Мусульмане почитают иисуса христа как пророка который выступит судьей во время страшного суда

Обновлено: 24.04.2024

Пророк Иса (мир ему и благословение), известный по Библии как Иисус Христос, занимает особое место в исламе. Уникальная роль Исы (мир ему и благословение), проявляется в том, что он единственный пророк, который дважды побывает на земле, – до своего вознесения и в Судный день. И второе – пророк Иса (мир ему и благословение) завершит цикл человеческой истории и установит на грешной земле царство добра и справедливости.

Согласно исламским представлениям, пророк Иса (мир ему и благословение) не был распят на кресте (как написано в Библии), а был вознесен прямиком ко Всевышнему. Все, что мы узнали из Корана, со всей очевидностью указывает нам, что пророк Иса (м.е.) не умер во время распятия, а был вознесен к Аллаху. В частности, после ложного доноса его недоброжелателей римским властям о том, что пророк Иса (мир ему и благословение) якобы собирается стать царем независимой Иудеи, дом посланника Всевышнего был окружен солдатами. В это время Иса (мир ему и благословение), был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. По призыву пророка один из его учеников добровольно согласился принять мученическую смерть вместо Исы (мир ему и благословение).

И Всевышний изменил его облик на облик посланника, так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса (мир ему и благословение) впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний.

«Вот сказал Аллах: "О Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой, возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали» (Коран 3: 55). Таким образом кораническая интерпретация исчезновения и повторного явления на Землю пророка Исы-Иисуса Христа, выглядит более логичной, последовательной и, как ни странно, более правдоподобной, нежели библейская версия тех событий.

Однако в Коране особое внимание уделяется второму пришествию пророка Исы на Землю, которое должно стать не менее важным событием нежели первый этап его земной жизни.

«И будет на мне мир и в день, когда я родился, и в день моей смерти, и в [Судный] день, когда я буду воскрешен» (сура «Марйам», 19:33)

Если сопоставить этот аят с с 55 аятом 3 Суры «Аль ‘Имран», процитированным чуть выше, то здесь еще подчеркивается, что пророк Иса (мир ему и благословение) не умер и, следовательно, не воскресал. В суре «Аль ‘Имран» указывается на вознесение Исы (мир ему и благословение) к Всевышнему, а в 33 аяте Суры «Марйам» речь идет о конце земного пути пророка Исы (мир ему и благословение). Таким образом еще раз подчеркивается что его смерть наступит только после его повторного возращения в земной мир, и на Землю и определенного срока жизни на ней.

Второе появление пророка Исы станет одним из знамений надвигающегося Судного Дня: «Истинно, он (‘Иса) знамение [Судного] часа. Нисколько не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это и есть правильный путь» (сура «Аз Зухруф», 43:61).
По поводу его места восшествия на Землю существуют две версии. Первая наиболее популярная: он спустится на Землю возле юго-западного минарета мечети Омейядов в Дамаске.

Учитывая, что никому на Земле кроме самого Всевышнего дата Судного Дня абсолютно неизвестна, имам этой мечети каждый день стелет новый ковер под минаретом на месте предполагаемого прихода пророка Исы. Считается, что второе пришествие пророка Исы (мир ему и благословение) состоится в канун битвы мусульман с Даджалом. Иса придет на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход. «Они будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы придет Иса» (Муслим, Фитан 34, 2897). "На нем будет два одеяния цвета земли".

В хадисе, переданном со слов Джабира, говорится, что к нему подойдет лидер мусульман и предложит ему встать на месте имама и провести молитву, однако Иса откажется (Муслим, Иман 247) и "встанет на намаз за ним" как все остальные верующие.

Согласно второй версии, местом предполагаемого возвращения посланника Аллаха является мечеть «Аль-акса» в Палестине.

Его приход на Землю является также одним из признаков скорого наступления Судного Дня. «Явление его (Исы) возвестило о [Судном] часе» (Коран, 43: 61). Основная его роль будет уже не пророческой, т.к. он будет руководствоваться уже Кораном ниспосланным Всевышним через последнего своего посланника – пророка Мухаммеда (мир ему и благословение). Спустившись пророк Иса (мир ему и благословение) убьет Даджала-Антихриста и, благодаря мольбе Исы Богу, человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа. После этого он станет правителем и установит справедливое мироустройство, будет побеждена бедность и социальное неравенство. Людей писания (иудеев и христиан) больше не будет, т.к. после его второго пришествия отпадут всякие сомнений относительно происхождения и роли пророка в судьбе человечества. То есть даже Люди Писания признают истинность ислама и Корана.

Все события, связанные со вторым пришествием Исы, приводятся в авторитетных сборниках хадисов пророка Мухаммада.

В одном из достоверных хадисов Ибн-и Аббаса говорится, что пророк Иса (мир ему и благословение), будучи молодым, в начале 30 летнего периода был вознесен на небо (в представлении христианской Библии это 33 года), но после своего возвращения на землю будет пребывать на ней еще 40 лет. Большинство исламских богословов, опираясь на этот хадис, делают вывод, что пророк Иса (мир ему и благословение) встретить свою старость именно после своего повторного возвращения на землю, и рассматривают этот аят, как еще одно доказательство его предстоящего прихода. Правда, сколько времени он пребудет на Земле до своей смерти, единого мнения нет.

Считается, что после своей смерти пророк Иса (мир ему и благословение) будет захоронен в Медине рядом с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение). В мечети Пророка уже отведено место для будущей могилы Исы.

Об Иисусе в Коране говорится в 15 сурах, в 93 айатах и после детализируемая в хадисах, трудах мутакаллимов (богословов) и суфиев. В Коране в сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38 записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский отмечает, что информация была взята из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха” (сура 3:43).
Приведем свидетельства из Евангелия Фомы:

I. “Я, Фома Израильтянин, говорю вам, даже всем братьям, которые среди язычников, чтобы соделать для вас известными дела детства Нашего Господа Иисуса Христа, и Его могучие деяния, даже все, что он соделал, когда он был рожден на нашей земле. Начало было таковым:

II. 1. Этот маленький ребенок Иисус, когда ему было пять лет, возле потока ручья собрал воды вместе, которые текли в пруды; и он соделал их чистыми, приказав одним лишь своим словом.

2. И сделав мягкую глину, он слепил из нее двенадцать малых птиц, и была суббота, когда он соделал эти вещи. Там было так же много других маленьких детей, играющих с ним.

3. И один из евреев, когда увидел, что Иисус соделал, играя в субботний день, пошел и сказал его отцу Иосифу: “Вот твое дитя возле ручья взял глину и слепил двенадцать малых птиц и осквернил субботний день”.

4. И Иосиф пойдя на то место, увидел соделанное и возмущенно сказал ему: “Почему ты делаешь эти вещи в субботу, что не законно делать?”, но Иисус сложив свои руки вместе, воскликнул к малым птицам: “Летите!”—и птицы взлетели…

5. И когда евреи увидели это, они были очень изумлены и отошли для того, чтобы сказать своим начальникам о том, что видели, как Иисус соделал птиц” [90].
Исламский взгляд:
В отношении Исы (а.с.), в Коране употребляются несколько равнозначных наименований: Масих (мессия, помазанник), Слово Аллаха, Раб Божий, Знамение, Милость. Имя «Слово от Аллаха» употребляется в Коране только лишь в отношении Исы (а.с.). Аллах, сообщает матери Мариам имя будущего дитя ещё до его появления на свет. В то время как все люди получают своё имя от своих родителей, Иса получает имя напрямую от Бога: Аллах нарёк его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса, Мессия». Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса (а.с.) был рождён творением, отличным от иных людей. В Исламе, как и в христианстве признается непорочное зачатие матери Исы (а.с.) – Марьям, что опять таки говорит об исключительности пророка Исы (такого появления на свет среди других пророков более не было). В Коране (как впрочем и в Библии), говорится о совершенных пророком Исой (а.с.) чудесах. Во время своих проповедческих странствий вместе с 12 учениками, он исцелял больных, слепых и даже умерших. В Коране даже приводятся подтверждения евангельского рассказа о совместных трапезах прока Исы (а.с.) с его учениками, когда Всевышний даровал им пищу с небес. «И когда сказали апостолы: » Иса (Иисус), сын Марьям! Сможет ли твой Господь ниспослать трапезу для нас с небес?» Воскликнул Иса: «Побойтесь Бога, если вы верующие!» Они сказали: «Мы хотели бы отведать трапезу и успокоить наши сердца, мы узнаем, что ты сказал нам правду, и мы будем свидетелями этого [Божественного чуда]». Иса, сын Марьям, взмолил: «О Аллах Господь наш! Пошли нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних и будет знамением от Тебя. Даруй нам, ибо Ты — лучший из дарующих!» Сказал Господь: «Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после этого откажется от веры, того Я накажу так, как никого еще ранее не наказывал!» (Сура 5:112–115). Пророк Иса (а.с.) - единственный из пророков, кто снизойдёт к людям два раза. Помимо Корана, об этом неоднократно упоминал и посланник Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). В одном из хадисов Абу Хурайры (р.а.), пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судия справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нём».


Пророк Иса (а.с.) несмотря на появление его на свет по воле Аллаха, не является ни сыном Создателя, ни тем более самим Богом. В Коране по этому поводу четко сказано. «Не веруют, что т те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам» (Сура 5:19). И в приведенной выше Суре о сравнении Исы (а.с.) и Адама (а.с.), подчеркивается что Создатель сотворил его, как и первых людей, исключительно по своему желанию из земного праха. То есть пророк Иса (а.с.), такой же человек как и остальные пророки и люди. Во-вторых, согласно Корану, пророк Иса (а.с.) не был распят на кресте, а Всевышний забрал его к себе. «… и сказали (иудеи): «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его». (Сура 4:157). «О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый».(Сура 4:158) Также в Коране отрицается роль Исы (а.с.) как искупителя человеческих грехов. В Коране по этому поводу говорится: « Ни одна душа не понесет чужого бремени (греха)» (Сура 39:7). То есть никто – ни пророк, ни человек не может и не должен нести наказание за другого человека. Но пожалуй, свою главную роль пророк Иса (а.с.) должен сыграть во время Судного дня, когда он придет на помощь верующим и победить Даджаля (Антихриста). Но это уже тема для отдельного разговора.

Чудеса Исы-ал-Масиха

В суре 3:43записано, что Иисус пришел со знамениями: исцелять слепых и прокаженных, воскрешать мертвых и еще, Он сотворил птиц из глины и вдунул в них и стали они живыми, – все это Он делает по повелению Аллаха (3:43). “Сила творить жизнь присуща только самому Творцу и об Иисусе говорится, что Он творил, как Бог” [95]. Сам Коран подтверждает об этом: “Аллах – творец всякой вещи, Он – единый, мощный!” ( сура 13:17 ). “А те, кого они призывают вместо Аллаха, не творят ничего, и сами они сотворены” (сура 16:20 ). Чудеса и знамения, которые показывал Сам Бог известным пророкам, записаны в Коране и относятся: к Ною (23:27-30), Моисею (7:103, 27:7-13), Соломону (21:77-81, 34:12,13 ), Ионе (37:142-146). Но эта творческая сила не принадлежит ни одному из них, так как в этих сурах употребляются следующие местоимения: “Мы”, “Наши знамения”, что относится только Аллаху. В сурах 3:45-49, 5:110-115 главный акцент делается на том, что Сам Иисус творит, например: “Я пришел к вам со знамением от Господа… Я сотворю вам из глины… Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха”. Коран говорит, что Мухаммад не делал чудес: “Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!” Скажи: “Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещеватель. Я – не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено; я- только явный увещеватель” (суры 29:49; 46:8 ). От Вахаба ибн Минаббека известна история о чудесных исцелениях Иисуса: “Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его. Находившиеся вблизи могли коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус начал ходить между ними и исцелил всех молитвою” [96]. Таким образом, мы можем сказать, что Иисус был наделен силой творить, как и Сам Бог, и был больше, чем другие пророки.

Коран о непорочном зачатии Исы
“Мы отправили к ней (Марйам) Нашего духа. …Чтобы даровать мальчика чистого”. Другой перевод говорит: “…Дабы мог я одарить тебя сыном праведным” [97]. “…И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием” (сура 19:17,20,21). Аль-Байдави, комментируя чудесное рождение Иисуса, говорит: “Это выдающееся событие ставит Христа выше всех других людей и вестников, так как Он был рожден без участия человека”[98]. И Аль-Фахр эль-Рази комментирует это событие так: а) относительно слов – “чтобы даровать тебе безгрешного (чистого) мальчика” – он сказал: “безгрешный” (чистый) имеет три значения: во-первых, Он без греха; во- вторых, Он вырос, будучи честен, в-третьих, Он был безупречен и чист” [99]; б) слова: “И Мы сделаем его откровением для людей”, означают, что Мы сделаем Его рождение знамением человечеству, так как Он был рожден без отца. И слова “Нашим Милосердием” предполагают о том, что человечество получит благословение через это знамение, ибо оно будет чрезвычайным указанием на Его истинность и облегчит людям доверять Его словам” [100]. Мухаммад говорит о своих ошибках, но в Коране мы не находим ни одного упоминания или упрека в адрес Иисусу. Например, эти стихи относят к личности Мухаммада: “Чтобы Аллах простил тебе [Мухаммаду] то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже, и чтобы завершил Свою милость тебе и повел тебя прямым путем” (сура 48:1,2). “Терпи же! Поистине обещание Аллаха – истина; проси прощения и за грех твой и возноси хвалу Господу твоему вечером и утром!” (Сура 40:57). В комментарии И.Ю. Крачковский отмечает, что это сам ‘Али говорит о грехе пророка [101]. “Каждый рожденный ребенок захвачен (или уязвлен) сатаной, исключая Марию и ее Сына”, – так отмечает Bukhari-Anbiya [102]. Коран говорит о греховности Адама: “Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас – ясный враг? Они сказали: “Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток” (сура 7:22-23). В Коране говорится и о Ное: “Господи, я ищу у Тебя защиты, чтобы мне не просить у Тебя о том, чего я не знаю. Если Ты не простишь мне и не помилуешь, я буду из числа потерпевших убыток” (сура11:47). Об Аврааме: “А когда я заболею, Он меня лечит, который меня умерщвляет, а потом оживляет, и который – я жажду, чтобы Он простил мне мое прегрешение в день суда” (сура 26:80-82). О Моисее: “ …Прости же мне!” И простил Он ему: ведь Он – прощающий, милостивый! Сказал он: “за то, что Ты облагодетельствовал меня, я никогда не буду пособником грешников!” (Сура 28:15-16).

Таким образом, Иисус в Коране непорочная и безгрешная Личность, по сравнению с другими пророками.

Представление Корана о распятии Исы
На основании Корана (сура 4: 157), Иисус не умер и не был распят. “Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им) и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, – наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик и мудр!” Этот текст рассматривается как учение докетов, не гностиков-докетов, а именно Мани[65]. Толкователь Аль-Фахри эль-Рази говорит следующее: “Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два: а) значение слов “Я вознесу тебя” – Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим Иисуса”; б) толкование слов “вознесу тебя ко Мне”- означает, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме Аллаха” [66]. С точки зрения мусульман, Бог не мог допустить распятие праведного пророка Иисуса. Позднее мусульманские комментаторы скажут о распятии Иисуса так: “Ведь такая ужасная смерть должна символизировать уничтожение лжепророка”. У мусульман распятие – позорная казнь, которой подвергались разбойники, грабители, насильники и прочие опасные преступники. Об этом написано в “Китаб ал-харадж” Абу Йусуфом Йакуб бен Ибрахимом ал-Куфи (731-798 гг.).

Мухаммад понимал, что Иса-ал-Масих не был распят, но взят живым на небо. Позже, в хадисе ал-Бухари Саид бен ал-Мусайабб, было написано: “Посланник Божий сказал: Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам как судья справедливый. Он разобьет кресты , убьет свиней, отменит налог с иноверцев” [67]. “Иисус, разбивающий кресты”, – крайне показательный и весьма частый в мусульманской литературе образ. Как отмечает А.В. Журавский, позорная смерть на кресте Божьего избранника, наделенной особой Божьей милостью пророка, сама мысль представлялась мусульманам кощунственной и расценивалось ими как глубочайшее заблуждение христиан.


«Некоторые люди неправильно понимают, как родился Иса (Иисус), и говорят, что он сын Бога, потому что он рождён без отца. Господь им сказал: "Иса подобен Адаму, которого Я сотворил из праха без отца и без матери". Создав его, Аллах сказал: "Будь!" – и он стал» (смысл 59 аята суры «Алю Имран», тафсир «аль-Мунтахаб»).

فَأَتَتْ بِهِ قَوْمَهَا تَحْمِلُهُ قَالُوا يَا مَرْيَمُ لَقَدْ جِئْتِ شَيْئًا فَرِيًّا * يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيًّا * فَأَشَارَتْ إِلَيْهِ قَالُوا كَيْفَ نُكَلِّمُ مَن كَانَ فِي الْمَهْدِ صَبِيًّا * قَالَ إِنِّي عَبْدُ اللَّهِ آتَانِيَ الْكِتَابَ وَجَعَلَنِي نَبِيًّا * وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا * وَبَرًّا بِوَالِدَتِي وَلَمْ يَجْعَلْنِي جَبَّارًا شَقِيًّا * وَالسَّلَامُ عَلَيَّ يَوْمَ وُلِدتُّ وَيَوْمَ أَمُوتُ وَيَوْمَ أُبْعَثُ حَيًّا * ذَلِكَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ قَوْلَ الْحَقِّ الَّذِي فِيهِ يَمْتَرُونَ

«Марйам пришла к своему народу, неся новорождённого Ису (Иисуса). Люди сказали ей с удивлением, осуждая её: "Ты совершила скверное, порицаемое дело! Ты из потомства богобоязненного пророка Харуна (Аарона). Как же ты так согрешила? Ведь твой отец не был дурным человеком, и твоя мать не была распутницей". Она показала на новорождённого Ису (Иисуса), чтобы они с ним говорили. Они сказали: "Как мы можем говорить с ребёнком в колыбели?"

Услышав их речь, Иса (Иисус) с дозволения Господа сказал им: "Я – раб моего Владыки. Он мне дарует Евангелие и сделает меня пророком. Я буду благословенным, буду совершать добродеяния на благо людей и призывать их к добру. Владыка повелел мне выстаивать молитвы и давать очистительную милостыню (закят), пока я буду жить. Мой Владыка повелел мне быть почтительным к моей матери и заповедал мне благость к ней. Он меня не сделал жестоким к людям, дерзким и непослушным, лишённым Его милости. Пусть будет мир мне в тот день, когда я родился! Пусть будет мир мне в тот день, когда я умру! Пусть будет мир мне в тот день, когда Аллах воскресит меня!". Таков Иса, сын Марйам. Это – истина об Исе (Иисусе), о котором спорят сомневающиеся в его пророчестве» (смысл 27-34 аятов суры «Марьям», тафсир «аль-Мунтахаб»).

إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ اذْكُرْ نِعْمَتِي عَلَيْكَ وَعَلَى وَالِدَتِكَ إِذْ أَيَّدتُّكَ بِرُوحِ الْقُدُسِ تُكَلِّمُ النَّاسَ فِي الْمَهْدِ وَكَهْلًا وَإِذْ عَلَّمْتُكَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَالتَّوْرَاةَ وَالْإِنجِيلَ وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي وَتُبْرِئُ الْأَكْمَهَ وَالْأَبْرَصَ بِإِذْنِي وَإِذْ تُخْرِجُ الْمَوْتَى بِإِذْنِي وَإِذْ كَفَفْتُ بَنِي إِسْرَائِيلَ عَنكَ إِذْ جِئْتَهُم بِالْبَيِّنَاتِ فَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْهُمْ إِنْ هَذَا إِلَّا سِحْرٌ مُّبِينٌ

«В тот День Всевышний обратится к Исе, сыну Марйам, говоря: "Ты вспомни Мою милость и благоволение к тебе и к твоей матери в ближайшей жизни, когда Я укрепил тебя Святым Духом (ангелом Джибрилем), и ты говорил с людьми младенцем в колыбели, доказывая невинность и чистоту твоей родительницы, и когда взрослым ты говорил то, что Я тебе внушал. И вот Я научил тебя писанию, мудрости, Торе и Евангелию, ниспосланному тебе от Меня, и научил тебя правильно говорить и поступать, и дал тебе способность вызывать знамения, которые не под силу человеку. И вот ты сделал из глины образ птицы и, с Моего дозволения и благодаря Моей мощи, вдохнул в неё жизнь. С Моего дозволения ты исцелял прокажённых и слепых, а также оживлял мёртвых по воле Бога. Вспомни также, как Я удержал сынов Исраила, которые хотели распять тебя и убить, когда ты представил им ясные знамения, чтобы они уверовали. Но сказали те из них, которые не уверовали, что все знамения, которые ты показал, – лишь очевидное колдовство"» (смысл 110 аята суры «аль-Маида», тафсир «аль-Мунтахаб»).

وَإِن مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ إِلَّا لَيُؤْمِنَنَّ بِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكُونُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا

«И, поистине, из людей Писания нет никого, кто бы не понял истину об Исе (Иисусе) до его смерти, – что он был раб Бога и Его посланник. Они уверовали в него, но поздно – время уже ушло. И в Судный день Иса (Иисус) будет свидетельствовать против них в том, что он раб Всевышнего и Его посланник и что он передавал Послание своего Господа» (смысл 159 аята суры «ан-Ниса», тафсир «аль-Мунтахаб»).

وَيُعَلِّمُهُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَالتَّوْرَاةَ وَالْإِنجِيلَ * وَرَسُولًا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنِّي قَدْ جِئْتُكُم بِآيَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ أَنِّي أَخْلُقُ لَكُم مِّنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ فَأَنفُخُ فِيهِ فَيَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِ اللَّهِ وَأُبْرِئُ الْأَكْمَهَ وَالْأَبْرَصَ وَأُحْيِي الْمَوْتَى بِإِذْنِ اللَّهِ وَأُنَبِّئُكُم بِمَا تَأْكُلُونَ وَمَا تَدَّخِرُونَ فِي بُيُوتِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَةً لَّكُمْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ * وَمُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَلِأُحِلَّ لَكُم بَعْضَ الَّذِي حُرِّمَ عَلَيْكُمْ وَجِئْتُكُم بِآيَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَطِيعُونِ * إِنَّ اللَّهَ رَبِّي وَرَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ هَذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ * فَلَمَّا أَحَسَّ عِيسَى مِنْهُمُ الْكُفْرَ قَالَ مَنْ أَنصَارِي إِلَى اللَّهِ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ نَحْنُ أَنصَارُ اللَّهِ آمَنَّا بِاللَّهِ وَاشْهَدْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ * رَبَّنَا آمَنَّا بِمَا أَنزَلْتَ وَاتَّبَعْنَا الرَّسُولَ فَاكْتُبْنَا مَعَ الشَّاهِدِينَ * وَمَكَرُوا وَمَكَرَ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَاكِرِينَ * إِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى إِنِّي مُتَوَفِّيكَ وَرَافِعُكَ إِلَيَّ وَمُطَهِّرُكَ مِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا وَجَاعِلُ الَّذِينَ اتَّبَعُوكَ فَوْقَ الَّذِينَ كَفَرُوا إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأَحْكُمُ بَيْنَكُمْ فِيمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ

«Господь научит его (Иисуса) писанию, мудрости, полезным знаниям, Торе, ниспосланной Мусе (Моисею), и Евангелию, которое Аллах ему внушит. Всевышний сделает его посланником к сынам Исраила. Он докажет это знамениями от Аллаха. Он сотворит из глины образ птицы и дунет в него, и будет он птицей по изволению Создателя. Он исцелит слепого от рождения, прокажённого и оживит мёртвого с дозволения Господа. Он скажет им, что они едят и что откладывают на хранение в своих домах. Он им скажет: "Эти знамения – знамения от Бога, свидетельствующие об истинности моей миссии, если вы верующие. Я был ниспослан к вам, чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано Мусе в Торе до меня, и разрешить вам по изволению Всевышнего часть того, что было вам запрещено раньше. Я пришёл к вам со знамениями об истинности моего послания. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Господь передал мне и вам Своё благо и милосердие. Аллах – мой Владыка и ваш Владыка. Искренне поклоняйтесь Ему: это – прямой путь!"

Когда Иса (Иисус) ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ был послан, он призвал свой народ к праведному пути Всевышнего. Большинство из них не отозвались на его призыв. Увидев это, он обратился к ним, спрашивая: "Кто будет моими помощниками на пути Господнем?" Апостолы, которые уверовали в Бога и в него, ответили: "Мы – твои сторонники, поддерживаем тебя, потому что ты призываешь нас к пути Аллаха. Мы уверовали в Творца. Засвидетельствуй, что мы искренне преданы Господу и праведному пути Всевышнего. Мы говорим: "Господи наш, наш Творец! Мы уверовали в Писание, ниспосланное Тобой Твоему посланнику, и последовали за Твоим посланником Исой – мир ему! Запиши же нас свидетельствующими о том, что Твой посланник действительно доставил нам Писание, и о том, что сыны Исраила не уверовали в него".

Неверные строили тайные козни, отвергнув призыв Исы идти по прямому пути. Но Всевышний разрушил их козни, и была им неудача в том, к чему они стремились. Поистине, Аллах сильнее и мудрее всех хитрецов!

إِذْ قَالَ الْحَوَارِيُّونَ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ هَلْ يَسْتَطِيعُ رَبُّكَ أَن يُنَزِّلَ عَلَيْنَا مَائِدَةً مِّنَ السَّمَاءِ قَالَ اتَّقُوا اللَّهَ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ * قَالُوا نُرِيدُ أَن نَّأْكُلَ مِنْهَا وَتَطْمَئِنَّ قُلُوبُنَا وَنَعْلَمَ أَن قَدْ صَدَقْتَنَا وَنَكُونَ عَلَيْهَا مِنَ الشَّاهِدِينَ * قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا أَنزِلْ عَلَيْنَا مَائِدَةً مِّنَ السَّمَاءِ تَكُونُ لَنَا عِيدًا لِّأَوَّلِنَا وَآخِرِنَا وَآيَةً مِّنكَ وَارْزُقْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ * قَالَ اللَّهُ إِنِّي مُنَزِّلُهَا عَلَيْكُمْ فَمَن يَكْفُرْ بَعْدُ مِنكُمْ فَإِنِّي أُعَذِّبُهُ عَذَابًا لَّا أُعَذِّبُهُ أَحَدًا مِّنَ الْعَالَمِينَ

«Вспомни (о Мухаммад!), когда апостолы сказали Исе: "О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь ниспослать нам с неба трапезу со священной пищей, если ты попросишь Его?" Иса ответил им: "Если вы истинно веруете в Аллаха, бойтесь Его, повинуйтесь Его наставлениям, приказам и запретам и не просите новых знамений, кроме тех, которые вам уже были представлены".

Они сказали: "Мы хотим вкусить от этой пищи, чтобы успокоить наши души относительно могущества Аллаха, в которое мы верим, и чтобы убедиться, что ты сказал нам правду о том, что ты рассказывал об Аллахе Всевышнем, и чтобы мы стали свидетелями этого знамения перед теми, кто не видел его".

Иса, сын Марйам, сказал: "О Аллах, наш Творец и Владыка! Низведи нам пищу с неба, чтобы этот день был праздником для всех уверовавших среди нас – для нас и наших потомков – и чтобы она стала знамением от Тебя, подтверждающим Твою Истину. Даруй нам добрый удел! Ты – лучший из дарующих уделы!"

Аллах сказал: "Я низведу вам трапезу с неба. Но того из вас, кто не поверит после того, как увидит это знамение, – свидетельство веры, которое он сам попросил, Я накажу так, как не наказывал никого из людей» (смысл 112-115 аятов суры «аль-Маида», тафсир «аль-Мунтахаб»).

وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّرًا بِرَسُولٍ يَأْتِي مِن بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ فَلَمَّا جَاءَهُم بِالْبَيِّنَاتِ قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُّبِينٌ

«И вспомни, как сказал Иса, сын Марйам: "О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истину того, что было ниспослано в Торе до меня и благовествующий о том, что после меня явится посланник, имя которому Ахмад". А когда к ним с ясными знамениями явился посланник, о котором им было сообщено, они сказали: "То, с чем ты пришёл к нам – явное колдовство"» (смысл 6 аята суры «ас-Сафф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ مِّنْهُم مَّن كَلَّمَ اللَّهُ وَرَفَعَ بَعْضَهُمْ دَرَجَاتٍ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلَ الَّذِينَ مِن بَعْدِهِم مِّن بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَلَكِنِ اخْتَلَفُوا فَمِنْهُم مَّنْ آمَنَ وَمِنْهُم مَّن كَفَرَ وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلُوا وَلَكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ

«Всем посланникам, о которых Мы упомянули, Мы даровали разные качества и преимущества и возвысили в разной степени. С некоторыми, как с Мусой, Аллах говорил непосредственно, некоторых Аллах вознёс степенью выше других, как Мухаммада, которому было ниспослано последнее Божественное Писание (в котором установлен шариат). Среди посланников был Иса, сын Марйам, которому Мы даровали ясные знамения, – воскрешение мёртвых, лечение прокажённых. Мы подкрепили его Духом Святым (ангелом Джибрилем). Эти посланники призывали людей к прямому пути Аллаха. И если бы захотел Господь, люди не враждовали бы после ясных знамений посланников Аллаха и не разошлись бы. Но Аллах не захотел этого, и они затеяли раздоры и разошлись И среди них были такие, которые уверовали, и такие, что не веровали. Поистине, Аллах Мудр и делает то, что пожелает» (смысл 253 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!


В книге досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков» сообщается, что пророк Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спустится на землю после объявления имама Махди и прихода Даджаля.

Всемогущий Господь с небес спустит пророка Ису ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ . Его спустят на минарет мечети Омейядов в Дамаске. Эта мечеть, также известная как Большая мечеть Дамаска, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Здание храма содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене.

Юго-восточный минарет мечети носит имя пророка Исы ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ – именно на него с небес на землю сойдёт пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ . И каждый день имам этой мечети стелет новый ковер под минаретом на месте предполагаемого прихода Исы ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ .

Мечеть Омейядов в Дамаске. ©Arian Zwegers

Когда пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ спустится, верующие и имам этой мечети, назначенный имамом Махди, будут коллективно совершать предзакатный намаз. Ису ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ они сделают имамом и за ним завершат эту молитву. Оттуда пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ направится в Байт аль-Мукаддас, к мечети Аль-Акса в Иерусалиме, и там ко времени рассветного намаза он встретится с имамом Махди.

Махди и его друзья с почтением попросят Ису ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ стать имамом в молитве, но пророк ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ не выйдет вперед, а совершит намаз за Махди. Этот первый намаз он совершит за имамом Махди, чтобы показать, что он следует шариату пророка Мухаммада ﷺ , – только ради этого он поступит так, ведь Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ – пророк, и уровень авлийа не достигнет уровня пророка. Более того, Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ является одним из пяти избранных пророков. И он будет претворять шариат Любимца Всевышнего – пророка Мухаммада (мир ему и благословение), являющегося печатью всех пророков.

Затем пророк Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ вместе с имамом Махди отправится следом за Даджалом, и близ Рамлата, в местности Лудд, они поймают Даджала и казнят, спася человечество от его смуты.

Когда наступит срок ухода из жизни имама Махди , Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ похоронит его в Байт аль-Мукаддасе (Аль-Аксе), совершив над ним заупокойную молитву.

Комплекс мечети Аль-Акса (Байт аль-Мукаддас) в Иерусалиме. ©Andrew Shiva

Появятся Яджудж-Маджудж (Гог и Магог) и осквернят весь мир, они все вместе нападут на Ису ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ и потеснят его к горе Тура Сайна. Там он с войском попадёт в окружение и испытает трудности. Из-за сильного голода и жажды они окажутся в затруднительном положении.

Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ обратится к Господу с мольбой вывести их из этого состояния. В тот же час Яджудж-Маджудж все как один, навалившись друг на друга, погибнут. И тогда Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ со своим войском спустится с горы Тура Сайна. В это время на земле будет стоять запах падали от мёртвых тел Яджудж-Маджудж, и по велению Всевышнего прилетят стаи птиц и сбросят их сгнившие тела в море. После этого пойдёт дождь милости, который омоет всю землю, и мир станет прежним.

Тогда пророк Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ прибудет в Мекку. Во время его обхода вокруг Каабы появится Даббат аль-арзи, внешность и размеры которого невозможно передать словами и описать пером: голова как у быка, четыре ноги, хвост как у барана, уши как у слона, шея длинная как у страуса, бока как у кота, окрас как у тигра, грудь как у льва, стопы как у верблюда, глаза как у свиньи, с двумя крыльями, покрытый волосами – Всевышний создал его как хотел. О появлении такого животного говорится и в Коране.

Сказано, что, появившись, это животное дунет на все четыре стороны, и Всевышний Аллах сделает это дуновение причиной проявления на лбу у всех людей надписи – имени каждого человека, которое Всевышний дал ему Своим предвечным знанием (ильм аль-азаль). И эта надпись будет выпуклой, ее будет видно, откуда бы ни посмотрели, издалека или с близкого расстояния. Считается достоверным, что это животное и есть тот верблюжонок, который убежал и скрылся в скале, после того как народ зарезал верблюдицу пророка Салиха ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ . Согласно хадису, это животное выйдет из Масджид аль-Харама. Также говорится, что оно выйдет со стороны холма Сафа. Никто не знает этого лучше Всевышнего.

Затем пророк Иса ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ отправится в Медину и посетит Равзу пророка Мухаммада ﷺ . В Медине он женится, и у него родятся два сына, после чего он заболеет и покинет этот мир. Похоронят его в почтенной Равзе Посланника Божьего ﷺ , а могилу ему выроют рядом с могилой сподвижника Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ . После этого на земле не останется ничего стоящего, и все чистые и порядочные люди покинут этот мир. По велению Аллаха солнце встанет с запада, и люди обратятся к покаянию, но Творец не примет их, ибо в это время врата покаяния будут закрыты.

Данат Зарипов

На фото:
Мечеть Омейядов в Дамаске. ©Arian Zwegers
Комплекс мечети Аль-Акса (Байт аль-Мукаддас) в Иерусалиме. ©Andrew Shiva

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Иса (Иисус Христос, мир ему) – особо почитаемый пророк и посланник в Исламе. В Священном Коране его имя упоминается 25 раз. В Писании мусульман он также называется аль-Масих (Мессия), ибн-Марьям (сын Марии), абд Аллах (раб Аллаха), расул Аллах (посланник Аллаха), Салих (Праведник), Калима (Слово), Кауль аль-Хакк (изречения Истины) и т.д. Пророку Исе (мир ему) было ниспослано от Всевышнего Аллаха Писание – Инджиль (Евангелие, Благая Весть), в котором предсказал приход последнего Пророка и Посланника Бога Мухаммада (Ахмада, да благословит его Аллах и приветствует):

«И вот Иса, сын Марьям, сказал: «О, сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)».

(сура «Ас-Сафф»;6)

Священный Коран передал подробную историю пророка Исы, посвятив ему и его семье две суры: «Аль Имран» («Семейство Имрана») и «Марьям» («Мария»). Верить во всех пророков и посланников Всевышнего, в том числе и в Ису (мир ему) – это обязанность каждого верующего мусульманина. Ведь вера во всех пророков Всевышнего является одним из столпов Веры, у того, кто отвергает хотя бы один из этих основ, вера становится неполноценной, и он впадает в неверие.

Единый Творец в Коране призывает нас не делать различий между пророками:

«Скажи: Мы уверовали в Аллаха и в ниспосланное Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову), и коленам (двенадцати сыновей Йакуба), и в дарованное Мусе (Моисею), Исе (Иисусу Христу) и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему Одному мы покоряемся».

(сура «Аль-Имран»;84)

Пророк Иса, мир ему, проповедовал три года. Он призывал своих соплеменников к Единому Богу, к Таухиду:

«Воистину, Аллах – мой Господь и ваш Господь.Поклоняйтесь же Ему, ибо таков прямой путь»

(сура «Аль-Имран»;50)

У Исы (мир ему) было 12 хавариинов, последователей - его учеников (апостолов). Они также ходили по Палестине и вместе с учителем проповедовали веру в Единого Творца. Народ бани Исраиля не приняли учение Христа: «Когда же он явился к ним с ясными знамениями, они сказали:

«Это – очевидное колдовство».

(сура «Ас-Сафф»;6)

Они не только отвергли посланничество Исы (мир ему), но и вознамерились убить его. Непосредственным поводом для этого, согласно преданиям, послужил такой случай. Как-то раз толпа неверующих, подступив к Исе (мир ему), стала оскорблять его, выкрикивая оскорбления и в адрес его матери Марьям (пусть будет доволен ею Аллах). Иса (мир ему) воззвал к Всевышнему: «О, Боже, о, Господь мой, Словом Своим меня сотворивший, прокляни тех, кто поносит меня и мою мать!» И, вняв мольбе Исы (мир ему), Всевышний превратил нечестивцев кого в обезьян, кого в свиней. Тогда-то народ бани Исраиль и решил погубить пророка.

Они оклеветали Ису (мир ему) перед римскими властями, как колдуна и смутьяна, добившись вынесения ему смертного приговора. Согласно исламскому толкованию, Иисус Христос не был распят, он был вознесен Господом, а вместо пророка распяли совсем другого человека, одного из учеников Исы, добровольно согласившегося отдать свою жизнь вместо него. В другой версии этой истории распяли одного из иудеев, который вошел в дом к Иисусу, чтобы схватить его, не нашел его там, а, выйдя из дома, был схвачен вместо Исы, так как Аллах сделал его похожим на Иисуса (мир ему). Бог открыл Исе (мир ему), происки врагов и возвестил ему, что он, погрузившись в глубокий сон, будет взят на небо живым:

«И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако, они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые перепираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый».

(сура «Ан-Ниса»;157-158)

Коран отрицает смерть Исы, мир ему. Иса был вознесен на небо, а в День Суда предстанет перед Аллахом, как и другие пророки. Однако перед Концом этого мира пророк Иса( мир ему) вернется на землю во второй раз. Его второе пришествие является одним из больших признаков Конца этого мира. Мусульмане, как и христиане, признают этот факт. Но причина его возвращения отличается от того, что говорит христианская традиция. Согласно Исламу, Иисус Христос вернется на землю как человек, а не как Бог. Он докажет свою смертность, так как он женится, у него будут дети, он умрет, как человек. А в День Воскресения также как все оживет по Воле Всевышнего и предстанет перед Своим Господом. На то, что второе пришествие Исы, мир ему, является признаком Конца этого мира, указывает Священный Коран:

«Воистину, он (Иса) является признаком Часа…»

(сура «Аз-Зухруф»;61)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: