Национальный банк рб осуществляет регулирование государственного долга через что

Обновлено: 27.03.2024

1. Под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

2. Под погашением государственного долга Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

3. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

4. Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

5. В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Министерство финансов информирует об этом Правительство Республики Беларусь, которое незамедлительно представляет Президенту Республики Беларусь предложения об уточнении показателей республиканского бюджета на очередной финансовый год.

6. Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим платежам при исполнении республиканского бюджета.

7. Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, а также возмещение заемщиками в республиканский бюджет платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь, подлежат отражению в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) республиканского бюджета.

8. Погашение государственного долга Республики Беларусь и осуществление Правительством Республики Беларусь платежей из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь подлежат отражению в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) республиканского бюджета, если иное не установлено законодательными актами.

9. Заемщики осуществляют обслуживание и погашение внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, через банки-агенты Правительства Республики Беларусь.

В целях реализации монетарной политики и в рамках Принципов регулирования Национальным банком Республики Беларусь текущей ликвидности банковской системы (утверждены постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 16.06.2003 № 186) Национальный банк с 07.10.2005 начал проводить операции обратного РЕПО на аукционной основе в системе электронных торгов ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Проведение данных операций стало возможным в результате появления у Национального банка крупного пакета государственных ценных бумаг вследствие реструктуризации части государственного долга – в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2004 № 1014/17 Министерство финансов ежегодно осуществляет выпуски государственных долгосрочных облигаций на сумму до 100 млрд. рублей для реструктуризации государственного долга, а Национальный банк может использовать данные ценные бумаги для целей регулирования ликвидности банковской системы.

В сентябре 2005 г. Национальный банк и Министерство финансов осуществили частичную реструктуризацию кредитной задолженности Правительства Республики Беларусь перед Национальным банком 2000-2003 годов, обслуживаемой под 6,5 процента годовых, в пять выпусков ГДОП (номера со 119 по 123) на сумму 98,2 млрд. рублей с аналогичной доходностью и сроками обращения от 5 до 9 лет. В 2004 году объем реструктуризации составил 3,35 млрд. рублей.

Реструктуризация государственного долга является международной практикой и будет способствовать увеличению дюрации государственных ценных бумаг, находящихся в обращении, углублению и диверсификации рынка ценных бумаг, формированию кредитной истории Правительства Республики Беларусь, что призвано позитивно повлиять на оценку кредитного рейтинга страны и способствовать снижению стоимости обслуживания государственного долга.

Национальный банк использует продажу данных ценных бумаг на срок в дополнение к другим инструментам стерилизации – эмиссии собственных краткосрочных облигаций и приему средств банков в депозиты. По состоянию на 13.10.2005 банкам проданы государственные ценные бумаги, приобретенные в рамках реструктуризации государственного долга, на условиях РЕПО на сумму свыше 60 млрд. рублей по текущей стоимости. Однако на данный момент объем портфеля ценных бумаг Национального банка не позволяет обеспечить полное изъятие избыточной ликвидности, в связи с чем регулярные аукционы по первичному размещению краткосрочных облигаций останутся в ближайшей перспективе основным инструментом сдерживания роста денежной массы.

При проведении операций на рынке Национальный банк осуществляет координацию с Министерством финансов в целях выполнения параметров денежно-кредитной политики и создания условий для эффективного размещения государственных ценных бумаг.

. авторы выделили такие тенденции, как замедление роста ВВП, стагнация торговой глобализации, увеличение торгового дефицита стран с Китаем и рост госдолгов , стагнация трансграничных инвестиций, дисбаланс между рыночной и балансовой стоимостью корпораций, созданный спекулятивными портфельными . и гибкость обменного курса белорусского рубля, с другой – действия Правительства на потреби- тельском рынке, прежде всего в области ценового регулирования . Национальный банк на протяжении всего 2019 г. в рамках ставшего уже регулярным информирования по вопросам денежно-кредитной политики ежеквар- . авторы выделили такие тенденции, как замедление роста ВВП, стагнация торговой глобализации, увеличение торгового дефицита стран с Китаем и рост госдолгов , стагнация трансграничных инвестиций, дисбаланс между рыночной и балансовой стоимостью корпораций, созданный спекулятивными портфельными .

. - ческие и политические войны между нынешними мировыми лидерами – США и Китаем. Тем не менее мы считаем, что техно- логическое противостояние США УДК 338.001.36, 338.27 Ключевые слова: глобальная экономика; экономический рост; мировые лидеры; трансграничные инвестиции; цифровая глобализация; госдолги стран; торговый дефицит; неравенство мирового взрослого населения; ЕАЭС; коэффициент Джини. Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой аналитической экономики и эконометрики, кандидат экономических наук, доцент, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: gospodarik@bsu.by Белорусский.

. ре- шений по ее достижению и ответственность за невыполне- ние указанной цели. Основным инструментом денежно-кредит- ной политики при ТИ служит регулирование краткосрочной процентной ставки денежного рынка [22]. Несмотря на то, что опреде- ление режима таргетирования инфляции не дает прямого ответа на . г. величина долга сек- тора государственного управления и гарантированного государством долга составила 53,4% ВВП. Безусловно, некоторый уровень госдолга представляется обычным явлением, когда речь идет о раз- вивающихся странах, но риско- ванность текущей ситуации может быть несколько преуменьшена. . ре- шений по ее достижению и ответственность за невыполне- ние указанной цели. Основным инструментом денежно-кредит- ной политики при ТИ служит регулирование краткосрочной процентной ставки денежного рынка [22]. Несмотря на то, что опреде- ление режима таргетирования инфляции не дает прямого ответа на .

. рефинансирования Национального банка на ценовые индексы. 25 Статья поднимает актуальный в условиях мирового финансово-экономического кризиса вопрос регулирования государственного долга. Автором рассматриваются понятия внешнего и внутреннего долга, раскрываются методы управления госдолгом , сделан анализ государственного долга Республики Беларусь и стран ближнего и дальнего зарубежья. 34Банкаўскi веснiк, ЖНIВЕНЬ 2010 2 В статье .

. мира. Реализация стратегических инфраструктур- ных проектов цифровизации требует создания регуляторной базы. Традиционной системе го- сударственного регулирования крайне сложно оперативно реаги- ровать на возникающие цифровые вызовы (технологии) с целью их последующей оперативной легитимации. Это требует от го. реформы управ- ления МВФ в рамках 16-го Обще- го пересмотра квот. 5. Продление инициативы Группы двадцати по приоста- новлению обслуживания госдолга для самых бедных стран. * * * Материал поступил 01.12.2020. Библиографический список: 1. Denbee, E. Stitching together the global financial safety . мира. Реализация стратегических инфраструктур- ных проектов цифровизации требует создания регуляторной базы. Традиционной системе го- сударственного регулирования крайне сложно оперативно реаги- ровать на возникающие цифровые вызовы (технологии) с целью их последующей оперативной легитимации. Это требует от го.

. эмиссии для достижения полной занятости и без инфляционных последствий. В основе современной денежной теории лежит несколько допуще- ний. Ее сторонники полагают, что правительство может выпускать государственные облигации, а так- же погашать их за счет денежной эмиссии, в результате чего дефолт по госдолгу невозможен. Ограни- чение касается экономик, облада- ющих монетарным суверенитетом, у которых госдолг номинирован в национальной валюте, а сама ва- люта является резервной. Иными словами, экономики других стран предъявляют спрос на националь- ные деньги, что смягчает послед- ствия избыточной .

. выросло с 22,3% до 37,5%. Данное значение еще не превышает установленный Мини- стерством финансов порог в 45%, однако, по методологии МВФ, на конец 2017 г. величина долга сек- тора государственного управления и гарантированного государством долга составила 53,4% ВВП. Безусловно, некоторый уровень госдолга представляется обычным явлением, когда речь идет о раз- вивающихся странах, но риско- ванность текущей ситуации может быть несколько преуменьшена. Однако сам по себе уровень долга не представляется проблемой, по- ка экономические, социальные и политические выгоды превышают издержки по принятию и .

. 3 Банкаўскi веснiк, САКАВIК 2013 Макропруденциальные механизмы обеспечения финансовой стабильности ального регулирования , реализуе- мых соответствующими органами надзора финансовой сферы страны в целом. Макропруденциальное регули- рование предлагается ввести на ос- . валютный кризис, обеспечивая управляемость курса, и управлять валютной паникой диверсификация золотовалютных резервов предотвращать пузырь внешнего госдолга предотвращать пузырь иностранных займов предотвращать фондовый пузырь предотвращать накопление рисков в периоды финансовой стабильности . 3 Банкаўскi веснiк, САКАВIК 2013 Макропруденциальные механизмы обеспечения финансовой стабильности ального регулирования , реализуе- мых соответствующими органами надзора финансовой сферы страны в целом. Макропруденциальное регули- рование предлагается ввести на ос- .

. США и остальными страна- ми, выраженный прежде всего в резком увеличении резервов цент- ральных банков мира. 2. Увеличение дефицита бюд- жетов и госдолга развитых стран мира. 3. Старение населения США и других ведущих государств, явля- ющихся главными потребителями мирового производства. Рассмотрим . всего мира. Мировой финансовый кризис показал, что финансовая система США имела много проблем и сего- дня нуждается в ужесточении го- сударственного регулирования и контроля. Следует обратить вни- мание и на огромный долг США по отношению к остальному миру, что увеличивает вероятность сни- жения степени . США и остальными страна- ми, выраженный прежде всего в резком увеличении резервов цент- ральных банков мира. 2. Увеличение дефицита бюд- жетов и госдолга развитых стран мира. 3. Старение населения США и других ведущих государств, явля- ющихся главными потребителями мирового производства. Рассмотрим .

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь. Независим в своей деятельности и подотчетен только Президенту. Глава государства утверждает устав Нацбанка и назначает, с согласия Парламента, председателя и членов Правления.

Основные цели деятельности

  • поддержание ценовой стабильности;
  • обеспечение стабильности банковской системы Беларуси;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Основные функции

  • разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики и совместно с Правительством обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Беларуси;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
  • осуществляет эмиссию денег, а также ценных бумаг Национального банка;
  • формирует золотой запас и фонд драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом и управляет ими в пределах своей компетенции;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • регулирует кредитные отношения;
  • регулирует лизинговую и микрофинансовую деятельность, а также деятельность по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;
  • регулирует и организует денежное обращение;
  • устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
  • осуществляет банковский надзор;
  • осуществляет лицензирование банковской деятельности;
  • осуществляет мониторинг финансовой стабильности;
  • организует функционирование платежной системы и осуществляет надзор за ней;
  • осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства;
  • ведет банковскую, денежно-кредитную статистику, статистику финансового рынка, платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга Беларуси, финансовой устойчивости и размещает официальную статистическую информацию на официальном сайте Национального банка.

Национальный банк Республики Беларусь

Местоположение:

220008, г. Минск, пр. Независимости, 20

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Вы здесь: Главная ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 12.4. Управление государственным долгом

12.4. Управление государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основе управления государственным долгом лежат определенные принципы:

  • безусловность – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета – учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами государственной власти;
  • согласованность – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность – предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Различают обслуживание внутреннего государственного долга (выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения) и обслуживание внешнего государственного долга (уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам).

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:

  • конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;
  • консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  • унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
  • отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
  • аннулирование – полный отказ государства от своих обязательств.

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь является исключительной прерогативой Республики Беларусь, которое осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.

В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

- предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь;

- программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь.

Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

Кредиты иностранным государствам международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь предоставляются на основании программы предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики за счет средств республиканского бюджета, которая представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году.

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год в качестве приложения к этому закону в случае, если планируется предоставление Республикой Беларусь государственных кредитов.

Договор о предоставлении Республикой Беларусь государственных кредитов может быть подписан белорусской стороной только в случае его включения в программу предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: