Налоговый учет возник по причине государственного регулирования бухгалтерского учета

Обновлено: 23.04.2024

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета.

В силу сложившихся в настоящее время особенностей развития рыночных отношений в России государство предъявляет к информационным системам коммерческих предприятий ряд важных требований, способствующих реализации двух главных программ:

- привлечение зарубежных инвестиций в экономику;

- наполнение доходной части федерального и местного бюджетов.

Оба направления до недавнего времени обеспечивались структурами бухгалтерского учета и контролировались Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Сблизить налоговый и бухгалтерский учеты до состояния тождественности не получится никогда. Государство попросту не может себе позволить взимать налог с дохода, сформированного по бухгалтерским правилам, которые позволяют учитывать в уменьшение доходов любые необходимые, по мнению организации, для ведения деятельности затраты. Таким образом, полностью сблизить бухгалтерский и налоговый учеты практически невозможно. Прежде всего, потому, что одинаковые правила учета вряд ли будут одобрены государством.

Цель работы – изучить отличия бухгалтерского учета от налогового учета.

- рассмотреть сущность налогового и бухгалтерского учета;

- выявить отличия бухгалтерского учета от налогового учета;

- рассмотреть на примере предприятия ООО «Строительные машины» специфику и различия в ведении бухгалтерского и налогового учета.

Объектом исследования в курсовой работе выступает организация ООО «Строительные машины».

Объектом исследования являются факты хозяйственной жизни ООО «Строительные машины».

Предметом исследования является организация бухгалтерского и налогового учета в ООО «Строительные машины».

Основным видом деятельности ООО «Строительные машины» является производство и продажа строительного оборудования.

ГЛАВА 1. Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета

1.1. Понятие и сущность налогового учета

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе [1] . Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Аналитические регистры − это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета [2] .

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Первичные учетные документы − это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам).

В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать следующие реквизиты [3] :

- наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйственной операции, подпись ответственного лица.

Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения регистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовыми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Министерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке рекомендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации.

Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т. е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, − сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность [4] .

по прибыли. Разработанные регистры могут быть произвольно расширены, дополнены, разделены или иным способом приспособлены для отражения деятельности данного предприятия.

Отсутствие регистра в числе предложенных, а также наличие собственного регистра не может служить основанием для применения налоговых санкций. Наказуемым является неправильное исчисление налога на прибыль.

Как уже было указано, характерной чертой учетно-налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во многом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) специализированных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогового и бухгалтерского учета можно в регистрах бухгалтерского учета выделять дополнительные субсчета либо к каждой записи добавлять информацию, необходимую для исчисления налоговой базы. Регистры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информацию для использования данных в целях исчисления прибыли по правилам главы 25 НК РФ, будут признаваться регистрами налогового учета (согласно ст. 313 НК РФ). В частности, большинство предприятий использует данные бухгалтерского учета для формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. В то же время, как показывает практика, существуют отдельные виды операций, по которым использование данных бухгалтерского учета в целях налогового учета не представляется возможным. Такие операции могут быть определены только в системе налогового учета с использованием налоговых регистров.

1.2. Понятие и сущность бухгалтерского учета

Начнем с определения термина «бухучет», которое закреплено в Федеральном законе № 402-ФЗ. Итак, бухгалтерский учет (БУ) — это систематическое и своевременное документирование всех фактов хозяйственной деятельности субъекта и формирование бухгалтерской финансовой отчетности на основании этих сведений [5] .

Его ключевая цель — это формирование достоверных и исчерпывающих источников отчетной информации о текущем финансовом состоянии экономического субъекта. Отчетные сведения позволяют пользователям (как внешним, так и внутренним) принимать соответствующие управленческие решения и оценивать результаты деятельности.

После изучения показателей бухотчетности кредитор или инвестор принимает решение о выдаче целевого займа или открытии инвестиционного проекта. Также удовлетворительные данные финотчетности позволят участвовать компании в государственных и(или) муниципальных закупках.

Отчетные источники — это ключевой рычаг внутреннего управления. Руководство компании, основываясь на показателях бухотчетов, может скорректировать текущую политику, принять взвешенное и своевременное решение.

Ведение БУ обязательно практически для всех экономических субъектов. Освобождения сделаны только для индивидуальных предпринимателей и иностранных представительств. Даже субъекты малого предпринимательства, НКО и «Сколковцы» обязаны вести БУ, пусть и в упрощенном виде.

Определение бухучета дано в главном бухгалтерском нормативном документе — в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете». Согласно указанной норме бухучет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухучета — формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозсубъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности.

Именно на основании бухотчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа. Удовлетворительные данные бухотчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.

Не менее интересна информация, зафиксированная в бухотчетности, и внутренним пользователям: на ее основании учредители и руководство принимают взвешенные управленческие решения.

А теперь посмотрим, кто должен вести бухучет — об этом расскажет ст. 6 закона 402-ФЗ. В данном случае исключение сделано только для двух категорий субъектов: ИП (а также частных лиц) и иностранных представительств, если они ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательным порядком. Кроме того, предусмотрена возможность ведения бухучета в упрощенном варианте для некоторых субъектов:

- участников проекта «Сколково».

Все остальные лица обязаны вести бухучет в общем порядке, руководствуясь специальными правилами, закрепленными в плане счетов и положениях бухгалтерского учета (ПБУ), нормы которых регламентируют те или иные направления бухгалтерской учетной деятельности. По состоянию на 2016 год действует 24 ПБУ.

Чем отличаются положения российского и международного финансового учета — читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

Существует еще одна особенность бухгалтерского учета — практически всегда он ведется только методом начисления (п. 5 ПБУ 1/2008): хозоперации отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства (п. 5 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012), которым разрешено вести бухучет кассовым методом. Однако на практике кассовый метод в бухучете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.

И еще один нюанс. В бухгалтерском учете очень четко просматриваются особенности, определяющие различия в его ведении предприятиями разных отраслей и форм собственности. Так, например, план счетов для коммерческих организаций утвержден приказом Минфина от 31.10.2004 № 94н, а план счетов для бюджетников — приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ Отличий бухгалтерского и налогового учета

Согласно 313 статье НК РФ, налоговый учет — это специализированная система обобщения информации на основании данных первичной документации с учетом законодательно установленных норм, требований и правил с целью исчисления налоговых обязательств. Иными словами, налоговый учет — это формирование полной, достоверной и исчерпывающей информации для определения размеров налогооблагаемой базы, исчисления сумм фискальных платежей, осуществления расчетов с бюджетом в полном объеме и составление на основании этих сведений специальных форм фискальной отчетности.

Пользователи фискальной отчетности — это налоговики. Анализируя отчетные источники, государство реализует контрольную функцию, то есть выявляет правильность исчисления и полноту перечисления налогов, сборов, взносов в бюджет. Следовательно, основополагающая разница между бухгалтерским и налоговым учетом заключается в их целях. Для бухгалтерского учета основная цель — подготовка достоверной отчетности для пользователей о результатах деятельности. В то время как цель налогового учета — реализация фискальной функции государства, которая заключается в пополнении бюджета.

Ведение налогового учета обязательно для всех экономических субъектов. Никаких исключений не предусмотрено. Даже обычные граждане не имеют привилегий, хотя налоговый учет за физических лиц ведут налоговые агенты. К примеру, работодатели в части исчисления и уплаты НДФЛ. Это обстоятельство является одним их ключевых отличий бухгалтерского и налогового учета.

Фискальное законодательство едино для всех налогоплательщиков. То есть НК РФ — это норматив, который обязаны применять все, независимо от:

  • форм собственности;
  • организационно-правовых форм;
  • специфики и вида деятельности, размера штата;
  • объемов производства;
  • объема доходов;
  • выбранных режимов налогообложения.

В то же время нормы БУ определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от вида деятельности. Например, для государственного учреждения и банковской организации положения по БУ будут совершенно разными, а вот применение НК РФ обязательно для обоих субъектов. Так, единство норм по налоговому учету и специализация по отраслям деятельности для БУ определяют третье различие бухучета и налогообложения.

Помимо ключевых различий бухгалтерского и налогового учета, имеются специфические отличительные характеристики. Суть этих отличительных признаков (характеристик) заключается в том, что в зависимости от вида учета порядок принятия одного конкретного показателя может существенно отличаться. Например, одна и та же операция в рамках деятельности конкретного экономического субъекта может быть принята к бухгалтерскому учету по одним нормам, а в налоговом учете — по другим.

Представим все специфические различия бухгалтерского и налогового учета в таблице 1.


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон "О бухучете" читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2021-2022 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 "Запасы" (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 стали обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.

Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Для каждой организации актуально ведение двух законодательно закрепленных видов учета. Каждый из них имеет свои цели и задачи. В чем же заключается разница между бухгалтерским и налоговым учетом? Читайте в нашей статье.

В чем разница между бухгалтерским и налоговым учетом?

Для каждой организации актуально ведение двух законодательно закрепленных видов учета. Каждый из них имеет свои цели и задачи. В чем же заключается разница между бухгалтерским и налоговым учетом?

Во-первых, различаются цели ведения учета. Бухгалтерский учет дает информацию о результатах деятельности руководству организации и заинтересованным лицам. Налоговый учет позволяет фискальным органам контролировать полноту уплаты налогов, достоверность отчетности и исполнение законодательства о налогах и сборах.

Во-вторых, для целей налогообложения разработано соответствующее законодательство, в частности, Налоговый кодекс. Бухгалтерская отчетность ведется согласно федеральному закону, ПБУ и другим документам. Именно законодательное регулирование — это главная причина возникновения различий.

Чем отличается бухгалтерский учет от налогового учета?

  • порядком отражения и признания в отчетах доходов и расходов;
  • порядком отражения имущества, подлежащего амортизации и способом ее начисления;
  • порядком формирования резервов;
  • подходом к оценке МПЗ и др.

Из-за отличий в порядке учета возникает расхождение в размере налогооблагаемой прибыли, следовательно, появляются временные и постоянные разницы в бухучете и налоговом учете.

Постоянные разницы в бухгалтерском и налоговом учете

Постоянные разницы возникают из-за части прибыли, которая относится только на бухгалтерскую или только на налогооблагаемую прибыль. То есть, если в вашей организации фактические и налогооблагаемые доходы или расходы отличаются, то возникают постоянные разницы. Так появляются постоянные налоговые обязательства (ПНО) или активы (ПНА). Из-за ПНО налог на прибыль, который вы отразите в отчетном периоде, возрастет, а ПНА уменьшает платежи. В балансе ПНО и ПНА не отражайте, так как они признаются в периоде, когда возникли постоянные разницы.

Однако ПНО и ПНА нужно показать в отчете о финрезультатах, а именно в строке 2421. Для их учета используют счета 68 и 99.

Начислено ПНО: Дт 99 Кт 68
Начислен ПНА: Дт 68 Кт 99

Временные разницы в бухгалтерском и налоговом учете

Если вы относите на различные отчетные периоды доходы и расходы, которые образуют фактическую прибыль и формируют базу по налогу на прибыль, — появляются временные разницы. Они по-разному влияют на налогооблагаемую прибыль, поэтому их разделяют на две группы.

  • Если доходы в налоговом учете признаются раньше, а в бухучете — позже, появляются вычитаемые временные разницы. Это приводит к появлению отложенного налогового актива (ОНА).
  • В обратной ситуации появляются налогооблагаемая временная разница, и возникает отложенное налоговое обязательство (ОНО).

Образование ОНА или ОНО приводит к тому, что в последующих отчетных периодах сократится или возрастет сумма налога на прибыль. В балансе ОНА учитывается в строке 1180, ОНО — в строке 1420. ОНА и ОНО отражаются на счете 68, однако для них предусмотрены и специальные счета — 09 и 77 соответственно.

Начислен ОНА: Дт 09 Кт 68
Начислено ОНО: Дт 68 Кт 77

В отчете о финрезультатах ОНО находит свое отражение в строке 2430, а ОНА — в строке 2450. Из-за сложности формирования и отражения постоянных и временных разниц, регулирующие органы стараются создать единый подход к формированию прибыли. Но пока бухгалтеру приходится учитывать все тонкости систем бухгалтерского и налогового учета.

Учет налога на прибыль

При расчете налога на прибыль между налоговым и бухучетом есть взаимосвязь, ее раскрывает ПБУ 18/02. В положении отражены особенности формирования и учета данных по налогу на прибыль, оно позволяет отразить в отчетности суммы, которые формируют налогооблагаемую базу в последующих периодах. Использование правил ПБУ поможет учесть все образующиеся разницы. Если ваша организация использует спецрежимы, то применение ПБУ 18/02 необязательно.

Учет основных средств

В бухгалтерском и налоговом учете неодинаковый порядок отнесения имущества к объектам основных средств. Этот вопрос регулируется ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом. По ПБУ, чтобы отнести имущество к ОС необходимо выполнение условий:

  • объект используется в производственной деятельности, применяется для оперативного управления или подлежит сдаче в аренду;
  • срок использования больше 12 месяцев;
  • объект используется для получения экономических выгод.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 закреплено, что ОС стоимостью меньше 40 000 рублей могут быть единовременно списаны как производственные запасы. А в Налоговом кодексе лимит стоимости — 100 000 рублей, а значит имущество, с меньшей стоимостью должно быть списано как МПЗ и не подлежит амортизации. Поэтому, что при стоимости актива от 40 до 100 тысяч рублей возникнут временные разницы.

Примечание: правило распространяется на активы, эксплуатируемые с 31.12.2015.

Не можете разобраться во всех тонкостях ведения бухгалтерского и налогового учета? Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет легко вести все операции через интернет, подскажет и автоматизирует процесс. Избавьтесь от рутины и авралов, ведите учет, начисляйте зарплату, отправляйте отчетность онлайн. Первый месяц работайте бесплатно.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Какие применяются основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ?

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Как формируется учетная политика организации, если ведение учета объектов по стандартам бухгалтерского учета приводит к недостоверному представлению сведений в отчетности?

Существующие уровни

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Что регулируют федеральные стандарты?

Образцы федерального уровня устанавливают следующие положения:

  • Признаки предмета бухучета, особенности их классификации, порядок списания.
  • Методы вычисления объекта бухучета.
  • Порядок перерасчета размера предмета учета в валюте в рубли.
  • Требования к учетной политике предприятия, движению документации, применяемых электронных подписей.
  • План счетов и порядок его использования.
  • Содержание сведений, которые указываются в бухгалтерских документах.
  • Перечень приложений к балансу.
  • Условия признания достоверности отчетности.
  • Состав первой и завершающей отчетности при реорганизации ЮЛ.
  • Состав завершающей отчетности при ликвидации ЮЛ.
  • Упрощенные методы формирования бухучета.

Вся документация предприятия должна соответствовать принятым стандартам. Основная цель существования стандартов – упорядочивание организации и ведения бухучета. Они должны применяться всеми филиалами компании.

Организация с дочерними предприятиями имеет право на установление собственных стандартов. Они не должны вступать в противоречие с федеральными нормами.

Что представляют собой рекомендации по ведению бухучета?

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальные документы предприятия

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.
  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Внесем ясность в вопросы формирования и функционирования бухучета в предпринимательстве.

Определение бухучёта

Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.

ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ! Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.

Бухучет берет в сферу своего внимания такие предпринимательские факторы:

  • имущественные активы коммерческой организации;
  • договоренности предпринимателя;
  • транзакции, осуществляемые в процессе предпринимательства.

Законодательное регламентирование

Бухучет является обязательным с точки зрения отечественной законодательной базы. Основные положения, касающиеся его ведения, изложены в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, вступившем в силу 01 января 2013 года, и Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

Требования, изложенные в этих законодательных актах, обязательны к исполнению на всей территории нашей страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Кто может вести бухучет

Для ведения данного вида учета на предприятиях предусматривается должность главного бухгалтера. Но, если размеры организации не позволяют иметь эту штатную единицу, эти обязанности могут быть исполнены:

  • генеральным директором организации (если должности бухгалтера в фирме нет вообще);
  • просто бухгалтером (без приставки «главный»);
  • сторонней структурой (функции бухучета отданы на аутсорсинг).

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.

Если бухучет не ведется

Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:

  • за грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
  • если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).

Цели бухучета

Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:

  • актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации;
  • выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы;
  • реализация контролирующей функции (со стороны государства и других внешних контрагентов);
  • минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.

Что конкретно делается в процессе бухгалтерского учета

Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:

  • определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
  • измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
  • предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.

Принципы ведения бухучета

Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.

  1. Принцип автономности – учитывается только информация имеющая отношение к собственному имуществу данной конкретной организации, обособленная от сопутствующих данных (например, имущества совладельцев, сотрудников и т.п.).
  2. Принцип двойной записи – баланс составляется по двойным счетам (дебиторским и кредиторским), которые должны совпадать в числовом отношении (сколько убыло на одном счете, должно прибыть на другом).
  3. Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
  4. Принцип объективности – вся деятельность организации должна быть объективно отражена в соответствующей документации и регистрироваться на всех этапах учета.
  5. Принцип осмотрительности запрещает завышение активов и занижение обязательств, и наоборот.
  6. Принцип периодичности – баланс составляется в строго определенные учетные периоды (ими может быть месяц, квартал, полугодие и, в обязательном порядке, учетный год), что позволяет сопоставить финансовые результаты за любой интересующий временной промежуток.
  7. Принцип конфиденциальности – некоторые данные бухучета, предназначенные для внутреннего использования, не попадающие в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
  8. Принцип денежного измерения – единицей измерения в бухгалтерском учете выступает действующая валюта страны, то есть в случае с РФ, это будет рубль.
  9. Принцип преемственности – положения бухучета учитывают достижения отечественной экономической науки и национальные особенности.
  10. Принцип начислений – финансовые операции фиксируются не в момент передачи денежных средств, а в стадии их возникновения. Они учитываются в том временном промежутке, когда была проведена данная хозяйственная транзакция. Реализуется в двух формах:
    • фиксация выручки (доходной части баланса) – прибыль отражается в момент получения, а не совершения оплаты (в РФ это момент оплаченной отгрузки, в других странах этот момент может быть связан с поставкой или вручением оплаты);
    • соответствие прибыли и затрат – в одном и том же отчетном периоде доходы должны уравновешивать траты, позволившие получить эти доходы, отдельный учет доходов и трат, относящихся к разным учетным периодам.

Элементы бухучета

Бухгалтерский учет состоит из применения совокупности специальных экономических приемов отражения фактического наличия и динамики имущественных и финансовых средств организации. К ним относятся:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: