На кого подавать в суд на турагента или туроператора

Обновлено: 27.03.2024

Три года назад мы с приятелем купили путевку в Таиланд, но я заболел и не поехал.

Болезнь — уважительная причина, поэтому я захотел вернуть деньги за тур. Но агентство и оператор отказали. Я пошел в суд и выиграл.

В этой статье — как я дошел до суда, что там происходило, как и почему я выиграл. И самое интересное — как я потом получил деньги. И сколько это всё заняло времени.

Рассказываю по шагам.

Вкратце: как судиться с турагентством, если поездка сорвалась

  1. Если купили путевку и не можете поехать, сообщите в турфирму. Возможно, они вернут деньги без суда.
  2. Сразу собирайте доказательства, что не поехали по уважительной причине.
  3. Отправьте турагентству досудебную претензию.
  4. Составьте иск. По закону «О защите прав потребителей» можно судиться по месту жительства.
  5. Ходите на заседания сами или наймите юриста.
  6. Если выиграли, передайте исполнительный документ судебным приставам или в банк.

Когда я почувствовал, что заболеваю, сразу позвонил турагенту — это компания, через которую я купил тур. Менеджер отреагировал жестко: повысил на меня голос и отказался что-либо возвращать. На второй раз он перестал брать трубку.

Я позвонил туроператору — компании, которая отвечает за исполнение моего тура. По телефону мне ответил специалист колцентра, но он тоже не помог: придется либо ехать в Таиланд заболевшим, либо отказываться от потраченных денег. Ни то, ни другое меня не устраивало.

В законе о туризме прописано, что турист может отказаться от путевки по независящим от него обстоятельствам — из-за болезни, отказа в визе или других причин. В этом случае деньги за путевку должны вернуть. Болезнь — мой случай. Значит, будем сражаться.

Ключевой момент. Подозревая, что дело дойдет до суда, я сразу начал собирать доказательства. Я вызвал участкового врача, чтобы позже получить справку в поликлинике. Отправил письменный отказ от путевки из-за болезни по электронной почте и заказным письмом. Благодаря этому турагент не смог в суде заявить, что я с ним не связывался.

Досудебная претензия — это формальное объявление войны, но без привлечения суда. Вы как бы говорите компании: «Вы неправы, возвращайте деньги». И если после этого компания вам отказывает, вы имеете полное право обращаться в суд.

Законы никак не регулируют форму досудебной претензии. Однако юристы советуют указывать, кому, от кого, почему и когда она отправлена. Если потребитель передает претензию лично, нужно приготовить два экземпляра: для исполнителя и для себя. На втором экземпляре работник или юрист исполнителя поставят подпись и дату вручения.

Претензию потребитель пишет в свободной форме

Моя претензия к турагенту. Ее можно писать в свободной форме

Если претензия мотивированная и законная, то компания обязана ее удовлетворить в течение 10 дней. Еще 7 дней суд считает достаточным сроком, чтобы отправленное в последний день заказное письмо дошло до адресата. Итого 17 дней ожидания — вдруг турагентство одумается и решит вернуть деньги по-хорошему.

Чтобы обратиться в суд, для начала нужно составить исковое заявление. Это документ, на основании которого суд рассматривает дело. Как бы просьба суду вас рассудить. Ее составляет тот, у кого претензия — то есть я.

Исковое заявление нам помог подготовить юрист. В нем я требовал:

Для подготовки иска пригодился закон «О защите прав потребителей»:
ст. 13 п. 6,
ст. 15,
ст. 28 п. 6,
ст. 31 п. 3

  • расторжения договора по причине болезни;
  • возврата полной стоимости путевки;
  • компенсации морального вреда;
  • штрафа компании за то, что не выполнила требования добровольно.

Позже я добавил требование выплатить неустойку за то, что деньги не вернули сразу, — 3% за каждый день просрочки.

Исковое заявления заняло четыре страницы: в нём я описываю обстоятельства дела и обосновываю свои претензии ссылками на законы
Исковое заявления заняло четыре страницы: в нём я описываю обстоятельства дела и обосновываю свои претензии ссылками на законы
Исковое заявления заняло четыре страницы: в нём я описываю обстоятельства дела и обосновываю свои претензии ссылками на законы
Исковое заявления заняло четыре страницы: в нём я описываю обстоятельства дела и обосновываю свои претензии ссылками на законы

Итого я просил вернуть мне 112 450 Р . Юрист посоветовал просить сумму, максимально возможную по закону, потому что суд может удовлетворить иск частично.

Расходы на суд

Мы решили сэкономить и не нанимать адвоката, который бы представлял нас в суде. Представительство в суде оценивается в часах — неизвестно, сколько потребуется заседаний, сколько будет длиться каждое из них.

Три года назад я не знал, что все мои расходы на юриста можно было бы взыскать с ответчика по отдельному иску. К сожалению, сейчас я это уже не могу сделать, потому что истек срок исковой давности — те самые три года. На будущее знайте: если суд вам обошелся дорого, вы можете отсудить эти деньги у ответчика.

Мой иск попадал под закон «О защите прав потребителей». Это значит, что государство делало мне как истцу две поблажки. Иск освободили от пошлины, а я мог сам решить, в какой суд мне идти — ближайший к моему месту жительства по прописке, ближайший к ответчику или ближайший к месту, где был заключен договор.

Иск я подал в Канавинский районный суд в Нижнем Новгороде, в пяти минутах ходьбы от дома. Через две недели мне сообщили дату предварительного заседания — на нем истец и ответчик вводят суд в курс дела.

Объясните мне: российский суд

Часть 1. Детские вопросы про российское правосудие

На заседании суда я объяснил, что со мной произошло и что вынудило меня обратиться в суд. Я спокойно рассказал всё как было.

Ответчика представлял адвокат. Он ответил на наши претензии тем, что услуги уже были оказаны в надлежащем качестве: самолет не упал, отель принял остальных туристов, экскурсоводы не потеряли свои группы. А о болезни я, дескать, компанию не предупредил.

Потом начались заседания по существу. Их было три. Сами судебные заседания проходят не так, как это показывают в передачах вроде «Часа суда». И судья, и ответчик, и истец, как правило, стремятся поскорее со всем разобраться и закончить процесс. Если собрались адекватные люди, не будет лишних эмоций или стука молотком по столу (не уверен, что у мирового судьи он вообще есть).

Участники имеют право вести аудиозапись процесса суда. Снимать фото и видео можно только с разрешения суда. Лица, не участвующие в процессе, допускаются к наблюдению с разрешения суда — комментировать происходящее или разговаривать с участниками процесса они не могут.

Судью в мировом суде называют «уважаемый суд».

В суд я принес скриншоты электронных писем, почтовые квитанции и опись вложения, список звонков от мобильного оператора, справку из поликлиники. Они доказывали, что я действительно заболел и успел предупредить турагента о своей болезни до вылета, а не просто захотел незаконно обогатиться.

Все эти документы я начал собирать сразу после болезни (помните «ключевой момент»?). Если бы я тогда стормозил и продержался дома без врача, то я бы не получил никаких справок и не отправил никаких заказных писем. В моем деле эти документы сыграли решающую роль.

Ответчик в ходе суда выплатил часть от требуемой суммы — 13 463 Р . Чтобы возместить остальное, он предложил привлечь туроператора к процессу как солидарного ответчика. Я согласился. Для этого я подал в суд уточненный иск.

Иск можно уточнить в любой момент, пока суд не вынес решение — ст. 39 ГПК

На последнее заседание представитель туроператора не приехал. Суд признал мои претензии к туроператору частично обоснованными. Туроператор должен был возместить мне стоимость путевки (68 300 Р ), выплатить штраф (29 918,5 Р ), неустойку (3000 Р ) за просрочку выполнения моих требований и компенсацию морального ущерба (2000 Р ). Сумма выглядела странно, но я не стал возражать.

Компенсацию морального ущерба суд назначает самостоятельно. В исковом заявлении я требовал 10 000 Р — юрист сказал, что это стандартная сумма. Суд сократил ее до 2000 Р . Наверное, если бы я не отделался дежурной фразой о «нравственных страданиях», компенсация могла бы быть больше.

После последнего заседания стороны могут обжаловать решение суда в течение месяца. В моем случае ответчики не стали подавать апелляции и затягивать процесс.

Судебная канцелярия исправила ошибку и заверила изменение в документе

Судебная канцелярия исправила ошибку и заверила изменение в документе

Истец выбирает из четырех вариантов взыскания денег:

  1. через судебных приставов;
  2. через банк ответчика;
  3. через коллекторское агентство;
  4. напрямую с ответчика.

Через приставов

Судебные приставы профессионально взыскивают деньги и имущество с должников. Чтобы обратиться в службу судебных приставов, истец должен получить исполнительный документ. В моем случае это был исполнительный лист из суда. На его основании ответственный пристав возбудит исполнительное производство: запросит долг у ответчика и передаст его взыскателю, то есть мне. Если должник откажется, пристав будет добиваться возврата денег всеми возможными законными способами.

Взыскатель должен обратиться в Службу судебных приставов по месту регистрации ответчика. Юридический адрес туроператора относился к Дмитровскому району Москвы, поэтому я отправил документы в Дмитровский отдел ФССП .

Мой юрист сказал, что приставы работают долго. Но в результате именно они справились быстрее всего — за две недели с момента получения исполнительного листа.

Через банк

Банки принимают у взыскателей исполнительные листы и заявление на перечисление долга напрямую, если взыскатель знает, что в конкретном банке открыты счета должника.

Если взыскатель не знает, то обращается в налоговую — там сообщат, в каких банках они открыты. Банк удовлетворит требование, если денег на счетах достаточно, или откажет, указав причину.

В заявлении взыскатель указывает:

  1. Реквизиты своего счёта, чтобы перечислить туда долг.
  2. Паспортные данные, ИНН (если есть), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание или проживание в РФ .

Я не знал, что сведения о счетах можно запросить у налоговой, поэтому воспользовался информацией из договоров туроператора, которые туристы выкладывали в интернет. Из-за этого банк несколько раз возвращал заявление с исполнительным листом: каждый раз находил ошибку в ИНН , ОГРН или других данных туроператора.

Я боялся потерять исполнительный лист при пересылке, поэтому документы подавал лично. Из-за того что банк был в Москве, мы с приятелем ездили туда по очереди — для этого я оформил доверенность у нотариуса. Она стоила 1200 Р .

На поездки в Москву и попытки получить деньги от банка мы потратили семь месяцев. После этого обратились к приставам.

Напрямую

Взыскатель с исполнительным листом может напрямую обратиться в задолжавшую организацию и попросить перевести долг на его расчетный счет. Если ответчик соглашается и платит, то мы можем заключить мировое соглашение — мол, всё, помирились.

Заключить мировое соглашение с ответчиком можно, даже если судебный пристав успел возбудить исполнительное производство. Для этого взыскатель и должник собирают заявление об утверждении мирового соглашения, копию исполнительного документа и справку пристава о возбуждении исполнительного производства. Всё это отдаем в суд, который выдал исполнительный лист. Мировое соглашение вступает в силу после утверждения судом.

Теоретически это самый быстрый вариант, но мы им не воспользовались.

Результат

Я заболел 31 января 2013 года, подал иск в суд в марте. Суд вынес решение 11 октября 2013 года. Деньги мы получили 23 сентября 2014 года:


Если бы я сразу пошел к приставам, мог бы вернуть долг в ноябре 2013 года.

Вот уже год как действуют новые правила, призванные защищать наш мирный отдых. А именно если организатор турпоездки не выполнил свои обязательства, путешественник получит денежную компенсацию. Раньше это было «вилами на воде писано». Теперь это называется финансовыми гарантиями. За год новый порядок успел показать себя. Как отстоять свои интересы — читайте в нашей статье.

Поправки к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу 1 июня 2007 года. По замыслу законодателей, компании-операторы теперь не могут отказать туристу в выплате компенсаций, мотивируя это отсутствием денег. Для таких нужд и потребуется финансовое обеспечение, то есть гарантийные фонды. Таким финобеспечением может быть либо банковская гарантия, либо договор страхования ответственности.

Кроме того, новые правила призваны защитить туриста от фирм-однодневок, которые исчезают, как только речь заходит о компенсации неудавшегося отдыха. Банкротство туристической компании теперь не должно становиться помехой для туриста, желающего возместить ущерб от плохо организованного путешествия.

В каких случаях туристу полагается компенсация

Страховое возмещение должны выплатить, когда туроператор не выполнил свои обязательства по договору. Об этом говорит статья 17.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Нарушены условия договора. Самый популярный пример — это несоответствие класса отеля. Человек оплатил проживание в пятизвездочном отеле, а его заселили в «четыре звезды», которые стоят дешевле. Или туроператор не провел экскурсии, за которые путешественник заплатил. Еще одна ситуация: вопреки договору человеку не предоставили индивидуальный трансфер, а предложили ехать в автобусе вместе со всей группой. За все это туроператор должен выплатить туристу компенсацию.

Задержан рейс самолета. За перелеты, согласно Воздушному кодексу РФ, отвечает авиакомпания-перевозчик. А туроператор несет ответственность за сокращение отдыха, которое произошло из-за того, что рейс отложили. Проще говоря, человек оплатил десять дней путешествия, и один из них просидел в аэропорту, ожидая своего самолета. В таком случае туристическая компания должна возместить ущерб за этот «неиспользованный» день (в том числе за пропущенные экскурсии и т .п.). Если из-за задержки рейса пришлось лишний день остаться на курорте, гостиницу должен оплатить туроператор.

Заметим, что возмещать «упущенную выгоду» за счет финансового обеспечения туристу не будут. Например, когда из-за задержки трансфера из гостиницы человек опоздал на рейс и из-за этого не успел к себе на работу — на переговоры, где планировал подписать контракт.

Не соблюдены требования законодательства. Суть их в том, что отдых не должен представлять угрозу жизни и безопасности туриста. Примеров может быть множество. Водитель автобуса, на котором перевозят туристическую группу, находится в состоянии алкогольного опьянения, либо транспортное средство не прошло технический осмотр. Туристов разместили в комнатах, которые требуют капитального ремонта, а питание не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. За все это турист вправе получить компенсацию за счет финобеспечения туроператора.

Не оказана помощь в экстренной ситуации. Турист был вынужден при чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, из-за цунами, прервать свой отдых и срочно вернуться домой. Если он сделал это на свои деньги, то имеет право на возмещение расходов. В частности, когда туроператор не организовал вылет и путешественник сам купил авиабилет домой. Однако стоит учитывать, что есть исключение для туристов, которые путешествуют по странам с нестабильной политической обстановкой. Допустим, народные волнения, государственный переворот или иные подобные события не дали туроператору выполнить свои обязательства. В этом случае права на страховую выплату у путешественника нет. То есть если «повстанцы захватили аэропорт», никаких компенсаций от туроператора путешественнику не полагается.

Как получить компенсацию

Допустим, вас заселили в номер, класс которого не соответствует договору. Начинать действовать придется уже на отдыхе. Причем делать это лучше поэтапно, кропотливо собирая доказательства того, что ваши права были нарушены.

На отдыхе. В первую очередь надо найти представителя компании, которая продала вам путевку. Напишите в двух экземплярах свою претензию: одну вы отдадите представителю, а другую оставите у себя. Важно, чтобы вашу копию подписал тот, кто будет выступать от лица туристической компании. Если представитель отказывается завизировать ваш экземпляр либо не желает встречаться вообще, обратитесь с письменной претензией к администрации отеля, пансионата и также попросите по-ставить подпись и печать на заявлении.

Если и это сделать не удастся, соберите как можно больше доказательств, что условия договора нарушены. Такими доказательствами могут быть фотографии, видеозаписи, свидетельства людей (не забудьте указать паспортные данные свидетелей), которые видели ваши «мучения», квитанции об оплате услуг, которые были гарантированы как бесплатные, и т. д.

Дома. Обратиться с претензией следует в течение 20 дней после возвращения из поездки. Так как отвечать за качество тура должен оператор, логичнее обращаться именно к нему. Но если туроператор находится в Москве, а вы проживаете в отдаленном регионе и купили путешествие у местного турагента, то вы имеете право обратиться в компанию, в которой оформляли договор.

В претензии необходимо указать, как были нарушены условия договора и права туриста. Также надо сослаться на собранные доказательства и приложить копии подтверждающих документов. Можно указать свой вариант решения проблемы, размер желаемой денежной компенсации. У туристической компании стоит взять расписку с печатью организации о том, что претензия получена.

Ответить на обращение вам должны в течение 10 дней с момента его получения. Предположим, компания дала отрицательный ответ. В таком случае вам придется обратиться в суд с исковым заявлением. Ведь чтобы получить компенсацию от банка или страховой компании, турист должен предъявить ряд документов. В числе основных:
— документ, где туроператор отказывает в добровольном порядке решить вопрос с туристом;
— копия судебного решения, которое обязывает туроператора возместить ущерб.

Отметим, что вы вправе подать в суд и по месту своего жительства, и по месту регистрации ответчика. А иск можно подать как на турагента, так и на туроператора. Однако, как отмечают юристы, надежнее подавать иск либо на туроператора, либо сразу на обоих — агента и оператора.

В судебной практике есть небольшой процент дел, которые были проиграны туристом лишь потому, что человек не смог правильно оформить свою претензию: грамотно не сформулировал требование, не предоставил весомых доказательств. Так что в суд идти лучше с профессиональным юристом. Как правило, если претензия не надуманная и свои обязательства туристическая компания действительно не выполнила, суд выносит решение в пользу истца.

Как потребитель турист освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение в суд. Причем человек имеет право получить неустойку в размере 3 процентов за каждый день, который прошел с того момента, как туристическая организация отказалась добровольно удовлетворить требования отдыхающего.

После того как все документы будут представлены, банк или страховая компания должны выплатить компенсацию в течение 30 календарных дней.

Судебная тяжба с туроператором может растянуться на полтора года

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ
Михаил ЕВТЕЕВ, заместитель генерального директора РООСЗППТ «Клуб защиты прав туриста»:

— Согласится ли туристическая компания возместить ущерб добровольно, как правило, зависит от суммы компенсации. Если речь идет о 10 000—15 000 руб., то зачастую компании без проблем выплачивают эти деньги. Когда клиент требует больше, может возникнуть спор. Туристическая организация будет настаивать на том, что с ее стороны все условия договора были выполнены. И доказывать свою правоту человеку придется уже через суд. Обычно судебные разбирательства длятся около трех месяцев, но сложные случаи могут рассматриваться и до полутора лет.

Мы сейчас участвуем в судебном разбирательстве между туристкой и ООО «Евробизнес Турс».

В октябре 2007 года компания продала женщине тур на остров Пхукет в Таиланде. Туристов поселили в номере, где были муравьи, а швы кафеля ванной и душевой оказались заражены грибком. Все эти факты женщина подтверждает фотографиями. Сантехника была в жутком состоянии, краны покрыты коррозией и плесенью. Все бассейны отеля были замусорены. Туристическая компания ничего не сделала, чтобы изменить условия проживания своих клиентов. И в итоге люди за свой счет переехали в другой отель.

Я считаю, что это очень яркий пример того, как туристическая компания не выполняет свои обязательства и турист имеет право на компенсацию за испорченный отдых.

Как подстраховаться перед поездкой, чтобы избежать неприятностей

Итак, вы купили тур за рубеж. Приведем основные советы, что сделать перед отъездом, чтобы впоследствии избежать проблем.

Убедитесь в наличии «агентского соглашения». Это договор, который агент заключает с оператором. Документ дает агенту право оказывать туристические услуги. Совет особенно актуален для регионов, где продажей туров чаще всего занимаются не сетевые компании, а единичные юридические лица и где риск столкнуться с фирмой-однодневкой значительно выше.

Соберите максимум дополнительной информации. Для того чтобы турист смог сделать правильный выбор, туристическая компания должна предоставить ему информацию о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия. В том числе сведения об отелях, пансионатах, других местах, где путешественника разместят, и системе питания, услугах по перевозке. Кроме того, туристу должны сообщить все особенности национального законодательства страны пребывания. К примеру, в Египте высокий штраф грозит за незаконный вывоз кораллов. А в некоторых странах не стоит слишком оголяться на пляжах. Также необходимо обратить внимание на тот перечень вещей, который необходимо декларировать, иначе это может повлечь обвинение в контрабанде.

Проверьте документы. После оформления тура у человека на руках должны быть следующие документы.

1. Договор. В документе должна быть указана информация о туроператоре и турагенте, включая их юридические адреса и банковские реквизиты; сведения о туре, в том числе программа пребывания и маршрут путешествия. Также должны быть прописаны дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон. Кроме того, в договоре должны быть оговорены условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон. Все туроператоры обязаны числиться в Едином федеральном реестре туроператоров и иметь регистрационный номер — его также указывают в договоре. Стоимость услуг должна быть прописана в рублях и также указана в договоре и (или) в туристической путевке к нему.

2. Документ, подтверждающий оплату тура. Если турист оплачивает путешествие наличными или по банковской карте, то ему выдают кассовый чек или же выписывают туристскую путевку к договору. В этой путевке должны быть указаны условия путешествия и его стоимость в рублях. Турпутевка оформляется на бланке, отпечатанном в типографии.

3. Ваучер. Это документ, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура. Ваучер выдают в трех экземплярах: один остается в агентстве, второй — у туриста, третий путешественник предъявляет там, куда едет отдыхать. Если клиент получил один экземпляр, он может сделать его ксерокопию.

4. Информация о стране либо программа отдыха.

5. Авиа-, железнодорожные билеты.

6. Медицинская страховка.

7. Загранпаспорт и виза (если она требуется).

Турагент или туроператор обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать все документы, необходимые для поездки. В некоторых компаниях принято выдавать документы в аэропорту за несколько часов до вылета. Эта ситуация должна быть согласована с человеком, который едет на отдых.

Как бы там ни было, никакие деньги не заменят человеку отличного путешествия. Поэтому прежде чем покупать поездку на солнечный пляж, стоит повнимательнее присмотреться к продавцу. Ищите того, чей профессионализм не вызовет у вас сомнения.

За комфорт в аэропорту отвечает перевозчик

Отношения пассажира и авиаперевозчика регулируют Федеральные авиационные правила (утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82). Этих правил обязаны придерживаться все перевозчики, независимо от того, о каком рейсе идет речь — регулярном или чартерном. Во время регистрации в аэропорту, как правило, дежурят представители авиакомпании и туроператора, который организовывает поездку. От них и нужно добиваться внятного ответа: почему и на сколько задержан вылет и как собираются «скрашивать» туристу время ожидания?

Обратите внимание на бланк турпутевки!

В феврале 2008 года Верховный суд РФ отменил бланк «Турпутевка». Поводом для того стало заявление петербуржца Павла Нетупского, который потребовал признать незаконным приказ Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н. По мнению истца, в бланке «Туристическая путевка» указывают только стоимость услуги, а значит, документ не сможет защитить в суде потребителя, если туристическая компания не выполнит свои обязательства. Верховный суд с аргументами заявителя согласился и бланк отменил. Однако Федеральное агентство по туризмуна это решение подало кассационную жалобу. По предварительной информации рассмотрение дела назначено на 10 июня 2008 года. На момент подписания этого номера бланк «Турпутевка» использовали в прежнем режиме.

Иск о расторжении договора о реализации туристского продукта и возврате денег, уплаченных по этому договору, подается одновременно к турагенту и туроператору в районный суд по месту нахождения ответчика, по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Законодательство о защите прав потребителей гарантирует потребителю право на то, чтобы услуги, в том числе туристские, были безопасны для его здоровья (ст. 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Защита прав и интересов туристов, а также обеспечение их безопасности прямо провозглашаются в числе направлений государственного регулирования туристской деятельности.

На случай возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, статья 14 Закона N 132-ФЗ предоставляет туристу (экскурсанту) право потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Данная статья прямо предусматривает последствия расторжения договора: если турист потребует расторжения договора до начала путешествия, ему (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Статья 14 Закона N 132-ФЗ при этом требует подтверждения угрозы безопасности жизни и здоровья туристов соответствующими решениями (рекомендациями) органов власти.

Сейчас подобные решения приняты лишь в отношении ряда стран:

  • Информация Федерального агентства по туризму от 24 января 2020 г. «О наличии угрозы безопасности туристов в Китайской Народной Республике»;
  • Информация Федерального агентства по туризму от 27 февраля 2020 г. «О наличии угрозы безопасности туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран».

В отношении иных стран Ростуризм 19 марта 2020 г. издал рекомендацию гражданам России, по возможности, временно воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации до нормализации эпидемиологической обстановки.

Отметим, что по своему содержанию последняя рекомендация тождественна вышеназванным решениям Ростуризма о возникновении в стране (месте) временного пребывания туриста угрозы безопасности его жизни и здоровью. Поэтому, на наш взгляд, она также должна рассматриваться в качестве предусмотренного ст. 14 Закона N 132-ФЗ решения (рекомендации) органов власти, подтверждающей угрозу безопасности жизни и здоровья туристов.

На этом основании мы полагаем, что турист вправе требовать расторжения договора о реализации туристского продукта и возврата уплаченных денежных сумм на основании ст. 14 Закона N 132-ФЗ.

Из ст.ст. 9, 10.1 Закона N 132-ФЗ следует, что при реализации туристского продукта через турагента отношения формируются по модели трехсторонних отношений с участием посредника «турист-турагент-туроператор». При этом ответственность последних лиц перед туристом разграничивается в зависимости от возложенных на них законом обязательств.

Исполнителем услуг, входящих в туристский продукт, является туроператор, поэтому он отвечает за непосредственное исполнение договора о реализации туристского продукта. Турагент же является исполнителем лишь по следующим обязательствам:

  • передать денежные средства, полученные от туриста, туроператору;
  • уведомить туроператора о заключении договора о реализации туристского продукта;
  • согласовать с ним условия путешествия на основании запроса туриста;
  • предоставить туристу надлежащую информацию о туроператоре и туре.

Этим ограничивается ответственность туроператора.

На это обращено внимание в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»:

Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Поскольку обязательство по возврату денежных средств в связи с расторжением договора не вытекает из обязанностей турагента, мы полагаем надлежащим ответчиком по этому требованию туроператора.

В этой связи смотрите, например:

  • апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 октября 2013 г. по делу N 33-1696;
  • определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 22 мая 2013 г. по делу N 33-1737/2013;
  • апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 04 июня 2019 г. по делу N 33-1412/2019;
  • апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 октября 2018 г. по делу N 33-6008/2018;
  • апелляционное определение Московского городского суда от 06 августа 2014 г. N 33-31194/14.

Однако в связи с тем, что иск о расторжении договора предполагает прекращение договорного правоотношения, такие требования должны предъявляться к участникам этого правоотношения, т.е. в рассматриваемой ситуации к турагенту.

Гражданское процессуальное законодательство позволяет предъявить иск к нескольким ответчикам, если их обязанности перед истцом имеют одно основание (ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 40 ГПК РФ). В данном случае таким основанием является договор о реализации туристского продукта. Поэтому истица вправе объединить свои требования к обоим ответчикам в одном иске.

В силу ст. 24, п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ данное дело подсудно районному суду. Истица имеет право выбора между судом по месту нахождения ответчика, по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (ст. 28, ч.ч. 7 и 10 ст. 29 ГПК РФ).

Купила тур в Стамбул из Ростова-на-Дону на 27 апреля. Хотела отметить в поездке свой юбилей. Тур аннулировали в одностороннем порядке, поскольку аэропорт закрыли. Боюсь, откроют его нескоро.

Я покупала путевку в турагентстве и с ним же заключала договор. Обратилась туда и потребовала вернуть деньги. Но компания ссылается на туроператора и его официальное письмо, в котором не было никакой определенности по поводу сроков возврата.

Подскажите, кому отправлять заявление о возврате денег: туроператору или турагенту?

Напишите заявление турагенту. Если компания не вернет деньги добровольно, вы вправе обратиться в суд. Тогда туроператора привлекут как соответчика.

Может ли турист вернуть деньги, если тур отменили из-за закрытого аэропорта

С 24 февраля Росавиация ограничила полеты в 11 аэропортов на юге и в центральной части России: Ростов-на-Дону (Платов), Краснодар (Пашковский), Анапу (Витязево), Геленджик, Элисту, Белгород, Брянск, Курск, Воронеж, Липецк и Симферополь. Рейсы оттуда и туда не выполняют.

Для бизнеса такая ситуация считается форс-мажором. Это значит, что турфирма или авиакомпания не должна платить штраф за то, что не оказала услугу заказчику, даже если это прописано в договоре. Но вернуть деньги или предложить альтернативу придется. Для авиакомпаний и турфирм правила будут отличаться.

Если авиакомпания отменила рейс, она должна вернуть пассажиру деньги за билеты, даже если тариф невозвратный. В Тинькофф Журнале есть статья, где мы рассказывали, как это сделать.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Что касается путевок, то туркомпания может посчитать такую ситуацию существенным изменением обстоятельств. Ведь ее вины в том, что аэропорты закрыли, а рейсы отменили, нет. Если туроператор или турагент сам отменил тур, то он должен вернуть клиенту стоимость путевки. Но компания вправе удержать деньги, которые уже потратила на организацию поездки. Например, на невозвратную бронь гостиницы за рубежом. Эти расходы нужно подтвердить документами — чеками и платежками.

Внимательно изучите даты на квитанциях. Фирма вправе удерживать деньги, которые потратила до расторжения сделки. Если она потратила что-то после отмены тура, то должна вернуть эти деньги клиенту.

Еще компания может предложить перенести поездку, оставить деньги на депозите для оплаты других путевок или поменять маршрут. Например, предложить клиенту доехать на поезде до другого аэропорта и вылететь оттуда. Но турист вправе отказаться от таких предложений и потребовать назад деньги — опять же за вычетом фактически понесенных трат. Если в течение 10 дней с момента обращения турфирма не вернула деньги, клиент может обратиться в суд.

Кто несет ответственность перед туристом: туроператор или турагент

Неважно, с кем клиент заключил договор — с туроператором или турагентом. Оба несут ответственность друг перед другом и перед путешественником.

Если у клиента есть претензии к туру или надо вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, то туроператор и турагент должны работать вместе, чтобы решить проблему. А если турист обратится в суд, то деньги могут взыскать с обоих — с кого и сколько, решит судья.

Например, жители Смоленской области пошли в суд, чтобы вернуть 77 000 Р за несостоявшуюся поездку в Турцию. Еще они потребовали заплатить им неустойку — по 38 500 Р каждому, по 20 000 Р компенсации морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденных сумм.

Суд первой инстанции решил, что турагент должен вернуть деньги только одному истцу: 2000 Р за несостоявшийся тур, 5000 Р компенсации морального вреда и 3500 Р штрафа. А с туроператора надо взыскать в пользу этого же истца 75 000 Р за путевку, 40 000 Р штрафа, а также по 5000 Р компенсации морального вреда каждому туристу.

Туроператору это не понравилось. Он посчитал, что ответственность перед туристом должен нести турагент. Но суд сказал, что права и обязанности перед путешественником несет туроператор, поэтому он должен выплатить большую часть суммы. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение в силе.

С кого требовать деньги

Если турагент не ответит в течение 10 дней или откажется возвращать деньги, вы можете обратиться в суд и указать его и туроператора соответчиками. В иске укажите, когда и с кем заключали договор. Напишите, что получили извещение об отмене поездки, потребовали вернуть деньги, но вам не ответили или отказали. Суд решит, с кого и сколько денег взыскать. Как подать иск, Тинькофф Журнал уже рассказывал.

Суд первой инстанции взыскал все суммы, которые требовал клиент, и назначил 20 000 Р штрафа. Турагент обжаловал решение. Он заявил, что ответчиком является туроператор, а агент отвечает только за деньги, которые получил за свою работу.

Но суды второй и третьей инстанций оставили решение в силе. Они сказали, что турагент тоже несет ответственность перед путешественником, а привлечь к ответственности туроператора нельзя: турагент и туроператор не заключили соглашение о продаже туров и первый не перечислил последнему деньги.

Анастасия Корнилова

Загрузка

Тинькофф путешествия тоже не желает нести ответственность за продажу билетов на закрытые направления. Наверное, тоже нужно в суд обращаться

Формирует и продает тур туроператор. Денежные средства за тур также получает туроператор. Турагент выступает посредником между туроператором и туристом. Поэтому заявление на возврат денежных средств за несостоявшийся тур подается на имя туроператора, через турагента. Но закон не запрещает туристу обратиться с таким заявлением непосредственно к туроператору.

Наталья, все пишите правильно. Только турагент взял - и обанкротился. И все! Никто никому ничего не вернёт. Даже по суду. Так получилось у меня

Жанна, а ТО разве не несёт ответственность? У нас тоже турагент сдулся- перестала контактировать полностью и офис закрыла. Перед этим аргументировала: Знаете сколько таких случаев? Некоторые по 500т теряют!
Как будто нам легче от этого:(

Если оплатили картой я бы делал чарджбек через банк

kuskus, разве чарджбек может помочь в такой ситуации? Мне точно так же отменили тур, но деньги сказали не вернут - заморозят на депозите на год. Вернуть можно только через суд, платила все с карты - есть ли основание для чарджбека? Официального письма об отмене тура нет, просто s7 никуда не летает заграницу)

Maria, основанием для чарджбека является не оказание (не получение) услуги. Мой тур я покупал у травелатыт, а они соответственно у библио глобуса, и тоже сначала пытался решить через них, после того как пытался решить через них и мне просто вынесли мозг, я опротестовал покупку через банк, банк вёл с ними переписку и тд, я только предостовлял документы, и пояснения если было нужно. Через месяц банк перевёл авансом сумму возврата на кредитку, через 2 пришло возврат комиссии от травелаты и возврат от библиков

kuskus, у Вас тоже деньги заморозили на депозите или просто не возвращали? Я в корале покупала, а они через туи и тоже мозг выносят - мол, идите в суд или платите за новые билеты иностранными авиакомпаниями:((

Maria, мне просто отказались и переносить и возвращать, не слушайте их, пусть банк с ними общается, а не вы, правда долго это, не волнуйтесь, все будет норм.
Звоните в банк и говорите, что хотите опротестрвать транзакцию через чарджбек, там 3 месяца с момента оплаты, если я не ошибаюсь

kuskus, спасибо большое!! Буду пробовать!

Maria, нам тоже через банк вернули. Это в коронавирусные времена, сейчас не знаю, прокатит ли такое.

Ami, спасибо за ответ! Попробую!

Системный, да у меня в договоре указан турагент Платили наличкой, нам отказали в оплате картой Знаю звучит смешно, но сослались на большую комиссию Нам предложили перебронироваться на Россию, выбор конечно не большой у Пегаса, либо оставить деньги на депозите

Системный, согласно ФЗ "об основах туристской деятельности" исполнителем является туроператор

Мой тур отменили из за пандемии,в 2020г.С возвратом тянут ,никаких подвижек.Написала досудебную претензию в турагентство,отправила заказным письмом.И что. Лежит оно на почте,его никто не хочет получать. Вот жду,когда оно ко мне вернется с почты,чтобы писать иск уже в суд!И не факт,что если решение суда будет в мою пользу, и мне вернут деньги.Будет такое же молчание и игнор! (. )

В статье все правильно изложено. Хорошо бы еще осветили такие "мелочи"- удалось ли реально получить деньги по решению суда? И насколько часто в процентном отношении бывают такие удачи? Заявления и ТА и ТО были поданы. ТА прекратила появляться в офисе и заявила, что она "ненадлежащий ответчик" и что-то с неё требовать-"это хамство".
ТА вообще ничего не отвечает, хотя послали письмо с уведомлением о вручении.
В статье звучит "должен", "должны", но мы прекрасно знаем, что должны вернуть. К сожалению, знать и реально получить назад значительную сумму не одно и тоже.

Здравствуйте, с семьей приобрели путевку в Турцию, запланировали отдых. Но наш тур отменили, по причине отмены рейса. Турагент постоянно была на связи и сообщала, что информации не , она не может дозвониться. Я тоже не могла дозвониться до туроператора, а когда дозванивалась как турист, которая приобрела у них, мне ничего не говорили и отправляли в турагентство. Затем нам предложили перенести на позднюю дату, либо через Москву. От Москвы мы отказались, дали согласие на другую предложенную дату, перенесли отпуска, снова ждали. И снова молчание на наш ответ. Потом пришел ответ «в работе», потом снова молчание, потом снова предложили поездку через Москву, но мы с маленьким ребёнком и нам это неудобно. Мы изначали отказались от такого варианта. Казалось, что турагенство не дает нам ответ, как будто бы ждет продадут ли они путевки на эти даты по завышенной цене другим туристам, а если останутся, нам предложат. Т.к.с момента нашего приобретения евро вырос и цены повысились и им выгодно было продать новым туристам по новым ценам, чем перенести наш тур с сохранением стоимости тура. 3 дня мы изнервничались собираться-не собираться, и не знали что делать. Когда осталось пару дней до нашего вылета, пришел отказ и в одностороннем порядке наш тур аннулировали. Теперь получается мы потеряли время, на ближайшие даты вылетов уже нет, на поздние даты и очень дорого стало и уже по датам не успеваем потом вернуться, нужно на работу и так продлевали отпуск.
Получается по вине туроператора то, что держали нас в неведении и вводили в заблуждение на безрезультатное ожидание своего отпуска, изначально не дав ответ, а мы потеряли свой отпуск. Хотелось бы получить не только деньги за свой тур, но и компенсацию за него. Куда нужно писать претензию о компенсации морального вреда?

Написала претензию на турагентство (Травелата), деньги вернули, в назначении платежа возврат от Травелаты.

Татьяна Ким

В феврале купила билеты в авиакомпании S7 из Краснодара в Хабаровск на июль. В мае авиакомпания предложила забрать деньги или поменять вылет в одном из трех аэропортов. Я выбрала Сочи. Надеюсь вылет состоится.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА ПЕРЕД ТУРИСТОМ

Когда у туриста возникают претензии по исполнению обязательств из договора о реализации турпродукта, сложно бывает определить, кто же должен нести ответственность перед туристом – турагент, с которым турист заключал договор, или туроператор, который формировал турпутевку.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, причем независимо от того, заключал ли турист договор напрямую с туроператором, или с турагентом. Таким образом, закон исходит из того, что у туриста всегда должна быть возможность предъявить претензии по турпродукту напрямую туроператору.

Следует подчеркнуть, что никакие положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором не способны ограничить право туриста на предъявление требований к туроператору.

Таким образом, туроператор в полном объеме несет ответственность по всем требованиям туристов, связанных с ненадлежащим исполнением договора о реализации туристского продукта.

Для определения пределов ответственности туроператора перед туристом необходимо внимательно изучить условия заключенного договора о реализации туристского продукта.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА

В соответствии с условиями заключенного договора о реализации туристского продукта туроператор отвечает за качество следующих услуг:

· услуг по размещению и условиям проживания (например, соответствие места нахождения гостиницы и ее категории заявленным);

· тип и качество питания;

· услуг по перевозке в стране временного пребывания, включая авиаперевозки и трансферты;

· услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;

· программу пребывания и маршрут путешествия;

· иные, предусмотренные договором условия путешествия.

Кроме того, туроператор несет ответственность за оказание дополнительных услуг, приобретенных у третьих лиц в стране временного пребывания вне рамок договора о реализации туристского продукта, если на этих лиц туроператором возложено исполнение части или всех его обязательств перед туристами и, если такие услуги отражены в официальных документах туроператора.

Если исполнителем является турагент, то он обязан сообщить потребителю о своих полномочиях как турагента, совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта, включая информацию о том, от чьего имени он действует.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРАГЕНТА

Турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов.

Данное условие применимо, если не предоставление указанной информации привело к неправильному выбору свойств (качеств) туристского продукта и повлекло возникновение дополнительных затрат и иных убытков

Если у турагента были приобретены какие – либо дополнительные услуги, не указанные в договоре, например, дополнительные экскурсии, за их качество, соответственно, ответственность будет нести турагент.

Таким образом, по общему правилу, турагент может быть привлечен к ответственности перед туристом только в том случае, если при заключении договора он действовал от собственного имени, причем размер его ответственности будет ограничен величиной агентского вознаграждения.

Материал разработан специалистами Центра информирования и консультирования граждан по материалам СПС «КонсультантПлюс»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: