На что направлена политика государства рф на юридическую защиту граждан на повышение репродукции

Обновлено: 15.04.2024

В целях формирования идеологии государственной семейной политики в современных социально-экономических условиях постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной семейной политики.

2. Правительству Российской Федерации учитывать Основные направления государственной семейной политики при разработке и проведении социально-экономической политики в Российской Федерации.

Считать главными направлениями государственной семейной политики:

обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

усиление помощи семье в воспитании детей.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений государственной семейной политики, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

14 мая 1996 года

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 14 мая 1996 г. № 712

Основные направления государственной семейной политики

(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 № 1129)

I. Введение

1. Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:

непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;

понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;

признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества;

учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

3. Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей.

Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.

Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи - 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.

4. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

5. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

6. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.

Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

II. Цель государственной семейной политики

8. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

III. Основные принципы государственной семейной политики

9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

10. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

13. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

14. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.

15. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.

16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.

17. Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.

IV. Основные направления государственной семейной политики

18. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;

в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;

г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;

ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.

Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;

з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей;

и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;

к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.

19. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;

б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002 № 1129)

в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;

е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.

20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:

а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;

в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:

а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

г) государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

V. Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики

22. Для обеспечения постоянно действующего механизма управления необходимо укрепить или создать в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции).

23. Обеспечивать государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.

24. Обеспечивать своевременную и полную реализацию всех федеральных и региональных социальных целевых программ, в том числе федеральной программы "Дети России", имеющей статус президентской.

25. Создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов.

26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации, разработать предложения по обеспечению его соответствия изложенным в Основных направлениях государственной семейной политики принципам государственной семейной политики.

27. Осуществлять экспертизу всех законопроектов с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия реализации ею своих функций.

28. Разработать и реализовать программы правового просвещения семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.

29. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей. Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.

30. Осуществлять постоянный мониторинг положения российских семей. В целях обеспечения информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о проблемах семей подготавливать национальные доклады о положении российских семей.

31. Совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризирующую положение российских семей.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента в октябре 2007 года (Указ от 09.10.2007 № 1351), ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения».

Репродуктивное здоровье является важнейшим фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. От его состояния зависит не только уровень рождаемости, но и жизнеспособность будущих поколений.

На уровне семьи улучшение репродуктивного здоровья уменьшает число трагедий, связанных с бесплодием или появлением нежелательной беременности, которые часто выливаются в семейные конфликты, приводящие к дестабилизации брачно-семейных отношений и к их разрыву.

Охрана репродуктивного здоровья включает совокупность факторов, методов, процедур, которые направлены на поддержку репродуктивного здоровья и содействуют повышению благосостояния семьи или отдельного человека, путем профилактики возникновения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем.

Государственная политика в сфере охраны репродуктивного здоровья реализуется на основе законодательства и через соответствующие целевые программы.

Правоотношения в сфере охраны репродуктивного здоровья регулируются «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в соответствии с которыми каждый гражданин имеет право на информацию о состоянии своего здоровья, в том числе репродуктивного, право на бесплатную медицинскую помощь при нарушении здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Раздел VII указанных основ устанавливает регулирует медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливается запрет на использование труда работающих беременных женщин и несовершеннолетних на вредных производствах, право на неполный рабочий день и предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам.

Законодательные аспекты охраны репродуктивного здоровья граждан регулируются также в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, законодательством о пособиях семьям, имеющим детей и другими федеральными законами.

В ряде субъектов приняты и успешно реализуются законы «Об охране репродуктивного здоровья» и об этом сегодня будет сказано во время обсуждения проблемы.

Мероприятия по охране репродуктивного здоровья включены в ряд программ:

1) Составной частью федеральной программы «Дети России» на 2007-2010 годы является подпрограмма «Здоровое поколение», реализация которой предусматривает комплекс мероприятий по охране материнства и нормальных родов, охране здоровья детей и подростков, включая репродуктивное здоровье, а также профилактические меры, направленные на сокращение заболеваний, инвалидности и смертности среди детей и подростков.

2) В рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», в частности, подпрограммы «ВИЧ–инфекция», выделяются средства на научные разработки и профилактическую работу, направленную на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья россиян.

3) В федеральном бюджете на 2009 и последующие 2010-2011 годы предусмотрены средства на строительство новых перинатальных центров и на прикладные научные исследования в области здравоохранения.

4) В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предполагается оснащение федеральных специализированных учреждений для развития новых высоких медицинских технологий, в том числе репродуктивных.[14]

Вместе с тем приходится констатировать, что сегодня негативные тенденции ухудшения репродуктивного здоровья россиян сохраняются. Подтверждением этому являются:

Первое - это ухудшение репродуктивного здоровья женщин.

По оценкам экспертов, в России насчитывается примерно 8 млн женщин, которые по состоянию здоровья не могут исполнить свою самую заветную мечту - родить ребенка.

Ухудшение здоровья беременных женщин приводит к увеличению частоты невынашивания беременности, росту числа недоношенных и маловесных детей и детей с врожденными пороками развития, выхаживание которых обходится государству в 250-300 раз дороже, чем медицинское обеспечение здоровых новорожденных.

Второе: - это ухудшение здоровья мужчин. На фоне высокой смертности мужчин трудоспособного возраста растет число заболеваний репродуктивной системы у мужчин. На сегодня из общего количества урологических больных 78% – это мальчики, юноши, мужчины. Около 15% среди всех инвалидов – инвалиды по урологическим заболеваниям.

Третья проблема – это бесплодие. В настоящее время в Российской Федерации около 15% супружеских пар бесплодны в браке, причем в структуре причин бесплодия около 50% составляет мужское бесплодие. Высокий процент бездетных пар является со всех точек зрения значимой проблемой и должен рассматриваться как резерв рождения желанных детей, перспективного увеличения репродуктивного потенциала населения.

В среднем каждая седьмая супружеская пара в России на протяжении жизни сталкивается с проблемами планирования семьи вследствие бесплодия.

Число разводов среди бездетных пар в среднем в 6-7 раз выше по сравнению с аналогичными показателями в семьях с детьми. Кроме того, бесплодие часто является причиной тяжелых эмоциональных расстройств, потери интереса к жизни, работе.

Четвертая, и, пожалуй, самая важная проблема - это проблема сохранения и улучшения репродуктивного здоровья детей подростков и молодежи.

По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6% до 6,3%. 80% девушек-подростков и до 40% юношей в возрасте до 18 лет имеют серьезные отклонения в репродуктивном здоровье.

Факторами, влияющими на ухудшение репродуктивного здоровья, являются:

- рост болезней, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции на фоне;

- высокое число абортов;

- социальная незащищенность молодежи, особенно женщин, (низкая зарплата, безработица).

Все эти процессы происходят на фоне низкого уровня нравственного и гигиенического воспитания, отсутствия санитарной культуры, высокой распространенности вредных привычек: курения, потребления алкоголя и плохой информированности об их последствиях. В этой связи обозначается ряд проблем, которые требуют решения.

Все эти данные подтверждают необходимость принятия на государственном уровне необходимых мер, направленных на улучшение репродуктивного здоровья, важнейшими из которых являются:

1) формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию;

2) совершенствование законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья;

3) реальное, обоснованное обеспечение финансированием государственных гарантий по охране репродуктивного здоровья;

4) развитие приоритетных научных направлений в области охраны репродуктивного здоровья и необходимое финансирование;

5) повышение уровня квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;

6) преемственность и интеграция всех медицинских служб, призванных обеспечить сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков, и разработка унифицированных стандартов диагностики и лечения основных патологических состояний репродуктивной системы детей;

7) создание подростковых центров охраны здоровья, в том числе репродуктивного, которые должны заниматься в основном профилактикой заболеваний и оказывать психологическую помощь подросткам. При этом актуальной задачей на государственном уровне является обеспечение внедрения в практику здравоохранения комфортных, высокоэффективных и оптимальных форм медицинского обслуживания девочек и девушек;

8) В разряд первоочередных мер следует включить формирование установки на здоровый образ жизни, повышение уровня гигиенических навыков и знаний об основных закономерностях становления функционирования репродуктивной системы не только у подростков, но и у их родителей и педагогов.

Это задачи не только системы здравоохранения, не только государственных органов, но и всего общества в целом. Не случайно, что этот вопрос сегодня обсуждается на совместном заседании Комиссии по здравоохранению Общественной палаты Российской Федерации и Национального комитета по просветительству в сфере здоровья нации.

Сегодня в условиях экономического кризиса чрезвычайно важно обеспечить приоритет профилактических мероприятий, раннего выявления и своевременного лечения патологических состояний репродуктивной системы.

Восстановление системы санитарного просвещения, внедрение инновационных просветительско-образовательных технологий, широкая реклама здорового образа жизни, в том числе, через СМИ позволит обеспечить увеличение популяции здоровых людей за счет повышения уровня информированности и повышения культуры здоровья и будет способствовать решению задач по сохранению здоровья нации.[15]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключение хотелось бы отметить следующие моменты:

§ в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;

§ органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;

§ в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.

Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

- поддержку молодых и многодетных семей;

- социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;

- оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами;

- социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей;

- обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.

Только при таких условиях государство будет сильным, успешным, уважаемым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Смертность и продолжительность жизни. // Население России. – М.: Книжный дом "Университет". – 2007

3. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России// Здоровье. - 2009, - №12, с. 13-15.

4. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998г.

6. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) ст. 7

11.О городской целевой программе «Дети и город» на 2009-2011 годы от 15 октября 2008 г. № 1072 (в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2009 N 1202, от 24.06.2009 N 1260)

12.О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.95 № 81(ред.от 24.07.2009).

14.О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007г. №172 (в ред. от 23.07.2009 N 608)

15.О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: Распоряжение Правительств РФ от 26 января 2007 г. №79-р

16.Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. N 1109 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы"

17.Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец – детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 – 31

18.Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, - 2009, - №10, с. 22-24.

20.Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"

22.Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. — 238 с.

23.Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Культура, 2006. - 208 с.

[1] Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов, 2006. С. 24.

[3] Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, - 2009, - №10, с. 22-24.

[5] Сидоренко В.Л. Особенности репродуктивного здоровья в современных условиях // Здоровье женщины, - 2009, - №10, с. 22-24.

[6] Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России// Здоровье. - 2009, - №12, с. 13-15.

Российская реальная политико-правовая действительность демонстрирует различные уровни выработки и реализации основных направлений правовой политики (федеральные органы, региональные, местные и т. д.), которая, в свою очередь, разнообразна, сложна, порой противоречива и неэффективна.

Правовая политика — это властная, планируемая, общественно значимая деятельность государства (государственных органов), иных уполномоченных органов, осуществляемая в правовых формах, влекущая правовые последствия, направленная на изменение общественных отношений, имеющая длительный временной характер, состоящая из последовательных и взаимосвязанных государственно-правовых решений.

Правовая политика может быть разной по содержанию, предметному полю, на которое она направлена, – конституционной, уголовной, карательной, пенитенциарной, административно-правовой, профилактической и т. д. В свою очередь, экономическая политика может быть следующих видов – инвестиционной, кредитно-финансовой, ипотечной, торговой, фискальной и т. д.

Необходимость правовой политики "связана с потребностью в постоянном усовершенствовании правового регулирования и правовой системы, чтобы они были адекватны той жизни, которая есть в обществе".

В условиях сегодняшней российской действительности это задача реализована крайне слабо ввиду того, что правовой политике, как инструменту ее решения, не придано должного внимания ни со стороны общества, ни со стороны власти. Концепции правовой политики как правовые акты, закрепляющие ее основные направления, приняты во многих странах, включая, например, Казахстан. В России подобный документ отсутствует до сих пор

Был разработан проект Концепцииправовой политики в Российской Федерации до 2020 года, которой заинтересовались региональные власти. Возможно, скоро в РФ стоит ждать появления Концепции правовой политики и закрепления ее ориентиров в официальном качестве. В основе данного документа лежит идея о необходимости проведения Российским государством на современном этапе его развития, наряду с иными видами политики, политики правовой, как целенаправленной и планомерной деятельности органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений. Базовый проект концепции правовой политики стал основой для разработки иных программных доктринальных правовых документов, в частности, проекта концепции антикоррупционной политики в Российской Федерации, а также проекта концепции правоохранительной политики Российского государства. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации была принята в 2012 г.

Проект концепции ..до 2020 г. включает в себя:

I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ И ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное состояние правовой жизни российского общества в целом можно охарактеризовать как переходное. Оно отличается такими характеристиками, как динамизм и фундаментальность изменений, нестабильность, неравномерность темпов и уровней преобразования различных сфер общественных отношений, недостаточная эффективность значительной части регулятивных механизмов, разнонаправленность и потенциальная многовариантность развития. Обнаруживают себя принципиально противоположенные тенденции: организованности и дезорганизации, централизации и децентрализации, согласо-ванности и противоречивости.

II. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Стратегическими, перспективными целями правовой политики в Российской Федерации являются:

– социальная, политическая и правовая стабильность;

– экономический прогресс, инновационная экономика, высокая производительность труда;

– достойный уровень благосостояния, качества и продолжительности жизни граждан;

– безопасность личности, общества и государства;

– высокий авторитет и полноправное участие страны в международных отношениях;

– достаточный уровень развития науки и технологий;

– широкая легитимация нравственных и культурных ценностей и традиций;

– развитое и активное гражданское общество;

– правовое демократическое федеративное государство;

– высокий общественный авторитет институтов права и государственной власти;

– надежно и эффективно работающие механизмы обеспечения и защиты неотчуждаемых прав свобод человека;

– долговременная стратегия законотворчества;

– стабильная законодательная база цивилизованных социально-политических и экономических отношений;

– эффективные механизмы государственного управления и правового регулирования;

– независимые и эффективно функционирующие судебная и правоохранительная системы;

– развитая гражданская дисциплина, стабильные законность и правопо-рядок в обществе;

– минимизация преступности и коррупции;

– развитое правосознание и правовая культура российских граждан и государственных, муниципальных служащих;

- создание высококвалифицированного кадрового потенциала, в чью задачу входит профессиональное правотворчество, правоприменение и правовое обслуживание.

III. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

• Социально-политическая обусловленность. Принимаемые в юридической сфере решения, акты и предпринимаемые действия основываются на актуальных объективно сформировавшихся потребностях и интересах личности, общества и государства.

• Приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина.

• Учет нравственно-ценностных устоев и социокультурных традиций общества.

• Согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов.

• Целенаправленность, четкое определение приоритетов.

• Планомерность и поэтапность.

• Эволюционный характер реформирования правовой формы.

• Реалистичность, ориентация на достижимые результаты.

• Комплексный подход к решению проблем. В достижении поставленных целей применяются как юридические средства, так и ресурсы неправового характера.

• Достаточность средств и ресурсов.

• Сочетание механизмов управления и самоорганизации.

IV. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Практическая деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в области правового регулирования социальных отношений.

В основе механизма лежат принципы активного участия социальных структур в процессах разработки и практического осуществления правовой политики, общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в юридической сфере.

V. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В сфере правотворческой деятельности:

− разработать комплексную программу реализации правовой политики в Российской Федерации, обеспечивающую объединение усилий всех институтов гражданского общества и органов государственной власти в повышении степени эффективности правового воздействия на общественные отношения, улучшении качества и уровня правовой жизни;

− разработать единые правила подготовки проектов и принятия нормативных правовых актов»;

− путем принятия специального закона унифицировать правила правотворческой техники и юридической терминологии, используемой при подготовке проектов нормативных правовых актов;

−провести инвентаризацию системы действующих правовых актов с последующим реформированием всей системы юридических средств.

− провести межотраслевую кодификацию процессуального законодательства в целях унификации основ судебной процедуры и обсудить вопрос о создании Судебного кодекса РФ;

− разработать и ввести в действие комплексную программу правовой политики в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, разработать правовые и организационные механизмы ее реализации;

− развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров;

В сфере правореализационной практики:

− усилить механизмы внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства;

− отрегулировать механизмы юридической ответственности субъектов, занимающихся реализацией и применением правовых предписаний на практике перед обществом за невыполнение своего профессионального долга, принятие незаконных и малоэффективных решений, злоупотребления юридическими ресурсами;

− усовершенствовать систему профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и аттестации государственных служащих в целях повышения уровня их профессиональной подготовки, общей и правовой культуры

В информационно-воспитательной и культурно-нравственной сферах:

− организовать постоянный государственный мониторинг динамики социальной жизни, направленный на выявление наиболее актуальных проблем, требующих соответствующих правотворческих решений;

− организовать постоянный мониторинг соответствия нормативных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству;

− усилить роль правовой науки в разработке концептуальных основ правовой политики.

− учитывая социальную значимость института экспертизы законопроектов, представляется необходимым принятие специального федерального закона «Об экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в Российской Федерации»;

− разработать и ввести в действие комплексную программу, направленную на оздоровление культурно-нравственного состояния российского общества.

VI. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

− разработка региональных и муниципальных программ правовой политики, − формирование региональных и муниципальных планов законотворческой деятельности, учитывающих актуальные потребности, специфику задач, стоящих перед тем или иным субъектом федерации или муниципальным образованием;

− конструирование эффективных механизмов борьбы с организованной преступностью и коррупцией, учитывающих специфику отдельных регионов;

− согласование результатов регионального и муниципального правотворчества с общероссийским;

− разработка эффективных инструментов отстаивания на общефедеральном уровне опережающих региональных законов;

− поэтапное создание независимых, эффективных и ответственных перед населением органов местного самоуправления;

− развитие механизмов информационно-воспитательной работы с населением регионов и муниципальных образований, направленной на разъяснение содержания региональной правовой политики.

Стоит отметить, что данное направление развития научной мысли было отмечено как актуальное и получило грантовую поддержку со стороны крупнейших российских фондов, финансирующих научные разработки. В частности, одним из наиболее крупных стал исследовательский проект 2001 - 2003 гг.. № 01-06-80167 «Правовая политика: федеральные и региональные проблемы», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований.

Проведение эффективной правовой политики на современном этапе развития российского общества является одним из определяющих факторов его дальнейшего демократического реформирования, укрепления в России институтов правового государства, конкурентоспособной рыночной экономики, эффективной реализации национальных проектов, обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

Изменение роли права в жизни общества, выражающееся в готовности граждан и организаций реализовывать защищать свои интересы правовыми средствами (в том числе в судах), и рост массива нормативных правовых актов, нередко коллизирующих между собой, а также рост криминала, требующий адекватной реакции государства на уровень преступности в стране. Успешное решение задач в этих областях невозможно без четких ориентиров, которые призвана сформулировать правовая политика.

Правовая политика должна гарантировать реализацию политики государства в иных сферах общественной жизни адекватными правовыми средствами, тем самым эффективно решая возлагаемые на нее задачи.


Поистине уникальными возможностями характеризуются последние десятилетия: биомедицинские экспериментальные исследования зачатия, рождения человека, лечения бесплодия стали целью технологических производств и репродуктивного бизнеса в целом.

Именно эти исследования стали причиной появления таких видов деятельности, как суррогатное материнство, анонимное донорство половых клеток и другие практики, направленные на улучшение репродуктивной обстановки в стране, в том числе и в юридической плоскости. Но готово ли российское законодательство для таких перемен?

Всемирная организация здравоохранения определяет репродуктивные права как «право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка» [5].

В целом репродуктивные права в той или иной степени включают право на контроль за рождаемостью (использование контрацептивов), безопасный и законный аборт, право на доступ к качественной акушерско-гинекологической помощи, на информацию и сексуальное образование. Репродуктивные права призваны достичь максимально высокого уровня репродуктивного здоровья, преодолеть бесплодие, защищать человека от принудительной стерилизации и абортов, а также обезопасить от распространённых в религиозных и обрядных культах увечий гениталий [7].

Концепция осуществления репродуктивной деятельности была признана в решении ООН в 1968 году, в частности право на репродуктивный выбор было сформулировано в 16 пункте Воззвания Тегеранской международной конференции по правам человека [2]. Непосредственное закрепление и дальнейшее развитие этих прав произошло на Международных конференциях по народонаселению и развитию, которые проходили в Бухаресте (1974), Мехико (1985) и Каире (1995), в программе действий которой впервые были определено место репродуктивных права в системе прав человека. Также Каирской программой действий был представлен и рекомендован план действий, предусматривающий меры по снижению числа абортов и разработку законов по защите репродуктивного здоровья населения. А на Пекинской всемирной конференции по положению женщин (1995) была определена правовая природа репродуктивных прав, который являются порождением права на охрану здоровья [3].

В действующем законодательстве Российской Федерации репродуктивные права представляют собой комплекс личных прав, закреплённых в международных документах о правах человека и Конституции РФ. На международном уровне это такие документы как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Конвенция от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка», Декларация «Об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человека», Всеобщая декларация от 11 ноября 1997 г. «О геноме человека и правах человека», Европейская конвенция от 4 апреля 1997 г. «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» и Дополнительный протокол к ней от 12 января 1998 г.

В Конституции репродуктивные права представлены совокупностью таких прав как право на жизнь (ст. 20), охрану личного достоинства (ст. 21), личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), получение информации (ст. 29), государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на охрану здоровья (ст. 41) [3].

Репродуктивные процессы не могут существовать отдельно от права, так как, например, зачатие ребёнка парой, находящейся в браке, порождает отличные от не находящихся в браке людей юридические последствия. В первом случае отцовство будет признано автоматическим, во втором — необходимо его установление. М. Н. Босанац для этого описания свойства этих отношений вводит понятие «юридической жизнедеятельности», закрепляющее репродуктивные права и пределы из реализации. Так, такого рода жизнедеятельность — это «государственно-правовое вмешательство в воспроизводство населения, которое осуществляется путем правового регулирования, прямо или косвенно влияющего на рождаемость и сохранение потомства» [1, с. 24]. Фактически это означает право государства регулировать отношения, которые возникают во время оплодотворения, стерилизации, аборта и так далее. Демографическая политика России считает своей главным задачей развитие системы мер по охране репродуктивного здоровья [8].

Но здесь происходит столкновение первоначальной составляющей репродуктивного права — права человека на жизнь. И именно эта составляющая, по мнению Г. Б. Романовского, нуждается в особой защите как в международном, так и национальном законодательстве. Так, все мы знаем, что мужчина не обладает правом законного требования от женщины, чтобы она ему родила ребенка. И никакое решение суда не может предоставить ему это право. Здесь действует известное правило, согласно которому свобода оборот человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Ситуация осложняется и тем, что помимо права на жизнь ребёнка, у родителей есть право и на свою жизнь. При таком подходе ребёнок превращается в объект правоотношений, так как рождение нового человека, который станет субъектом права, возможно при сознательном действии взрослых. В давние времена люди решали этот вопрос довольно-таки просто: потомство — это собственность семьи. Гуго Гроций в «О праве войны и мира» описал эту ситуацию так: «Путем рождения родители приобретают право в отношении детей», а выдающийся богослов и философ Моисей Египетский в комментариях на правилах «О кающихся» сказал: «Дети в этом возрасте так же принадлежат родителям, как и прочее их достояние». Детей отцы продавали в рабство, совершенно обычным было дело убийства девочек при рождении. Такая практика существовала у раджпутов и некоторых другие индусов, которые убивают дочерей тотчас после рождения, чтобы через пятнадцать лет избежать свадебных издержек. В начале 19 века британское правительство провело исследование, которое показало, что в Западном Раджпутане при населении в 10000 человек не было ни одной девочки [6, с. 145–146].

Интересен случай, приведённый в книге «Философия здоровья», где подросток с врожденными дефектами, которые привели к инвалидности, подал судебный иск к своим родителям за то, что те его родили, тем самым обрекли на физические и нравственные страдания, несмотря на то, что матери было рекомендовано искусственное прерывание беременности [9, с. 83].

Таким образом, репродуктивные права в Российской Федерации представляют собой не один институт, а комплекс правомочий в репродуктивной сфере. И сегодня становится очевидно, что законодательство на современном этапе не способно обеспечить реализацию условий и возможностей в репродуктивной сфере, так как в в полной мере не были раскрыты права/обязанности/ответственность физических лиц, государственных органов власти, а также медицинских учреждений.

Логичным бы казалось идея о принятии закона, регулирующих репродуктивную деятельность человека и механизм их реализации. Также этот закон смог бы систематизировать нормативно-правовые акты в сфере репродуктивного здоровья и репродуктивного выбора. Однако такая попытка уже была предпринята — Государственной Думе был представлен проект федерального закона «О репродуктивных правах гражданина и гарантиях их осуществления». Но он был назван Д. К. Радшихановой «пиаракцией», так как был отозван самим автором.

Нескорое признание репродуктивных прав объясняется наличием некоторых причин. К ним относится непонимание специфика регулировании сферы деятельности, смещение акцента с прав человека на деятельность медицинских организаций, невозможность урегулировать любовные отношения посредством закона (никто не может заставить одного человека любить другого, даже если ставится вопрос о будущем брака). Наконец, законодательное закрепление репродуктивных прав не отвечает современным потребностям российского сообщества. Оно пока не готово к таким переменам. Вопросы регулирования деятельности медицинских организаций возможно разрешить в рамках ведомственных актов.

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивное здоровье, Всеобщая декларация, Европейская конвенция, охрана здоровья, получение информации, репродуктивная сфера, репродуктивный выбор, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: