флота осуществляют свою деятельность исключительно на акватории порта и относятся к морским судам и судам внутреннего плавания.

Положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что услуги по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах освобождаются от налогообложения НДС.

применяется ли к перечисленным выше услугам, оказываемым в порту по обслуживанию судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по обслуживанию судов в морском порту Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов.

По мнению Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, изложенному в письме от 5 февраля 2020 г. N Д5/2480-ИС, к обслуживанию судна в морском порту относятся выполнение работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора).

Таким образом, в отношении выполнения работ и услуг, связанных с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу (бункеровка, водоснабжение, навигационное обеспечение, материально-техническое и продовольственное снабжение, снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод, снятие с судов мусора), могут применяться положения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса об освобождении данных операций от налогообложения НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

От НДС могут освобождаться работы и услуги, связанные с оформлением прихода и отхода судна, подготовкой судна к обработке и очередному рейсу:

- материально-техническое и продовольственное снабжение;

- снятие с судов фекальных, льяльных и сточных вод;

- снятие с судов мусора.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для судовладельцев безусловно актуальным является поиск возможностей снизить расходы по уплате налогов и таможенных пошлин и предотвратить риски несения дополнительных расходов по данным платежам. До недавнего времени одним из препятствий для принятия судовладельцем решения о регистрации своего судна в Российском международном реестре судов был 10-летний срок обязательного нахождения в нем, в ином случае одна из важнейших льгот – по оплате импортного НДС теряла свою силу.

Теперь Федеральным законом от 07.11. 2011 года № 305-ФЗ, внесены изменения в п. 6 ст.161 НК, которые вступили в силу с 01.01.2012 года. Для того, чтобы понимать как данные изменения повлияют на дальнейшую уплату НДС, необходимо проанализировать действие норм, действовавших до 2012 года и после.

При помещении судна под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" (импорт) по общему правилу подлежит уплате импортный НДС в соответствии пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 164 НК РФ. Однако в соответствии со специальной нормой п. 12 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском Международном Реестре Судов (далее – РМРС).

В случае исключения судна до истечения 10 лет с момента его регистрации в РМРС, лицо, в собственности которого оно находилось на момент его исключения из данного реестра, приобретало статус налогового агента и было обязано перечислить в бюджет сумму НДС (абз.2-3 п.6 ст.161 НК РФ). С учетом правила Гражданского кодекса РФ о том, что собственником недвижимости (коей является и судно) лицо становится с момента регистрации, такая формулировка ст. 161 НК РФ предполагает, что обязанным лицом становится продавец.



Например, Общество 1, являясь собственником судна, зарегистрировало его в РМРС. При помещении судна под таможенный режим "Выпуск для внутреннего потребления" обществу были предоставлены соответствующие льготы. Далее между Обществом 1 и Обществом 2 был заключен договор купли-продажи судна. На основании данного договора новым собственником Обществом 2 судно было исключено из РМРС. Кто приобрел статус налогового агента и, следовательно, несет ответственность по перечислению НДС в бюджет (по старой редакции статьи закона)? Есть предположение – Общество 1, так как на момент исключения судна из РМРС и до регистрации судна в ином реестре Обществом 2, оно все еще было собственником судна.


Но судебная практика наших арбитражных судов пришла к другому выводу.

В одном случае Высший арбитражный суд отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций, возложив ответственность по уплате таможенных пошлин и сумм НДС на Общество 1, и посчитал правильным возложить обязанность по уплате НДС на покупателя, причем мотивировка суда основывается исключительно на нормах таможенного законодательства, касающегося таможенных пошлин, а вывод делается и в отношении таможенной пошлины, и в отношении налога на добавленную стоимость. Что касается готовности покупателя к такому обороту событий, то здесь все сложилось удачно, так как покупатель изначально предусмотрительно при оформление сделки самостоятельно оплатил и таможенную пошлину, и НДС.

В другом случае из практики арбитражных судов для покупателя случился настоящий сюрприз – он купил судно у обанкротившегося предприятия с торгов. И, не предполагая возможных последствий, зарегистрировал судно "по привычке" в государственном судовом реестре, исключив предварительно его из РМРС. В результате суды присудили Обществу 2 выплатить таможенную пошлину и НДС в общем размере более 27,5 млн. рублей. Основными доводами суда были совпадение момента исключения судна из РМРС и включения в Государственный судовой реестр, подача заявления об исключении из РМРС покупателем (хотя кто другой при банкротстве и ликвидации продавца мог бы его подать).

Таким образом, до вступивших в силу с 01.01.2012 года изменений покупатели судов, не принявшие во внимание риски исключения судна из РМРС, понесли или понесут значительные материальные потери.

Федеральным законом № 305-ФЗ исключено правило п.6 ст.161 НК РФ, согласно которому НДС уплачивается при исключении судна до истечения 10 лет нахождения в РМРС. Данный закон не имеет обратной силы в силу п. 4 ст. 5 НК РФ, поэтому применяется только к отношениям, которые возникли после введения его в действие (т.е после 01.01.2012 г.).

Новая редакция п.6 ст.161 НК РФ с изменениями, внесенными законом № 305-ФЗ, фактически позволяет после получения льготы при ввозе судна в РФ, исключить его из РМРС до истечения 10 лет и не уплачивать таможенные платежи. Этот вывод следует из отмены единственного правила, которое устанавливало обязанность уплатить импортный НДС. Однако нельзя исключить, что импортный НДС все-таки будет взыскиваться таможенным органом по какому-нибудь иному основанию (в зависимости от судебной практики, которой пока нет и только предстоит появиться). В этом случае срок нахождения судна в РМРС уже не будет иметь значения.



Изменения призваны решить одну из стратегических целей, стоящих перед государством в сфере развития судоходства – привлечение судов под российский флаг, сделав более привлекательными условия регистрации в Российском международном реестре судов. При этом нельзя забывать, что полностью сохранила свое содержание норма подпункта 12 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса РФ, на основании которой предоставляется данная льгота. Законом установлено, что освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Квалифицирующим признаком для целей предоставления льготы остается регистрация судна в РМРС при его ввозе.


Стоит учитывать, что Федеральный закон № 305-ФЗ не изменил положения таможенного законодательства, касающиеся предоставления льготы по уплате таможенной пошлины при ввозе судна, регистрируемого в РМРС, а также последствий исключения судна из реестра. Положениями пункта с) статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" №5003-1 от 21.05.1993, пункта 3 Постановления Правительства РФ № 448 от 16.07.2007 определено, что в случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра. Сведения о судах, исключенных из международного реестра, ежеквартально предоставляются в Федеральную таможенную службу РФ.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что, несомненно, изменения которые были внесены в положения Федерального закона №305-ФЗ повышают конкурентоспособность Российского международного реестра судов. Снятие ограничений, которые позволяли искусственно удерживать в международном реестре суда на срок до 10 лет, повышает привлекательность РМРС и устраняет излишнее административное регулирование. Однако стоит напомнить, что внесенные законом изменения не дают четкого представления о том, как контролирующие органы будут применять эти нормы.

Е. С. Баринова, юрист Юридической фирмы "Эберг, Степанов и партнеры"

Подборка наиболее важных документов по запросу Купля-продажа морского судна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Купля-продажа морского судна

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Купля-продажа морского судна

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Налоговые лазейки: от выигрыша до штрафа - один шаг
(Орлова О.Е.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 2) В контексте обоснования экономической целесообразности представляет интерес разбор цепи сделок по купле-продаже морского судна, проведенный в постановлениях Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 N 05АП-6930/2019 по делу N А51-4231/2019 и от 28.10.2019 N 05АП-6931/2019 по делу N А51-4232/2019 . Суд согласился с налоговым органом в том, что выгода в виде вычетов по НДС в результате сделки, которая являлась частью схемы между взаимозависимыми лицами, была получена необоснованно. Причиной сделки купли-продажи судна было стремление не столько получить вычет по НДС, сколько избежать обращения взыскания на судно со стороны кредиторов. Вместе с тем суд посчитал, что заключение ряда сделок по перепродаже судна в короткий период времени организациями, не располагающими ни денежными средствами на его покупку, ни рабочим персоналом, ни необходимыми разрешительными документами для эксплуатации судна, без получения дохода от использования судна в своей деятельности, не имеет экономического смысла. Но разве желание скрыться от кредиторов лишено экономического смысла? Это незаконно, да, но вполне мотивировано причинами, отличными от получения налоговых выгод.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правоприменительная практика по статье 54.1 НК РФ
(Орлова О.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2019, N 12) В контексте обоснования экономической целесообразности сделок будет интересно разобрать Постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 N 05АП-6930/2019 по делу N А51-4231/2019 и от 28.10.2019 N 05АП-6931/2019 по делу N А51-4232/2019. Здесь рассматривалось нескольких сделок по купле-продаже морского судна. Налоговый орган установил факт получения необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов по НДС в результате сделки, которая являлась частью схемы между взаимозависимыми лицами. Причиной купли-продажи судна было стремление не столько получить вычет по НДС, сколько избежать обращения взыскания на судно со стороны кредиторов. Вместе с тем суд посчитал, что заключение ряда сделок по перепродаже судна в короткий период времени организациями, не располагающими ни денежными средствами на его покупку, ни рабочим персоналом, ни необходимыми разрешительными документами для эксплуатации судна, не получая дохода от использования судна в своей деятельности, не имеет экономического смысла.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: