Налоговые льготы как источник налоговых рисков государства

Обновлено: 24.04.2024

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


В статье определено назначение налоговых льгот в экономике РФ, определены признаки, согласно которым производится оценка налоговых льгот и приводится статистические данные по использованию налоговых льгот. Определена значимость мониторинга налоговых льгот для совершенствования законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговые льготы, мониторинг, законодательство, налог.

The article defines the purpose of tax benefits in the economy of the Russian Federation, defines the features according to which tax benefits are evaluated and provides statistics on the use of tax benefits. The importance of monitoring tax benefits for improving the legislation of the Russian Federation is determined.

Keywords: tax benefits, monitoring, legislation, tax.

Важным элементом в современной налоговой системе являются льготы, поскольку, благодаря их практическому использованию можно осуществлять государственное стимулирование разнообразных видов деятельности или экономических сфер, которые для органов власти являются наиболее приоритетными и значимыми в целях социально-экономического развития.

Актуальность темы в том, что на сегодня не существует универсального и общепринятого способа для оценки налоговых льгот с учётом всех социально-экономических процессов и изменений на федеральном и региональном уровнях. Однако, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налоговая льгота является преимуществом, которое будет предоставлено органами государственной власти или органами местного самоуправления в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Льготы будут ставить их в наиболее выгодное положение в сравнении с другими группами налогоплательщиков.

В ходе оценки эффективности действующей налоговой политики государства особенное внимание необходимо уделять экономическому эффекту от использования различных налоговых льгот к тем затратам, которые способствуют получению конечного практического результата. В этом случае все налоговые правоотношения связаны с развитием общества и государства. Совокупность финансовых процессов, которые происходят в результате управления доходами и расходами, а также финансовое положение государства оказывают влияние на действующую налоговую систему. Вне зависимости от того, что напрямую налоговые льготы не приводят к увеличению расходов бюджетов различных уровней, они представлены как выпадающие доходы. Таким образом, они будут снижать объём доходов государственного бюджета и сокращают ресурсы. Соответственно, в этом случае стоит остро вопрос о возможности повышения эффективности использования налоговых льгот в Российской Федерации. [2]

Благодаря действующему налоговому законодательству льготы могут быть предоставлены на федеральном и региональном уровнях. Исходя из этого тезиса в ходе оценивания уровня эффективности нужно учитывать принадлежность конкретной льготы к установленному уровню управления. Основное количество всех выпадающих доходов единого консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость. Примерно 98 % налоговых льгот приходится именно на данный налог. На следующем месте находится система льгот по налогу на прибыль организации, и в среднем они составляют примерно 1 % от общего объёма. На третьем месте располагаются налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

В соответствии с использованием налоговых льгот существует статистические данные по предоставлению и запланированному выделению налоговых льгот по каждому налогу:

Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

Рис. 1. Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

При использовании налоговых льгот в отношении налога на добавленную стоимость нужно учитывать такие механизмы как полное освобождение от налогообложения или сниженная налоговая ставка. Различные объёмы налоговых льгот по НДС увеличиваются с начала изучаемого на данном рисунке периода. Стоит добавить, что удельный объём налоговых расходов по предоставлению льгот в рамках НДС в соответствии со статистикой, полученной от Федеральной налоговой службы Российской Федерации составил около 38 % от общего количества налоговых поступлений по представленному налогу.

Общий объем налоговых расходов федерального бюджета согласно предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль по итогам 2018 года составил 403 млн. руб. При этом за период с 2015 по 2018 год общий объём налоговых льгот возрос на 17 %. На представленном ниже рисунке отражены данные по объёму предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организации:

Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Рис. 2. Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Стоит отметить, что количество налоговых расходов по всем имущественным налогам имеет разноуровневый характер, о чём говорят данные, представленные на рисунке ниже:

Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

Рис. 3. Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

На основании представленного анализа можно сделать вывод о том, что в рамках выделения налоговых льгот государству нужно в обязательном порядке обеспечивать прямое соблюдение равновесия между фискальной и регулирующей функцией налогообложения. [3]

В соответствии с данными анализа основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года мероприятия по мониторингу эффективности налоговых льгот не является базовой задачей. Но, стоит заметить, что именно такая оценка будет являться базовым элементом для внедрения новых налоговых льгот в перспективе. Таким образом, именно мониторинг будет играть ключевую роль в ходе оптимизации и совершенствования действующих налоговых льгот с возможностью их динамического изменения на базе смены экономической ситуации. При этом существующие методики по оценке эффективности налоговых льгот имеют некоторые ключевые недостатки. Если их устранить, то можно эффективно использовать данный показатель на практике.

Исходя из этой позиции вопрос, связанный с увеличением эффективности предоставляемых налоговых льгот на территории Российской Федерации, не является полностью решённым. Но, органы власти на каждом уровне занимаются обеспечением реализации данного вопроса путём постепенного совершенствования законодательства. В частности, в некоторых субъектах Российской Федерации все информационные данные о действующей методике анализа и исследовании налоговых льгот распространяются в интернете на официальном сайте Федеральной налоговой службы России. Полагаем, что эта деятельность будет напрямую направлена на общее увеличение эффективности выделяемых налоговых льгот для хозяйствующих субъектов. Поэтому представленная практика должна являться обязательной для всех субъектов на территории Российской Федерации.

  1. Атаян Ю. К. Оценка эффективности налоговых льгот //Синергия Наук. — 2020. — №. 47. — С. 163–178.
  2. Гильфанов Р. М., Евстафьева А. Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот //Инновационное развитие экономики. — 2019. — №. 5–1. — С. 174–177.
  3. Баташев Р. В. Динамика налоговых льгот в России //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 10–1. –С.1–5.

Основные термины (генерируются автоматически): льгота, Российская Федерация, налог, прибыль организации, данные, добавленная стоимость, орган власти, расход, региональный уровень, Федеральная налоговая служба.


В данной статье рассмотрен вопрос налоговых рисков государства, конкретизированы определения налоговой льготы и налогового риска, установлена взаимосвязь. Автор делает вывод о том, что в условиях существующей системы предоставления налоговых льгот в РФ, государство рискует установить тенденцию увеличения налоговых расходов, связанных с ростом выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая система РФ, налоговые риски государства

В условиях высоких темпов развития экономики, отраслей экономической деятельности, а также схем по оптимизации налогообложения, количество налоговых рисков государства с каждым годом увеличивается. Одними из ключевых налоговых рисков государства является применение налоговых льгот налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговые льготы в Налоговом Кодексе РФ не закреплены в качестве основного элемента налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, данный термин стоит рассматривать как потенциальный элемент установления налога.

В научной литературе в большинстве случае авторы рассматривают налоговые риски, связанные с осуществлением деятельности организации. Но последнее время все чаще обращают внимание на налоговые риски государства в связи с тем, что налогоплательщики стали хитрее и все больше используют всевозможные схемы ухода от налогообложения в виду наличия неточностей в налоговом законодательстве. Данная тема исследована такими авторами как Пугачев А. А., Айтхожина Г. С., Ежова Е. А., Демчук И. Н., Чекулаева Е. Н., Ахметова Н. О., Баруллин С. В. и другими.

Вводя термин «Налоговые льготы» в данной статье, стоит обратить внимание, что определение его может варьироваться в зависимости от субъекта налоговых правоотношений. Так, с точки зрения государства, налоговые льготы являются определенным налоговым риском, который, преимущественно, заключается в потере или недополучении денежных средств в федеральный, региональный или местный бюджет. В то время как налоговая льгота для юридических и физических лиц, а также предпринимателей — это возможность абсолютно законным способом уменьшить свои налоговые обязательства. Статьей 56 Налогового Кодекса термин «налоговые льготы» трактуется как преимущества налогоплательщиков, соответствующих условиям, установленным федеральными, региональными и местными законами органов власти, которые включают в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [2]. К налоговым льготам можно отнести любые освобождения от налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые вычеты, специальные налоговые режимы, а также непосредственно налоговые льготы, закрепленные в одноименных статьях Налогового Кодекса РФ.

Налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и страховых взносов являются основной статьей расходов бюджета государства в качестве выпадающих доходов.

Министерством Финансов РФ в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» определена структура выпадающих доходов за анализируемый период. В целях последующего анализа и определения налоговых рисков рассмотрим налоговые льготы по основным налогам, уплачивающие хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине

в том числе: Освобождение от налогообложения

в том числе: Пониженные ставки налога

Стандартные освобождения от уплаты НДС

Налоговые расходы по налогу на прибыль в 2015–2021 гг., млн. рублей

Итого налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством

Пониженные ставки налога

Изъятия, освобождения и вычеты

Налоговые расходы по налогу на имущество организаций в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налог на имущество организаций

Освобождение от налогообложения

В рамках анализа динамики налоговых расходов бюджета РФ наблюдается стабильное увеличение государственных расходов от применения налогоплательщиками налоговых льгот. В связи с этим, стоит обратить особое внимание на регулирование данной сферы налоговой политики, так как такие потери не всегда являются оправданными для государства.

Рост выпадающих доходов бюджета от применения налоговых льгот является непосредственно результатом действий государства, которые предоставляют возможность налогоплательщикам легально уменьшать свои налоговые обязательства.

Что касается определения налогового риска государства, то следует отметить, что в официальных законах, а также нормативно-правовых актах данный термин не регламентирован. Автор делает вывод о том, что налоговый риск государства — это возможность вероятных потерь государства от наступления тех или иных событий, связанных с незаконными уменьшениями налогоплательщиками своих налоговых обязательств вследствие несовершенного налогового законодательства.

Пугачев А. А. в своем труде выделяет следующие налоговые риски государства от применения налоговых льгот:

— Риск злоупотребления налоговыми льготами [3].Данный риск заключается в необоснованном применении налогоплательщиками налоговых льгот в целях минимизации своих налоговых обязательств. Такой риск возникает вследствие применения налоговых льгот налогоплательщиками, которые не соответствуют критериям возможного использования налоговой льготы, при этом создают фиктивные документы для подтверждения прав на льготу. Также налогоплательщики могут использовать налоговые льготы повторно, при условии возможности только однократного использования.

— Риск неэффективности налоговых льгот [3]. Предоставление возможности применения налоговых льгот налогоплательщикам для государства это определенные потери государственного бюджета, но данные меры создаются в целях стимулирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу с целью увеличения налоговой базы на плановый период. Данные меры являются рисковыми для государства, так как в одном случае налоговые льготы смогут реально оказать положительное влияние на развитие бизнеса на начальном этапе и в будущем принесут больший объем поступлений в бюджет, с другой стороны, не всегда даже при достойной поддержке государства налогоплательщик способен правильно применить введенные льготы и увеличить объемы производства и привлечь инвестиционный капитал. Неэффективность от введения государством налоговых льгот проявляется в отсутствии притока инвестиционного капитала, недостаточном информировании налогоплательщиков о целях и финансовых результатах, которые они получат от использования вводимых послаблений, неверном определении нуждающихся в налоговых льготах сфер экономики.

Эффективное управление налоговыми рисками государства позволит обеспечить наиболее точное планирование и прогнозирование налоговых доходов бюджета страны и правильного направления реализации налоговой политики, совершенствовании законодательства в предоставлении или отказа от существующих налоговых льготных условий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство, как и любой другой хозяйствующих субъект, имеет налоговые риски, связанные с какими-либо неблагоприятными исходами. Основная задача государства, в условиях действующей системы, состоит в пресечении использования нелегальных схем применения, а также недопущении возможности существования неэффективных налоговых льгот в целях уменьшения расходов бюджета в виде выпадающих доходов от применения налоговых льгот.

Основные термины (генерируются автоматически): льгота, налоговая риска государства, государство, налоговая льгота, риск, ввозная пошлина, инвестиционный капитал, налоговая база, налоговая политика, налоговый риск.

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. Согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций.

В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: