Налоги и государственные закупки

Обновлено: 18.04.2024

Фискальная политика состоит в изменении налогов и государственных расходов с целью стабилизации производства, уровня занятости и цен, т.о. инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы (закупки).

Для осуществления государственных расходов государство формирует с помощью налоговых поступлений централизованный денежный фонд, называемый государственным бюджетом.

Таблица 12. Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налоги (ТA) Государственные закупки (расходы) (G)
Государственные трансферты (TR)
Баланс Баланс

Баланс величины расходов и доходов государственного бюджета означает что бюджет сбалансирован. Однако бюджет не всегда является сбалансированным. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный излишек. При превышении расходов над его доходами создается бюджетный дефицит.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Пассивный дефицит – это дефицит бюджета, вызванный непосредственно автономным движением национального дохода (т.е. без государственного маневрирования государственными расходами и налогами);

2) Активный дефицит – это дефицит бюджета, вызываемый оперативным маневрированием ставками налогов и уровнем расходов;

3) Структурный дефицит – это дефицит, определяемый как разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и заданном уровне безработицы;

4) Циклический дефицит – это дефицит, определяемый как разность между фактически наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы увеличивается выше базового, реально наблюдаемый дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит из-за роста трансфертных выплат и падения налогов.

Для анализа того, каким образом манипулирование государственными расходами и налогами позволяет реализовать стабилизационную функцию государства используют кейнсианскую макромодель, включив в нее государственный сектор.

Наличие государственного сектора влечет два важных изменения в данной модели. Во-первых, следует принять во внимание, что государственные закупки являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C+I+G. Во-вторых, появляется различие между доходом и личным располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y+TR-TA. Соответственно, потребление можно записать как функцию располагаемого дохода:

Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются экзогенно и . В дальнейшем мы будем рассматривать два вида налогов: аккордные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода () и пропорциональные зависящие от дохода. Это налоги умноженные на ставку подоходного налога t (, где 0£t<1). Рассмотрим обобщенный случай, когда одновременно существую аккордные и пропорциональные налоги, то есть . Обозначив, сумму всех автономных планируемых расходов через , получим следующее выражение для функции совокупных планируемых расходов:

Влияние государственных закупок на совокупный спрос

Государство, осуществляя государственные закупки, воздействует на изменение совокупного спроса. Чем выше величина государственных закупок, тем больше увеличивается совокупный спрос, и, следовательно, растет национальный продукт.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 79).

Изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает насколько изменяется объем национального продукта при изменении величины государственных расходов. Формула изменения выпуска пропорционально мультипликатору государственных расходов имеет следующий вид.

Изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Следует отметить, что при рассмотрении влияния государственных закупок на национальный доход в предыдущей формуле мы абстрагировались от существования пропорциональных налогов, допустив существование только аккордных налогов. Если же в анализе учесть одновременное существование аккордных и пропорциональных налогов, то мультипликатор налогов примет иной вид. Мультипликатор государственных расходов уменьшается в связи с уменьшение предельной склонности к потреблению на множитель (1 – t). В результате приращение выпуска национального продукта будет определятся следующей формулой: .

Влияние налогов на совокупный спрос.

Изменяя налоги, государство, оказывает воздействие на изменение совокупного спроса и национального продукта. С ростом налогов сокращаются потребительские расходы, совокупный спрос и объем выпуска.

Итак, наличие подоходного налога, приводит к уменьшению эффекта мультипликатора. Это связано с величиной косвенных эффектов. Действительно прямой эффект не зависит от налогов: увеличение автономных расходов на единицу ведет при неизменном доходе к такому же росту совокупных планируемых расходов и требует адекватного увеличения выпуска. Однако когда выпуск растет на единицу, то при наличии пропорциональных налогов это означает, что располагаемый доход увеличится лишь на (1-t), то есть, меньше, чем на единицу, а значит, и изменения в спросе и выпуске будут также меньше. Итак, тот факт, что часть дохода на каждом шаге уходит от потребителя к государству и не оказывает дальнейшего влияния на выпуск, приводит к снижению величины мультипликатора.

Влияние на равновесие увеличения государственных трансфертных платежей.

Увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению mpc, которая меньше единицы. Это объясняется тем, что трансферты влияют на планируемые расходы не непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. Количественная оценка изменения объема выпуска при изменении трансфертных платежей выражается формулой .

Пропорциональные налоги выполняют роль автоматического стабилизатора экономики. Под автоматическим стабилизатором понимается механизм, который ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах. При наличии подоходного налога, уменьшается величина мультипликатора автономных расходов, и потому, следует ожидать меньшего роста/падения выпуска в ответ на такое же увеличение/падение автономных расходов.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика может использоваться для стабилизации экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается “перегрев” экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные расходы, можно вернуть экономику в состояние полной занятости.

Существует три основных типа фискальной политики:

1) политика неравновесного бюджета (бюджетного дефицита и профицита);

2) политика равновесного бюджета;

3) политика встроенных стабилизаторов.

Первый и второй типы фискальной политики относятся к дискреционной фискальной политике, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

В зависимости от направления воздействия на совокупный спрос различают:

1) стимулирующую фискальную политику – она применяется в период спада в целях повышения занятости. Стимулирующая фискальная политика приводит к бюджетному дефициту.

2) сдерживающую фискальную политику, которая реализуется в период подъема с целью ограничения роста совокупного спроса и уровня инфляции. Сдерживающая фискальная политика приводит к бюджетному излишку.

Политика неравновесного бюджета

Данная политика предполагает варьирование:

1) государственными расходами при постоянстве уровня налогообложения;

2) изменение налогов при постоянстве государственных расходов;

3) разнонаправленное изменение налогов и государственных расходов.

Результаты применение этих вариантов политики в случае, когда целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.13. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Варьирование инструментами Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов и увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается

Из таблицы видно, что, и увеличение государственных закупок, и снижение налогов ведет к дефициту государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на состояние бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Величина изменения налогов или государственных расходов фиксирует сумму, необходимую для ликвидации дефляционного или инфляционного разрыва.

Политика равновесного бюджета

Политика равновесного бюджета предполагает одновременное изменение как государственных расходов, так и государственных доходов. Применение данной политики оказывает воздействие на изменение уровня национального дохода в связи с тем, что эффект роста государственных расходов превышает эффект действия налогообложения. Это обусловлено разной величиной мультипликаторов государственных расходов и налогов. Результаты от проведения данной политики, если целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.14. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Однонаправленное и одновременное изменение государственных расходов и налогов Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Доходы равны расходам, сальдо равно нулю Растет Увеличивается
Увеличение налогов Сокращается Снижается
Общее изменение спроса и выпуска Растет Увеличивается

Данная политика отражает стремление правительства проводить нейтральную фискальную политику по отношению к состоянию бюджета. Это значит, что увеличение государственных закупок должно финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но при этом, известно, что рост государственных закупок приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение налогов – к уменьшению равновесного дохода. Увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение налогов на единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на mpс, поскольку налоги влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом, величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную mp, поскольку .

В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится. Рост налогов и государственных расходов на одинаковую величину вызывает рост национального дохода, равный изменению уровня бюджета на туже самую величину, т.е. .

Отсюда, можно определить мультипликатор сбалансированного бюджета. Общая величина прироста выпуска будет определятся как сумма двух ниже представленных выражений:

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Политика встроенных стабилизаторов

Данная политика рассматривает налоги и расходы как автоматически действующие механизмы, способные компенсировать колебания национального дохода: смягчать падение и тормозить бум.

Политика встроенных стабилизаторов реализуется без дискретного вмешательства государства. Автоматизм достигается за счет самого факта существования налогов и трансфертов. Основными автоматическими стабилизаторами являются налоги и пособия по безработице.

Постоянство налоговых ставок ведет в периоды подъема к росту налоговых поступлений, что способствует снижению стимула к росту производства и сдерживает черезмерный спрос. В период спадов постоянство налоговых ставок ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и снижению налоговых изъятий у частных лиц, что приводит к созданию нового спроса.

Применение прогрессивной ставки налога усиливает регулирующие возможности подоходного налога, т.к. темпы изменения налоговых изъятий опережают темпы изменения национального дохода.

Применение данной фискальной политики позволяет оперативно воздействовать на колебания национального дохода, без проблем коллективного согласования выбора времени и объема воздействия на совокупный спрос. Но в тоже время, эта политика не в состоянии вызвать действительный, кардинальный подъем национального производства и занятости.

Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение государственных контрактов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Налогообложение государственных контрактов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право") Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, установлено, что заявленные им контрагенты в действительности не выполняли подрядные работы, а использовались для вывода денежных средств, полученных от исполнения государственного контракта, без уплаты налогов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от уплаты НДС, предусмотренного подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении услуг по санитарной эвакуации наземным транспортом. Налоговый орган установил, что в рамках муниципальных и государственных контрактов налогоплательщик предоставлял специализированный автотранспорт для обслуживания выездных бригад скорой медицинской помощи и водительский состав. В технических заданиях были установлены требования к качеству оказываемых услуг, требования к автомобилям (его техническим характеристикам и укомплектованности медицинским оборудованием) и водителям, управляющим специализированным транспортным средством, при этом контракты не подразумевали передачу функций и полномочий заказчиков по осуществлению медицинской деятельности. Суд поддержал вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком освобождения, отметив, что водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет. Водители налогоплательщика, предоставляемые со специализированным автомобилем, не оказывали услуг скорой медицинской помощи. Суд указал, что, несмотря на наличие у налогоплательщика лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании скорой медицинской помощи, в рамках данных контрактов налогоплательщик оказывал именно услуги транспорта для нужд медицинских учреждений станций скорой медицинской помощи, самостоятельно (отдельно от врачей и фельдшеров, являющихся штатными сотрудниками учреждений здравоохранения) не оказывал услуги скорой медицинской помощи населению, в том числе по эвакуации больных граждан. В счетах на оплату оказываемые услуги именовались транспортными.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налогообложение государственных контрактов

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения 11.2. Вывод из судебной практики: Если подрядчик требует взыскать с заказчика НДС, начисленный на стоимость работ из-за действий подрядчика, в результате которых была утрачена льгота на уплату налога, существовавшая на момент заключения госконтракта, то это требование неправомерно, поскольку является злоупотреблением правом.

Нормативные акты: Налогообложение государственных контрактов

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) 42. В случае утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения в период выполнения работ по государственному контракту, цена которого определена без учета НДС, сумма НДС должна начисляться в пределах установленной государственным контрактом твердой цены по расчетной ставке 18/118.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минрегиона РФ от 07.07.2009 N 20943-ИП/08
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Стромова И. В.

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

На этой неделе Госдума рассмотрела несколько десятков законопроектов, причем некоторые из них прошли в течение двух пленарных заседаний все три чтения. Депутаты одобрили новые льготы для различных транспортных отраслей, упрощение и льготы для участников закупок, изменили по требованию Конституционного суда порядок обжалования залога и взыскания средств с госучреждений. Многие из этих изменений юристы называют долгожданными, а некоторые послабления считают недостаточными.

Льготы для участников закупок

Новелла включает 10 основных новаций:

Кроме того, новелла включает первое в законодательной практике ограничение валютных оговорок. Субъект, который выставляет стоимость, не имеет права ссылаться на иностранные биржевые котировки, только на рублевую себестоимость.

В законопроект внесли поправки и сразу после второго одобрили его в третьем чтении. Он вступит в силу сразу после официального опубликования.

Изменения вносятся для упрощения системы заключения и исполнения контрактов и запрета на затягивание оплаты услуг исполнителя, полагает Юрий Николаев, управляющий партнер МКА МКА «Николаев и партнеры» МКА «Николаев и партнеры» Федеральный рейтинг. × Это всегда было проблемой именно в связи с привязкой к иностранным валютам.

Законопроект по-разному повлияет на разные отрасли экономики и даже на контракты разных типов и природы, отмечает эксперт. Это зависит, в первую очередь, от того, откуда берутся комплектующие на выполнение того или иного заказа. Проблему поставок из недружественных стран новелла не решит, подчеркивает Николаев. А случаи банкротств подрядчиков из-за невозможности выполнить контракты по ранее одобренным условиям уже были.


Законопроект никак не касается рисков подрядчика и не защищает его в случае резкого изменения валюты исполнения заказа, а это очень важная проблема. На мой взгляд, такие изменения принесли бы больше пользы, чем в совокупности все, которые озвучены в законопроекте.

Налоги на обеспечение для внебиржевых инструментов

Прошел сразу второе и третье чтение закон № 273403-7, который устанавливает налоговое регулирование по новой для российского законодательства процедуре обеспечения. Ее ввели согласно нормам «Большой Двадцатки» об обеспечении для внебиржевых производных финансовых инструментов, в отношении которых не осуществляется централизованный клиринг. Установленные нормы аналогичны уже действующему налоговому регулированию для передачи ценных бумаг по договору РЕПО и договору кредитования ценными бумагами.

Законопроект направлен на регулирование очень узкой, специфической области хозяйственных операций, поясняет Ксения Пантелеева, заместитель управляющего партнера, руководитель регионального офиса Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × в Екатеринбурге. Ранее по этому вопросу имелась только позиция Минфина и не было разъяснений со стороны аппарата ФНС.

Представляется, что эти изменения стоило рассмотреть еще раньше, так как корреспондирующие изменения в закон «О рынке ценных бумаг» вступили в силу еще в июле 2021 года, добавляет Владлена Шкаева, старший юрист ЮК Варшавский и партнеры Тем более это важно с учетом того, что законодательство о налогах и сборах предусматривает особый порядок вступления законов в силу — с 1 числа следующего налогового периода, то есть этот вопрос оставался не урегулированным необоснованно продолжительное время.

Появление правовой определенности в вопросе освобождения операций от обложения НДС и налогом на прибыль станет позитивной новостью для налогоплательщиков, полагает Шкаева.

Нормы о залоге

Возможность обжаловать отказ в изменении этой меры пресечения поспособствует обеспечению баланса частных и публичных интересов, а также позволит сформировать понятные ожидания относительно последствий предоставления залога у залогодателей, полагает Андрей Дроздов, адвокат «Аснис и партнеры». Нередко суды, отказывая в возврате залога, не учитывают существенные изменения материального положения залогодателей и важности для них этого имущества.

Предусмотрел законодатель и ситуацию, когда предварительное следствие затянулось на срок больше двух месяцев и нет оснований для отмены или изменения залога, отмечает адвокат Александр Сергеев, советник уголовно-правовой практики Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × В таком случае продление меры пресечения происходит по решению суда в тот же предельный срок.

Поддержка транспортной отрасли

Сразу во втором и третьем чтениях депутаты одобрили законопроект № 98359-8 о мерах поддержки транспорта — он прошел первое чтение только днем ранее. Он дает кабмину полномочия устанавливать особые правила открытия пунктов пропуска на границе с дружественными странами и контроля на них, определять особенности лизинга для российских морских и речных судов. Новелла также устанавливает упрощенный порядок межрегиональных перевозок внутри России.

Ко второму чтению внесли 12 поправок, которые депутатам предложили принять; часть из них — юридико-технического характера. Порог превышения грузоподъемности подняли с 2 до 10%, что позволит сельхозпроизводителям сэкономить на перевозках своей продукции. Кабмину предоставили право вводить специальный режим лизинга для железнодорожных вагонов.

Депутаты единогласно поддержали закон в третьем чтении.

Кроме того, окончательное чтение прошел еще целый ряд законопроектов: об обеспечении судей мантиями, об административной ответственности за приравнивание роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне, о частичном освобождении непубличных АО от аудита и о запрете для банков привязывать комиссию к «антиотмывочным» правилам, а также об освобождении передачи ноу-хау по франшизе от НДС.

Какие сложности подстерегают поставщиков на спецрежимах при госзакупках и как эти сложности преодолеть

Поставщики, перешедшие на специальные режимы налогообложения (например, «упрощенку» или ЕНВД) или освобожденные от обязанностей по уплате НДС, при участии в госзакуках сталкиваются с определенными трудностями. Заказчики либо уменьшают стоимость контракта на величину НДС, либо вынуждают таких поставщиков выставлять счет-фактуру с выделенной суммой налога и перечислять ее в бюджет. Также не исключены сложности при сравнении ценовых предложений участников, применяющих разные налоговые режимы. Наша статья поможет разобраться в сложных вопросах применения НДС и подскажет, на что поставщикам следует обратить особое внимание.

В чем суть проблемы

Заказчики в госзакупках нередко размещают проекты контрактов, где указано, что стоимость поставки включает в себя НДС по ставке 20% (или 10%). Кроме того, зачастую в проекте есть условие, согласно которому заказчик обязан оплатить контракт после того, как поставщик выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость.

Как сравнивают ценовые предложения

Опытные участники госзакупок рассказывают: обычно, если в торгах участвует хотя бы один неплательщик НДС, то закупочная комиссия сравнивает цены заявок без учета налога. Таким образом, все претенденты оказываются в равных условиях.

Но иногда возникают ситуации, при которых равенство все же нарушается. Так, по условиям одной закупки (в форме запроса предложений) участникам было запрещено предлагать цену, равную нулю. Два поставщика снизили цену до 1 копейки. Но один из них был плательщиком НДС, и поэтому указал, что данное значение включает в себя налог по ставке 18% (закупка состоялась до повышения ставки налога). Второй поставщик находился на «упрощенке», поэтому указал, что предложенная им цена указана без учета налога. При этом, по понятным причинам, второй поставщик не смог еще больше снизить цену, чтобы она стала ниже, чем цена первого поставщика. В итоге комиссия сочла, что 1 копейка с учетом НДС — это меньше, чем 1 копейка без учета НДС, и «упрощенщик» проиграл тендер.

Конечно, можно настаивать, что в приведенном примере сравнение ценовых предложений было некорректным, и поставщик на УСН вправе пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу или в арбитраж. Но нет никакой гарантии, что ФАС и суд займут позицию, выигрышную для этого участника. Они могут прийти к противоположным выводам и решить, что формально все нормы закона были соблюдены, и «упрощенщик» проиграл в честной борьбе.

Может ли заказчик вычесть НДС из цены контракта

Самым «болезненным» был и остается вопрос, вправе ли заказчик прописать в контракте цену за вычетом НДС, если торги выиграл поставщик, который не платит данный налог. Проиллюстрируем на цифрах. Допустим, победителем закупки стал участник на упрощенной системе налогообложения, предложивший цену 500 000 руб. Разрешено ли в контракте указать итоговую цену 423 729 руб. (500 000 руб. – (500 000 руб.: 118% × 18%))?

Федеральная антимонопольная служба в письме от 06.10.11 № АЦ/39173 дала отрицательный ответ. Авторы подчеркнули, что заказчик обязан заключить и оплатить контракт по цене победителя торгов независимо от применяемой им системы налогообложения. И если победитель не платит НДС, то сумма этого налога является его прибылью. Следуя данному комментарию, заказчик в нашем примере должен подписать и оплатить контракт на сумму 500 000 руб. При этом величина НДС, равная 76 271 руб. (500 000 руб. – 423 729 руб.) должна остаться в распоряжении поставщика. Но, к сожалению, далеко не все поставщики руководствуются этим письмом.

С июля 2018 года действует пункт 2 части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, который породил новые вопросы. В нем говорится, что контракт должен содержать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Специалисты расходятся во мнении, как нужно трактовать указанную норму. На первый взгляд, речь в ней идет о заказчиках, которые являются налоговыми агентами для поставщиков. Но тогда получается, что к НДС данная норма применима только в случае, когда тендер выиграла иностранная компания. Если же поставщик — российская организация или ИП, то заказчик не признается налоговым агентом и не обязан удерживать НДС.

Вправе ли заказчик требовать от поставщика на УСН счет-фактуру с налогом

Практика показывает, что в большинстве случаев заказчики поступают следующим образом. Даже когда в торгах побеждает неплательщик НДС, сумму налога на добавленную стоимость из цены контракта не вычитают. Но если в проекте контракта значилось, что стоимость включает в себя НДС по ставке 20% (или 10%), и поставщик обязан выставить счет-фактуру с налогом по этой ставке, то аналогичные условия переносятся и в сам контракт. В результате поставщика-неплательщика НДС вынуждают выставить счет-фактуру, выделить налог и перечислить его в бюджет.

Подобный подход основан на части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. В ней сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе, документацией о закупке. Проект контракта — это составляющая часть закупочной документации. Поэтому, если в проекте указана стоимость, включающая в себя НДС, то заказчик не волен убрать это условие из контракта. Мнения судей расходятся: в одних регионах арбитраж поддерживает данную логику, в других — опровергает. Поэтому неплохо, если поставщик-неплательщик НДС еще до участия в торгах ознакомится с соответствующими решениями судов в своем регионе, и, если сочтет нужным, заблаговременно откажется от тендера.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: