Налоговая система унитарного государства

Обновлено: 28.03.2024

Особенности налоговых систем разных стран связаны, прежде всего, с типом государственного устройства - является ли данное государство унитарным, или федеративным. Унитарное государство - это единое госу­дарство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью.

Федеративное государство - это союз­ное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сфе­рах общественной жизни. К числу федеративных государств относятся: США, Канада, Г ермания, Австрия, Швейцария, Россия, Австралия, Бельгия, Мексика, Индия и другие. Унитарные государства - Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Япо­ния и другие. Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий (законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налого­вые доходы и администрировать налоги) между составляющими этого госу­дарства. В свою очередь налоговые полномочия определяются статусом той или иной административно-территориальной единицы. Налоговые полномочия подразделяются на: - законодательные полномочия - право вводить налоги, устанавливать ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы налогов; - доходные полномочия - право формировать общие доходы бюджета за счет налогов (вне зависимости от поступления по уровню бюджета).

- административные полномочия - полномочия администрировать и собирать налоги. В государствах с федеративным государственным устройством нало­говая система имеет три основные уровня: - федеральный (федеральные налоги); - региональный (налоги субъектов федерации: республик, штатов, провинций, земель); - местный (местные налоги). В государствах с унитарным характером государственного устройства налоговая система имеет два уровня: - общегосударственный (национальные налоги); - местный (местные налоги).

Федеральные налоги - это налоги, которые вводятся органами законо­дательной власти федерации, действуют на территории всей страны и адми­нистрируются федеральными налоговыми службами. Аналогично вводятся и администрируются национальные (государственные) налоги в унитарных го­сударствах. Большая часть федеральных налогов и государственных налогов в унитарных государствах поступают в доход федерального (государственно­го - в унитарных государствах) бюджета. Налоги субъектов федерации (налоги штатов, провинций и др.) уста­навливаются и вводятся в действие законодательными актами субъектов фе­дерации (иногда федеральными законами) и действуют на территории всего субъекта федерации (штата, провинции). Налоги субъекта федерации могут администрироваться как собственной субфедеральной налоговой службой, так и федеральной налоговой службой. Налоги субъектов федерации посту­пают в доход бюджетов субъектов федерации, а иногда полностью или час­тично зачисляются в доход местных бюджетов. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие на­циональными (федеральными) или субфедеральными властями и местными органами представительной власти и действуют на территории муниципаль­

ных образований. Администрируются эти налоги национальной (федераль­ной), региональной или местной налоговой службой. Поступления от мест­ных налогов зачисляются в доход местных бюджетов. В мировой практике широко применяются 3 основные модели взаимо­действия центра и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий: • распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз); • последующее разделение части полученных федеральным бюджетом от раздельного использования доходов (разделение доходов); • совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз). В федерациях единство налоговой системы обеспечивается за счет ус­тановления единых основ законодательства, единой налоговой системы и ме­тодического руководства всей налоговой работы со стороны центрального звена налоговой системы.

В унитарных государствах управление налоговой работой жестко цен­трализовано, все звенья налоговых органов управляются из единого центра, единство налогового законодательства иногда доведено до принятия общего­сударственного налогового кодекса. По месту налоговых органов в финансово-бюджетной системе страны можно выделить, с одной стороны, Германию, в которой всем бюджетным процессом, налоговой политикой и сбором налогов в целом управляет Феде­ральное министерство финансов, с другой стороны, США, где налоговая служба действует как самостоятельное ведомство. Структура налоговых органов может быть построена по принципу вы­деления видов налогов - например, в Великобритании существует два управления - по прямым (подоходным) и косвенным налогам, а может быть построена в зависимости от этапов налогового процесса (США). Первый подход обычно называется специализированным, а второй - функциональ­

ным. При втором подходе, получившее широкое распространение в послед­ние годы, работа налоговых органов направлена на конечный результат - правильный и эффективный сбор налогов.

В ходе развития человеческой цивилизации возникли государства.

Государством в широком смысле называется политическая система управления территорией страны.

Каждое государство уникально. Но среди разнообразия черт можно выделить несколько общих принципов. В соответствии с ними государства можно классифицировать по формам правления или типу государственного устройства.

Согласно последнего принципа все государства условно делятся на унитарные, федеративные (федерации) и конфедерации.

Федеративным государством (федерацией) называется такая форма устройства государства, при котором составляющие ее территориальные единицы провозглашены государственными образованиями и обладают политической самостоятельностью в определенных законом пределах.

Субъектом федерации называется политическое образование на части территории страны, которое имеет целый ряд признаков государства (символику, законы, органы управления), но не имеет государственного суверенитета.

То есть, исходя из определения, субъекты федерации (составляющие) имеют значительную самостоятельность в решении многих экономических и политических вопросов, но не обладают суверенитетом. Среди федераций, согласно различным критериям, выделяют:

  • административно-территориальные федерации;
  • национально-государственные федерации;
  • смешанные федерации;
  • договорные и конституционные федерации;
  • симметричные и асимметричные федерации.

Федеративное государство отличается от унитарного целым рядом черт. Оно имеет две системы высших органов власти – субъектов федерации и общегосударственных (федеральных). Это касается всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Поэтому субъекты федерации, как правило, имеют свою законодательную базу (основные законы). Но при этом должно признаваться верховенство общегосударственных (федеральных) законов.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты федерации имеют многие черты государства. Они могут иметь свою столицу, государственные символы (герб, флаг, гимн) и даже институт гражданства. Но они не обладают государственным суверенитетом (независимостью).

Субъекты федерации могут иметь различные исторически сложившиеся названия. Это могут быть штаты, земли, республики, провинции, области, края, округа и пр. Но они не могут быть субъектами международных отношений.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие характерные черты федеративного государства:

  • в состав федерации входят отдельные субъекты (штаты, области, земли, эмираты, республики, провинции и т.п.);
  • верховная власть в федеративном государстве принадлежит федеральным органам власти;
  • полномочия между федеральными властями и власти субъекта федерации разграничиваются общегосударственной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации могут иметь свои законы, судебную и исполнительную власть;
  • общегосударственная внешнеполитическая деятельность осуществляется через федеральные государственные органы;
  • федеративное государство имеет двухпалатную структуру парламента (нижняя палата – представители всей страны, верхняя палата – представители субъектов федерации);
  • система налогообложения имеет двухканальную структуру.

Содержание и функции налоговой системы

Налоги – это обязательный признак и атрибут государственности. Налоги появились параллельно с возникновением государств. Их количество, размер и порядок введения постоянно менялись на протяжении развития государств и общества.

Налогами называются обязательные безвозмездные денежные платежи, которые принудительно взимаются представителями или органами государственной власти для финансового обеспечения деятельности государственной структуры и выполнения государством его функций.

Количество налогов и порядок их начисления и уплаты определяется действующей законодательной базой - налоговым законодательством (налоговым кодексом).

Вся совокупность налогов, принципы и методы их установления и отмены, начисления и сбора, органы, взимающие и контролирующие налоговые сборы, называется государственной налоговой системой.

Налоговая система выполняет следующие задачи и функции:

  • фискальную (формирование приходной части государственного бюджета);
  • распределительная (перераспределение поступивших в бюджет средств);
  • регуляторная (регулирование экономики с помощью налоговой политики);
  • функция контроля.

Особенности налоговой системы федеративного государства

Устройство налоговой системы федерального государства определяется спецификой устройства самой федерации. Поэтому разграничение налоговых полномочий определяется особенностями формирования федерации и правовыми традициями общества. Каждое государство решает эти вопросы по-своему.

К примеру, в ФРГ большие полномочия предоставлены федеральным властям. А земельные власти существенно ограничены в праве установления налогов. С другой стороны, земельные власти занимаются взиманием налогов как федеральных, так и местных. Далее происходит перераспределение собранных средств на основе принципа «выравнивания доходов земель».

А законодательство США позволяет формировать налоговые системы своим субъектам (штатам) на основе законов этих субъектов. Поэтому ряд налогов взимается одновременно и на уровне штата, и на федеральном уровне (например, подоходный налог). В Австралии (Австралийский Союз) применяется трехуровневая налоговая система. Она состоит из федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов.

Если говорить в общих чертах, то в настоящее время федерализм рассматривается как конкурентный. В его основе лежит принцип субсидиарности. Это означает, что конкретные задачи относительно небольших коллективов (территорий) должны решаться на как можно более низком уровне власти (самоуправления). Другими словами, финансирование многих потребностей небольших территорий должно происходить за счет налогообложения, проводимого местными органами власти.

Но часть налогов должна носить общегосударственный характер. За счет этого финансируются общие программы и задачи государства (например – обеспечение государственной безопасности и обороноспособности, международных отношений). Кроме того государство контролирует развитие каждого региона и может перераспределять федеральные налоги. Этим достигается равномерность развития всей территории страны.

Налоговая система
унитарных государств
Работу выполнили: студенты 1 курса,
Педиатрического факультета, группы
137,
Шитова Варвара Александровна
Шамиев Валентин Витальевич
Преподаватель:
Сунгурова Елена Анатольевна

2. Унитарное государство

Унитарным государством называется такая форма
государственного устройства, когда составные
территориальные части являются административнотерриториальными единицами и не имеют статуса
государственного образования, по всей стране действует
единая конституция, единая правовая система и единая
для всей страны структура органов власти.

3. Признаки унитарного государства:

1. административно-территориальные единицы не
имеют политической самостоятельности.
2. единое гражданство
3. единая структура гос. аппарата
4. единая система законодательства
5. единая система налогов и сборов

Краткий перечень унитарных государств мира:
• Португалия
• Франция
• Австрия
• Чехия
• Финляндия
• Норвегия
• Швеция
• Польша
• Дания
• Беларусь
• Великобритания
• Венгрия

Венеция:
Налог на тень.
В 1993 году власти Венеции
решили обложить налогом
владельцев ресторанов и
лавочников, недвижимость
которых бросает тень на
территорию, принадлежащую
городу.

Венгрия:
Налог на нездоровую
пищу.
«Чипсовый налог» вступил в силу
в Венгрии с 1 сентября 2011 года.
Им облагается различная
расфасованная пища, такая как
чипсы, соленое печенье, сладкое
печенье, пирожные в упаковке, а
также энергетические напитки.

Польша:
Налог на дождь.
Эта гениальная идея
пришла в голову
чиновникам из польского
Вроцлава, которые ввели
нелепый налог на
использование дождевой
канализации.

Армения: Налог на пыль
В Армении введен еще один налог
— на пыль. Население должно
оплачивать расходы по удалению
пыли из расчета 1,91 драма
(1 драм – 0,13 руб.) за 1 квадратный.
По этому поводу армянские газеты
цитируют высказывание одного из
персонажей сказки «Приключения
Чиполлино» Принца Лимона:
«С тех пор как мы ввели налог на
воздух, вы стали меньше дышать!»

Греция: Налог на бассейн.
В Греции бассейн во дворе
частного дома считается
роскошью. Поэтому каждый
владелец дома с бассейном
обязан заплатить налог в
размере около 800 евро
в год.

Норвегия и Швеция:
Налог на собак.
В Европе не редкость и налог на
собак. В Швеции он зависит от роста
пса, поэтому экономные шведы
предпочитают приземистых такс.
В Норвегии же сумма налога прямо
пропорциональна длине животного, изза этого рачительные норвежцы, в
основном, заводят собак длиннолапых
комнатных пород.

Китай:
Налог на гражданский
брак.
Власти китайского города Тяньцзинь в 1996
году решили выступить против подобных
отношений и объявили о налоге, который
касается влюбленных пар. С тех пор каждая
пара, сожительствующая без официальной
регистрации, должна платить 1.000 юаней в
год (порядка 120 евро).

Испания, Балеарские
острова: налог на
солнце.
Налог на солнце обязаны
платить все туристы, которые
приезжают на Майорку,
Менорку и другие Балеарские
острова. Плата невысокая,
всего 1 евро в день.

Эстония:
Налог на
пищеварительные газы
из кишечника коров.
В 2008 году правительство
Эстонии приняло решение о
введении нового налога для
заводчиков коров.

Налоговая система
унитарных государств
Работу выполнили: студенты 1 курса,
Педиатрического факультета, группы
137,
Шитова Варвара Александровна
Шамиев Валентин Витальевич
Преподаватель:
Сунгурова Елена Анатольевна

2. Унитарное государство

Унитарным государством называется такая форма
государственного устройства, когда составные
территориальные части являются административнотерриториальными единицами и не имеют статуса
государственного образования, по всей стране действует
единая конституция, единая правовая система и единая
для всей страны структура органов власти.

3. Признаки унитарного государства:

1. административно-территориальные единицы не
имеют политической самостоятельности.
2. единое гражданство
3. единая структура гос. аппарата
4. единая система законодательства
5. единая система налогов и сборов

Краткий перечень унитарных государств мира:
• Португалия
• Франция
• Австрия
• Чехия
• Финляндия
• Норвегия
• Швеция
• Польша
• Дания
• Беларусь
• Великобритания
• Венгрия

Венеция:
Налог на тень.
В 1993 году власти Венеции
решили обложить налогом
владельцев ресторанов и
лавочников, недвижимость
которых бросает тень на
территорию, принадлежащую
городу.

Венгрия:
Налог на нездоровую
пищу.
«Чипсовый налог» вступил в силу
в Венгрии с 1 сентября 2011 года.
Им облагается различная
расфасованная пища, такая как
чипсы, соленое печенье, сладкое
печенье, пирожные в упаковке, а
также энергетические напитки.

Польша:
Налог на дождь.
Эта гениальная идея
пришла в голову
чиновникам из польского
Вроцлава, которые ввели
нелепый налог на
использование дождевой
канализации.

Армения: Налог на пыль
В Армении введен еще один налог
— на пыль. Население должно
оплачивать расходы по удалению
пыли из расчета 1,91 драма
(1 драм – 0,13 руб.) за 1 квадратный.
По этому поводу армянские газеты
цитируют высказывание одного из
персонажей сказки «Приключения
Чиполлино» Принца Лимона:
«С тех пор как мы ввели налог на
воздух, вы стали меньше дышать!»

Греция: Налог на бассейн.
В Греции бассейн во дворе
частного дома считается
роскошью. Поэтому каждый
владелец дома с бассейном
обязан заплатить налог в
размере около 800 евро
в год.

Норвегия и Швеция:
Налог на собак.
В Европе не редкость и налог на
собак. В Швеции он зависит от роста
пса, поэтому экономные шведы
предпочитают приземистых такс.
В Норвегии же сумма налога прямо
пропорциональна длине животного, изза этого рачительные норвежцы, в
основном, заводят собак длиннолапых
комнатных пород.

Китай:
Налог на гражданский
брак.
Власти китайского города Тяньцзинь в 1996
году решили выступить против подобных
отношений и объявили о налоге, который
касается влюбленных пар. С тех пор каждая
пара, сожительствующая без официальной
регистрации, должна платить 1.000 юаней в
год (порядка 120 евро).

Испания, Балеарские
острова: налог на
солнце.
Налог на солнце обязаны
платить все туристы, которые
приезжают на Майорку,
Менорку и другие Балеарские
острова. Плата невысокая,
всего 1 евро в день.

Эстония:
Налог на
пищеварительные газы
из кишечника коров.
В 2008 году правительство
Эстонии приняло решение о
введении нового налога для
заводчиков коров.

Особенности формирования и разграничения доходов бюджетов разного уровня. Классификация налогов. Структура налоговых поступлений в бюджетах. Три уровня налоговой системы. Функции федеральных налогов. Структура и динамика основных федеральных налогов. Характеристика индивидуального подоходного налога, его отличительные черты. Особенности взносов на социальное страхование. Налог на доходы корпораций. Роль косвенных налогов в поступлениях доходов в федеральный бюджет. Налоги штатов и органов местного самоуправления. Структура доходов бюджетов штатов. Значение налога с продаж в доходах бюджетов штатов. Индивидуальные подоходные налоги штатов. Факторы, обусловившие самостоятельность налоговых систем муниципальных образований. Структура доходов местных бюджетов. Использование налога на имущество в качестве источника доходной базы местных бюджетов. Положительный опыт использования налоговых льгот.

2.2. Налоговая система Германии.

Особенности налоговой системы. Исторический аспект. Принципы построения налоговой системы Людвига Эрхарда. Представление об уровнях государственной власти, бюджетной системе, сводном (консолидированном) государственном бюджете. Краткая характеристика общих налогов, федеральных налогов, налогов земель и общин. Понятие о вертикальном и горизонтальном выравнивании налоговых поступлений. Механизм распределения подоходного и корпорационного налогов между бюджетами разных уровней. Особенности распределения НДС. Характеристика основных налогов: подоходного налога, на заработную плату, взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, промысловый налог, местные налоги на потребление и капиталы. Налоговые реформы. Основные задачи реформы — облегчение налогового бремени населения и корпораций, создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования, поощрение мелких и средних фирм, cтимулирование потребительского спроса. Увеличение основного необлагаемого минимума, ослабление налогового бремени населения, особенно семей с детьми.

Раздел 3. Налоговые системы унитарных государств.

3.1. Налоговая система Великобритании.

Особенности формирования и разграничения доходов бюджетов разного уровня. Особенности налоговой системы Великобритании. Основные принципы проведения современной налоговой политики. Налоговые вопросы изменений в поощрении труда, стимулировании предпринимательства и поддержке семьи. Состав и структура доходов бюджета центрального правительства. Характеристика самых крупных доходных источников. Налогообложение физических лиц Основные моменты исчисления подоходного налога с физических лиц. Налогообложение компаний. Корпоративный налог и его изменения в последние годы. НДС как один из крупных источников налоговых поступлений. Характеристика акцизного обложения. Местные налоги. Структура местных налогов и сборов. Особенности взимания налога на недвижимое имущество, используемое в коммерческих целях. Местный налог на жилье.

3.2. Налоговая система Франции.

Особенности французской налоговой системы. Законодательная база. Деление налогов на три группы. Преобладание налогов на потребление. Основные центральные налоги. Налог на добавленную стоимость как главный элемент налоговой системы. Обложение доходов от денежных капиталов. Налог на прибыль акционерных компаний. Налогообложение прироста капитала. Цель налоговых пошлин. Особенности акцизного обложения. Подоходный налог с физических лиц – один из крупных источников бюджета. Особенности исчисления налога на прибыль предприятий. Характеристика группы налогов на собственность. Местные налоги и сборы. Прямые налоги. Промысловый налог. Общие надбавки к прямым налогам.

3.3. Налоговая система Швеции.

Особенности налоговой системы Швеции. Основные виды налогов центрального правительства и региональных (земельных) органов власти. Права органов власти в сфере установления налогов. Органы, занимающиеся разработкой налоговых законов и сбором налогов. Налог на прибыли компаний. Особенности исчисления налогооблагаемой базы, способов начисления амортизации. Сроки предоставления декларации. Организация налогового контроля выполнения налоговых обязательств компаниями. Подоходные налоги с граждан. Критерии признания резидентами. Расчет облагаемого дохода физических лиц. Порядок предоставления декларации. Налог на добавленную стоимость. Прочие налоги. Краткая характеристика налога на наследство и дарения, специального подоходного налога, гербовых налогов и сборов.

3.4. Налоговая система Японии.

Два уровня налоговой системы. Налоговые реформы 1987-1988 гг., 1999г. прямые налоги как основа бюджета центрального правительства. Особенности подоходного налога с юридических и физических лиц. Налоги на имущество как вторая по значимости группа налогов в бюджете центрального правительства. Роль косвенных налогов в системе налогообложения. Налоги, поступающие в бюджеты местных органов власти. Особенности предпринимательского налога, корпоративного муниципального налога, уравнительного налога.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: