Муссолини заявил фашистское государство организует нацию но после этого что понимал муссолини под

Обновлено: 27.03.2024

Мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии и Испании к власти приходят фашисты. Появление тоталитарных государств не было случайным стечением обстоятельств. В Италии и Германии фашизм пришёл к власти при опоре на массовые движения. Для чего утверждались тоталитарные режимы? Для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоления разрухи, предотвращения угрозы революции. Создания нового социального порядка.

В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.

При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.

Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.

2. В чём заключаются общие характерные черты тоталитарных режимов?

1. общая идеология (антисемитизм, нацизм и.т.д)

2. контроль с помощью введения спец.служб или новых органов правопорядка.

3. разрешено только то, что разрешено органами власти. все остальное - запрещено.

4. жесткая цензура любых медийных средств.

5. государство вмешивается во сферы жизни.

3. Какую роль идеологи тоталитаризма отводили государству?

Государство осуществляло тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, вмешивалась не только в экономику, но и даже в личную жизнь людей. кто не подчинялся государству, наказывался.

4. Почему в Германии стал возможен приход А. Гитлера к власти?

С политической точки зрения, это было обусловлено тем, что в Германии был экономический кризис, страна была ослаблена, и нужен был сильный, жёсткий политик, который смог бы взять власть в свои руки и вывести страну из этой "ямы". Кроме того, Германия исторически всегда была феодальной раздробленной на мелкие княжества страной - это был один из факторов её экономической и политической слабости. С философской же точки зрения, следует обратиться к немецкому романтизму (19 век) . Гейдельбергские романтики, занимаясь изучением фольклора, в частности - немецких сказок, открыли, что немецкая душа - душа безропотно-христианская. Действительно, мало найдёшь людей, которые так зациклены на устройстве собственного быта, семьи, порядка, но не интересуются (или мало интересуются) чем-то извне. Вот на такой безропотно-христианской душе, да ещё и угнетённой последствиями экономического кризиса, и мог глубоко пустить корни и окончательно поработить Гитлер - один из лидеров фашизма.

5. Что составляло идеологическую основу политики германских нацистов?

Превосходство германской нации.
Право на жизнь только немцев. Уничтожение и порабощение всех остальных наций.

6. В чём проявлялось нарастание военной угрозы в 1930-х гг.?

7. Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе? Почему не удалось этого сделать?

Считаю это крайне маловероятным. Угроза нацизма не считалась тогда в обществе и руководстве Западных стран особо существенной. России боялись больше.

Даже в самой Европе не было единства. Каждый играл за себя. В частности Польша, за счёт договорённостей с Гитлером, стремилась отхватить часть территории Чехословакии.

После Первой мировой войны никто кроме немцев, потерпевших тогда поражение, воевать не хотел.

8. Б. Муссолини заявлял:

«Фашистское государство организует нацию, но после этого оставляет индивидуумам достаточно простора; оно ограничило бесполезные и вредные свободы, но зато сохранило существенные. Не индивидуум, а только государство может быть тем, чьё мнение должно быть решающим в данной области. Поскольку для фашиста всё содержится в понятии государства, ничего человеческого или духовного не существует; и тем более не имеет какой-либо ценности вне государства. В этом смысле фашизм является обобщающим, фашистское государство — синтез и единство всех ценностей — объясняет, развивает и даёт силу всей жизни народа».

Что понимал Б. Муссолини под «бесполезными и вредными свободами»? Каким образом он с ними боролся?

Какую роль отводили фашисты государству в жизни общества?

В каких ещё странах существовал сходный взгляд на роль государства?

3. Б. Муссолини фрагменты из книги «Доктрина фашизма»
«… Фашистская концепция государства АнтиИндивидуалистична ; фашизм признает ин-дивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.
Прежде всего, фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку, в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображе-ния текущей политики. Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чуж-да фашизму.
Основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, за-дачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с кото-рым индивиды и группы только "относительное". Индивиды и группы "мыслимы" только в государстве. Фашистское государство организует нацию, но оставляет для индивидов до-статочное пространство; оно ограничило бесполезные и вредные свободы и сохранило суще-ственные. Судить в этой области может не индивид, а только государство» …
1)Докажите, что концепция Муссолини направлена против человека как такового, против развития личности.

2)Оцените плюсы и минусы внешних изменений в Италии с внедрением идей Муссо-лини

Довольно часто мир сталкивался с ситуацией, когда теоретические изыски политических деятелей не имели ничего общего с их практическим исполнением.
Достаточно вспомнить горькую судьбу России, когда большевики захватили власть под лозунгами : " Мир народам! Хлеб голодным! Власть Советам ! "
Вместо мира - четыре года братоубийственной войны.
Вместо хлеба - изъятие последних крох у крестьян.
Вместо власти Советов - кровавая диктатура комиссаров и ВЧК.
В Италии всё происходило с точностью до наоборот.
Вся громыхающая риторика Бенито Муссолини приветствовалась бурными аплодисментами зрителей и слушателей. И только !
Стремление Дуче пробудить в итальянском народе воинственный дух древних римлян встречало лишь показной энтузиазм.
Самые лучшие линкоры и самолёты, ставившие в 30-е годы один рекорд за другим, так и не принесли Италии славы на полях сражений, поскольку, управлялись людьми, не желавшими воевать.
А вот социальная политика итальянского фашизма действительно имела широкую поддержку народа.
Достаточно вспомнить историю осушения Понтийских болот и безвозмездной раздачи осушенных участков неимущим.
Не могла не встретить понимание и решительная борьба государства с непомерными аппетитами финансистов, крупных промышленников и землевладельцев.
Таким образом, на протяжение 20 лет, фашизм, как политическая доктрина, существовал в Италии сам по себе, так и не пустив глубоких корней в обществе.
Что касается Республики Сало (1943-45гг.) , то там, действительно, идеология и практика фашизма шли рука об руку. Впрочем, от марионетки Гитлера иного не следовало ожидать.

Рождение тоталитаризма. В самом начале XX столетия, до Первой мировой войны, жители Европы с оптимизмом смотрели в будущее, однако после ее окончания это чувство сменилось разочарованием и пессимизмом. Многие считали, что старая буржуазная Европа ушла в прошлое и ей на смену должно прийти новое общество. Произошло разочарование в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе войны и в первые послевоенные годы. Несмотря на то что уровень жизни состоятельных слоев населения в 1920-х гг. вырос, все чаще, вслед за немецким философом О. Шпенглером, стали говорить о «закате Европы».

Сторонники коммунистических идей искали выход в совершении революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, испуганные размахом коммунистического движения и желавшие твердого порядка, стремились к установлению антидемократической диктатуры. Среди сторонников жестких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьянство, люмпен-пролетариат. Все они в условиях экономических неурядиц мечтали о перераспределении общественных богатств за счет крупных собственников, путем экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

На волне недовольства демократией в Европе возникли тоталитарные режимы, характеризовавшиеся установлением господства государства над жизнью каждого отдельного человека и общества в целом. Само же государство сращивалось с правящей партией, получавшей безграничную власть. Все другие политические силы либо ликвидировались, либо превращались в декорации. Конкретную личность тоталитаризм растворял в массе — народе, классе, партии, стараясь придать ей общие для всех идеи, образ жизни, противопоставить «своих» и «чужих». В то же время в тоталитарном обществе формировалась безграничная власть одного человека — вождя (фюрера в Германии, дуче в Италии). Идеология правящей партии, выступавшей от имени всего народа, становилась единственной и господствующей. Разрушалось гражданское общество. Подчас возникало некое подобие религии со своим «культом» и жесткой иерархией партийных чиновников — своеобразных «жрецов». При этом нередко сама религия (в большинстве случаев — христианство) либо подвергалась преследованиям, либо ее влияние ограничивалось (исключением была Италия).


Столпы общества. Деловые круги, аристократия, мелкая буржуазия — слои, на которые опирался фашизм. Художник Ж. Грос

Для тоталитаризма была характерна целостность, тотальность всех структур общественного бытия — общества, государства, партии, личности, народа. Руководство тоталитарного государства ставило перед обществом глобальную цель, которую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Это предопределило агрессивную природу тоталитаризма. Глобальной целью могло быть осуществление идеи величия нации, создания тысячелетней империи или достижения всеобщего блага.

Важным инструментом тоталитаризма являлась мощная пропаганда, проникавшая во все поры общества. Официальные идеологи, средства массовой информации, всецело зависевшие от власти, ежедневно и ежечасно «промывали мозги» простым гражданам. Они убеждали людей в верности поставленной властями цели, мобилизуя их на борьбу за ее осуществление. Одна из задач пропаганды заключалась в определении и разоблачении «врагов». Это могли быть коммунисты, социалисты, капиталисты, евреи и все прочие, мешавшие достижению великих целей. Вслед за одним поверженным противником немедленно находился другой. Тоталитарный режим не мог обойтись без постоянного поиска врага, необходимость борьбы с ним предопределяла ограничение демократии и материальных потребностей людей.

Установление фашистского режима в Италии. Италия была одним из государств, одержавших победу в Первой мировой войне. Однако неудачи командования в ходе боевых действий и провалы итальянской дипломатии в период мирного урегулирования привели к тому, что эта страна не получила почти ничего из обещанного ей Антантой. Оскорбленное национальное достоинство стало основой для широкого распространения идеи создания «Великой Италии» — наследницы Древнего Рима.

После окончания войны экономическое положение страны было тяжелым. На фоне экономических проблем росло массовое движение трудящихся, мелких городских собственников, крестьян. Люди требовали справедливости, многие считали путем к ее достижению ограничение крупной собственности. Во всех бедах винили правительство либералов, которое не смогло добиться от Антанты уступок и допустило ухудшение экономического положения. Все большим влиянием в Италии стали пользоваться левые — социалисты и коммунисты. Под их руководством происходили массовые стачки, рабочие захватывали заводы и фабрики.

Одновременно набирало силу новое движение — фашизм, основанное в 1919 г. бывшим социалистом Б. Муссолини. Оно стало массовым, объединив в своих рядах многих недовольных существующими порядками. К Муссолини примкнула мелкая городская буржуазия, крестьяне и даже рабочие. Фашисты переняли у левых требование справедливости, но, в отличие от социалистов, обещали защищать права собственников. Решить все проблемы они предлагали путем установления диктатуры. Фашисты проповедовали культ сильной личности. Для осуществления своих целей они создавали вооруженные отряды «чернорубашечников», расправлявшихся с противниками Муссолини.

Придя к власти, фашисты стали активно вмешиваться в экономику. Согласно принятой в Италии Хартии труда профсоюзы заменялись корпорациями, объединявшими представителей государства, рабочих и предпринимателей по отраслям производства. Эти организации должны были не только управлять экономикой, но и сглаживать противоречия между предпринимателями и пролетариатом. Идеологи фашизма утверждали, что создание корпораций ведет к ликвидации классовых различий и классовой борьбы в обществе. По их мнению, на смену классовому антагонизму должно было прийти единство народа. Государство не только взяло на себя регламентацию трудовых отношений, оно стремилось регулировать и хозяйственную деятельность. Была монополизирована банковская система, промышленность поставлена под контроль государства. На всех важнейших постах в политике и экономике находились только члены фашистской партии. В то же время фашисты не ставили вопроса о национализации предприятий, признавая право частной собственности.

В 30-х гг. Италия осуществляла политику автаркии, заключавшуюся в ликвидации зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности. Эта политика дала стимул развитию национальной промышленности, в первую очередь военной. Фашистское правительство приняло программу перевооружения армии. Экономическая стабилизация позволила Италии приступить к активной внешней политике. Мечтая о восстановлении Римской империи в Восточном Средиземноморье и стремясь к обретению колоний, фашистская Италия начала агрессию против одной из немногих независимых африканских стран — Эфиопии (никогда не бывшей владением Рима) и Албании. В 1936 г. совместно с нацистской Германией Италия вмешалась в гражданскую войну в Испании на стороне мятежников генерала Ф. Франко. Так сложился союз агрессивных тоталитарных государств — Германии и Италии.


Символическое изображение Муссолини на фоне античного Рима

Приход к власти в Германии национал-социалистов. Экономический и политический кризис в послевоенной Германии был глубже и тяжелее, чем в других европейских государствах. Несмотря на то что была принята демократическая Веймарская конституция, политической стабильности в стране не было. Авторитет правительства снижался и из-за экономических трудностей. Германия была вынуждена выплачивать победителям огромную контрибуцию, которая тяжелым бременем ложилась на ее экономику. Инфляция достигала невиданных размеров, росла безработица. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис ухудшил и без того тяжелое положение Германии, в 1930 г. страна оказалась не в состоянии выплачивать репарации.

Неблагоприятная ситуация в Германии усугублялась чувством национального унижения, охватившим общество. Немцам приходилось терпеть тяжелые условия Версальского договора, оккупацию войсками стран Антанты части своей территории (Рурской области), продолжавшуюся до 1930 года. Это определило популярность националистических идей, призывов к реваншу, к возвращению Германии «подобающего ей места» в Европе и в мире. Слышались проклятия в адрес тех, кто, как полагали многие, в 1918 г. «предал» Германию и привел ее к капитуляции. Чаще всего в этом обвиняли социал-демократов (которые входили в правительство), коммунистов (возглавивших ноябрьскую революцию 1918 г.) и воротил капитала («подкупленных» Антантой).

Тяжелой ситуацией воспользовалась крайне националистическая расистская организация, именовавшая себя Национал-социалистической рабочей партией Германии (НСДАП). Ее возглавил бывший фронтовик А. Гитлер. В программе партии главными врагами назывались представители крупного капитала, выдвигались антисемитские и «патриотические» лозунги, содержались требования экспроприировать нетрудовые доходы, передать государству монополистические концерны, обобществить и передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянству — помещичьи земли. Эти пункты прграммы могли быть осуществлены путем установления власти НСДАП и ее вождя — фюрера Гитлера.

Большого влияния на немецкое общество нацисты добились в годы мирового экономического кризиса. К этому времени численность нацистской партии значительно выросла и ее лидеры успешно использовали ситуацию нестабильности, падения авторитета традиционных политических партий в своих интересах. Нацисты создали штурмовые отряды, которые терроризировали их противников.


Антифашистский плакат Социал-демократической партии Германии

Успеху нацистов способствовал страх правящих кругов Германии перед ширящимся коммунистическим движением. Некоторым их представителям фразеология нацистов казалась меньшим злом, чем лозунги коммунистов, не скрывавших своей цели установления диктатуры пролетариата. Гитлер нашел сторонников и среди крупных промышленников, которых так критиковала официальная нацистская пропаганда.

В начале 30-х гг. поддержка нацистов избирателями быстро росла. В парламенте (рейхстаге) члены НСДАП сформировали значительную по численности фракцию. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером (главой правительства). После этого нацисты немедленно приступили к осуществлению своего плана захвата власти. В ночь на 28 февраля вспыхнуло здание рейхстага. В этом преступлении безосновательно были обвинены коммунисты. Провокация стала поводом для введения в стране чрезвычайного положения и отмены всех демократических прав и свобод.

В марте 1933 г. на парламентских выборах в условиях открытого террора штурмовиков и бешеной пропагандистской кампании нацисты получили 43% голосов. Это позволило им объявить о своей победе и начать расправу над противниками. В Германии были запрещены все политические партии, кроме НСДАП, ликвидирована свобода печати. Начались повальные аресты противников нацизма. Сначала это были коммунисты, партия которых была запрещена, потом социал-демократы, а затем — все недовольные нацистским режимом. В стране была создана сеть концлагерей, в которых содержались политические заключенные. Орудием осуществления репрессий стала организованная в апреле 1933 г. государственная тайная полиция (гестапо).

Гитлеровский режим. После захвата власти гитлеровцы приступили к переустройству внутренней жизни Германии. Экономическая политика нацистов была направлена на максимальную централизацию хозяйственной жизни. Государство осуществляло контроль за экономикой через Генеральный совет немецкого хозяйства, появились шесть хозяйственных групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банков, страхового дела). Страна была разделена на хозяйственные округа, все предприятия включены в соответствующие отраслевые и территориальные объединения, которые распределяли заказы, кредиты, поставки сырья, определяли уровень цен и зарплаты, перечень и параметры выпускаемой продукции. Все предпринимательские союзы переходили в подчинение министерства экономики, которое возглавлял назначенный правительством «фюрер германского хозяйства». Проводилось укрупнение промышленных предприятий.

В ряде случаев собственники предприятий стали лишь формальными их хозяевами. Всем распоряжались государственные чиновники и функционеры нацистской партии. Около 80% продукции производилось по государственным заказам. С экономической и политической самостоятельностью германской буржуазии было покончено. Хотя крупные монополисты и продолжали занимать важные посты в управлении хозяйством, важнейшие вопросы решали представители партийной верхушки.

Нацисты стремились поднять авторитет новой власти среди всех слоев населения. За счет организации общественных работ была ликвидирована безработица. Мелкие собственники получили различные льготы. Происходила сопровождавшаяся пропагандистской шумихой «ариизация» экономики — экспроприация собственности евреев. Одна часть принадлежавших им банков и предприятий была национализирована, а другая передана немецким капиталистам. Однако в целом уровень жизни народа при нацистском режиме не только не вырос, а даже снизился: правительство выкачивало средства для вооружения армии.

С помощью средств массовой информации нацисты манипулировали сознанием миллионов людей. Было создано специальное министерство пропаганды во главе с Й. Геббельсом. Оно использовало научно-технические достижения, в частности радио, которое слушали 26 млн немцев. Жителям Германии внушались расистские идеи о «полноценных» и «неполноценных» нациях. Уставший от невзгод обыватель вдруг узнавал, что принадлежит к «высшей» арийской расе и должен стать хозяином мира. Националистическая и расистская политика нацистов не ограничивалась одной лишь пропагандой. По всей стране началось преследование евреев и цыган, целью которого было их физическое уничтожение. Гитлер начал ускоренно готовиться к войне за «жизненное пространство для немецкого народа», которое виделось ему прежде всего на востоке — в землях славянских народов.


Очистка расы. Художник А. Амелин. 1937 г.

Фашистский режим в Италии и нацистский в Германии не были одиноки. В 20—30-х гг. диктатуры были установлены во многих европейских странах. Польский генерал Ю. Пилсудский в 1926 г. совершил государственный переворот и установил свою единоличную власть. В Австрии в начале 30-х гг. возник режим, напоминавший итальянский. В Испании в 1939 г. после поражения республиканцев в гражданской войне господствовали фалангисты во главе с генералом Ф. Франко. Диктаторские авторитарные режимы существовали также в Болгарии, Венгрии, Португалии, Румынии, Югославии и некоторых других странах.

Подведем итоги

ВОПРОСЫ

1. Почему, по вашему мнению, в XX в. возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

2. В чем состоят общие характерные черты тоталитарных режимов?

3. Какую роль идеологи тоталитаризма отводили государству?

4. Назовите мероприятия итальянских фашистов в политической и экономической области. Каковы были их результаты?

5. Почему в Германии стал возможен приход Гитлера к власти?

6. Что составляло идеологическую основу политики германских нацистов?

ЗАДАНИЕ

Муссолини заявлял: «Фашистское государство организует нацию, но после этого оставляет индивидуумам достаточно простора; оно ограничило бесполезные и вредные свободы, но зато сохранило существенные. Не индивидуум, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим в данной области. Поскольку для фашиста все содержится в понятии государства, ничего человеческого или духовного не существует; и тем более не имеет какой-либо ценности вне государства. В этом смысле фашизм является обобщающим, фашистское государство — синтез и единство всех ценностей — объясняет, развивает и дает силу всей жизни народа».

Что понимал Муссолини под «бесполезными и вредными свободами»? Каким образом он с ними боролся? Какую роль отводили фашисты государству в жизни общества? В каких еще странах существовал сходный взгляд на роль государства?

Уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) было записано: «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, но как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь преходящими моментами. Из этой концепции общества партия выводит категорический императив: индивиды и группы (категории, классы) должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма» 3 .

«Разъясняя» концепцию фашистского государства, Муссолини провозглашал: «Фашизм понимает государство как абсолют, по сравнению с которым все отдельные лица или группы имеют относительное значение. Тот, кто говорит фашизм, тот имеет в виду государство» 4 . «Все в государстве, ничего вне государства» — эти слова Муссолини были своего рода формулой фашистского тоталитарного государства. Лидер испанской фаланги Примо де Ривера также провозглашал: во имя единства все классы и индивидуумы должны подчинить себя общему закону. Государство должно быть орудием на службе этого единства, в которое оно должно уверовать. Все, что противостоит этому глубоко органичному единству, должно быть отброшено, даже если большинство стоит за него. Мосли в том же духе заявлял:. «Движение является фашистским, так как оно… основывается на высоком понимании государства…признает необходимость авторитарного государства, стоящего выше партии и фракционных интересов» Г

Германские фашисты, отвергая либерально-демократические институты[16], также воспевали тоталитаризм, сильное государство, верховную волю вождя, фюрера. Так, философствующие фашисты Кронер, Глокнер, Фрайер и другие, грубо нападая на «пустозвонство» демократии, требовали строить государство на иерархических принципах, в духе средневековых сословных государств. Они «доказывали», что воля государства должна находить свое выражение в воле фюрера, что сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом имеет, в сущности, неограниченную власть над подчиненными ему фюрерами.

Для обоснования права фюрера на руководство государством фашистские идеологи широко использовали аргументы иррационального, мистического характера. Отбросив как чуждую «национальному духу» идею общественного договора, они на ее место выдвинули идею о мессианской роли «вождя», отмеченного печатью избранности, о фюрере как выразителе и олицетворении расового, национального и народного духа. Государство, по мнению фашистских идеологов, является воплощением расовой, народной общности, общности нации и крови. Цель государства состоит в сохранении этих общностей. Не народ создает государство, а, наоборот, государство, возникшее как результат предначертаний судьбы, выраженных в воле фюрера, объединяет народ и нацию.

Оправдывая идею «фюрерства», в частности, сам Гитлер уподоблял человеческое общество биологическому организму, у которого должны быть голова и тело. Голова, мозг нации — ее фюрер. Избранный круг фюреров с «абсолютным авторитетом» и «абсолютной ответственностью» он противопоставлял «безответственной» демократической парламентской системе. Вместо мнимых парламентских свобод и равенства Гитлер предлагал немцам беспрекословное подчинение «во имя общего блага» и железную дисциплину.

Фашистская клика окружила Муссолини, Гитлера ореолом непогрешимости. «Человек, — утверждал, например, Лей, «фюрер» фашистских профсоюзов в Германии, — должен признавать авторитет. На этом покоится принцип вождизма и общности. Общность без авторитета немыслима. Раса и кровь сами по себе еще не создают общности. Поэтому фюрер, который воплощает авторитет нашего общества, для нас неприкасаем. Фюрер нации стоит выше критики для любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит? Ибо, повторяю еще раз, — то, что говорит фюрер, всегда верно» 1 .

В апреле 1942 г. фашистский рейхстаг на своем заседании, кстати последнем, даже формально объявил Гитлера «над законом» и провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью и смертью миллионов простых немцев. Фюрер может в случае необходимости принудить любого немца всеми находящимися в его распоряжении средствами к исполнению своего долга и при нарушении этого долга покарать без оглядки на так называемое естественное право, гласил фашистский закон.

«Культ фюрера» занимал центральное место в нацистской системе одурманивания масс. В детской организации, в союзе гитлеровской молодежи «гитлерюгенд», в «трудовом фронте» (в фашистских профсоюзах), на производстве и дома, в театре и кино твердилось одно и то же: «Фюрер всегда прав!», «Безоговорочно выполняй приказ фюрера!», «Справедливо все то, что служит национал-социализму и фюреру!»

Польский исследователь фашизма Ф. Рышка пишет, что, «вероятно, было два источника, служивших примерами для подражания, Доведенные в фашистском государстве до абсурда: пример папской непогрешимости (так обозначенный в политическом трактате Ж. де Местра «О папе») в католической церкви и образец военной иерархии, наиболее полно претворенный в прусской армии» 1 . Последнее, подчеркивает Рышка, было особенно важным: «Поскольку фашизм ориентировался на войну, организация государства копировала организацию армии. Здесь проявляется диалектическое изменение положения, описанного в свое время Ф. Энгельсом: армия воспроизводила черты общества; общество, организованное в фашистское государство, становится отражением армии» 2 .

Весь фашистский государственный аппарат был проникнут духом вождизма — беспрекословного подчинения руководителям фашистской партии и государства. Закон от 26 января 1937 г. обязал чиновников приносить клятву, в которой говорилось: «Клянусь, что буду верен и послушен фюреру».

На принципе вождизма, принципе иерархии («решения — сверху вниз, ответственность — снизу вверх») строилась и фашистская партия. В сущности, фашистская партия не была политической партией в точном смысле этого слова. Она не имела никаких подлинно открытых политических функций. Вся ее деятельность сводилась к исполнению функций организационно-технических, пропагандистских, даже полицейских. Никакой политической самостоятельностью и активностью эта партия не обладала. Вся полнота власти в партии (как и в государстве) принадлежала фюреру, вождю, «харизматическому» лидеру 3 .

Примечательно, что фашисты, оскорбляя представительные учреждения и буржуазно-демократические свободы, тем не менее весьма широко использовали их в борьбе за власть «Мы идем в рейхстаг, — говорил Геббельс в 1928 г., — чтобы в арсенале демократии вооружиться ее собственным оружием Мы становимся депутатами, чтобы парализовать веймарский дух с его же помощью. Если демократия настолько глупа, что предоставляет нам для этой медвежьей услуги бесплатные билеты и дотации, то это ее дело. Для нас хорош любой легальный способ, чтобы круто повернуть нынешнее положение. Мы приходим как враги! Мы приходим так, как волк врывается в овечье стадо» (НДП — новая нацистская партия. Сборник статей. М., 1968, с. 15).

В 1932 году Бенито Муссолини заявил, что государства с либеральным строем обречены на гибель, добавив: "Все политические эксперименты нашего времени антилиберальны". Демократия, по словам дуче, обречена из-за того, что она не может решить важные проблемы. В отличие от диктатуры, которая готова сделать все ради того, чтобы государство было сильным, демократия не в состоянии помочь ослабевшей экономике.

Пророчество Муссолини начинает сбываться

Парламентские государства заметно прихрамывали в политическом смысле, демократические были измучены конфликтами и плохо подготовлены к борьбе, пишет западное издание AlterNet. А вот фашистам удалось показать, кто действительно принимает самое живое участие в судьбе общества.

Адольф Гитлер весьма, мягко говоря, скептически относился к "нечистокровности" американской демократии. Кто такие американцы? Как в американский социум вписались эмигранты? А как насчет негров? Фашистские государства, напротив, вели свой народ к одной общей цели. Гитлер совершенно точно знал, кто немец, а кто — нет. Чтобы и все остальные узнали, Гитлер принял два Нюрнбергских расовых закона. Политика была проста: один народ, один Рейх, один фюрер.

Сегодняшнее положение вещей доказывает правоту Муссолини. Демократические государства не могут вытянуть экономику из затяжного спада. Народ больше не верит в демократические институты. А вот Китай, страна с каким угодно, но только не демократическим режимом, показывает самый большой экономический рост. Все либеральные устремления Поднебесная давит на корню. Капитализм должен был привести страну к демократии и верховенству закона, однако китайцы умудрились совместить капитализм и однопартийную систему правления.

Что объединяет такие непохожие режимы, как в Иране, Турции, Венгрии, Египте, Венесуэле и России, так это сочетание некоторых внешних признаков демократии с нелиберальными правилами. Прессу нельзя назвать по-настоящему свободной — она, в основном, является инструментом правительства. Политические должности — выборные, однако оппозиции не удается прийти к власти. Религиозные и этнические меньшинства подвергаются репрессиям — иногда завуалированным, иногда явным и жестоким. Диссиденты, даже если они не нарушают закон, рискуют здоровьем и жизнью.

Одно из величайших изобретений демократии — это концепция лояльной оппозиции.

Вы можете противостоять правительству, не считаясь при этом изменником Родины. Лидер оппозиции может лишиться занимаемой должности по итогам выборов, но не попадет в тюрьму и не будет убит преемниками. Сегодня такая схема применительно ко многим странам покажется, как минимум, утопической. Коррумпированные и диктаторские режимы живут в постоянном страхе тюрьмы, а то и смерти от рук пришедшей к власти оппозиции.

Однако именно сердце демократии, Европа и Северная Америка, сегодня представляют самую серьезную причину для тревоги. Вместо того чтобы служить маяком, освещающим путь угнетенным народам, стремящимся к истинной либеральной демократии, США превратились в страну псевдодемократии и клептократии. Махинации на избирательных участках, снижение уровня доверия населения к власти, рост плутократии — вот что представляет собой современная западная "демократия".

Бенито Муссолини

Еще одна насмешка — в том, что либеральные демократии слишком разобщены и измучены, чтобы бороться. Когда Гитлер начал ремилитаризацию в Рейнской области в марте 1936 года в нарушение Версальского договора, демократии ничего не сделали. Они колебались вплоть до вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года. А в 1940 году Рузвельт предпочел удержать Америку от войны в Европе, нежели чем помочь Британии бороться с нацистами.

Тем не менее, самая большая угроза американской демократии — это не риск вторжения или террористических атак, а то, что она сама творит с собой. Администрация Обамы, как и Джорджа Буша-младшего, готова подчинить либерализм целям безопасности, секретности и автократии, даже в тех случаях, когда обе стороны не находятся в прямом противостоянии. Угроза не в том, что американская демократия в одночасье погибнет, а в том, что она будет медленно избавляться от своей изначальной сути. Чтобы антилиберальное общество в глобальном масштабе потеряло свою привлекательность, нужно восстановить демократию в ее нормальном виде в США. Это и будет главной задачей следующего президента.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: