Назначение устройство и условия эксплуатации спасательных маломерных судов

Обновлено: 19.04.2024

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации (далее - Правила).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением главы III Правил, вступающей в силу с 1 июля 2021 г.

3. Глава V Правил утрачивает силу с 1 июля 2021 г.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123.

Регистрационный N 60325

Утверждены
приказом МЧС России
от 20.07.2020 N 540

Правила
пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц.

1.2. Под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (далее - база-стоянка) понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов 1 .

К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта:

специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов;

комплексы технологически связанных между собой зданий, сооружений и оборудования, предназначенных для доставки, эксплуатации, стоянки, обслуживания и (или) хранения маломерных судов;

объекты поисково-спасательных формирований (водно-спасательные станции), имеющих на оснащении маломерные суда.

Не является базой-стоянкой организованное судовладельцем (пользователем) - физическим лицом место стоянки, размещенное в границах принадлежащего ему приусадебного земельного участка, используемое для швартовки, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, самостоятельного обслуживания, стоянки и хранения принадлежащего ему индивидуального маломерного судна.

1.3. Учет баз-стоянок и надзор за ними осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - подразделения ГИМС МЧС России).

1.4. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляют подразделения ГИМС МЧС России.

1.5. Организация и размещение баз-стоянок осуществляется с соблюдением требований водного, земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых и правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Судовладельцы (пользователи) маломерных судов обязаны соблюдать настоящие Правила, режимы пользования базами-стоянками, установленные их собственниками или лицами, уполномоченными собственниками (далее - руководители), выполнять требования должностных лиц баз-стоянок по обеспечению безопасности при выходе судов в плавание.

1.7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования по обеспечению безопасности на базах-стоянках

2.1. Использование баз-стоянок, расположенных:

2.2. Строительство на территории базы-стоянки служебных помещений, причальных и гидротехнических сооружений, а также дорог и подъездных путей для подъезда пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объектам на берегу должно быть обеспечено на основе проектной документации.

Предусмотренные проектом сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, должны находиться в исправном состоянии.

2.3. Территория базы-стоянки, к которой относится земельный участок в установленных границах с прилегающей акваторией водного объекта, в том числе искусственно созданный земельный участок, предназначенный для доставки, обслуживания, хранения судов, должна быть ограждена в соответствии с проектной документацией.

2.4. На базах-стоянках при размещении более 20 моторных маломерных судов должны быть предусмотрены:

места для заправки судов моторным топливом, позволяющие обеспечивать соблюдение требований по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

оборудование по локализации аварийных разливов нефтепродуктов на закрепленной акватории (боновые заграждения, сорбенты или скиммеры, сорбционные емкости).

2.5. На территории базы-стоянки должны быть оборудованы:

площадка с контейнерами для бытовых отходов и емкости для сбора отработанных горюче-смазочных материалов;

стенд с наглядными материалами по обеспечению безопасности и профилактике травматизма людей на водных объектах (выписки из законодательных и нормативных правовых актов, расписания действий при пожаре на базе и спасании судов и людей, терпящих бедствие на акватории базы, телефоны пожарно-спасательных подразделений, подразделений ГИМС МЧС России, скорой медицинской помощи и полиции, приемы оказания помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде).

2.6. Техническое оснащение и оборудование баз-стоянок должно обеспечивать:

пожарную безопасность на территории базы-стоянки;

безопасность посадки людей на суда и высадки с судов, а также их передвижения по причальным сооружениям;

информирование судовладельцев (пользователей) маломерных судов о гидрометеорологической и навигационной обстановке;

радиосвязь с приписанными к базе-стоянке маломерными судами, на которых предусмотрены и установлены радиостанции;

охрану водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

осуществление выпускного режима за маломерными судами при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку;

постоянную связь с пожарными и аварийно-спасательными подразделениями, медицинскими учреждениями, подразделениями органов внутренних дел и подразделениями ГИМС МЧС России.

2.7. На выступающих в сторону судового хода (фарватера) причальных и иных сооружениях должны выставляться на высоте не менее 2 метров от настила белые огни, видимые по горизонту на 360 градусов на расстоянии не менее 4 километров. Эти огни устанавливаются на торце каждого пирса, а на причале - на расстоянии друг от друга не более чем через 50 метров и должны гореть от захода до восхода солнца.

2.8. Затопленные в половодье (паводок) защитные устройства баз-стоянок, а также иные препятствия, представляющие угрозу безопасности плавания судов, должны ограждаться соответствующими знаками судоходной (навигационной) обстановки.

2.9. Водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, предназначенное для подхода (выхода), причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов и размещения причальных сооружений (далее - акватория базы-стоянки), и подходы к причальным сооружениям по их ширине и глубинам должны обеспечивать безопасность маневрирования приписанных к данной базе-стоянке судов с максимальными размерами и осадкой.

2.10. Причальные сооружения, используемые для швартовки и стоянки судов, должны иметь:

закрепленные швартовые устройства (кнехты, битенги, утки, рымы, швартовые тумбы), обеспечивающие крепление и удержание судов при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района;

привальные брусья, кранцы и прочие приспособления, исключающие повреждение корпусов судов при их швартовке и стоянке;

на нерабочей стороне - леерное ограждение высотой не менее 90 сантиметров при расстоянии между стойками не более 1,5 метра и между леерами - не более 45 сантиметров;

спасательный леер (по наружному периметру), закрепленный на расстоянии 10 - 15 сантиметров от уровня воды с интервалом между точками крепления не более 1,5 метра;

комплект из огнетушителя, ящика с песком и лопатой, кошмы и спасательного круга (конца Александрова) на каждые 50 метров причальной линии, но не менее одного комплекта на причал или пирс.

Средства пожаротушения не требуется устанавливать на причалах для гребных и парусных (безмоторных) маломерных судов.

2.11. Руководителем базы-стоянки создается комиссия, председателем которой он является. Председатель комиссии назначает ее членов.

Ежегодно до начала навигации комиссия с оформлением акта устанавливает максимальную нагрузку для сплошного настила на причалах, пирсах, трапах, сходнях и мостках в условиях повседневной эксплуатации. Акт, подписанный членами комиссии и утвержденный ее председателем, хранится у владельца базы-стоянки в течение 1 года.

Значение максимальной нагрузки, указанной в акте, наносится несмываемой контрастной краской в видимой части причального или переходного сооружения в местах входа на них с берега либо высадки с судов.

2.12. Минимальная длина причального фронта по периметру причалов и пирсов должна обеспечивать швартовку и стоянку всех приписанных к данной базе-стоянке судов в случае их постоянного нахождения на плаву в период навигации.

2.13. Расстояние между судами при стоянке у причального сооружения и способы их крепления должны обеспечивать сохранение их целостности при максимально неблагоприятных гидрометеоусловиях для данного района.

2.14. Плавучие причальные сооружения (понтоны, швартовые бочки) должны быть закреплены к берегу или стоять на своих штатных местах с использованием мертвых якорей.

2.15. Исправность оборудования базы-стоянки должна обеспечиваться в период времени, когда на территории базы-стоянки осуществляется спуск (подъем) судов, их выход, причаливание и (или) стоянка на акватории базы-стоянки (далее - эксплуатация базы-стоянки).

2.16. На акватории базы-стоянки запрещается:

прыгать в воду с судов и причальных сооружений, купаться вне отведенных для этого мест;

создавать при движении судна волнение, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

ГАРАНТ:

Глава III вступает в силу с 1 июля 2021 г.

III. Организация учета соответствия баз-стоянок обязательным требованиям по обеспечению охраны жизни людей на водных объектах

3.1. Ежегодно перед началом эксплуатации базы-стоянки ее руководитель направляет в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации (далее - заявление-декларация), рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам (далее - рекомендуемый образец).

Заявление-декларация направляется руководителем базы-стоянки в подразделение ГИМС МЧС России по месту ее нахождения не менее чем за 30 дней до планируемой даты начала эксплуатации базы-стоянки, указанной в заявлении-декларации.

К заявлению-декларации прикладываются выдержки из проектной (эксплуатационной) документации, подтверждающие достоверность сведений, указанных в заявлении-декларации.

3.2. Подача заявления-декларации осуществляется одним из следующих способов:

на бумажном носителе:

в электронном виде:

с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

с помощью информационных ресурсов МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3.3. Должностные лица подразделения ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней проверяют соответствие заполнения поступившего заявления-декларации рекомендуемому образцу, а также представленные документы. В случае соответствия заполнения заявления-декларации установленным требованиям должностные лица ГИМС МЧС России осуществляют его регистрацию путем присвоения регистрационного номера.

Структура регистрационного номера состоит из двух частей. Первая часть номера состоит из кода субъекта Российской Федерации, в котором осуществлена регистрация заявления-декларации. Вторая часть номера состоит из четырехзначного порядкового номера.

3.4. При соответствии заявления-декларации установленным требованиям в адрес руководителя базы-стоянки должностным лицом ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней направляется уведомление о регистрации заявления-декларации с информацией о присвоенном регистрационном номере.

Уведомление направляется способом, указанным в заявлении-декларации.

3.5. В случае направления неполной и (или) недостоверной информации, содержащейся в заявлении-декларации, руководитель базы-стоянки информируется о необходимости направления в подразделение ГИМС МЧС России уточняющих сведений.

3.7. В случае смены руководителя базы-стоянки заявление-декларация подлежит повторному направлению в срок не позднее 3 рабочих дней после оформления перехода полномочий нового руководителя.

3.8. Эксплуатация базы-стоянки допускается при соблюдении требований настоящих Правил.

IV. Требования по организации выпускного режима и учета приписного флота на базе-стоянке

4.1. Маломерные суда, которые осуществляют стоянку на базе-стоянке (приписаны к базе-стоянке), должны быть внесены в журнал учета приписного флота базы-стоянки с указанием идентификационного номера, типа и названия (при наличии) судна, серии и номера судового билета, фамилии, имени, отчества (при наличии) судовладельца (пользователя), его адреса места жительства и телефонов, типа судовой радиостанции и радиочастоты (при наличии).

Суда, прибывшие на базу-стоянку для временного базирования, также заносятся в соответствующий раздел журнала учета приписного флота базы-стоянки, при этом дополнительно указываются время прибытия судна, планируемое и фактическое время убытия.

4.2. В целях обеспечения безопасности плавания маломерных судов на базе-стоянке при их выходе в плавание и возвращении на базу-стоянку осуществляется комплекс организационных и технических мероприятий (далее - выпускной режим).

Руководитель базы-стоянки обеспечивает организацию выпускного режима или назначает лиц, ответственных за его обеспечение.

Лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, осуществляют:

ведение журнала учета приписного флота базы-стоянки;

ведение журнала учета выхода (возвращения) судов;

информирование судовладельцев (пользователей) о гидрометеорологической и навигационной обстановке.

4.3. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу-стоянку в журнале учета выхода (возвращения) судов должна быть произведена порядковая запись: идентификационный номер судна, фамилия, имя, отчество (при наличии) судоводителя (пользователя), дата и время выхода судна, фактическое время возвращения на базу-стоянку.

4.4. Выход маломерного судна в плавание запрещается в случаях:

отсутствия у судоводителя (пользователя) удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

отсутствия на судне идентификационных номеров или их несоответствия записи в судовом билете;

отсутствия подтверждения прохождения судном освидетельствования;

наличия неисправностей, с которыми запрещается пользование маломерным судном;

нарушения установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности;

отсутствия на судне спасательных, противопожарных и осушительных средств в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) 5 ;

если прогнозируемая или фактическая гидрометеорологическая обстановка на водоеме представляет опасность для плавания судна данного типа;

нахождения судоводителя или лица, управляющего маломерным судном, в состоянии опьянения;

отсутствия на маломерных судах индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту судна.

Абзацы второй - четвертый настоящего пункта применяются только в отношении маломерных судов, подлежащих государственной регистрации.

В случае установления факта выхода в плавание маломерного судна с указанными выше нарушениями лица, ответственные за обеспечение выпускного режима, обязаны незамедлительно сообщить об этом в подразделение ГИМС МЧС России.

4.5. О судах, прибывших на базу-стоянку в аварийном состоянии, сообщается в подразделение ГИМС МЧС России с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (возвращения) судов.

V. Переходные положения

Утратила силу с 1 июля 2021 г. - Приказ МЧС России от 20 июля 2020 г. N 540

Информация об изменениях:

1 Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2019, N 31, ст. 4453).

2 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, ст. 8451).

3 Пункт 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34).

4 Пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31 (часть I), ст. 5007.

7 Пункт 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.

Приложение N 1
к Правилам пользования базами
(сооружениями)
для стоянок маломерных судов
в Российской Федерации

Заявление-декларация
соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации

1. Тема 7 КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ. УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАЛОМЕРНОГО СУДНА

2. 1. Классификация маломерных судов. 2. Устройство и техническое обслуживание маломерного судна.

Учебные вопросы:
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ.
2. УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МАЛОМЕРНОГО СУДНА.

3. Литература

Основная литература
• Сиваков Д.О. Водное право: Учебно-практическое
пособие Юстицинформ, 2017
• Дмитриев В.И. Безопасность судоходства на внутренних
водных путях/учебник для вузов/ М.:Издательство
«Моркнига».2017.
Дополнительная литература
• Новиков, В. Основы рационального
природопользования на водном транспорте : учебное
пособие / В. Новиков, Е.А. Абрамова ; Министерство
транспорта Российской Федерации, Московская
государственная академия водного транспорта. Москва : Альтаир : МГАВТ, 2014.

4. Классификация маломерных судов.

6. ТИПЫ (КЛАССИФИКАЦИЯ) МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

По способу передвижения
тип двигателя
тип движителя
По назначению
материал корпуса
обводы корпуса
конструкция набора корпуса
По району плавания
категорий сложности района плавания

По способу
передвижения
Самоходные —
это суда
приводимые в
движение
механическими
установками.
Несамоходные —
всевозможные
буксируемые,
толкаемые и
стоечные суда
(пантоны,
дебаркадеры и т.
д.).

16. По назначению

По назначению
Транспортные суда —
•катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси,
перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*.
Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и
обычно специально для этого приспособленные.
•Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз
флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.
Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие.
•Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными
правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами,
•рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для
тренировок и физподготовки команд.
Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок.
•Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто
кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных
элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по
специальной спортивной классификации.
Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и
отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных
марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и
прочность корпусов.
•Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные
суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

18. По району плавания

• Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах,
при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия —
приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью
корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с
увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.
• Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн
Внутренние
высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные.
судоходные пути • Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,
— реки, озера,
2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило,
водохранилища
магистральные
реки
и
большие
притоки.
Суда
класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и
озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по
шкале Бофорта.
• Суда класса Л могут плавать только при незначительном
ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую
осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах.

Морские суда по району плавания подразделяются
на суда:
а) с океанским (неограниченным морским)
районом плавания;
б) с морским районом плавания;
в) районом прибрежно-морского плавания;
г) районом рейдового плавания;
д) плавающие в районе портовых вод.

21. категорий сложности района плавания:

а) категория сложности 0 - плавание без ограничений по условиям плавания;
б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны до 8,5 метра 3процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль;
в) категория сложности II - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 20 метров в секунду, высотой волны до 7 метров 3процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 100 морских миль;
г) категория сложности III - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 15 метров в секунду, высотой волны до 3,5 метра 3процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 50 морских миль;
д) категория сложности IV:
• I разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 3
метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль;
• II разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 2
метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль;
• III разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до
1,2 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 6 морских миль;
• IV разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до
0,6 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили;
• V разряд - плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой
волны до 0,25 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили.

24. Устройство и техническое обслуживание маломерного судна.

Конструктивный чертеж
быстроходного катера:
1 — киль;
2—форштевень;
3—транец;
4 — скуловой стрингер;
4а — скуловая планка;
5—привальный брус;
6— планширь (ватервейс);
7 — флортимберс;
76 — топтимберс;
8—наружная обшивка;
9 — пазовая рейка;
10 — настил палубы;
11 — бимс;
12 — буртик;
13 — комингс;
14 — брус фундамента;
15 — надмоторный люк;
16 — брештук;
17 — кница;
18 — скуловая кница;
19—водонепроницаемая
переборка;
20 — лежни слани;
21 — слань;
22— внутренняя обшивка

Продольный разрез моторного барказа типа ВМ:
1 — форпик; 2 — ахтерпик; 3— продольные банки: 4 — поперечные банки;
5 — бортовые отсеки для хранения спасательных нагрудников;
6 — отсек топливных цистерн; 7 — ящик для хранения запасных деталей и
инструментов; 8—двигатель; 9 — реверс-редуктор; 10 — соединительная муфта;
11 — гребной вал; 12 — дейдвудная труба; 13—бронзовый трехлопастный винт;
14 — обтекатель; 15 — дейдвуд; 16— рычажный румпель; 17 — перо руля;
18 — баллер; 19 — рулевой крюк; 20 — подпятник; 22 — скользящая муфта;
24барабан штурвальная рама; 28 — банка; 29 — штурвальное колесо;
30 — бортовой отличительный огонь; 32 — роульс;33 — битенг

Рулевое устройство
моторного барказа БМ-16:
16 — рычажный румпель;
18—баллер;
21 — штуртрос;
23 — планка, движущаяся в
прорези румпеля;
25 — одношкивные ролики;
26 — талреп;
27 — штурвальная рама;
28 — банка;
31—киповая планка

29. Главные размеры судна

Длина (наибольшая) — L
Ширина (наибольшая) — В
Высота борта корпуса — Я
Осадка с грузом — Т
Осадка (без груза) — Т 0
Высота надводного борта —
(Н — Т)
Главные размерения и сечения корпуса, 1, 2, 3, 4, 5 —
сечения по плоскости мидель-шпангоута судов различных
типов

Маломерное судно - это
самоходное судно валовой вместимостью менее 80
регистровых тонн с главным двигателем
мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил)
или с подвесным мотором (подвесными моторами)
независимо от мощности,
парусное несамоходное судно валовой
вместимостью менее 80 регистровых тонн,
иное несамоходное судно (гребная лодка
грузоподъемностью 100 и более килограммов,
байдарка грузоподъемностью 150 и более
килограммов и надувное судно грузоподъемностью
225 и более килограммов),
прогулочное судно пассажировместимостью не
более 12 человек независимо от мощности
главного двигателя (главных двигателей) и от
валовой вместимости,
а также водный мотоцикл (гидроцикл).

К маломерным судам относятся (при условии
соблюдения вышеуказанных требований):
Гидроциклы
Моторные лодки;
Катера;
Гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг;
Байдарки, грузоподъёмностью более 150 кг;
Надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью
более 225 кг;
Парусные суда, за исключением спортивных.
Регистрацию и надзор в отношении маломерных
судов осуществляет Государственная инспекция по
маломерным судам МЧС России.

4. Классификация маломерных судов:

По типу:
катер - моторное судно со стационарным двигателем;
моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при
помощи подвесного лодочного мотора;
парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение
которого осуществляется при помощи парусов;
парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно
стационарным двигателем или подвесным мотором;
несамоходное - судно или иное водное средство, движение
которого возможно только при помощи его буксировки;
гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с
движителем;
гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами,
как правило, при помощи мускульной силы.

По способу передвижения суда бывают
самоходные и несамоходные.
По назначению:
прогулочные - суда, предназначенные для прогулок,
отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных
оздоровительных и культурных целей (любительская
рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);
производственные (коммерческие) - суда,
предназначенные для выполнения различных задач и
функций (перевозка грузов и людей, промысел
биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
специальные (служебные) - суда, предназначенные для
осуществления и выполнения специфических задач и
функций в области надзора, охраны жизни людей на воде
и окружающей среды, гидрографических и
исследовательских работ (патрульные, спасательные,
природоохранные, гидрографические, исследовательские
катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:
водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом
определенный объем воды, независящий от скорости;
глиссирующие - быстроходные суда, при движении
которых на днище действует гидродинамическая
подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и
обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса
по водной поверхности;
на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом
особые крылья, на которых при движении возникает
гидродинамическая подъемная сила, полностью
приподнимающая корпус над водой;
на воздушной подушке - суда, оборудованные
мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух
под днище и создают там повышенное давление,
приподнимающее судно над водой. Для
поступательного движения судна служат воздушные
винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на
суда с гребным винтом, воздушным винтом,
водометным движителем.
По обводам корпуса (подводной части его) в основном
суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми
называются обводы с плавным переходом днищевой
ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми —
обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте
соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.
По конструкции набора корпуса в зависимости от того,
какие связи (продольные или поперечные) набора
прочнее, суда могут быть с продольной или с
поперечной системой набора. Если же прочность
продольных и поперечных связей равноценна, то
конструкция набора считается смешанной. Легкие суда
клееных конструкций принято называть безнаборными.
По материалу корпуса суда бывают деревянные, из
алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и
т.д.

8. Основные элементы судна

Корпус — основная часть любого судна, состоящая
из набора (каркаса) и обшивки.
Набор представляет собой совокупность
продольных и поперечных связей,
обеспечивающих корпус жесткостью и придающих
ему соответствующую форму.
Нос судна — передняя по ходу часть судна.
Корма — задняя часть судна.
Борт — боковая сторона корпуса. Каждое судно
имеет два борта — правый и левый. Для
определения бортов нужно стать лицом К носу
судна, при этом справа будет правый борт, слева —
левый.

Ватерлиния — теоретическая или условная
линия, получающаяся от пересечения
поверхности корпуса судна с
горизонтальной плоскостью или уровнем
воды.
(Грузовая ватерлиния — ватерлиния при
наличии на судне установленного для него
количества грузов и пассажиров.Грузовую
ватерлинию рекомендуется провести
контрастной краской вокруг всего корпуса.
Грузить судно на осадку выше грузовой
ватерлинии нельзя.)

Осадка — размер погружения в воду
корпуса судна. Измеряется осадка от
нижней кромки днища судна или от кромки
лопасти гребного винта до действующей
ватерлинии.
(Каждому водителю необходимо точно знать
осадку своего судна в зависимости от
загрузки, чтобы при плавании на
мелководных участках не допускать посадки
судна на мель или повреждения гребного
винта.
Различают осадку груженого судна и
порожнего.

Надводный борт — часть борта,
находящаяся выше грузовой ватерлинии. В
связи с тем что при правильной загрузке
судна надводный борт в обычных условиях
не погружается в воду, его иногда
называют «сухим бортом».
Минимальная высота надводного борта —
наименьшее расстояние от действующей
ватерлинии до линии палубы или выреза в
транце при полном водоизмещении судна.

12. Главные размерения судна и его элементы.

Длина наибольшая (Lнб)- расстояние,
измеренное в горизонтальной плоскости
между крайними точками носа и кормы
судна без учета выступающих частей.
Длина габаритная (Lгб) - максимальная
длина судна с учетом выступающих частей.

Длина конструктивная (Lквл) - длина,
измеренная между носовым и кормовым
перпендикулярами конструктивной
ватерлинии.
При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ)
- ватерлиния, принятая за основу
построения теоретического чертежа и
соответствующая полученному
предварительным расчетом полному
водоизмещению судна.

Ширина наибольшая (Внб) - расстояние по
КВЛ, измеренное в самой широкой части
судна без учета выступающий частей.
Ширина габаритная (Вгб) - максимальная
ширина судна с учетом выступающих
частей, например привальных брусьев.
Ширина на мидель-шпангоуте (В) расстояние по КВЛ в самой широкой части
судна.

Высота борта (Н) - вертикальное расстояние,
измеренное на мидель-шпангоуте между
внутренними поверхностями верхней палубы (у
борта) и горизонтального киля.
Осадка (Т) - вертикальное расстояние,
измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в
месте наибольшего углубления судна.
Различают также осадку носом (Тн) и кормой
(Тк;). Разность между ними называется
дифферентом D:
Различают осадку груженого судна и порожнего.
Измеряется осадка от нижней кромки днища
судна или от кромки лопасти гребного винта до
действующей ватерлинии.

16. Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судовым набором корпуса.

Набор корпуса судна являясь каркасом,
делается из наиболее прочных материалов.
Состоит он из продольных и поперечных
связей.
В зависимости от соотношения продольных
и поперечных балок системы набора
подразделяются на: продольную,
поперечную и комбинированную

Продольными элементами (балками) судна
являются:
Киль - продольная балка днищевого набора,
проходящая посередине ширины судна;
Стрингеры - продольные балки днищевого и
бортового набора. В зависимости от места
расположения они бывают: бортовые, днищевые
и скуловые;
Карлингсы - продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости продольные балки меньшего профиля,
чем у стрингеров и карлингсов.
По месту расположения они называются
подпалубными, бортовыми или
днищевыми и обеспечивают жесткость
наружной обшивки и настила палубы при
продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:
Флоры - поперечные балки днищевого
набора, протянувшиеся от борта до борта.
Шпангоуты - вертикальные балки
бортового набора, которые соединяются
внизу с флорами при помощи книц.
Кница - это деталь из листовой стали
треугольной формы, используемая для
соединения различных деталей корпуса. На
малых судах (лодках) флоры могут
отсутствовать и шпангоуты являются
цельными балками бортового и днищевого
набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного
набора, проходящие от борта до борта.
При наличии вырезов в палубе бимсы
разрезаются и называются полубимсами.
Наружная обшивка. Наружная обшивка
судна обеспечивает водонепроницаемость
корпуса и одновременно участвует в
обеспечении продольной и местной
прочности судна.

Палубный настил. Палубный настил обеспечивает
водонепроницаемость корпуса сверху и
участвует в обеспечении продольной и местной
прочности судна.
Фальшборт и леерное ограждение. На морских,
речных и современных прогулочных судах для
предохранения людей от падения за борт
открытые палубы имеют фальшборт или леерное
ограждение.
Надстройки и рубки. Надстройками называются
все закрытые помещения, расположенные выше
верх ней палубы от борта до борта. Носовая
надстройка называется баком, кормовая - ютом.
Средняя надстройка специального название не
имеет.

23. Судовые устройства. Различаются общесудовые и специальные устройства.

Рулевое устройство предназначено для
управления судном во время движения,
обеспечивает поворотливость судна и его
устойчивость на курсе.
Якорное устройство предназначено для
постановки судна на якорь, обеспечения его
стоянки и снятия с якоря. Якорное устройство
представляет собой якорь с оборудованием и
приспособлением для его отдачи и подъема.
Швартовное устройство служит для швартовки
(закрепления) судна к берегу, причалу или к
другим судам.

Судовые системы.
Осушительная система - система для
периодического удаления небольшого
количества воды из корпуса.
Противопожарная система ( средства). Для
предупреждения пожара и тушения их, на
маломерных судах предусматривается
наличие противопожарных
сигнализационных устройств,
стационарных систем и переносных
средств пожаротушения, автоматически
срабатывающих огнетушителей.

Фаново - сточная система - система для сбора
и удаления с судна сточных и фекальных вод,
включающая в себя санитарное оборудование,
необходимые трубопроводы с системой
сточных шпигатов открытой палубы и цистерну
(съемные контейнеры) для сбора фекальных
вод.
Спасательные средства. Спасательные средства
служат для оказания помощи терпящим
бедствие на воде. Разделяются на
коллективные, служащие для спасения
пассажиров и экипажа, имеющие запасы для
жизнеобеспечения (спасательные шлюпки,
спасательные плоты и плотики) и
индивидуальные, предназначенные для
спасения одного человека.

26. Движители маломерных судов, классификация и принципиальное устройство.

Судовой движитель - это устройство для
преобразования работы энергетической
установки судна в тягу, обеспечивающую
его поступательное движение.
По характеру рабочей среды движители
условно делятся на:
гидравлические (рабочая среда - вода),
воздушные (воздух),
газоводометные (водовоздушная смесь).

Маломерное судно - это
самоходное судно валовой вместимостью менее 80
регистровых тонн с главным двигателем
мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил)
или с подвесным мотором (подвесными моторами)
независимо от мощности,
парусное несамоходное судно валовой
вместимостью менее 80 регистровых тонн,
иное несамоходное судно (гребная лодка
грузоподъемностью 100 и более килограммов,
байдарка грузоподъемностью 150 и более
килограммов и надувное судно грузоподъемностью
225 и более килограммов),
прогулочное судно пассажировместимостью не
более 12 человек независимо от мощности
главного двигателя (главных двигателей) и от
валовой вместимости,
а также водный мотоцикл (гидроцикл).

К маломерным судам относятся (при условии
соблюдения вышеуказанных требований):
Гидроциклы
Моторные лодки;
Катера;
Гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг;
Байдарки, грузоподъёмностью более 150 кг;
Надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью
более 225 кг;
Парусные суда, за исключением спортивных.
Регистрацию и надзор в отношении маломерных
судов осуществляет Государственная инспекция по
маломерным судам МЧС России.

4. Классификация маломерных судов:

По типу:
катер - моторное судно со стационарным двигателем;
моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при
помощи подвесного лодочного мотора;
парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение
которого осуществляется при помощи парусов;
парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно
стационарным двигателем или подвесным мотором;
несамоходное - судно или иное водное средство, движение
которого возможно только при помощи его буксировки;
гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с
движителем;
гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами,
как правило, при помощи мускульной силы.

По способу передвижения суда бывают
самоходные и несамоходные.
По назначению:
прогулочные - суда, предназначенные для прогулок,
отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных
оздоровительных и культурных целей (любительская
рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);
производственные (коммерческие) - суда,
предназначенные для выполнения различных задач и
функций (перевозка грузов и людей, промысел
биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
специальные (служебные) - суда, предназначенные для
осуществления и выполнения специфических задач и
функций в области надзора, охраны жизни людей на воде
и окружающей среды, гидрографических и
исследовательских работ (патрульные, спасательные,
природоохранные, гидрографические, исследовательские
катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:
водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом
определенный объем воды, независящий от скорости;
глиссирующие - быстроходные суда, при движении
которых на днище действует гидродинамическая
подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и
обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса
по водной поверхности;
на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом
особые крылья, на которых при движении возникает
гидродинамическая подъемная сила, полностью
приподнимающая корпус над водой;
на воздушной подушке - суда, оборудованные
мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух
под днище и создают там повышенное давление,
приподнимающее судно над водой. Для
поступательного движения судна служат воздушные
винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на
суда с гребным винтом, воздушным винтом,
водометным движителем.
По обводам корпуса (подводной части его) в основном
суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми
называются обводы с плавным переходом днищевой
ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми —
обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте
соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.
По конструкции набора корпуса в зависимости от того,
какие связи (продольные или поперечные) набора
прочнее, суда могут быть с продольной или с
поперечной системой набора. Если же прочность
продольных и поперечных связей равноценна, то
конструкция набора считается смешанной. Легкие суда
клееных конструкций принято называть безнаборными.
По материалу корпуса суда бывают деревянные, из
алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и
т.д.

8. Основные элементы судна

Корпус — основная часть любого судна, состоящая
из набора (каркаса) и обшивки.
Набор представляет собой совокупность
продольных и поперечных связей,
обеспечивающих корпус жесткостью и придающих
ему соответствующую форму.
Нос судна — передняя по ходу часть судна.
Корма — задняя часть судна.
Борт — боковая сторона корпуса. Каждое судно
имеет два борта — правый и левый. Для
определения бортов нужно стать лицом К носу
судна, при этом справа будет правый борт, слева —
левый.

Ватерлиния — теоретическая или условная
линия, получающаяся от пересечения
поверхности корпуса судна с
горизонтальной плоскостью или уровнем
воды.
(Грузовая ватерлиния — ватерлиния при
наличии на судне установленного для него
количества грузов и пассажиров.Грузовую
ватерлинию рекомендуется провести
контрастной краской вокруг всего корпуса.
Грузить судно на осадку выше грузовой
ватерлинии нельзя.)

Осадка — размер погружения в воду
корпуса судна. Измеряется осадка от
нижней кромки днища судна или от кромки
лопасти гребного винта до действующей
ватерлинии.
(Каждому водителю необходимо точно знать
осадку своего судна в зависимости от
загрузки, чтобы при плавании на
мелководных участках не допускать посадки
судна на мель или повреждения гребного
винта.
Различают осадку груженого судна и
порожнего.

Надводный борт — часть борта,
находящаяся выше грузовой ватерлинии. В
связи с тем что при правильной загрузке
судна надводный борт в обычных условиях
не погружается в воду, его иногда
называют «сухим бортом».
Минимальная высота надводного борта —
наименьшее расстояние от действующей
ватерлинии до линии палубы или выреза в
транце при полном водоизмещении судна.

12. Главные размерения судна и его элементы.

Длина наибольшая (Lнб)- расстояние,
измеренное в горизонтальной плоскости
между крайними точками носа и кормы
судна без учета выступающих частей.
Длина габаритная (Lгб) - максимальная
длина судна с учетом выступающих частей.

Длина конструктивная (Lквл) - длина,
измеренная между носовым и кормовым
перпендикулярами конструктивной
ватерлинии.
При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ)
- ватерлиния, принятая за основу
построения теоретического чертежа и
соответствующая полученному
предварительным расчетом полному
водоизмещению судна.

Ширина наибольшая (Внб) - расстояние по
КВЛ, измеренное в самой широкой части
судна без учета выступающий частей.
Ширина габаритная (Вгб) - максимальная
ширина судна с учетом выступающих
частей, например привальных брусьев.
Ширина на мидель-шпангоуте (В) расстояние по КВЛ в самой широкой части
судна.

Высота борта (Н) - вертикальное расстояние,
измеренное на мидель-шпангоуте между
внутренними поверхностями верхней палубы (у
борта) и горизонтального киля.
Осадка (Т) - вертикальное расстояние,
измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в
месте наибольшего углубления судна.
Различают также осадку носом (Тн) и кормой
(Тк;). Разность между ними называется
дифферентом D:
Различают осадку груженого судна и порожнего.
Измеряется осадка от нижней кромки днища
судна или от кромки лопасти гребного винта до
действующей ватерлинии.

16. Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судовым набором корпуса.

Набор корпуса судна являясь каркасом,
делается из наиболее прочных материалов.
Состоит он из продольных и поперечных
связей.
В зависимости от соотношения продольных
и поперечных балок системы набора
подразделяются на: продольную,
поперечную и комбинированную

Продольными элементами (балками) судна
являются:
Киль - продольная балка днищевого набора,
проходящая посередине ширины судна;
Стрингеры - продольные балки днищевого и
бортового набора. В зависимости от места
расположения они бывают: бортовые, днищевые
и скуловые;
Карлингсы - продольные подпалубные балки;

Продольные ребра жесткости продольные балки меньшего профиля,
чем у стрингеров и карлингсов.
По месту расположения они называются
подпалубными, бортовыми или
днищевыми и обеспечивают жесткость
наружной обшивки и настила палубы при
продольном изгибе.

Поперечные элементы (балки) судна:
Флоры - поперечные балки днищевого
набора, протянувшиеся от борта до борта.
Шпангоуты - вертикальные балки
бортового набора, которые соединяются
внизу с флорами при помощи книц.
Кница - это деталь из листовой стали
треугольной формы, используемая для
соединения различных деталей корпуса. На
малых судах (лодках) флоры могут
отсутствовать и шпангоуты являются
цельными балками бортового и днищевого
набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного
набора, проходящие от борта до борта.
При наличии вырезов в палубе бимсы
разрезаются и называются полубимсами.
Наружная обшивка. Наружная обшивка
судна обеспечивает водонепроницаемость
корпуса и одновременно участвует в
обеспечении продольной и местной
прочности судна.

Палубный настил. Палубный настил обеспечивает
водонепроницаемость корпуса сверху и
участвует в обеспечении продольной и местной
прочности судна.
Фальшборт и леерное ограждение. На морских,
речных и современных прогулочных судах для
предохранения людей от падения за борт
открытые палубы имеют фальшборт или леерное
ограждение.
Надстройки и рубки. Надстройками называются
все закрытые помещения, расположенные выше
верх ней палубы от борта до борта. Носовая
надстройка называется баком, кормовая - ютом.
Средняя надстройка специального название не
имеет.

23. Судовые устройства. Различаются общесудовые и специальные устройства.

Рулевое устройство предназначено для
управления судном во время движения,
обеспечивает поворотливость судна и его
устойчивость на курсе.
Якорное устройство предназначено для
постановки судна на якорь, обеспечения его
стоянки и снятия с якоря. Якорное устройство
представляет собой якорь с оборудованием и
приспособлением для его отдачи и подъема.
Швартовное устройство служит для швартовки
(закрепления) судна к берегу, причалу или к
другим судам.

Судовые системы.
Осушительная система - система для
периодического удаления небольшого
количества воды из корпуса.
Противопожарная система ( средства). Для
предупреждения пожара и тушения их, на
маломерных судах предусматривается
наличие противопожарных
сигнализационных устройств,
стационарных систем и переносных
средств пожаротушения, автоматически
срабатывающих огнетушителей.

Фаново - сточная система - система для сбора
и удаления с судна сточных и фекальных вод,
включающая в себя санитарное оборудование,
необходимые трубопроводы с системой
сточных шпигатов открытой палубы и цистерну
(съемные контейнеры) для сбора фекальных
вод.
Спасательные средства. Спасательные средства
служат для оказания помощи терпящим
бедствие на воде. Разделяются на
коллективные, служащие для спасения
пассажиров и экипажа, имеющие запасы для
жизнеобеспечения (спасательные шлюпки,
спасательные плоты и плотики) и
индивидуальные, предназначенные для
спасения одного человека.

26. Движители маломерных судов, классификация и принципиальное устройство.

Судовой движитель - это устройство для
преобразования работы энергетической
установки судна в тягу, обеспечивающую
его поступательное движение.
По характеру рабочей среды движители
условно делятся на:
гидравлические (рабочая среда - вода),
воздушные (воздух),
газоводометные (водовоздушная смесь).

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 46, ст. 5949.

Регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 06.07.2020 N 487

Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам 1 .

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях 4 .

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;

к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;

ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;

ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 45 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" 7 ;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами

15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;

в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;

е) выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к безопасности плавания маломерных судов и охране жизни людей на водных объектах 9 .

1 Подпункт 3 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.

6 Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2019, N 51, ст. 7483).

7 Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

8 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, 8451).

9 Пункт 9 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976).

МЧС установило новые правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они в числе прочего содержат требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.

Например, запрещена эксплуатация судна при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: