Налоговый суд сша доклад

Обновлено: 18.04.2024

Л. Ефремов, начальник международно - правового отдела Высшего Арбитражного Суда РФ.

Налоговый суд Соединенных Штатов

В связи с проведением налоговой реформы в России делегация Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации посетила США и ознакомилась с порядком разрешения налоговых споров в этой стране.

В США уделяется первостепенное внимание строгому соблюдению требований налогового законодательства и своевременному взысканию налогов. Американское федеральное налоговое законодательство весьма сложно и представлено двухтомным Налоговым кодексом, к которому прилагается еще шесть томов инструкций и разъяснений Государственного казначейства и Федеральной налоговой службы США. Эта организация имеет многочисленный, хорошо подготовленный аппарат сотрудников во всех штатах и обеспечивает своими силами незамедлительное обращение взыскания на имущество должника, если последний не оспорил в суде в установленный 90-дневный срок предъявленное ему органом налоговой службы требование о погашении недоимки.

В составе Управления Федеральной налоговой службы США есть специальное Бюро по рассмотрению жалоб (апелляций) налогоплательщиков за неправильное исчисление налогов и определение налогооблагаемой базы. Бюро (с подразделениями на местах) рассматривает с участием налогоплательщика или его представителя - юриста возражения против предварительно исчисленного размера налога и стремится уладить конфликт путем достижения соглашения, чтобы налогоплательщик не обращался в суд, что сопряжено с большими затратами времени и средств для обеих сторон в споре.

Именно деятельность этого подразделения налоговой службы, наделенного контрольными функциями по отношению к другим налоговым должностным лицам, дала толчок к созданию (в 1924 году) Совета налоговых апелляций, а затем (в 1942 году) на его базе Налогового суда Соединенных Штатов, который в первое время рассматривался все еще как агентство исполнительной ветви власти и лишь в 1969 году полностью сформировался как специализированный суд, учрежденный Конгрессом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст. 1 Конституции США.

Налоговый суд Соединенный Штатов - это единственный специализированный суд США, куда налогоплательщик может обратиться с иском к Федеральной налоговой службе до уплаты налога. В другие суды (районные федеральные суды, Суд федеральных исков) налогоплательщик может подать исковое заявление только после того, как налог уже уплачен, с требованием о возврате неосновательно уплаченных сумм налога и возмещении убытков, связанных со взиманием налога.

В отличие от других федеральных судов, образованных на основании ст. 3 Конституции США, Налоговый суд Соединенных Штатов состоит из судей, назначаемых не пожизненно, а сроком на 15 лет (с возможностью переизбрания на новый срок до достижения 70 лет) и не имеющих конституционной гарантии неизменности размера вознаграждения.

В остальном статус налогового судьи соответствует правовому положению судей федеральных судов общей юрисдикции. Назначение 19 судей Налогового суда (далее - Суда) производится президентом по совету и с согласия сената США.

В отличие от общих федеральных судов данный Суд рассматривает дела без участия присяжных и имеет собственные правила процедуры, которые отличаются от федеральных гражданско - процессуальных норм менее жесткими формальными требованиями. В частности, Суд вправе разрешить непрофессиональным поверенным представлять налогоплательщиков в процессе. В качестве ответчиков также выступают работники налоговой службы, а не адвокаты юридических фирм. До рассмотрения дела судьей стороны в неофициальном порядке обмениваются имеющейся у них информацией и документами.

Главный судья избирается 19 судьями сроком на два года и наряду с разрешением налоговых споров осуществляет административно - распорядительные функции, в том числе руководит аппаратом Суда, состоящим из юридических клерков, секретарей, библиотекарей, сотрудников, обслуживающих компьютерное оборудование, обеспечивающих охрану суда, и других работников (общее количество работников Суда - около 300 человек).

У основного судьи есть два юридических клерка и один-два секретаря. Многие дела рассматриваются судьями с выездом в другие штаты и города, где имеются специальные помещения для проведения судебных процессов. На каждого судью, по объяснениям судей, приходится около 400 дел в год. Общее же количество исков, поступающих в Суд, измеряется десятками тысяч (70 - 80 тысяч дел в год), но по большинству из них стороны приходят к соглашению до начала слушания. Соглашение может быть достигнуто между сторонами и после того, как дело принято к рассмотрению судьей, причем судья содействует этому.

В конечном итоге судья обычно разрешает по существу в судебном заседании не более 10 процентов дел, подлежащих рассмотрению в Налоговом суде, так как по подавляющему большинству дел стороны достигают взаимоприемлемого урегулирования спора.

При поступлении в Суд заявления налогоплательщика, получившего уведомление о недоимке, сторонам вручается стандартный предварительный судебный приказ с описанием порядка урегулирования спора с участием судьи - посредника (назначается из числа судебных чиновников), а также дается образец для составления и передачи суду записки (меморандума) по делу.

В этом приказе сторонам предлагается при первой возможности начать переговоры для урегулирования спора, в неофициальном порядке обменяться имеющейся у них информацией и документами, добросовестно стремиться к урегулированию спора, и если не представится возможность закончить весь спор соглашением, то уладить хотя бы менее значимые разногласия, с тем чтобы Суд мог сосредоточиться на нерешенных сложных вопросах. Итог этих переговоров излагается в досудебной записке (меморандуме) по делу. Записка составляется каждой стороной, которая представляет ее противной стороне не позднее чем за 30 дней до начала судебного заседания и передает судье.

При слушании дела судья исходит из определенных установленных постулатов.

Во-первых, указанный в уведомлении о недоимке 90-дневный срок для обращения налогоплательщика в Суд исчисляется со дня отправки уведомления по "последнему известному адресу налогоплательщика". Налогоплательщик не может ссылаться на то, что уведомление о недоимке было направлено по неправильному адресу, где он уже не проживает, так как своевременно сообщить налоговой службе надлежащий адрес - обязанность самого налогоплательщика. Если 90-дневный срок истек, а налогоплательщик в Суд не обратился, орган налоговой службы немедленно приступает к взысканию налога, и налогоплательщик может лишь затем предъявить в другой федеральный суд иск к налоговой службе о возврате неосновательно взысканной с него суммы налога.

Вторым важным постулатом является "презумпция правильности" заключения налогового органа о доходе налогоплательщика, указанном в уведомлении о недоимке. Для применения презумпции правильности Налоговый суд требует от налоговой службы лишь "необходимый минимум доказательств" в пользу своего заключения или "какое-либо достоверное доказательство, подтверждающее доход налогоплательщика или его деятельность, которая согласно предположению явилась источником дохода".

Таким достаточным доказательством может служить, например, приобретение налогоплательщиком дорогих вещей, мебели, дома, квартиры, автомашины, что не укладывается в продекларированные налогоплательщиком размеры его доходов.

Основное же бремя доказывания в рамках уведомления о недоимке лежит на налогоплательщике. В связи с этим он первым вызывает с согласия суда свидетелей, которые затем подвергаются перекрестному допросу со стороны представителя налоговой службы. Однако если представитель налоговой службы, направляя в Суд отзыв на исковое заявление, выдвигает новые претензии налогоплательщику, могущие увеличить размер недоимки, указанной в ранее направленном ему уведомлении, то бремя доказывания новых фактов ложится на ответчика.

Суд исходит также из положения о том, что чем серьезнее обвинение, предъявляемое налогоплательщику, тем убедительнее и достовернее должны быть доказательства, представляемые в их обоснование. В практике Суда выработано два понятия преднамеренного уклонения от налогов: гражданско - правовое и уголовно - правовое мошенничество, образуемые, по существу, из одних и тех же правовых элементов, но различаемые по степени общественной опасности. Соответственно весьма различны и санкции: за гражданско - правовое налоговое мошенничество предусмотрено увеличение недоимки на 75 процентов, а за уголовное - штраф до 100 тыс. долларов за каждый год и лишение свободы сроком до 5 лет.

Исходя из различия между данными видами уклонения от уплаты налогов, Суд требует, чтобы для установления каждого из них применялись разные критерии доказанности: наличие гражданско - правового мошенничества устанавливается "посредством представления явных и убедительных доказательств", а уголовное мошенничество считается подтвержденным лишь "при отсутствии обоснованного сомнения", то есть при более высокой степени доказанности.

Указанным наработанным установкам Суда отдают особое предпочтение все вышестоящие судебные инстанции, в том числе Верховный Суд США, ввиду исключительно важной роли, которую играет Налоговый суд в обеспечении единообразного применения федерального налогового законодательства.

По окончании слушания дела налоговый судья может сразу объявить устное решение, которое записывается судебным секретарем. Копии его вручаются сторонам.

Но во многих случаях решение принимается по истечении определенного времени (иногда через несколько месяцев). Тогда судья готовит письменное решение по делу. Оно передается главному судье, а также другим судьям и проходит процедуру проверки. Если главный судья или двое других судей выскажут сомнения в правильности решения, его автор имеет возможность обсудить с ними возникшие разногласия и внести изменения в первоначальное решение.

Измененное решение при отсутствии возражений со стороны других судей регистрируется и вручается сторонам.

Если же разногласия устранить не удается и судья настаивает на первоначальном варианте решения, оно выносится на рассмотрение всего состава Суда (19 судей) или так называемой "конференции судей", которая принимает решение большинством голосов.

Некоторые решения, которые признаются неконституционным положением Налогового кодекса США или недействительным правило Государственного казначейства либо затрагивают вопрос, послуживший ранее основанием для отмены решения Налогового суда, в обязательном порядке направляются на рассмотрение конференции судей.

Решения конференции судей (так называемые "подтвержденные" решения) и решения, принятые главным судьей Суда (так называемые "обыкновенные" решения), публикуются в виде официальных правительственных изданий серии "Отчеты Налогового суда Соединенных Штатов" и играют роль важных судебных прецедентов по налоговым делам.

В целях ускорения рассмотрения большого количества налоговых споров дела с ценой иска до 10 тысяч долларов рассматриваются с согласия налогоплательщика специальными судьями, назначаемыми главным судьей из числа подготовленных судебных работников. Рассмотрение этих дел осуществляется в упрощенном порядке и принимаемые по ним решения не подлежат обжалованию.

На остальные решения Суда могут быть поданы апелляции в 60-дневный срок в один из 13 апелляционных судов США по месту рассмотрения дела. Апелляционный суд проверяет правильность принятого решения с точки зрения соблюдения требований закона и не должен входить в обсуждение и оценку вопросов факта (в нашем понимании это рамки кассации).

При посещении Апелляционного суда Федерального округа судья Рейдер сообщил, что из 4-5 тысяч дел, рассматриваемых ежегодно этим судом, из Налогового суда поступает с апелляциями всего около 100 дел.

Некоторое время назад обсуждался проект о передаче на рассмотрение данного Апелляционного суда всех апелляций на решения Налогового суда Соединенных Штатов. Однако против этого решительно выступила Американская ассоциация адвокатов, и проект не прошел. Поэтому налоговые дела с апелляциями поступают и во все другие 12 апелляционных судов США, что, естественно, мешает достижению большего единообразия в судебной практике по разрешению налоговых споров. В связи с этим судьи вынуждены при рассмотрении дел следовать так называемому правилу Гольсена, согласно которому Налоговый суд руководствуется установками соответствующего апелляционного суда.

Истца и ответчика в апелляционном суде представляют адвокаты. Апелляции рассматриваются коллегиальным составом судей (3 человека). По некоторым актуальным делам решения принимаются с участием всех 11 судей, которые высказывают свое мнение по проекту, составленному одним из них. Эти решения имеют особую прецедентную ценность для всех судов, находящихся в сфере юрисдикции данного апелляционного суда.

Другим специализированным судом США, который также рассматривает налоговые споры, является Суд федеральных исков. Однако его специализация имеет другое основание - наличие крупной по размеру претензии к федеральному правительству, которая может заключаться не только в неосновательном взимании федеральных налогов, но также в неисполнении обязательств по заключенным с правительством контрактам, нарушениях патентного права и других действиях или бездействии правительственных органов.

Как уже сказано, в этот Суд налогоплательщик может обратиться только после уплаты или взыскания с него налога и предъявить иск к федеральному правительству о возврате неосновательно уплаченных сумм и возмещении убытков. При этом сумма иска должна быть не менее 100 тыс. долларов. Поэтому количество налоговых споров, рассматриваемых данным судом, сравнительно незначительно (примерно в 90 раз меньше, чем в Налоговом суде Соединенных Штатов).

Дела рассматриваются одним судьей без участия присяжных. Все 16 судей, в том числе Председатель Суда, назначаются Президентом США сроком на 15 лет с правом быть назначенными на новый срок. Помимо 16 активных судей в Суде продолжают работать с неполной рабочей нагрузкой трое старших судей. Жалобы на решения Суда федеральных исков рассматривает упомянутый выше Апелляционный суд Федерального округа.

Что касается районных федеральных судов, которые рассматривают иски налогоплательщиков наряду с другими категориями гражданских и уголовных дел, то эти судьи при разрешении налоговых споров руководствуются общими процессуальными нормами, применяемыми при рассмотрении гражданских дел, в том числе привлекают присяжных заседателей. Обжалуются решения районных федеральных судов в соответствующие апелляционные суды по территориальной принадлежности.

При возникновении разногласий в толковании и применении налогового законодательства разными апелляционными судами окончательное решение принимает Верховный Суд США, который принимает дело к своему производству, если не менее четырех судей этого Суда считают возникший спор заслуживающим внимания и рассмотрения в высшей судебной инстанции.

Ознакомление с организацией работы и порядком рассмотрения налоговых споров в судах США и непосредственное общение с судьями и юристами, специализирующимися на этой категории дел, позволили делегации судей арбитражных судов России получить весьма полезные для судебной практики сведения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предшественником Налогового суда США (далее по тексту — Налоговый суд, Суд), U.S. Tax Court, был Совет по налоговым апелляциям США (далее по тексту — Совет), U.S. Board of Tax Appeals, созданный в 1924 г. в результате преобразования Конгрессом США Комиссии по разрешению налоговых споров, являющейся частью американской налоговой службы — Службы внутренних доходов США (далее по тексту — СВД), U.S. Internal revenue service. Совет существовал в рамках Налогового управления США, Bureau of Internal Revenue, и был призван, с одной стороны, способствовать единообразному применению налогового законодательства, а с другой — разгрузить Службу внутренних доходов от большого количества накопившихся налоговых споров.

До 1969 г. Совет по налоговым апелляциям оставался частью исполнительной ветви власти, хотя его члены имели значительную автономию в структуре административно-властных отношений. В 1969 г. Совет был реорганизован в самостоятельный орган — Налоговый суд США, являющийся частью федеральной судебной системы страны и существующий в данном виде по настоящее время.

Налоговый суд США [ сноска 1 ] является специализированным органом юстиции, в юрисдикцию которого входит разрешение налоговых споров на основании налогового законодательства США. Классификация споров, рассматриваемых судом, достаточно разнообразна. Основной составляющей являются споры по искам налогоплательщиков к налоговой службе и искам налоговой службы о недоимках.

В Налоговом суде США рассматриваются споры по налогам:

• на наследуемое имущество;

• некоторые виды акцизов.

Ограничение юрисдикции Налогового суда США объясняется традициями и практикой работы специализированных судов смежного профиля, а также наличием законодательства, не входящего в систему налогового законодательства. Так, нормы таможенного права содержатся в отдельном одноименном кодексе Свода законов США, в то время как нормы налогового права сконцентрированы в Кодексе внутренних доходов (26 кодекс Свода законов США).

Организационная структура Налогового суда США представляется достаточно простой [ сноска 2 ] . В составе судей выделяют:

• непосредственно судей, выбирающих из своего состава председателя суда;

• судей-посредников, также выбирающих из своего состава председателя судей-посредников;

• старших судей, выбирающих председателя старших судей.

Судьи Налогового суда назначаются Президентом США. Срок пребывания судьи Налогового суда США в должности — 15 лет. По достижении 70 лет судья должен уйти в отставку.

В состав Суда на ноябрь 2007 г. [ сноска 3 ] входят:

• 17 из 19 основных судей, назначаемых Президентом США с одобрения сенатского большинства верхней палаты американского парламента;

• 6 судей-посредников (Special-trial judges);

• 8 старших судей (Senior judges — бывшие основные судьи, ушедшие в отставку в связи с истечением полномочий или по достижению соответствующего возраста; старшим судьям поручается рассмотрение лишь отдельных дел).

Таким образом, основной суд, в юрисдикцию которого входит разрешение налоговых споров в США, состоит из 31 судьи и примерно 300 человек вспомогательного персонала, включая административно-технический персонал. Неофициальным правилом при назначении судей является поддержание баланса интересов посредством назначения примерно половины судей из числа соответствующих по образованию и стажу работы сотрудников налоговой службы и других государственных органов, а второй половины — из частных лиц, чаще всего налоговых адвокатов, также отвечающих квалификационным требованиям для занятия должности судьи.

Плодотворная работа Налогового суда США при таком небольшом количестве судей возможна за счет четкости и последовательности судебной процедуры разбирательства дел в Налоговом суде.

В компетенцию судей Налогового суда входит участие в рассмотрении всех категорий налоговых споров, попадающих на разрешение Суда на всех стадиях судопроизводства. Однако данная компетенция распределена по остаточному принципу, поскольку только основные судьи выносят решения по делам, рассматриваемым в порядке основной судебной процедуры. В небольших делах, рассматриваемых по упрощенной процедуре (когда размер оспариваемых налоговых обязательств не превышает 50 000 долл.), основные судьи участвуют лишь на предварительной стадии рассмотрения дел и только в случае чрезмерной занятости судей-посредников либо старших судей.

Роль судьи-посредника обусловливается особенностями судопроизводства в Налоговом суде. Судьи-посредники принимают участие в деле на стадиях подготовки его к слушанию по существу в рамках основной судебной процедуры, а также в случае упрощенной процедуры разбирательства спора.

Судья-посредник, издавая судебные приказы, способствует переговорам сторон и обмену ими информацией на предварительной стадии разбирательства. Он следит в рамках принципа «процессуальной экономии» за тем, чтобы переговоры не затягивались, а документы, которыми стороны обмениваются, не дублировали уже согласованные сторонами факты, обстоятельства применения тех или иных норм. Задача судьи-посредника сводится к тому, чтобы у сторон не осталось или осталось лишь незначительное число существенных расхождений по «вопросам права» (спор о применимом праве) к моменту слушания дела по существу. Все «фактические вопросы» (спор о фактических обстоятельства) должны быть урегулированы судьей-посредником со сторонами и закреплены в подписываемом перед слушанием дела по существу соглашении по фактическим обстоятельствам дела, не оспариваемым сторонами.

В подавляющем большинстве случаев после подписания соглашения по фактическим обстоятельствам дела, не оспариваемым сторонами, судья-посредник путем разъяснения своей позиции по вопросам применимого права способствует заключению сторонами мирового соглашения. При утверждении мирового соглашения слушание дела заканчивается на предварительной стадии.

Налоговый суд США базируется в Вашингтоне (округ Колумбия), однако судьи участвуют в выездных заседаниях (сессиях) суда по рассмотрению налоговых споров.

С момента создания Налогового суда (еще в виде Совета по налоговым апелляциям) существуют две основные позиции относительно характера выездных заседаний. На данный момент главенствующей является нашедшая свое закрепление в подпункте «б» правила 10 Правил и процедур разбирательства в Налоговом суде США (Rules of practice and procedure in the United States Tax Court, effective September, 20, 2005 [ сноска 4 ] ) (далее по тексту — Правила судопроизводства) концепция самостоятельности выбора председателем Суда времени, места и необходимости проведения выездного судебного разбирательства.

Идея создания постоянно действующих (институциональных) территориальных подразделений Налогового суда для обеспечения максимальной и своевременной защиты прав налогоплательщиков до настоящего времени не нашла должной поддержки в Конгрессе США. В то же время отделения Налогового суда США открыты на всей территории США, хотя подавляющее большинство этих отделений не имеет постоянного судебного присутствия.

Судопроизводство в налоговом суде США ведется судьями единолично, за исключением случаев вынесения дел на конференцию судей. В соответствии с правилом 91 Правил судопроизводства в Налоговом суде США обычно судья решает два типа вопросов: устанавливает факты (произошедшие события и их природу) и решает правовые проблемы (какое законное решение должно быть принято с учетом определенных фактов).

Сторона, на которую возложено бремя доказывания, должна представить имеющиеся доказательства, свидетельствующие о наличии или отсутствии состава налогового правонарушения. Доказательствами могут служить, к примеру, показания налогоплательщика, письменные доказательства, заключения экспертов. Суд обязан принять во внимание показания налогоплательщика, если они непротиворечивы и относятся к делу.

Председатель суда (Chief judge) рассматривает все решения судей и утверждает те, которые не будут рассмотрены всеми членами суда (конференцией судей). Как правило, на рассмотрение конференции судей выносятся решения, содержащие различающиеся правовые позиции судей при аналогичных фактических обстоятельствах дел. В ходе рассмотрения конференцией судей во внимание принимаются чисто правовые аспекты дел, налогоплательщик не участвует в разбирательстве. Правовая позиция, находящая поддержку большинства участвующих в совместном рассмотрении судей, становится официальной позицией Налогового суда США и учитывается судьями впоследствии при рассмотрении аналогичных дел.

Государственные интересы в Налоговом суде представляют главный юридический советник IRS и его подчиненные.

Налогоплательщик вправе защищать себя самостоятельно. Для аккредитации при суде необходимо сдать сложный экзамен, ответив за 4 часа на тысячу вопросов, из них по 25% — правила судопроизводства и порядок представления доказательств в Налоговом суде США, 40% — материальные нормы налогового права, 10% — судебная этика.

В соответствии с принципами общего права для Суда нормой являются не только законодательные акты (в частности, Кодекс внутренних доходов), но и официально опубликованные решения судов высшей инстанции и собственные решения Налогового суда. Кроме того, Налоговый суд, как и другие американские суды, должен руководствоваться правовой позицией Верховного суда США, выраженной в решениях, которые формируют устоявшиеся принципы правоприменительной практики.

Решения Налогового суда публикуются в официальном сборнике (Annual Report of the Commissioner of Internal Revenue). Споры, где большое самостоятельное значение имеет оценка фактических обстоятельств дела, а правовые вопросы выступают в роли производного фактора, заканчиваются вынесением судьей Налогового суда судебных актов в виде меморандумов (Memo), которые не публикуются в официальном сборнике судебных решений, но ознакомиться с ними могут все желающие. Благодаря таким судебным актам налогоплательщики и специалисты в области налогообложения узнают о позиции членов Налогового суда по тем или иным вопросам, хотя с технической точки зрения эти решения не считаются частью закона, формируемого Налоговым судом. Налогоплательщики не обязаны полагаться на решения-меморандумы во время представления в Суде своей стороны дела, хотя Налоговый суд и суды высшей инстанции иногда ссылаются на такие решения.

Срок подачи искового заявления составляет 90 дней со дня направления налогоплательщику решения о начислении недоимки по налогам. Если уведомление СВД адресовано лицу, которое находится за пределами Соединенных Штатов, то для подачи заявления предоставляется 150 дней. Суд должен отказать в рассмотрении заявления, в случае если оно подано по истечении указанного срока.

Для формы заявления (в отличие от содержания, которое может быть произвольным) предусмотрены жесткие требования, содержащиеся в Правилах судопроизводства в Налоговом суде США. Если заявление изложено настолько нечетко, что по нему невозможно вынести решение, Суд может обязать заявителя сформулировать заявление более определенно. Если после этого заявителем не внесены соответствующие изменения, судья вправе отказать в принятии такого заявления как поданного с нарушениями. После получения заявления и принятия его к рассмотрению Суд направляет его копию ответчику.

В случае подачи заявления в Налоговый суд Служба внутренних доходов не вправе производить исчисление и взимание налога с налогоплательщика.

Документы, которые подает налогоплательщик, поступают к секретарю Налогового суда в Вашингтоне. Документы должны содержать следующие реквизиты: наименование, номер, суть вопроса, дату и подпись. В Налоговый суд США должны быть поданы оригинал и четыре заверенные копии документов.

Судопроизводство в Налоговом суде США можно условно разделить на следующие два вида:

• стандартная судебная процедура разрешения налогового спора;

• упрощенная процедура, применяемая при оспаривании налоговых обязательств до 50 000 долл.

Следует отметить, что американские налогоплательщики при отстаивании своих интересов вправе выбирать между Налоговым судом США, окружным судом США и Судом США по претензиям к федеральному правительству. Однако статистика [ сноска 5 ] свидетельствует, что абсолютное большинство налоговых споров разрешается на этапе судебного разбирательства Налоговым судом США. Так, например, из 29 тыс. налоговых споров, заявленных для разрешения в суды в 2006 г., ни одного не было подано в Окружные суды и Суд США по претензиям к федеральному правительству. Тот же источник указывает, что среди 27,5 тыс. налоговых споров, разрешенных в судебном порядке в 2006 г., всего 176 было разрешено окружными судами, а 265 Судом США по претензиям к федеральному правительству.

[ сноска 1 ] Подробнее о статусе Налогового суда США см. также: Белоусов А.В. Правовой статус, структура и судопроизводство в налоговом суде США // Право и экономика. 2007. № 2.

[ сноска 2 ] Правовой статус, структура, юрисдикция, организация Налогового суда закреплены также в Кодексе внутренних доходов США (подглава «С» главы 76 кодекса 26 Свода законов США).

[ сноска 5 ] См.: Ежегодный отчет СВД за 2006 г. (Internal Revenue Service Data Book for 2006). С. 61.

Аудит Службы внутренних доходов (IRS) – это проверка счетов и финансовой информации физического лица, чтобы убедиться, что информация, которую они предоставили при подаче налоговой декларации, была указана правильно, а также для проверки правильности указанной суммы налога.

Если вы прошли аудит IRS и установили, что ваша налоговая декларация была неточной, вы можете столкнуться с одним из следующих сценариев: дополнительные проценты, гражданский штраф, гражданский штраф за мошенничество или уголовное наказание. У налогоплательщиков есть возможность обжаловать результаты аудита, что может привести к некоторому освобождению от возможных налоговых корректировок, пени и штрафов, которые могли быть начислены аудитором.

Ключевые выводы

  • Если вы хотите отменить неблагоприятное решение аудита IRS, налоговый суд США – это то место, с которого вы можете начать.
  • Налоговый суд США – это федеральный суд первой инстанции, который призван обеспечить справедливое судебное разбирательство дела налогоплательщиков.
  • Если вы не получили положительного решения в налоговом суде США (и ваше дело соответствует требованиям для рассмотрения в рамках обычного налогового разбирательства), вы можете подать ходатайство о слушании дела в другом федеральном суде, таком как Окружной суд США или Суд США. Федеральные претензии.

Однако не исключено, что налогоплательщик может оказаться в ситуации, когда апелляционный инспектор также не согласен с его позицией или лишь на небольшую сумму снизит его оценку. В этой ситуации у налогоплательщиков есть дополнительные варианты действий. Если вы хотите отменить неблагоприятное решение аудита IRS, налоговый суд США может быть хорошим местом для начала. Налоговый суд США – это федеральный суд первой инстанции, который призван обеспечить справедливое судебное разбирательство дела налогоплательщиков.

Обзор налогового суда США

Филиалы Налогового суда США обычно расположены в федеральном здании крупнейшего города каждого штата США. Во многих штатах ежемесячные слушания проводятся круглый год, за исключением летних месяцев. Однако в некоторых штатах с меньшим населением слушания могут проводиться только в течение нескольких недель каждый год.

В налоговом суде нет присяжных;есть только судья. Судьи налоговых судов назначаются Президентом США.Они отбывают срок 15 лет. Большинство кандидатов на эти должности – юристы, которые либо работали ранее в IRS в той или иной должности, либо имели частную практику в области налогового права.

Налоговый суд США является отдельным органом от IRS, поэтому налогоплательщикам предлагается по возможности беспристрастное слушание.Суд разделен на две ветви: мелкие налоговые дела (дела S) для сумм менее 50 000 долларов за один налоговый год и обычные налоговые дела для более крупных сумм3.

Преимущества налогового суда США

Налогоплательщики, подавшие иск против IRS в Налоговый суд США, могут рассчитывать на очень высокую вероятность хотя бы частичного успеха.Примерно 85% налоговых судебных дел разрешаются еще до того, как дело дойдет до суда. В целом, налогоплательщики, которые выбирают этот путь, очень серьезно относятся к снижению или отмене своих налоговых взносов с использованием любых возможных законных средств. Таким образом, предположительно, IRS не хочет рисковать потерять в суде какие- либо дополнительные доходы, кроме тех, что были конфискованы в результате мирового соглашения.

Некоторые налогоплательщики, которые обращаются в налоговый суд, могут решить, что им не нужен адвокат, потому что представление дела в налоговом суде не представляет особой сложности.Также нет необходимости проходить процесс апелляции перед подачей ходатайства о слушании дела в налоговом суде (хотя некоторые налоговые консультанты могут рекомендовать вам поступить таким образом).

Дополнительным преимуществом подачи ходатайства о слушании дела в налоговом суде является то, что это может дать вам больше времени для создания плана выплат в отношении суммы, причитающейся через вашу переоценку.По мнению Налогового суда США, вы не обязаны платить налоги, которые были начислены вам до обращения в суд;все другие суды США потребуют от вас этого.

Недостатки налогового суда США

Один из самых больших недостатков разбирательства в налоговом суде США – это время ожидания, которое может потребоваться.Не существует фиксированного времени, в течение которого судья примет решение.В большинстве случаев между моментом подачи петиции и окончательным вызовом в суд проходит не менее шести месяцев.На принятие решения по небольшим делам часто уходит год, а по обычным делам может потребоваться гораздо больше времени. Проценты могут продолжать начисляться на ваш невыплаченный налоговый остаток во время разбирательства.Однако можно предотвратить начисление процентов на ваш баланс, пока вы ждете пробного периода, если вы сделаете платеж и пометите его как депозит.

Процедуры малого налогового суда

Мелкие налоговые дела (дела S) – это слушания для сумм менее 50 000 долларов за любой налоговый год.Обычные налоговые дела относятся к более крупным суммам.Большинство налогоплательщиков имеют право на рассмотрение дела S.Если вам было выдано 90-дневное письмо IRS, у вас есть 90 дней с даты, указанной в Уведомлении о дефиците, для ответа и подачи петиции в малый налоговый суд. У вас есть 150 дней, если вы находитесь за пределами страны, когда приходит письмо.Инструкции о том, как подать прошение о рассмотрении дела S, можно найти на веб-сайте Налогового суда США.Инструкции приведены в разделе сайта под заголовком «Информация о налогоплательщиках: начало дела».

Также требуется регистрационный сбор в размере 60 долларов США.Регистрационный сбор оплачивается чеком, денежным переводом, или другой проект, Налогоплательщики должны заполнять формы в соответствии синструкциями и сделать три копии каждой формы:. Один для себя и других по адресу,указанному на сайте

Сначала ваше дело будет отправлено в Апелляционный офис.На этом этапе IRS может предложить урегулирование.Вы имеете право принять или отклонить предложение об урегулировании.После того, как вы подали ходатайство, вы получите по почте три формы: Уведомление о судебном разбирательстве;Постоянное досудебное постановление;и судебный меморандум

Если ваше дело будет передано в суд, поверенный IRS может потребовать встречи. Во время этой встречи вы можете обсудить дело, и вас попросят согласовать некоторые основные факты, относящиеся к делу. Несогласованные факты должны быть затем доказаны судье. За несколько месяцев до суда важно найти время, чтобы составить подробный план того, что вы хотите сказать судье, получить всю необходимую документацию и выстроить в очередь ваших свидетелей.

Краткий обзор

Бремя доказательства того, что IRS ошибается, лежит на налогоплательщике.

Если вы представляете себя, то вам необходимо подготовить вступительное заявление, свидетельские показания, доказательства и любых свидетелей. Если вы встретитесь с поверенным IRS перед судом, принесите этот материал с собой и покажите его агенту. Вполне возможно, что ваши усилия и организация в этом отношении могут побудить адвоката предложить урегулирование.

На самом судебном процессе судья может вынести решение сразу после судебного разбирательства, но гораздо более вероятно, что вы получите свое решение по почте через несколько месяцев.К сожалению, в Налоговом суде США отсутствует процедура обжалования решения судьи по небольшим налоговым делам.

Обычное судебное разбирательство в налоговом суде

Как и небольшие налоговые дела, большинство обычных налоговых дел разрешаются до суда.Процедуры для обычных случаев более сложны, чем для S-случаев.Еще одно различие между небольшими делами и обычными делами заключается в том, что налогоплательщики могут обжаловать проигрышные решения в вышестоящих федеральных судах в обычных делах. По этой причине, если налогоплательщик соответствует требованиям для рассмотрения обычного налогового дела, в некоторых случаях ему может быть рекомендовано отказаться от слушания в Налоговом суде США и обратиться непосредственно в федеральную судебную систему. Тем не менее, налоговый поверенный, ваш бухгалтер или специалист с аналогичной квалификацией могут лучше всего помочь вам определить лучший путь для вас.

Обычные дела часто требуют, чтобы и налогоплательщик, и поверенный IRS представили официальные юридические справки – сложный и технический документ, для заполнения которого обычно требуется налоговый поверенный.Если вы не можете написать это краткое изложение – или позволить себе нанять кого-то другого, который сделает это за вас, – вы можете вместо этого запросить судебное решение в конце испытания.Хотя для вынесения решения коллегии не требуются сводки, если судья отклонит ваш запрос о вынесении решения коллегии – а у вас нет письменной справки – ваше дело будет проиграно.

Другие федеральные суды

Если ваше дело соответствует требованиям для рассмотрения обычного дела, и вы решаете обжаловать проигравшее решение в вышестоящем федеральном суде, окончательной остановкой в ​​процессе апелляции для налогоплательщиков по обычным делам является либо один из окружных судов США, либо Федеральный суд США. Претензии.Эти суды могут отменить неблагоприятное решение, вынесенное Налоговым судом США, но вы должнывыплатить всю сумму, которая была оценена в ходе вашей проверки, прежде чем любой из этих судов рассмотрит ваше дело.16

Слушание в окружном суде США требует адвоката, в то время как в Федеральном суде США этого не может быть. Судебные издержки в этих судах могут быть астрономическими. Также возможно (хотя это очень редко), что налогоплательщик может убедить суд взимать свои судебные издержки с IRS. Если вы не добьетесь успешного решения в этих судах, вы можете передать свое дело в апелляционные суды США. Однако вы вряд ли добьетесь успеха. Теоретически вы также можете подать апелляцию в Верховный суд, но ваши шансы на успех также очень низки.

Суд по делам о банкротстве

Суды по делам о банкротстве могут получить отклоненные суммы, причитающиеся с уплаты налогов, которые другие суды не смогли получить. Однако этот курс действий требует, чтобы налогоплательщик объявил о банкротстве, прежде чем дело может быть рассмотрено. Банкротство имеет много далеко идущих последствий, и это не рекомендуемый вариант для избежания налогообложения.

Заключение

Есть несколько судов, где могут проводиться слушания для налогоплательщиков, стремящихся отменить неблагоприятное решение аудита IRS. Налоговый суд США обычно первым получает апелляцию, но бывают случаи, когда вместо этого могут использоваться другие федеральные суды.

В США существует двухуровневая судебная система, при которой в каждом штате есть собственные федеральные суды и суды данного штата.

Федеральная судебная система США является централизованной и представляет собой три звена: Верховный суд Америки, окружные суды, районные суды. Федеральные суды, в свою очередь, состоят из специализированных судов, которые обладают собственными правами ведения процессов и самостоятельного принятия приговоров и решений по различным сферам деятельности. Эти суды так и называют: налоговый суд, претензионный суд, суд по таможенным и патентным делам, суд по делам военнослужащих.

Верховный суд США – высшая судебная и высшая апелляционная инстанция США, в его компетенцию входят контроль и надзор решений, приговоров нижестоящих судов.

Судебная система штатов состоит из четырех инстанций:

1) верховные суды – высшая судебная инстанция штата;

2) апелляционные суды;

3) суды первой инстанции;

4) низшие суды (мировые суды, полицейские суды и т. д.).

Две судебные системы : федеральная и судебная система штатов. Возглавляются Верховными судами федерации и штата. По закону о судоустройстве 1789г. (федеральная) судебная система США состоит из 3-х звеньев:

- Верховный суд США (9 членов, назначает Президент с согласия Сената; только последующий конст.контроль (толкует Конституцию США, проверяет конституционные законы США и штатов , законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права - судебные прецеденты), но только по конкретным делам; 1-ая инстанция по делам по дипломатам иностранных государств, а в основном - апелляционная инстанция.

- Апелляционные суды (их 12)

- Окружные суды в специальных судебных округах ( их 94 ).

Военные суды - особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно (но возможен импичмент). Дела первой инстанции рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам).

Существуют специальные суды : налоговые , таможенные. Апелляционные суды (3-8 штатов) рассматривают жалобы на решения судов 1-ой инстанции.

Суды штатов - рассматривают дела по законам штатов, по федеральным законам (по обычным делам последняя инстанция Верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный Суд США). Фактически 50 судебных систем штатов (разные).

Судебная система штатов - общие суды , мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам) , специальные суды ( трудовые, по делам несовершеннолетним). Обычно в штатах 3 звена : мировые судьи, суды общих юрисдикции, верховный суд штата.

Суды штатов формируются по-разному: судьи низших судов избираются населением, всех судов – могут назначаться губернатором, мэрами городов, председателями вышестоящих судов. Кроме низшей инстанции везде – профессиональные юристы.

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.

Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом.

Судоустройство на федеральном уровне

Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом.

Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве.

Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных налоговых ведомств).

К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда, суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных административных ведомств) и временный чрезвычайный апелляционный суд; решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.

Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.

Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.

В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при исполнении служебных обязанностей.

Судоустройство в штатах

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, однако существуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

Буржуазные политические партии

Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой у власти попеременно находятся две буржуазные партии - Демократическая и Республиканская. Двухпартийная система в современном виде сложилась в середине XIX в. Существенная черта этой системы заключается в том, что обе партии действуют в тесном единстве, представляя собой инструмент сохранения политического господства монополистической буржуазии. Политическое господство двухпартийной системы обеспечивается поддержкой правящего класса, особенностями избирательной системы и государственного устройства, порядком финансирования выборов, силой традиции.

Несмотря на политическую монополию двухпартийной системы, в США имеется целый ряд самостоятельных политических партий. История США знает многие десятки независимых политических партий: от крупных, объединявших мощные социальные движения и сыгравших важную историческую роль, до мелких, ориентированных на отдельные проблемы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: