Налоги как инструмент государственного регулирования экономики курсовая

Обновлено: 22.04.2024

Налоги – это форма обязательного платежа, уплачиваемого субъектами хозяйствования в пользу государства.

Налог является безвозмездным, чем отличается от сборов. Пошлины и сборы предполагают, что государство будет оказывать ответную услугу. Государство исторически не производит коммерческих благ и услуг, поэтому не может самостоятельно обеспечить собственное существование. Однако, оно реализует значимые для общества функции – оборону, защиту целостности страны, сохранение прав и свобод ее граждан, поддержание здоровья и качества жизни и другие. Налоговые выплаты обязательных для всего населения. Для разных групп людей применяются разные формы налогообложения, но их задача заключается в обеспечении функционирования государства и эффективном распределении средств.

Налог имеет принудительную природу. То есть, государство пользуется своей властью, чтобы обязать граждан уплачивать налоги. Для этих целей разрабатывается налоговое законодательство, которое регулирует размер налога, срок уплаты, предполагает ряд льгот и так далее.

Отличительными характеристиками налога являются:

  • Обязательность. Уплата налогов – это институционально-правовая обязанность каждого экономического агента.
  • Безвозмездность. Налог не порождает встречного обязательства со стороны власти. Хотя на практике часть средств бюджета идет на обеспечение приемлемого уровня общественных услуг, а также на решение социальных проблем.
  • Денежная форма. Уплата может проводиться в безналичной или наличной форме, но всегда деньгами.
  • Публичность. Средства бюджета расходуются на проведение внутренней политики государства.

Население сильно различается по доходам, как и действующие предприятия. Гибкая система налогов учитывает эти особенности, что позволяет укреплять экономику, способствует ее росту и развитию. В противном случае, экономика становится ригидной. Предприятия предпочитают скрывать свои доходы, а населения старается всячески избежать дополнительных расходов на уплату налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, налоги являются средством финансирования государства. Поступающие в бюджет деньги идут на реализацию внутренней политики, поддержаний функций, выполняемых властью.

Значение государственного регулирования экономики

Экономическая теория считает, что рыночная экономика способна к саморегулированию. Но на практике из-за цикличности экономики и иных внешних факторов влияния периодически требуется государственное вмешательство. Государственное регулирование экономики представляет собой комплекс мер, направленных на корректировку экономических процессов. Сегодня власть воздействует на хозяйство через финансовую систему, а именно через:

  1. Бюджетно-налоговую политику.
  2. Кредитно-денежную политику.
  3. Контроль над внешнеторговыми операциями.
  4. Распределение совокупного дохода.

Фискальная политика занимается сбором обязательных платежей, определением приоритетных направлений экономической политики, распределением средств для решения социальных и иных общественно важных задач. Монетарная политика заключается в осуществлении контроля над денежно массой, что влияет на стабильность экономического развития. Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят антимонопольную политику, обеспечение защиты экологии, внедрение стандартов и контроль над их соблюдением. К косвенным методам относят решения в области денежной, социальной политики, контроле над доходами. Формами государственного регулирования являются целевые программы, чаще всего в социальной сфере, прогнозирование и моделирование различных ситуаций.

Государственное регулирование необходимо для устранения разногласий между частным и общественным характером производства, отрицательных эффективно внутри рынка. Так же оно поддерживает научно-технический прогресс, сдерживает стремление к монополизации, обеспечивает международную конкуренцию.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Доход, формируемый за счет фискальной политики, происходит в ходе изъятия государством денежных средств для решения общественных задач. Взносы поступают как от участников производства, так и от частных лиц. За счет средств формируются финансовые запасы государства. В рыночной экономике налоги выполняют две функции:

  1. Фискальную. Она заключается в образовании государственных фондов, которые распределяются в обществе в рамках экономической политики государства.
  2. Регулирующую. Налоги оказывают влияние на разные стороны деятельности плательщиков.

Эффективная налоговая система способствует эффективному распределению ВВП, определяет обязательства субъектов перед государством, обеспечивает оптимальное соотношение между налоговыми ставками и величиной дохода.

Рыночная экономика подвержена влиянию цикличности. Экономический рост и бум быстро сменяются спадом и кризисом. Изменения зависят от деловой активности субъектов экономики. Налоговая политика способна влиять на производительность, объем выпуска и даже уровень цен. Для достижения положительного экономического эффекта, государство может применять льготы и снижать налоговое бремя, чтобы субъекты экономики могли использовать высвободившиеся средства для расширения. В периоды перегрева экономики государство, напротив, повышает налоговые ставки с целью снижения деловой активности. Происходит повышение цен, спрос падает, что со временем приводит к уменьшению объема выпуска. Перегрев экономики не менее опасен, чем кризис, поэтому государственное вмешательство оправдано в обоих случаях.

Налоговая политика не только обеспечивает функции государства, но и является инструментом решения социально-экономических задач, встающих перед обществом. Властные органы обязуют граждан уплачивать налоги, при этом выполняют свои обязательства перед обществом, обеспечивая приемлемый уровень бесплатных услуг, создавая условия для повышения уровня и качества жизни.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 21.08.2021

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Введение 3
1.Теоретические аспекты налогов России 7
1.1 Сущность и структура налоговой системы 7
1.2 Классификация и виды налогов 14
1.3 Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие 11
2.Состояние налоговой системы в России на современном этапе 26
2.1 Динамика налоговых платежей в России за 2014-2019 гг. 26
2.2 Приоритеты правительства в области налоговой политики. 26
Заключение 35
Список литературы 38

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России последние пятнадцать лет, резкая смена отношений собственности и форсированные методы перехода от централизованного планирования к рынку на фоне обострившихся проблем советского периода развития привели страну к всеобъемлющему системному кризису, преодоление которого продолжает оставаться на сегодня и обозримую перспективу первостепенной задачей национального масштаба. Ее решение во многом зависит от качества государственного управления экономикой, включая один из главных его инструментов — налоги.
Особое значение при этом приобретает правильное определение области эффективного применения налогов, исходя из их сущностной определенности и функциональных особенностей в условиях глубоких социальных реформ. Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной финансовой политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами.
С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), с другой, - налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулов к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране.
Фактически полное отсутствие на протяжении длительного времени развитых налоговых отношений (30-е - 80-е годы) потребовало создания российской налоговой системы почти «с нуля». При этом пришлось столкнуться с двумя группами естественных трудностей. Первая - выражалась в отсутствии необходимого опыта налоговых начинаний у государственных органов (не было ни кадров, ни необходимых технических средств, ни исследований, ни учебников). Вторая - связана с полной утратой населением налоговой культуры. Эти трудности еще долго будут влиять на российские налоги, и их следует учитывать в налоговой системе и в налоговой политике. В этой связи представляется весьма актуальным рассмотреть с теоретических и прикладных позиций ход налоговой реформы, проанализировать и обобщить результаты действия системы налогов, наметить основные направления развития налогов и определить характер налоговой политики в перспективе.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений. В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Александров И.М., Волков А.С., Жидкова Е.Ю., Заяц Н.Е., Клокова Н.В., Мальцман Б.С., Паркинсон С.Н., Толкушкин А.В., Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. и др., а так же был использован Интернет-ресурс.
Объектом исследования выступает государственная налоговая система и политика, реализуемая Федеральной налоговой службой России в части правильного и своевременного исчисления и уплаты налогов и сборов.
Предметом исследования является организационный механизм подготовки, проведения и оформления результатов мероприятий налогового контроля ФНС России, направленного на обеспечение дополнительных доходов бюджета.
Целью данной работы является изучение сущности, структуры, противоречий налоговой системы, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и структуру налоговой системы;
- Исследовать классификацию и виды налогов;
- Охарактеризовать воздействие налогов на макроэкономическое равновесие;
- Проанализировать динамику налоговых платежей в России за 2014-2019 гг..;
- Ознакомиться с приоритетами правительства в области налоговой политики:
- Выявить проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ и синтез, дедукции и индукции и др., а также ряд частно-научных методов: качественный и количественный анализ, метод классификации государственно-правовых явлений.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Научная новизна предпринятого диссертационного исследования состоит в том, что оно является одной из первых современных работ, обобщающих и систематизирующих проблемы правового обеспечения процесса бюджетного регулирования, осуществляемого с помощью механизма налоговых доходов. В работе обосновывается концепция о том, что налоговые доходы являются основным инструментом бюджетного регулирования в Российской Федерации. Положения, содержащие новизну и элементы новизны, выносимые на защиту:
Теоретическая значимость заключается в том, что основной ее целью (концепцией) является обоснование положения о том, что налоговые доходы являются основным инструментом бюджетного регулирования в Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие налога как инструмента рыночного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
−раскрыть сущность и функции налогов ;
−изучить воздействие налогов на объемы производства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3-4
Глава 1.Социально-экономическая сущность налогов……………………….5-9
1.1 Необходимость налогов и их сущность. 5-6
1.2 Налоги – важная финансовая категория…………………………………..7-9
Глава 2. Регулирование экономики с помощью налогов………………….10-18
2.1 Воздействие налогов на объем производства. 10-14
2.2 Особенности налоговой политики в современной России…………. 14-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВ.doc

В современных реалиях контроль выступает не только в роли фискального инструмента, но и выполняет регулятивную функцию, направленную на развитие экономики посредством приведения в равные условия участников экономической деятельности.

Проводимая налоговая политика государства по снижению уровня административного давления на предпринимательскую деятельность требует адекватного реагирования со стороны налоговой службы, прежде всего в области стратегии и тактики контрольных мероприятий.

Следует отметить, что доходы бюджета государства напрямую зависят от величины прибыли, получаемой бизнесом, и стоимости его имущества. Именно предпринимательство создает дополнительные рабочие места, тем самым способствует увеличению поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц. Поэтому главной целью экономической политики государства, в том числе налоговой, является развитие предпринимательской деятельности путем создания условий для расширения бизнеса: создание производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, линий электропередачи, подготовка кадров, улучшение медицинского обслуживания), снижение бюрократических препятствий для получения необходимых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.

В системе налоговых отношений имеются значительные проблемы, многие из которых не решены. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности в стране, по налогообложению недвижимости и т.д.

При осуществлении попыток стимулирования развития российского предпринимательства нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в сфере развития предпринимательства. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны быть основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой - обеспечивает на необходимом уровне доходную часть государственного бюджета.

Следует также различать налоговую политику и налоговый механизм как составные части финансового механизма. Поэтому место налоговой политики в формировании налоговой системы целесообразно представить таким образом, что, базируясь на положениях налоговых теорий, государство осуществляет налоговую политику, воздействуя через налоговый механизм (методы и инструменты) на формирование и изменение налоговой системы (совокупность налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы).

Налоговая политика в условиях современного экономического кризиса должна формироваться на следующих принципах:

- стимулирование развития субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест;

- осуществление поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования;

- стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

При этом реформирование системы налогообложения не должно кардинально пересматривать основные параметры налоговой системы государства. Следует сконцентрировать внимание на устранении отдельных недостатков налоговой системы, вызванных противоречивостью ряда положений налогового законодательства и нерешенностью тех задач налоговой реформы, которые были поставлены ранее.

Думаю, что в основу современной налоговой политики должны быть положены общие задачи экономической политики России. В условиях кризиса нельзя воспринимать налоговую систему только лишь как инструмент наполнения бюджета финансовыми ресурсами. Налоговая политика и налоговая система не должны препятствовать предпринимательским структурам бороться за свое выживание в условиях экономического кризиса. Наоборот, налоговая политика должна стимулировать развитие предпринимательской деятельности в условиях кризиса.

Таким образом, налоговая политика государства - это деятельность органов государственной власти по управлению различными элементами налогов (ставками, льготами), участниками налоговых правоотношений, налоговым законодательством и т.д.

Налоговая политика государства должна способствовать обеспечению такого развития национальной экономики, предпринимательства, финансовой системы и финансовых отношений и процессов в стране и регионах, при котором будут сформированы необходимые экономические условия и ресурсы для социально-экономической стабильности и развития общества в целом и конкретных регионов, сохранения целостности и единства финансово-экономической системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы) с учетом влияния внешних факторов.

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Введение

Формирование в России рыночных отношений требует переосмысления экономической роли государства, что в свою очередь предъявляет определенные требования к инструментарию как прямого, так и косвенного государственного регулирования экономической жизни Российской Федерации. Особое место среди последних занимают налоги, определяющие доходную часть государственного бюджета практически на 85-90%. Государственное экономические регулирование достигается за счет изменения элементов налоговой системы. В результате непосредственно меняется и объем финансовых ресурсов, которыми располагают население и бизнес. Поэтому исследование налогов, как инструментов государственного регулирования экономики является очень актуальными. Целью исследования выступает определение регулирующей роли налогов, изменяющейся в период осуществления реформ всей налоговой системы Российской Федерации. Задачи исследования: - определить понятие, цели, задачи и разновидности налоговой политики; - рассмотреть инструменты налоговой политики; - проанализировать состояние налогообложения и налоговой нагрузки в Российской Федерации во втором десятилетии XXI в.; - провести сравнительный анализ налогообложения доходов в различных странах мира; - Рассмотреть влияние налогов на развитие предпринимательства в России с учетом усиления роли налогов в регулировании российской экономики в условиях перехода к экономическому росту. Предметом исследования выступают – общественно-экономические отношения, формирующиеся в налоговой системе России между налогоплательщиками и государством. Объект исследования - современная налоговая система Российской Федерации. При выполнении исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, статистический, сравнительный, нормативно-правовой. Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников.

Налоговая политика: понятие, цели, задачи, разновидности

Понятие «налоговая политика государства» в настоящее время широко используется самыми разными специалистами: от политиков до финансистов. Тем не менее, четкого окончательно сформированного определения данного феномена в науке на данный момент не сфор.

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Введение

По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникает необходимость осуществления существенных капитальных вложений в экономику, которые абсолютно не привлекательны для частного капитала, но необходимы для обеспечения процесса общественного воспроизводства на макроэкономическом уровне. Возникает необходимость реализации активной антициклической политики, обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения, создания и постоянной поддержки оптимальной конкурентной среды, противодействия монополизму в экономике, реализации социальной функции и многого другого. Все это требует, чтобы государство, занимало в экономике активную позицию. Прошли те времена, когда, как утверждал Адам Смит, экономика, должна была развиваться по ней внутренне присущим объективным экономическим законам. В условиях современной рыночной экономики невмешательство государства в происходящие социально-экономические процессы недопустимо. Государственное регулирование рыночной экономики становится сегодня объективной необходимостью. Эта необходимость, обусловлена нарастающими проблемами и трудностями, которые без государственного регулирования социально-экономических отношений разрешить не представляется возможным. Актуальность проблем государственного регулирования современной рыночной экономики предопределила постановку цели исследования, проводимого в настоящей курсовой работе. Целью исследования в данной курсовой работы стало изучение сущности, а также определение места и роли государственного регулирования рыночной экономики с использованием таких экономических инструментов, как государственные расходы и налоги.

Государственные расходы как инструмент государственного регулирования

Согласно Бюджетному кодексу РФ: «Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: