Народный суверенитет это верховное неотчуждаемое право народа определять свою судьбу

Обновлено: 23.04.2024

Суверенитет народа - полновластие народа; народовластие; осуществление государственной власти через народных представителей (представительная демократия) или непосредственно, путем референдума (непосредственная демократия). Суверенитет народа предполагает наличие прав и свобод, гарантирующих независимость личности, верховенство воли большинства при соблюдении прав меньшинства.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

Смотреть что такое "Суверенитет народа" в других словарях:

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — (Souverainete, suprema potestas) верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — (от фр. souveraine te верховная власть) англ. so vereinity; нем. Souveranitat. 1. Верховенство, независимость от к. л. сил, обстоятельств и лиц. 2. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях … Энциклопедия социологии

Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права

Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия

суверенитет — а; м. 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета… … Энциклопедический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — – состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410). Понятие С. имеет два аспекта:… … Советский юридический словарь

Определение. Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, как и «права и свободы» для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая - колония либо доминион.

Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:

1. юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

2. верховное право государства - право представлять все общество в целом, право издавать законы, право осуществлять правосудие, право распространять власть на все население и др.;

3. неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны – внутреннюю – верховенство внутри страны, и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

1. в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

2. в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

3. в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

1. в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

2. в осуществлении самостоятельной внешней политики;

3. в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

1. народный суверенитет;

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству, со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для них целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Определение. Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность.

Понятие "суверенитет" имеет для государства такой же смысл, как и "права и свободы" для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – колония либо доминион.

Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:

1) юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;

2) верховное право государства – право представлять все общество в целом, право издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.;

3) неотчуждаемое верховное право.

Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю – верховенство внутри страны и внешнюю – независимость на международной арене.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

– в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части;

– в универсализме – власть в государстве распространяется на все население;

– в прерогативе – государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

– в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений;

– в осуществлении самостоятельной внешней политики;

– в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета:

Народный суверенитет – это само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.

Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избрать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов федерации.

Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством, например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

В конституционно-правовой теории есть принципы, которые на первый взгляд кажутся архаичными, излишне идеалистичными и сложно реализуемыми на практике. Однако, опыт государственного строительства (в т.ч. в современной России), свидетельствует, что любое умаление этих принципов, отход от них в государственно-политической практике (даже при формальном их закреплении в Конституции) чревато выхолащиванием демократических институтов и нарушением прав человека.

Так, основополагающее значение для функционирования институтов демократического государства имеет идея и практика народного суверенитета.

Народный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависящим носителем и выразителем верховной власти в государстве и в обществе. Из данного определения, во-первых, следует, что народному суверенитету присущи такие основные признаки, как верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость; во-вторых, признание народа субъектом власти.

Таким образом, суть идеи народного суверенитета состоит в признании народа источником высшей политической власти в обществе и его (народа) независимости от любых индивидуальных и групповых субъектов политических отношений. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Реальное наполнение принципа суверенитета народа заключается в реализации народом своей поли- тической функции источника власти:

- народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

- народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

- народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

- существо легитимности власти заключается в признании народом самой власти и ценностей, на которых она основана;

- в силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя, захвата власти или присвоения властных полномочий.

Последняя составляющая содержания института народного суверенитета является наиболее дискуссионной.

В Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Аналогичное право записано в кон- ституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент естественного права.

В отличие от конституции ряда демократических зарубежных стран, в Конституции России «право народа на восстание» прямо не прописано. Вместе с тем, имеется ряд других норм, из которых оно может быть выведено. Так, согласно ч. 4 ст. 3: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч.4)» [2].

Таким образом, логично предположить, что народ, как единственный источник власти, имеет право противостоять незаконному захвату и узурпации этой власти.

Однако, достаточно распространенной в отечественной конституционно-правовой доктрине является точка зрения, согласно которой, право на сопротивление (восстание) в современных условиях утратило свою актуальность.

В защиту данной точки зрения приводятся следующие аргументы:

- всеобщее избирательное право, деятельность политических партий, активность независимых средств массовой информации, наличие независимого суда дают возможность более широкого использования правовых механизмов регулирования социальных противоречий;

- конституционные и уголовные законы большинства государств запрещают насильственное изменение конституционного строя;

- право народа на восстание не закреплено в современных политических документах и правовых актах (в т.ч. в российской Конституции);

- мирной альтернативой народного восстания являются массовые общественно-политические акции (забастовки, демонстрации и т.д.), использование возможностей выборного процесса и права отзыва [4, с. 44-48].

Однако, очевидно, что в условиях авторитарного и тоталитарного политических режимов перечисленные механизмы воздействия народа на власть не «работают». Поэтому, представляется, что в случае, когда не действуют демократические институты выборов (обеспечивающие сменяемость власти), или когда в отношении общества, власть предержащими незаконно применяется насилие, народ может реализовать свое право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия. Это право народа - неотъемлемый составной элемент народного суверенитета, важный элемент естественного права. И в этом своем качестве, безусловно, должно рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает.

Как справедливо отмечает М. Баглай: «Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, чтобы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для отмены законов, направленных против него» [1]. В этом случае, единственной возможностью противостоять антиконституционному перевороту остается именно восстание народа, реализующего свое право на сопротивление.

Из сказанного следует, что именно недемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы (зачастую, приходящие к власти под лозунгом «наведения порядка» и «поддержания стабильности») являются причиной смут и беспорядков, вынуждая общество реализовывать свое право на сопротивление узурпации власти. Это происходит потому, что другие формы реализации народного суверенитета (такие как выборы, референдум и пр.) в условиях авторитаризма (тоталитаризма) становятся чисто формальными, выхолощенными по сути. Так, ужесточение избирательного и партийного законодательства, манипулирование общественным мнение (через подконтрольные власти СМИ), делает задачу сменяемости власти мирным путем практически нерешаемой и вынуждает общество, в крайнем случае, прибегать к реализации своего права на сопротивление тирании.

В свою очередь, демократический политический режим в устройстве государств, обеспечивая сменяемость и подконтрольность власти, является наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации. Как свидетельствует мировая практика, не существует реальной альтернативы конституционно-правовому демократическому - основному на реальной власти народа - государству (гарантирующему гражданам закрепление, реализацию и защиту их политических прав).

Таким образом, право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия закреплено в конституционных документах ряда государств. И, в этом своем качестве, оно, безусловно, должно рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает.

Это право является своеобразной гарантией членам гражданского общества против произвола государства. Руководство страны и представители органов власти различного уровня обязаны иметь в виду возможность сопротивления граждан законам и политическим решениям, ущемляющим их интересы, возможностью борьбы людей за свои права, против антиконституционной узурпации власти.

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.:НОРМА,2005. - С. 105

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. №31. ст.4398

4. Красинский В.В. О праве народа на восстание. // Военно-юридический журнал. – 2006. - № 4. - С.44-48

5. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / Под ред. А.Н. Медушевского. - М.: Институт права и публичной политики, 2013. – 385 с.

Суверените́т — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Содержание

Государственный суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [1]

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [2] . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) [3] , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4] . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [5] .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [6] .

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа [7] .
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти [8] или как источник государственного суверенитета [9] . Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства [10] .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами [11] и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость» [источник не указан 863 дня] . При этом распространено мнение, что в федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. [12] Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что государственное образование имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий центральной власти федерации. [13]

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии» [14] . Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение [15] .

Право на международное вмешательство

В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе [16] комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу [17] . Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать» [18] .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: