Налоги относятся к общим методам государственного регулирования экономики

Обновлено: 15.04.2024

Достоинства и недостатки экономических систем

Деятельность государства в экономической сфере меняется в ходе развития общества. С усложнением хозяйственных связей более активно стало развиваться и государственное регулирование в экономической сфере. Весь процесс регулирование экономики преследует дну важную цель – повышение уровня благополучие населения государства.
Вмешательство государства в экономические вопросы абсолютно оправдано, ведь оно направлено на решение определенных задач:

  1. Стимулирует экономический рост;
  2. Обеспечение баланса между всеми макроэкономическими показателями. Сюда относится контроль экспорта и импорта и в общем всей внешнеэкономической деятельности;
  3. Контроль показателей инфляции, обеспечение устойчивого положения национальной валюты;
  4. Обеспечение максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  5. Поддержка прогрессивной деятельности в регионах и разных отраслях.

Только вмешательство со стороны государства может минимизировать негативные последствия некоторых процессов в экономике. К таким процессам относится криминализация, уклонение от уплаты налогов, развитие монополий.

Национальная экономика любого государства является сложной многоуровневой системой, которой характерны свои особенности и черты. Любая экономическая система – это комплекс всех процессов в макро- и микроэкономике. Основой экономической системы являются свойственные каждому государству формы собственности, ресурсы, направления хозяйствования, способы регулирования хозяйственной деятельности и т.д.

Эти особенности лежать в основе экономических моделей. Выделяют такие основные модели:

  • Модель чистого капитализма (рыночная экономика в чистом виде);
  • Модель административной (командной) экономики;
  • Традиционная модель;
  • Модель смешанной экономики.

Для модели чистого капитализма характерно наличие частной собственности и права ею распоряжаться, а также наличие собственной свободы для субъектов экономической деятельности. Если присутствует рынок свободной конкуренции, то все вопросы, касаемо регулирования, решаются только через него и ценовую политику. Для современной рыночной экономики характерно активное вмешательство со стороны государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К чертам командно-административной экономики относятся:

  • Право общественной собственности на все экономические ресурсы;
  • Присутствие адресного планирования;
  • Централизованное перераспределение экономических ресурсов и капиталовложений;
  • Почти полное отсутствие самостоятельных организаций и предприятий.

Эти все факторы в комплексе приводят к неэффективности функционирования данной модели экономики. Кроме этого на отсутствие положительных показателей влияет отсутствие навыков оперативно адаптироваться к изменениям в экономической сфере и отсутствие развитие технологий. Примером экономики такой модели служит экономика СССР.

Методы ГРЭ и ее формы

Деятельность органов государственной власти через определенные методы и формы, которая направлена на реализацию единой цели и достижение высоких социально-экономических показателей называется государственным регулированием экономики.

Состоит ГРЭ из инструментов управления, способов этого управления, его организации и законодательной базы.

В общем, государственное регулирование представлено такими основными элементами:

  • Социально-экономической составляющей регулирования;
  • Методологической основы регулирования;
  • Организационных аспектов ГРЭ.

Государственная экономическая система является совокупностью отношений в социально-экономической и технико-экономической сферах. Организационный аспект подразумевает взаимное единство в сфере технико-экономических отношений. Проявляется оно в процессе управления сферами и отраслями национального хозяйства. Методологической основой являются принципы, формы и методы, которые задействованы при регулировании и непосредственно инструмент регулирования.

На эффективное движение ГРЭ в выбранном направлении влияют именно методологические основы. Вся эффективность системы экономики напрямую зависит от прогнозирования и правильного планирования (регулирования).

Воздействие государственного субъекта на объект и общие направления этого воздействия называются формой государственного регулирования. Метод – это вариант познания, трансформации объекта, в процессе которого применяются определенные правила и принципы, которые актуальны для процесса регулирования. Методы регулирования напрямую зависят от форм регулирования.


Формы ГРЭ разделяются:

  1. Финансово-кредитная форма
    • Бюджетно-налоговая форма;
    • Кредитно-денежная форма;
  2. Законодательная (правовая) форма;
  3. Административная форма
    • Административно-экономическая форма;
    • Организационно – административная форма.

Все эти формы могут существовать как самостоятельно, так и во взаимодействии. Выбор применяемой формы зависит не только от положения дел в экономике, а и от общественного стоя, основных целей и задач, которые оно преследует на всех этапах своего развития. Наибольшее предпочтение, преимущественно, предоставляется правовой форме регулирования. Ими государственный и общественный строй, обязанности и права хозяйствующих субъектов формируется под действием определенных законом и связанных с их разработкой механизмов.

К инструментам бюджетно-налоговой формы ГРЭ относятся все расходы государства, акцизы и пошлины, субсидии, налоги, льготы. Их применяют соответствующие органы при стимуляции или сдерживании активности в макроэкономике, а также для соблюдения баланса между спросом и предложением. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная формы находятся в тесной взаимосвязи и включают денежную эмиссию, процесс регуляции ключевой ставки, манипуляции с ценными бумагами государства.

Глобализация и интернационализация в экономике стали причиной повышения роли валютно-финансовой деятельности в процессах ГРЭ. Некоторые исследователи выделяют ее в отдельную сферу. Часто ее относят к экономическим методам регулирования, которые идут в комплексе с административными. Инструментами последней выступают планирование, создание нормативной базы, финансирование и ценообразование.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Объекты и субъекты ГРЭ

Субъекты хозяйствование являются и представителями, и исполнителями хозяйственных интересов. Они же выступают субъектами в хозяйственном регулировании. Между всеми субъектами государственного регулирования существует тесная взаимосвязь (прямая и обратная). Прямая связь реализуется с помощью средств массовой информации, также проявляется в советах и консультациях, судовых исках, преобразование личных интересов в экономике в общенациональные. Прямая связь между субъектами ГРЭ также проявляется путем согласование и коррекцию приватных интересов с интересами разных социальных групп.

Обратной связью называется взаимодействие между представителями государства и государственными органами с субъектами хозяйствования называется обратной связью. Проявляется эта связь, в основном, в эффективном государственном регулировании и поддержке политики, которую реализует государство через союзы и ассоциации. Очень хорошо заметна обратная связь при высоких показателях в социальной и экономической сферах.

К объектам государственного регулирования относится условия экономического и социального функционирования государства, регионы, отрасли, сферы, в которых это проявляется. К объектам относятся:

  • Циклы экономики;
  • Региональные хозяйственные структуры и отрасли;
  • Уровень занятости населения;
  • Платежеспособность государства и внешние связи;
  • Цены, их уровень и оправданность;
  • Достижения научно-технического прогресса;
  • Условия для создания и накопления капитала, конкуренция на рынке.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Почему необходимо регулировать экономику с помощью государства

Для того, чтобы обеспечить рыночному механизму нормальные условия для его полноценного функционирования, государство вынуждено особым образом воздействовать на рыночную конъюнктуру и деятельность различных хозяйствующих субъектов.

Это вызвано необходимостью:

  • сопротивления стремлению монополизировать рынок со стороны наиболее крупных его участников;
  • противодействия таким отрицательным явлениям, как преступность, нищета и бедность населения;
  • поддержки различных социальных благ (бесплатной медицины и образования).

Государственное регулирование экономики — это совокупность мер, предпринимаемых государством для установления и стабилизации экономических процессов. При этом регулированию подвергаются рыночное производство, финансы и ресурсы.

Принимаемые меры направлены на поддержание экономики рынка в условиях нормального функционирования и на минимизацию возможных негативных последствий. С этой целью создаются специфические правовые, административные и финансовые механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Регулирование распространяется на бюджет, распределение доходов, внешнеторговые отношения, кредитный рынок, рынок денежных средств, фискальная политика.

Для этого используются специальные инструменты в виде математического моделирования ситуаций, прогнозирования, целевых программ.

Функции и принципы государственного регулирования экономики

Среди первостепенных функций государства в отношении рынка находятся:

  1. Контроль за производством и доступностью общественно значимых благ.
  2. Регулирование деятельности новых коммерческих объединений.
  3. Контроль над уровнем цен и занятостью населения.
  4. Финансирование особо значимых направлений научно-технического прогресса.
  5. Перераспределение доходов среди населения за счет взимания налогов и назначения государственных субсидий в виде пособий и пенсий.
  6. Поддержание рынка в состоянии здоровой конкуренции, борьба с монополизацией отдельных секторов.
  7. Создание четко работающего правового механизма для функционирования бизнеса.

Принципы, которые использует государство для регулирования рынка:

  1. В условиях экономического кризиса возможно усиление и ужесточение государственного регулирования.
  2. Целью государственной экономической политики является поддержание социальной стабильности в обществе и неуклонное повышение экономического благосостояния граждан.
  3. Необходимо создавать благоприятные условий для функционирования частных предприятий наряду с государственными с учетом их неравных финансовых возможностей.
  4. Отдавать предпочтение рыночном принципам организации экономики.

О методах и механизмах государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные. Среди прямых методов принято выделять:

  • запретительные и ограничительные меры;
  • закрепление государственных стандартов качества.

Их базовой основой является правовая база, созданию и развитию которой государство уделяет особое внимание.

Косвенные методы призваны стимулировать к принятию определенных рыночных решений. Имеют под собой базу в виде финансово-кредитной политики государства. В качестве примера можно привести контроль за доходами участников рынка со стороны фискальных органов.

В качестве механизмов регулирования экономики выступают:

  1. Денежно-кредитная политика, подразумевающая строгий контроль со стороны государства над находящейся в обращении денежной массой.
  2. Бюджетно-налоговая политика, имеющая в качестве своих основных задач:
  • прогнозирование кризисных ситуаций с целью их предотвращения;
  • решение негативных проблем социальной жизни населения (такие как безработица, низкий уровень дохода семей с детьми, нищета);
  • вывод экономики страны на стабильный уровень развития.

Для решения вышеуказанных задач государством предпринимаются действия по перераспределению доходов за счет налогообложения и выделения бюджетных денег на социально значимые проекты.

Налоги – это форма обязательного платежа, уплачиваемого субъектами хозяйствования в пользу государства.

Налог является безвозмездным, чем отличается от сборов. Пошлины и сборы предполагают, что государство будет оказывать ответную услугу. Государство исторически не производит коммерческих благ и услуг, поэтому не может самостоятельно обеспечить собственное существование. Однако, оно реализует значимые для общества функции – оборону, защиту целостности страны, сохранение прав и свобод ее граждан, поддержание здоровья и качества жизни и другие. Налоговые выплаты обязательных для всего населения. Для разных групп людей применяются разные формы налогообложения, но их задача заключается в обеспечении функционирования государства и эффективном распределении средств.

Налог имеет принудительную природу. То есть, государство пользуется своей властью, чтобы обязать граждан уплачивать налоги. Для этих целей разрабатывается налоговое законодательство, которое регулирует размер налога, срок уплаты, предполагает ряд льгот и так далее.

Отличительными характеристиками налога являются:

  • Обязательность. Уплата налогов – это институционально-правовая обязанность каждого экономического агента.
  • Безвозмездность. Налог не порождает встречного обязательства со стороны власти. Хотя на практике часть средств бюджета идет на обеспечение приемлемого уровня общественных услуг, а также на решение социальных проблем.
  • Денежная форма. Уплата может проводиться в безналичной или наличной форме, но всегда деньгами.
  • Публичность. Средства бюджета расходуются на проведение внутренней политики государства.

Население сильно различается по доходам, как и действующие предприятия. Гибкая система налогов учитывает эти особенности, что позволяет укреплять экономику, способствует ее росту и развитию. В противном случае, экономика становится ригидной. Предприятия предпочитают скрывать свои доходы, а населения старается всячески избежать дополнительных расходов на уплату налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, налоги являются средством финансирования государства. Поступающие в бюджет деньги идут на реализацию внутренней политики, поддержаний функций, выполняемых властью.

Значение государственного регулирования экономики

Экономическая теория считает, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Но на практике из-за цикличности экономики и иных внешних факторов влияния периодически требуется государственное вмешательство. Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, направленных на корректировку экономических процессов. Сегодня власть воздействует на хозяйство через финансовую систему, а именно через:

  1. Бюджетно-налоговую политику.
  2. Кредитно-денежную политику.
  3. Контроль над внешнеторговыми операциями.
  4. Распределение совокупного дохода.

Фискальная политика занимается сбором обязательных платежей, определением приоритетных направлений экономической политики, распределением средств для решения социальных и иных общественно важных задач. Монетарная политика заключается в осуществлении контроля над денежно массой, что влияет на стабильность экономического развития. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят антимонопольную политику, обеспечение защиты экологии, внедрение стандартов и контроль над их соблюдением. К косвенным методам относят решения в области денежной, социальной политики, контроле над доходами. Формами государственного регулирования являются целевые программы, чаще всего в социальной сфере, прогнозирование и моделирование различных ситуаций.

Государственное регулирование необходимо для устранения разногласий между частным и общественным характером производства, отрицательных эффективно внутри рынка. Так же оно поддерживает научно-технический прогресс, сдерживает стремление к монополизации, обеспечивает международную конкуренцию.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Доход, формируемый за счет фискальной политики, происходит в ходе изъятия государством денежных средств для решения общественных задач. Взносы поступают как от участников производства, так и от частных лиц. За счет средств формируются финансовые запасы государства. В рыночной экономике налоги выполняют две функции:

  1. Фискальную. Она заключается в образовании государственных фондов, которые распределяются в обществе в рамках экономической политики государства.
  2. Регулирующую. Налоги оказывают влияние на разные стороны деятельности плательщиков.

Эффективная налоговая система способствует эффективному распределению ВВП, определяет обязательства субъектов перед государством, обеспечивает оптимальное соотношение между налоговыми ставками и величиной дохода.

Рыночная экономика подвержена влиянию цикличности. Экономический рост и бум быстро сменяются спадом и кризисом. Изменения зависят от деловой активности субъектов экономики. Налоговая политика способна влиять на производительность, объем выпуска и даже уровень цен. Для достижения положительного экономического эффекта, государство может применять льготы и снижать налоговое бремя, чтобы субъекты экономики могли использовать высвободившиеся средства для расширения. В периоды перегрева экономики государство, напротив, повышает налоговые ставки с целью снижения деловой активности. Происходит повышение цен, спрос падает, что со временем приводит к уменьшению объема выпуска. Перегрев экономики не менее опасен, чем кризис, поэтому государственное вмешательство оправдано в обоих случаях.

Налоговая политика не только обеспечивает функции государства, но и является инструментом решения социально-экономических задач, встающих перед обществом. Властные органы обязуют граждан уплачивать налоги, при этом выполняют свои обязательства перед обществом, обеспечивая приемлемый уровень бесплатных услуг, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.08.2021

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов — экономических, административных, административно-экономических, а также технических приемов, форм и способов целесообразного действия. Опыт исторического развития свидетельствует, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причи­нами; во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предска­зуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономиче­ской ситуации должно быть по возможности опережающим.

В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций при­меняемых методов воздействия, соответствующих специфике регу­лируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определённый период. При выборе конкретных методов воздействия важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность раз­личных механизмов и инструментов регулирования, непротиворе­чивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают­ся методы прямого и косвенного воздействия (рис, 5.2).


Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст­вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструмен­тов и методов воздействия государства на частное предпринима­тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор­ций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их при­менении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпо­сылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реаль­ными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошли­ны, например, воздействуют достаточно активно, а предоставление экономической информации рыночному сектору, хотя и экономи­чески реализуется в интересах государственной политики, не вызы­вает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст­венного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей­ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име­ет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для ча­стного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защите конкурентной среды, гарантировании права собст­венности и свободы принятия экономических решений.

В развитых странах административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в за­висимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социаль­ной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защи­щенных слоев населения. Административные методы подразделя­ются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государствен­ного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры связаны или с созданием дополни­тельного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали­зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли­тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме­рам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным зве­ном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной? (Независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование эконо­мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко­мендательный характер для частного сектора и ориентировано на
обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен­ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес­печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со­отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.


Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.

Ключевые слова: экономика, государственное регулирование, публичное право, формы регулирования, методы регулирования.

Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности правительства. В частности, прямо или косвенно государство оказывает влияние на экономический баланс внутри государства, обеспечивая при этом замедление инфляции, стабильность. Настолько сильно бы государственная власть не была вовлечена в развитие экономики, каким бы образом она её не регулировала, без нее невозможно себе представить осуществление коммерческой деятельности на эффективном, должном уровне.

Государство может оказывать влияние на экономические отношения при помощи различных способов: финансовыми, правовыми [2]. Регламентируя деятельность на рынке, предписывая поведения и позволяя действовать в рамках закона, государство обеспечивает необходимые законные условия существования и нормального функционирования частного сектора. Степень влияния определяется степенью развития сфер предпринимательства.

Система государственного регулирования экономики характеризуется в российских реализациях несколькими основными тенденциями [4]. В первую очередь, степень государственного вмешательства в экономику постепенно уменьшается, как минимум, этот процесс в рыночных условиях в развитом правовом и демократическом государстве должен постоянно быть ориентирован на уменьшение роли последнего. Кроме того, происходит и переход от преимущественно административных способов государственного регулирования непосредственно к экономическим.

Необходимость осуществления государством экономических функций предполагает собой наличие у него содержательного инструментария.

В реализации процесса государственного регулирования экономики важную роль играют методы и формы государственного вмешательства в жизнь общества — способы регулирования экономики [3].

В современных социально-экономических условиях регулирование экономики государством представляет собой целенаправленное воздействие уполномоченных государственных структур на отдельные сегменты рынка при помощи марко- и микроэкономических регуляторов для обеспечения равновесного роста экономической системы в целом.

Все применяемые государством регуляторы экономической жизни можно отнести или к способам косвенного, или прямого влияния на экономику.

Методы прямого воздействия основаны на властных распорядительных отношениях, они сводятся к административному влиянию на деятельность субъектов хозяйственной деятельности [2]. Такие меры предполагают собой, что те или иные экономические субъекты будут в различных случаях вынуждено принимать решения, основанные не на личном индивидуальном экономическом выборе, а только на предписаниях государства.

Среди методов прямого регулирования в основном преобладают формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, фирм, целых регионов в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в том числе являются формой прямого регулирования [4].

С сектором государственного инвестирования инвестициями связано определение государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве ведут речь, когда подразумевают создание, а также функционирование государственных предприятий производственного толка в определенной отрасли. Чаще всего предприятия государственной формы собственности появляются в малорентабельных и капиталоемких отраслях, в отраслях, определяющих научно-технических прогресс, производство и накопление человеческого капитала, а также проведение научных исследований.

Государственное предпринимательство обычно развивается в тех сферах, где функционирование той или иной негосударственной формы собственности в конечном счете может привести к отрицательным последствиям. В частности, государства реализует всевозможные программы по поддержанию таких сфер, как здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий однозначно развивались бы намного медленнее.

Постоянным объектом субсидирования в ряде государств является аграрное производство, добывающая промышленность и пр.

Реализация мер регулирования прямого имеет свои положительные и отрицательные черты — создание помех при непосредственной работе рыночного механизма, его ослаблении и высокая степень эффективности по причине оперативного достижения экономического результата [5].

Методы косвенного регулирования обычно предполагают, что государство должно заложить условия, чтобы при самостоятельном принятии тех или иных экономических решений субъекты экономики чаще всего стремились к вариантам, которые в основном соответствуют экономическим целям государства. Но, при косвенном регулировании экономики неизбежны и временные неурядицы между принятие государством экономических решений и мер, их восприятием субъектами рынка, конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.

Основываясь на организационно-институционных особенностях применяемых регуляторов, методы регулирования отношений экономического характера можно подразделить на несколько главных группы: экономические, административные, правовые.

Правовые средства государственного воздействия на экономику обеспечивают правовую инфраструктуру, создают для частного сектора разумные правовые условия функционирования [1].

Правовое регулирование экономики заключается в установлении государством определенных групп правил экономического поведения для потребителей и фирм-производителей.

Система норм и правил определяет формы и права собственности, порядок регистрации и дальнейшего функционирования фирм, условия заключения хозяйственных договоров, обеспечивая при этом защиту конкурентной среды [3].

Административные меры делятся на меры запрета, меры разделения, меры принуждения. Они никак не связаны с созданием какого-либо дополнительного материального стимула для частного сектора, обычно основываются на силе власти государства.

Административные меры могут использования непосредственном при государственном контроле над доходами, ценами, валютным курсом, учетной ставкой.

Меры регулирования административного характера в странах с развитой рыночной экономикой применяются в относительно небольших масштабах, обычно они ограничиваются охраной окружающей среды, а также социальной защитой населения.

Роль и значение административных методов в критических ситуациях возрастает — во времена тяжелого экономического положения, в годы войны и пр. [1]

Экономические инструменты регулирования экономики включают в себя совокупность мер, которые оказывают воздействие на рыночный процесс, на характер развивающихся рыночных связей и пр. Это возможно к осуществлению путем воздействия на спрос и предложение в национальных пределах, на структуру экономики, а также путем активизации факторов экономического роста.

Чтобы достигнуть таких целей обычно необходимо применять бюджетно-налоговую политику, программирование, денежно-кредитную политику, планирование и прогнозирование.

Прогнозирование, программирование, планирование — все это верховные формы регулирования экономики на государственном уровне, которые в целом отражают косвенный вариант государственного воздействия [3].

Государственные программы обладают рекомендательным характером для частного сектора. Программирование может быть ориентировано на отдельные отрасли и регионы [5].

Очевидно, что достижение экономической политики требует по отношению к себе применения тесно взаимосвязанного инструментария, то есть комплексного применения всего перечня способов и методов государственного влияния на экономические отношения.

  1. Миронова О. Ф., Дометова Г. И. Перспективы государственного регулирования экономики в России // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2013. — С. 112–123.
  2. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование экономики: эволюционный аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013.
  3. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. — М.: Логос, 2016. — 353 с.
  4. Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Роль и степень государственного участия в экономике // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — № 88 — С. 692–712.
  5. Нитовкин Д. В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2013. — С. 17–20.

Основные термины (генерируются автоматически): частный сектор, государственное предпринимательство, государственное регулирование экономики, государство, государственное вмешательство, государственное воздействие, государственное регулирование, окружающая среда, прямое регулирование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: