Налог на имущество полученное по решению суда

Обновлено: 18.04.2024

Вскрылось интересное по поводу НДФЛ и разводов. Всё довольно сложно.

  • если кто-то из супругов после развода получил деньги при разделе имущества, возможно, ему придется заплатить налог на доходы;
  • если жена уже после развода вынудила мужа отдать квартиру, ей придется заплатить НДФЛ ;
  • если, забрав квартиру, она выплатила какие-то деньги за дополнительную долю, то налог будет платить муж;
  • когда имущество делят до развода, налог на доходы никому платить не нужно;
  • если компенсацию кто-то из супругов получает по решению суда, она тоже не считается выгодой и не облагается налогом.

Разъяснения Минфина сложно понять, но их нужно учитывать уже сейчас: при составлении декларации за 2016 год или при оформлении развода.

Мы разобрались и рассказываем.

Как вообще можно разделить имущество при разводе? И когда нужно платить НДФЛ ?

Имущество при разводе делят тремя способами: по соглашению до развода, по суду и по соглашению после развода.

По соглашению до развода. Супруги заранее договариваются, кому что достанется, оформляют соглашение о разделе имущества и заверяют его у нотариуса. В этом соглашении можно указать, что мужу достается машина и деньги на счете, а жене — квартира. Или что жене достается вся квартира, а она выплачивает мужу какие-то деньги.

В этом случае никто не платит налог на доходы. И неважно, когда жена оформит право собственности на квартиру, а муж снимет деньги со счёта. Итого: если делить имущество до развода, никто налог на доходы не платит .

Через суд при разводе. Если супруги не договорились о разделе имущества, всё решит суд. Он может поделить имущество поровну, или кому-то одному достанется больше. Например, жене суд решит передать 70% квартиры, а мужу 30%. При этом мужу могут присудить компенсацию. А могут и не присудить.

Если один супруг при разводе платит другому компенсацию за имущество по решению суда, то НДФЛ с этих денег платить не нужно. И если одному супругу суд выделяет дополнительную долю имущества даже без компенсации, это не считается выгодой — налога не будет. Итого: по всему, что решит суд при разводе, платить НДФЛ не нужно .

По соглашению после развода. Сначала можно расторгнуть брак, а потом делить имущество. Это самый сложный случай: обязанность платить НДФЛ зависит от оформления. Главное, что нужно понимать: после развода бывшие муж и жена уже не члены семьи и п. 5 статьи 208 их не касается. А значит, могут возникнуть обязательства по НДФЛ .

Если по соглашению после развода имущество делят поровну, НДФЛ никто не платит: каждый получает ту долю, которой владел в браке, и никакой выгоды нет.

Если после развода одному супругу достается больше, а второй получает компенсацию, такое соглашение заменяет договор купли-продажи. Например, бывшая жена получает 100% квартиры и выплачивает мужу 50% деньгами. Муж должен заплатить НДФЛ с полученного дохода . При этом бывшие супруги могут использовать имущественные вычеты как покупатель и продавец недвижимости.

Если после развода жена вынудила мужа отдать ей большую часть или всю квартиру без компенсации, то она получила выгоду — для налоговой это доход в натуральной форме. Бывший муж как будто подарил жене свою долю, но он ей уже не родственник. Жена должна заплатить НДФЛ со стоимости той доли квартиры, которая превышает положенные ей по закону 50% .

Как посчитать налог с части недвижимости, которая досталась после развода без компенсации?

Налог нужно заплатить только с той части, которая превышает 50% или долю, указанную в соглашении. Налоговая база в таком случае — это кадастровая или инвентаризационная стоимость этой доли, а не рыночная, как иногда считает налоговая.

А если у нас брачный контракт?

Если есть брачный контракт, то норма 50/50 после развода не учитывается. Никто из бывших супругов не будет платить НДФЛ с той части имущества, которая положена ему по брачному контракту .

Например, если в брачном контракте написано, что после развода жене достается вся квартира, а мужу — ничего, ей не нужно платить НДФЛ . При этом не имеет значения, что до развода квартира была оформлена на мужа или пополам. Главное — заверить брачный контракт у нотариуса.

А вот если жене по брачному контракту положено 70% квартиры, а муж оформил на нее всю недвижимость, то придется заплатить НДФЛ с 30% — это та доля, которая досталась ей сверх положенного по закону и считается выгодой. Если такой вариант не устраивает, можно изменить условия брачного контракта до официального развода.

Если я отказываюсь от имущества в обмен на ежемесячные выплаты, мне тоже придется платить с них налог?

Из переводов от бывшего супруга НДФЛ не облагаются только алименты и подарки. Если это компенсация за имущество, то придется заплатить налог.

Как налоговая узнает, что мы развелись и что-то поделили? Какое ей вообще дело до моей личной жизни?

Налоговая узнает о разделе недвижимости из данных Росреестра. Каждый год их передают для расчета налогов на имущество и доходы. Налоговая увидит, что в прошлом году оформлен переход права собственности квартиры или доли на другого человека. Будет видно, от кого и кому перешла часть недвижимости. И тогда налоговая пришлет уведомление, что нужно подать декларацию, или запросит пояснения.

А если даже перехода права собственности не было, налоговая узнает о компенсации из заявления на вычет от бывшего супруга.

Мы разделили имущество в прошлом году. Что делать сейчас?

Если вы поняли, что нужно заплатить НДФЛ , подайте декларацию о доходах до 30 апреля. Используйте имущественный вычет, если имеете на него право. Заплатите налог до 15 июля.

Если вам не нужно платить налог, отправьте пояснения с копиями документов в инспекцию.

Проверяйте объекты налогообложения в личном кабинете, чтобы контролировать ситуацию.

Помните, что разъяснения Минфина — это не нормативный документ. Если вы не согласны с позицией налоговиков и не хотите платить НДФЛ после развода, найдите юриста и подавайте в суд.

Я только собираюсь разводиться и делить имущество. Что мне делать?

Оформите брачный контракт, договор дарения или соглашение о разделе имущества до брака.

Если вам положена компенсация, постарайтесь получить ее по решению суда во время развода.

Если вам придется выплачивать компенсацию за долю, правильно оформляйте документы для вычета.

Если отказываетесь от имущества в обмен на ежемесячные выплаты на детей, оформите соглашение об алиментах у нотариуса. Это можно сделать в любое время, даже после развода.

Если у вас сложная ситуация и вы не знаете, что делать, обратитесь в ФНС за разъяснениями.

Если сделка признана недействительной, для целей налогообложения право собственности считается отсутствующим с момента вступления судебного решения в законную силу, а не с момента внесения записи в ЕГРН.

Налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц должны руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, и учитывать момент возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.

По общему правилу при наличии вступившего в законную силу судебного акта права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.

По мнению Минэкономразвития России, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и стороны приведены в первоначальное положение, в силу статей 166, 167 ГК РФ право собственности соответствующей стороны сделки считается отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 октября 2017 г. N БС-4-21/21330@

О ПРИМЕНЕНИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

СУДЕБНЫХ АКТОВ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Направляем для сведения и руководства в работе разъяснения Минфина России (письмо от 18.10.2017 N 03-05-04-01/68134) и Минэкономразвития России (письмо от 11.10.2017 N Д23и-5890), полученные по запросу ФНС России о применении для целей налогообложения недвижимости физических лиц судебных актов, вступивших в законную силу.

Обращаем внимание, по общему правилу, сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в т.ч. полученных от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в т.ч. право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статьей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности такой стороны, по мнению Минэкономразвития России, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, а не с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН.

По мнению ФНС России, указанное обстоятельство необходимо учитывать в качестве основания прекращения налогообложения недвижимости физических лиц, в т.ч. в силу статьи 6Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налоговых обязательств по имущественным налогам (включая налоговые проверки).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 октября 2017 г. N 03-05-04-01/68134

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо о применении для целей администрирования налога на имущество физических лиц вступивших в законную силу судебных актов и сообщается следующее.

На основании пункта 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Таким образом, налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц должны руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со статьей 85Налогового кодекса, и учитывать момент возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества осуществляется Минэкономразвития России.

В связи с этим направляется копия письма Минэкономразвития России от 11.10.2017 N Д23и-5890 по вопросу об определении момента возникновения (прекращения) права собственности на недвижимое имущество.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 октября 2017 г. N Д23и-5890

О РАССМОТРЕНИИ

ОБРАЩЕНИЯ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2017 Г. N 03-05-04-01/58744

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросу об обоснованности применения для целей налогообложения вступивших в законную силу судебных постановлений о прекращении права на объект недвижимости до государственной регистрации прекращения данного права в Едином государственном реестре недвижимости и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено давать правовую оценку действиям государственных регистраторов.

Вместе с тем по существу поставленного в обращении вопроса полагаем необходимым отметить следующее.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на имущество в порядке наследования. Так, например, в соответствии с положениями статей 1114 и 1152 ГК права наследодателя на недвижимое имущество считаются перешедшими к наследнику со дня открытия наследства (момента смерти наследодателя).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК).

Учитывая изложенное, по общему правилу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают (прекращаются) с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве (прекращении права) на объект недвижимости.

Вместе с тем, в случае, если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности (недействительности ничтожной сделки), стороны были приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 ГК право собственности такой стороны, по мнению Департамента, будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу.

При этом в соответствии с пунктом 144 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, в случае, если судебным актом предусмотрено восстановление прав, прекращенных в связи с государственной регистрацией перехода права на основании ничтожной или признанной недействительной оспоримой сделки, восстановление права осуществляется путем формирования новой записи о вещном праве лица, осуществившего отчуждение объекта недвижимости на основании такой сделки (являющейся ничтожной или признанной недействительной с применением указанных последствий недействительности сделки) и чье право согласно решению суда подлежит восстановлению с указанием в данной записи номера государственной регистрации права указанного лица.

В новой записи о вещном праве указывается дата формирования этой записи, а также дополнительно вносятся слова "дата регистрации" и дата ранее произведенной государственной регистрации права, восстановленного по решению суда.

Дополнительно следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 58 Закона о регистрации, установившей особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда, в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

В апреле 2022 года организация подала заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с целью уменьшения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 01.01.2021. Положительное решение комиссии об уменьшении кадастровой стоимости имущества получено 14.06.2022. С какой даты необходимо исчислять налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной кадастровой стоимости: с 01.01.2021, 01.01.2022 или 14.06.2022?

Новые правила

В силу п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода (календарного года), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Согласно абз. 1 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, действующей с налогового периода 2021 года (то есть с 01.01.2021), изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах. Из данного правила исключения могут быть предусмотрены законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости предусмотрен ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», введенной Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ.

Таким образом, изменение налоговой базы – кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества вследствие определения его рыночной стоимости в порядке, предусмотренном ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, учитывается с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (Письмо ФНС России от 14.12.2021 № БС-4-21/17449@).

В статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ сказано: кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и ОМСУ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, приведенных в настоящей статье).

К заявлению об определении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная согласно законодательству РФ, если заявление подается представителем заявителя.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Переходный период

Важно учитывать: ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ подлежит применению с 01.01.2023, но высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение о дате перехода к применению указанной статьи досрочно.

До 01.01.2023 или установленной на уровне региона досрочной даты перехода применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, в которой описан порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. Этой статьей предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если такие результаты затрагивают права или обязанности названных лиц, а также органами государственной власти и ОМСУ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Организация подала заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, значит, в субъекте РФ по месту нахождения организации решение о переходе к применению ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято.

Налог на имущество в переходный период

В пункте 15 ст. 378.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ, действовавшей до 01.01.2021, было предусмотрено: в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Указанная норма подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по соответствующим основаниям, возникшим с 01.01.2019 (ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 334-ФЗ).

По мнению ФНС, измененная по вышеприведенным основаниям кадастровая стоимость должна применяться (в том числе при перерасчете налога, исчисленного исходя из налоговой базы, определенной по кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания) для всех налоговых периодов, в которых в качестве налоговой базы использовалась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания (Письмо ФНС России от 10.08.2021 № СД-4-21/11260@).

Согласно изложенному считаем, что в рассматриваемой ситуации налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости вследствие установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости нужно исчислять с даты начала применения для налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2021.

По нашему мнению, в описанной ситуации налог на имущество и авансовые платежи по нему с учетом измененной в сторону уменьшения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости нужно исчислять с 01.01.2021.


Доначисление налогов — страшный сон любого бизнесмена, и не только бизнесмена. Физлицо тоже может столкнуться с такой проблемой. В результате каких мероприятий доначисляют налоги? За что налоги могут быть доначислены? Каков порядок действий, если налогоплательщик не согласен с решением налоговой? Разбираемся с налоговыми доначислениями в нашем материале.

«Ненастоящие» доначисления

Сначала опишем самые несложные случаи доначисления налогов организации, ИП или физлицу. Строго говоря, доначислением налогов это назвать нельзя, так как происходит оно из-за некорректно заполненных деклараций.

В каждой сданной декларации мы указываем, как правило, налог к уплате. И именно эту сумму ждет от нас налоговый орган, при условии прохождения камеральной налоговой проверки. Но бывает так, что налогоплательщик по незнанию или в результате технической ошибки заполняет декларацию неверно, тем самым вводя в заблуждение налоговый орган. Это относится не только к ИП или юрлицам, но и к физлицам. И даже не в отношении исчисления налога, а в отношении получения вычетов по НДФЛ. Историй о том, как доначислили налог после сдачи 3-НДФЛ на вычеты, очень много. Приведем некоторые примеры:


Проблема таких «доначислений» решается просто — подается верная уточненная декларация. Но это может стоить налогоплательщику нервов и денег.

Далее перейдем к более серьезным проблемам по доначислению налогов юрлицам и ИП.

В ходе каких мероприятий налоговая может доначислить налог

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки — самый распространенный вариант доначисления.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная проверка (КНП) регулируется ст. 88 НК РФ. Следует понимать, что камеральной проверке подвергается каждая сданная декларация, в том числе и уточненная. Поэтому предотвратить камералку нельзя никакими методами. Проверке при камералке подвергается исключительно декларация/расчет. Налоговики в рамках камеральной проверки могут потребовать пояснений, но никак не предоставления документов. Исключение составляют документы, предоставить которые обязывает закон, например, подтверждающие применяемую льготу.

Подробнее о камеральной налоговой проверке читайте в нашей подборке о КНП.

Выездная налоговая проверка (ВНП) — это более масштабное мероприятие, к которому налоговики готовятся долго и серьезно. И уж если к вам пришли с выездной проверкой, можете не сомневаться, что в итоге вы получите решение о доначислении налогов.

Выездная налоговая проверка приходит не ко всем бизнесменам. Ее можно предвидеть и предотвратить. Налоговики никогда не нагрянут ни с того ни с сего. Бизнесмен получит массу звоночков перед получением решения о проведении ВНП. Это могут быть вызовы на комиссии по разрывам, запросы документов вне рамок проведения проверок, допросы в качестве свидетелей и так далее.

Налоговая разработала регламент, по которому налогоплательщик сможет самостоятельно определить свои риски в отношении проведения ВНП.

ВАЖНО! Регламент приведен в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

Но налоговая сейчас работает на то, чтобы производить большинство доначислений без выезда, что значит — доначисление налога по КНП встречается достаточно часто. Особенно в отношении НДС.

Доначисление НДС

Если говорить о безвыездных доначислениях, то налоговики в этом вопросе стараются не столько сделать доначисления по проверке в налоговом учете, сколько стимулировать налогоплательщика доплатить самостоятельно. И здесь первенство по самостоятельным доплатам занимает, конечно, НДС.

Программное обеспечение налоговой позволяет контролировать собираемость НДС на достаточно высоком уровне. Система работает так, что налогоплательщик может попасть на доначисление не только и не столько за собственные ошибки, сколько за ошибки и неблагонадежность своих поставщиков или покупателей.

Налоговики проверяют цепочки по НДС, а если находят разрыв, начинают его отрабатывать, ища выгодоприобретателя.

Как проявляется разрыв? Бывают разные случаи:

  • счета-фактуры в книгах покупок и книгах продаж поставщиков и покупателей не «бьются»;
  • контрагент не уплачивает налог;
  • контрагент обнулил декларации, подав уточненки;
  • контрагент ликвидирован.

Так как все уточненные декларации подвергаются камеральной проверке, то при обнаружении разрыва в уточненной декларации кого-либо из контрагентов можно столкнуться с доначислением налогов за прошлые периоды.

Налоговики, как правило, сначала советуют убрать вычет и доплатить налог самостоятельно. Налогоплательщик может согласиться и выполнить требование. В противном случае он, скорее всего, получит решение налоговой о доначислении НДС или даже решение о ВНП. Но при наличии уверенности в своей правоте можно оспорить доначисление налогов.

Многие предприниматели зачастую опасаются налоговиков и готовы выполнить даже незаконные требования. Но не надейтесь, что, идя на поводу у них, вы легко отделаетесь. Тем самым вы лишь покажете, что с вас можно требовать незаконной уплаты.

Есть ли у вас налоговые долги? Как это узнать, описано в статье «Как проверить долги по налогам у ИП и ООО».

Что может привести к доначислению

Мы рассмотрели доначисления по НДС, так как этот налог стоит особняком и выделяется среди прочих порядком контроля.

Основная причина доначисления прочих налогов — занижение налоговой базы налогоплательщиком. Такое может произойти в случае сокрытия облагаемых доходов или учета расходов, которые учитывать нельзя. Причем неважно, было ли это технической ошибкой или намеренным искажением фактов. Доначисления всё равно грозят. Разница будет в размере штрафа за неуплату налога.

Но это простые, очевидные нарушения. Сейчас же рассмотрим, какие тренды в доначислении налогов есть в 2021 году. На что обращает внимание налоговая, какую информацию собирает и с чем идет к вам на ВНП:

  • работа с самозанятыми;
  • дробление бизнеса;
  • реальность сделок.

Опишем подробнее каждый пункт.

Работа с самозанятыми


Про договор с самозанятым лицом читайте в нашей статье. Там же вы можете бесплатно скачать вариант такого договора.

За что наказывает ФНС при работе с самозанятыми (с примерами судов), вы можете узнать из системы КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к системе бесплатно и переходите к практическим рекомендациям.

Дробление бизнеса

Доначисление налогов при дроблении бизнеса — одна из самых распространенных историй. Разделение бизнеса между различными хозсубъектами не запрещено законом. Поводом для доначислений служит дробление, единственной целью которого является экономия на налогах.


Каждый из этих признаков по отдельности не может говорить о незаконном дроблении, но совокупность признаков и отсутствие документальных доказательств у компании об экономической обоснованности дробления приближает раздробленные организации к доначислению налога на прибыль и НДС.

О том, как избежать необоснованного доначисления налогов при дроблении бизнеса, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.

Реальность сделок

Ну и основная «статья дохода» налоговиков — нереальность сделок. Это пресловутая ст. 54.1 НК РФ и отработка схем ухода от налогов.


Первые два варианта являются частными случаями доначислений по ст. 54.1 НК РФ.

О необоснованной налоговой выгоде можно прочитать в статье.

Налог доначислен. Что дальше?

Итак, допустим, налоговая доначислила налоги - что делать дальше? И второй важный вопрос: за какой период могут доначислить налоги?

Для ответа на эти вопросы следует понимать порядок проведения выездной налоговой проверки. Этому виду проверок посвящена ст. 89 НК РФ.


Ответим на вопрос, за какой период налоговая может доначислить налоги.

ВНП может затрагивать период не более трех лет, предшествующих году проведения проверки. Таким образом, и доначисления будут за этот период.

При несогласии с решением налоговой можно обратиться с жалобой в Управление ФНС РФ. Если и там всё останется без изменений, то дальше надо идти в суд. Причем такой порядок действий актуален как для ВНП, так и для КНП.

А вот с доначислением налога по решению суда, если и суд вас не поддержит, придется смириться.

Факт доначисления налогов по акту выездной проверки проводками должен быть отражен в бухучете организации.

Какие проводки сделать в бухучете при налоговых доначислениях? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, как внести в бухучет доначисления налогов.

А о том, как в налоговом учете отразить доначисленные налоги, пени и штрафы рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, оформите его бесплатно на пробной основе и сразу же переходите к рекомендациям.

Приведем примеры некоторых проводок по доначислению налогов за прошлые периоды:

Образец проводок доначисления налога на имущество за прошлые периоды

91-2 «Прочие расходы»

68. Субсчет — Налог на имущество

Какие сделать в БУ проводки по доначислению транспортного налога за прошлый год

68. Субсчет — Транспортный налог

Как доначислить земельный налог за прошлый год - проводки

68. Субсчет — Земельный налог

Итоги

Доначисление налогов происходит по результатам налоговых проверок — камеральных и выездных. Камералке подвергается каждая сданная декларация. Выездные проверки проводятся значительно реже, и как правило, налоговики идут на ВНП за прямыми доказательствами вины налогоплательщика, а не за выяснением, верно ли он платит налоги. Вся основная информация ими уже собрана в рамках иных проверок. Доначисление налогов можно оспорить сначала в вышестоящем органе, а потом в суде.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Взыскание налогов и сборов, включая пени — процедура строго регламентированная НК РФ. С чего она начинается, как проходит и что делать налогоплательщику на каждом из этапов взыскания, расскажем в нашей статье.

Способы взыскания налога, сбора, пени

Если налогоплательщик не исполняет свои налоговые обязанности добровольно, налоговики вправе принудить его рассчитаться с бюджетом. Для этого они начинают процедуру взыскания. Способы пополнить казну им предоставляются следующие:

  • за счет денег на счетах налогоплательщика в банках и электронных ДС (ст. 46 НК РФ);
  • за счет его имущества (ст. 47 НК РФ).

Переход от одного этапа к другому возможен только тогда, когда предыдущий способ не сработал (за небольшими исключениями).

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Дальше мы рассмотрим, как проходит самый первый и самый распространенный на практике этап взыскания — за счет денежных средств. Говорить мы будем о взыскании налогов с бизнес-субъектов. Принудительное взыскание налогов с обычных «физиков» прописано в НК РФ отдельно и имеет свои правила (ст. 48 НК РФ).

Взыскание налогов: этапы

Схематично процесс взыскания налогов со счета в банке выглядит так:

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Требование об уплате налога

При выявлении у налогоплательщика недоимки по налогам инспекция направляет ему требование об оплате задолженности. Порядок оформления и вручения требования описан в ст. 69 НК РФ. А его форма утверждена приказом ФНС от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.

Оплатить требование налогоплательщик должен в течение 8 рабочих дней после его получения, если более длительный срок не указан в самом требовании. Если в установленный срок долг не погашен, ИФНС начинает процедуру взыскания.

ВАЖНО! Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

Давность взыскания налоговых санкций

Взыскание налоговых санкций (штрафов) и пеней производится по тем же правилам, о которых мы говорили выше, и в те же сроки:

  • 8 рабочих дней на оплату требования;
  • 2 месяца на вынесение налоговиками решения о взыскании и направление в банк инкассового поручения (или 6 месяцев на обращение в суд, если с решением они опоздали);
  • 1-2 операционных дня на исполнение поручения банком.

По истечении установленных сроков право на взыскание налогов контролеры утрачивают.

Как считается срок давности для наложения штрафа, узнайте здесь.

Итоги

У налоговиков есть способ воздействия на тех, кто не платит налоги добровольно, — принудительное взыскание. Но НК РФ не только предоставляет им такое право, но и требует соблюдать определенную процедуру и сроки. Контролируйте их действия, ведь если они отступят от правил, взыскание можно оспорить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: