Народные суды в кабарде и балкарии были учреждены в каком году

Обновлено: 15.04.2024

Прежде чем рассмотреть административно-судебную реформу в Кабарде и горских (балкарских) обществах после окончания Кавказской войны, необходимо отметить вкратце, как царизм параллельно с завоеванием Кавказа военными методами постепенно устанавливал колонизационный режим и насаждал в крае русскую администрацию и русское судопроизводство.

Кабарда к началу Кавказской войны состояла из семи княжеских уделов, в том числе в Большой Кабарде: уделы Атажукиных, Мисостовых, Джамбулатовых, Бекмурзиных, Кайтукиных; а в Малой Кабарде – Таусултановых и Джеляхстановых.

В каждое удельное княжество входило несколько десятков деревень. Главой удела был старший из князей по возрасту, и он управлял уделом с помощью управленческого аппарата исключительно из мужчин. Туда входили: казначей, дворецкий, писарь, телохранители, которые выполняли и функции сборщиков податей, судебный исполнитель, полицейские и посыльный.

Самой низшей административной единицей удела была деревня, где владелец селения выполнял функции руководителя административно-политической власти.

Во главе высшей исполнительной власти Кабарды стоял верховный князь, избираемый из среды удельных князей на собрании представителей княжеских уделов – Хасе.

Высшим законодательным органом была Хаса. Она была в Кабарде многопалатной. Хасы были:

2) в партии, включавшей два удела;

3) при объединении трех уделов;

4) общекабардинская Хаса, т. е. Хаса Большой Кабарды.

Судебная система в Кабарде и горских (балкарских) обществах основывалась на обычном праве.

Таким образом, политический строй Кабарды к началу Кавказской войны представлял собой сословно-представительную монархию в форме федеративной княжеской республики.

Как было отмечено, царское правительство наряду с завоеванием Кавказа одновременно год за годом вводит в крае российские органы власти и судопроизводства. В 1785 г. царизм учредил на Кавказе институт наместничества. Наместник управлял всеми делами на территории Кавказа. Командующий войсками Кавказской линии ведал гражданскими и военными делами. Он осуществлял свое руководство краем через приставов, назначенных из числа офицеров русской армии.

На Северном Кавказе к середине XIX в. было 20 приставских управлений. Они вводились у горцев, перешедших к России, «для присмотра за поведением» местного населения и исполнением им российских законов. В Большой Кабарде приставское управление было введено в 1769 г. С этого времени кабардинские князья и дворяне должны были согласовывать свои действия с приставом. Это явилось первым серьезным ударом в ликвидации политической самостоятельности Кабарды. Приставы в Кабарде в одних случаях назывались «управляющими», в других – «начальником Большой Кабарды». Институт приставов просуществовал на Северном Кавказе до 50-х гг. XIX в.

Но после потери Кабардой своей политической самостоятельности административные органы на Северном Кавказе претерпевают определенные изменения. В 30–50-х гг. XIX в. Кавказская линия была территориально разделена на несколько самостоятельных регионов. В 1840 г. Кубанская линия переименована в Правый фланг Кавказской линии, где начальником был назначен генерал Засс. Кавказская линия теперь разделилась на пять частей: Черноморская линия, Правый фланг, Центр, Левый фланг и Владикавказский военный округ; каждая из них имела свое управление.

В 1830 г. Кабарда и горские (балкарские) общества были отнесены к Центру Кавказской линии. Военно-административное управление находилось в укреплении Нальчик.

В сентябре 1856 г. Кавказскую линию разделили на Правое крыло и Левое крыло. В состав Правого крыла Кавказской линии вошли воинские соединения, приставские управления и города, находившиеся в бассейне р. Кубань и Причерноморья, а в состав Левого крыла – воинские соединения, приставские управления и города бассейна р. Терек, в том числе Кабарда и горские общества. Следует здесь отметить, что на завершающем этапе Кавказской войны царизм искал пути постепенного привлечения некоторых представителей горцев к управлению краем.

Цариз в этом деле главным образом опирался на представителей местной верхушки. Так возникла на Северном Кавказе система так называемого военно-народного управления, где главными действующими лицами оставались представители царских военных властей, но формально к управлению привлекались и представители местной знати. В первую очередь к этому военно-народному принципу управления перешли в качестве эксперимента в 1852 г. в Чечне. Здесь было создано самостоятельное военно-административное управление, получившее название Чеченского управления.

Вскоре после этого приставские управления в других регионах Северного Кавказа были упразднены, и в 1858 г. созданы округа, в том числе и Кабардинский округ. В состав Кабардинского округа вошли Большая и Малая Кабарда и горские общества, но Малая Кабарда до 1862 г. оставалась в составе Осетинского округа.

Военно-народное управление официально было узаконено «Положением о Кавказской армии», утвержденным в 1858 г.

В 1860 г., когда фактически основным очагом сопротивления горцев русской армии остался Северо-Западный Кавказ и война перешла в свою завершающую стадию, Кавказская линия, потерявшая «свое значение как пограничная кордонная черта», была ликвидирована. Ее Правое крыло было переименовано в Кубанскую, а Левое – в Терскую область. В Кубанскую область вошли адыги, живушие в бассейне р. Кубань, карачаевцы, абазинцы, ногайцы и др. К Терской области отошли территории, занятые терским казачеством, кумыками, чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами.

Таким образом, в первые годы существования Терской области в ней были округа: Кабардинский, Кумыкский, Осетинский, Чеченский, Аргунский, Ичкерийский. Однако следует отметить, что при создании этих округов не учитывались в полном объеме этнические границы, которые существовали испокон веков между горцами. В частности, Малая Кабарда была включена в состав Военно-Осетинского округа, в его состав входила часть территории чеченцев и ингушей и т. д.

Малая Кабарда с 1862 г. вошла в Кабардинский округ отдельным участком.

В 1866 г. из всех Балкарских обществ был образован отдельный административный участок – Горский.

Вся полнота власти в округах была сосредоточена в руках представителей наместника Кавказа. Представители горского населения в лучшем случае выполняли вспомогательные функции и роль проводников линии наместника и его подчиненных.

После завершения Кавказской войны и окончательного включения Северного Кавказа в состав России и осуществления земельной реформы в Кабарде назрела объективная необходимость дальнейшей административно-судебной реформы. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский своим приказом от 3 мая 1860 г. упразднил Кавказскую линию. Все пространство от Главного Кавказского хребта предписывалось впредь именовать Северным Кавказом. Этот обширный край был разделен на три административные единицы: Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Области в свою очередь разделялись на округа. Во второй половине 60-х гг. XIX в. был подготовлен проект о новом административном устройстве Кубанской и Терской областей. Он был утвержден государственным Советом 30 декабря 1869 г. По новому «Положению о Кубанской и Терской областях» Терская область получила новое административное деление, согласно которому она делилась на семь административно-территориальных округов: Владикавказский, Георгиевский, Грозненский, Аргунский, Веденский, Кизлярский, Хасав Юртовский.

В состав Георгиевского округа вошли бывший Кабардинский округ, гор. Георгиевск и слобода Кисловодская. Административным центром округа стала слобода Нальчик. Как и прежде, и на этот раз не учитывались этнические границы народов, входящих в тот или иной округ. По новому административно-территориальному делению Северного Кавказа не упоминались исторические названия Кабарда, Осетия, Чечня и т. д.

Во главе окружных управлений по-прежнему стояли представители русской армии. Округа, как и прежде, делились на участки. Например, Георгиевский округ в первой половине 70-х гг. состоял из четырех участков: Баксанского, Черекского, Малокабардинского и Горячеводского. Руководителями участков были приставы, его помощники и письмоводители.

Одним из значительных моментов в административной реформе 60-х гг. XIX в. являлось создание в Кабарде и горских обществах новой системы административно-судебной системы управления. В 1870 г. было принято Положение, по которому общественное управление должно было состоять из сельского схода, сельского правления и сельского суда. Эти органы осуществляли всю административную и судебную власть на селе. Такая форма правления, которая была введена на Северном Кавказе, соответствовала той форме, что существовала в Центральной России. Это положение действовало на территории края с 1 января 1871 г.

С 80-х гг. XIX в. до революции 1917 г. произошли разного рода изменения в административно-территориальном устройстве народов Северного Кавказа. В частности, в 1876 г. был упразднен Георгиевский округ, а Кабарда и горские общества вошли в Пятигорский округ. В его составе они находились до 1882 г. С 1882 г. Кабарда и горские общества выходят из Пятигорского округа и образуется самостоятельный Нальчикский округ. Но в 1888 г. Малая Кабарда опять выделяется из него и включается в Сунженский отдел Терской области. Она там находилась до 1905 г.

Именно в 60–80-е гг. XIX в. Кабарда теряет значительную часть своей исторической территории, которую передают соседним народам, казачеству, русским и украинским крестьянам, переселенным в Кабарду.

В 60–70-е гг. XIX в. была осуществлена не только административная и судебная реформа, но и военная. 1 августа 1870 г. было опубликовано «Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Это «Положение» ограничивало бессрочную службу казаков 22 годами. Действительная же военная служба длилась 5 лет. От воинской службы освобождались лица, работавшие в государственных учреждениях и постоянно занимающиеся торговлей, а также учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений. Казаки оставались надежными союзниками царизма на Северном Кавказе, поэтому он шел на некоторое улучшение их положения и службы в армии.

Однако следует отметить, что военная реформа не распространялась на горцев Северного Кавказа, в том числе на кабардинцев и балкарцев. Они еще не внушали особого доверия царским властям. Слишком были наглядны трагические последствия Кавказской войны. Действительная военная служба для горцев заменялась взиманием особого денежного сбора. К действительной военной службе стали привлекать кабардинцев и балкарцев только с 1887 г. До этого дело сводилось к попыткам создать отдельные воинские подразделения из местного населения. Правительство рассчитывало использовать «иррегулярные войска» из среды горцев при подавлении национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа, т. е. им отводилась роль полицейских и карателей собственного народа.

Важнейшей составной частью преобразований в общественно-политической, социально-экономической жизни, проведенных в 60–70-е гг. XIX в., являлась судебная реформа в Кабарде и горских обществах. Наряду с административными реформами, царизм осуществлял и судебную реформу в ходе Кавказской войны. Судебная власть на Северном Кавказе полностью была подчинена интересам России и ее политике, проводимой в крае. Эта реформа проводилась постепенно вытесняя из жизни веками существовавшую судебную систему в Кабарде и горских обществах, основанную на обычном праве. Царизм все же вынужден был считаться с особенностями общественного уклада жизни, традициями и обычаями горцев.

Еще в 1793 г. в Кабарде вместо прежнего традиционного суда Хейжа вводятся новые судебные учреждения – родовые суды и расправы. Они в своей деятельности опирались на обычное право кабардинцев. Уголовные дела (убийство, разбой, измена) и другие более-менее серьезные преступления были переданы в ведение Верховного пограничного суда, т. е. эти дела рассматривались по законам Российской империи, а маловажные (семейно-бытовые и другие мелкие дела) рассматривались в родовых судах и расправах. Более того, Верховный пограничный суд, который возглавлялся моздокским комендантом, рассматривал как апелляционная инстанция решения родовых судов и расправ. Другими словами, и судебная власть, как и административная, находилась в руках российских офицеров. Кабардинское общество с самого начала деятельность родовых судов и расправ встретило враждебно: в этой реформе оно увидело ущемление своей самостоятельности.

В ходе Кавказской войны значительно возросла роль духовенства в Кабарде, и в конечном итоге под давлением народных масс царизм вынужден заменить в 1807 г. родовые суды и расправы шариатским судом Мехкеме. Верховный князь Кабарды одновременно становится председателем Верховного суда – Мехкеме.

И только после фактического завоевания Кабарды и с потерей ею политической самостоятельности в 1822 г. Ермолов создает Временный кабардинский суд вместо действовавшего с 1807 г. в Кабарде Мехкеме.

В Прокламации Ермолова от 22 августа 1822 г. говорится: «Восстанавливая порядок в Кабарде и учреждая через земли оной новую линию для охранения жилищ наших, с тем вместе признаю я полезным для собственного благославления вашего и разбора случающихся дел между вами установить суд.

Вследствие чего, составив предварительное начертание правил: для суда во временном наставлении, при сем для руководства вашего препровождаемом, членами сего суда назначаются:

Председателем – владелец подполковник Кучук Джанхотов.

Судьями: Кадий по выбору владельцев и узденей. Владельцы: Гаджи Мурзабек Хамурзин, капитан Темир Булат Атажукин.

Губернский секретарь Касай Картулов. Из узденей: от Малой Кабарды – Али Мурза Коголка, Беслан Куденетов, Али Конов. Секретарем – капитан Якуб Шарданов и чиновник российский для проверки журналов. Означенный суд имеет быть на р. Нальчик. Открытие его и надлежащее по управлению его со стороны начальства содействие поручено от меня артиллерии полковнику Копареву.

Чиновник сей был поставлен мной начальником всех войск, в землях кабардинских расположенных, будет назидать общее всех вас благосостояние, порядок, и для того требуется со стороны вашей должное к требованиям его внимание Временного суда, какие дела обязан рассматривать».

Как видно, формально членами суда являются и представители кабардинской знати, но вся деятельность Временного кабардинского суда находится под контролем российских военных властей. Временный кабардинский суд просуществовал с 1822-го по 1858 г.

Однако на завершающем этапе Кавказской войны царизм наряду с административной реформой осуществляет в Кабарде и горских обществах и судебную реформу. В 1858 г. в Кабардинском округе был создан народный суд. Аналогичные суды были и в других округах Терской области. При создании народного суда использовался опыт судопроизводства в крае предшествующих периодов. Кабардинский окружной народный суд состоял из пяти членов-депутатов. Из них четыре члена суда избирались «из среды князей, узденей и свободного сословия» на сословных участковых собраниях по одному депутату от каждого участка, а пятый – «от черного народа» из вольноотпущенников и холопов на окружном собрании. Основой народного суда оставались нормы обычного права горцев. В ведении шариатского суда оставались семейно-бытовые дела (бракосочетание, развод супругов, споры между родственниками, в том числе между родителями и детьми).

Все судебные дела разграничивались на гражданские и уголовные дела. Например, гражданские иски и маловажные уголовные дела (воровство, драка, кража женщин и т.д.) находились в ведении окружных судов. Согласно «Положению о порядке управления Терской областью» от 29 мая 1862 г. более серьезные уголовные дела были изъяты из ведения народных судов. К этим преступлениям относились: измена, возмущение против правительства и его органов, т. е. политические преступления, личное неповиновение начальству и его оскорбление, разбой, похищение казенного имущества, убийство и нанесение увечья.

Апелляционные дела окружных народных судов Терской области рассматривал так называемый Главный народный суд, созданный в 1862 г., который располагался в гор. Владикавказе. Этот суд состоял из председателя, 6 кадиев и 28 членов – депутатов от военно-народных округов Терской области. Члены суда назначались начальником области из представителей местной знати. Помимо этого, в военно-народных округах создавались участковые народные суды, т.е. в каждом участке округа были свои участковые народные суды. Так, например, в Кабарде в 4 административных участках были свои суды: Баксанский, Черекский, Малокабардинский и Горский (Балкарский), во главе которых стояли руководители участков.

Члены участкового народного суда избирались сроком на один год на участковом собрании выборщиков, избранных в селениях и сельских обществах. Решение участкового собрания об избрании состава суда утверждалось начальником округа. Количество членов суда определял руководитель области. Участковый суд рассматривал гражданские дела и

незначительные уголовные преступления. Семейные дела рассматривались по правилам шариата.

Наряду с народными судами на Северном Кавказе сохранялись так называемые посреднические (медиаторские) суды, которые создавались в каждом конкретном случае по требованию сторон-участников споров. Решения посреднических судов были окончательными и не подлежали

Таким образом, реформы, проведенные на Северном Кавказе, в том числе и административно-судебная, носили в целом прогрессивный характер. Одновременно они юридически закрепили завоевание Русским государством

горцев, которые окончательно вошли в состав Российской империи.

Эти реформы проводились на Северном Кавказе параллельно с его завоеванием в ходе Кавказской войны, хотя формально в органах административной и судебной власти были представлены и местные народы. Ключевые позиции во всех органах административной, военной и судебной власти занимали представители Российского государства.

Тем не менее, несмотря на значительные ограничения прав местного населения, эти реформы носили буржуазный характер, они создали объективные условия для втягивания Северного Кавказа в капиталистические отношения и развития его экономики и культуры. Эти реформы способствовали ликвидации патриархально-феодальных отношений.

Вопросы и задания

1. Какое значение имела отмена крепостного права в России в 1861г. для народов Северного Кавказа?

2. Объясните социально-классовую структуру Кабарды и балкарских обществ в 60-х гг. XIX в.

3. В чем особенности земельной реформы в Кабарде?

4. Покажите на карте КБР, какие балкарские населенные пункты были образованы на территории Кабарды в ходе земельной реформы.

5. На каких условиях были освобождены крестьяне в ходе реформы?

6. Как осуществлялась судебная и административная реформы в Кабарде и балкарских обществах?

7. Что дали эти реформы кабардинцам и балкарцам?


Кабардинские и балкарские крестьяне были освобождены от феодальной зависимости:

Причиной земельной реформы в Кабарде и Балкарии послужило стремление правительства

£ передать земли феодалов крестьянам

R снять остроту социальных противоречий

£ упрочить феодальную зависимость

R вовлечь Кабарду и Балкарию в капиталистические отношения

£ усилить социальный гнет

Кабардинские села в ходе земельной реформы были

£ раздроблены на хутора

R переведены в горные районы

Народные суды в Кабарде и Балкарии были учреждены

Словесные суды в округах Терской области были учреждены

Основными причинами проведения крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии были

R социальные конфликты

£ цели фискального характера

£ задачи полицейского характера

R экономическая необходимость

£ произвол царизма и его чиновников

Автором проекта проведения земельной реформы в Кабарде и Балкарии является

Проведением крестьянской реформы в Терской области руководил

Земельные преобразования в Кабарде проводилась на основе

R Акта от 20 августа 1863 года

£ Манифеста от 19 февраля 1861 года

£ Декрета о земле

£ Распоряжения губернатора Терской области

Земельная реформа в Кабарде проходила:

R в 1863-1869 гг.

В чем состояла отличительная особенность крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии

£ крестьяне освобождались без выкупа

R вначале провели земельную реформу в Кабарде, а за тем освободили крестьян

£ реформе предшествовал референдум

£ были учтены интересы князей и не были учтены интересы дворян

Проект освобождения крестьян от владельца предусматривал уплату

£ 100 руб. за взрослого и 10 руб. за несовершеннолетнего

R 200 руб. за взрослого и "прогрессивный" налог за несовершеннолетнего

£ 260 руб. за взрослого и 50 руб. за несовершеннолетнего

£ 100 руб. только за взрослого

Основным итогом земельной реформы и социально - экономических преобразований 60-х гг. 19 в. в Кабарде стало

13 января 1923 года в 11 часов дня в городе Нальчике состоялось заседание Президиума Центрального Исполнительного Комитета Кабардино-Балкарской Автономной Области, на котором присутствовали Бетал Калмыков, Боровицкий, Мидов, Фаддеев, Энеев, Гемуев, Б. Павлович, А. Павлович, Гурбанов, Панк, Лосев, Перфильев и Катханов.

Речь шла о реорганизации Губернского суда и Революционного трибунала в Областной суд Кабардино-Балкарской Автономной Области. С докладом выступил Председатель Губернского суда в Кабардино-Балкарской Автономной Области Антон Осипович Павлович, которого назначили на эту должность накануне, 29 декабря 1922 года. Его заместителями тогда же стали Панов и Мусукаев. Надо отметить, что Губернский суд не мог продолжать существовать с появлением у кабардинцев и балкарцев собственной автономной области. Поэтому возникла необходимость создать в КБАО именно Областной суд взамен Губернского. Революционный трибунал перестал играть ту важную для большевиков роль, которую он играл в период революционных баталий, так как в 1923 году в России и самой Кабардино-Балкарии уже твердо установилась Советская власть. Вполне логично было решено его также реорганизовать в систему цивильного суда.

Первым Председателем Областного суда Кабардино-Балкарской Автономной Области был назначен Антон Павлович. (Из личной карточки НКВД: «Павлович Антон Осипович, 1884 года рождения, коммунист, член партии с 1917 года, окончил Люцинское уездное училище и бухгалтерские курсы в Петрограде; до революции занимался канцелярской службой, с октября 1917 года служил в революционной армии, член исполкома Кабардино-Балкарской Автономной Области.)

На этом заседании Антон Павлович первым выступил с докладом, где сказал о том, что после реорганизации выдвинут личный состав Областного суда, который надо рассмотреть и утвердить. По предложению Бетала Калмыкова предлагаемый Антоном Павловичем список было решено утвердить в составе зампреда Облсуда Блицау, членов Запольского, Мусукаева, Панова, Абукова, Бозиева. Здесь же Калмыков предложил Президиуму горсовета представить дополнительный список крестьян города Нальчика и внести в список заседателей членов ок-ружных исполкомов. Таким образом, в Областном суде КБАО появились представители от городской общественности Нальчика и большевистских органов исполнительной власти. С одной стороны, Бетал Калмыков поджал суды общественным надзором, а с другой - партийным. Таким образом, с самого начала появления цивильных судов в КБАО за ними был установлен партийный надзор и о независимости судебной системы в то время не могло быть и речи.

На этом же заседании ЦИК КБАО 13 января 1923 года Антон Павлович рассказал о работе специального Съезда работников судебных учреждений, который был созван для выяснения положения судов на территории Кабардино-Балкарской области. Съезд, докладывал Павлович, выявил печальное положение судебных учреждений, где работал неподготовленный и слабый личный состав. На работе сказывалась материальная необеспеченность работников суда. Председатель Областного суда Кабардино-Балкарии Павлович открыто сказал, что на содержание судов не отпускалось как государственных, так и местных средств. Не хватало соответствующих помещений. Съезд высказался за увеличение судебных участков. Известный партийный деятель и революционер Магомет Энеев поддержал Антона Павловича, предложив сформировать суды в горных балкарских районах. При этом Энеев высказал мнение о том, чтобы судьи по определенным дням выезжали в районы для осуществления судопроизводства.

Надо пояснить, что в то время существовало понятие сельских судов, которые были расположены в сельской местности. Однако сельские суды были упразднены по всей стране приказом отдела юстиции, и на то были причины. Однако Павлович считал, что роспуск сельских судов будет преждевременным, и предлагал сохранить их хотя бы частично. Бетал Калмыков одобрил предложение Павловича, но высказался двояко: «То, что сказал Павлович, к этому мы должны идти, но увлекаться этим нельзя. Вопрос о существовании сельских судов остро стоял на Съезде работников суда. Существование сельского суда давно укоренилось в сознании людей, и одним махом решать этот вопрос нельзя. Необходимо сельские суды пока сохранить и мотивировать это перед центром и в то же время вести подготовительную работу к их упразднению, одновременно налаживая работу народных судов».

Из этого было ясно, что Кабардино-Балкария не была готова к созданию цивильных судов взамен сельских, а упразднение сельских судов могло вызвать недовольство крестьян и существенно ослабить правообеспечения населения, подавляющее большинство которого были тогда сельские жители. Учитывая, что область не готова была к резкому переходу к народным судам, Павлович от себя и от имени Съезда судебных работников настаивал на остав-лении сельских судов, причем как самостоятельных судов (без подчинения окружному и областному судам). Его поддержали Мидов и Энеев. На этом же заседании выступил Назир Катханов, который поднял вопрос об организации шариатских судов, но Бетал Калмыков одернул его, сказав, что на заседании обсуждается вопрос о сельских и народных судах. Позже, 11 января 1926 года, на пленарном заседании Облсуда КБАО слушался вопрос о введении в автономных республиках и областях шариатских и адатских судов. На заседании выступил с речью прохладненский мировой судья, а позже зампред Облсуда Ян Вержбицкий: «Ввиду того, что шариатские и адатские суды как пережиток старого быта имеют значение для тех областей, где последние сохранились и функционируют в настоящее время, для Кабардино-Балкарской же области, где таковые уже изжиты и никакого значения иметь не могут, признать создание таковых излишним». Таким образом, в 1926 году была окончательно поставлена точка в вопросе о шариатских и адатских судах в Кабардино-Балкарии.

Возвращаясь к сельским судам, надо сказать, что Правительство РСФСР пошло навстречу пожеланию Кабардино-Балкарского ЦИК, Съезда судей области и за подписью Председателя ВЦИК Михаила Калинина и Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР Алексея Рыкова в 1924 году 21 августа вышло постановление, которое гласило: «Ввиду бытовых особенностей сельского населения Кабардино-Балкарской Автономной Области, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляют: Дела, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом, могут в сельских местностях Кабардино-Балкарской Автономной Области, по согла-шению сторон, передаваться на разрешение третейских судов».

Таким образом, кроме сельских судов, в Кабардино-Балкарии несущественные дела крестьян рассматривались третейскими судами. Но вопрос о существовании сельских судов в области не устраивал многих чиновников, и борьба за их упразднение продолжалась. Краевой прокурор Северо-Кавказского края вынес протест по существованию сельских судов, на что ЦИК Кабардино-Балкарии послал ходатайство Президиуму ВЦИК РСФСР и копию прокурору Северо-Кавказского края, в котором говорилось: «Центральный Исполнительный Комитет Кабардино-Балкарской Автономной Области в целях правильной постановки судебного дела в области был озабочен учреждением сети народных судов; однако крайняя ограниченность бюджета давала возможность открыть таковые лишь в окружных центрах, отстоящих от окраинных селений на расстоянии до 120 верст. В то же время ЦИК имел в виду предоставить беднейшему населению

области возможность разрешать мелкие имущественные споры у себя же в селениях, не расходуясь на поездки в окружные центры по таким делам, по коим предмет судебного спора дешевле этих расходов, и не теряя времени на длительное прохождение дел в народных судах, перегруженных работой.

В таком же порядке близкого и быстрого разрешения предлагалось рассмотрение мелких уголовных дел. В соответствии с этой целью, Постановлением ЦИК от 20-24 февраля 1923 года, в каждом селении области были учреждены так называемые административные коллегии при сельских и окружных исполкомах, с подсудностью гражданских дел на сумму до 25 рублей золотом и с отнесением к их ведению мелких уголовных дел: о краже предметов продовольствия, самовольной запашке, порубке древесных насаждений на усадьбе, буйства, нанесения оскорбления действием и словами. Особенностью же этих коллегий было то, что привлеченная к ответу в этих учреждениях сторона имела право перенести разрешение дела в народный суд.

Далее ЦИК Кабардино-Балкарии приводит следующие факты: «1. К ведению третейских судов отнесены лишь гражданские дела, а следовательно, мелкие уголовные дела должны разре-шаться в народных судах с возможностью медленного движения их, с потерей сторонами и свидетелями рабочего времени и с неизбежными расходами по незначительному делу. 2. Сама регистрация третейских записей в народном суде и получение исполнительного листа также из народного суда ослабляет значение третейских судов как органа, близкого к населению и быстро разрешающего тяжбу, а потому может заставить обиженного бедняка совершенно отказаться от иска».

Из вышеизложенного видно, как ЦИК Кабардино-Балкарии заботился о правах населения области, тщательно прорабатывая право на судебную защиту малограмотных людей. Тем не менее надо сказать и о том, что административная борьба Калмыкова с центром тормозила развитие цивильных судов в Кабардино-Балкарии. Нельзя не учитывать и того, что правительство Калмыкова на тот момент не имело достаточных средств на развитие цивильных судов, поэтому Калмыков шел по пути наименьшего сопротивления, желая оставить сельские суды в том виде, как они были, тем более, что на их содержание денег не требовалось. Но политика федеративного правительства требовала отхода от сельских судов в каждом селе и развития нового, цивильного, государственного судебного института - народных судов.

В письме ЦИК КБАО содержится такая фраза: «Таким образом, является необходимым учреждение такого судебного органа, который был бы близок к населению, разрешал дела без промедления и не требовал расходов на свое содержание». Из этого понятно, что Бетал Калмыков искал путь к бесплатному, не требующему расходов суду, при этом не заботясь о правовой стороне вопроса, что подрывало бы основы самого судопроизводства, так как именно закон является главным фактором суда. Калмыков предлагал в письме учредить сельский народный суд в каждом селении области, где судьями были бы председатель сельского совета или его заместители, которые не имели юридического образования и в основе своей были обычными крестьянами и юридически неграмотными людьми.

Так непросто пробивал себе дорогу цивильный суд в Кабардино-Балкарии. Однако внимание ему уделялось огромное. Об этом свидетельствует штат сотрудников Областного суда КБАО. Для сравнения: в соответствии с приказом ЦИК КБАО № 128 от 17 октября 1923 года штат самого аппарата Областного ЦИК был 26 чел., а Областного суда - 38 чел.

Надо заметить, что в 1924 году в Областном суде произошло разделение уголовных и граждан-ских дел, следствием чего стало назначение двух заместителей Председателя Областного суда - по уголовным делам и гражданским. В 1925 году при населении в Кабардино-Балкарии 192 тыс. 600 чел. г. Нальчик и вся область обслуживались 5 народными судами, что, по мнению заместителя Председателя Областного суда Яна Вержбицкого, было очень малым количеством. Здесь надо учесть, что других народных судов в области не было и в Нальчик стекались все дела из 8 округов Кабардино-Балкарии. В среднем каждый народный суд обслуживал 38 500 человек.

При судах находились и следственные участки. На каждого следователя приходилось 48 000 населения, из чего Областной суд КБАО сделал заключение о том, что существующая сеть судебноследственных участков далеко не достаточна и требует немедленного расширения, не только ввиду ожидаемого роста числа гражданских дел, но главным образом, в целях разгрузки от накопленных дел. То есть, проблема загруженности судов существовала уже тогда, и руководство Областного суда делало попытки эту проблему разрешить. Для решения вопроса Ян Вержбицкий в своем плане развития судебной системы области предложил немедленно (с 1925-го по 1926 год) увеличить сеть судов на 4 новых суда: по одному открыть в Нагорном, Прималкинском, Казачьем округах, а также в Нальчике, выделив последний в самостоятельный городской участок.

В целях приближения суда к трудовым массам является также необходимым открытие с 1927-го по 1929 год второй камеры народного суда и второго следственного участка в Мало- Кабардинском округе, ввиду того, что в округ входит до 30 тыс. населения.

Зампред Облсуда Ян Вержбицкий затронул остро стоящий вопрос о квалификации кадров в судах Кабардино-Балкарской области. Дословно он сказал: «В окружных судебных учреждениях не имеется ни одного работника со специальной подготовкой, поэтому важнейшей задачей данного пятилетия является снабжение всех судебно-следственных участков квалифицирован-ным персоналом, прошедшим специальную подготовку хотя бы на краевых юридических курсах». Таким образом, Областной суд запланировал пропустить через юридические курсы 23 судьи и следователя и 17 технических работников. В то же время по предложению Областного

суда были организованы и местные областные трехмесячные курсы, которые были проведены в три этапа с 1926-го по 1927 год.

Читая эти материалы, следует учитывать, что Кабардино-Балкарская Область на тот период преимущественно состояла из сельского населения. Поэтому судебная система в основном базировалась в сельских округах области. Главной своей задачей Областной суд считал осуществление лозунга «Лицом к деревне».

Выше уже описывалась структура сельских судов. Заместитель Председателя Областного суда Ян Вержбицкий в этом же докладе отмечал: «Осуществление лозунга «Лицом к деревне» в ближайшее пятилетие в полном его объеме Облсуд считает возможным лишь путем национализации судебно-следственного аппарата на все 100 % и путем судоговорения на ме-стных языках. Национализацией судебно-следственных органов достигается двоякая цель: независимость этих органов от безответственного и бесконтрольного переводчика и непосред-ственная живая связь с трудовыми массами. Отчасти это уже достигнуто тем, что главные и руководящие должности в Облсуде заполнены националами, кроме того, все народные судьи и некоторые следователи также националы, судоговорение происходит на местных языках. Благодаря этому дух, работа и политика судебных учреждений строятся на основах восприим-чивости и отзывчивости к запросам национальных трудовых масс. Полная же национализация аппарата может быть достигнута путем подготовки националов на специальных юридических курсах». То есть с образованием национальной области кабардинцев и балкарцев возник естественный вопрос и о подготовке национальных юридических кадров из числа кабардинцев и балкарцев, что позже и было осуществлено силами исполкома области и Облсуда Кабардино-Балкарии.

На тот период милиция занималась охраной общественного порядка, а все следственные мероприятия осуществлялись следователями, которые были структурными единицами суда. В связи с этим суд являлся фактически карательным органом, который сам расследовал преступления и судил виновного. Поэтому Облсуд вместе с исполнительным комитетом области осуществлял мероприятия по уменьшению преступности. В 1925 году Облсуд отмечал, что одним из главных факторов мероприятий по уменьшению преступности следует признать поднятие общего культурного уровня населения области и его материального благосостояния, подготовку и повышение квалификации органов дознания и обеспечение их материально с целью привлечения к занятию должностей старших милиционеров и агентов уголовного розыска более развитых и грамотных людей. Одним из факторов уменьшения преступности заместитель Председателя Облсуда Вержбицкий также называл максимальное приближение суда к моменту совершения преступления.

В то же время последствиями таких предложений стали скорые и неправедные суды над «врагами народа», о которых много писалось в российской прессе последние годы.

Тот же Вержбицкий среди своих предложений по уменьшению преступности выдвинул интересную версию по учету и анализу преступлений: «Считаю необходимым установление в окружных центрах постоянного учета преступности, изучение таковой и выявление путем сопоставления с предшествующими периодами - места, степени и условия развития того или иного рода преступления и в зависимости от полученных таким путем данных принимать те или иные меры борьбы». Можно определенно сказать, что Ян Вержбицкий в 1925 году положил начало учету и систематизации преступлений в советский период в Кабардино-Балкарии. Мало того, он же предложил конкретный метод оценки преступности, увязывая преступления с конкретной местностью, менталитетом людей.

Статистика преступности на 1925 год была следующей. По первому кварталу года было осуждено 100 чел. За контрреволюционную деятельность ни одного, за преступления против порядка управления-33,6 %, за должностные преступления-2,6 %, за нарушение декрета об отделении церкви от государства -0,9 %, за хозяйственные преступления - 7,1 %, за преступления против жизни и здоровья - 25,7 %, за имущественные преступления -27,4 %, за военные преступления - 1,7 %, за нарушения правил охраны общественной безопасности - 0,9 %. По социальному положению среди осужденных крестьяне составляли 84,1 %, рабочие -4,4 %, служащие- 7,1 %, прочие -4,4 %.

С тех пор много воды утекло, и судебная система тоже менялась с изменениями в обществе. В 1998 году двадцатым по счёту председателям Верховного суда Кабардино-Балкарии был назначен Юрий Маиров. На его период работы пришлось много разных перипетий. Это и постоянно менявшееся законодательство в стране, это и неустроенность судов, обветшалое хозяйство, бытовые проблемы работников судебной системы, низкая заработная плата. Многие вопросы Юрию Халидовичу удалось решить, а что-то ещё в процессе.

За период с 1998 года по 2016 год Верховный суд КБР перебрался в новое красивое здание, где каждый судья обрёл новый кабинет, было образованно управление Судебного департамента в КБР, учреждён институт мировых судей КБР, организованна Служба обеспечения мировых судей КБР. Все здания городских и районных судов прошли полную санацию, а некоторые райсуды обзавелись новыми помещениями. Оплата труда работника суда стала значительно выше, а работа в судебной системе стала престижной.

Судебная система сегодня, как и 93 года назад живёт и индуцирует в общество законность и справедливость. Количество обращений граждан в суды по различным вопросам растёт, что безусловно свидетельствует не только о возрастающей правовой культуре граждан, но и доверию к судам. Несмотря на всю критику в российских СМИ судейское сообщество развивается, совершенствуется и становится профессиональней.

Кабардинские и балкарские крестьяне были освобождены от феодальной зависимости:

Причиной земельной реформы в Кабарде и Балкарии послужило стремление правительства

£ передать земли феодалов крестьянам

R снять остроту социальных противоречий

£ упрочить феодальную зависимость

R вовлечь Кабарду и Балкарию в капиталистические отношения

£ усилить социальный гнет

Кабардинские села в ходе земельной реформы были

£ раздроблены на хутора

R переведены в горные районы

Народные суды в Кабарде и Балкарии были учреждены

Словесные суды в округах Терской области были учреждены

Основными причинами проведения крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии были

R социальные конфликты

£ цели фискального характера

£ задачи полицейского характера

R экономическая необходимость

£ произвол царизма и его чиновников

Автором проекта проведения земельной реформы в Кабарде и Балкарии является

Проведением крестьянской реформы в Терской области руководил

Земельные преобразования в Кабарде проводилась на основе

R Акта от 20 августа 1863 года

£ Манифеста от 19 февраля 1861 года

£ Декрета о земле

£ Распоряжения губернатора Терской области

Земельная реформа в Кабарде проходила:

R в 1863-1869 гг.

В чем состояла отличительная особенность крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии

£ крестьяне освобождались без выкупа

R вначале провели земельную реформу в Кабарде, а за тем освободили крестьян

£ реформе предшествовал референдум

£ были учтены интересы князей и не были учтены интересы дворян

Проект освобождения крестьян от владельца предусматривал уплату

£ 100 руб. за взрослого и 10 руб. за несовершеннолетнего

R 200 руб. за взрослого и "прогрессивный" налог за несовершеннолетнего

£ 260 руб. за взрослого и 50 руб. за несовершеннолетнего

£ 100 руб. только за взрослого

Основным итогом земельной реформы и социально - экономических преобразований 60-х гг. 19 в. в Кабарде стало

£ полное обезземеливание крестьян

R уничтожение сословного землевладения

R сосредоточение в руках царского правительства земельного фонда Кабарды

£ наделение крестьян землей за выкуп

R раздача земли чиновникам царской администрации

Крестьяне Кабарды и Балкарии получили свободу в 1867 г. на условиях

Судопроизводство в Нальчикском округе в начале XX в. осуществлялось

£ в родовых судах

£ во Временном Кабардинском суде

R в Горском словесном суде

£ в Народном суде

Правовую основу деятельности судебных учреждений во второй половине XIX в. составляли нормы

£ законов военно - полевого суда

R Уголовного кодекса Российской Империи

Создание на Кавказе Российской административно - судебной системы завершается к

£ первой половине XIX века

£ 50 - 60-ым гг. XIX века

R концу XIX века

Численность населения Кабардинского округа в 1867 году составляла

Кабардинский округ был создан в ходе административно - судебных преобразований в

Главными отраслями хозяйства в Кабарде во второй половине XIX в. были

£ пчеловодство и бортничество

R земледелие и скотоводство

Развитие экономических связей Северного Кавказа с Россией ускорило строительство

R Владикавказской железной дороги

£ железных дорог регионального значения

Хозяйство кабардинцев и балкарцев в конце XIX - начале XX в. приобретают характер

Кабардинские и балкарские крестьяне были освобождены от феодальной зависимости:

Причиной земельной реформы в Кабарде и Балкарии послужило стремление правительства

- передать земли феодалов крестьянам

+ снять остроту социальных противоречий

- упрочить феодальную зависимость

+ вовлечь Кабарду и Балкарию в капиталистические отношения

- усилить социальный гнет

Кабардинские села в ходе земельной реформы были

- раздроблены на хутора

+ переведены в горные районы

Народные суды в Кабарде и Балкарии были учреждены

Словесные суды в округах Терской области были учреждены

Основными причинами проведения крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии были

- цели фискального характера

- задачи полицейского характера

- произвол царизма и его чиновников

Автором проекта проведения земельной реформы в Кабарде и Балкарии является

Проведением крестьянской реформы в Терской области руководил

Земельные преобразования в Кабарде проводилась на основе

+ Акта от 20 августа 1863 года

- Манифеста от 19 февраля 1861 года

- Декрета о земле

- Распоряжения губернатора Терской области

Земельная реформа в Кабарде проходила:

В чем состояла отличительная особенность крестьянской реформы в Кабарде и Балкарии

- крестьяне освобождались без выкупа

+ вначале провели земельную реформу в Кабарде, а за тем освободили крестьян

- реформе предшествовал референдум

- были учтены интересы князей и не были учтены интересы дворян

Проект освобождения крестьян от владельца предусматривал уплату

- 100 руб. за взрослого и 10 руб. за несовершеннолетнего

+ 200 руб. за взрослого и "прогрессивный" налог за несовершеннолетнего

- 260 руб. за взрослого и 50 руб. за несовершеннолетнего

- 100 руб. только за взрослого

Основным итогом земельной реформы и социально - экономических преобразований 60-х гг. 19 в. в Кабарде стало

- полное обезземеливание крестьян

+ уничтожение сословного землевладения

+ сосредоточение в руках царского правительства земельного фонда Кабарды

- наделение крестьян землей за выкуп

+ раздача земли чиновникам царской администрации

Крестьяне Кабарды и Балкарии получили свободу в 1867 г. на условиях

Кабарда и Горские (Балкарские) общества в конце XIX-начале XX в.

Задание > ТЗ 175 Тема 9-0-0

Судопроизводство в Нальчикском округе в начале XX в. осуществлялось

- в родовых судах

- во Временном Кабардинском суде

+ в Горском словесном суде

- в Народном суде

Задание > ТЗ 176 Тема 9-0-0

Правовую основу деятельности судебных учреждений во второй половине XIX в. составляли нормы

- законов военно - полевого суда

+ Уголовного кодекса Российской Империи

Задание > ТЗ 177 Тема 9-0-0

Создание на Кавказе Российской административно - судебной системы завершается к

- первой половине XIX века

- 50 - 60-ым гг. XIX века

Задание > ТЗ 178 Тема 9-0-0

Численность населения Кабардинского округа в 1867 году составляла

Задание > ТЗ 179 Тема 9-0-0

Кабардинский округ был создан в ходе административно - судебных преобразований в

Задание > ТЗ 180 Тема 9-0-0

Главными отраслями хозяйства в Кабарде во второй половине XIX в. были

- пчеловодство и бортничество

+ земледелие и скотоводство

Задание > ТЗ 181 Тема 9-0-0

Развитие экономических связей Северного Кавказа с Россией ускорило строительство

+ Владикавказской железной дороги

- железных дорог регионального значения

Задание > ТЗ 182 Тема 9-0-0

Хозяйство кабардинцев и балкарцев в конце XIX - начале XX в. приобретают характер

Революционное движение в Кабарде и Балкарии в начале XX в.

Задание > ТЗ 183 Тема 10-0-0

Воинское подразделение Северного Кавказа, принимавшее участие в Русско - Японской войне 1904-1905гг.

+ первая сотня Терско - Кубанского полка

- первая сотня Терской постоянной милиции

Задание > ТЗ 184 Тема 10-0-0

Волнения в Кабардинской сотне на Дальнем востоке в 1905 г. возглавил

Задание > ТЗ 185 Тема 10-0-0

Вооруженное восстание в октябре - декабре 1905 года состоялось в

Задание > ТЗ 186 Тема 10-0-0

Восстание в Нальчике в декабре 1905 года было подавлено

+ первой сотней Терской постоянной милиции

- первой сотней Терско - Кубанского полка

Задание > ТЗ 187 Тема 10-0-0

Для кабардинцев и балкарцев главным вопросом в ходе революции 1905-1907гг. являлся:

Задание > ТЗ 188 Тема 10-0-0

Аграрные выступления крестьян в 1906 году произошли в селениях

Задание > ТЗ 189 Тема 10-0-0

Вожаками аграрных выступлений 1906 года в Малой Кабарде были

Задание > ТЗ 190 Тема 10-0-0

Начальник округа, бежавший из Нальчика во время восстания в октябре 1905 года

Задание > ТЗ 191 Тема 10-0-0

Социально - экономические проблемы вызвали в 1913 году выступления крестьян

Задание > ТЗ 192 Тема 10-0-0

Причиной Зольского восстания кабардинских крестьян 1913 года стало

- административный произвол чиновников

+ захват помещиками летних пастбищ

- захват балкарскими помещиками лесных дач

Задание > ТЗ 193 Тема 10-0-0

Начальником Нальчикского округа в период Зольского и Черекского восстаний был

Задание > ТЗ 194 Тема 10-0-0

Черекское восстание произошло из-за захвата таубиями

- пахотных угодий крестьян

Задание > ТЗ 195 Тема 10-0-0

Зольское и Черекское восстания крестьян 1913года закончились

- компромиссом между феодалами и крестьянами

- победой крестьян над феодалами

Задание > ТЗ 196 Тема 10-0-0

Накануне Зольского восстания 1913года в Кабарде побывал известный большевик

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: