Начисляются ли пени по налогам после решения суда

Обновлено: 15.04.2024

Долг перед бюджетом влечет неприятные последствия — от пеней за неуплаченный налог до блокировки счета в самый неподходящий момент, когда пора платить зарплату или перечислять обеспечение по новому контракту. Откуда же берется недоимка и почему она может возникнуть даже у тех, кто оплачивает вовремя все налоги и взносы?

Если у вас есть переплата по налогу — советуем прочитать другую нашу статью , вы узнаете, как с ней поступить.

Как появляется недоимка?

Причин появления долга перед бюджетом может быть несколько.

  1. Налогоплательщик (страхователь) пропустил срок уплаты налога или взноса.
  2. Платеж был списан со счета, но не дошел в бюджет (да, и так бывает).
  3. Платеж попал не на тот КБК.
  4. В платежном поручении допущены иные ошибки и платеж попал в невыясненные.
  5. Был неправомерно получен вычет (например, по НДС).
  6. При проверке произведено доначисление налогов или сборов за прошедшие периоды.

Как видите, дело не только в том, насколько своевременно уплачен налог, но и во многих других факторах.

В определении НК РФ: «недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок ».

Отметим, что если вы ошиблись только в КБК, то у вас есть возможность не платить пени и штрафы, возникающие при недоимке — почему так и как правильно действовать, мы расскажем ниже.

Пропустили срок уплаты

Здесь ваша вина очевидна — забыли заплатить вовремя, придется отвечать. Или нет?

Если вы должны были перечислить, например, НДС 25 августа, а перевели только 27-го, то тут все понятно — срок пропущен. Но если вы направили платеж 25 числа, а банк списал деньги 26-го (платежка попала в банк после операционного дня), Но при этом 25 августа на счете были деньги, достаточные для уплаты налога, то вы просрочки не допустили.

Откуда мы это взяли? Подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ как раз об этом. Если ФНС предъявит вам претензию в виде штрафа и пени, то вы можете оспорить ее, отправив письмо с пояснениями, отсылкой к указанному пункту статьи НК и копией выписки из банка на нужную дату.

Вот еще один важный момент — ФНС обычно не вникает в подобные тонкости и будет присылать вам требования, акты о выявленном нарушении и прочие страшные документы. Ваша задача — правильно на них отреагировать (ну, и конечно, не забывать в будущем пораньше перечислять платежи).

Рекомендуем регулярно проверять состояние расчетов с бюджетом. Сделать это можно несколькими способами. Классический — написать заявление, отнести его в ИФНС и ждать, когда будет готов акт сверки — его в зависимости от ваших пожеланий или выдадут вам лично в руки в инспекции или направлять по почте.

Но проще всего (и часто быстрее) получить сверку в электронном виде. Через личный кабинет на сайте ФНС или через оператора электронной отчетности .

О справках по расчетам с бюджетом читайте в другой статье .

Платеж не попал в бюджет

Вы честно перевели средства со своего счета, а налоговики его не видят, да и казна пополнение не получила. Что произошло? Чаще всего оказывается, что банк потерял лицензию .

С такой проблемой обычно сталкивается малый бизнес, который за состоянием банка, которому доверены средства, особенно не следит, крупные компании стараются наблюдать за экономической ситуацией и действием банковских лицензий, ведь по их счетам проходят миллионные и даже миллиардные обороты.

Что произойдет, если возникла такая ситуация:

К жалобе приложите копии всех документов, представленных в инспекцию ранее — заявления, платежки, выписки и т. д.

Отметим, что налоговые органы могут посчитать, что налогоплательщик намеренно перевел платеж через проблемный банк (хотя в чем тут выгода не очень понятно).

Если дело дошло до суда, то стоит запастись сразу целым набором аргументов. Во-первых, апеллируйте к тому, что обязанность по уплате вами считается исполненной с момент подачи платежки в банк. Ведь проверка наличия денег на корреспондентском счете банка — это не обязанность налогоплательщика.

Во-вторых, есть четкий список критериев для непризнания обязанности по уплате налога исполненной (см. статью 45 НК РФ), в нем нет отзыва лицензии у банка, в-третьих, если банк не сообщил о невозможности провести платеж — используйте это, как еще одно доказательство невиновности.

Суды зачастую принимают сторону налогоплательщика.

Платеж отправлен не на тот КБК

Самые частые ошибки: спутали цифры в КБК (например, вместо 182. вы набрали 128. ), перечислили налог на КБК пени или штрафа, перечислили один налог на КБК другого и т.п.

Большинство таких ошибок трудно совершить, если вы пользуетесь онлайн банком. При заполнении полей платежки сервис отреагирует на опечатки и другие ошибки и предупредит, что что-то не так. Однако, так бывает не всегда.

Как поступить, если средства в бюджет поступили, но не на тот код бюджетной классификации? В этом случае необходимо уточнить платеж . Такая возможность указана в пункте 7 статьи 45 НК РФ.

При этом у налогоплательщика есть целых 3 года на уточнение платежа, в тот же срок и сам налоговый орган может принять решение об уточнении (если это не повлечет появления недоимки у налогоплательщика).

О принятии решения об уточнении ИФНС письменно извещает заявителя (в течение 5 дней после принятия решения). Если решение положительное, то пени (если их успели начислить) за неуплату налога пересчитываются со дня фактической уплаты в бюджет.

А вот ФСС, если КБК был указан неверно, может решить, что обязанность по уплате взносов не была исполнена и насчитать пени. Формально Фонд будет прав.

При этом судебная практика и тут для налогоплательщиков положительная — судьи считают, что если ошибка только в КБК, то бюджет не пострадал и применять санкции не нужно.

Невыясненные платежи

Ошибку можно совершить не только в КБК, но и в других полях платежного поручения. Например в ОКТМО, названии банка-получателя, казначейском счете.

Эти искажения приведут к тому, что налог или взнос окажется не уплаченным, ведь он не попадет на нужный счет или ОКТМО. Последний важен при перечислении НДФЛ.

Обратите внимание : со 2 августа если в платежке обнаружена ошибка подать заявление об уточнении платежа можно в любой налоговый орган. Так говорит сама налоговая служба.

Порядок действий здесь тот же — подать заявление об уточнении,, но в этом случае пени вам все же начислят.

Неправомерный вычет

В ряде случаев налогоплательщик может заявить вычет и уменьшить налог к уплате. Такой порядок применяется к:

  • НДС — иногда налог даже возвращается из бюджета (когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога можно получить разницу);
  • акцизам — действует та же система, что и для НДС (п. 1 ст. 203 НК РФ).

Если вычет был получен незаконно или уменьшен / снят полностью налоговым органом по иным причинам (например, по НДС сделки с отдельным контрагентом могут быть признаны сомнительными), то налог (акциз) по ним придется доплатить в бюджет.

В этом случае на сумму недоимки будут рассчитаны пени. В отношении налогоплательщика может быть также инициирована выездная проверка, если заявленные суммы вычетом крупные, а характер проведенных сделок заставляет усомниться их реальности. Хотя, как правило, предварительно руководителя организации или ИП будут приглашать в ИФНС на беседу (фактически — допрос) с целью выяснить информацию о реальности сделок.

В этом случае оптимальное решение — доплатить налог и погасить пени.

Доначислен налог

При выездной или камеральной проверке вам могут также доначислить налог или взносы к уплате.

Например, работник получил материальную помощь в сумме 10 000 рублей, которую вы не облагали взносами, хотя необлагаемая сумма только 4 000 рублей. При выездной проверке ФНС обнаружила ошибку и доначислила взносы на сумму материальной помощи свыше 4-х тысяч.

В этом случае придется не только доплатить взносы и пени, но еще и пересдать отчетность за период, когда было допущено нарушение.

Для подсчета суммы пени можно воспользоваться специальным калькулятором .

Если ФНС нашла недоимку

Как действует налоговый орган, если находит недоимку сам?

1. Сначала налогоплательщик получит требование из которого узнает какие именно налоги, взносы, пени или штрафы им не уплачены. При этом:

  • если недоимка обнаружена при налоговой проверке, то требование вы получите в течение 20 рабочих дней с момента, как решение по проверке вступит в силу;
  • если недоимка выявлена в других случаях, то при задолженности до 500 рублей вы получите требование в течение 3 месяцев, а если сумма выше, то в течение 1 года.

2. Вам надлежит исполнить требование в срок, который в нем указан.

3. В случае неисполнения ФНС вправе взыскать долг за счет средств на счетах в банках.

4. Если на счетах денег нет, то в ход может пойти взыскание имущества (при этом на него может быть наложен арест).

5. В самом сложном случае организация может быть признан банкротом и ФНС обратиться в суд с тем, чтобы компания была ликвидирована.

Можно ли списать недоимку по налогам?

Бывает что налоговики пропускают сроки и уже не могут взыскать с вас задолженность, при этом задолженность остается висеть в вашей карточке расчетов с бюджетом.

Единственный вариант — чтобы задолженность была признан безнадежной к взысканию. Это возможно:

  1. Если компания ликвидируется.
  2. ИП признают банкротом.
  3. Есть судебное решение, которое запрещает требовать задолженность с налогоплательщика, и еще некоторые случаи, в т.ч. прекращение исполнительного производства.

Регулярно интересуйтесь сверкой с бюджетом, внимательно относитесь к заполнению реквизитов платежного документа, проверяйте контрагентов , чтобы не совершать сделки, которые покажутся проверяющим сомнительными.

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание пени после решения суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Взыскание пени после решения суда

Судебная практика: Взыскание пени после решения суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 N 15АП-24080/2021 по делу N А53-3351/2020
Требование: О взыскании расходов, понесенных на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Факт оплаты долга после вынесения решения судом не влияет на правильность принятого судебного акта, в том числе по размеру и периоду неустойки и не является основанием для его отмены, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, а является добровольным исполнением ответчиком договорных обязательств после принятия решения суда о взыскании задолженности и пени.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 N 15АП-18307/2021 по делу N А53-17902/2021
Требование: О взыскании задолженности по плате за потребленную электрическую энергию, пеней, почтовых расходов.
Решение: Требование удовлетворено. Факт уплаты долга после вынесения решения судом не влияет на правильность принятого судебного акта, в том числе по размеру и периоду неустойки и не является основанием для его отмены, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, а является добровольным исполнением ответчиком договорных обязательств после принятия решения суда о взыскании задолженности и пени.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание пени после решения суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов - принятие обеспечительных мер (приостановление операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика) после того, как суд запретил исполнение решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов (ч. 1 ст. 90, п. 5 ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 96, ч. 3 ст. 199 АПК РФ);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ Суд учел добровольную уплату налоговым агентом НДФЛ до начала проверки, пеней после вынесения решения и снизил размер штрафа.

Нормативные акты: Взыскание пени после решения суда

Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3820-X
(ред. от 22.05.1991)
"Об утверждении Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" В случае полного погашения недоимки и пени после вынесения решения суда, но до изъятия описанного имущества, с недоимщика взыскиваются суммы, подлежащие выплате лицу, принявшему описанное имущество на хранение.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) В договоре стороны предусмотрели ответственность заказчика за нарушение договорных обязательств по оплате выполненных работ в виде уплаты подрядчику пени в размере 0,1% стоимости подлежащих оплате работ за каждый день просрочки. При этом право на получение штрафных санкций за нарушение обязательств возникает у стороны договора после признания должником выставленной ему претензии и счета на уплату пени или неустойки либо вступления в силу решения суда о присуждении пени или иных штрафных санкций.

24 января 2018 года Общество подало налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года, заявив вычеты.

11 мая 2018 года был составлен акт проверки.

12 ноября 2018 года было принято решение по результатам камеральной налоговой проверки. Решением налогоплательщик был привлечен к ответственности, наложен штраф, выявлена недоимка, начислены пени.

19 февраля 2019 года апелляционная жалоба Общества на решение о привлечение к ответственности была отклонена вышестоящим налоговым органом, решение о привлечении к ответственности вступило в силу.

26 февраля 2019 года налоговый орган выставил требование об уплате задолженности.

19 марта 2019 года налоговый орган направил Обществу требование об уплате налога.

23 марта 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

24 марта 2019 года, 09 июня 2019 года и 12 июля 2019 года налоговый орган принял решения о приостановлении операций по счетам Общества.

04 апреля 2019 года Общество подало в суд заявление о признании недействительным решения инспекции и проиграло дело в двух инстанциях (дело № А21-4552/2019).

10 апреля 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

26 июня 2019 года Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования от 26 февраля 2019 об уплате налога, пени, штрафа и проиграло в трех инстанциях (дело № А21-8475/2019). Требование об уплате налога может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней, штрафа, процентов; налоговая инспекция допустила существенные нарушения требований к его содержанию; требование направлено повторно. Вышеназванных оснований суд не установил. Суд пришел к выводу, что поскольку на момент выставления оспариваемого требования налоговым органом не утрачена возможность применения мер принудительного взыскания, основания для признания недействительным требования отсутствуют. Оспариваемое требование соответствует установленной решением Инспекции от 12 ноября 2018 фактической обязанности Общества по уплате НДС, поскольку в рамках дела № А21-4552/2019 отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения инспекции.

19 июля 2019 года вышестоящий налоговый орган отменил меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, в частности, отменено решение от 23 марта 2019 года о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Управление признало, что требование о взыскании недоимки подлежало выставлению в срок не позднее 25 октября 2018 года, а решение о взыскании недоимки за счет денежных средств могло быть принято налоговым органом не позднее 15 января 2019 года.

02 августа 2019 года инспекция обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества задолженности (дело № А21-10479/2019). Первая инстанция иск удовлетворила. Апелляционная инстанция решение отменила, в иске отказала. Кассационная инстанция (суд округа) отменила постановление апелляционной инстанции, оставила в силе решение первой инстанции. Общество подало кассационную жалобу в ВС, которая была передана на рассмотрение экономической коллегии ВС. Общество считает, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. Срок пропущен вследствие длительности проведения камеральной налоговой проверки. Решение по ее результатам было принято инспекцией 12 ноября 2018 года, в то время как должно было быть принято не позднее 12 июля 2018 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила постановление суда кассационной инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.

Получается, что, если налоговый орган нарушал нормативные сроки проведения мероприятий налогового контроля, обращения решения, принятого по их результатам, к исполнению, не по причинам, зависящим от налогоплательщика, не по объективным причинам, то через 2 года, отсчитываемые от даты, когда требование об уплате налога должно было быть направлено на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган не сможет взыскать с налогоплательщика задолженность. Что касается шестимесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, то его суды сочли нужным применить с учетом даты фактического направления требования, а не нарушенных налоговым органом нормативных сроков проведения мероприятий налогового контроля, вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и исполнения решения налогового органа. В рассматриваемом деле шестимесячный срок на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20 марта 2019 года (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 19 сентября 2019 года, а, соответственно, обращаясь 02 августа 2019 года в арбитражный суд, инспекция уложилась в отведенный законом срок. То есть, общий двухлетний срок необходимо применять, исходя из отведенных законом на соответствующие процедуры сроков, а сроки отдельных мероприятий отсчитываются последовательно, их отсчет начинается с дат фактического завершения предшествующих мероприятий.

Срок проведения проверки - 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК), срок составления акта проверки - 10 дней (п. 1 ст. 100 НК), срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК), срок предоставления возражений на акт проверки - 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК), срок вынесения решения - 10 дней, срок получения решения - на 6 день со дня отправки заказного письма (п. 9 ст. 101 НК), срок на обжалование решения налогового органа - 1 месяц (ст. 139.1 НК), срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом - 1 месяц (ст. 140 НК), срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК), срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок для вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика - 2 месяца (п. 3 ст. 46 НК), срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке - 6 месяцев (п. 3 ст. 46 НК). Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С какого момента начинают начисляться пени по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения: с момента выставления требования или с момента вступления в силу решения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма пеней указывается в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вследствие неуплаты недоимки пени продолжают начисляться с даты решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до момента уплаты суммы налога.
В целях снижения итоговой суммы пеней в интересах налогоплательщика уплатить недоимку полностью или в части до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подробности изложены ниже.

Обоснование вывода:
Глава 14 НК РФ устанавливает формы проведения налоговыми органами налогового контроля. Одной их таких форм в соответствии со ст. 87, ст. 89 НК РФ является выездная налоговая проверка.
На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение о привлечении к ответственности), которое, как мы поняли, и было вынесено в рассматриваемой ситуации, указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).
Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки по уплате налога (сбора) начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора) и по день их уплаты (взыскания) включительно, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
При этом сумма начисленных пеней не может превышать размера самой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). Это правило применяется в отношении недоимки, которая образовалась после 27.12.2018.
Пеня не относится к мерам налоговой ответственности, а представляет собой способ обеспечения обязанности по уплате (перечислению) налогов (сборов), страховых взносов. В связи с тем, что налоговая санкция и пеня имеют самостоятельные цели, привлечение лица к ответственности не освобождает его также от уплаты пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (пп. 2, 5 ст. 75 НК РФ). Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. При этом требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (п. 3, п. 4 ст. 69 НК РФ).
Таким образом, начисление пеней согласно нормам действующего налогового законодательства должно производиться с момента начала просрочки исполнения налогоплательщиком обязательства по уплате налога до момента его исполнения в полном объеме.
Сумма пеней указывается, в частности, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в величине, рассчитанной исходя из суммы недоимки и периода, ограниченного установленным налоговым законодательством сроком уплаты налога и датой принятия решения налоговым органом)*(1).
Вследствие наличия неуплаченной недоимки пени продолжают начисляться с даты принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до момента уплаты суммы налога (постановления АС Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-1784/2020 по делу N А40-126908/2019, Девятого ААС от 09.12.2019 N 09АП-66119/19, информация ФНС России от 16.11.2018).
То есть при неуплате недоимки пени продолжают начисляться как с даты решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и с любой другой даты, в частности, даты составления требования об уплате налогов, пеней и штрафов*(2). При этом их сумма будет постоянно увеличиваться.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Вынесенное по результатам налоговой проверки решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).
При этом налогоплательщик вправе исполнить такое решение полностью или в части до его вступления в силу (абзац третий п. 9 ст. 101 НК РФ). Подача апелляционной жалобы не лишает налогоплательщика права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе произвести уплату недоимки, выявленной по результатам налоговой проверки, до даты вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку пени продолжают начисляться, в целях снижения их итоговой суммы в интересах налогоплательщика уплатить недоимку как можно раньше.
Отметим, что на каждого налогоплательщика в налоговом органе оформляется карточка расчетов с бюджетом. На основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет по результатам выездной налоговой проверки, заносятся в карточки расчетов с бюджетом.
При этом в случае уплаты сумм выявленной недоимки до вступления решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на лицевом счете налогоплательщика возникнет переплата, которая закроется сразу же после вступления указанного решения в силу.
Уплатив недостающую сумму налога согласно решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления этого решения в силу, организация погасит выявленную недоимку.
В связи с этим у налогового органа не будет оснований для дальнейшего начисления пени, поскольку обязанность по уплате налога будет считаться исполненной.
Далее, после вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в сроки, установленные в требовании, организации рекомендуется уплатить пени (в сумме, указанной в решении, увеличенной на сумму пеней, доначисленных с даты принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до момента уплаты суммы налога), а также подлежащий уплате штраф.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налоговый и бухгалтерский учет доначисленных налогов, пеней, штрафов по результатам проверки;
- Вопрос: По результатам выездной проверки акционерному обществу были доначислены налоги и пени. В связи с большим объемом оспариваемых эпизодов АО приняло решение уплатить налоги и пени в суммах, зафиксированных в решении, с учетом последующего оспаривания решения в судебном порядке. Уплата сумм налога и пени была произведена в полном объеме 30 июня. На какую дату фиксируется начисление пени: на дату вынесения решения или на дату фактической уплаты недоимки, возникшей по результатам выездной налоговой проверки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2008 г.)
- Вопрос: Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).

У нас в России есть такая бизнес-примета: если началась налоговая проверка, то доначисление налогов и различных штрафов будет обязательно. После проверки налоговая принимает решение и вы либо добровольно (самостоятельно) или через принудительные меры взыскания производите уплату начисленных в результате проверки сумм.

Если налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, он идет в суд оспаривать это решение. В лучшем случае через полтора — два года, пройдя минимум три судебные инстанции вы получите постановление суда о признании решения налоговой недействительным и радостно напишите в инспекцию письмо о возврате излишне перечисленного налога и штрафа. Через месяц налоговая, скорее всего, возвратит вам взысканные денежные средства, но ведь это произойдет через два года. А проценты, которые должны быть выплачены налогоплательщику по п.5 ст. 79 НК РФ, особенно если вы самостоятельно, на основании решения налоговой, произвели уплату начисленных налогов, инспекция даже не вспоминает.

Но об этой обязанности налоговым органам довольно часто напоминают суды.

Так АС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 11.03.2020 по делу № А53-22780/2019 поддержал требование налогоплательщика о взыскании с налогового органа 1 659 451 рубля 45 копеек процентов на излишне уплаченные обществом 20,0 млн. руб.

История вопроса

По результатам выездной налоговой проверки инспекция приняла решение от 19.03.2018 о начислении обществу «Дон-Строй» НДС и штрафных санкций на сумму более 20,0 млн. руб.

Платежными поручениями от 23.03.2018 общество уплатило всю начисленную (20,0 млн. руб.) сумму в бюджет, а после обратилось в суд о признании решения налогового органа недействительным.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2019 по делу N А53-31463/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019, решение налогового органа признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

04 апреля 2019 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных НДС, пени и штрафа.

В апреле — мае 2019 года обществу возвращены 20,0 млн.руб. излишне перечисленного налога.

Поскольку инспекция не начислила и не уплатила обществу проценты за нарушение срока возврата налога, пени и штрафа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с инспекции 1 659 451 руб. 45 коп. процентов.

Доводы налогового органа

По мнению налогового органа НДС, пени и штраф, уплаченные обществом самостоятельно, не являются взысканными инспекцией, в связи с чем исключено применение п. 5 ст. 79 НК РФ.

Необходимо одновременное установление обстоятельств о том, что налог взыскан с налогоплательщика, а не уплачен им добровольно, является излишне взысканным и подлежит возврату или зачету, либо уже возвращен или зачтен.

Взыскание налога представляет собой длящийся процесс, на первом этапе которого налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить начисленную сумму. На следующем этапе налоговый орган применяет принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса.

Таким образом, в случае перечисления налогоплательщиком денежных средств (или при подаче им соответствующих заявлений о зачете) для квалификации произведенных платежей как излишне взысканных, необходимо, чтобы наступил первый этап взыскания налога — направление налогоплательщику требования.

В данном случае по результатам налоговой проверки обществу не выставлено требование об уплате налога. Инспекция, определив размер налоговых обязательств общества в своем решении, не переходила к первому этапу взыскания налога, т.е. не направляла требование в адрес общества, следовательно, вывод о возможности квалификации добровольно уплаченных обществом 20,0 млн. руб. в качестве излишне взысканных основан на неверном толковании положений статей 69, 70, 78, 79 Кодекса.

Доводы налогоплательщика и выводы судов

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации должна производиться в зависимости от основания, по которому произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно:

— произведено ли оно на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию — правового значения не имеет.

Сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты начисленных налоговым органом сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, правомерным взыскание с налогового органа в пользу налогоплательщика процентов за излишне взысканную сумму налогов в полном объеме.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.03.2020 по делу N А53-22780/2019

Вывод

Такой подход суд аргументировал позицией ВАС РФ: считать налоги излишне уплаченными или излишне взысканными нужно с учетом того, на каком основании исполнена обязанность. Если налогоплательщик перечислил суммы в бюджет исходя из данных налоговой декларации, то речь идет о переплате. Если же он уплатил их на основании решения инспекции по итогам проверки, то суммы нужно считать излишне взысканными, даже когда принудительного взыскания не было.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: