Народный суверенитет это неограниченное право народа осуществлять государственную власть

Обновлено: 18.04.2024

Конституционное право (формально)– отрасль российского права, предметом которой являются правовые основы отношений между обществом, личностью и государством, а также правовые основы формирования и функционирования государственной власти.

Соотношение понятий КП и государственное право.

В Англо-саксонской правовой системе отрасль всегда называлась – КП, в России, до недавнего времени, - государственное право. В СССР у некоторых авторов была попытка обозначить отрасль КП (был учебник), но власть не позволила.

1) Одни авторы считают, что КП шире, чем государственное право и оно содержит то, чего нет в государственном праве (например, гражданское общество, брак и семья, регулирование общественных организаций, религиозных верований и т.д.)

2) Другие – государственное право шире, чем КП. Т.к. государственное право включает основную деятельность государства. Некоторые вещи, касающиеся правовых основ административного права и т.д., которые относятся к государственному праву, но не к КП.

Итог: Государственное право – шире.

Оба понятия имеют право на существование, во многом пересекаются. При детальном изучении, можно найти различия. Для удобства и упрощения процесса обучения эти понятия отождествляются.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Сущность современного конституционализма.

Конституционализм - это система правовых идей, взглядов, традиций и институтов, определяющих государственный строй, закрепляющих отношения государственной власти и личности и выраженных в правовых нормах, обычаях и правовом сознании общества. (появляется в конце 18 века)

Сущность конституционализма выражается в общественном согласии по вопросам государственного и общественного строительства, которое выступает необходимым условием его прочности.

В основе современного конституционализма лежит ряд политико-правовых теорий:

Теория общественного договора (договорная).

Отдельные элементы этой теории начали формироваться в Древней Греции в V-IV в. до н.э.: соглашение между отдельным человеком и обществом и условия их совместного существования. В XVII в. Т.Гоббс, по сути, явился создателем этой теории (первые положения), за это его сослали. Его концепция не являлась идеальной и он это понимал. Дж.Локк развил и усовершенствовал теорию общественного договора (она актуальна и сейчас). За свои идеи его преследовали, он вынужден был бежать и скрылся.

Суть теории: до создания государства люди пребывают в естественном состоянии, обладают неограниченными правами и могут посягать на любые блага, которые их окружают. Возникают конфликты, борьба за право обладать благами. В итоге - «война всех против всех». Люди, движимые инстинктом самосохранения, приходят к соглашению совместного сосуществования — общественному договору. Появляется государство (т.е. Люди выделяют из своего числа группу лиц, которой доверяют управление общественными отношениями).Теория общественного договора тесно связана с теорией естественного права.

Теория естественного права (XVII в.).

Естественное право возникло практически вместе с появлением человека и человеческого сообщества, в глубокой древности, первые идеи о том, что человек обладает некими правами, данными ему от природы, возникли ещев древности. Упоминания об этом содержатся в сочинениях Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей Античности. Люди понимали, что право, существующее в обществе, имеет двоякую природу:

право, порождаемое человеческим обществом;

- право, имеющее нечеловеческую природу (характер), т.е. не созданное человеком (право на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища и т.д. - неотчуждаемые (естественные) права)

Суть теории: выделяют группу лиц, которой доверяют общественное управление, люди добровольно отделяют часть своих неограниченных прав этой группе лиц (государству). Оставляют себе естественные неотъемлемые права.

Две главных задачи создания государства:

обеспечить общественный порядок и безопасность;

гарантировать соблюдение, обеспечение естественных прав личности (ст. 2 К РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства)

Теория народного суверенитета: высшая власть в государстве должна принадлежать народу.

Считается, что эта теория сформировалась во Франции в период французской гражданской войны (Робеспьер, Марат и др.).

Свой суверенитет народ реализует через представителей, которые периодически избираются. Появляются депутаты — слуги народа. Руссо считал, что народ свой суверенитет не может никому делегировать (не имеет права), сам должен его реализовывать.

Суверенитет — переходное понятие, существует не только в данный момент. Переходит от предков к потомкам (Преамбула К РФ: . чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству. )

Суверенитет — юридические гарантии (закреплены) самостоятельность в осуществлении какой-либо деятельности. Неограниченные права государства на какой-либо территории. (признак демократического государства)

3 элемента суверенитета:

  • национальный суверенитет - это полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства.

· народный суверенитет - это право и возможность народа быть единственным источником государственной власти, что приводит к его полномочия создавать государство, устанавливать и изменять его конституционный строй, избирать органы государственной власти, контролировать их деятельность, самостоятельно решать важнейшие вопросы своей жизни.

· государственный суверенитет - это верховное неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая принципы и нормы международного права и законность

На сегодняшний день во всех Конституциях содержится статья, закрепляющая суверенитет государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

ч. 1 ст. 3 К РФ закрепляет суверенитет; остальные части — как его реализовывать.

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) - в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Н.с. имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ - на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном - через местные сообщества граждан.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА)" в других словарях:

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия

суверенитет — а; м. 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета… … Энциклопедический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права принято различать несколько видов С.: 1) государственный С. верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость… … Энциклопедический словарь экономики и права

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права

СУВЕРЕНИТЕТ — верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три следующих аспекта (разновидности) С. 1)С. народа, или народный С. Суть концепции народного С. в том, что народ является носителем С. и… … Энциклопедический словарь конституционного права

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souveraine te верховная власть) верховенство, единство,самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три разновидности С. ;. а) С. народа, или народный С. Суть этой концепции в том. что народ носитель С.… … Энциклопедия юриста

суверенитет — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Большой юридический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — – состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410). Понятие С. имеет два аспекта:… … Советский юридический словарь

Суверените́т — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Содержание

Государственный суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [1]

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [2] . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) [3] , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4] . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [5] .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [6] .

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа [7] .
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти [8] или как источник государственного суверенитета [9] . Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства [10] .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами [11] и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость» [источник не указан 863 дня] . При этом распространено мнение, что в федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. [12] Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что государственное образование имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий центральной власти федерации. [13]

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии» [14] . Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение [15] .

Право на международное вмешательство

В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе [16] комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу [17] . Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать» [18] .

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII - XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов», в ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст.3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно, любые сепаратические решения окажутся в противоречии с Конституцией.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми - здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ[15].

Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные выборы.

Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, являющиеся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном нраве, в ней закреплены только общие нормы о выборах Президента. Порядок выборов Президента определен Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[16], в Государственную Думу определен Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[17].

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных в Конституции. Конституционный уровень в данном случае необходим, поскольку роль идет об ограничении одного из основных прав граждан. Необходимые гарантии гражданам представляются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[18].

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

sнародное послушание это политико-правовая концепция, обозначающая тип политической системы. В отличие от того, что происходит с национальным суверенитетом, политическая власть которого основана на такой организации, как нация, в народном суверенитете власть исходит непосредственно от народа..

Оба типа суверенитета родились в ответ на старый абсолютистский режим, при котором власть осуществлялась королем и была почти всегда узаконена религией. Именно Руссо, наряду с другими просвещенными философами, сформировал этот тип общества.


Способ осуществления народного суверенитета - через избирательное право. Таким образом, если власть государства исходит от людей, они имеют право участвовать в своих решениях. В современных демократических обществах избирательное право является универсальным, но оно первым адаптировало этот законный принцип, используемый для установления некоторых ограничений..

Несмотря на это, народный суверенитет всегда стремится позволить всем людям участвовать. Это, пожалуй, главное отличие от национального суверенитета, который обычно требует многих условий для участия людей в политике..

  • 1 Что такое народный суверенитет??
    • 1.1 История
    • 1.2 Суверенные люди
    • 2.1 Избирательное право
    • 3.1 Перед лицом народного суверенитета

    Что такое народный суверенитет??

    Народный суверенитет - это принцип, который указывает на то, что люди являются носителями суверенитета в государстве. Таким образом, вся административная и политическая структура этого государства организована на основе аксиомы, что власть исходит от народа.

    Этот тип суверенитета оказался в оппозиции к национальному суверенитету. Последнее было интерпретировано очень ограничительно. Это началось с того, что суверенитет проживал в нации, концепция сложного определения, которая облегчает участие отдельных лиц..

    Народный суверенитет имеет важные последствия, когда речь заходит об организации государства. Необходимо создать соответствующие механизмы, позволяющие народу быть основой государственной власти. Речь идет о лицах, которые вместе образуют, что люди могут иметь право принимать решения в отношении решений, принимаемых государством.

    Теоретики народного суверенитета утверждают, что каждый гражданин является владельцем аликвотной части суверенитета. Сумма той небольшой части суверенитета, принадлежащей каждому человеку, составляет общую волю.

    история

    Еще в 1576 году Жан Болин дал определение понятию «суверенитет». Для автора это была «абсолютная и вечная власть республики». Со своей стороны, суверен был тем, кто имел право принимать решения, принимать законы, не принимая их от кого-либо и не подчиняясь решениям других, кроме божественного или естественного закона..

    Почти столетие спустя это определение, которое вписалось в абсолютизм, было принято Томасом Гоббсом. Это исключило из концепции суверенитета любую ссылку на естественное право, оставив суверена как единственный источник власти.

    Руссо в 1762 году вернулся к идее суверенитета. Подход, который дал ему французский философ, сильно отличался от того, который он имел до того времени. По его концепции, власть упала на людей, так как он считал, что можно жить и выживать в обществе без необходимости последнего лидера.

    Руссо писал, что «. власть, которая управляет обществом, - это общая воля, которая ищет общего блага для всех граждан . ». Экстраполируя это на политику, французы наделили людей функциями, которые суверен использовал для выполнения в одиночку.

    Суверенные люди

    В творчестве Руссо народ как обладатель суверенитета должен формироваться каждым гражданином на плоскости равенства. Их решения должны быть тщательно продуманы, поскольку они не должны соглашаться ни на что, что могло бы нанести ущерб законным интересам каждого человека..

    Для Жана Жака Руссо суверен - это люди, которые вышли из социального пакта, и, как тело устанавливает, общая воля проявляется в законе..

    Работа французского философа является первой, в которой появляется теория народного суверенитета. Таким образом, следуя его мысли, всеобщее избирательное право становится основным правом. Точно так же народный суверенитет был бы невозможен без равенства всех граждан, без учета каких-либо других соображений..

    С другой стороны, люди отдают часть своих прав в пользу власти, наделяя ее определенными прерогативами, определяемыми всем гражданством. Каждый человек одновременно является гражданином и подданным, поскольку он создает власть, но он также должен ей подчиняться.

    Как это осуществляется?

    Как отмечалось выше, народный суверенитет защищает государственную организацию, которая позволяет власти основываться на согласии населения. Таким образом, город становится элементом, определяющим действия самого государства..

    Чтобы добиться этого, и вопреки тому, что происходит с суверенитетом, основанным на других принципах, необходимо создать сложный государственный аппарат.

    В современных демократиях большинство выбрало репрезентативную систему. Речь идет о людях, выбирающих через всеобщее избирательное право своих представителей в различных государственных органах..

    Наиболее распространенными органами являются парламент и сенат. Это две палаты, состоящие из избранных представителей и имеющие разные законодательные функции. Над ними обычно находится судебный орган, который следит за тем, чтобы законы не противоречили конституции страны..

    Некоторые страны сохранили монархию, но лишили ее реальной власти. На практике это символическая позиция с функциями представления.

    избирательное право

    Народный суверенитет исторически был связан с избирательным правом. По мнению теоретиков, без участия граждан путем голосования невозможно было бы говорить о суверенитете, исходящем от народа.

    Столкнувшись с прямой демократией, представительная демократия через избирательное право позволяет лучше управлять территориями с большим населением. Вместо этого следует позаботиться о том, чтобы выборные представители не отклонялись от воли народа.-

    По мнению политологов, народный суверенитет не безграничен. Народ, хотя и суверенный, не может действовать вне закона и не противоречить конституции в своих решениях. Если вы хотите сделать глубокие изменения, вы должны сделать это в соответствии с установленными правовыми процедурами.

    Разница с национальным суверенитетом

    Так называемый национальный суверенитет устанавливает, что обладателем такого суверенитета является нация. Обычно это определяется как неделимая и уникальная сущность, отличная от индивидуумов, составляющих ее.

    На практике это может означать ограничение права голоса. На многих этапах истории определенным группам было запрещено голосовать на том основании, что их решения не соответствуют высшему благу нации..

    Следовательно, государство, основанное на национальном суверенитете, не должно быть даже демократическим. Принимая нацию как высшую концепцию, могут возникнуть авторитарные системы, которые утверждают, что их действия только стремятся к этому.

    Столкнувшись с народным суверенитетом

    Народный суверенитет и национальный суверенитет, как уже указывалось, не эквивалентны. В первом случае власть исходит от народа, а во втором - от самой концепции нации..

    Таким образом, в то время как в народном участии все граждане, равные перед законом, являются обязательными, в национальном это не должно быть так.

    Наиболее распространенным явлением было то, что в странах с национальным суверенитетом было установлено избирательное право при переписи, часто основанное на экономической ренте.

    Первым теоретиком национального суверенитета был аббат Джозеф Сийес. Столкнувшись с тезисом Руссо, Сийес выступил за то, чтобы правители основывали свои решения на национальном благе. Их не должны увлекать просьбы или пожелания людей, которых они считают неграмотными и влиятельными.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: