Над кем проходили суды до 18 века кроме людей

Обновлено: 19.04.2024

Процессы над животными в средние века были обычным делом. Вплоть до XVIII века во многих странах Европы судили животных, совершивших преступления.

Судили насекомых и птиц, млекопитающих и змей, судили по всей форме и очень тщательно - следствие велось с допросами и пытками, перед полным составом суда в 23 человека выступали обвинители и защитники. Это никого не удивляло в те времена - ведь считалось, что животные действуют сознательно, значит, и отвечать должны за свои поступки по всем правилам.

Пожалуй, процессы над животными того времени можно разделить на две категории -"гражданские" и "уголовные". Первые поражали необыкновенной кротостью, глубокой "справедливостью" по отношению к "тварям Божьим". Прежде чем произнести приговор, к подсудимым обращались со следующими словами: "Ты тварь Божия, тебя я уважаю. Тебе принадлежит земля точно так же, как и мне; я не должен желать твоей смерти. Но ты вредишь, ты посягаешь на мое наследие, разоряешь мои виноградники, пожираешь мою жатву. Одним словом, лишаешь меня плодов моего труда. Быть может, я все это заслуживаю, так как я не более не менее как несчастный грешник. Во всяком случае право сильного есть гнусное право. Я объясню тебе твою вину, буду молить о милосердии Божьем, укажу тебе место, где ты сможешь существовать, и затем ты должен удалиться; если же ты будешь упорствовать, то я прокляну тебя".

Однако когда эти трогательные увещевания не действовали, приходилось обращаться в суд. Но в суде к вредителям относились очень сочувственно и не торопились их осуждать. В 1479 году в одном из районов Швейцарии жители обратились в суд с жалобой на личинок майского жука, которые губили сады и леса. Защитник жуков Фрибург затеял спор с судьями, были ли жуки на Ноевом ковчеге. Спор этот длился два года, а личинки тем временем продолжали губить сады и леса.

В XIV веке жители швейцарского города Кура подали жалобу на белых червей. Однако черви на суд не явились. Тогда суд назначил прокурора и адвоката червей и со всеми формальностями приступил к делу По окончании разбирательства судья, учитывая, что "вышеупомянутые черви суть создания Божьи, что они имеют право на жизнь, что, следовательно, было бы несправедливо лишать их средств к существованию", решил перевести насекомых в дикую лесистую местность, где бы они могли спокойно проживать, не принося никому вреда.

Через несколько лет жители этого же города возбудили, дело против шпанской мушки. Судья назначил обвиняемым не только адвоката, но и опекуна, которые добились перевода шпанской мушки в другое место. Жители вынуждены были отвести им довольно значительное пространство, где бы эти насекомые могли жить.

Еще более знаменит процесс над насекомыми, проходивший в 1545 году в Швейцарии. Благодаря изворотливости и красноречию защитника вредители жуки были приговорены лишь к переселению в другое место, причем специальная комиссия долго выбирала, куда можно было бы переселить жуков. Найдя участок, комиссия составила специальный документ, подтверждающий право жуков пользоваться участком. Местные жители с большим трудом добились разрешения ходить через него. И то с условием, что не будет "нанесения ущерба пастбищам жуков".

Однако жуки так и не переселились (как не переселялись, конечно, и другие насекомые, несмотря на решение судей). Часть Европы тогда была разделена на крошечные княжества, которые постоянно воевали друг с другом. В это время как раз началась война двух феодалов, войска прошли по земле, отведенной для жуков, и адвокат срочно опротестовал решение суда: место стало непригодным для насекомых.

Не менее гуманны были и процессы над крысами. Французский адвокат Бартолми-Шасоне сделал себе карьеру на защите крыс и мышей. В 1480 году он выиграл процесс, заявив на суде, что его подзащитные не могли явиться, потому что местожительства их слишком разбросаны: они живут во многих деревнях, а сами жилища мышей - глубокие норки, и естественно, что находясь в них, мыши не узнали о вызове в суд.

Суд постановил объявить о вызове мышей по всем деревням. Однако мыши снова на суд не явились. Адвокат опять выгородил их, заявив, что мышам трудно прийти: им нужно пробираться через леса и овраги, ручьи и болота, к тому же на каждом шагу их подстерегают враги -кошки, лисы, совы. Наконец, он произнес пламенную речь, доказывая, что нельзя обвинять всех огулом, а необходимо установить индивидуально вину каждой мыши. А так как это было невозможно, то дело пришлось прекратить.

Правда, не всегда адвокату удавалось отстоять своих подзащитных. Иногда крыс и мышей приговаривали к выселению. Но всегда суд выдавал им охранные грамоты, дабы их не съели по дороге кошки.

Даже в XVIII веке еще продолжались "гражданские процессы" над животными. Так, в 1713 году в Бразилии судили термитов, которые растащили муку и подточили деревянные столбы в погребах монастыря. Организованный по всем правилам - с обвинением и защитой - суд вынес постановление о том, что термиты должны покинуть монастырь и переселиться на специально отведенное им поле. Однако термиты не послушались. И монахи отступили: ведь термиты, как и люди, созданы Богом и служат ему! Значит, и трогать их нельзя.

Все это относится к процессам "гражданским". В "уголовных" процессах судьи были не так гуманны - большинство обвиняемых попадало на виселицу или на костер. С начала XII по XVII век только во Франции было вынесено около ста смертных приговоров животным. Судили животных и в Италии, и в Германии, и в Швеции, и в Швейцарии. Вот несколько примеров.

В XIII веке во Франции свинья была приговорена к повешению за то, что съела свой приплод.

В 1268 году осужден был поросенок, нанесший увечья ребенку.

В 1314 году бык за нападение на человека был приговорен к повешению.

В 1389 году казнили лошадь, убившую человека.

В 1442 году в Цюрихе судили волка. Его привезли на суд в клетке и установили на центральной площади, где состоялся суд. Волк обвинялся в убийстве двух девочек. У него нашлись горячие защитники. Тем не менее он был осужден и казнен.

В XV веке судили жеребца по обвинению в лености и вспыльчивости. По решению суда он был убит дубиной.

В 1796 году в Германии заживо закопали в землю быка, обвиненного в том, что якобы из-за него начался падеж скота.

Список этот можно было бы во много раз увеличить.

Были и другие меры наказания: животных отлучали от церкви. Так, например, поступил епископ Лозаннский в 1120 году, отлучив от церкви гусениц и полевых мышей, не пожелавших подчиниться приговору суда, а через год он отлучил и мух, проникших в церковь. Великий Викарий в 1584 и 1585 годах проклял гусениц, появившихся епархии.

Животные выступали на судах не только в качестве ответчиков. Ведь они же считались мыслящими существами. Значит, они вполне могли быть и свидетелями.

Если, например, человек подвергался нападению грабителей в своем доме и никто из людей, кроме его самого, не мог засвидетельствовать этого, потерпевший в качестве свидетеля мог привести в суд кошку, собаку или петуха.

Правда, свидетели-животные тут же могли превратиться в обвиняемых. Если суд устанавливал, что они, будучи очевидцами преступления, не позвали на помощь криками, их жестоко наказывали, чаще всего казнили. Нередко перед казнью животных пытали раскаленным железом, кнутом или прочими изощренными орудиями пыток средневековых инквизиторов. И крики истязаемых животных считались признанием.

Впрочем, наказывали, пытали и судили не всех животных.

В некоторых странах быки, жеребцы и овцы пользовались особым покровительством. Если им не разрешалось официально топтать посевы, то к ответственности их за это не привлекали. Хозяин погубленных посевов даже не мог предъявить иск хозяину животных. Единственное, что разрешалось пострадавшему, - это взять хворостину и прогнать потравщиков с поля или огорода.

Но если гуси, куры или утки были уличены в подобных же деяниях, они немедленно представали перед судом и жестоко наказывались.

Однако в других странах судили за потраву и лошадей, и коров. Обычно их казнили, а мясо шло в пользу суда.

Церковь в средние века уделяла много внимания животным, о них велись долгие "ученые" споры. Одни придерживались мнения, что животные - Божьи создания, что у них "бессмертная душа", другие, подобно итальянскому кардиналу Роберто Баллармино, не верили в их загробную жизнь и поэтому очень жалели животных, которым суждено жить лишь на земле, третьи придерживались мнения французского монаха Бонжо, считавшего, что животные - это черти.

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Повешение кошки в Средневековье. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.


Очень часто современному обывателю не понять нравов и обычаев Средневековья. Одним из таких экстраординарных событий можно назвать суды над животными. Из-за своей чрезмерной набожности и суеверия люди несколько веков подряд регулярно «призывали» животных к ответу.

Суд над свиньей. | Фото: img-fotki.yandex.ru.

Помимо публичных расправ над ведьмами, проклятий со стороны церкви, в Средневековой Европе популярным было еще одно явление: суд над животными и насекомыми. К ответу всерьез призывались кошки, собаки, гусеницы, мухи, пиявки и т. д.

Публичная расправа над животным. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Когда происходили сезонные нашествия саранчи или мышей, то их обычно вызывали в суд. И это были не бутафорские разбирательства, а процессы с участием судей, адвоката, защищающего ответчика. Однажды в Лозанне судили гусениц. Их трижды вызывали в суд колокольным звоном, затем горожане трижды прочли молитву «Отче наш», но, как и следовало ожидать, гусеницы не явились. Разбирательство прошло без их участия, но, тем не менее, гусеницы были названы приспешниками дьявола и прокляты. Им приказано было в 3-дневный срок покинуть земли Лозанны. Несмотря на то, что насекомые никуда «не ушли», подобные судебные процессы повторялись с завидной регулярностью.

Домашние животные также часто «призывались к ответу». Так, например, ослу, который съедал листья салата на огороде, отрезали ухо. Собаку, которая кусала прохожего, сажали на один день в тюрьму.

Средневековая казнь кошки. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.

Больше всего в Средневековье доставалось кошкам. Они, ведущие ночной образ жизни, звонко мяукающие со светящимися глаза, как нельзя лучше, подходили под роль приспешников дьявола. Расправу над этими четвероногими вершили все, кому не лень: церковь, суды, толпа. В разных частях Европы устраивались массовые празднества с массовыми казнями кошек. Животных ловили, а затем сбрасывали с самых высоких колоколен.

К XIV веку популяция кошек достигла критической отметки, и они уже не могли справляться с крысами. Это повлекло за собой эпидемию бубонной чумы, которая уничтожила почти половину населения Европы. О кошках на время забыли, и они снова смогли расплодиться и уменьшить количество крыс. Только чума отступала, как вновь горожане принимались отлавливать «дьявольское отродье».

Kattenfestival - фестиваль в городе Ипр. С колокольни сбрасывают игрушечных кошек. | Фото: storyfiles.blogspot.ru.


В XVI веке мыши и крысы уничтожают урожаи в Бургундии и наступает голод. Горожане, по проверенному способу, вызывают грызунов в суд и выносят им приговор: покинуть страну в 3-дневный срок.
Суды над животными продолжались до XVIII века. В 1740 году последней жертвой «звериных» судебных разбирательств стала корова, приговоренная к смертной казни.
Суды над животными - не единственные странные разбирательства в Средневековье. Однажды
Римский Папа совершил суд над трупом.



Многие традиции, оставшиеся в прошлом, современникам кажутся, мягко говоря, дикими. Особенно преуспело в этом отношении средневековье. Однако, несмотря на дикие нравы тех времен, любая традиция и обычай появлялись не просто так, должны были быть объяснения, почему люди стали делать так, а не иначе. И даже традиция предоставлять право первой ночи феодалу, помещику, шаману или кому-то еще, тоже должна иметь логические обоснования. Ведь для чего-то новобрачные это терпели, причем на протяжении длительного времени. А судя по степени распространения обычая, еще и повсеместно.

Средневековое право лишить невесту невинности имел феодал или землевладелец, на чьих территориях и создавалась новая семья. Эта традиция относилась лишь к крестьянскому сословию и касалась только тех, кто собирается впервые вступать в брак. Согласно обычаю, первая брачная ночь проходила не между невестой и женихом, а между невестой и феодалом.

Именно такая точка зрения распространена в мировом сообществе относительно средневековых обычаев и традиций. Впрочем, утверждать с полной достоверностью, что это было или не было - невозможно. К тому же, тот факт, что кто-то из помещиков, пользуясь своим положением, позволял себе гораздо больше позволенного, вовсе не означает, что так делали все. Так где заканчивались права герцогов и господ, в постели молодых или все же не доходя до нее? И были ли отличия в столь щепетильном ритуале на Руси и в Европе?

Почему было введено право первой ночи

Свадьба для невесты была весьма сомнительным мероприятием.

Феодалы, помещики и прочая знать на своих землях имели право вводить какие угодно традиции и требовать их повсеместного исполнения. А право первой ночи, традиция уж если для кого-то выгодная и приятная, то исключительно для того, кому это самое право первой ночи и предоставляется. Потому с этой стороны вопросов лишних не возникает – захотел феодал всех девок на своих землях перепортить и придумал столь приятный обряд, а там и не заметили, как начинание переняли соседи и все те, кто мог себе такое позволить.

Впрочем, существовала практика откупа от такого права, то есть если жених желал бы сам получить право первой ночи, то он должен был заплатить отступные – специальный налог, придуманный для этого. Размер, форма этого налога были различным и единственным мерилом здесь выступала прихоть феодала. Финансовую выгоду с этого пытались извлечь и по-другому, например, во Франции аристократия даже продавала это право на первую ночь. В случае, если главный господин занемог, состарился или ему уже просто опостылели девки, то он мог передать это право сыну, племяннику или любому другому родственнику. Сначала одному, потом другому.

Жизнь крепостных зависела от замашек помещика.

Несмотря на возможность откупиться, все же огромное количество невест становилось жертвами этого обряда, потому что лишних денег у крестьян не было, да и вообще, дело то житейское. К тому же, пропасть между сословиями была столь огромна, что многие женихи даже вообразить себе не могли, что может быть иначе и что воле господина можно перечить.

Однако этому было и весьма прагматичное объяснение. В пуританской Европе многие юноши вступали в брак такими же неопытными как и их невесты, впрочем, откуда было взяться этому самому опыту, если делалось все, для того чтобы оградить молодежь от его получения? В таком контексте роль феодала в этой ситуации является скорее помощью, эдакий профессиональный дефлоратор, который возьмет на себя не самую приятную и простую задачу новоиспеченного супруга. К тому же, у многих народностей было особенно трепетное отношение к крови и любой контакт с ней считался опасным и вредным.

Повлиять на помещика мог государь, но жалобы часто не имели результата.

В ту пору многими, даже образованными людьми, процесс дефлорации воспринимался не как правом, а скорее как обязанностью господина. И за это полагалось быть благодарным. Мол, человек сделал для тебя сложную работу, предоставив готовую к семейной жизни женщину – бери, пользуйся. В некоторых селениях было даже принято благодарить господина за такую услугу. Получается – не хочешь плати, а согласился – тоже плати.

Был и еще один момент, если в новой семье рождался ребенок, спустя ровно 9 месяцев, то многие герцоги и графы считали его своим бастардом, а значит и оказывали помощь семье, благодаря которой крестьяне могли воспитывать остальных детей. Более того, бастард мог рассчитывать на получение достойного образования и иную жизнь. Поэтому удачно подложив невесту под графа можно было потом жить довольно безбедно. Неплохое подспорье для начинающей семьи.

Право господина.

Именно аристократ и государь мог зафиксировать факт невинности девушки, лично в этом убедившись. С другой стороны, для многих девушек это было способом спасти свою честь, если они не сохранили невинность до замужества. Все «стрелки» переводились на господина. И вопрос становился закрытым сам собой. К тому же с феодалом можно было договориться куда проще, чем с супругом, ведь первый был лицом не заинтересованным, а посторонним.

Да и сами девушки не всегда воспринимали этот обычай с ужасом, ведь зачастую это был шанс прикоснуться к чему-то великому (а именно так воспринимались аристократы крестьянами), к тому же телегония или миф о том, что женское тело сохраняет энергетический код первого мужчины, воспринимался как способ облагородить свою кровь. В это верили и сами феодалы, воспринимая всех, кто живет на его землях в качестве своих потомков.

Право первой ночи в славянской культуре

Считается, что русские помещики тоже не могли отказать себе в удовольствии.

Несмотря на то, что традиционно принято считать, что эта традиция более распространена в странах Европы, некоторые этнографы сходятся во мнении о том, что он был распространен и в языческой славянской культуре. В данном случае он преподносился под соусом «избавить от травмирующего опыта невесту». Поэтому в качестве дефлоратора мог выступить не только феодал, но и свекор. Как тут не вспомнить про распространенное в некоторых районах Руси «снохачество» - интимные отношения с женой сына, который женился по малолетству. Подобная подмога для сына могла оказываться начиная с первой брачной ночи.

Друзья жениха могли тоже украсть невесту, для понятных целей, подобные формы развлечений на свадьбах запретила княгиня Ольга, но ввела выкуп. Даже в христианской Руси сохранялись пережитки этой традиции, на деревенских свадьбах часто присутствовал специально приглашенный мужчина, который должен был прижиматься к невесте, имитируя половой акт. Якобы, это должно было настроить ее к первой брачной ночи. Впрочем, современные традиции с похищением невесты и ее последующим выкупом тоже весьма схожи с этими веяниями.

Невесту перед свадьбой всегда ждала масса наставлений.

Так или иначе, жениха всегда готовы были поддержать, причем не только морально, в столь щекотливом, но сложном деле. Так, в некоторых селах жених, после первой брачной ночи, которая зачастую проходила прямо во время свадьбы, должен был показать простыню с каплями крови в качестве доказательства. Если же у него не получалось, то ему давалось еще несколько попыток, а в случае неудачи его место занимал старший и более опытный родственник.

Однако в 18 веке начался новый виток в отношениях барин-крепостной. Право первой ночи было лишь частью аморального поведения некоторых феодалов, которые на своих землях творили, что хотели. Известно много фактов, когда помещики, ради удовлетворения своих прихотей, годами растлевали крестьянок. Отказывать барину в чем-либо, не было принято, да и просто опасно для жизни, причем всех членов семьи.

Есть исторические данные о том, что некоторые помещики, которую большую часть времени проводили заграницей, в Россию приезжали едва ли не для удовлетворения своих грязных замыслов, требуя, чтобы к их приезду был готов список подросших дев. Все они должны были «отслужить» несколько ночей у барина. Публицист Александр Кошелев описывал случай, причиной которого стал его молодой сосед-помещик. Ему приглянулась девушка-крестьянка, но ее родители не согласились отдать дочь ему на забаву. Тогда помещик приказал доставить всех к себе в дом, связать отца и мать и глумился над их дочерью у них на глазах.

Если жених был с чужого селения, то нужно было господское дозволение на свадьбу.

Последний случай наложения штрафа за практику права первой ночи был выписан помещику в 1855 году, однако полностью факты растления крестьянок стали исчезать только после отмены крепостного права.
Однако насколько сегодня можно с полной достоверностью утверждать о том, что подобное происходило на Руси, и вообще, любой исторический факт, который происходил более трех веков тому назад можно успешно оспорить или же наоборот, выдумать его. К тому же, существование такого обычая в патриархальном и пуританском обществе вызывает массу сомнений.

Есть мнение, что главная проблема в трактовке закона, а не в самом законе, впрочем, как и всегда. Нередко встречается словосочетание «право господина», которое и понимается как право первой ночи. О каком же праве феодала в контексте чужой свадьбы и невесты идет речь? Современные историки полагают, что речь идет о праве на выкуп, а не о первой брачной ночи. Особенно если крестьянку забирают в другой населенный пункт, то есть фактически лишают его одной души. В таком случае полагались отступные.

Благодаря тому, что большевики тщательно переписали всю историю царской России и всячески культивировали мнение о том, что крепостные крестьяне были бесправными, необразованными и подверженными различного рода гонениям, узнать достоверно была ли подобная практика на Руси практически невозможно. Вполне вероятно, что она существовала в качестве исключений и по прихотям отдельно взятого феодала, но никак не повсеместно, равно как и то же самое снохачество. Потому попытки распространить опыт одних распущенных представителей на всю территорию страны не должны быть успешными.

Европейские традиции, относительно права первой ночи

Родиться женщиной в средневековье уже было наказанием.

Столь неприглядную традицию вытащили на «белый свет» в эпоху просвещения, тогда было популярным изучать «темные времена» - так называли средневековье. Право первой ночи было растиражировано потомками в качестве доказательства моральной никчемности, темноты живущих в 18 веке, для обесценивания всего, что было сделано ими для роста и развития всей мировой культуры.

В эпоху просвещения и стало модным считать, что право первой ночи всегда было актом насилия над юной девой, тяжело травмировало жениха, чью любимую вели в постель феодала как на заклание. К тому же, факт выкупа, а значит и возможности откупиться, подчеркивало, что положение крестьянства было близко к краху, что продавали даже собственных женщин.

Слова философа и гуманиста Вольтера вошли в историю как описание той эпохи, дескать, один человек мог распоряжаться другим как животным, имел власть над его жизнью, над его имуществом, над его женой. Однако Европа вовсе не стремилась признавать себя темной и аморальной, даже если это было сотню лет назад. Потому на рубеже 19 и 20 веков после десятков исторических исследований и выводов историков, было вынесено заключение. В 1911 году была издана «Британская энциклопедия», согласно которой нет доказательств того, что такой обычай существовал. Вероятнее всего, это миф, созданный в 16-17 веках.

Вероятно, феодал был гораздо старше всех невест.

Более поздние исторические издания вторят этому, мол, закон, дающий право первой ночи никогда не существовал, а эта легенда возникла в ходе дискуссий, причем исторического характера. Говоря проще, в период эпохи возрождения такое придумали намеренно, для того чтобы очернить средневековье. Современники же могут себе позволить очернять и тех, и других, впрочем, они не меньше заинтересованы и в высоком моральном облике своих предшественников и сохранения «облика морале».

Однако нашлись и те, для кого историческая достоверность была делом чести, исследования в этой области продолжились. Имеются данные, судя по которым право первой ночи не просто существовало, но и практиковалось гораздо в ранние периоды. Свидетельства об этом можно найти в древней литературе. Большинство историков сходятся во мнении о том, что такая практика применялась лишь в определенных регионах, что лишь подтверждает тот факт, что феодалы на своих землях могли чинить беспредел и это никого не волновало. Но и то, чаще это было желанием ввести новый налог – разрешение на вступление в брак.

Практически во всех странах Западной Европы существовал этот обычай, причем в принудительной форме. Однако практически все источники, в которых есть упоминание об этом, это право рассматривается как традиция и дань обычаям, а не повод безнаказанно насиловать женщин. Причем, существовать он мог номинально, для подтверждения власти господина и его привилегированного положения.

Право господина могло выражаться в чем-то ином.

Сохранились документы, подтверждающие, что в 15 веке, в Каталонии было устроено народное восстание, причиной которого стало неподобающее поведение феодалов. Крестьяне неоднократно жаловались на то, что государи злоупотребляют властью, позволяя себе вступать в интимные отношения с девушками, принуждая их и всячески унижая. Тогда король Испании положил конец подобным практикам, запретив своим феодалам чинить беспредел по отношению к своим вассалам.

Сохранился королевский указ, в котором сказано, что господа, когда крестьянин женится, не могут спать с его женой, даже желая подчеркнуть свое господствующее положение, не могут использовать дочерей или сыновей крестьянина против его воли за плату или без платы. Законы, запрещающие право первой ночи вводились на территории Европы один за другим, рост авторитета церкви также приводил к тому, что церковный брак считался священным и вмешательство в него со стороны, даже господину, было недопустимым.

Сказать однозначно была ли такая практика или нет, на сегодняшний день сложно, однако с большей долей достоверности можно утверждать, что такой обычай не был распространен повсеместно. Потому и воспринимать его стоит скорее как исключение из правил.


Женщина с тремя детьми перед судьей. Испанcкая миниатюра. 1290–1310 годы © J. Paul Getty Museum

Появление инквизиционной процедуры дало человечеству много полезного

Инквизиционная процедура — процесс сбора доказательств вины — была позаимствована из римского права около XII века. До этого суды применяли так называемую обвинительную процедуру, или «божий суд»: обвиняемый мог подержать в руках раскаленный брусок железа или выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться — и тогда все понимали, что Господь уверяет их в его невиновности. С введением инквизиционной процедуры право решать, виновен человек или нет, переходило от Бога к судьям. Главным доказательством вины подсудимого считалось его собственное признание, в том числе полученное под пытками. Но, помимо этого, благодаря инквизиционной процедуре развились многие правовые институты, например адвокаты. Подробности — в первом эпизоде из курса историка-медиевиста Ольги Тогоевой «Признание Синей Бороды».

Первыми инквизиционную процедуру применили церковные суды, столкнувшиеся с огромным ростом популярности разных еретических движений. Сначала обязанность следить за тем, во что верят прихожане, возлагалась на епископов, но они не справлялись, и тогда была создана инквизиция. О ней — во втором эпизоде под названием «„Смертельный ответ“ Жанны д’Арк».

Инквизицию никто не отменял

Прочитав материалы, собранные инквизиторами, можно написать бестселлер

В 1975 году бестселлером стала книга французского историка Ле Руа Ладюри, посвященная не глобальным историческим процессам или тайнам, которые скрывало мировое правительство, а тридцати годам из истории одной маленькой и ничем не выдающейся французской деревни под названием Монтайю. Точнее, деревня оказалась выдающейся, но по совершенной случайности — сохранились записи показаний жителей этой деревни, сделанные инквизитором Жаком Фурнье. Из этих показаний можно очень многое узнать о представлениях, верованиях, желаниях и просто жизни людей из средневековой деревни — которые, кстати, по большей части не умели писать и не представляли никакого интереса для своих ученых современников, если те не были инквизиторами. О том, что выяснил Ладюри, — в материале «Как история одной отдельно взятой деревни произвела фурор».

Средневековый человек — это в первую очередь христианин

Историк Олег Воскобойников рассказывает об особенностях средневекового сознания: почему тогда не принято было заботиться о себе и своем здоровье, подписывать свои произведения, копить деньги и жениться по любви. «Что такое средневековый человек». Кроме того, в материале «5 важных книг о средневековом человеке» можно найти список, который пригодится, если этот сюжет вас заинтересовал.

Вероятно, Синяя Борода не убивал никаких мальчиков

Об этом в 1992 году заявила группа активистов, попытавшаяся доказать, что все показания Жиля де Ре (известного как Синяя Борода) о занятиях черной магией, сношениях с дьяволом и убийствах 150 мальчиков и девочек были получены под пытками. Доказательств, действительно, никаких нет — но с тех пор прошло уже 550 лет, и теперь установить истину сложновато. «Реабилитация Синей Бороды».

Самый известный средневековый заключенный — Франсуа Вийон

В материале к лекции о том, как выглядела средневековая тюрьма, один из самых авторитетных исследователей творчества Вийона, француженка Жаклин Серкильини-Туле, рассказывает о многочисленных противоречиях, которые встречаются в творчестве поэта: он то ли ученый, то ли бандит, то ли еретик, то ли честный христианин, то ли средневековый поэт, то ли человек будущего — и воспевает то ли жизнь, то ли смерть. Об этом — в материале «Тюрьма, агония и гниение в поэзии Франсуа Вийона».

Иисус Христос не только идеальный судья, но и идеальный преступник

В средневековом искусстве Иисус Христос символически изображался не только как идеальный судья, но и как идеальный преступник — например, в сюжете «Ecce homo» («Се человек») или в изображениях Голгофы. Об этом Ольга Тогоева рассказывает в эпизоде «Идеальный преступник».

Существуют правила запоминания по Фоме Аквинскому

Фома Аквинский — один из теологов, разработавших доктрину искупления, которая имела прямое отношение к формированию метафорического понимания фигуры Христа как идеального преступника, — помимо этого, придумал мнемонические правила, объяснил, чем философия отличается от теологии, описал способы борьбы с тиранией, предложил пять доказательств существования Бога. Самое важное, что следует знать об Аквинате, собрано в соответствующем материале.

Изначально индульгенции не снимали грехи и не продавались

Индульгенции появились в XI веке во Франции. Тогда они значили только, что папа или епископ заступается за верующего перед Богом, поэтому ему не требуется покаяние, наложенное Церковью. Основанием для индульгенции считались не деньги, а некоторые дела, как бы заменявшие искупление. Меняться все стало в XII–XIV веках. Подробнее — в «Краткой истории индульгенции».

У Фемиды пол — от греков, весы — от египтян, меч — из Средневековья, а повязка — от Синагоги

Образ Фемиды с мечом, весами и завязанными глазами сформировался в Средние века и вобрал в себя элементы самых разных традиций. Каких — нарисовано в инфографике «Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах».

Казнь в Средние века была не просто высшей мерой наказания, но и городским шоу

У средневековых людей было не так много развлечений, поэтому в качестве одного из них они использовали публичные казни. Власти этим пользовались и делали казни зрелищными и символически насыщенными — в назидание. Этому посвящен пятый эпизод курса.

На месте казни ставили поясняющие таблички

Для того чтобы выполнялась назидательная функция казней — то есть чтобы все понимали, за что и как был наказан обвиняемый, — рядом ставились специальные поясняющие таблички. На одну такую табличку можно посмотреть в материале «Наказание в назидание».

Если преступление касалось чести семьи, люди могли совершить самосуд

Об этом свидетельствует, например, известная история кастрации Петра Абеляра, от которого родила ребенка его ученица Элоиза. О разных случаях такого рода рассказывается в эпизоде «Оскопление Абеляра».

Паблик «Страдающее Средневековье» шутит над миниатюрами о зачатии Александра Великого, Страшном суде и Валаамовой ослицей

Кроме того, в курсе можно найти:

— переводы разных неожиданных средневековых текстов, имеющих отношение к судам и наказаниям: признания вора и скотоложца, записанные парижским парламентом в 1389 году; материалы по апелляции человека, признанного колдуном, включающие показания свидетельниц; дебаты судей о приговоре человеку, подделавшему документы; показания мужчины, носившего женское платье и занимавшегося сексом с самыми разными мужчинами и женщинами, а также рассказы о нескольких приговорах, вынесенных в Париже в XIV и XV веках и описание казни еврея, принявшего на смертном одре христианство и чудесным образом спасшегося;

— тест «Какой вы еретик?» — а также квиз, в котором игрокам предлагается угадать животное по его средневековому изображению, и квиз по мотивам курса;

— шпаргалку по истории западного Средневековья — 90 важных событий с картинками и короткими описаниями;

— аудиозапись, на которой Илья Эренбург читает свой перевод одной баллады Франсуа Вийона;

— краткие биографии шести известных людей, ставших жертвами средневекового правосудия (среди них по большей части политические заключенные);

— карту Реймса XVII века — с игорными домами, садами, церквями, тюрьмами, больницами, колодцами, кладбищами и огородами;

— путеводитель по средневековым городским развлечениям;

— практические рекомендации о том, как распознать ведьму;

— список событий, происходивших в разных странах света, когда во Франции оскопляли Абеляра;

— и, наконец, интервью самой Ольги Тогоевой, в котором она рассказывает о своих научных занятиях, о великих российских медиевистах, о ведьмах, пытках и долгом Средневековье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: