На вере в бога божественный разум основана такая теория происхождения государства и права как

Обновлено: 03.05.2024

Определение “Организация политической власти, необходимая как для выполнения классовых задач, так и для решения организационных вопросов любого общества на определенном этапе его развития, призванная обеспечивать внутренний порядок и внешнюю безопасность” относится к понятию

Теория государства и права

возникновение государства как особой силы, возвышающейся над обществом для ослабления классовой борьбы

одинаковое влияние на возникновение государственности одних и тех же исторических факторов (разделения труда, частной собственности, классов)

Теория государства и права

Воззрение о том, что государство возникает в ходе “естественного отбора” (борьбы, войны), вследствие завоевания сильными племенами слабых, подчинения одного класса людей другому, характерно для такой теории происхождения государства и права, как

Теория государства и права

Из перечисленных методов изучения - 1) анализ; 2) статистический; 3) компьютерной обработки; 4) дедукция - теория государства и права использует

Теория государства и права

Из перечисленных функций - 1) теоретическая; 2) методологическая; 3) идеологическая; 4) воспитательная; 5) прогностическая - теория государства и права выполняет

Теория государства и права

Теория государства и права

Определение “Система методов, приемов, способов и принципов исследовательской деятельности, получения знаний об изучаемом явлении” относится к понятию

Теория государства и права

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин являлись основоположниками такой теории происхождения государства и права, как

Теория государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как

Теория государства и права

Определение “Превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при аналогичных обстоятельствах” относится к понятию

Теория государства и права

Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на частной собственности на средства производства, характерно для такого типа возникновения государств, как

Теория государства и права

Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений и правовых систем в теории государства и права используется метод

Теория государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

Из перечисленных утверждений - 1) государство и право возникают в связи с делением общества на классы, в результате классовой борьбы и общественного разделения труда; 2) возникновение государства и права связано с заключением общественного договора; 3) с исчезновением классов государство и право отмирают - для марксистской теории происхождения государства и права характерно

Автором трактата “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762 г.) и одним из идеологов школы естественного права является
Аналогия человеческого общества, государства с развивающимся биологическим организмом лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
В логической структуре правовой нормы, характерной для раннего права, по формуле “если - то - иначе” санкцией является элемент
В основу работы Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” положено исследование трудов
В рамках договорной теории происхождения государства и права такие этапы, как - 1) естественное состояние людей; 2) заключение общественного договора; 3) возникновение государства - в логической последовательности выглядят следующим образом:
В современной науке выделяют следующие пути возникновения государственности
В установлении позитивных правил поведения членов раннеклассового общества, в регулировании общественных отношений проявляется такая функция права, как
Видным представителем органической теории происхождения государства и права был
Воззрение о том, что государство возникает в ходе “естественного отбора” (борьбы, войны), вследствие завоевания сильными племенами слабых, подчинения одного класса людей другому, характерно для такой теории происхождения государства и права, как
Возникновение и развитие права и государства как продукта закономерного и непрерывного процесса, аналогичного развитию самого народа, обычаев, языка и т.п. - это представление свойственно такой теории происхождения государства и права, как
Высказывание о том, что человек есть существо общественное по своей природе, принадлежит
Высказывание о том, что “государство есть продукт общества на известной ступени развития” принадлежит
Высокий уровень способа производства и организации государственно-правового механизма, отсутствие пережитков первобытнообщинного строя - эти черты характерны для такого пути развития раннеклассовых государств, как
Гуманитарные науки фактически можно назвать
Денежные взносы населения, собираемые специально уполномоченными органами государства для содержания государственно-властного аппарата, - это
Денежный штраф, взыскиваемый в качестве наказания в раннеклассовом государстве, обращался в пользу
Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений и правовых систем в теории государства и права используется метод
Для государственной власти, в отличие от общественной власти при родовом строе, характерной чертой является
Для присваивающей экономики характерным видом деятельности является
Для регулирования общественных отношений в первобытном обществе характерно
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский были сторонниками такой теории происхождения государства и права, как
Естественные права и свободы человека в Конституции РФ
Естественным правам человека свойственна
Идеологическая функция теории государства и права заключается в
Идея о том, что государство происходит из семьи как первоначальной ячейки общества, является результатом разрастания семьи, лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Из перечисленных методов изучения - 1) анализ; 2) статистический; 3) компьютерной обработки; 4) дедукция - теория государства и права использует
Из перечисленных признаков - 1) социальная дифференциация (расслоение) общества; 2) укрепление поселения и превращение его в административно-хозяйственный центр; 3) развитие производительных сил, рост прибавочного продукта - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация населения; 2) сохранение кровнородственных связей; 3) выделение из общества особого слоя управленцев - для раннеклассовых городов-государств являлись характерными
Из перечисленных признаков - 1) территориальная организация общества; 2) наличие аппарата государственной власти; 3) налоги; 4) наличие органов, осуществляющих государственное принуждение, - к признакам государства относятся
Из перечисленных субъектов - 1) общее собрание; 2) старейшины; 3) военачальники и жрецы; 4) специально созданный аппарат принуждения - власть в первобытном обществе осуществляли
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) договорная; 2) органическая; 3) историческая; 4) патриархальная - основанными на нематериалистическом мировоззрении - являются
Из перечисленных теорий происхождения государства и права - 1) классовая; 2) теория насилия; 3) теологическая; 4) естественно-правовая - материалистическими являются
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право возникают в связи с делением общества на классы, в результате классовой борьбы и общественного разделения труда; 2) возникновение государства и права связано с заключением общественного договора; 3) с исчезновением классов государство и право отмирают - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных утверждений - 1) государство и право существуют только в классовом обществе; 2) развитие государства и права обусловлено производственными отношениями; 3) государство и право - орудия классового господства - для марксистской теории происхождения государства и права характерно
Из перечисленных функций - 1) теоретическая; 2) методологическая; 3) идеологическая; 4) воспитательная; 5) прогностическая - теория государства и права выполняет
Из перечисленных функций права - 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) гуманистическая; 4) идеологическая; 5) воспитательная - в раннеклассовых государствах право осуществляет такие функции, как
Из перечисленных элементов - 1) органы государственного управления; 2) органы по сбору налогов; 3) судебные органы - в структуру органов государственной власти входят
Из перечисленных элементов - 1) совместный коллективный труд; 2) общая собственность на продукты производства; 3) объединение членов общины по территориальному признаку; 4) производящая экономика, наличие прибавочного продукта - для первобытной родовой общины характерно:
Из следующих признаков - 1) общеобязательность; 2) обеспеченность государственным принуждением; 3) персонифицированность; 4) системность - к признакам права относятся
Из следующих элементов - 1) правовые идеи и переживания; 2) нормы права; 3) социальные нормы; 4) общественные отношения, регулируемые нормами права (правоотношения), - право в широком смысле слова включает в себя
К числу отраслевых юридических наук относятся
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин являлись основоположниками такой теории происхождения государства и права, как
Концепция о “гидравлическом” происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как
Мононормы регулируют общественные отношения в обществе
На вере в Бога, божественный разум основана такая теория происхождения государства и права, как
На естественных, неотъемлемых правах человека базируется такая теория происхождения государства и права, как
Необходимость изучения государственно-правовых явлений и процессов в их развитии и взаимосвязи отражает принцип
Неолитическая революция, в соответствии с концепцией А.Б. Венгерова, произошла в результате
Общественное порицание нарушителя, телесное наказание, изгнание из общины в первобытном обществе - это разновидности
Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние характеризуют
Один из признаков государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим видам власти, а также другим государствам - это
Одним из основных представителей исторической школы права был
Одним из памятников права раннеклассового общества является
Одной из закономерностей возникновения государства является
Определение “Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, которым они должны руководствоваться” относится к понятию
Определение “Общепринятое исторически сложившееся традиционное правило поведения, закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики” относится к понятию
Определение “Организация политической власти, необходимая как для выполнения классовых задач, так и для решения организационных вопросов любого общества на определенном этапе его развития, призванная обеспечивать внутренний порядок и внешнюю безопасность” относится к понятию
Определение “Превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при аналогичных обстоятельствах” относится к понятию
Определение “Система методов, приемов, способов и принципов исследовательской деятельности, получения знаний об изучаемом явлении” относится к понятию
Определение “Система объективных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлениях и процессах” относится к понятию
Определение “Система правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством” относится к понятию
Основные направления деятельности государства, которые меняются в связи с его развитием, - это его
Основным разработчиком ирригационной теории происхождения государства является
Основными сторонниками и идеологами историко-материалистической (классовой) теории происхождения государства и права были
Первые государства, которые пришли на смену первобытной организации общества, были
Первые излишки продуктов жизнеобеспечения появились в связи с
Перечисленные этапы - 1) появление мононорм; 2) возникновение обычаев; 3) возникновение раннеклассовых государств - можно перечислить в логической последовательности следующим образом:
Позитивное право - это
Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов - в этом проявляется такая функция теории государства и права, как
Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как
Право на жизнь, свободу, собственность и прочее, принадлежащее человеку от рождения и заложенное в самой его сущности - это право
Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи,
Представителями договорной теории происхождения государства и права являлись
Представителями психологической теории происхождения государства и права являлись
Представление о делении права на интуитивное (присущие человеку правовые взгляды, убеждения, переживания) и позитивное (совокупность официальных правовых норм) свойственно такой теории происхождения права, как
Прогностическая функция теории государства и права заключается в
Санкции, свойственные праву в раннеклассовом государстве, классифицируются на
Санкция в первобытном обществе - это
Соединение в раннеклассовом государстве в одних руках светской и верховной религиозной власти носит название
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на праве распоряжения и управления общественной собственностью, характерно для такого типа возникновения государств, как
Сосредоточение в раннеклассовых государствах в руках господствующего класса власти, основанной на частной собственности на средства производства, характерно для такого типа возникновения государств, как
Социальные нормы первобытного общества, имеющие слитный, единый характер и включающие в себя элементы традиций, морали, религиозных норм называются
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в обеспечении выполнения членами рода определенных общественных дел, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который заключался в разрешении человеку выбирать для себя определенное поведение или заниматься определенной деятельностью в соответствии с интересами его рода, называется
Способ регулирования отношений в первобытном обществе, который сводился к установлению табу на совершение определенных действий под страхом наказания, называется
Способы регулирования отношений, применяемые в первобытном обществе
Среди способов регулирования - 1) запреты; 2) дозволения; 3) обязывания - для социальных норм первобытного общества характерны
Сторонниками теологической теории происхождения государства и права были
Структура системы юридических наук состоит из наук
Такие юридические науки, как криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия относятся к числу
Такой метод, применяемый в теории государства и права, как метод сравнительного правоведения, является
Теорий происхождения государства и права существует всего
Теория государства и права именуется общей потому, что
Теория государства и права относится к числу юридических наук
Томизм - учение богослова Фомы Аквинского - возникло из такой теории происхождения государства и права, как
Школа естественного права возникла и сформировалась в
Юриспруденция - это
“Неолитическая революция” - это
Три крупных общественных разделения труда - 1) отделение ремесла от земледелия и скотоводства; 2) отделение земледелия от скотоводства; 3) появление торговцев и рынка - хронологически можно расположить следующим образом:

Государства, как и право, существовали не всегда. Они появились на определенном этапе развития общества. О причинах возникновения государства и права спорят до сих пор. Существует несколько основных теорий, которые пытаются объяснить их появление.

Одна из них (она же самая древняя) — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.

Суть теории

Сторонники теологической теории настаивают, что государство — продукт божественной воли. Поэтому государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Каждый человек обязан во всем подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же самой божественной волей. Поэтому с таким неравенством нужно смириться и не оказывать сопротивления государю, который является продолжателем власти Бога на земле.

В современном мире тоже есть последователи этой теории. Это идеологи ислама, католической церкви, представители неотомизма.

Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля ( Википедия ).

Государству и государям в этой доктрине придается ореол святости. Тем самым поднимается их престиж. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Учение Фомы Аквинского

Основателем теологической теории считается итальянский философ, религиозный деятель эпохи Средневековья Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Известен тем, что связал христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога.

В своем главном труде «Сумма теологии» он утверждал, что государство установлено Богом. Государственная власть по мнению Фомы Аквинского имеет три элемента:

  • сущность, которая имеет божественное происхождение;
  • происхождение власти конкретного правителя;
  • использование власти этим правителем.

Первый элемент всегда имеет божественный характер, как идея о порядке. Остальные два элемента могут иметь как божественную природу, так и дьявольскую.

Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию, но весьма специфическую. Он видел опасность ее вырождения в тиранию, поэтому предлагал монархию политическую, при которой правитель подчиняется закону, и при нем существует совещательный орган, состоящий из духовенства.

Законы Фома Аквинский делил на Вечный и естественный.

Естественные являются производными от Вечного, божественного, закона, который управляет Вселенной и содержится в Библии.

Естественный закон предписывает людям стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Он конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Закон в трактовке Фомы Аквинского представляет собой порождение воли тех, кто осуществляет заботу об обществе: Бога, церкви, правителя.

«Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто заботится об обществе» (Фома Аквинский, Сумма теологии I—II, 90-108)

В этом еще одно требование к закону: он должен быть обнародован (опубликован), чтобы иметь возможность направлять деятельность.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Поскольку человеческие законы несовершенны, то если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, им можно не повиноваться.

Если естественный закон нарушается правителем, то его… нужно терпеть. Это возмездие за человеческую греховную природу. Выступление против законной власти Фома Аквинский считал смертным грехом. Лишь в одном случае допускалось восстать против тирана — если он посягает на божественные законы, идущие против церкви.

Теологическая теория интересна, но недоказуема в принципе, поскольку построена на вере. Кроме того, она принижает влияние социально-экономических, культурных и других материальных, духовных отношений на государство и право. И эта теория не дает ответа на вопрос: как совершенствовать государство и государственное устройство?

Вопрос о происхождении государства и права является свидетельством того, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства. Мыслители различных времен и народов по-разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются:

Теологическая (божественная) теория государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский), идеологи Ислама и современной католической церкви (неотомисты – представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. Сам божественный разум, по учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он (божественный разум) лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Религия, по Ф. Аквинскому, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь. В послании апостола Павла римлянам говорится: «всякая душа да будет покорна высшим властям, Ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».

Договорная теория (естественно-правовая). Свое развитие получила в 12-13 веках, хотя впервые была высказана в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории в Голландии был Г. Гроций и Спиноза, в Англии - Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, в России – А. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными мыслителями по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие – «золотой век» (Ж.Ж. Руссо) и т.п.

«В знаменитом сочинении Гоббса «Левиафан» (1651) эта теория и это стремление получили даже философское обоснование. Человек изображается в нем как существо, лишенное общественных инстинктов, как существо исключительно эгоистическое, способное только насиловать других людей, совершать всевозможные преступления ради своих узкоэгоистических интересов и тем самым создавать общественное состояние, характеризующееся выражением «борьба всех против всех».

И вот, чтобы избежать того внушающего ужас хаотического состояния общей борьбы, люди вступают в договор подвластности, по которому власть вручается сильнейшему для обуздания всех остальных и управления ими. Так возникает государство, которое представляется всепожирающим чудовищем, уничтожающим хаос первобытного состояния. И нельзя не признать, что эта теория Гоббса, не будучи правильной в своих основах, ярко отражала в себе, как в зеркале, многие явления исторической действительности».

В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать естественные права. И чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

«И вот, задаваясь вопросом о праве наказания, которое в то время рассматривалось как надежнейшее средство поддержания необходимого общественного порядка, спокойствия, Беккариа прибегает к популярной тогда теории общественного договора. Естественно-свободный первобытный человек, входя в общество, отказался от известной доли своей свободы, конечно, не ради общего блага, а ради собственного интереса, собственной безопасности и взаимного ограждения от насилий окружащих. Он отказался от одной доли своей свободы, чтобы оградить или сохранить по соглашению с другими все остальные ее части.

Из долей, образовавшихся от отдельных отречений, и образовалась верховная власть нации, переданная законом в руки ее представителя. Для охранения же оставшихся у каждого частей его первобытной, неограниченной свободы стали применяться сильные средства – различные наказания за нарушения установленных законов. Из самого уже существа процесса установления наказания следует, таким образом, что всякое наказание несправедливо, если оно не необходимо для охранения порядка, устанавливаемого общественным договором. Всякое пользование властью, выходящее из этих пределов безусловно необходимого стеснения, «есть злоупотребление», говорит Беккариа, «а не правосудие»; это явление факта, а не права; это узурпация, а не законная власть».

«Я хочу исследовать – действительно ли смертная казнь полезна и действительно ли она справедлива при мудром правительстве» И в ответ он решительно утверждает, что, отказываясь от доли своей свободы и вступая в общественный договор, человек не мог отказываться от наибольшего своего блага и не мог согласиться предоставить другим право отнимать у него жизнь. Вывод отсюда яснее. «Смертная казнь,-говорит Беккариа,- не имеет в основе своей никакого права».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государств на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина Х1Х в.). Согласно этой теории государство есть продукт развития органического вещества, развивающегося с низшей стадии. Органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.

По мнению Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с ногами и руками, а движения и связи – с нервами. (Спенсер Г. Основание социологии. М., 1908). Подобные представления о государстве встречались и в древности. Еще древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души – мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых – наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в 12-13 веках.

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Следовательно, его власть – это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных.

Теория насилия возникает в Х1Х веке в Германии в двух вариантах – как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. (Дюринг Е. Ценность жизни. 1894 г.). Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части обществ над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчиняться воли большинства.

Основоположником теории внешнего насилия являются Л. Гумплович (Общее учение о государстве. 1910) и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государства связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. Ученый деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджеральной», цивилизацией.

В данном случае ученый пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.

Марксисткая теория происхождения государства создана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Морганом. Она объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей жизни общества, расколотого на классы. Классовая борьба необходимо ведет, по мнению Маркса, к диктатуре пролетариата.

Сущность марксистской политической теории может быть понята, если будет понята необходимость диктатуры одного класса для всякого классового общества, в том числе и того общества, в котором станет господствовать пролетариат.

Психологическая теория. Представители этой теории, возникшей в Х1Х веке, были Г. Тард (Социальные законы. 1906), Л.И. Петражицкий (Теория государства и права в связи с теорией нравственности) и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в ХХ веке.

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Основные идеи данной теории:

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся прежде всего, через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувств обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

Историческая школа права. Представители: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Г. Гуго. Право, по учению Савиньи,- продукт «народного духа», творческой деятельности целого народа в его единстве. Служа выражением «общенародного убеждения», оно растет и развивается органически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобно языку, а не создается в тот или иной момент жизни индивидуальным творчеством, сознательной деятельностью отдельных личностей или их совокупностью.

Примирительная теория права. Ее придерживаются западные ученые: английский правовед Г.Д. Берман и шведский исследователь Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами.

Регулятивная теория права – этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: