Назовите виды управления хозяйственное управление судебная система секты строй

Обновлено: 19.04.2024

Управление – это организующая деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Виды управления:

1. Биологическое - управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

2. Техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

3. Социальное- управление человеческим обществом. Например, группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди.

Элементы управления:

1. Объекты управления – различные системы и их составляющие (люди, явления и т. д.).

2. Субъекты управления – это люди, обладающие властными полномочиями.

Выделяют две группы субъектов управления:

а) единоличные – управление осуществляет один человек;

б) коллегиальные – управление осуществляет группа людей.

3. Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты различными способами и ответная реакция на воздействие.

Содержании состоит из:

прямой связи (дачакоманд, распоряжений)

обратной связи (информация о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ВИДЫ, ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ.

Виды социального управления:

1. Государственное управление - управление делами государства, которое осуществляется органами государственной власти.

2. Негосударственное управление -управление делами муниципальных органов, семьи, общественных организаций частных организаций.

Виды негосударственного управления:

а) муниципально-социальное – управление на муниципальном уровне;

б) семейно-социальное – управление внутри семьи;

в) общественно-социальное - управление отдельными организованными группами людей (например, политическими партиями, религиозными организациями и т. д.);

г) частно-социальное – управление частными предприятиями и учреждениями.

Признаки социального управления:

1) проявляется только там, там, гдеосуществляется совместная деятельность людей.

2) оказывает упорядочивающее воздействие на участниковсовместной деятельности.

3) объектами воздействия являются поведение участников совместнойдеятельности и взаимоотношения между ними.

4) цель регулирования поведения участников совместной деятельности достигается в рамках общественных связей.

5) основойявляетсясоподчиненностьволи участников управленческих отношений.

6) механизм реализации олицетворяют субъекты управления.

Особенности социального управления:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СТАДИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА.

Общие функции.

1) сбор и анализ социальной информации -субъект управления осуществляет сбор и дальнейшее детальное рассмотрение информации, разложив ее на составные части;

2) прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии каких-либоявлений или процессов на основе объективныхданных и достижений науки;

З) планирование – субъект управления на основе изучения ианализа информации о состоянии дел заранее определяет промежуточные этапы ее решения, необходимые для этого средства, исполнителей и сроки исполнения;

4) организация – означает формирование системы управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, подбор и расстановка кадров;

5) распорядительство — означает установление режима деятельности по достижению целей и задач управления;

6) регулирование - совокупностьдействий направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляемой и управляющей систем;

7) контроль иучет — установление соответствия (илинесоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.

Особенные функции:

Управление вмежотраслевойсфере;

Управление в сфере экономики;

Управление в социально-культурнойсфере;

Управление в административно-политическойсфере.

Основные стадии управленческого цикла:

1. Выработка и принятие управленческого решения.

2. Организация исполнения управленческого решения.

З. Контроль и проверка исполнения.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ.

Государственное управление(в широком смысле слова) - это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти.

Государственное управление (в узком смысле слова) - это деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе, которое осуществляется органами исполнительной власти.

Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, обладающие меньшими полномочиями, предприятия, учреждения, граждане, которые не имеют властных полномочий.

Признаки государственного управления следующие:

1) является организующей деятельностью;

2) деятельность исполнительно-распорядительного характера.

3) деятельность, осуществляется в процессе повседневного и непосредственного управления межотраслевой, экономической, социально-культурной и административно-политической сферами;

4) подзаконная деятельность, осуществляемая «на основании и во исполнение закона».

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

1. Объективность управления.Строгое соответствие управленческой деятельности объективным закономерностям в процессе принятия управленческого решения. Отступление от этого принципа всегда влекла за собой ошибки субъективного и волюнтаристского характера.

2. Законность в управлении. Управление должно осуществляется в строгом соответствии с законом.

3. Конкретность управления.Необходимость учета конкретных ситуаций при решении поставленных задач.

4. Демократизм.Признание народа в качестве источника власти, его право участвовать в решении государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

5. Эффективность управления.Достижение целей управления принаименьших затратах сил, средств и времени.

6. Сочетание централизации и децентрализации. Учет интересов РФ, ее субъектов и местногосамоуправления.

7.Научность. Управление основывается на достижениях науки, передовом опыте и применении эффективных систем и средств автоматизации управления.

ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Социальные функции - (воздействуют на сферы общественной жизни) –

политические, экономические, идеологические, экологические, информационные.

Юридические функции – (оказывают непосредственное административно - правовое воздействие) – правотворческие, правоисполнительные, координационные, организационные.

Принципы:

- приоритет прав человека и гражданина,

- демократизм,

- взаимная ответственность,

эффективность,

Источник права – это нормативно-правовой акт различной юридической силы.

I. Международно-правовые акты.Общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.

II. Федеральный уровень:Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ; указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы ФОИВ.

III. Региональный уровень:Конституции, уставы субъектов РФ; законы; акты глав субъектов РФ; акты правительств, администраций субъектов РФ.

IV. Муниципальный уровень:Акты органов местного самоуправления.

V. Локальный уровень:Акты предприятий и учреждений.

УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ.

Управление – это организующая деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Виды управления:

1. Биологическое - управление биологическими процессами с учетом законов природы, закономерностей развития тех или иных организмов (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

2. Техническое – управление объектами на основе технических правил (физических, математических), например управление станками, сложными машинами и т. д.;

3. Социальное- управление человеческим обществом. Например, группы людей (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.), так и отдельные люди.

Элементы управления:

1. Объекты управления – различные системы и их составляющие (люди, явления и т. д.).

2. Субъекты управления – это люди, обладающие властными полномочиями.

Выделяют две группы субъектов управления:

а) единоличные – управление осуществляет один человек;

б) коллегиальные – управление осуществляет группа людей.

3. Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты различными способами и ответная реакция на воздействие.

Содержании состоит из:

прямой связи (дачакоманд, распоряжений)

обратной связи (информация о выполнении или невыполнении команд субъекта управления).

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

- обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

- формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

- выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

- предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

- организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

- распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

- координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

- контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с чем-то управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды(для различных ее типов нужны свои способы управления).

В Советском энциклопедическом словаре, изданном в начале 80-х годов, управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

1) получение и анализ информации;

2) выработка и принятие решений;

3) организация их выполнения;

4) контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы;

5) вознаграждение или наказание исполнителей.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Объектом естественного управления являются процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, например автомобилем, прокатным станом и проч.

В том и другом случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления ими.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а, следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

1) по уровню (человечество, регионы, государства, группы организаций, отдельные организации, части организаций (подразделения), группы людей, индивид);

2) по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.);

3) по содержанию (общее управление; управление технологическими процессами; управление людьми; управление информацией; управление трансакциями, например, закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);

4) по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное), инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление;

5) по способу осуществления управленческого воздействия – личное или доверительное (через посредников, документы);

6) по способу взаимодействия со средой – адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное ( навязывающее собственную линию);

7) по направленности ( на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем – опережающее управление)Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными способами , решение проблем по мере возникновения, в пожарном порядке, акцент на экономию затрат, тотальный контроль. Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем и увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой. Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.

Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей.

История знает несколько типов хозяйственного управления.

Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти.

Ремесленное управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам.

Предпринимательское управление, отделенное от собственности, свойственно сегодняшнему дню.

Управление предпринимательского типа – особая разновидность хозяйственного управления, возможная только в условиях рынка. Такая особая разновидность хозяйственного управления называется менеджментом. То есть менеджмент- это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Менеджмент- это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или не коммерческой фирмой, их отдельным подразделением), а делом.

Согласитесь, невозможно представить какую-либо организованную деятельность людей без четкой системы управления.

А если предположить, что в один момент все в мире перестанет быть кем-то или чем-то управляемым, то наступит апокалипсис, прототипом которого является известная басня Крылова «Лебедь, рак и щука».

Лебедь, рак и щука

Поговорим в этой статье о том, что же такое управление, каковы его функции и какие виды управления бывают.

Управление – это …

Начну с примеров. Строительная бригада возводит загородный дом, ее работой руководит прораб. Компания «Лукойл» добывает, обрабатывает нефть и продает нефтепродукты, руководство процессом осуществляет совет директоров.

Нашим государством руководит Правительство во главе с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектами посредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.

Вывод: управление – это деятельность, направленная на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач.

Объекты управления:

  1. отдельные люди;
  2. группы людей;
  3. производство продукции и услуг;
  4. финансы;
  5. информация и т.д.

Наука, которая изучает принципы и методы управления, называется теорией управления.

По большому счету, синонимом понятия «управление» является понятие «менеджмент» (это как?), которое вошло в лексикон россиян сравнительно недавно (в конце прошлого столетия).

Но, в основном, термин «менеджмент» употребляется применительно к сфере коммерции, а «управление» – ко всем областям деятельности человека.

И так происходит не из-за того, что в руководстве разными объектами есть какие-либо существенные отличия, а в силу медленного «вживления» данного понятия в лексикон.

Обратите внимание, мы сегодня говорим об управлении как о действии. Но существует еще понятие «управление», являющееся отглагольным существительным.

В этом случае «управление» – это организация, осуществляющая руководство чем-либо.

Например, Управление здравоохранения Липецкой области. Понятно, что данная организация занимается руководством деятельности всех медицинских подразделений области.

Главная цель управления любым объектом – решение поставленных задач.

Функции управления состоят во всестороннем обеспечении процесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).

Структура системы управления

Система управления – это иерархическая структура (как это?), которая имеет вертикальные и горизонтальные ветви.

Структура системы управления зависит от сложности объекта управления. Вот, например, как выглядит структура (что это такое?) управления небольшой торговой компании:

Структура

В данном примере 3 уровня структуры по горизонтали и 1 уровень по вертикали.

А вот какой вид имеет структура управления организации покрупней:

Организация


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Создание оптимальной структуры управления – одна из важных задач для любой только что созданной организации. Ведь именно от этого зависит эффективность хозяйственной деятельности.

Так, чрезмерно «раздутый» управленческий аппарат будет тормозить работу, при этом поглощая значительную часть финансовых средств компании. Недостаточный по объему аппарат также будет являться тормозом и не даст организации работать на полную мощность.

Принципы управления

Принципы управления основаны на способах воздействия субъекта (это как?) управления (того, кто управляет) на объект управления (того, чем управляют).

Очевидно, что системы управления появились тогда, когда в этом назрела необходимость, т.е. с началом централизации производства – с созданием первых мануфактур (производств, основой которых являлось разделение труда).

Но систематизация и описание принципов управления появились только в 1916 году. Доктрину администрирования создал экономист Анри Файоль. Постулаты (это как?) этого труда актуальны и по сей день, хоть и с немного модернизированной формулировкой.

Основные принципы управления:

  1. иерархичность структуры системы управления (соблюдение принципа единоначалия);
  2. оптимизация управленческого аппарата (по количественному и качественному принципу);
  3. централизация управления (подчинение одному центру или лицу), при необходимости – децентрализация (делегирование определенных функций управления на нижестоящие уровни управления);
  4. комплексность мер управления (управление с учетом всех направлений деятельности);
  5. приоритетность функций управления над структурой управления при создании новой компании;
  6. приоритетность структуры управления перед функциями управления в хозяйственной деятельности уже работающей компании;
  7. экономичность (создание максимально возможного результата при задействовании минимально возможных ресурсов, но без ущерба результативности хозяйственной деятельности компании);
  8. эффективность (обеспечение повышения рентабельности компании);
  9. создание системы эффективной мотивации (материальной и морально-психологической) для сотрудников организации;
  10. использование научного подхода (проверенных методик менеджмента).

Виды управления

Классификация видов управления зависит от объектов управления. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные из них.

Государственное управление

Управление государством – это деятельность структур власти, направленная на реализацию целей, поставленных руководством страны.

Структура власти в РФ:

Власть РФ

Основные ветви управления РФ – государственная власть и местное самоуправление.

Гос.власть управляет государством в целом, а органы местного управления – непосредственно субъектами РФ, городскими и сельскими поселениями (муниципальное управление), но только в контексте задач, поставленных гос.властью.

Управление государством осуществляется методом комплексного подхода. Это значит, что ставятся и реализуются цели, касающиеся различных сфер деятельности государства:

  1. правового направления (обеспечение граждан правами, гарантированными Конституцией РФ , и обеспечение выполнения гражданами обязанностей, прописанных в Конституции);
  2. политической сферы – выполнение задач правящей политической власти (подразумевается, что воли народа);
  3. экономического направления ( увеличение ВВП, рост уровня жизни населения и т.д.).

Выполнение целей перечисленных направлений характеризует эффективность государственного управления. Это значит, что чем больше задач решено в очерченных рамках, тем более эффективно выполняется управление государством.

Государственное управление осуществляется посредством издания законов (законодательных актов), и контролем за их выполнением – как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов РФ.

Управление производством

Грамотное управление производством или иной хозяйственной деятельностью осуществляется параллельно по 3 режимам управления:

  1. Оперативное управление – направлено на решение текущих задач. В его функции входит планирование, учет и контроль на текущий момент времени.
  2. Стратегическое управление – определение задач и способов их решения на долгосрочную перспективу. Цель такого управления – поддержание и (или) увеличение степени конкурентоспособности компании в будущих периодах.

Иконки

Управление персоналом

Управление персоналом – это:

  1. грамотный подбор сотрудников на рабочие места;
  2. разработка системы мотивации персонала с учетом конкретных целей компании;
  3. контроль за выполнением сотрудниками их должностных обязанностей.

Персонал

Управление персоналом, как и управление производством в целом, подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Например, на сей момент компании необходимо 10 сотрудников для выполнения работ на автоматизированной технологической линии.

Но в стратегических целях компании – использование новой инновационной (это как?) технологии, а это требует привлечение к процессу производства еще 3 работников новой для компании специализации.

Поэтому управление персоналом в данной ситуации подразумевает следующие действия:

  1. сохранение уже имеющихся кадров (оперативное управление персоналом);
  2. поиск специалистов для работы на инновационной линии (тактическое управление);
  3. принятие на работу новых специалистов, прошедших конкурсный отбор (стратегическое управление персоналом).

Управление финансами

Управление финансами – это целенаправленное и оправданное перераспределение финансовых потоков между подразделениями внутри какого-либо объекта.

Объектом может быть:

  1. государство, ,
  2. производственные организации и коммерческие структуры,
  3. домашние хозяйства.

Финансы и управление ими

Управление финансами зависит от объекта, где циркулируют финансовые потоки.

Управление осуществляют:

  1. на уровне государства – органы исполнительной и законодательной власти;
  2. на уровне муниципалитетов – органы представительной и исполнительной власти;
  3. на уровне объектов, ведущих хозяйственную деятельность – лица и структуры, определенные для этих целей учредительными документами (к примеру, в ООО управление финансами прописано в Уставе организации);
  4. в домохозяйствах своими финансами управляют сами домохозяйства.

Управление рисками

Всякая деятельность (и не только коммерческая) сопряжена с рисками (что это такое?), т.е. с возможностью материальных или (и) моральных потерь. Поэтому управление рисками – одна из важнейших функций управления любым объектом.

Управление рисками – это деятельность, направленная на минимизацию возможных рисков и на разработку планов по эффективному устранению их последствий.

Риски

Методы управления рисками:

  1. отказ от целей, обладающих потенциальным риском;
  2. профилактика возможности наступления риска (устранение условий, которые могут спровоцировать риск);
  3. распределение (диверсификация (это как?)) рисков (например, вкладывание финансовых средств компании в разные проекты); , имеющих высокий процент риска;
  4. формирование «заначки» на случай исполнения негативного прогноза.

Управление рисками актуально не только для коммерческих структур, но и для обычных людей в их повседневной жизни.

Хотите знать немного больше – читайте наш блог! Удачи всем!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Вчера была 252-я годовщина со дня рождения Крылова. Я снова перечитывала его басни и снова удивлялась, насколько актуальны и сегодня его произведения. Плохое управление лучше не выразить — лебедь, рак и щука.

Есть ли принципиальная разницы между управлением и руководством? Или это слова-синонимы?

Умение управлять — это высший пилотаж. А управлять так, чтобы люди были благодарны, вообще Божий дар!

Управление — задача сложная, многие стремятся управлять, но далеко не все умеют это делать.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Управление – это система определенных действий, нацеленных на правильную координацию и упорядочение всех элементов данной системы, позволяющая сделать любые шаги как можно более слаженными и эффективными для достижения максимально высоких результатов функционирования.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

обязательно качество целостной организованной системы;

наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

служит интересам взаимодействия основных элементов;

обеспечивается системой определенных средств.

Управленческая деятельность – это основная опора в организации/планировании любых действий. Она определяется согласно выбранной цели или задаче, а также, как правило, доверяется профессионалам, выбранным в зависимости от вида деятельности или направленности определенного субъекта управления. Виды управления условно позиционируются следующим образом: структурные или бесструктурные.

Структурное управление осуществляется напрямую путем обращения к объектам через определенные команды. То есть основной управляющий аппарат, для ускорения рабочих процессов, а также в целях необходимого контроля производительности, реализует руководство действиями непосредственно при личном присутствии, по ходу деятельности, корректируя работу субъектов и контролируя их движения в нужном направлении согласно поставленной цели. Такие виды управления применяются в социуме чаще всего в гос. структурах или при организованной деятельности большого количества субъектов, объединенных для выполнения четко определенных действий или задач.

Бесструктурное управление не так эффективно, как структурное, и часто происходит бесконтрольно и даже неосознанно, но является одной из составляющих установок определенного субъекта. Оно не предполагает открытого применения команд в отношении объекта управления. Вместо этого создается необходимое информационное поле или обстоятельства, в связи с непосредственным влиянием которых объект неосознанно принимает решения и выполняет действия, необходимые в сложившейся ситуации (в зависимости от требуемых установок). При этом объект может и не подозревать, что его действиями кто-либо управляет, будь то определенный человек или сложившиеся обстоятельства.

- механическое или техническое, то есть машинами, технологическими процессами; (управление станками, сложными машинами)

- биологическое – процессами жизнедеятельности живых организмов; (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

- социальное – это управление общественными процессами, в том числе людьми и организациями. (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.),

Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно -волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Управление встречается в самых различных ситуациях. Различны объекты и цели управления, его средства и механизмы. Очевидно, что видов управления тоже много. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Приведем краткую классификацию видов управления:

· по степени автоматизации – автоматическое, автоматизированное, неавтоматизированное управление;

· по учету фактора времени – управление в реальном масштабе времени, опросное (выборочное) управление, управление с задержкой;

· по виду управляющих воздействий – управление посредством команд, управление через алгоритм, управление на основе системы правил и пр.

Виды государственного управления




В зависимости от критерия классификации можно выделить различные виды государственного управления. Управление может быть демократическим, цивилизованным или антидемократическим, т.е. авторитарным, тоталитарным, диктаторским. В нашей стране на протяжении практически всего XX века господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате.

По иерархической структуре власти гос управление может быть федеральным, региональным и местным. Некоторые авторы выделяют:

а) международное публичное управление, которое осуществляется органами, которые созданы либо мировым сообществом, либо региональными международными объединениями;

б) гос управление на общенациональном уровне;

в) управление на уровне субъектов федерации;

г) управление в автономных ограниченных образованиях;

д) управление на уровне муниципальных образований.

По объекту управленческого воздействия оно может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.

Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают гос. услуги населению.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Оно обеспечивается разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»:

1) федеральных органов власти силами федеральной государственной службы,

2) органов власти субъектов федерации и их государственной гражданской службой,

3) местных органов власти и муниципальной службы.

В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное: изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.

Тактическое управление — конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показателей стратегического плана, пересматриваются промежуточные цели и задачи.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом используется ситуационный подход анализа объективной реальности, при котором выбирается более приемлемый вариант дальнейшего развития ситуации.

По содержанию и методам управленческого воздействия гос управление может быть (по методике ООН) политическим, экономическим, административным и социальным.

Политическое управление — разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.

Экономическое управление представляет собой процесс принятия и реализации гос. решений, касающихся экономической сферы. Это воздействие осуществляется косвенно, путем воздействия на экономические интересы, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае их противоправности, к нему применяются экономические, административные и даже уголовные санкции.

Административное управление — проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования. Административное воздействие — это непосредственное влияние на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления — воздействие на управляемых по схеме «приказ-подчинение». Примером может служить любое постановление или распоряжение органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, где содержатся правовые императивы — обязательные предписания нижестоящим субъектам совершать те или иные действия.

Социальное управление — организация и управленческие процедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности

8. Понятие и характерные черты государственного управления.

Управление:

1) внешнее воздействие субъекта на объект управления, направленное на достижение конкретной цели;

2) стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил;

3) действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью.

Сущность управления –

это управляющее воздействие

(не управленческое) на сознание, поведение и деятельность людей, подчиняющее их реализации намеченных целей.

- государственное:

4) функциональное (отраслевое);

6) стратегическое (долгосрочное);

7) тактическое (краткосрочное);

8) оперативное (текущие задачи);

- МСУ;

- менеджмент.

Отличия менеджмента от ГУ:

1) м-т ориентирован на экономическую рентабельность, а ГУ – на соц. эффективность;

2) м-т основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и продаже услуг, ГУ – на налогообложении и бюджетном распределении нац. доходов и средств;

3) продукт фирмы осязаем и имеет свою потребительскую стоимость и цену, продукт ГУ – незрим и практически не поддается выражению в количественных и ценовых показателях;

4) УР в м-те в основном регулируется нормами частного права (гражданского, предпринимательского, коммерческого, трудового) , ГУ связано с правовым регулированием нормами публичного права (конституционного, административного, экологического, международного);

5) ГУ в большей степени контролируется обществом;

6) в ГУ – объект – все общество;

7) методы регулирования в м-те – диспозитивные (возможность свободно применять), в ГУ – императивные (обязательные, безусловные);

- общественное;

- групповая (коллективная) саморегуляция;

- целесообразное поведение человека.




Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: