На кого после ограбления подал в суд барин

Обновлено: 22.04.2024

Имя Никита — имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу . Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". . А. Н. Толстой "Два мира в произведении А.Н.Толстого Приключения Буратино". А.Н. Толстой "Золотой ключик. Приключения Буратино". Конспект урока А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна». Работа с текстом. А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович»). Урок литературного чтения. Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Лирические стихи А.Н. Плещеева и А.Н. Майкова о весне".

Достоинства:интересно, поучительно, язык, доступно в интернетеНедостатки:нетКогда дети не заняты полезным делом и без присмотра взрослых, они многое могут натворить. Дети растут, развиваются и познают мир. Им всё интересно, обязательно надо везде сунуть свой нос. Последствия могут быть от смешных до печальных. Рекомендую детям и взрослым.
Вот она, реальность. Школу не отремонтировали вовремя, то есть в каникулы. Сейчас запросто можно увидеть точно такую же картину. Многое у нас делается шиворот-навыворот. Бесхозяйственность и безалаберность. Как можно было всё бросить и уйти? А вот так. И до сей поры.
Дети оказались не самыми воспитанными и попросту взяли чужое. Вот захотелось советским детям попробовать себя в новой профессии. Пыль вытереть в комнате и навести порядок - это сложно. Набедокурить проще. Хорошо, что краска никому не попала в глаза. Родители, всегда ли вы знаете, чем заняты ваши дети?

Просто очень хорошо! И тут дело даже не в художественной составляющей самой книги. Всё-таки, насколько я понимаю, сначала был мультик. А потом уже книга.
Дело в фантазии автора, во всех его дивных персонажах: обаятельном Громозеке, редкой и ценной птице Говоруне, смешном Индикаторе, страшных, но таких нелепых космических пиратах Весельчаке У и Крысе.
А уж про главную героиню Алису Селезневу и говорить не приходится. Она просто большая удача самого автора, мультипликаторов, а затем и кинематографистов.

В мультике, кстати, Алиса имеет внешность актрисы Екатерины Семёновой. В детстве, конечно. Именно её бабушка была одним из художников-мультипликаторов.
А вот Алиса из фильмов — мечта многих мальчиков Советского Союза. Мне брат рассказывал, что в начальной школе они даже дрались из-за неё.

Книга добрая, милая и какая-то уютная.

Конечно есть и очень много. Главное, что оба героя рассказов - это мальчики. Хотя они ещё очень малы, но любознательны, непоседливы, пытаются сами многое узнать и увидеть. У обоих мальчиков отцы - фронтовики, у Афони отец ещё на войне, а у Никиты приходит с войны. У обоих мальчиков матери работают в колхозе с утра до позднего вечера, а мальчишки хозяйничают самостоятельно. Оба мальчика с большой любовью относятся к дедушкам. Так Никитке умерший дедушка представляется тёплым и ласковым, как солнце. Афоня на вырученные от сдачи лекарственных цветов деньги берёт железный гребень в подарок любимому деду. Оба мальчика очень трудолюбивы. Никитка с отцом трудится, плотничать пытается, выпрямляет для работы старые гвозди. Афоня собирает жёлтые цветы, которые показал ему дед, потому что узнал, что они полезные для здоровья, а значит в аптеке их примут как лекарственное сырьё.В мире Платонова эти дети переданы с большой любовью и верой в то, что жизнь их полна глубокого смысла.

Здравствуйте! Определите порядок событий в "Одиссее" А. Одиссей и его спутники прибывают на остров циклопов Б. Возвращение цикло

И.С. Тургенев в этом произведении выступил с резким осуждением крепостного права.А)"Записки охотника"В)"Отцы и дети"С)"Месяц в д

В русской народной сказке «Барин и собака» рассказывается о том, как простому крестьянину удалось обдурить богатого односельчанина. История учит ребёнка не мириться с несправедливостью, от кого бы она не исходила. По сюжету сказки, когда мужик проходил мимо барского дома, со двора выскочила собака и набросилась на него. Он прибил пса. Помещик обратился в суд, который решил, что крестьянин обязан заменить собаку. Тогда наш герой пошёл на сговор с ворами, и они обокрали барина. Когда они отправились на пересуд, в дороге их застала ночь в тёмном лесу. Мужик, напугав хозяина мистическим медведем, заставил его всю ночь пролаять, как собака. Барин, боясь опозориться перед людьми, дал крестьянину деньги, корову и отпустил его.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Барин и собака

В одной деревне был крестьянин, а тут недалеко жил барин в своем имении. Крестьянину случилось раз пройти мимо имения. А у барина собака была злющая. Собака накинулась на него, а он ударил собаку посохом и убил ее.

Барин подал в суд. Позвали этого крестьянина судиться с барином. И вот когда пришли в суд, судьи спрашивают барина:

— Что ты хочешь от этого мужичка, какое наказание ему дать?

— А я вот что хочу сделать — лишить его человеческого звания и голоса, и пусть он станет собакой, охраняет мое имение и живет у меня при дворе.

Ну, конечно, суд это и решил. Лишили мужичка человеческого звания и заставили жить у барина, охранять барское имущество.

Мужичку пришлось прийти к барину и стать вместо собаки: лаять по ночам и охранять его имущество.

И вот в одно прекрасное время сговорился он с ворами:

— Приходите, воры, в такую-то ночь, пограбите, а там разделим.

И вот в одну ночь приехали воры. Когда барин утром встал — видит, что имущества у него увезли много. И он подает на собаку в суд, что она худо охраняла: были воры и ограбили. Когда пришли на суд, то судьи стали спрашивать барина:

— Ну, барин, скажи, лаяла у тебя в ту ночь собака?

— Очень хорошо лаяла, сильно лаяла в ту ночь, когда была покража.

Тогда судьи отвечают барину:

— Так что же тебе надо от собаки? Что же она могла еще сделать, раз она лишена человеческого голоса?

И решили судьи, что собака права, и дали ему право человеческим голосом опять говорить.

Тогда барин был недоволен судом и повез этого мужичка в город, на пересуд. И поехали они с ним вместе. Заехали в лес. А уж было темно. Мужик и говорит барину:

— Смотри-ка, барин, медведь стоит на дороге!

— Ну, мужичок, пугай!

— Да нет, я теперь лаять не стану — я получил человечье право. Лай, барин, сам, а то медведь-то может нас съесть.

— Мужичок, полай немножко, хоть поучи меня. Мужичок полаял немного и говорит:

— Теперь лай сам, а то медведь нас съест.

И вот барин начинает лаять. А мужик ему говорит:

— Лай, барин, лай, медведь-то ближе подошел! А сам сидит не смеется. И барин до того долаял, что рассвело.

Мужичок и говорит:

— Стой, барин, стой, не лай! Это ведь не медведь, это нам повиделась кокора.

Тогда барин заговорил:

— А, так ты меня обманул! Теперь я тебя отдам под суд.

— Ну ладно, барин, отдавай, а я всем скажу, что ты всю ночь по-собачьи лаял.

— Послушай, мужичок, я тебя отпущу домой и дам тебе денег и корову. Иди, живи с богом, только никому не рассказывай, что я по-собачьи лаял!

И вот они вернулись домой. Барин дал мужичку корову да денег, и мужичок пошел домой.

И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

На что расчитывал мужик, когда за воровство барин подал на него в суд?

Из сказки барин и собака.


Чтобы он его отпустил.


Почему сказка чего на свете не бывает бытовая?

Почему сказка чего на свете не бывает бытовая?

Я знаю , но не полностью ; Скажите пожалусто слова характеризуещие личность барина, мужика.

Жил - был барин, богатый - пребогатый.

Не знал он, куда свои деньги девать.

Ел - пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый день столько было, что у иных по праздникам того не бывало.

А все у него денег не убывало, еще прибывало.

И захотелось раз барину пошутить над мужиком - дураком, себе и гостям на потеху.

Призывает он самого бедного мужика из деревни и говорит ему : - Слушай, мужик.

Дам я тебе денег целую маленку, только скажи мне, чего на свете не бывает.

Нынче люди до всего дошли : и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно.

Скажи же : чего на свете не бывает?

Почесал мужик затылок.

- Не знаю, - говорит, - барин, кажись, взаправду все на свете бывает.

Дай сроку до завтра - может, и вздумаю.

- Ну, пойди, подумай, - говорит барин, - а завтра приходи, ответ приноси.

Мужик до петухов не спал, все барскую загадку отгадывал.

Раздумает, так и мало ли чего на свете не бывает, а и то в ум придет : “Может, это и бывает, только я не знаю.

Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

” На другой день пришел он к барину.

- Ну что, мужик, теперь знаешь, чего на свете не бывает?

- Одного, барин, не бывает : топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнет.

Усмехнулся барин, усмехнулись гости ; видят - мужик - то сер, да ум - то у него не волк съел.

Надо маленку отмеривать.

Да барин не то денег пожалел, не то хотел еще над мужиком пошутить, кто его знает, только и говорит мужику : - Нашел, брат, что сказать.

У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях - так сплошь и рядом.

Ступай с богом до завтра.

Придумаешь - ответ принеси.

Продумал мужик и другую ночь.

Что ни надумает, все надежда плохая на барские деньги.

“Хитры немцы, - у них, может, все бывает.

Ну да скажу еще что - нибудь!

” Приходит наутро к барину.

- Ну, мужик, все ли на свете бывает?

- Не все, барин : баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Усмехнулись все, только барин опять ему денег не дал.

- Нет, - говорит, - это бывает ; по неметчине и все так.

Поди, подумай последний раз.

Скажешь - бери деньги, а то не прогневайся.

Плюнул с досады мужик, идучи домой, думает : “Видно, одному только не бывать, чтобы у меня деньги были!

” Все - таки через ночь опять идет к барину.

“Наскажу, - думает, - ему всякой всячины ; может, что и небывальщина будет”.

- Ну, что хорошенького скажешь?

- Не узнал ли, чего на свете не бывает?

- Все, барин, бывает, - говорит мужик.

- Думал я, что люди хоть на небо не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

- Как же ты на небо попал?

- Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала : двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

- И назад с журавлями?

- Нет, назад я соскочил.

- Как же ты, мужичок, не убился?

- А так, что по уши в землю завяз, не жестка земля попалась.

- Из земли же как вылез?

Как! А сходил домой, принес лопату, выкопался да и вылез.

- Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

- Как же, видел, к ручке допустить изволили.

- Ну, что он там делает?

Мужик - то, не будь плох, догадался и говорит : - Что покойный барин делает?

Да после моих ребятишек постилки моет.

- Врешь, мужик - дурак!

- Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился!

Бери деньги да не мели околесицы!


Почему не униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка?

Почему не униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка?


Скажите план текста "Как мужик с барином пообедал"?

Скажите план текста "Как мужик с барином пообедал".


Образ барина и мужика в сказке чего на свете не бывает?

Образ барина и мужика в сказке чего на свете не бывает.


Ребят, напишите два вопроса на сказку "Шиш показывает барину нужду", спасибо?

Ребят, напишите два вопроса на сказку "Шиш показывает барину нужду", спасибо.


Из рассказа дубровский забавы русского барина?

Из рассказа дубровский забавы русского барина.



Узнай из какой сказки эти строчки не удержался наш Барин да бултых в воду?

Узнай из какой сказки эти строчки не удержался наш Барин да бултых в воду.


Синквейн про Барина "крестьянские дети"?

Синквейн про Барина "крестьянские дети".


Различие и сходство крестьянина и барина?

Различие и сходство крестьянина и барина.

Вы находитесь на странице вопроса На что расчитывал мужик, когда за воровство барин подал на него в суд? из категории Литература. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая ..



Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..


Жирный глаза зелёные а волосы так себе.


Плохое, он не мог заснуть из - за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.



Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.


Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..


И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.


Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из - за масштабных жертв, перес..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

БАРИН И СОБАКА

БАРИН И СОБАКА

Водной деревне жил-был крестьянин, а недалече жил барин в своем имении. Случилось раз крестьянину идти мимо имения. А у барина собака была злющая, накинулась она на крестьянина, он ударил собаку посохом и убил ее.

Барин подал на него в суд. Позвали этого крестьянина судиться с барином. Вот пришли они в суд, судьи и спрашивают барина:

— Что ты хочешь от этого мужичка, какое наказание ему дать?

— Вот что я хочу сделать — лишить его человеческого звания и голоса, пусть он станет собакой, охраняет мое имение и живет у меня при дворе.

Ну, конечно, суд так и решил. Лишили мужичка человеческого звания и заставили жить у барина, охранять барское имущество.

Делать нечего — пришлось мужичку идти к барину и вместо собаки лаять по ночам — охранять его имущество.

Терпел он такую жизнь, терпел, а потом сговорился с ворами:

— Приходите, воры, ночью, пограбите барина, а после добро разделим.

Пришли воры ночью, как и договорились. Утром барин встал — видит, что много имущества у него пропало. Подает он на собаку в суд, она, вишь, плохо охраняла: пришли воры и ограбили. На суде судьи спрашивают барина:

— Скажи-ка, барин, лаяла у тебя в ту ночь собака?

— Очень хорошо лаяла, громко лаяла в ту ночь, когда была кража.

Тогда судьи и говорят барину:

— Так что же тебе еще надобно от собаки? Что ж она могла сделать, коли лишена человеческого голоса?

И решили судьи, что собака права, и дали мужичку право опять человеческим голосом говорить.

Осерчал барин и повез того мужичка в город, на пересуд, а дорога шла через лес. Как темно стало, мужик и говорит барину:

— Гляди-ка, барин, никак медведь стоит на дороге!

— Ну, мужичок, пугай!

— Да нет уж, я теперь лаять не стану. Лай, барин, сам, а то медведь-то может нас съесть.

— Мужичок, ну полай хоть немножко, поучи меня.

Мужичок немного полаял и говорит:

Барин со страху начинает лаять, а мужичок все приговаривает:

— Лай, барин, лай, медведь-то ближе подошел! — А сам сидит, потихоньку посмеивается.

Долго барин лаял, пока не рассвело. Тут мужичок ему и говорит:

— Стой, барин, стой, хватит лаять! Это ведь не медведь, это нам привиделось.

Ох и разгневался барин:

— А, так ты меня обманул! Я ж тебя под суд отдам!

— Что ж, барин, отдавай, только я всем расскажу, как ты всю ночь по-собачьи лаял.

— Послушай, мужичок, — испугался барин, — я тебя домой отпущу и дам тебе денег и корову, только никому не рассказывай, что я по-собачьи лаял!

Согласился мужичок, ну а как вернулись они домой, дал барин мужичку корову и денег, и с тех пор мужичок стал жить и ни в чем нужды не знать.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Почти 160 лет назад император АЛЕКСАНДР II, получивший от благодарного народа прозвище Освободитель, издал Манифест об отмене крепостного права. На этом закончилась «страна рабов, страна господ» и началась «Россия, которую мы потеряли». Давно назревшая, запоздалая реформа открыла дорогу к развитию капитализма. Случись она чуть раньше, у нас не было бы в 1917 году революции. А так бывшие крестьяне еще помнили, что помещики выделывали с их матерями, и простить барам подобное было выше их сил.

Самый яркий пример крепостничества - знаменитая Салтычиха. Жалобы на жестокую помещицу во множестве шли и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но Дарья Салтыкова принадлежала к богатому дворянскому роду, поэтому крестьянским челобитным хода не давали, а доносчиков возвращали помещице для примерного наказания.

Уклад нарушила Екатерина II, только что вступившая на престол. Она пожалела двух крестьян - Савелия Мартынова и Ермолая Ильина, жен которых Салтычиха убила в 1762 году. Посланный в имение следователь Волков пришел к заключению, что Дарья Николаевна «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти еще 26.

Дело получило широкую огласку, и Салтыкову были вынуждены посадить в острог. Все прямо как с современными Цапками. Пока преступления не приобрели совсем уж запредельный характер, власть предпочитала закрывать глаза на влиятельных душегубов.

АЛЕКСАНДР II избавил Россию от крепостничества
АЛЕКСАНДР II избавил Россию от крепостничества

«Нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки. » - записала потом в дневнике Екатерина II. Вывод же из всей этой истории она сделала своеобразный - издала указ о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ.

Любые попытки крестьян искать справедливости расценивались, согласно законам Российской империи, как бунт. Это дало дворянам возможность поступать и ощущать себя как завоеватели в покоренной стране, отданной им «на поток и разграбление».

В XVIII - XIX веках людей в России продавали оптом и в розницу, с разделением семей, детей от родителей и мужей от жен. Продавали «на своз» без земли, закладывали в банк или проигрывали в карты. Во многих крупных городах легально работали невольничьи рынки, а очевидец писал, что «в Санкт-Петербург привозили людей целыми барками для продажи».

Через какую-то сотню лет подобный подход начал угрожать национальной безопасности страны. Россия проиграла Крымскую кампанию 1853 - 1856 годов Англии, Франции и Турции.

- Россия проиграла, потому что отстала и экономически, и технологически от Европы, где шла промышленная революция: паровоз, пароход, современная промышленность, - объясняет академик Юрий Пивоваров. - Это обидное, оскорбительное поражение в войне подвигло русскую элиту на реформы.

Нужно было срочно догонять и перегонять Европу, а сделать это можно было, только сменив в стране социально-экономический уклад.

«Гарем
Гарем из дворовых девок на Руси

Оргия после спектакля

Одним из самых распространенных развлечений дворянского общества был театр. Особым шиком считалось иметь, во всех смыслах этого слова, свой. Так, о директоре Императорских театров и Эрмитажа князе Николае Юсупове с восторгом рассказывали, что в московском особняке он держал театр и группу танцовщиц - двадцать самых красивых девушек, отобранных из числа актрис домашнего театра, уроки которым давал за огромные деньги знаменитый танцмейстер Иогель. Готовили этих невольниц в княжеском особняке для целей, далеких от чистого искусства. Издатель Илья Арсеньев писал об этом в своем «Живом слове о неживых»: «Великим постом, когда прекращались представления на императорских театрах, Юсупов приглашал к себе закадычных друзей и приятелей на представление своего крепостного кордебалета. Танцовщицы, когда Юсупов давал известный знак, спускали моментально свои костюмы и являлись перед зрителями в природном виде, что приводило в восторг стариков, любителей всего изящного».

Крепостные актрисы - предмет особой гордости владельца. В доме, где устроен домашний театр, спектакль нередко заканчивается пиром, а пир - оргией. Князь Шаликов восторженно описывает имение «Буда» в Малороссии: «Хозяин имения, похоже, действительно не привык скупиться и понимал толк в развлечениях: музыкальные концерты, театральные представления, фейерверки, цыганские пляски, танцовщицы в свете бенгальских огней - все это обилие развлечений совершенно бескорыстно предлагалось желанным гостям».

Кроме того, в усадьбе был устроен хитроумный лабиринт, уводящий в глубину сада, где притаился «остров любви», населенный «нимфами» и «наядами», дорогу к которому указывали очаровательные «амуры». Все это были актрисы, которые незадолго перед тем развлекали гостей помещика спектаклем и танцами. «Амурами» же выступали их дети от самого барина и его гостей.

Огромное количество бастардов - одна из наиболее характерных примет эпохи. Особенно впечатляет едва ли не гоголевская история о некоем бравом гвардейце, приведенная в исследовании «Россия крепостная. История народного рабства» Бориса Тарасова:

«Все решили, что славный гвардеец надумал превратиться в провинциального помещика и заняться сельским хозяйством. Однако вскоре стало известно, что К. распродал все мужское население усадьбы. В деревне остались только бабы, и друзьям К. было совершенно непонятно, как с такими силами он собирается вести хозяйство. Они не давали ему прохода с расспросами и наконец вынудили рассказать им свой план. Гвардеец сказал приятелям: «Как вам известно, я продал мужиков из своей деревни, там остались только женщины да хорошенькие девки. Мне только 25 лет, я очень крепок, еду я туда, как в гарем, и займусь заселением земли своей. Через каких-нибудь десять лет я буду подлинным отцом нескольких сот своих крепостных, а через пятнадцать пущу их в продажу. Никакое коннозаводство не даст такой точной и верной прибыли».

«В
В крепостной России встречались и такие бурлаки

Право первой ночи - это святое

Подобные истории не были чем-то из ряда вон выходящим. Явление носило обыденный характер, нисколько не осуждаемый в дворянской среде. Известный славянофил, публицист Александр Кошелев писал о своем соседе: «Поселился в селе Смыкове молодой помещик С., страстный охотник до женского пола и особенно до свеженьких девушек. Он иначе не позволял свадьбы, как по личном фактическом испытании достоинств невесты. Родители одной девушки не согласились на это условие. Он приказал привести к себе и девушку и ее родителей; приковал последних к стене и при них изнасильничал их дочь. Об этом много говорили в уезде, но предводитель дворянства не вышел из своего олимпийского спокойствия, и дело сошло с рук преблагополучно».

Историк Василий Семевский писал в журнале «Голос минувшего», что некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, а проводившие жизнь за границей, специально приезжали в свои владения только на короткое время для гнусных целей. В день приезда управляющий должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девушек, и тот забирал себе каждую из них на несколько дней: «когда список истощался, он уезжал в путешествие и изголодавшийся там вновь возвращался на следующий год».

Чиновник Андрей Заблоцкий-Десятовский, собиравший по поручению министра государственных имуществ подробные сведения о положении крепостных крестьян, отмечал в своем отчете: «Вообще предосудительные связи помещиков со своими крестьянками вовсе не редкость. Сущность всех этих дел одинакова: разврат, соединенный с большим или меньшим насилием. Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей. »

Принуждение к разврату было столь распространено в помещичьих усадьбах, что исследователи были склонны выделять из прочих крестьянских обязанностей своеобразную «барщину для женщин». После окончания работ в поле господский слуга, из доверенных, отправляется ко двору того или иного крестьянина, в зависимости от заведенной «очереди», и уводит девушку - дочь или сноху, к барину на ночь. Причем по дороге заходит в соседнюю избу и объявляет там хозяину: «Завтра ступай пшеницу веять, а Арину (жену) посылай к барину».

Стоит ли после этого удивляться идее большевиков об общих женах и прочим сексуальным вольностям первых годов советской власти? Это лишь попытка сделать барские привилегии доступными для всех.

Чаще же всего патриархальный быт помещика был устроен по образцу уклада Петра Алексеевича Кошкарова. Писатель Януарий Неверов довольно подробно описывал жизнь этого достаточно состоятельного барина, лет семидесяти: «Около 15 молодых девушек составляли домашний гарем Кошкарова. Они прислуживали ему за столом, сопровождали в постель, дежурили ночью у изголовья. Дежурство это носило своеобразный характер: после ужина одна из девушек громко объявляла на весь дом, что «барину угодно почивать». Это было сигналом для того, чтобы жена его и дети расходились по своим комнатам, а гостиная превращалась в спальню Кошкарова. Туда вносили деревянную кровать для барина и тюфяки для его «одалисок», располагая их вокруг господской постели. Сам барин в это время творил вечернюю молитву. Девушка, чья очередь тогда приходилась, раздевала старика и укладывала в постель».

«Баре
Баре по закону не имели права убивать и насиловать крестьян, но преступления чаще всего сходили им с рук

Наложница - жена соседа

Выезд помещика на охоту часто заканчивался грабежом прохожих на дорогах или погромом усадеб неугодных соседей, сопровождавшийся насилием над их женами. Этнограф Павел Мельников-Печерский в своем очерке «Старые годы» приводит рассказ дворового одного князя: «Верстах в двадцати от Заборья, там, за Ундольским бором, сельцо Крутихино есть. Было оно в те поры отставного капрала Солоницына. За увечьем и ранами был тот капрал от службы уволен и жил во своем Крутихине с молодой женой, а вывез он ее из Литвы. Князю Алексею Юрьичу приглянулась Солоничиха, говорил, что за такую лисичку ничего не пожалеет.

. Гикнул я да в Крутихино. А там барынька на огороде в малинничке похаживает, ягодками забавляется. Схватил я красотку поперек живота, перекинул за седло да назад. Прискакал да князю Алексею Юрьичу к ногам лисичку и положил. «Потешайтесь, мол, ваше сиятельство». Глядим, скачет капрал; чуть-чуть на самого князя не наскакал. Подлинно вам доложить не могу, как дело было, а только капрала не стало, и литвяночка стала в Заборье во флигеле жить».

Причину самой возможности такого положения дел объяснила известная мемуаристка Елизавета Водовозова. По ее словам, в России главное и почти единственное значение имели деньги - «богатым все было можно».

Каждый русский помещик мечтал заделаться эдаким Кириллом Петровичем Троекуровым. Примечательно, что в оригинальной версии «Дубровского», не пропущенной императорской цензурой, Пушкин писал о повадках своего героя: «Редкая девушка из дворовых избегала сластолюбивых покушений пятидесятилетнего старика. Сверх того, в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных. Окна во флигель были загорожены решеткой, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилла Петровича. Молодые затворницы в положенные часы ходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирилл Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. »

В имениях еще в течение десятка лет после манифеста Александра II в великом множестве происходили случаи изнасилований, травли собаками, смертей от сечения и выкидышей в результате избиения помещиками беременных крестьянок.

Баре отказывались понимать изменившееся законодательство и продолжали жить привычным патриархальным укладом. Однако утаивать преступления было уже невозможно, хотя наказания, которые применяли к помещикам, долгое время были весьма условными.

Цитата

Валерий ЗОРЬКИН, председатель Конституционного суда РФ:

«При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. »

Как за каменной стеной

Узнав об отмене крепостного права, многие крестьяне испытали настоящий шок. Если с 1855 по 1860 год в России было зафиксировано 474 народных восстания, то только в 1861 году - 1176. По свидетельствам современников, долгое время после освобождения находились такие, кто тосковал по «старым добрым временам». Почему же?

* На помещике лежали обязанности по содержанию крепостных. Так, если случались неурожаи, именно хозяин обязан был покупать хлеб и кормить крестьян. Например, Александр Пушкин считал, что крепостному крестьянину живется не так уж и плохо: «Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

* Господин имел право сам судить холопов за большинство правонарушений, кроме особо тяжких. Наказание обычно сводилось к порке. А вот государственные чиновники отправляли виновных на каторгу. В итоге, чтобы не терять работников, помещики нередко скрывали убийства, грабежи и крупные кражи, совершаемые крепостными.

* С 1848 года крепостным разрешили приобретать (правда, на имя помещика) недвижимость. Среди крестьян появились владельцы магазинов, мануфактур и даже заводов. Но такие крепостные «олигархи» не стремились выкупаться на волю. Ведь их имущество считалось собственностью помещика, и им не нужно было платить налога на прибыль. Всего-то отдавать господину фиксированную сумму оброка. При таких условиях бизнес быстро развивался.

* После 1861 года освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община. Все были скованы одной целью - выкупить у барина общинный надел. Земля, предназначавшаяся для выкупа, была переоценена вдвое, а процент за пользование кредитами составлял 6, тогда как «обычная» ставка по таким кредитам была 4. Бремя свободы оказалось для многих неподъемным. Особенно для привыкшей питаться крошками с барского стола дворни.

Русским было хуже всех

На большей части территории России крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, на Северном Кавказе и в Закавказье, на Русском Севере, в Финляндии и на Аляске крестьяне были свободны. Не было крепостных и в казачьих областях. В 1816 - 1819 годах крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях Российской империи.

В 1840 году шеф корпуса жандармов граф Александр Бенкендорф сообщал в секретном докладе Николаю I: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т.д. - свободны. »

Глаз за глаз

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: