Налогообложение негосударственных пенсионных фондов курсовая

Обновлено: 27.03.2024

В настоящее время реформа пенсионной системы приобрела статус реформы государственной важности. Ее цель - повышение материального благосостояния пенсионеров и создание стабильного источника инвестиционных ресурсов.

С макроэкономической точки зрения пенсионная реформа дает возможность привлекать "длинные" деньги, необходимые для любой экономики, которые могут работать на фондовом рынке. С помощью пенсионных средств экономика получает дополнительные инвестиционные ресурсы, которые на порядок выше банковских с точки зрения их объема, срочности и "дешевизны".

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Негосударственные пенсионные фонды - организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам.

Как отдельный субъект налогообложения НПФ появился с принятием Федерального закона от 07.05.1998 N 57-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Тогда же были предприняты первые попытки систематизировать налогообложение негосударственных пенсионных фондов.

В наибольшей степени вопросы налогообложения взносов предприятия в НПФ интересуют руководителей организаций, принимающих решения об организации пенсионного обеспечения своих сотрудников. Именно налоговые льготы являются наиболее важным фактором, стимулирующим работодателей к внедрению пенсионного обеспечения.

С введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) появились новые правила налогообложения, по которым, например:

  • взносы организаций в фонд негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) в размере 12% от ФОТ относятся на себестоимость;
  • взносы в НПФ (если они осуществляются работодателями) в сумме, превышающей 2000 руб. в год на каждого работника, включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.213 НК РФ);
  • введено налогообложение дохода от размещения пенсионных резервов, при этом сохранена льгота о невзимании налога на прибыль при доходности, не превышающей учетную ставку ЦБ.

Вместе с тем ввиду неоднозначного толкования появились проблемы с уплатой единого социального налога (далее - ЕСН). На судебных процессах по ЕСН и подоходному налогу Пенсионные фонды отстаивали позицию о нецелесообразности и неправомерности обложения ЕСН взносов в НПФ, особенно по солидарным счетам.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ внесены изменения. Согласно им, при определении налоговой базы не учитываются:

  • суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с НП;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам между НПФ и физическими лицами.

В то же время суммы пенсий, осуществляемых по договорам НПО, заключенными работодателями с НПФ, подлежат налогообложению у источника выплат, т.е. фонда.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действие этих пунктов приостановлено до 31 декабря 2004 г.

С 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сумма взносов в НПФ, осуществляемых работодателями и не облагаемых подоходным налогом, в соответствии с п.3 ст.213 НК РФ, увеличена с 2000 до 5000 руб.

Действующий в настоящее время налоговый режим и налоговые последствия для участников НПО наглядно представлены в таблице 1.

Основные виды налогов, действующие в процессе осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, и статьи НК РФ, в соответствии с которыми производится налогообложение, приведены ниже, в таблице 2.

По нашему мнению, действующая система налогообложения имеет ряд недостатков, основными из которых являются:

  1. Финансирование обязательного пенсионного страхования за счет негосударственного пенсионного обеспечения (на взносы в НПФ начисляется ЕСН, следовательно, и страховые взносы в ПФР).
  2. Сложность учета налогообложения из-за необходимости различного налогового учета по взносам юридических и физических лиц и начисленного по ним дохода.
  3. Отсутствие требований по налогообложению операций, выполняемых НПФ в качестве страховщиков по ОПС.
  4. Отсутствие стимулирующего действия налогообложения (см. табл. 3)

Перечисленные недостатки сильно тормозят развитие системы НПО, т.к. усложняют понимание системы НПО потенциальными вкладчиками. В то же время ст.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от 10.01.2003 провозглашает: "Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, следует изменить систему налогообложения - упростить ее и сделать более привлекательной для вкладчиков и участников мероприятия по НПО. Для этого необходима государственная поддержка, основанная на следующих принципах:

  1. Пенсионная система страны должна обеспечивать на государственном уровне определенное значение совокупного коэффициента замещения (70 - 75% от заработной платы работника).
  2. Система добровольного пенсионного обеспечения (далее - ДПО) должна увеличивать значение совокупного коэффициента замещения до 40 - 75%.
  3. Путем налогового стимулирования поощряется формирование накоплений за счет затрат работника и работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение п.п.1 и 2.

Для этого требуется внести ряд изменений в налоговый режим ДПО.

Для взносов предприятий:

  • отнесение суммы взносов на расходы, уменьшающие налог на прибыль;
  • исключение взносов из базы исчисления ЕСН;
  • исключение взносов из базы исчисления подоходного налога работника.

Для взносов граждан:

  • введение налогового вычета на величину взносов в НПФ;
  • предоставление налогового вычета с возможностью учитывать его работодателем по размещению НПФ пенсионных резервов;
  • отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов налогом на прибыль;
  • выплаты пенсий и выкупных сумм;
  • обложение выплат налогом на доходы физических лиц.

Сравним две системы налогообложения - действующую в настоящий момент и предлагаемую ей взамен систему льготного налогообложения, принятую в большинстве стран, использующих пенсионное обеспечение по накопительному принципу (см. табл.4).

В таблице 4 и далее Т - облагаемые налогом (от англ. Taxed -облагаемый), Е - необлагаемые (от англ. Empty - необлагаемый).

Таким образом, ныне действующая система - ТТЕ, принятая в большинстве стран - ЕЕТ.

Произведем сравнительный расчет для вышеуказанных пенсионных систем. В общем случае пенсионная схема определяется в Правилах НПФ и содержит сведения об условиях и порядке внесения пенсионных взносов.

Условия расчета пенсионной схемы:

Период накопления - 15 лет.

Период выплаты - 10 лет.

Индексация пенсии по величине инвестиционного дохода.

Инфляция соответствует прогнозу Минэкономразвития России.

Доходность - 2% над инфляцией.

Размер пенсии и сумма пенсионных выплат - после налогообложения.

Результаты расчетов приведены в таблице 5.

Таким образом, применение системы льготного налогообложения приведет к следующим позитивным результатам:

  1. Увеличению эффективности накопления пенсионных средств за счет реализации системы ЕЕТ (введение налогового вычета и отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов).
  2. Демонстрации заинтересованности государства в привлечении средств физических лиц (введение налогового вычета на средства, направляемые ими в качестве пенсионных взносов в НПФ).
  3. Упрощению налогового учета в НПФ, способствующему широкому развитию пенсионных схем, построенных на совместном (работодателем и работником) формировании пенсионных накоплений по добровольному пенсионному обеспечению.

В настоящий момент в РФ стимулирующее действие налогообложения негосударственного пенсионного обеспечения недостаточно эффективно, хотя имеющийся опыт западных стран позволяет при помощи налоговых льгот развивать НПО, одновременно и решая вопросы пенсионного обеспечения своих граждан, и получая долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики.

Негосударственного пенсионного фонда

"Будущее своими руками"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

История возникновения и становления негосударственных пенсионных фондов, направления нормативно-правового регулирования их деятельности и этапы развития. Налогообложение вкладчиков и участников данных фондов в России, пути его совершенствования.

Подобные документы

Сравнительный анализ размера доходности пенсионных накоплений в соответствующих пенсионных фондах и объема выплаченных фондами пенсий, влияющих на развитие пенсионных фондов России. Доверие граждан к пенсионному фонду как основной критерий его выбора.

статья, добавлен 27.05.2020

Изучение основных аспектов развития негосударственных пенсионных фондов в России. Определение места негосударственного пенсионного обеспечения в системе пенсионного обеспечения. Изучение налогообложения прибыли негосударственных пенсионных фондов.

реферат, добавлен 11.03.2020

Становление системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ), их роль и место на рынке финансовых институтов в России. Сущность и функции НПФ. Развитие корпоративных пенсионных программ. Основные источники финансирования социального обеспечения НПФ РФ.

курсовая работа, добавлен 22.09.2015

Необходимость реформирования механизма управления финансами Пенсионной системы Росийской Федерации. Законодательное регулирование инвестиционной политики негосударственных пенсионных фондов. Проблема обеспечения надежности и финансовой устойчивости НПФ.

контрольная работа, добавлен 28.05.2014

Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России. Экономико-правовое обеспечение их деятельности. Особенность формирования пенсионных накоплений. Проведение исследования тенденции к увеличению консервативности портфеля.

дипломная работа, добавлен 11.06.2020

Место негосударственных пенсионных фондов в общей "Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации". Законодательная база работы негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. Временные правила инвестирования активов.

курсовая работа, добавлен 21.02.2014

Принципы накопительной пенсионной системы в законодательстве РК. Динамика изменения пенсионных взносов, "чистого" инвестиционного дохода и накоплений вкладчиков. Сведения о коэффициенте номинального дохода фондов. Структура пенсионных активов фондов.

статья, добавлен 28.01.2018

Понятие риска ликвидности и пути его возникновения в негосударственных пенсионных фондах. Классификация и регулирования риска рыночной ликвидности. Анализ рынка негосударственных пенсионных фондов России. Анализ моделей ликвидации портфелей активов.

дипломная работа, добавлен 22.01.2016

Негосударственные пенсионные фонды как организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Государственные меры регулирования деятельности НПФ, нормативы пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

реферат, добавлен 19.02.2013

Общая характеристика мировой практики контроля за деятельностью частных пенсионных фондов. Анализ практических примеров прекращения деятельности пенсионных планов в Великобритании, США, Германии. Природа банкротства на практике работы пенсионных фондов.

История возникновения и становления негосударственных пенсионных фондов, направления нормативно-правового регулирования их деятельности и этапы развития. Налогообложение вкладчиков и участников данных фондов в России, пути его совершенствования.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2011
Размер файла 31,3 K

Подобные документы

Становление системы негосударственных пенсионных фондов, их роль и место на рынке финансовых институтов в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования негосударственных пенсионных фондов. Совершенствование деятельности НПФ в России.

дипломная работа [204,4 K], добавлен 29.10.2012

Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов, их роль и значение в современной пенсионной системе России. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения.

контрольная работа [35,6 K], добавлен 24.11.2010

Место и роль негосударственных пенсионных фондов в современном российском обществе, история их зарождения и развития, динамика и оценка дальнейших перспектив. Экономико-правовое обеспечение фондов, порядок заключения договора, права и обязанности сторон.

дипломная работа [887,6 K], добавлен 19.01.2010

Становление и развитие системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Российской Федерации. Опыт работы НПФ "Согласие" в Красноярском крае. Перечень мероприятий по развитию и продвижению услуг НПФ. Рекомендации по преодолению факторов риска.

дипломная работа [2,2 M], добавлен 08.01.2014

Содержание деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Характеристика деятельности НПФ в РФ и Республике Чили. Оценка динамики показателей деятельности НПФ, анализ доходной и расходной частей бюджета. Анализ структуры пенсионных резервов.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 25.11.2011

История развития негосударственных пенсионных фондов, их место в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрение современных аспектов деятельности данного пенсионного обеспечения в России. Обязанности фондов перед вкладчиками, налогообложение их прибыли.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 23.12.2010

Современное состояние и развитие негосударственных пенсионных фондов, определение особенностей их организации и виды операций. Сущность и структура финансовой системы. Формирование и использование фондов денежных средств в общественном воспроизводстве.

История возникновения и становления негосударственных пенсионных фондов, направления нормативно-правового регулирования их деятельности и этапы развития. Налогообложение вкладчиков и участников данных фондов в России, пути его совершенствования.

Подобные документы

Описание пенсионной реформы в России. Принцип организации и функции негосударственных пенсионных фондов, нормативно-правовые основы их деятельности, преимущества и недостатки. Организация налогообложения прибыли негосударственных пенсионных фондов.

контрольная работа, добавлен 22.04.2015

Понятие и виды пенсионных систем. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в России. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов.

курсовая работа, добавлен 28.08.2017

Пенсионная система страны как один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. Особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов, примеры международной практики. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.

курсовая работа, добавлен 24.12.2012

Сущность и правовые основы деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации, история их развития и состояние на сегодняшний день. Проблемы и перспективы деятельности негосударственных пенсионных фондов в России, зарубежный опыт.

курсовая работа, добавлен 13.09.2015

Надзор за соблюдением требований стандартов профессиональной деятельности как одна из задач деятельности саморегулируемой организации. Корреляционный анализ факторов, влияющих на рост численности участников негосударственных пенсионных фондов России.

статья, добавлен 29.03.2019

Понятие и виды пенсионных систем. Сущность и правовые основы негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов по размещению резервов и накоплений в управляющих компаниях.

дипломная работа, добавлен 29.04.2014

Изучение последствий пенсионной реформы в России. Сущность негосударственных пенсионных фондов, их проблемы и современное состояние. Анализ перспектив развития негосударственных пенсионных фондов. Понятие пенсионного страхования и пенсионных накоплений.

реферат, добавлен 18.03.2015

Становление и развитие пенсионной системы в России. Формы участия негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в системе пенсионного обеспечения населения. Анализ опыта работы НПФ "Согласие" в Красноярском крае. Мероприятия по развитию и продвижению услуг.

дипломная работа, добавлен 12.11.2017

Понятие риска рыночной ликвидности, его классификация, модели регулирования. Обзор законодательства, регулирующего сферу негосударственных пенсионных фондов. Стратегии ликвидации портфеля блоком, равными долями или в зависимости от рыночных колебаний.

дипломная работа, добавлен 30.07.2016

Структурная и функциональная характеристики пенсионного обеспечения государства. Распределение и перераспределение денежных средств между различными категориями населения. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования.


Виталий Семенихин,
Руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Главой 23 НК РФ предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляют собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее — фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон № 75-ФЗ)).

Для справки: лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (п. п. 1 и 2 ст. 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (п. 2 ст. 2 Закона № 75-ФЗ).

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Закона № 75-ФЗ).

При этом вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, являющееся стороной договора негосударственного пенсионного обеспечения и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.

Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Требования к договору негосударственного пенсионного обеспечения установлены в ст. 12 Закона № 75-ФЗ.

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.

При этом застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании.

К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в ст. 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 03.06.2013 № 238н.

Форма заявления застрахованного лица о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию и инструкция по заполнению указанного заявления утверждены Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 № 502п.

Заметим, что названным Постановлением также, в частности, утверждены:

  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 3);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 4);
  • форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 9);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 10);
  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 11);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 12);
  • Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в ПФР, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, уведомления об отказе от смены страховщика, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомлений (Приложение 17).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (ст. 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (п. 1 ст. 13 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 7 ст. 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (п 1 ст. 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В ст. 213.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Согласно п. 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • накопительная пенсия;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Минфин России в Письме от 31.10.2014 № 03-04-06/55341 со ссылкой на абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 01.01.2005 по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 231.1 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российвый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством).

Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период) при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, то негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2016 № ММВ-7-11/403@.

Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в Письме ФНС России от 19.05.2008 № ШС-6-3/368@.

Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок).

Рекомендуемая форма заявления о выдаче справки приведена в Письме ФНС России от 10.11.2016 № БС-4-11/21262@ «О рекомендуемой форме заявления о выдаче справки».

Рекомендуемый формат представления в электронной форме заявления о выдаче справки приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2016 № ММВ-7-6/609@.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: