На сегодняшний день есть ли капитаны воздушных судов женщины

Обновлено: 22.04.2024

Экипаж самолета - понятие довольно широкое. Как правило, в его состав входит не только та команда, что поднимается в небо, но и люди, отвечающие за техническое обслуживание борта на земле. Пассажиры не видят последних и зачастую даже не догадываются о том, сколько всего профессионалов работают для того, чтобы борт благополучно доставил их в места назначения.

Пассажирский самолет

История пассажирских самолетов началась в 1913 году в России. В тот год прошли успешные испытания первого в истории человечества пассажирского самолета "Илья Муромец", созданного Игорем Ивановичем Сикорским. Самолет мог перевозить не только пассажиров, но и грузы, а также являлся бомбардировщиком.

состав экипажа самолета

С тех пор многое изменилось в данной области. Самолеты, перевозящие пассажиров, стали реактивными, некоторые модели способны преодолевать расстояние свыше 6000 километров. Со временем менялся состав и число членов экипажа.

Персонал, обслуживающий пассажирский рейс

Весь персонал, который обслуживает рейс, можно поделить на две основные группы:

  1. Персонал "за кадром", куда входят технические специалисты на земле, менеджеры, обслуживающие рейс в аэропорту, диспетчеры и другие служащие.
  2. Экипаж самолета. Состав его зависит от типа воздушного судна. К ним относят капитана, второго пилота, инженера и бортпроводников.

Экипаж, допущенный к полетам, должен быть высококвалифицированным. От навыков этих людей и способности четко выполнять требования безопасности зависят жизни пассажиров, спокойствие на борту и высокое качество обслуживания в полете.

Безопасность полета в целом зависит от профессионализма каждого сотрудника, при этом абсолютно неважно, поднимается он в воздух или работает на земле.

экипаж самолета состав

Требования к летному составу

Определившись с тем, кто входит в состав экипажа самолета, рассмотрим профессии более детально.

В советский период непосредственно за полет отвечало три или четыре члена экипажа. Сегодня с этой задачей справляются два-три члена экипажа. За счет развития технических средств полностью вытеснена профессия штурмана из летного состава. Также в кабинах современных летных пассажирских средств редко есть место для бортинженера. Как правило, состав экипажа самолета состоит лишь из капитана корабля и второго пилота, не считая бортпроводников.

В качестве основного требования к пилотам предъявляют так называемый "налет". Этим термином обозначается количество часов, проведенное им в воздухе. Чем выше "налет", тем опытнее он считается. Для капитана воздушного судна минимумом при приеме на работу будет значиться 4000 часов налета. При этом на руках у него обязательно должно быть действующее свидетельство пилота. Командир воздушного судна единолично отвечает за безопасность гражданского борта и принимает любые ответственные решения.

Требования по налету в гражданской авиации применимы и ко второму пилоту. Его должность также называется помощник командира экипажа. В случае прохождения тренировки им на борту, он не может называться вторым пилотом. В кабине обычно второй пилот размещается в правом кресле, а капитан - в левом. Все обязанности между двумя профессионалами четко распределены. Каждый выполняет только свою часть задачи.

экипаж самолета состав фото

Бортпроводники

Стюардессы всегда были гордостью гражданской авиации. Сегодня в состав экипажа самолета в качестве обслуживающего персонала входят не только девушки, но и парни. Задачи бортпроводников обширны:

  • Постоянный мониторинг салона самолета с целью своевременного реагирования на любые внештатные ситуации.
  • Обеспечение безопасности пассажиров.
  • Организация эвакуации и своевременное реагирование на чрезвычайные происшествия, включая панику на борту при сильной турбулентности, задымление и прочие.
  • Обслуживание пассажиров.

В зависимости от типа воздушного судна, на его борту может работать от одного до четырнадцати бортпроводников. Менеджер по обслуживанию часто входит в экипаж пассажирского самолета. Состав его определяется в зависимости от законодательства, типа воздушного судна и дополнительных требований авиакомпании.

кто входит в состав экипажа самолета

В современной гражданской авиации существует конкуренция в классе обслуживания пассажирских перевозок. Так, далеко не редкость нахождение на борту бармена и специально обученного повара. Они также входят в состав экипажа самолета.

Обучение и переподготовка экипажа

Как правило, нигде в мире не требуется наличие лицензии для бортпроводников. Обязательной является подготовка и инструктаж по безопасности. Он включает в себя умение плавать, быстро реагировать на внештатные ситуации, обучение по нормам безопасности полетов. Такое обучение проводится на земле в течение нескольких месяцев, после чего сдается экзамен. Многие авиакомпании пристально следят за тем, чтобы врачи проверяли здоровье сотрудников, входящих в экипаж самолета. Состав (фото представлено), из которого состоит летная комиссия, обязательно включает в себя специалистов, тестирующих пилотов и бортпроводников. Врачи без данной практики в комиссию не допускаются.

экипаж пассажирского самолета состав

С пилотами ситуация другая. Они ежегодно должны проходить переквалификацию, которая включает в себя:

  1. Полетный тест (сдается раз в год).
  2. Тест на полетных иммитаторах (сдается два раза в год).
  3. Курс переподготовки на земле.

Также обязательным для пилотов является прохождение медицинской комиссии. Это же требование предъявляется и к бортинженерам. Для лиц старше 40 лет медицинская комиссия проходится раз в 6 месяцев, для лиц младше 40 лет - раз в год.

Часы работы экипажа

Работа в воздухе всегда связана со стрессом. Именно поэтому у всех лиц, кто входит в состав экипажа самолета, выявляют недосыпание, усталость. Вопрос о том, сколько времени члены команды должны находиться на рабочем месте, регулируется отдельно каждой авиакомпанией, которая опирается на законодательство страны.

Тем не менее этот вопрос остается острым. Это не касается рейсов на небольшие расстояния. А вот с полетами, длящимися по 10-16 часов, вопрос решается индивидуально. Общих правил по норме часов в гражданской авиации до сих пор нет.


Есть ли женщины-пилоты в России? Конечно! На первый взгляд эта профессия кажется довольно романтичной, но это не так. Женщинам в этой сфере очень сложно по многим причинам. Но каким же? Давайте разберемся.

Наша служба и опасна, и трудна

Современные девушки с легкостью могут покорить небо, получив образование стюардессы. А если хочется большего? Высота, небо, красивая форма - это первые ассоциации, которые приходят на ум девушкам, когда они слышат слово "пилот". Но не всегда учитываются все подводные камни, сопряженные с этой профессией. Профессиональной женщине-пилоту в России нужно пройти специальное обучение, в совершенстве владеть иностранным языком, быть ответственным и внимательным человеком, ведь на кону человеческие жизни.

Пилотессы России

Почему именно авиация?

Женщин-пилотов в России с каждым годом становится все больше. Эта профессия приобретает все большую популярность - прекрасный пол жаждет реализации своих амбиций точно так же, как и мужчины. Зачастую бывает так, что маленькая дочь пилота, глядя на папу, мечтает пойти по его стопам. Рост популярности авиации в нашей стране очевиден.

Как женщине стать пилотом?

Уже никого не удивляет, что женщина - пилот самолета в России. В последнее время в нашей стране стала ощущаться острая нехватка кадров в транспортной и военной авиации. В связи с этим министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что необходимо увеличить количество мест в учебных заведениях для будущих женщин-пилотов в России. Преподаватели авиаклубов и летных училищ говорят, что для военной авиации женщины не очень подходят из-за высоких нагрузок. Зато для транспортной авиации - вполне.

Молодые женщины-пилоты

Профессиональная подготовка пилотесс

Для начала нужно пройти специальную медицинскую комиссию - ведь пилот должен иметь отменное здоровье. Затем нужно выбрать учебное заведение. Сейчас в России для женщин-пилотов существует огромное количество авиаклубов и учебных центров, в которых проводится профессиональная подготовка авиационных кадров. После сдачи теории, на которую по стандарту отводится 220 часов, можно приступить к практике. На новоиспеченного пилота заводится летная книжка, в которой отражены допуски к полетам, общий налет, проверка теории и техники пилотирования. Начинать летать лучше осенью или зимой - в кабине будет не так жарко, а холод не чувствуется из-за переизбытка адреналина. В одиночный полет пускают не сразу - только после 9 часов с инструктором. И только после этого новичков выпускают в свободный полет без инструктора. В среднем практический курс длится около 50 часов.

Неженская работа

Считается, что авиация - это исключительно мужская сфера. Женщине тут сложно по нескольким причинам. Во-первых, это, безусловно, тяжелые физические нагрузки, предназначенные больше для мужского организма. Во-вторых, чтобы успешно работать в авиации, женщина должна мыслить по-мужски, что не всем под силу. Ну и в-третьих, не стоит списывать со счетов работу в мужском коллективе. С одной стороны - помощь и поддержка, а с другой - снисходительность и, порой, высокомерие. Женщина-пилот в России должна обладать железной выдержкой и твердым характером.

Престижная профессия

Пилотессы и война

Никто не забыт, и ничто не забыто

Авиационные полки наших летчиц немцы называли "Ночные ведьмы". Отважные женщины наводили ужас на немецких солдат, против них высылались лучшие представители авиации немецкой армии.

Советские летчицы

Среди женщин-пилотов в России стоит выделить легендарную летчицу Полину Осипенко, которая прославилась своей необычной историей. Девушка работала в столовой летного училища, куда однажды приехал К. Е. Ворошилов. Набравшись смелости, Полина попросила зачислить ее в учебное заведение, что, ко всеобщему удивлению, он и сделал. Полина Осипенко поставила несколько мировых авиационных рекордов, ее жизнь трагически оборвалась во время полета в 1939 году. Многие летчицы женских полков трагически погибли, защищая Родину. Именами таких великих пилотесс, как П. Осипенко и Е. Бершанская, названы улицы в некоторых городах.

Первые женщины в авиации

Первой женщиной в мире, покорившей небо, традиционно считается Раймонда де Ларош (она же Элиза Дерош), которая в 1909 году первый раз поднялась на высоту 6 метров и пролетела около 300 метров. Этот поступок и стал отправной точкой для женщин в авиации. Элиза стала первой летчицей в мире, поставила несколько мировых рекордов. До появления авиации в жизни этой женщины она была актрисой. Умерла Элиза в авиакатастрофе. Пилотом был мужчина, а Элиза сидела на пассажирском сиденьи.

Первая женщина в небе

Первой женщиной, официально получившей свидетельство пилота, стала Берилл Маркхэм. Это первая девушка, совершавшая полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями. В 1936 году Маркхэм первая из женщин отправилась в одиночный трансатлантический полет с востока на запад из Англии. Является автором мемуаров и различных пособий по авиации. Среди прочих заслуг Берилл можно отметить то, что она была первой женщиной, которая имела лицензию на преподавание верховой езды в Кении, что во времена ограничения женской половины человечества в правах было очень значимым достижением. Берилл Маркхэм умерла в возрасте 83 лет в г. Найроби.

Берилл Маркхем

Первые женщины-пилоты в России

Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.

Первая женщина-пилот гражданской авиации в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа - авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.

Будни современных пилотесс

Сколько женщин-пилотов гражданской авиации в России? Сегодня на этот вопрос можно точно ответить - явно больше, чем в СССР. В Стране Советов женщин-авиаторов не очень любили. Во всем государстве было всего 4 места на подготовку женщин по этой профессии. В настоящее время список женщин-пилотов гражданской авиации в России гораздо обширнее чем, скажем, 30-40 лет назад. Зачастую, глядя на фото женщин-пилотов России, кажется, что у этих женщин не жизнь, а романтическая мечта. За кадром остаются разлука с родными и близкими, недосып и постоянное напряжение. И даже несмотря на эти немаловажные факторы, список женщин-пилотов России постоянно пополняется, все новые красавицы стремятся покорить небо.

Красота, покорившая даже небо

Российская военная авиация в мирное и военное время всегда была на высоком уровне. Что же касается гражданской авиации, то она ничуть не уступает военной, профессия пилота во все времена была окутана духом романтизма и престижа. А сколько женщин-пилотов гражданской авиации в России! Можно заметить, что здесь работают исключительно сильные и прекрасные представительницы слабого пола. В чем же заключается секрет их красоты? Это определенно блеск в глазах, который появляется только тогда, когда человек занят своим любимым делом. Когда ты рядом с мечтой, то мир играет новыми красками. Ниже представлены видео и фото женщин-пилотов России, которые поражают не только целеустремленностью и силой духа, но и красотой.


Мария Федорова - самая молодая женщина-пилот в России

В 23 года многие представительницы прекрасного пола не умеют управлять не то что самолетом, даже автомобилем! Сколько женщин-пилотов в России в таком юном возрасте сели за штурвал самолета? Глядя на эту хрупкую девушку, никогда не подумаешь, что она привычным движением руки может посадить многотонный лайнер. Мария Федорова - самый молодой пилот компании "Аэрофлот".

На вопрос о причине выбора профессии Мария скромно отвечает, что стать пилотом всегда мечтал ее отец, у нее же такой мечты не было. Можно сказать, что мечта отца воплотилась у дочери. Для того чтобы приблизиться к своей цели, Марии пришлось пройти сложный путь.

Окончив авиационное училище, Маша несколько месяцев летала в качестве стажера, тренировалась на симуляторах, изучала теорию. Интересно, что Мария для полета предпочитает не "Боинг", как ее коллеги, а российский "Суперджет". На вопрос о причине выбора российского производителя Мария отвечает, что ей гораздо удобнее летать на отечественном самолете, тем более что качество у него превосходное.

Мария Федорова

Глядя на фото женщин-пилотов гражданской авиации в России, мы видим зачастую и взрослых женщин. Мария опровергает предрассудки о том, что возраст влияет на профессионализм пилота. По ее словам, к ней предъявлялись еще большие требования, чем к остальным (опять же, из-за возраста). Но ей удалось пройти все степени подготовки и проверки, на сегодняшний момент она полноценный второй пилот. Несмотря на плотный график, у Марии, по ее словам, остается время на личную жизнь. Правда, иногда, по ее словам, график бывает слишком загруженным.

Пилотесса компании "Аэрофлот" Мария Уваровская о своей работе

Список женщин-пилотов в России насчитывает около 30 человек. В 2009 году гордое звание командира воздушного судна получила Ольга Грачева. Через 3 года появилось такое понятие, как "пилотесса". Мария Уваровская получила это гордое звание в 2014 году.

Изначально юная Мария хотела быть архитектором. Понимание того, что она хочет связать свою жизнь с авиацией пришло случайно, во время бесплатного обучения авиации в ДОСААФ. Тогда хобби переросло в цель - стать профессиональным пилотом. Путь к мечте был тернистым - приходилось самостоятельно нарабатывать часы налета (а это стоит очень дорого), практиковаться на маленьком шестиместном самолете, параллельно работая по специальности архитектора.

После окончания учебного заведения девушку в "Аэрофлот" сразу не взяли, предложили попрактиковаться в другой авиакомпании, что она и сделала. После всех приложенных усилий Мария Уваровская все-таки исполнила свою мечту и была принята в ряды пилотесс компании "Аэрофлот". По ее словам, ей несложно было менять компанию, потому что работа пилота предполагает раз в 3 года переучиваться на другую технику, следовательно, перемена мест - не самое сложное в этой работе.

Как и всегда, в случаях, когда пилотесса управляет самолетом, пассажиры очень удивляются, когда слышат приветствие пилота-женщины. Но презрения или панического страха, по словам Марии, она ни разу не замечала. Что же касается работы в мужском коллективе, то к подобному окружению она быстро привыкла. Уваровская утверждает, что когда работаешь на мужской работе, то со временем начинаешь думать, как мужчина.

Ни разу Мария не заметила ни презрения, ни снисходительного отношения, ни грубости в свой адрес. Но есть, конечно же, предположение о том, что мужская часть коллектива компании "Аэрофлот" обсуждает пилотесс (в хорошем смысле этого слова).

Мария Уваровская

Женщины во все времена вносили свой неоценимый вклад в историю русской авиации. В военное и мирное время прекрасный пол управлял штурвалом самолета на высоком уровне, ничуть не уступая авиаторам-мужчинам. В двадцатом веке общество активно избавлялось от гендерных предрассудков, которые диктовали женщине, чем ей заниматься и как жить. Сейчас, благодаря этому, женщины - полноправные члены общества, вносящие свой полноценный вклад в развитие мировой экономики. И в наше время представительница прекрасного пола может быть врачом, играть в футбол, водить машину и даже управлять самолетом. И это не вызовет насмешки и непонимание, ведь женщина, выбравшая такую профессию, - пример сформировавшейся, сильной личности, которая достойна уважения и восхищения.

Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину — шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты — есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

женщина в Аэрофлоте

Много ли женщин в Аэрофлоте (и мы не о стюардессах)?

«Нууу, пилот…» — скажете вы. — «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело — захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 — в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе — что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

ррймонд

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад — в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки — самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь — точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

мария уваровская

С 2014 года — командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Ольга Кирсанова

Ольга Кирсанова

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо — когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети — это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Мария Федорова

Мария Федорова

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года — командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина — наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

КВС

Когда слышим по громкой связи, что командиром воздушного судна является женщина, мы невольно напрягаемся, ведь стереотип нашего мышления указывает на принадлежность мужского приоритета в этой профессии. Нам кажется, что женщина-пилот – это нонсенс, но и в этой профессии становится всё больше очаровательного пола. Женщины-пилоты были всегда, начиная от царской России и до сегодняшнего времени, были они и в боевой авиации в тяжёлую военную пору, но только в настоящий момент они пока ещё робко начинают завоёвывать место в гражданской авиации.

Женщины в гражданской авиации

По Конституции РФ люди обоего пола имеют равные права, проходить обучение и получить разрешение на управление воздушным лайнером могут в равной мере как мужчины, так и женщины. Но, несмотря на это, руководители авиакомпаний с большой опаской берут на работу представительниц прекрасного пола, хотя они и соответствуют всем требованиям, предъявляемым к пилотам, прошли нужное обучение и получили право осуществлять пассажирские перевозки на воздушных судах.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Уже несколько лет в гражданской авиации служит пилотом Ольга Кирсанова, она одна из немногих женщин получивших право управлять тяжёлыми воздушными судами, последнее время эта хрупкая представительница прекрасного пола управляет 100-тонным воздушным лайнером. По мнению Ольги, сесть в кресло самолёта может каждый, если есть соответствующий стимул и сильное желание. Сама она признаётся, что приложила немало усилий и упорно трудилась, чтобы получить право на пилотирование, но игра стоила свеч.

О.Кирсанова

Несколько лет трудится в должности КВС в авиакомпании «Аэрофлот» женщина-пилот Ольга Кирсанова

История гражданской авиации не знала такого, чтобы девушка в 23 года получила право на управление самолётом, но эта красивая особа доказала, что она достойна занимать место в кабине авиалайнера и быть ярким представителем женского пола в такой крупной авиакомпании, как «Аэрофлот». Имя этой девушки Мария Фёдорова и ранний возраст не стал помехой для неё на пути освоения пилотирования гигантским воздушным пассажирским судном, а ведь многие в такие годы даже не могут освоить управление автомобилем.

М.Фёдоровп

Мария Фёдорова уже в 23 года получила право на управление самолётом

В суровые годы Великой Отечественной войны многие девушки, освоившие управление самолётом, наравне с мужчинами воевали в воздухе и результат превзошёл все ожидания – они прекрасно справлялись с поставленными задачами и проявляли такую волю к победе и небывалую смелость, на которые не каждый мужчина был способен. В военное время многие женщины стали Героями Советского Союза и кавалерами орденов Славы. Но в гражданской авиации пилотами в то время исключительно были только представители сильного пола.

Поэтому мы и удивляемся, когда слышим объявление по радио, что командиром воздушного лайнера является женщина. Но, как бы удивились все, когда узнали, что звание лучшего пилота столетия принадлежит представительнице прекрасного пола Светлане Капаниной. И это является очередным доказательством, что женщины ничуть не хуже мужчин справляются с управлением воздушного судна.

С. Капанина

Лучшим пилотом столетия признана российская лётчица Светлана Капанина.

В России на данный момент насчитывается около 400 женщин, которым удалось получить лицензию на право управление самолётом. Всех их перечислять не будем, кто-то из представителей прекрасного пола в гражданской авиации занимает правое кресло, кто-то имеет статус командира воздушного судна.

Ведь только в компании «Аэрофлот» поднимают самолёты в небо тринадцать женщин, из которых три представительницы прекрасного пола являются командирами воздушных лайнеров. Должность КВС по праву занимает Марина Уваровская – эта красивая женщина управляет такой махиной, как самолёт Airbus A320.

М. Уваровская

Командир воздушного лайнера Airbus A320 Мария Уваровская

Но всё равно в России ничтожно мало женщин получивших лицензию на право управление самолётом, в США и Европе более 25 тысяч представительниц женского пола имеют право на пилотирование. Дело в том, что после развала Советского Союза возможность получения лётного образования была ограничена, не всякая девушка могла позволить себе обучаться в лётном училище, а затем платить за лётную практику, необходимую, чтобы быть принятой в гражданскую авиацию.

Что нужно женщине, чтобы стать пилотом?

Вы должны понимать, что на этом тернистом пути в небо вам придётся столкнуться с такими трудностями, которые не по плечу и каждому мужчине. Ещё при СССР существовали училища, после обучения в которых проходили лётную практику в аэроклубах. При высших учебных заведениях были специальные курсы для девушек, но к сожалению, такие курсы после первых выпусков прекращали своё существование.

В настоящее время, с появлением коммерческих организаций, практикующих лётное обучение, появилась возможность параллельно с усвоением теоретических знаний проходить лётную практику. Набрав необходимое количество лётных часов, вам представляется право на приобретение лицензии коммерческого пилота. Такая лицензия делает возможным устроиться на службу в качестве пилота в любую крупную авиационную компанию.

Девушки-кусанты

Девушки-курсанты Краснодарского училища лётчиков на практических занятиях.

Для того чтобы стать пилотом необходимо иметь следующее:

  1. Прекрасное здоровье.
  2. Уметь побеждать панику, быть хладнокровным, быстро и грамотно действовать, не поддаваясь эмоциям.
  3. Уметь управлять самолётом.
  4. Иметь багаж технических знаний.
  5. Иметь необходимый налёт часов.

Заключение

Очевидно, что даже в настоящее время, трудности для получении лицензии коммерческого пилота для представительниц прекрасного пола имеются в достаточном количестве. Остаётся пожелать нашим женщинам, если у них есть воля и желание стать пилотом гражданской авиации не вешать нос и смело преодолевать все препоны, возникающие на этом пути.

Мне с детства снится высота…. Мечта моей жизни поднять Боинг и покорять небеса . ✈️

Я думаю никто не побежит покупать его на два последних лимона.

Если машина надежная,то пусть служит на благо нашей Родины. Почему урод тот кто строил? Надежный похоже самолет.

Все шикарно кроме безопасности. только при посадке на воду нет шансов. есть материал о невероятной истории выживания Капитана Ефремова командира…

ПЛЮЙТЕ В МИ - Х1 ХОРОМ И ПООДИНОЧКЕ ! Какой же он УРОД ! И НИКАКОГО ДОВЕРИЯ ТЕМ , КТО…

Летающие красавицы: русские женщины-пилоты

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 20 января 2020. Время чтения 7 мин.

В рейтинге Bloomberg по числу пилотесс крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» оказалась аутсайдером. По всей стране их насчитывается чуть более 70. Число женщин за штурвалами гражданских воздушных судов для России до обидного мало.

Список типично мужских профессий редеет с каждым годом, потому что девушки осваивают нехарактерные для них направления. И неправы те, кто считает, что управлять самолётами могут только представители сильного пола. В мире это делают уже тысячи красавиц. Женщин-пилотов в России сегодня наберётся чуть более 7 десятков. Но вспомните ВОВ. В истории сохранились имена сотен наших соотечественниц, наводивших ужас на врага на По-2 и даже истребителях. Это Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Руфина Гашева, Лидия Литвяк и др. Их военные самолёты были куда опаснее современных авиалайнеров, которые поднимают в небо новые поколения девушек.

В России лицензии пилотов гражданской авиации на конец 2016 г. имели 450 дам. И это очень мало для такой сверхдержавы, как наша. Более того, лишь их часть управляет воздушными судами на практике. В тех же Штатах пилотирует гражданские самолёты не одна тысяча их коллег.

Весь мир

В 2016 г. летало 25,5 тыс. дам, об этом сообщали Anews.

Фото: Женский экипаж авиакомпании Emirates. Источник: Деловой авиационный портал

Фото: женский экипаж авиакомпании Emirates. Источник: Деловой авиационный портал

Учитывались 45 ведущих авиакомпаний мира, среди них и российский «Аэрофлот». Надо сказать, выглядел он не лучшим образом: в списке среди аутсайдеров, на 11 месте с минимумом в 1,4% и 58 летающими девушками.

График 1

Доля женщин, управляющих воздушными судами, в % от числа лётчиков. Источник: Bloomberg

В это исследование не попала Индия. По заключению Международной ассоциации пилотов, на долю представительниц прекрасного пола в этой стране приходится 13% – больше, чем у лидера данного рейтинга.

Авиастроительная компания Boeing заявляет, что перевозчикам потребуется найти около 800 тыс. пилотов в течение 20 лет, чтобы не отставать от масштабного роста авиационной промышленности.

Русские пилотессы

После того как «Блумберг» опубликовал результаты исследования, «Аэрофлот» уточнил, что среди его пилотов, которых, кстати, не 4 200, а 2 800 чел., уже трудятся 62 женщины. Из них 48 летают, а остальные обучают. 9 – командиры экипажей. На деле доля увеличилась с 1,4 до 2,2%.

И всё же, откуда такая разница? Отчего девушек, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, в России меньше, чем в Европе и США?

Instagram @ stewardessaeva

Фото: Instagram @ stewardessaeva

В качестве оправдания столь низкой позиции крупнейшего отечественного авиаперевозчика можно привести некоторые доводы:

  1. Компания не принимает специальных мер, чтобы сохранить преимущественное положение мужчин, равно относится ко всем претендентам. С этим согласился и Bloomberg.
  2. Многие пассажиры по сей день боятся летать с пилотами-женщинами. Никуда не исчезли стереотипы. Они уверены, что в критической ситуации мужчина сориентируется быстрее и не впадёт в панику.
  1. Не слишком много возможностей выучиться на лётчика осталось после распада СССР. Удовольствие это недешёвое. Пока претендентка окажется за штурвалом самолёта и ей доверят перевозку пассажиров, пройдёт уйма времени. Придётся не просто поступить в лётное училище и закончить его. Немало денег уйдёт на отработку практических навыков на тренировочных, а затем грузовых судах, постоянное повышение квалификации.
  2. Наконец, трудовое законодательство против привлечения женщин к вредным работам. А должность пилота – это постоянные стрессы, перепады давления, смена часовых поясов. Не зря их раньше среднестатистического россиянина отправляют на пенсию.

На конец 2016 г., как сообщает «ВПолете.Онлайн», 450 россиянок получили лётную лицензию. Из них 30 пилотируют пассажирские самолёты. В Штатах в это время из 27 тыс. дам, имеющих лицензию, только 1 тыс. реализует умения на практике.

А теперь посчитаем. Большая часть из упомянутой тридцатки, а именно 20, – в «Аэрофлоте». Как подтвердила авиакомпания, на 2019 г. в её штате уже 62 пилотессы.

Плюс в «России» – 6, как минимум 2 – в «Победе». Получается, что «королев небес» гражданской авиации в стране немногим больше 70.

Instagram @ inessa_travel_

Фото: Instagram @ inessa_travel_

Имена некоторых из них известны далеко за пределами РФ. Они стали первыми в своём деле.

Дарья Синичкина

Фото: Дарья Синичкина. Пилотирует новый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании Red Wings – пока единственная в мире

Заслуженный пилот РФ Ольга Ивановна Грачёва

Фото: заслуженный пилот РФ Ольга Ивановна Грачёва. В России допущена к полётам на иностранных машинах A310 и Boeing 767

Татьяна Рыманова – пилотесса «Боинга».

Фото: Татьяна Рыманова – пилотесса «Боинга»

Мария Фёдорова – самая молодая девушка, в 23 года допущенная за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 г.

Фото: Мария Фёдорова – самая молодая девушка, в 23 года допущенная за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 г.

Елена Новичкова – КВС Airbus A320.

Фото: Елена Новичкова – КВС Airbus A320

В 2018 г. о рейсах с девичьими экипажами заявила авиакомпания «Победа», чем вызвала общественный резонанс. О страхе перед такими пилотами сообщили многие соотечественники. В конце ноября 2018 г. подобный перелёт был выполнен.

«С первой половины 20 столетия прекрасные представительницы человечества составляли пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и в Союзе. … справедливости ради отметим: в 70-х в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе» (vpolete.online).

За штурвалом боевых самолётов

Речь не о годах Второй мировой, а о сегодняшнем дне.

Цитата: «Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков смогут управлять самолётами оперативно-тактической авиации. В 2019 г. в заведение поступили 15 девушек», — С. Дронов, командующий ВВС РФ.

Это уже третий набор курсанток. «Известия» и «Военное обозрение» писали о решении министра обороны Сергея Шойгу открыть для девушек должность пилотов истребительных самолётов в 2017 г. За прошедшие два года набора зачислили 31 желающую.

«Только в ВВС США 728 женщин-пилотов» Источник: warhead.su

Покорить небо, находясь за штурвалом авиалайнера, – девичья мечта, которая имеет все шансы осуществиться. Несмотря на стереотипы, открыты двери высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ульяновска, где заветный диплом по специальности «Лётная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации» может получить любой, у кого хватит умений и упорства.

К тому же Конституция РФ людям обоих полов предоставляет равные права.

Интервью пилотессы в видеосюжете:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: