На морских судах подготовка экипажей к борьбе с пожарами включает изучение

Обновлено: 19.04.2024

Компания должна установить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации. При этом в руководстве “Safety Management Manual” должен быть приведен сводный график обязательных учений, тревог, тренировок с указанием:

• требуемой их частоты;
• типовых программ учений;
• выполнения обязательных записей в судовом журнале;
• порядок донесений в Компанию.

Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну.

Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа должна включать следующие пункты:

• общее расположение судна;
• сигналы судовых тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
• расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
• расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
• судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

Техническая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:

safety

При приеме судна от завода строителя капитан организует изучение и прием судовыми офицерами корпуса, систем, механизмов, устройств и других технических средств, а также документации и имущества в соответствии со спецификациями.

Организация проведения учений судового экипажа

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном – по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Учения по оставлению судна

Каждое учение по оставлению судна должно включать:

Учебная шлюпочная тревога

Учебная шлюпочная тревога

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания
таких систем вплоть до непосредственного их использования.

Учения по борьбе с пожаром

Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:

• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
• проверку соответствующего оборудования связи;
• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
• проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.

Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.

После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.

Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.

Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.

Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.

Подготовка аварийных партий на судне

Для отработки экипажем судна действий по тревогам на судах должны регулярно проводиться занятия, тренировки и учения. Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всех членов экипажа.
На каждом судне должен быть составлен и утвержден капитаном судна годичный план подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна.

Подготовка экипажа должна включать занятия, общие или частные тренировки, причем особое внимание должно уделяться тренировкам и учениям, в ходе которых аварийная пожарная обстановка непрерывно усложняется.

В результате подготовки к борьбе за живучесть аварийная партия должна получить знания и навыки, необходимые для того, чтобы в наи­более сложной аварийной обстановке (в условиях темноты, задымления, высокой температуры, шторма) действовать уверенно, быстро и точно.

Подготовка аварийной партии должна включать в себя:

изучение противопожарной конструктивной защиты судна и технических средств пожаротушения;

изучение организации, средств и способов борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью;

отработку взаимодействия постов управления борьбой с пожарами, аварийных партий, вахт;

изучение средств внутрисудовой связи;

получение навыков по борьбе с пожарами, дымом и взрывами.

На занятиях должен изучаться опыт борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью на судах отечественного и иностранного флота.

Тренировочные учебные пожарные тревоги как основная форма отработки приемов борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью должны проводиться регулярно :

- на пассажирских судах - не реже одного раза в неделю, а также перед выходом из последнего порта отправления в заграничный рейс;

- на грузовых судах - не реже одного раза в месяц, причем, если более 25% экипажа было заменено в порту, пожарное учение должно быть проведено в течение 24 ч после выхода из этого порта.

При подготовке экипажа к борьбе с взрывами и пожарами должны рассматриваться следующие вопросы:

конструктивные особенности судна и предупредительные противопожарные мероприятия;

поддержание в готовности и ввод в действие средств борьбы с пожарами;

отработка приемов использования противопожарных средств и имущества;

разведка пожара и выбор огнегасительных средств;

быстрая ликвидация пожара при его возникновении и умелое применение противопожарных средств;

предотвращение распространения пожара и дыма по судну;

изоляция помещений, охваченных пожаром;

отработка способов подачи воды к местам пожара.

Тренировочные пожарные занятия (тревоги) должны проводиться в условиях наибольшего приближения их к действительной обстановке. Действия членов судового экипажа по тревоге должны быть отработаны до автоматизма.

При проведении пожарной тревоги перед личным составом аварийной партии ставят заранее разработанную задачу ликвидации возникшего пожара и эвакуации пассажиров и ценного груза.

При этом сообщают вводные данные: например, начался пожар в такой-то части судна, требуется его ликвидировать. Характер и место возникновения предполагаемого пожара должны меняться при каждом-учении: например, пожар в грузовом трюме, в котельном отделении, в районе танков жидкого топлива, в машинно-котельном отделении, в туннеле гребного вала, в фонарной, в малярной, в подшки-перской, в жилых помещениях пассажиров или экипажа, на камбузе, в радиорубке. Такая вариация учебных заданий позволяет вводить в действие все средства сигнализации и пожаротушения.

При нахождении судна в отечественном порту рекомендуется применять на учениях средства имитации (задымление помещения) с соблюдением мер безопасности.

По окончании учебной тревоги необходимо проанализировать действия членов экипажа на совещаниях командного состава и экипажа, заостряя внимание на каждом выявленном недочете. Обо всех проведенных учебных пожарных тревогах капитан судна делает запись в вахтенном журнале и в судовом пожарно-контрольном формуляре.

Пожарно-тактическая подготовка должна основываться на сочетании теории с практикой, на использовании опыта работы аварийных партий при тушении пожаров.

Аварийные партии на судне при пожаре

Роль экипажа при ликвидации пожаров очень велика, поэтому к его подготовке предъявляются большие требования. Чтобы обеспечить сохранность судна, необходимо уметь точно и быстро выполнять обязанности согласно расписанию по пожарной тревоге.

Для достижения этой цели на судах проводятся пожарные занятия и учебные тревоги.

Для борьбы с пожарами на каждом судне создаются аварийные партии . Их количество, состав и место сбора определяются согласно судовому расписанию по тревогам.

Как правило, на пассажирских судах с численностью экипажа свыше 100 человек создаются три аварийные партии: носовая, кормовая и машинно-котельная. На судах с численностью экипажа 40 -100 человек обычно организуются две аварийные партии и одна аварийная группа в машинно-котельном отделении.
При численности экипажа 15-40 человек создаются одна аварийная партия и одна аварийная группа в машинно-котельном отделении. На судах с численностью экипажа менее 15 человек аварийные партии не организуются; борьба за живучесть этих судов ведется всем экипажем.

Наряду с аварийными партиями, на судах создается одна санитарная группа под руководством судового врача, а на пассажирских судах - еще и группа обеспечения порядка под руководством пассажирского помощника капитана.
Во время пожара, взрыва, в условиях задымленности члены санитарной группы оказывают пострадавшим медицинскую помощь. Группа обеспечения порядка предпринимает меры, чтобы не допустить паники среди пассажиров и эвакуировать их в безопасное место.

При наличии двух - трех аварийных партий на судне командирами их, как правило, назначаются: носовой - второй помощник капитана, кормовой - третий механик, машинно-котельной - старший механик.
При наличии одной аварийной партии начальником ее назначается второй помощник капитана, а аварийной группы - второй механик. Каждая аварийная партия должна быть автономной. Если на судне возникает один очаг пожара, то аварийные партии объединяются.

Все члены экипажа в пределах служебных обязанностей, определенных Уставом службы на судах морского флота, обязаны повседневно выполнять предупредительные мероприятия, обеспечи­вающие живучесть судна.

Капитан судна несет ответственность за обеспечение живучести судна , руководит составле-нием судового расписания по тревогам и утверждает его, осуществляет общее руководство в борьбе за живучесть судна, отвечает за подготовку экипажа к борьбе с пожарами, контролирует подготовку экипажа, дает указания об объявлении учебных пожарных тревог.

Старший помощник капитана организует подготовку экипажа к борьбе за живучесть судна, непосредственно руководит тушением пожара.

Второй помощник капитана, второй и старший механики являются начальниками аварийных пожарных партий. Они непосредственно отвечают за подготовку своих аварийных партий и руководят их действиями при ликвидации пожара.

Старший механик отвечает за противопожарное состояние машинно-котельного отделения и за работу всех систем пожаро­тушения. В случае возникновения пожара в машинно-котельном отделении он непосредственно руководит тушением пожара.

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:
— прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
— обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
— организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
— доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного (рис. 7.14).

снаряжение пожарного

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
— прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
— изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
— охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

— влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
— возможность всплытия горящего груза под палубу;
— увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо:
— по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
— подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта (рис. 7.15);
— охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
— вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
— сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

Пожар на судне

Пожар на судне

Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения пожара по судну; предупреждение возможных взрывов; борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

Наблюдение

Наблюдение за судном с точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной службой.

При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагается:

• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем – не реже чем через 2 часа, ночью – не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды;
• проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

Обращение с пожароопасными материалами

Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:

• в открытом виде горюче-смазочные материалы;
• материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные или пропитанные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться;
• свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении;
• загрязненные и сырые угольные мешки;
• краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы;
• легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах;
• не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или они отказали в действии при их применении).

Использование электроприборов и открытого огня

Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях;
• оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование;
• пользоваться открытым огнем:

− в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них;
− вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горючесмазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода;
− в аккумуляторных помещениях;
− в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских, ветоши и пакли, сухой провизии;
− в плотницкой мастерской;
− вблизи шахт и головок вентиляции;
− в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;
− во всех помещениях с целью освещения;
− на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами;
− вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение

Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».

Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

Пути перемещения людей

Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы. Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ

К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:
• газовая сварка и резка;
• плазменная резка;
• электросварка;
• нагрев деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой);
• пайка;
• механическая обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:

• старший помощник капитана – при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:

• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
• осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
• привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и оборудование данных помещений;
• обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
• удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
• проверить возможность немедленной герметизации помещения;
• проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду сварщиков;
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся, передать им помещения, после чего снять с постов вахтенных.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 ч наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

Организация борьбы с пожаром

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

– обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
– ограничение распространения пожара;
– предупреждение возможных при пожаре взрывов;
– ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

– посты управления;
– различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
– элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
– элементы спринклерной установки;
– элементы средств пожаротушения;
– путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;
– элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.

Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан;
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
2. обесточить электрооборудование;
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:

• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Использование аварийного дыхательного устройства

Использование аварийного дыхательного устройства

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 мин.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

Действия экипажа

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;

• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

Снаряжение пожарного

Снаряжение пожарного

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1. прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
2. изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
3. охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
• возможность всплытия горящего груза под палубу;
• увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
• подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
• охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
• вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
• сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

При горении топлива у борта судна необходимо:

• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
• отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 – 40° к поверхности воды
по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
• применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
• охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: