Музей судебной медицины как попасть

Обновлено: 25.04.2024

Санкт-Петербург славится историческими местами. Ежедневно толпы туристов посещают различные памятники и выставки. Визитёры есть и у уникального музея судебно-медицинской экспертизы. Сам относится к кафедре судебной медицины Северо-Западного государственного медуниверситета имени И. И. Мечникова и содержит немало экспонатов соответствующей направленности.

Изначально музей создавался для ознакомления студентов с различными случаями и патологиями в медицинской практике. Экспозиция стала собираться с 50-х годов ХХ-го века. В 1971 году из реальных образцов, слайдов, фотоматериалов и документов уже была составлена выставка. На всеобщее обозрение экземпляры коллекции были представлены лишь в 2000 году. Именно тогда известными художниками-некрореалистами Кустовым и Юфитом при содействии сотрудников музея была создана инсталляция «Приближение». Открытие было приурочено к 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. Ещё через два года музей стал открытым для посетителей. Однако допуск разрешён лишь при записи на экскурсию.

Структура музея

Музей судебно-медицинской экспертизы разделён на 6 отделов. Дополнительно работает Научно-просветительский центр танатологии.

Отдел 1. История развития судебной медицины

По стенам развешаны портреты знаменитых учёных, что внесли серьёзный вклад в развитие танатологии. Из экспонатов имеются личные вещи лекарей прошлых времён: патологоанатомические инструменты начала ХХ века, микроскоп медэксперта Чистовича Ф. Я., рукописные материалы с автографами. Также здесь приложены документы, что напрямую касаются развития кафедры судебной экспертизы медуниверситета им. И. И. Мечникова.

Отдел 2. Судебно-медицинские патологии

По макетам и реальным макропрепаратам в высушенном или влажном виде посетителям демонстрируются различного рода повреждения и патологии, что стали причиной человеческой смерти.

Раскольников на свою голову

Молодой человек засомневался в истинности изложенной Ф. М. Достоевским истории об убийстве старухи-процентщицы. По этой причине он решил опробовать данный метод лишения жизни и самостоятельно произвёл по своей голове 72 удара топором. От последнего горе-испытатель скончался.

Примеры черепно-мозговых травм

В бытовой ситуации люди часто решают споры силовыми методами. Помимо кулаков применяют утюги, чайники, мелкую бытовую технику. По статистике от огнестрельных ранений умирает гораздо меньше людей, чем в результате бытовых ссор.

Отдел 3. Патологии при заболеваниях и аномалии развития

Индивидуальные особенности организма могут привести к различным патологиям в ходе развития даже привычных нам болезней. Здесь же имеются экспонаты демонстрирующие аномалии развития плода внутри матери – циклопия, гермафродитизм, заячья губа, различного рода грыжи и т.п.

Отдел 4. Трупные изменения

В зависимости от того, сколько времени и в какой среде находился труп, соответственно изменяются его кожные покровы и внутренние органы.

«Алёнушка»

От безысходности или иных причин 37-летняя жительница Санкт-Петербурга свела счёты с жизнью в лесопарковой зоне. Когда её тело было обнаружено через 8 месяцев, то рядом находились аккуратно сложенные личные вещи пострадавшей от суицида. Сама она была в лучшем платье, а на шее был закреплён кожаный ремень. Поза трупа и рядом находившаяся берёза во многом напоминали картину Васнецова «Алёнушка», откуда и пошло название.

Торфяное дубление

Тело застреленной молодой девушки было скинуто в болото. Поскольку торфяники противодействуют скорому разложению трупов, то при обнаружении жертва была легко опознана. Сохранилось даже пулевое отверстие, благодаря исследованиям которого и вышли на след убийцы.

Блокадница

Не имея сил вынести свою умершую сестру из дома в годы блокады, вторая попросту отправила её тело на антресоли. Вскоре от разрыва бомбы погибла и оставшаяся в живых родственница. Когда в последующие годы проводили ремонт зданий, то антресоль впопыхах заложили кирпичом. Лишь спустя два десятка лет, при капитальном ремонте дома, труп был обнаружен.

Неплательщик ЖКХ

Порой коммунальные службы продолжают слать квитанции своим неплательщикам даже после их смерти. Так случилось и в случае Семёна Олеговича Г. Правда, спохватились коммунальщики лишь через 5 лет, когда долг возрос до невероятных размеров. Когда же силами правоохранительных органов дверь квартиры была взломана, то должник был обнаружен на кухне умершим. Голова была запрокинута и по всем свидетельствам смерть наступила внезапно. Поскольку пенсионер жил одиноко, а родных у него не было, то не будь у него существенного долга за квартиру, никто бы и не спохватился.

Отдел 5. Картины в стиле некрореализма

Основную часть экспозиции занимают работы художников В. Кустова, В. Морозова, Е. Юфита, Е. Кондратьева. Имеются рисунки и других представителей данного направления.

Отдел 6. Фильмотека и учебные пособия

По скромным подсчётом в библиотеке находится свыше 5 тысяч изданий по теме судебной медицины. Имеются и раритетные экземпляры: медицинские атласы Гофмана и книги, изданные в XIX-XX веках. Здесь же представлено невероятное количество медицинских диаграмм, кодограмм, таблиц. Благодаря цифровым технологиям в музее имеется и компьютерная база данных различных патологий.

В городе на Неве существует уникальный музей судебно-медицинской экспертизы, действующий при кафедре судебной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Первые экспонаты попали сюда в 50-х годах прошлого века. Затем коллекция стала пополняться. К 1971 году в экспозиции были представлены как реальные материалы, так и слайды, фотографии, книги по узконаправленной тематике. Ознакомление долгое время велось в сугубо познавательных целях – только студентами и преподавателями медицинских ВУЗов.

Впервые для всеобщего обозрения экспонаты были выставлены в 2000 году. Тогда художники-некрореалисты Кустов и Юфит совместно с сотрудниками музея создали проект-инсталляцию «Приближение», посвящённую 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. На протяжении нескольких дней выставку посетило свыше 1,5 тыс. человек. С 2002 года Музей приобрёл статус открытого. Правда посещение разрешено только в составе экскурсионных групп, куда следует записываться заранее. При музее также имеется Научно-просветительский центр танатологии.

Структура музея

Экспозиция музея при Медицинской Академии разбита на 6 отделов.

Первый отдел. Посвящён истории развития судебной медицины

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Здесь представлены портреты известных учёных, их научные работы, оригинальные рукописи с автографами и личные вещи. Среди экспонатов микроскоп известного патологоанатома Чистовича Ф. Я.

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Среди прочих экспонатов можно встретить набор инструментов, которым патологоанатомы пользовались в начале XX века. Другие коллекции рассказывают историю кафедры судебной медицины университета имени Мечникова.

Второй отдел. Посвящён судебно-медицинским патологиям

Сухие и влажные макропрепараты, муляжи демонстрируют различные виды повреждений, повлёкшие за собой смерть человека.

Неверующий Раскольников

Молодой почитатель таланта Достоевского не поверил писателю, что старуху-процентщицу действительно можно было убить топором. В ходе поставленного эксперимента юный Раскольников нанёс собственноручно 72 удара по своей голове острым концом топора, пока не скончался от последнего.

Смерть в результате черепно-мозговой травмы

Насильственная смерть чаще всего наступает от неосторожного применения бытовых предметов. В ход идут утюги, плойки, детали машин. От огнестрела умирает гораздо меньше людей, чем от травм привычными вещами.

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Третий отдел. Отдел патологии при заболеваниях

Экспонаты в этом отделе показывают морфологические изменения органов, возникающие при различных заболеваниях. Здесь студенты-медики могут увидеть своими глазами как выглядят редкие патологии, встречающиеся в судебно-медицинской практике.

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Четвертый отдел. Посвящён патологиям при заболеваниях и аномалиям развития

Среди экспонатов имеются сросшиеся телами зародыши, гермафродиты, страдающие циклопией и имеющие другие аномалии развития. В колбах можно увидеть зародыша-«циклопа», узнать, как выглядит заячья губа, головная грыжа и многое другое.

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Пятый отдел. Посвящён трупным изменениям

«Алёнушка»

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

37-летнюю жительницу Санкт-Петербурга обнаружили в лесопарковой зоне спустя 8 месяцев после того, как она наложила на себя руки. Перед повешением на кожаном ремне гражданка Зинаида К. аккуратно сложила свои личные вещи в полиэтиленовый пакет, чтобы те не промокли, и надела лучшее платье. Самоубийство случилось возле берёзы, а само положение тела напоминало картину Васнецова, по которой усопшей и дали прозвище «Алёнушка».

Торфяное дубление

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Убийцы молодой девушки скинули тело в болото. После обнаружения трупа облик жертвы был легко узнаваем: отлично сохранились кожные покровы, волосы и даже пулевое отверстие. Благодаря исследованию последнего убийцы были вскоре найдены.

Блокадница

В блокаду Ленинграда многие умирали от голода. Труп одной из пострадавших был обнаружен рабочими при осуществлении капремонта здания через 20 лет после окончания войны. После выяснения обстоятельств смерти, обнаружилось, что в данной квартире проживали две сестры. После смерти одной, вторая, из-за недостатка сил, просто положила тело мёртвой родственницы на антресоли. Затем в дом попала бомба, убив вторую. В послевоенные годы ремонт осуществлялся в спешке, и антресоли просто заложили кирпичом.

Неплательщик ЖКХ

Музей судебной медицины в Санкт-Петербурге

Тело 66-летнего Семёна Олеговича Г. было обнаружено сотрудниками жилищной конторы. В результате проверки оплаты коммунальных платежей работники обнаружили 5-летнюю задолженность по квартире. Звонки и письменные обращения не привели к желаемому результату. После задействования сотрудников правоохранительных органов дверь была взломана. Почивший был найден сидящим за кухонным столом с запрокинутой головой. Родственников у него не было, а соседи даже не подозревали, что уже год за стеной находится мёртвое тело.

Шестой отдел. Посвящён предметам искусств на танатологическую тематику

Работы в стиле «некрореализма» представлены художниками В. Кустовым, В. Морозовым, Е. Юфитом, Е. Кондратьевым и многими другими.

Седьмой отдел. Содержит фильмотеку и учебные пособия

Библиотека музея насчитывает более 5 тыс. изданий, посвящённых судебной медицине. Часть из них относятся к раритетным, изданным в XIX-XX веках. К таковым, например, относятся медицинские атласы Гофмана. Также имеется огромное количество медицинских диаграмм, кодограмм и таблиц. С использованием современных технологий создана уникальная компьютерная база патологий.

Местоположение музея Музея судебной медицины

Адрес: г. Санкт-Петербург, просп. Пискарёвский, д. 47, пав. 26.

Работает: по понедельникам, средам и пятницам с 13-00 до 17-00

Все фотографии в данном материале взяты с официального сайта Музея судебной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.


Музей судебной медицины является необособленным общественным структурным подразделением кафедры судебной медицины и внесен в реестр медицинских вузов России Минздрава России (сертификат А078). Музей создан в 2001 году профессором Е.С. Мишиным на основе учебного музея кафедры, включавшего только объекты и тематические экспозиции для учебного процесса. В довоенный период профессором Чистовичем Ф.Я. (1870-1942) была сформирована тематическая коллекция сухих и влажных макропрепаратов с разными видами повреждений. В период блокады Ленинграда коллекция была сохранена профессором Розановым В.Н. и ассистентом Даниловой В.А. В 1948 году часть экспонатов была передана в ЛенГИДУВ для организации учебного процесса на вновь открывшейся кафедре судебной медицины. Первые стендовые экспозиции были оформлены клиническим ординатором Е. С. Мишиным под руководством профессора Дементьевой Н.М. после размещения кафедры в 1971 году в 26 павильоне на территории больницы им. И. И. Мечникова. К изготовлению объектов музея привлекались члены студенческого научного кружка. Авторы многих экспонатов были удостоены дипломов городских выставок научно-технического творчества студентов Ленинграда.


В 80-е годы под руководством профессора Матышева А.А. тематические экспозиции были обновлены и расширены. До конца 20-го века музей использовался только для учебных целей - для обучения студентов, ординаторов и интернов судебной медицине. Новый этап в развитии музея начался с 1997 года после избрания на должность заведующего кафедрой энтузиаста музейного дела профессора Е.С. Мишина, который с момента поступления в 1969 году в ординатуру при кафедре внес большой вклад как в оформление музея, так и пополнение фондов экспонатами. Начался сбор архивных материалов и объектов по истории кафедры и судебно-медицинской службы города, в том числе и периода блокады Ленинграда. Путем поступления от дарителей книг из личных библиотек была создана кафедральная библиотека. Основополагающим моментом создания музея судебной медицины и проведения в нем экскурсий явилось участие музея в 2001 году во Втором Петербургском фестивале «Современное искусство в традиционном музее»; проводимом Петербургским фондом культуры и искусства «Институт ПРОАРТЕ». Инсталляция «Приближение» (авторы художники В. Кустов и Е. Юфит, руководитель проекта профессор Е.С. Мишин) по мнению журналистов стала «самым впечатляющим проектом фестиваля». Во время проведения фестиваля музей впервые посетило более 1,5 тысяч экскурсантов. Положительные отзывы многих лиц, далеких от судебной медицины, и высказанные пожелания о целесообразности проведения просветительской работы по вопросам жизни и смерти натолкнули на мысль и о необходимости создания при музее Центра танатологии (науки о смерти). С 2001 года музей был открыт для посещения экскурсионными группами и стал не только учебным, но и просветительским центром.

Основными задачами музея являются:

  • сбор, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций;
  • использование экспонатов в образовательном процессе при подготовке студентов, ординаторов, аспирантов, а также на циклах повышения квалификации врачей судебно-медицинских экспертов;
  • научно-исследовательская и просветительская деятельность в области судебной медицины.

В соответствии с основными задачами музей осуществляет:

  • сбор и изготовление музейных экспонатов – объектов с различными видами судебно-медицинской патологии;
  • комплектование фондов предметами истории, культуры, искусства, имеющими отношение к судебной медицине, путем получения добровольных вкладов, дарений и пожертвований от юридических и частных лиц;
  • научное изучение, систематизацию предметов, находящихся в музейных, архивных и библиотечных фондах;
  • показ экспонатов из своего собрания в постоянных экспозициях, обмен отдельными экспонатами и выставками с российскими и зарубежными музеями;
  • организацию выставок и инсталляций художников на базе музея;
  • проведение экскурсий для студентов, других заинтересованных лиц, профориентация и просветительская работа среди учащихся школ.

Отличительные особенности музея судебной медицины – его нахождение в едином пространстве с кафедрой, неразрывная связь его экспозиций с образовательным процессом, использование многих объектов музея для овладения обучающимися профессиональными компетенциями по судебной медицине. Более тысячи сухих и влажных макропрепаратов, стендовые экспозиции, диорамы, произведения искусства, представленные в музее, отображают смерть в разных ее проявлениях и служат гуманным целям не только по обучению и воспитанию будущих врачей, но и просвещению людей разных профессий и возраста по вопросам отношения к жизни и смерти. В настоящее время в музее судебной медицины 8 основных отделов, расположенных на площади 280 м².

  1. «История судебной медицины и кафедры судебной медицины».

Экспозиции и фонды включают портретную галерею 60-ти профессоров и докторов медицинских наук нашего города с 19 века, личные вещи, научные труды известных ученых, стенды по истории судебной медицины, материалы конференций, съездов, конгрессов по судебной медицине и фотографии их участников, личные архивы профессоров Райского М.И. (1873-1956), Дементьевой Н.М. (1914-2001), микроскоп профессора Чистовича Ф.Я., открывшего в 1899 году возможность установления видовой принадлежности крови.











  1. «Судебно-медицинская служба и кафедра судебной медицины 2ЛМИ в период блокады Ленинграда».






Отдел включает сухие и влажные макропрепараты, муляжи с повреждениями от действия на организм внешних факторов – тупых и острых предметов, огнестрельного оружия, петель при повешении и удавлении, электричества, ядовитых веществ, высокой и низкой температуры, а также при транспортных происшествиях, падении с высоты и др.






На влажных макропрепаратах, имеющихся в этом отделе можно познакомиться с морфологическими изменениями органов при различных заболеваниях, явившихся причиной ненасильственной смерти и встречающихся в судебно-медицинской практике.



V. «Медицинская тератология».

Включает более 100 влажных макропрепаратов и муляжей с различными видами пороков и аномалий развития. Среди них циклопия, гидроцефалия, анэнцефалия, двухголовость, «сирена», «волчья пасть», «заячья губа», эктопия внутренних органов, сиамские близнецы, гермафродитизм и многие другие. В экспозиции представлены сохранившиеся экспонаты из коллекции Патологоанатомического музея Императорского родовспомогательного заведения.



VI. «Трупные изменения и осмотр трупа на месте происшествия».

Представлены поздние трупные изменения – гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление, скелетирование, а также оснащение врача судебно-медицинского эксперта при его участии в осмотре трупа на месте происшествия. Особого внимания заслуживают пространственные модели мест происшествий с трупами и частями трупов, подвергшимися естественной мумификации.





VII. «Художественно-танатологический отдел».

В нем демонстрируются и органично вписываются в экспозиции произведения (живопись, графика, фотографии, скульптура, лайтбоксы со слайдами и текстами, конструкции и др.), имеющие отношение к восприятию и отображению смерти. Представлены работы известных художников В. Кустова, Е. Юфита, В. Тихомирова, С. Тихонова, В. Морозова, С.Т. Хюрскюлахти, А. Мартюкова (Свирепого), А. Курмаярцева (Мертвого) и др.





VIII. «Учебно-научно-информационный отдел».

Включает более 5 тысяч печатных изданий по судебной медицине и смежным областям и более 1300 электронных версий монографий, учебников, руководств, авторефератов, сборников научных работ по судебной медицине, фильмо-слайдо-и видеотеку, таблицы и кодограммы, компьютерную базу изображений объектов с разными видами судебно-медицинской патологии, научный архив, а также технические средства обучения, которые использовались в учебном процессе кафедры в 20 веке. Большую часть библиотеки составляют подаренные музею книги из личных собраний. Многие из них являются раритетами. Среди них первый отечественный учебник по судебной медицине профессора Громова С.А. (1832г.), почти все издания 1887-1933 годов на русском языке уникального руководства и атласа по судебной медицине профессора Э.Гофмана (1837-1897) и многие другие. Музей с благодарностью принимает фотографии, рукописи, книги и другие связанные с судебной медициной материалы, которые изучаются, включаются в экспозиции и сохраняются для будущих поколений.






Отдельная экспозиция посвящена известному в России промышленнику и меценату, почетному гражданину Греции Д.Е.Бенардаки (1799-1870), судьбе его останков и греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского, снесенной в 1961-1962 годах в Ленинграде, участию кафедры в идентификации останков и их захоронении в 2011 г. в Некрополе Александро-Невской Лавры.


Музей судебной медицины является необособленным общественным структурным подразделением кафедры судебной медицины и внесен в реестр медицинских вузов России Минздрава России (сертификат А078). Музей создан в 2001 году профессором Е.С. Мишиным на основе учебного музея кафедры, включавшего только объекты и тематические экспозиции для учебного процесса. В довоенный период профессором Чистовичем Ф.Я. (1870-1942) была сформирована тематическая коллекция сухих и влажных макропрепаратов с разными видами повреждений. В период блокады Ленинграда коллекция была сохранена профессором Розановым В.Н. и ассистентом Даниловой В.А. В 1948 году часть экспонатов была передана в ЛенГИДУВ для организации учебного процесса на вновь открывшейся кафедре судебной медицины. Первые стендовые экспозиции были оформлены клиническим ординатором Е. С. Мишиным под руководством профессора Дементьевой Н.М. после размещения кафедры в 1971 году в 26 павильоне на территории больницы им. И. И. Мечникова. К изготовлению объектов музея привлекались члены студенческого научного кружка. Авторы многих экспонатов были удостоены дипломов городских выставок научно-технического творчества студентов Ленинграда.


В 80-е годы под руководством профессора Матышева А.А. тематические экспозиции были обновлены и расширены. До конца 20-го века музей использовался только для учебных целей - для обучения студентов, ординаторов и интернов судебной медицине. Новый этап в развитии музея начался с 1997 года после избрания на должность заведующего кафедрой энтузиаста музейного дела профессора Е.С. Мишина, который с момента поступления в 1969 году в ординатуру при кафедре внес большой вклад как в оформление музея, так и пополнение фондов экспонатами. Начался сбор архивных материалов и объектов по истории кафедры и судебно-медицинской службы города, в том числе и периода блокады Ленинграда. Путем поступления от дарителей книг из личных библиотек была создана кафедральная библиотека. Основополагающим моментом создания музея судебной медицины и проведения в нем экскурсий явилось участие музея в 2001 году во Втором Петербургском фестивале «Современное искусство в традиционном музее»; проводимом Петербургским фондом культуры и искусства «Институт ПРОАРТЕ». Инсталляция «Приближение» (авторы художники В. Кустов и Е. Юфит, руководитель проекта профессор Е.С. Мишин) по мнению журналистов стала «самым впечатляющим проектом фестиваля». Во время проведения фестиваля музей впервые посетило более 1,5 тысяч экскурсантов. Положительные отзывы многих лиц, далеких от судебной медицины, и высказанные пожелания о целесообразности проведения просветительской работы по вопросам жизни и смерти натолкнули на мысль и о необходимости создания при музее Центра танатологии (науки о смерти). С 2001 года музей был открыт для посещения экскурсионными группами и стал не только учебным, но и просветительским центром.

Основными задачами музея являются:

  • сбор, хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций;
  • использование экспонатов в образовательном процессе при подготовке студентов, ординаторов, аспирантов, а также на циклах повышения квалификации врачей судебно-медицинских экспертов;
  • научно-исследовательская и просветительская деятельность в области судебной медицины.

В соответствии с основными задачами музей осуществляет:

  • сбор и изготовление музейных экспонатов – объектов с различными видами судебно-медицинской патологии;
  • комплектование фондов предметами истории, культуры, искусства, имеющими отношение к судебной медицине, путем получения добровольных вкладов, дарений и пожертвований от юридических и частных лиц;
  • научное изучение, систематизацию предметов, находящихся в музейных, архивных и библиотечных фондах;
  • показ экспонатов из своего собрания в постоянных экспозициях, обмен отдельными экспонатами и выставками с российскими и зарубежными музеями;
  • организацию выставок и инсталляций художников на базе музея;
  • проведение экскурсий для студентов, других заинтересованных лиц, профориентация и просветительская работа среди учащихся школ.

Отличительные особенности музея судебной медицины – его нахождение в едином пространстве с кафедрой, неразрывная связь его экспозиций с образовательным процессом, использование многих объектов музея для овладения обучающимися профессиональными компетенциями по судебной медицине. Более тысячи сухих и влажных макропрепаратов, стендовые экспозиции, диорамы, произведения искусства, представленные в музее, отображают смерть в разных ее проявлениях и служат гуманным целям не только по обучению и воспитанию будущих врачей, но и просвещению людей разных профессий и возраста по вопросам отношения к жизни и смерти. В настоящее время в музее судебной медицины 8 основных отделов, расположенных на площади 280 м².

  1. «История судебной медицины и кафедры судебной медицины».

Экспозиции и фонды включают портретную галерею 60-ти профессоров и докторов медицинских наук нашего города с 19 века, личные вещи, научные труды известных ученых, стенды по истории судебной медицины, материалы конференций, съездов, конгрессов по судебной медицине и фотографии их участников, личные архивы профессоров Райского М.И. (1873-1956), Дементьевой Н.М. (1914-2001), микроскоп профессора Чистовича Ф.Я., открывшего в 1899 году возможность установления видовой принадлежности крови.











  1. «Судебно-медицинская служба и кафедра судебной медицины 2ЛМИ в период блокады Ленинграда».






Отдел включает сухие и влажные макропрепараты, муляжи с повреждениями от действия на организм внешних факторов – тупых и острых предметов, огнестрельного оружия, петель при повешении и удавлении, электричества, ядовитых веществ, высокой и низкой температуры, а также при транспортных происшествиях, падении с высоты и др.






На влажных макропрепаратах, имеющихся в этом отделе можно познакомиться с морфологическими изменениями органов при различных заболеваниях, явившихся причиной ненасильственной смерти и встречающихся в судебно-медицинской практике.



V. «Медицинская тератология».

Включает более 100 влажных макропрепаратов и муляжей с различными видами пороков и аномалий развития. Среди них циклопия, гидроцефалия, анэнцефалия, двухголовость, «сирена», «волчья пасть», «заячья губа», эктопия внутренних органов, сиамские близнецы, гермафродитизм и многие другие. В экспозиции представлены сохранившиеся экспонаты из коллекции Патологоанатомического музея Императорского родовспомогательного заведения.



VI. «Трупные изменения и осмотр трупа на месте происшествия».

Представлены поздние трупные изменения – гниение, мумификация, жировоск, торфяное дубление, скелетирование, а также оснащение врача судебно-медицинского эксперта при его участии в осмотре трупа на месте происшествия. Особого внимания заслуживают пространственные модели мест происшествий с трупами и частями трупов, подвергшимися естественной мумификации.





VII. «Художественно-танатологический отдел».

В нем демонстрируются и органично вписываются в экспозиции произведения (живопись, графика, фотографии, скульптура, лайтбоксы со слайдами и текстами, конструкции и др.), имеющие отношение к восприятию и отображению смерти. Представлены работы известных художников В. Кустова, Е. Юфита, В. Тихомирова, С. Тихонова, В. Морозова, С.Т. Хюрскюлахти, А. Мартюкова (Свирепого), А. Курмаярцева (Мертвого) и др.





VIII. «Учебно-научно-информационный отдел».

Включает более 5 тысяч печатных изданий по судебной медицине и смежным областям и более 1300 электронных версий монографий, учебников, руководств, авторефератов, сборников научных работ по судебной медицине, фильмо-слайдо-и видеотеку, таблицы и кодограммы, компьютерную базу изображений объектов с разными видами судебно-медицинской патологии, научный архив, а также технические средства обучения, которые использовались в учебном процессе кафедры в 20 веке. Большую часть библиотеки составляют подаренные музею книги из личных собраний. Многие из них являются раритетами. Среди них первый отечественный учебник по судебной медицине профессора Громова С.А. (1832г.), почти все издания 1887-1933 годов на русском языке уникального руководства и атласа по судебной медицине профессора Э.Гофмана (1837-1897) и многие другие. Музей с благодарностью принимает фотографии, рукописи, книги и другие связанные с судебной медициной материалы, которые изучаются, включаются в экспозиции и сохраняются для будущих поколений.






Отдельная экспозиция посвящена известному в России промышленнику и меценату, почетному гражданину Греции Д.Е.Бенардаки (1799-1870), судьбе его останков и греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского, снесенной в 1961-1962 годах в Ленинграде, участию кафедры в идентификации останков и их захоронении в 2011 г. в Некрополе Александро-Невской Лавры.

Посещение музея только экскурсионными группами (10 – 15 человек) по предварительной записи.

Музей создан в 2001 году на основе учебного музея кафедры и имеет крупнейшее собрание экспонатов во всем музейном комплексе СЗГМУ. Еще в период заведования кафедрой заслуженным деятелем науки РСФСР профессором Ф.Я. Чистовичем (1921-1940) была сформирована для обучения студентов тематическая коллекция сухих и влажных макропрепаратов с разными видами повреждений. Первые тематические экспозиции в учебном музее стали оформлять с 1971 года под руководством заведующей кафедрой судебной медицины в 1960-1981 годах профессора Н.М.Дементьевой.



До конца 20-го века музей использовался только для учебных целей, для обучения студентов судебной медицине. Тематические стенды и объекты с разными видами повреждений обеспечивали высокий уровень наглядности преподавания. Новый этап в развитии музея начался в 2000 году. Музей стал не только учебным, но и просветительским центром. Известные в России и за рубежом художники В. Кустов и Е. Юфит, творчество которых базируется на их отношении к умиранию и смерти и принадлежит к художественному направлению «некрореализм», совместно с музеем подготовили проект «Приближение», посвященный 550-леттию Леонардо да Винчи. В 2001 году проект стал лауреатом конкурса, был реализован и участвовал во Втором Петербургском фестивале «Современное искусство в традиционном музее». Инсталляция «Приближение» стала, по мнению многих журналистов, «самым впечатляющим проектом фестиваля». Во время проведения фестиваля музей посетило более 1,5 тысяч экскурсантов, многие из них высказали пожелания о целесообразности проведения просветительской работы по вопросам жизни и смерти и возможности свободного посещения музея. В связи с этим с 2001 года музей был открыт для посещения его группами по предварительной договоренности. Музей находится в едином пространстве с кафедрой, а его фонды - в неразрывной связи с учебным процессом. Более тысячи сухих и влажных макропрепаратов, представленных в музее, отображают смерть в разных ее проявлениях и служат гуманным целям.

Музей с благодарностью принимает фотографии, рукописи, книги и другие связанные с судебной медициной материалы, которые изучаются, включаются в экспозиции и сохраняются для будущих поколений.

В настоящее время в музее судебной медицины Университета семь основных отделов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: