Направлял деятельность верховных судебных органов ведал местным управлением в древнем египте кто

Обновлено: 15.04.2024

Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов — занимали, как…правило, члены царского дома.

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными государственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Иногда верховные сановники передавали часть функций другим сановникам.

Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. Египетская армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобождавшихся от полевых работ. Полицейские функции выполняли специальные отряды.

В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.

Древние общинные суды все больше вытеснялись представителями царской юрисдикции. Высшая судебная инстанция — «шесть великих домов» — находилась в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. К царским судам относились также коллегия тридцати, суды номов, суды городов. Известны храмовые суды.

Стоявшие во главе областей — номов номархи осуществляли хозяйственное управление областью и отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.

К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала ослабевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет дарений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Окружающая фараона армия приживальщиков увеличивалась, что приводило к опустошению царской казны. Вельможи добивались освобождения от уплаты налогов, от содержания проезжающих по их. земле лиц, находившихся на службе у фараона, от посылки; своих людей на общественные работы. Во многих местах правление номами переходило по наследству от отца к сыну.

Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени». Многочисленные дворцовые перевороты свидетельствуют о политическом кризисе, за которым наступил экономический кризис. Древнее царство распалось. Но по прошествии переходного периода смут на развалинах его возникает новое царство — Среднее. Страна выбралась из хаоса, и Египет опять целиком оказался, как и прежде, под властью одного фараона. Он носил титул «божественный».

Древний Египет, 3500-332 гг. до н. э.

§ 4. Среднее царство

С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства.

Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок.

Освобождение областей от центральной власти вызвало оживление хозяйственной деятельности на местах.

Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной стороны, происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой стороны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»). Среди неджесов выделялись зажиточные хозяева и мелкие крестьяне. Разбогатевшие представители среднего слоя населения проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли сильными неджесами. Им противостояли бедные неджесы, по своему положению мало отличающиеся от рабов. Растет значение средних слов горожан в жизни общества. Город представляет собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Суд на всех этапах исторического развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые разрешают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи. Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников – царских судей – осуществлял сам фараон, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Ему непосредственно подчинялся «начальник шести великих домов», возглавлявший судебное ведомство и отвечавший за судопроизводство по всей стране.

В Новом царстве фараону подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Он мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником.

Преступлениями признавались: 1) посягательства на государственный и общественный строй – измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн – считались наиболее тяжкими преступлениями, и ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи; 2) преступления религиозного характера – убийство священных животных, чародейство; 3) преступления против личности – убийство, членовредительство; 4) имущественные преступления – кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Обычной мерой наказания была смертная казнь, за более легкие преступления применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Основной целью наказаний было устрашение.

Египет знал как уголовное, так и гражданское право, но в обоих случаях процесс велся одинаково. Возбуждение дела происходило по заявлению потерпевшей стороны. Обвинение требовалось доказать путем свидетельских показаний, клятвы, а также добычи сведений с применением пытки. Показания и процесс записывались писцами.

В Египте существовал аналог тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них «царских людей». Преступников, рабов-иноземцев и т. д. использовали на тяжелых принудительных работах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В

7. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке

7. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке Политические и правовые учения в специальном смысле этого понятия появились в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых

42. Право собственности в Древнем Риме

42. Право собственности в Древнем Риме В Древнем Риме для обозначения права собственности использовали термин dominium, а позже, в период зрелой республики, появился термин proprietas. Термин dominium можно рассматривать как нерасчлененное квиритское право владения, а proprietas ближе к

111. Особые категории завещателей и наследников в древнем праве

111. Особые категории завещателей и наследников в древнем праве Завещательный акт в древнеримском праве был обставлен формальными сложностями. В некоторых ситуациях и для определенной категории лиц формальные ограничения были сведены к минимуму.От обязанности

15. Право в Древнем Египте

15. Право в Древнем Египте Источником права в Древнем Египте было обычное право, основанное на обычаях, а с развитием государства – законодательная деятельность фараонов.Египетское право знает следующие виды земельных владений : государственные; храмовые; частные;

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае

29. Особенности государственного устройства в Древнем Китае Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Глава 4 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1. Лао-цзы Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме

З.З.Гомосексуализм в Древнем Риме Как не печально, но даже мощные цивилизации, огромные империи с их культурными достижениями гибнут, оставляя для потомков лишь крохи того, что ценилось когда-то. На смену утонченному аристократическому эллинизму пришла грубость и

Происхождение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире: мифология и свидетельства историков

Происхождение инцеста, сексуального насилия и проституции в Древнем мире: мифология и свидетельства историков Целью представленного в данной главе исследования явился поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с

  • ЖАНРЫ 361
  • АВТОРЫ 288 315
  • КНИГИ 693 607
  • СЕРИИ 26 522
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783

Назначение курса. Знание всеобщей истории государства и права (иначе этот предмет называется «История государства и права зарубежных стран») нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Предмет всеобщей истории государства и права как учебной дисциплины определяется с учетом названных реалий.

Всеобщая история государства и права исследует вопросы возникновения, развития, функционирования государства и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического времени и региона; анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся в разных странах в различные времена.

Таким образом, в рамках учебной дисциплины мы изучаем не всемирную историю государства и права, а лишь «всеобщую», т. е. такую, которая охватывает как наиболее общие тенденции истории государства и права, так и наиболее типичные особенности этой истории. Познавая историю, мы обнаруживаем наличие множества путей развития, в разной степени воплощающих доминирующую тенденцию, а также тенденции, приближающиеся к ней или ей противостоящие.

Всеобщая история государства и права в числе важнейших конкретно-исторических проблем изучает механизмы возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на совершенных ошибках, чтобы их не повторять.

Место всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин в главном определяют реалии объекта исследования. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие человечества, угроза его ослабления, распада и даже гибели стали объективной причиной образования особой, стоящей над ним регулирующей силы, а отсюда и государства, обеспечивающего его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства, например, угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения механизм государства оказывался все более подчиненным верхам общества, ставящим его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость государства и права обусловливается совокупностью причин самого различного, прежде всего общенационального, порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась и используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.

Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь внутренней закономерности своего развития. При этом важно, каким является государство — авторитарным или демократическим, какие социальные слои и группы контролируют механизм его развития, замедляя или стимулируя общественный прогресс.

Необходимо учитывать и многообразие государственно-правового развития отдельных стран. Истории известны локально сформировавшиеся общества, которые занимают определенные территории и имеют важные самобытные социально-экономические, религиозно-культурные и государственно-правовые особенности. Соответственно им присущи свои мотивы и стереотипы поведения; своя система ценностей, равно как и средств их сохранения. Своеобразие этих стран обусловливалось многими конкретно-историческими причинами, среди которых природно-климатические условия и нередко географическая изолированность от остального мира занимали далеко не последнее место. В таких условиях страны, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формировали неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Неоднозначность государственно-правового развития особенно ярко проявлялась во времена Древнего мира и отчасти Средневековья. Лишь постепенно, в последующие века, по мере упрочнения взаимосвязей наметилось преодоление этого феномена, что подтверждает в конечном итоге глобальное единство развития человечества. Причем и в настоящее время магистральные, доминирующие закономерности развития государства и права, в каждой стране проявляются неодинаково.

Национальная государственно-правовая история оказывается богаче, «хитрее» общей теории. Соответственно «логическое», т. е. общая закономерность развития, и «историческое», т. е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного исторического времени.

Сказанное во многом определяет взаимосвязь всеобщей истории государства и права с теорией государства и права.

Обе эти дисциплины, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, совместно изучают доминирующие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.

Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи всеобщей истории государства и права и истории политических и правовых учений. Последняя изучает вопросы возникновений; и развития, социальной эффективности государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее творящие, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и главное — цели. Массовое поведение основных социальных групп, особенно в переломные моменты истории, также во многом детерминируется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, традиции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, «мертвые управляют живыми».

Идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране в определенный исторический период, многообразны, а также относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.

Всеобщая история государства и права и история государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.

Оба предмета совместно с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическую, а если говорить в более широком плане — гносеологическую основу отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.


Назначение курса. Знание всеобщей истории государства и права (иначе этот предмет называется «История государства и права зарубежных стран») нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Предмет всеобщей истории государства и права как учебной дисциплины определяется с учетом названных реалий.

Всеобщая история государства и права исследует вопросы возникновения, развития, функционирования государства и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического времени и региона; анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся в разных странах в различные времена.

Таким образом, в рамках учебной дисциплины мы изучаем не всемирную историю государства и права, а лишь «всеобщую», т. е. такую, которая охватывает как наиболее общие тенденции истории государства и права, так и наиболее типичные особенности этой истории. Познавая историю, мы обнаруживаем наличие множества путей развития, в разной степени воплощающих доминирующую тенденцию, а также тенденции, приближающиеся к ней или ей противостоящие.

Всеобщая история государства и права в числе важнейших конкретно-исторических проблем изучает механизмы возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на совершенных ошибках, чтобы их не повторять.

Место всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин в главном определяют реалии объекта исследования. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие человечества, угроза его ослабления, распада и даже гибели стали объективной причиной образования особой, стоящей над ним регулирующей силы, а отсюда и государства, обеспечивающего его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства, например, угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения механизм государства оказывался все более подчиненным верхам общества, ставящим его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость государства и права обусловливается совокупностью причин самого различного, прежде всего общенационального, порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась и используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.

Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь внутренней закономерности своего развития. При этом важно, каким является государство — авторитарным или демократическим, какие социальные слои и группы контролируют механизм его развития, замедляя или стимулируя общественный прогресс.

Необходимо учитывать и многообразие государственно-правового развития отдельных стран. Истории известны локально сформировавшиеся общества, которые занимают определенные территории и имеют важные самобытные социально-экономические, религиозно-культурные и государственно-правовые особенности. Соответственно им присущи свои мотивы и стереотипы поведения; своя система ценностей, равно как и средств их сохранения. Своеобразие этих стран обусловливалось многими конкретно- историческими причинами, среди которых природно-климатические условия и нередко географическая изолированность от остального мира занимали далеко не последнее место. В таких условиях страны, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формировали неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности.

Неоднозначность государственно-правового развития особенно ярко проявлялась во времена Древнего мира и отчасти Средневековья. Лишь постепенно, в последующие века, по мере упрочнения взаимосвязей наметилось преодоление этого феномена, что подтверждает в конечном итоге глобальное единство развития человечества. Причем и в настоящее время магистральные, доминирующие закономерности развития государства и права, в каждой стране проявляются неодинаково.

Национальная государственно-правовая история оказывается богаче, «хитрее» общей теории. Соответственно «логическое», т. е. общая закономерность развития, и «историческое», т. е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного исторического времени.

Сказанное во многом определяет взаимосвязь всеобщей истории государства и права с теорией государства и права.

Обе эти дисциплины, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, совместно изучают доминирующие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.

Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи всеобщей истории государства и права и истории политических и правовых учений. Последняя изучает вопросы возникновений; и развития, социальной эффективности государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее творящие, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и главное — цели. Массовое поведение основных социальных групп, особенно в переломные моменты истории, также во многом детерминируется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, традиции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, «мертвые управляют живыми».

Идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране в определенный исторический период, многообразны, а также относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.

Всеобщая история государства и права и история государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.

Оба предмета совместно с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-исторических наук, составляющих теоретическую, а если говорить в более широком плане — гносеологическую основу отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную

Книга "История государства и права зарубежных стран"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными государственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Иногда верховные сановники передавали часть функций другим сановникам.

Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. Египетская армия состояла из двух частей: небольшого отряда специально обученных и хорошо подготовленных солдат и большого ополчения из крестьян, набиравшихся в войско на несколько месяцев и временно освобождавшихся от полевых работ. Полицейские функции выполняли специальные отряды.

В этот период создаются важнейшие ведомства государства: военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.

Древние общинные суды все больше вытеснялись представителями царской юрисдикции. Высшая судебная инстанция — «шесть великих домов» — находилась в столице. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности. К царским судам относились также коллегия тридцати, суды номов, суды городов. Известны храмовые суды.

Стоявшие во главе областей — номов номархи осуществляли хозяйственное управление областью и отдавали приказания о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.

Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.

К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала ослабевать. Номинально вся земля страны считалась собственностью фараона. Реально же царские поместья уменьшались за счет дарений, раздаваемых в награду за придворную и другую службу. Окружающая фараона армия приживальщиков увеличивалась, что приводило к опустошению царской казны. Вельможи добивались освобождения от уплаты налогов, от содержания проезжающих по их. земле лиц, находившихся на службе у фараона, от посылки; своих людей на общественные работы. Во многих местах правление номами переходило по наследству от отца к сыну.

Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени». Многочисленные дворцовые перевороты свидетельствуют о политическом кризисе, за которым наступил экономический кризис. Древнее царство распалось. Но по прошествии переходного периода смут на развалинах его возникает новое царство — Среднее. Страна выбралась из хаоса, и Египет опять целиком оказался, как и прежде, под властью одного фараона. Он носил титул «божественный».

История государства и права зарубежных стран i_001.jpg

Древний Египет, 3500-332 гг. до н. э.

§ 4. Среднее царство

С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства.

Во второй половине эпохи Древнего царства на местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи значение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Общеегипетская власть фараонов приходит в упадок.

Освобождение областей от центральной власти вызвало оживление хозяйственной деятельности на местах.

Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной стороны, происходит значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой стороны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»). Среди неджесов выделялись зажиточные хозяева и мелкие крестьяне. Разбогатевшие представители среднего слоя населения проникали в среду жречества и чиновничества, становились писцами, торговцами и даже землевладельцами. Их называли сильными неджесами. Им противостояли бедные неджесы, по своему положению мало отличающиеся от рабов. Растет значение средних слов горожан в жизни общества. Город представляет собой общину, которая являлась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Начало эпохи Среднего царства ознаменовано почти неограниченной властью номархов. В период расцвета Среднего царства фараоны, стремясь к объединению государства и укреплению центральной власти, пытаются ограничить власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

В правление Амменемхета III происходит усиление могущества государственной власти. Ему удалось ослабить власть номархов, однако это не уничтожило противоречий, раздиравших общество Египта во время Среднего царства, что способствовало завоеванию Египта под конец Среднего царства гиксосами.

§ 5. Новое царство

С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575–1087 гг. до н. э.).

В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Это был второй золотой век Египта.

Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Рабами владели даже люди скромного общественного положения — пастухи, ремесленники, садовники и т. п. Развитие рабства можно объяснить возросшей потребностью небольших хозяйств в рабском труде, который использовался уже не только в домашнем хозяйстве. Из среды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и другие ремесленники.

Среди земледельцев, очевидно, имелось немало общинников. Лишь немногие из них разбогатели, основная же масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. Были также земледельцы, которые использовались частными лицами. Некоторые состоятельные земледельцы имели свой рабочий скот, рабочее снаряжение. Храмовые земледельцы могли иметь рабов. Периодически проводились смотры людей, скота, птицы с целью наложения различных тягот, назначения на ту или иную работу.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества. С ростом богатства высшего жречества происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном.

Отличительной чертой государственного строя данного, периода является тот факт, что фараон покровительствует сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Таким образом, служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую.

Первым и высшим сановником был везир. Он ведал установлением придворного церемониала во дворце, всеми канцеляриями, управлением столицы, распоряжался всем земельным фондом страны и всей системой водоснабжения; в его руках была высшая военная власть, сосредоточены верховный судебный надзор и контроль за всем податным и местным управлением.

Важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: