На какие суда не распространяется ктм

Обновлено: 24.04.2024

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

Комментарии к ст. 3 КТМ РФ

В соответствии со статьей 29 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (принята 10 декабря 1982 г. в Мотего - Бее (Ямайка)) под военным кораблем понимается судно, принадлежащее вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Это определение относится и к российским военным кораблям. К другим судам, находящимся в собственности государства и эксплуатирующимся им только для правительственной некоммерческой службы, относятся, например, таможенные суда, пограничные корабли, суда, осуществляющие охрану водных биологических ресурсов, карантинной службы и т.п. Военные и вспомогательные суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые только для правительственной некоммерческой службы, а также некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства, обладают так называемым суверенным иммунитетом, т.е. иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (уголовной, гражданской, административной); к ним не могут быть применены арест или задержание, другие принудительные меры (например, принудительная продажа).

Россия традиционно, как ранее и Советский Союз, придерживалась до последнего времени абсолютного государственного иммунитета, что нашло свое проявление во многих судебных делах в других государствах по искам к СССР и к России. Однако, в силу экономической заинтересованности, особенно с конца XX в., Россия, выступая как государство, во многих внешнеэкономических сделках, кредитных, инвестиционных и т.п., соглашалась на включение в контракты оговорок об отказе от использования своих иммунитетов. Само по себе это еще не означает отхода от концепции абсолютного иммунитета. Однако принципиальный сдвиг произошел с принятием в 1999 г. КТМ РФ. В отличие от ранее действовавшего КТМ СССР, иммунитеты не распространяются на государственные морские суда, используемые для коммерческих целей. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ 2002 г. (ст. 251) судебный иммунитет предоставляется только в отношении государства, "выступающего в качестве носителя власти".

Речь идет здесь не обо всей полноте государственного иммунитета, но лишь об одной из его составляющих - о судебном, т.е. процессуальном иммунитете, и можно говорить о том, что это, к примеру, не означает отказа от иммунитета государственной собственности .

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Задайте вопрос юристу:

Кодекс торгового мореплавания посвящён специфической сфере деятельности людей, связанных с морской перевозкой грузов и пассажиров. По специфичности его можно сравнить с воздушным кодексом, регулирующим взаимоотношения людей в сфере перемещения воздушных судов.

Основные положения

КТМ РФ регулирует взаимоотношения людей, связанных использованием морских судов для целей (ст. 2):

  • транспортировки грузов любого назначения, кроме военного;
  • перевозки пассажиров;
  • проведения исследовательских работ в морских условиях;
  • осуществления любительской и промышленной рыбной ловли;
  • ледокольной и лоцманской проводки;
  • спасения и поиска судов и людей, терпящих бедствие в море;
  • подъёма затонувших объектов;
  • обеспечения спортивных культурных мероприятий, проходящих в море;
  • контроля состояния среды.

Таким образом, название кодекса носит условный характер. Точнее его можно назвать кодексом о гражданском мореплавании.

Объектом правил данного кодекса являются суда, которые перемещаются по внутренним и внешним морским водоёмам, а так же по морям с заходом в русла рек. Действие Кодекса торгового мореплавания РФ не распространяется на суда, используемые для военных целей, а так же для транспортировки государственных грузов (ст. 3).

Государственное управление торговым мореплаванием осуществляется силами федеральных органов исполнительной власти, специализирующихся по транспорту, рыболовству и другим сферам народного хозяйства, связанным с передвижением морских судов (ст. 5).

Основные тематические блоки кодекса

Сложная система морских перевозок и связанных с ними объектов, процессов и явлений нашла своё отражение в следующих нормативных блоках.

    . Этому главному объекту взаимоотношений, регламентируемых данным кодексом, посвящены статьи, сконцентрированные во второй и третьей главах. Кроме классификации судов, кодекс определяет права собственности, признаки идентификации, предоставление права пользования под флагом России, судовые документы и реестры. . В главе четвёртой содержится описание минимального состава экипажа, как по количеству, так и по должностным обязанностям. В данном кодексе даже описаны трудовые отношения, которые должны регулироваться, конечно, Трудовым кодексом РФ. В КТМ РФ описывается специфика формирования трудовой иерархии на судне. . Эта функция крайне важна для обеспечения безопасности морского плавания судов. Как следует из статьи 87, суда могут проводить только те люди, которые получили от капитанов морских портов специальные удостоверения. Это разрешение даёт права осуществления проводки только в определённом районе прохождения судов.
  1. Морские перевозки. Они могут осуществляться как по разовым маршрутам, так и по морской линии, то есть между портами по утверждённому расписанию. Данная тема в той или иной степени представлена в восьми главах (7-14). В них регулируются процессы оформления и эксплуатации морских линий, заключения договоров перевозки грузов и пассажиров, фрахтования, буксировки и т.п. . Морские перевозки связаны с большими рисками гибели или повреждения судна, потери груза, нанесения вреда здоровью пассажирам. По этой причине в КТМ РФ страхованию посвящена целая глава (15-я), состоящая из 37 статей. , убытки и ущерб. Этот блок посвящён форс-мажорным обстоятельствам при осуществлении пользования морскими судами. Кодекс делит аварийные ситуации на две части – общая авария и столкновение судов. Под общей аварией в данном случае подразумеваются убытки, связанные с расходами на обеспечение безопасности судна, груза и пассажиров (ст. 284). Материальная ответственность за ущерб при столкновении судов или за действия, которые могли бы привести к столкновению, возлагается на виновное лицо (ст. 312-314). Понятие ущерба распространяется на ситуации, которые привели к загрязнению среды по вине лиц, управляющих судном.
  2. Имущественные отношения. Нормативы такого рода содержатся в главах, посвящённых судну (глава 2, статьи 12-14), залогу (глава 22, статьи 367- 373), ипотеке (глава 22, статьи 374-387), правам собственности с участием иностранных граждан и юридических лиц (глава 26, статьи 415, 417, 425).

Данные нормативные блоки в полной мере отражают структуру права, регламентирующего взаимоотношения лиц, задействованных в сфере морских перевозок грузов и пассажиров. Однако следует выделить отдельные нормативы, имеющие особое и самостоятельное значение.

Спасение на море

Под словом «спасение» обычно принято понимать операции по вызволению людей из опасных ситуаций. Однако в главе 20 кодекса это понятие распространяется и на суда, а так же на любое имущество, находящиеся в море и не прикреплённое преднамеренно к объектам береговой линии (ст. 337). При этом положения статьи 337 распространяются на любые объекты, находящиеся в морской акватории, включая военные корабли и суда, перевозящие не коммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Спасение может осуществляться на общих или договорных условиях (ст. 338). Кодекс предусматривает оплату труда спасателей, если этот труд имел полезный результат (ст. 341). Кроме того, в данном документе описываются и критерии определения размеров вознаграждения (ст. 342). Если спасатель не смог добиться результата, полезного для собственников судна, но своими действиями предотвратил вред экологической среде от аварии, то он имеет право на компенсацию, равную расходам на работы, а в некоторых случаях и больше (ст. 343 КТМ РФ).

Спасение людей, находящихся на терпящем бедствие судне, осуществляется на безвозмездной основе. Однако спасатели, занимавшиеся людьми, имеют право на свою долю от всего мероприятия, предотвращавшего гибель судна и другого имущества. Не оплачиваются услуги по спасению, которые были оказаны вопреки желанию владельца судна или капитана (ст. 349).

Ущерб экологической среде

Данный кодекс является одним из немногих юридических документов, не являющихся частью экологического законодательства, который регламентирует ситуации, связанные с загрязнением среды. В нём предусмотрены два вида загрязнений – от опасных грузов (глава 19) и бункерного топлива (глава 19.1).

Ответственность за любые загрязнения среды несёт владелец судна (ст. 316). Исключением из этого правила являются ситуации, которые возникли по причине (ст. 317):

  • военных действий;
  • социальных беспорядков;
  • стихийного бедствия;
  • преднамеренных враждебных действий третьих лиц;
  • неисправности системы навигационного оборудования на берегу или в море по вине государственных или муниципальных властей.

Ответчиком по иску о возмещении ущерба является, конечно, собственник судна. Однако при страховании рисков ответчиком может быть страховщик.

Таким образом, Кодекс торгового мореплавания объединил в себе все правила, которые призваны обеспечить безопасное и юридически корректное передвижение морских судов в российских территориальных водах и за их пределами. Субъектами данной сферы права являются, прежде всего, те лица, которые владеют и осуществляют перемещение морских судов. Однако опосредованно ими являются все граждане России и подданные других стран.

(с изменениями на 28 июня 2022 года)
(редакция, действующая с 9 июля 2022 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

В документе учтено:

Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом другими федеральными законами (далее - законы), указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации).

2. Имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются настоящим Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 282-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 177-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

рыболовства (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

проведения морских ресурсных исследований;

Абзацы четвертый и пятый предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считаются соответственно абзацами пятым и шестым настоящей редакции - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Абзац шестой предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считается абзацем седьмым настоящей редакции - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

поисковых и спасательных операций;

Абзацы седьмой - тринадцатый предыдущей редакции с 1 февраля 2018 года считаются соответственно абзацами восьмым - четырнадцатым настоящей редакции - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

удаления затонувшего в море имущества;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом

1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда, суда, используемые в целях транспортного обслуживания и (или) обеспечения безопасности объектов государственной охраны, и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания

1. С использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 34-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, удаление затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

Подпункт 2 пункта 3 настоящей статьи вступил в силу с 30 декабря 2018 года - см. пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

Действие положений подпункта 2 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств, - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

Действие положений подпункта 3 пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ, а также международных договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств, - см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 460-ФЗ.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

4_1. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 142-ФЗ)

4_2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:

1) такие суда построены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4_1 настоящей статьи;

2) договоры на постройку и (или) использование таких судов заключены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4_1 настоящей статьи.

(Пункт дополнительно включен с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 142-ФЗ)

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

(Пункт дополнительно включен с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 34-ФЗ)

6. В целях осуществления отдельными судами отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, Правительством Российской Федерации могут приниматься решения об использовании для осуществления отдельных видов деятельности, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4_1 настоящей статьи, судов, построенных:

1) за пределами территории Российской Федерации - в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;

1. С использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 марта 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 470-ФЗ

2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, удаление затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации;

3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:

1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации;

2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации;

5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

3. Исключительно с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:

1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;

ГАРАНТ:

Подпункт 2 вступает в силу с 30 декабря 2018 г.

Действие положений настоящего подпункта (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 30 декабря 2018 г., а также международных договоров РФ, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств

2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки;

ГАРАНТ:

Действие положений настоящего подпункта (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 460-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 1 февраля 2018 г., а также международных договоров РФ, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств

3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 4.1 с 6 июня 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 142-ФЗ

4.1. При осуществлении с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, деятельности, предусмотренной пунктами 1 и 3 настоящей статьи, отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, осуществляются с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации и соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 4.2 с 6 июня 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 142-ФЗ

4.2. Отдельные виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, могут осуществляться с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и построенных за пределами Российской Федерации, либо судов, построенных на территории Российской Федерации, но не соответствующих установленным в Российской Федерации требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в следующих случаях:

1) такие суда построены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи;

2) договоры на постройку и (или) использование таких судов заключены до даты вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 5 с 12 марта 2020 г. - Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 34-ФЗ

5. В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, деятельность, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств.

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 6 с 6 июня 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 142-ФЗ

6. В целях осуществления отдельными судами отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, Правительством Российской Федерации могут приниматься решения об использовании для осуществления отдельных видов деятельности, определенных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.1 настоящей статьи, судов, построенных:

1) за пределами территории Российской Федерации - в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;

2) на территории Российской Федерации - в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в обращениях граждан за 1 квартал 2020 года

Наиболее часто задаваемые гражданами вопросы
и ответы на них в I квартале 2020 г.

По вопросам применения Кодекса торгового мореплавания.

  1. Распространяются ли требования, установленные КТМ на суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям без захода
    в иностранные порты?
  2. Согласно каким приказам ведется судовой журнал и оформляется судовая роль на суда смешанного (река-море) плавания (без захода в иностранные порты)?

В соответствии со ст.3 КТМ правила, установленные КТМ, распространяются:

- на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям;

-на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям.

При этом судовая роль оформляется в соответствии с Правилами ведения судовой роли на судах внутреннего водного транспорта, утвержденными приказом Минтранса России от 26.02.2018 № 72.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371, Росморречфлот не наделен полномочиями по разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации.

Юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,

в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

О содействии иностранному курсанту в получении удостоверения личности моряка в упрощенном порядке

Оформление и выдача УЛМ производится на основании требований «Положения об удостоверении личности моряка», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 628 (далее – Положение)
и «Административного регламента предоставления Федеральным агентством морского и речного транспорта государственной услуги по оформлению и выдаче УЛМ членам экипажей морских судов, судов смешанного (река-море) плавания
и судов рыбопромыслового флота», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.12.2013 № 460 (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 3 Положения и п. 2 Административного регламента удостоверение личности моряка выдается гражданам Российской Федерации, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, которые отвечают указанным требованиям.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии
с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче УЛМ, подлежащих представлению для иностранных граждан, постоянно проживающие на территории Российской Федерации является вид на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства и документ, удостоверяющий личность заявителя, выданный государством гражданства (подданства), признаваемый Российской Федерацией
в этом качестве (п. 17.2.в Административного регламента).

Отсутствие у иностранного гражданина, постоянно проживающего
в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства или документа, удостоверяющего личность, выданного государством гражданства (подданства), признаваемого Российской Федерацией в этом качестве является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по оформлению
и выдаче УЛМ (п. 22.3 Административного регламента).

При наличии действующего национального УЛМ, оформленного в стране гражданства (подданства) заявителя, прохождение плавательной практики может быть рассмотрено руководством университета по согласованию с компетентными органами.

По вопросу внесения сведений в гражданском паспорте при нахождении
на судне по паспорту моряка

Порядок выдачи и ведение паспорта моряка определяется «Положением
о паспорте моряка», утвержденным постановлением Совета Министров СССР
от 31.12.1974 г. № 997 (далее – Положение).

Согласно ст. 3 Положения в паспорте моряка указывается следующие сведения о личности владельца паспорта:

фамилия, имя, отчество;

число, месяц и год рождения;

занимаемая должность с указанием наименования судна и судовладельца.

В паспорте моряка указывается наименование порта, где выдан паспорт, время выдачи и срок действия паспорта, а также производятся отметки
о продлении срока действия паспорта, об изменениях служебного положения владельца паспорта и о выезде владельца паспорта за границу и возвращении его

В соответствии со ст. 5 Положения лица, получающие паспорта моряка, сдают свои паспорта гражданина СССР по месту выдачи им паспортов моряка.

Паспорт гражданина СССР выдается на руки владельцу по его просьбе для регистрации актов гражданского состояния и в других необходимых случаях.

Таким образом, сведения указанные в паспорте моряка носят временный характер на период нахождения моряка на судне, не связаны с пропиской по основному месту жительства и не вносятся в гражданский паспорт.

О порядке выдачи разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства

Пунктом 4 Порядка выдачи разрешения на осуществление перевозок
и буксировки в каботаже, а также иных видов деятельности в области торгового мореплавания судами, плавающими под флагом иностранного государства, утвержденного приказом Минтранса России от 26.07.2012 № 274 установлен перечень документов, которые необходимо предоставить для получения разрешения на каботаж, в том числе свидетельство о праве плавания под флагом иностранного государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: