Муки совести или решение суда какое наказание сильнее мастер и маргарита

Обновлено: 18.04.2024

Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние). Итоговое сочинение ЕГЭ.

Все мы живем в обществе и должны соблюдать некоторые писанные ограничения, которые называются законами. И в самом деле, как регулировать спорные моменты, возникающие между людьми? закон тут явно будет не лишним, правила человеческого общежития нужно выполнять. Но, далеко не всегда, и это рано или поздно становится явным каждому, законы являются идеальными, удовлетворяющими всех и одновременно каждого. Не секрет и тот факт, что законотворчеством занимаются лишь некоторые люди, которые при желании могут создавать их под свои потребности и желания. Получается, что законы вполне себе могут противоречить не только интересам большинства населения, но и здравому смыслу вообще. А что такое совесть? Мнения людей несколько расходятся, но приведу позицию христианства - это голос в человеке того, кто нас создал, Творца всего сущего. А Он обманывать не будет:) Потому, если при выполнении законов человеческих, вы чувствуете совести угрызения, то может ну их, законы эти? Впрочем, решать вам и каждый волен это делать.

Ответить на подобный вопрос довольно сложно, можно сказать все зависит от самого человека, какой он внутри, есть ли в нем разделение на светлое и темное, на добро и зло.

Если ответ на этот вопрос будет положительным, то для него его совесть будет гораздо более страшным врагом и судьей чем закон, он начнет есть себя сам.

Если же нет в нем стыда, то даже самое страшное наказание не станет преградой для совершения преступления, человек просто не поймет из-за чего он должен переживать, ведь это ему надо, а то каким способом получено уже не слишком важно.

На мой взгляд советь гораздо сильнее закона, от ее голоса не возможно избавится и убежать, она постоянно с тобой и не дает спать спокойно.


Совесть, как пишут некоторые люди,есть не что иное как тоже закон, только в отличие от известного нам юридического, он называется нравственным. От этого следует, собственно, и отталкиваться - если дело нравственности касается, то следуйте совести, даже, если юридически тут есть противоречие.

Примеров можно привести очень много, многие авторы литературных произведений хорошо раскрывают эту тему читателям.

Родион Раскольников в романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского совершил страшное преступление, причём совершил не случайно, а обдуманно, возомнив себя "вершителем" чужих судеб, имеющих право распоряжаться чужими жизнями. Совершил убийство старухи процентщицы и её беременной сестры с целью доказать себе свою надуманную теорию.

Однако, совершив убийство он не почувствовал себя величественным, мысль об убийстве не отпускала его, он мучался страшными угрызениями совести, которые сказались на его физическом состоянии, убийство легло тяжким грузом на его сердце.

Спасение он находит в признании о совершённом злодеянии Сонечке Мармеладовой, благодаря которой он всё таки смог очистить свою совесть, смог покаяться и признаться в убийстве. Родион понёс заслуженное наказание, он был сослан на каторгу, закон всё же восторжествовал.

Считаю,что совесть оказалась сильнее закона, так как именно она терзала Родиона, мучала его, довела до физического истощения, именно совесть не позволила ему спокойно жить дальше и чувствовать свою безнаказанность. Именно совесть заставила его признаться и понести заслуженное наказание перед законом.

"Преступление и наказание"-произведение, где очень ярко показано, что происходит с человеком, избежавшим заслуженного наказания, но снедаемом муками совести.

Главный герой произведения, Раскольников, совершивший убийство, изначально более всего боится заслуженного по закону наказания. Он радуется, что улики показывают не на него и задерживают другого человека, и уже очевидно, что законного наказания он избежал.

Но потом муки совести становятся так сильны, что преследуют его днем и ночью.

Ему снятся зловещие сны-про убитую лошадь и прочие.

Он отделяется от общества, перестает общаться с людьми, так как его мучает сознание, что он-не такой как все, он преступник, убийца.

Таким образом, душевные терзания загоняют его до такой степени, что он становится на время душевнобольным. И только общение с Соней выводит его из этого состояния.

Как у нас говорят, превыше всего закон и это верное утверждение. Но если смотреть на нравственную составляющую вопроса, то и совесть не на последнем месте. Можно даже услышать такое: поступать по совести, как сердце велит.

Вот здесь и возникает вопрос: а не нарушается ли тем самым закон? Не происходит ли подмена одного другим. То есть, иногда люди путают понятие совести с буквой закона. И получается, что совесть не позволяет сказать правду, потому, что это близкий человек, но при этом, рьяно боремся за закон, когда перед нами ни в чем неповинный человек. Самое лучшее в этой ситуации, поступать по справедливости, а уж как там, закон или совесть, жизнь сама расставит все по местам.

Когда мы слышим слово "закон"у многих людей сразу возникают ассоциации, что это определенное препятствие, через которое легко переступить невозможно. Но все ли люди считают закон для себя таким барьером? Что становится помехой для свершения противозаконного деяния? Очевидно, не сможет сделать что-то ужасное человек с совестью, зная, что он, возможно, получит весьма серьёзную кару за такое преступление. Совесть руководит каждым человеком. Это, чаще всего, самый главный регулятор всей жизни людей. Если стыдно человеку плохое действие совершить, так как это другим причинит вред, то он в плохого дела совершении остановится. При этом падшим людям переступить закон не совестно. Однако у большинства людей совесть все-таки сильнее закона. От совершения непоправимых ошибок в жизни может уберечь каждого человека именно она. Примером из литературы можно подтвердить такую точку зрения.

Судьбу главного героя Достоевского "Преступление и наказание" можно привести в качестве аргументов. Сильнее закона все же совесть. Это ярко показал главный персонаж Раскольников. На убийство старухи-процентщицы решается после длительных душевных мучений этот персонаж. При этом с явно сознательной целью задумал этот герой романа пойти на страшное преступление. Для него крайне важно на деле проверить свою теорию в жизни. Она заключается в разделении всех людей на 2 категории: одни — имеющие власть над людьми, другие- никчёмные.


Такие мысли об убийстве другого человека отдаляют его от реального мира, постоянно тревожат его. Родион Раскольников долго мучительно думал, совершать ли ему такое преступление. Этот совестливый герой в даже в мыслях опасается признать, и вслух произнести себе, зачем он приходит в впервые к этой старухе. А на деле он задумал ужасное преступление и приходил, чтобы разведать обстановку


Человека, имеющего совесть, изначально закон не очень волнует.Она сама подсказывает человеку верное решение. А вот Раскольников переступить через закон сумел. После этого тяжкие муки совести по поводу совершенного им преступления не отпускают Раскольникова. До тяжёлого состояния доводят этого главного героя, терзающая его,совесть, а также душевные проблемы. Это приводит для него к серьёзным физическим страданиям.


Родион Раскольников освобождается от этих мучений лишь после своего признания в совершённом жестоком убийстве, когда он все же становится на истинный путь. Это является точным подтверждением превосходства совести над законом.

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Как раскрывается тема совести на страницах романа «Мастер и Маргарита»?

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать величайшим произведением всем времен. Роман впечатляет каждого читателя, независимо от возрастной категории. У многих людей он занимает первые места в списке любимых произведений. К роману Булгакова хочется возвращаться вновь и вновь. Не только сюжет произведения впечатляет читателей, не только герои и захватывающие события, но и философские мысли, которыми пропитана почти каждая страница романа. Читая произведение, каждый задумается не раз, ведь писатель поднимает в произведении очень важные вечные вопросы человечества, среди которых отводится особое внимание проблемам любви, добра и зла, справедливости и многим другим.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом. Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Тест по произведению

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Понтий Пилат — Иешуа

В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала. Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».

Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.

Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.

«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище и что совершенно верно», — говорит он сам о себе. — О нет! То неправда. Споры Иешуа и Пилата обнажают интеллектуальное равенство жертвы и палача. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает:

«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»

Но наделенный властью, могущественный и грозный Пилат несвободен. Обстоятельства вынудили его вынести смертный приговор Иешуа. Символизирует в романе муки совест , сознание совершаемого Пилатом греха и символическое очищение от него жест , когда он «…руки потер, как бы обмывая их…». Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.

Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.

«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека… — Что он говорит? — спросила Маргарита… — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита… —…Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора. Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд…

Единственное, что мы узнаем о Пилате из Закона Божиего — это то, что у него была жена, которая просила его «не делать ничего Праведнику тому, потому что ныне во сне много пострадала за Него», что он был уверен в невиновности Иисуса и «умыл руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (т. е. пусть эта вина на вас падет). Евангельский Пилат также не находил вины за Иисусом и «искал отпустить его», т.е. смысл событий Булгаков сохранил.

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и знания. Множество проблемных вопросов поднимаются в произведении нестандартно, часто – парами, как архаическая тема добра и зла.

Такова и тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она идет рука об руку с темой прощения, милосердия и раскрывается на примере многих персонажей.

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Ответит за свои поступки и великий взяточник домком Никанор Босой. «Червонцы», которые он получит от представителей Воланда, превратятся в доллары и приведут господина босого в тюремную камеру.

Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» ложится и на Ивана Бездомного. Это наказание за его слишком вольное обращение с искусством и слабохарактерность, что позволяла идти на поводу фальши. Он расплатиться за свои ошибки сначала пребыванием в сумасшедшем доме и развенчиванием собственных надежд и заблуждений, а потом ежегодным «непонятным томлением» и жуткими снами в майскую ночь.

Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков – один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Его роман «Мастер и Маргарита» — самое необыкновенное произведение т.к. в нем соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления, а также проблемы, вечно волнующие человека.

Главная проблема – ответственность за свои поступки, которые человек совершает на протяжении всей жизни и за свой выбор жизненного пути. Вообще, каждый шаг человека – это выбор; за каждый свой шаг человек несет ответственность; несет ответственность не только перед каждым человеком, но и, самое главное, перед самим собой.

В романе «Мастер и Маргарита» как и каждый человек, герои делают свой выбор, за который несут ответственность. Так было всегда: и в древнем городе Ершалаиме и в современной Москве.

Булгаков в «Московском» мире разделил героев на два типа: герои, лишённые чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны и герои, способные принять на себя ответственность.

Председатель МАССОЛИТА Берлиоз – человек образованный и не глупый. Но, не смотря на это, он очень зависит от власти, подчиняется им, боясь потерять своё престижное место и привилегии. Берлиоза не интересует ничья судьба, кроме своей. Он не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус, а в том, что Иисуса как личности не существовало. Он говорит: непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане… содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых «. Берлиоза не мог переубедить ничто и никто, даже Воланд. За упрямство, за самоуверенность и безверие Воланд предсказывает Берлиозу смерть под колёсами трамвая.

Также в этом романе присутствуют герои, сделавшие так называемое «мелкое зло» людям, но, несмотря на это они тоже понесли наказание за содеянное. Вот, например, Варенуха попал в лапы шайки Воланда не просто так. У него была при себе распечатка переписки попавшим в Ялту Лиходеевом. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён в вампира. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. Это наказание повлияло на Варёнуху, он стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

Похожая участь постигла Степана Лиходеева. Он был директором театра Варьете и проживал «в нехорошей квартире». Бездельник, бабник и пьяница. И за так называемое «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту.

В романе «Мастер и Маргарита» есть персонаж, который является «карающим мечом в руках правосудия»-Воланд. Он явился в Москву с целью – узнать, изменилась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. (После проведения «сеанса черной магии») Воланд делает вывод, что люди — алчные, завистные и у них только одно на уме как нажить «легкие» деньги. Он говорит: «Ну что же…Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны…ну что ж….и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних….квартирный вопрос только испортил их…»

Автор показывает нам, что у каждого человека есть судья – совесть. Люди, у кого советь нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд с его свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Мне кажется, что по замыслу Булгакова, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.

Все вышеперечисленных героев автор показал не только равнодушными и не готовыми принять на себя ответственность, но и что герои держаться за свое место, и не готовы рискнуть ради другого человека. Но Булгаков на этом не остановился и решил показать в противовес им, героев, способные принять на себя любую кару.

Например, Иванушка Бездомный, который понес ответственность за свои дела, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию и Мастер делает его своим учеником.

Но в тоже время тема ответственности неразрывна, связана с темой творчества.

Мастер — герой, достигший наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Несмотря на то, что Мастер изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет. Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят».

Здесь мы делаем вывод, что Мастер несет ответственность за свое творчество.

Говоря о проблеме ответственности, нельзя забыть и еще про одну героиню –Маргариту. Маргарита – это романтическая героиня, которая, во имя спасения Мастера, заключает договор с Дьяволом и этим губит свою душу. Она совершает этот подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита делает это во имя любви. Именно с образом Маргариты связаны истинные ценности: свобода личности, милосердие, честности, правда, вера, любовь. Только любовь Маргарита может победить зло.

Одним из главных героев «Ерашалаимского» мира – Понтий Пилат. Он предстаёт перед нами грозным, жестоким прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжался судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса

совести, а пошёл на поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем, ни ночью. Он мучался «двенадцать тысяч лун за одну луну», за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат, наконец был прощен.

Полная противоположность Понтию Пилату – Иешуа, который по-детски наивен, мягок, но у которого есть твёрдая вера в людей. Он всегда говорит правду, даже тогда, когда его «жизнь весит на волоске». Он приносит себя в жертву ради мира, в котором будит царить добро. Он взял на себя ответственность за грехи всего человечества- это его личный выбор.

В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки –Иуда. Он понес наказание за жадность к деньгам и за предательство. Прообраз Иуды в «московском» мире – Алоизий Могарыч – тоже был наказан за свои корыстные стремления. Впоследствии справедливость была восстановлена.

Произведение «Мастер и Маргарита» принесло автору мировую известность. И неслучайно, т. к. проблема ответственности была не только в романе, но и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь, но произведения на протяжении долгого времени не печатались. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но «рукописи не горят», и поэтому творчество Булгакова воскресло после его смерти.

Я считаю, что роман «Мастер и Маргарита» — художественная литература, о котором можно и нужно говорить всегда и везде, и каждый раз можно увидеть что—то новое. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными ценностями жизни.

Ответственность и мастер

С ответственностью в «Мастере и Маргарите» сталкивается и сам мастер. Когда задумка гениального романа овладевает им, он садится писать. Его совесть и помысли перед своим произведением чисты до того момента, пока он не подвергается травле критиков за произведение, которое целиком они даже не читали. Раненый в самое сердце подлыми насмешками в газетах, мастер отрекается от своего творения, чем, по сути предает его. Трудно казать, как бы долго пришлось ему расплачиваться за свою слабость, если бы Маргарита не спасла его. Подобное случалось и с самим Булгаковым, он так же малодушно сжигал и восстанавливал свой роман. К счастью «рукописи не горят» и мы можем держать в руках эту замечательную книгу.

«Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности.

Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.

Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники — все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны. Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность. С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа. Есть пословица: «Что написано пером — не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо? Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь — это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени. И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову.

Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь.

Мастер написал роман, в котором тема ответственности за свои поступки раскрывается через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Во время допроса во дворце Ирода Великого он сознает, что перед ним стоит не просто безвредный сумасшедший, а своеобразный помазанник божий. Его смерть будет непоправимой ошибкой, которая навлечет проклятие не только на него самого, но и на весь род человеческий: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли…» Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость.

Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.

Трудно ответить на этот вопрос однозначно, но, на мой взгляд, муки совести нельзя считать достаточным наказанием за преступление. Под преступление можно понять такие страшные деяния, как нанесение тяжкого физического или психологического вреда и даже убийство. Родным и близким пострадавшего не станет легче от того, что виновного мучает собственная совесть. В большинстве случае они не успокоятся, пока не увидят реального наказания для преступника, например лишение свободы.

И их можно понять. Если человек виноват, он должен отвечать не только перед своей совестью, но и перед законом. Докажу свою позицию с помощью примеров из читательского опыта.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, для того, чтобы проверить свою теорию, совершает страшное преступление. Убивает старуху процентщицу и её младшую ничем не повинную сестру. Случившееся гложет главного героя, он страдает от душевных мук: впадает в бредовое состояние, теряет ощущение времени. Родион считает, что своим поступком убил самого себя. В итоге Раскольников решает явиться в полицию с повинной. В наказание за преступление Родиона отправляют на каторгу в Сибирь. Только там он окончательно раскаивается в содеянном поступке. Я думаю, душевные переживания Раскольникова никак не оправдывают преступление, которое он совершил, герой заслужил наказание, которое получил. К тому же именно жизнь в заключении в итоге помогает ему возродиться для новой жизни.

Муки совести могут стать достаточным наказанием только в одном случае, — если они длятся две тысячи лет. Так в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» прокуратор Понтий Пилат совершает страшное преступление. Он выносит смертный приговор невиновному Га-Ноцри. Душевные терзания мучают его всю жизнь, и после он получает своё наказание. Понтий Пилат сидит на одном месте и постоянно говорит о том, что нет ему покоя при луне. Больше всего он хочет пройти по лунной дороге и поговорить с арестантом Га-Ноцри. Да, в данном случае муки совести стали достаточным наказанием, за счёт своей продолжительности. И как мне кажется, искупление Понтия Пилата очевидно всем, раз даже сам Иешуа простил прокуратора, который сполна ответил перед божественным законом.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что человек, виновный в каком-либо преступлении должен получить наказание, видимое для других людей. То, что преступник испытывает муки совести, характеризирует его как личность, способную получить искупление. Однако только душевных терзаний для того самого искупления недостаточно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Совесть — внутренний голос человека, который оценивает его поступки со стороны добра и зла. Совесть первая просыпается при совершении безнравственных действий и морально наказывает человека. Но какое наказание сильнее — муки совести или решение суда?

Этот вопрос всегда волновал человечество. Практически каждый преступник выслушивал решение суда и позже исполнял его, будь то лишение свободы или выплата штрафа.

Но, далеко не во всех случаях, решение суда было самым тяжелым наказанием. Обычно душевные терзания приносят больший вред человеку, нежели внешняя ответственность. Внутри человек остается наедине с самим собой и тогда его начинает мучить совесть за свой поступок. Преступник может раскаиваться, поняв ошибочность решения, но изменить уже ничего не может, и это мучает его ещё больше.

Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором понятно и точно описываются все душевные муки преступника. Главный герой Родион Раскольников долго и кропотливо планировал убийство бабушки-процентщицы и в итоге, просчитав всё до мелочей и полностью подготовившись, совершил этот жестокий поступок. Автор заостряет внимание читателя на внутренних мучениях Раскольникова, Родион почти сразу пожалел о совершенном преступлении. Достоевский показывает, как этот грех не отпускает Раскольникова, он не может перестать думать об этом, постоянно возвращаясь мыслями в тот роковой день. В конечном результате, Родион сознался в убийстве и понес соответствующее наказание, но даже оно не смогло искупить его душевных мук и страданий.

Автор убеждает нас, читателей, в том, что муки совести действительно самое страшное наказание для человека и никакие физические лишения этого не превзойдут.

Размышляя на эту тему, не могу не вспомнить пьесу А. С. Пушкина «Борис Годунов», в которой главный герой Борис Годунов всю жизнь хранит тайну преступления в себе и ощущает тяжкие муки и терзания души. Борис убивает юного наследника престола царевича Дмитрия, чтобы прекратить династию и воцариться самому. Пушкин обращает наше внимание на то, что при едином упоминании царевича Дмитрия Борис краснел, и ему становилось дурно. Годунов осознавал жестокость своего преступления, но терпеливо проживал внутри все пытки и страдания от голоса совести. Только в конце правления, при передаче престола, он намекает своему сыну о совершенном деянии. Автор показывает, как Борис страдает на протяжении нескольких лет от угрызений совести и скрывает внутреннее состояние от общества.

Итак, все люди, которые совершили преступления рано или поздно поймут свои ошибки и их внутренний голос накажет их намного изощрённее и тягостнее, чем самые страшные законные наказания.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: