Можно отнести суд к правоохранительным органам в рк

Обновлено: 19.04.2024

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

В юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор, исполнение судебных решений.

Система правоохранительных органов Республики Казахстан.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы финансовой полиции.

В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности.

Предмет и система курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан».

Предметом изучения курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является устройство правоохранительных органов, их организация, как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления.

Предмет курса определяет и его содержание, Оно изложено по определенной системе. Курс условно разделен на пять разделов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные признаки правоохранительной деятельности.

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления (функции) правоохранительной деятельности.

3. Перечислите правоохранительные органы, выполняющие эти функции.

4. Какими критериями следовало бы руководствоваться при определении круга правоохранительных органов?

5. Определите предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы в Республике Казахстан».

Раздел 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

Лекция 2. Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия

Основные вопросы (положения) и краткое содержание

Понятие судебной власти и ее основные признаки.

Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция Республики Казахстан и другие законы не содержит. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин «судебная власть» понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин «власть» все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам – судам и осуществляемые путем гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона.

Понятие и система принципов правосудия.

Принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции Республики Казахстан и законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Все принципы правосудия образуют систему. К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, презумпции невиновности, обеспечения подсудимому права на защиту, участия граждан в осуществлении правосудия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные компоненты судебной власти.

2. Чем отличается судебная власть от других ветвей государственной власти?

3. Дайте определение презумпции невиновности и назовите те положения, которые вытекают из нее.

4. Охарактеризуйте основную форму участия граждан в отправлении правосудия.

Лекция 3. Судебная система в Республике Казахстан

Основные вопросы (положения) и краткое содержание

Понятие и структура судебной системы в Республике Казахстан.

Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на территории Республики Казахстан. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РК и Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года. В этом Конституционном законе закреплено, что учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебную систему РК составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией РК и Конституционным законом. Единство судебной системы республики обеспечивается:

1) конституционными принципами правосудия;

2) осуществлением судебной власти в установленных законом формах судопроизводства;

3) применением судами единого законодательства;

4) порядком формирования судов;

5) системой исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории республики;

6) финансированием всех судов за счет средств республиканского бюджета.

Местные суды.

К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

Специализированные суды.

В соответствии с Конституционным законом в стране могут создаваться не только местные суды, но и другие суды, в том числе специализированные суды РК ( военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

Верховный Суд Республики Казахстан, его компетенция.

Верховный Суд РК является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура Верховного Суда РК - Верховный Суд РК состоит из Председателя, председателей коллегий и судей.
Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. Председатели областных и приравненных к ним судов, председатели их коллегий и судьи назначаются на должность Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

Дела в порядке надзора в Верховном Суде рассматривают: надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам, надзорная судебная коллегия по уголовным делам. В предусмотренных законом случаях - Пленарное заседание.

Председатель Верховного Суда РК - Бекназаров Бектас Абдыханович.

Статус судей.

Правосудие осуществляется судом. Суд – это, прежде всего судьи – лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.

Правовое положение судей определяется Конституцией РК, Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и иными законами. В Конституционном законе РК закреплено, что на судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о полномочиях местных судов.

2. Расскажите о структуре Верховного суда РК и его полномочиях.

3. Какие судебные коллегии созданы в Верховном Суде РК, из кого они состоят и каковы их полномочия?

4. В чем правовая природа разъяснений Пленарного заседания Верховного Суда РК?

5. В чем суть общего понятия статуса судьи?

Лекция 4. Организационное обеспечение деятельности судов

Основные вопросы (положения) и краткое содержание.

Организационное и материально-техническое обеспечение судов. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного суда, местных и других судов, а также ведение судебной статистики осуществляются уполномоченным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан.
Единую систему уполномоченного органа образуют соответствующий государственный орган и канцелярии судов в областях, городах Астаны и Алматы.
Компетенция уполномоченного органа определяется положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.
Структура и штатное расписание уполномоченного органа утверждаются председателем Верховного суда в установленном законодательством порядке в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан.
Правовое положение и оплата труда работников уполномоченного органа регулируются законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение судов.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан упразднен с передачей функций и полномочий по:

исполнению исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям - Министерству юстиции Республики Казахстан;

организационному, материально-техническому и иному обеспечению деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, организационному и методическому руководству деятельностью судебных приставов - вновь образованному Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (аппарату Верховного Суда Республики Казахстан).

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.

4.Правовойстатус адвокатуры, нотариата,МВД, Конституционный Совет РК

Ключевые слова:суд,закон,прокуратура,гражданство,Конституционный Совет,апелляция

1.Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей. В сфере правоохранительной деятельности важное место занима­ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно­ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж­данина или юридических лиц.

Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

Конституционные нормы конкретизированы в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г.

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Носителем судебной власти выступают суды (судьи). Суды осуществляют власть от имени Республики независимо от чьей - либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и международных договоров РК.

Судебные решения носят общеобязательный характер на территории РК. Никакой иной орган власти или управления или организация не вправе осуществлять полномочия, отнесенные Конституцией и законами к компетенции суда. Закон также не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми должен руководствоваться судья при применении закона:

1.Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2.Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.

3.Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4.В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5.Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы:

а)устанавливающие или усиливающие ответственность;

б)возлагающие новые обязанности на граждан;

в)ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7.Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8.Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9.Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10.Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

Судебная система. Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды.

К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды, учрежденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Районный (городской) суд образуется Президентом республики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда.

Районный (городской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент. Районный (городской) суд:

1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов;

2)ведет и анализирует судебную статистику;

3)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по первой инстанции, принимает граждан, организует работу по изучению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являются: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное заседание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями:

1)рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)осуществляет надзор за деятельностью администратора судов области;

3)ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве судов первой инстанции, в апелляционном (кассационном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судей устанавливается Президентом. Военный суд объединения образуется в составе председателя суда и судей военного суда. Военный суд объединения рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судебную систему. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным делам, подсудным нижестоящим судам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

- рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

- рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

-изучает и обобщает практику применения законов, других нормативных правовых актов;

- издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом.

Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложения и материалы для дачи Пленарным заседанием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.Статус судей. Судья является носителем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе.

Судьями могут быть:

- достигшие двадцати пяти лет;

- имеющие высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

- сдавшие квалификационный экзамен.

- успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;

- имеющие безупречную репутацию.

В отношении кандидатов в судьи областного и Верховного Суда закон дополнительно устанавливает стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей.

Все судьи обладают равным статусом, правовым положением. В зависимости от того, в каком звене судебной системы работают судьи, они различаются между собой только компетенцией. Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует неприкосновенность судей.

Судья не может быть:

- арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

- привлечен у уголовной ответственности без согласия Президента, основанного на заключении Высшего судебного совета или Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.

Должность судьи не совместима:

- с депутатским мандатом;

- с занятием иной оплачиваемой должности;

- осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Судьи могут заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Полномочия судьи приостанавливаются, если:

- дано согласие на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности;

- судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- при переходе на другую работу.

Судья освобождается от должности в следующих случаях:

- по собственному желанию;

- по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, в соответствии с медицинским заключением;

- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным, либо применения к нему принудительных мер медицинского характера;

- если в отношении судьи вступил в законную силу обвинительный приговор суда;

- при утрате судьей гражданства Республики Казахстан;

- назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

- упразднения суда или истечения срока полномочий;

- при признании судьи решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо умершим.

Нормативные акты Верховного суда. Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов, других нормативных правовых актов судами. Пленум Верховного Суда принимает постановления нормативные и ненормативные. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Верховного Суда республики относятся к источникам права Республики Казахстан.

Нормативные постановления Пленума Верховного Суда являются специфическими актами. Содержащиеся в них правовые нормы не являются первичными, но в них даются разъяснения норм законов и иных нормативных правовых актов, применяемых судами. Весьма важным является конституционное полномочие Верховного Суда — давать заключение об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены. Перечень законов и других нормативных правовых актов, которые служат источником принятия нормативных постановлений Верховного Суда, ограничен этой сферой. Верховный Суд выступает субъектом, официально толкующим правовые нормы законов, других нормативных правовых актов, Такое толкование носит официальный и обязательный характер для судов.

Конституционный Совет - это самостоятельный и независимый от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции на всей территории Республики, подчиняющийся при осуществлении своих полномочий только Конституции Республики и Указу Президента «О Конституционном Совете».

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается Президентом Республики. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются Президентом, два — Председателем Сената, два — Председателем Мажилиса Парламента. Срок полномочий членов Конституционного Совета — шесть лет. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

судейский молоток и весы правосудия

Основная задача судебной власти - разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон.

Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд Республики Казахстан состоит из Председателя и судей. В Верховном Суде Республики Казахстан создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. При Верховном Суде Республики Казахстан образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде Республики Казахстан функционирует Академия правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахста н, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

К местным судам относятся:

- областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

- районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

Председатель Верховного Cуда

АСАНОВ ЖАКИП КАЖМАНОВИ

Контакты:

г.Нур-Султан, левый берег р. Ишим,

ул. Д.Кунаева, 39 (здание Верховного Суда)

e-mail: vsrk@sud.kz

Правоохранительная деятельность в РК. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в РК. Суды и правосудие.Единовластие в системе правоохранительных органов. Прокуратура. Высший надзор за точным и единообразным применением законодательства РК. Прокурорский надзор. Система правоохранительных органов. Принципы осуществления правоохранительной деятельности в РК.

Всистеме правоохранительных органов МВД занимает центральное место, на него возложен наибольший объем работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Поэтому в системе МВД созданы много­численные полицейские органы. Это: 1) криминальная полиция — она занимается предотвращением и раскрытием преступлений; 2) патрульная полиция — она организует охрану общественного порядка на улицах и в других общественных местах населенных пунктов; 3) дорожная полиция — она следит за соблюдением правил дорожного движения, за его безопасностью; 4) административная полиция, ее задача — предупреждение административных правонарушений; 5) специальные отряды полиции — они призваны обеспечивать правопорядок на важных охра­няемых объектах и др.

Полиция Казахстана работает во взаимодействии с полицией других стран на основе международных соглашений. Казахстан является членом Интерпола — между­народной полицейской организации, которая оказывает помощь в поиске, задержании и передаче РК лиц, совер­шивших преступление на территории Казахстана.

Кроме полицейских органов МВД, действует финансовая полиция, а в Вооруженных силах — военная полиция.

В охране правопорядка большую роль играют органы Комитета национальной безопасности РК. Под руководством КНБ работают его территориальные органы, созданные в областях, городах.

В системе КНБ имеются контрразведывательные и разведывательные подразделения (служба "Барлау"); действует орган, обеспечивающий правительственные учреждения специальными видами связи и информации для обеспечения сохранности государственных секретов, и другие структуры.

Органы КНБ подчинены непосредственно Президенту РК. Главной задачей органов КНБ является борьба с разведывательной и враждебной деятельностью спецслужб иностранных государств и отдельных лиц, угрожающих безопасности РК. Эта борьба ведется в соответствии с законом путем применения как гласных, так и специальных негласных средств и методов.

Другим важным направлением деятельности органов КНБ является борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиков, коррупцией, контрабандой, полу­чением взяток и другими тяжкими преступлениями.

Среди право­охранительных органов РК особое место занимает проку­ратура. Деятельность ее многогранна и осуществляется во многих направлениях. Задачи прокуратуры определены в Конституции РК и специальном Законе "О Прокуратуре Республики Казахстан".

Основной задачей прокуратуры является осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов президента, других нормативных правовых актов всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и их должностными лицами.

Цель прокурорского надзора — обеспечение на всей тер­ритории республики единой и прочной законности, выяв­ление фактов нарушений требований законодательства и привлечение виновных к ответственности.

Прокуратура осуществляет свою деятельность от имени государства. Она выполняет свои функции независимо от других государственных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору, который подотчетен непосред­ственно Президенту РК.

Прокуратуре предоставлены широкие полномочия. Например, она осуществляет надзор за:

а) соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

б) оперативно-розыскной деятельностью полицейских органов;

в) законностью следствия и дознания при расследовании преступлений;

г) законностью привлечения граждан к администра­тивной ответственности;

д) законностью исполнения назначенных судом нака­заний и исполнения судебных решений по гражданским делам;

е) законностью приговоров, решений судебных органов.
Судебные органы являются важнейшей частью государства. Главной функцией судебных органов является осу­ществление правосудия, т.е. обеспечение объективного, беспристрастного разбирательства по всем делам, которые они рассматривают, и вынесение справедливого и законного приговора, решения или постановления.

Система судебных органов Республики Казахстан включает Верховный суд, областные суды, приравненные к ним городские суды Астаны и Алматы, районные городские суды, военные суды в войсках. Кроме того, в областях Казахстана образованы межрайонные экономические суды, которые рассматривают имущественные споры предприни­мателей, и межрайонные административные суды в городах Астане и Алматы для рассмотрения дел, связанных с адми­нистративными правонарушениями.

Все суды, кроме Верховного суда РК, являются местными судами, и каждый из них рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению. Подавляющее большинство уголов­ных и гражданских дел рассматриваются в районных судах.

Верховный суд РК является высшим судебным органом. Он рассматривает наиболее крупные и сложные уголовные и гражданские дела, осуществляет надзор за деятельностью местных судов, обобщает судебную практику и дает руко­водящие разъяснения по вопросам правильного применения законов РК.

По Закону "Об органах юстиции", Министерство юстиции и его органы проводят большую работу по совершенствованию законо­дательства республики, контролируют деятельность тюрем и других мест, где отбывают наказание осужденные.

Адвокаты составляют для граждан различные заявления, жалобы, другие юридические документы, выступают в суде защитниками их законных прав и интересов.

Нотариусы, как государственные, так и частные, удостоверяют сделки между гражданами и организациями, выдают различные свидетельства, подтверждающие законность прав и требований граждан и организаций, которые помогают правильному рассмотрению и разре­шению их споров в суде и других органах государства.

Правоохранительные органы относятся к силовым структурам государства. Они наделены большими полномочиями, вплоть до применения оружия. Поэтому они обязаны работать строго в соответствия с принципами и нормами Конституции РК, специаль­ными законами, которыми определены их задачи, функции, формы и методы деятельности. В республике приняты и действуют законы об органах МВД, КНБ, прокуратуре, органах юстиции, судебной сис­теме, адвокатуре, нотариате и другие законы, касающиеся их деятельности.

Все правоохранительные органы обязаны работать на основе следующих принципов: 1) законность; 2) приоритетное обеспечение прав и свобод человека; 3) равенство всех перед законом; 4) соблю­дение этических норм работниками правоохранительных органов; 5) запрет для работников правоохранительных органов состоять в политических партиях.

Об этом прямо сказано в статье 23 Конституции РК: "Военнослу­жащие, работники органов национальной безопасности, право­охранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии". Все указанные принципы деятельности правоохранительных органов направлены на то, чтобы они не были вовлечены в политическую борьбу, имели высокий авторитет в глазах народа, независимо выполняли свои ответственные функции по обеспечению в республике твердой законности и правопорядка, верно служили народу и обеспечивали общественную и государственную безопасность.

Правоохранительные органы являются важной составной частью государственного аппарата Республики Казахстан. К ним относятся полицейские органы МВД, органы прокуратуры, Комитета нацио­нальной безопасности, таможенные органы, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, военная полиция, государственные инспекции (пожарная, санитарная и др.).

Общая задача всех правоохранительных органов — обеспечить точное соблюдение всеми государственными, общественными организациями, их должностными лицами, гражданами требований законов РК. Эту задачу органы полиции, прокуратуры, КНБ осу­ществляют на основе специальных законов, которые определяют их обязанности и права. Так, полицейские органы обязаны бороться с общеуголовными преступлениями и административными правонару­шениями; органы КНБ — с иностранной разведкой, терроризмом, контрабандой, коррупцией; органы прокуратуры осуществляют высший надзор за законностью деятельности всех госорганов, за исключением деятельности Президента РК.

«Правоохранительные органы в РК» является специальным курсом, где изучаются задачи, принципы организации и деятельности, система и структура органов правосудия, прокуратуры, предварительного расследования, юстиции, а также адвокатуры и др., участвующих в правоприменительной деятельности.

Являясь органами различных ветвей единой государственной власти (п.4 ст.3 Конституции РК), они осуществляют разные функции – правосудия (суды), высшего надзора за законностью (прокуратура), расследования преступлений (МВД, КНБ, органы финансовой полиции и таможенного контроля), организационного обеспечения деятельности судов и руководство нотариатом (Минюст). Особое место занимает адвокатура, которая не является государственным органом, но ее роль велика – оказание юридической помощи.

Признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать ее от деятельности по охране права, присущей всем государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам, и вытекающей из конституционной обязанности уважать Конституцию, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты.

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а лишь с помощью юридических мер воздействия.

Эти меры юридического воздействия должны соответствовать законам или иным правовым предписаниям.

Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы.

Под правоохранительной деятельностью понимается такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им (законом) порядка.

Место судебной власти в системе ветвей государственной власти. Отправным моментом в понимании данного вопроса служит п.4 ст.3 Конституции РК, согласно которому «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Функции судебной власти:

осуществление правосудия по гражданским, уголовным и иным делам;

контроль за законностью принимаемых решений и действий органов дознания, следствия и прокурора;

рассмотрение заявлений о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права, свободы и законные интересы граждан;

принятие в лице Верховного суда РК нормативных постановлений, которые согласно п.1 ст.4 Конституции РК являются одним из источников действующего права;

осуществление вышестоящими судами судебного надзора за судебной (процессуальной) деятельностью нижестоящих судов;

внесение частных постановлений в государственные и иные органы и организации об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

изучение и обобщение практики применения законов и иных нормативных правовых актов судами.

Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами. В соответствии с п.1 ст.75 Конституции правосудие в РК осуществляется только судом. Пункт 1 ст.1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» провозглашает: «Судебная власть в РК принадлежит только судам, в лице постоянных судей». Ст.23 этого же закона, посвященная правовому статусу судьи, гласит: «Судьи всех судов РК обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья в установленном Конституцией РК и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти».

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РК, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

П.4 ст.75 Конституции РК предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РК и конституционным законом.

Единство судебной системы:

Судебная система установлена Конституцией РК и конституционным законом РК.

Судьи судов РК рассматривают дела по единым правилам, закреплённым в ГПК РК, УПК РК.

Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

Судьи и суды финансируются из республиканского бюджета.

Все судьи независимы и подчиняются Конституции РК и закону.

Судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению на территории РК.

Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов.

П.3 ст. 79 Конституции РК: Судьями могут быть граждане Республики, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее двух лет и сдавшие квалификационный экзамен. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики.

П. 3 ст. 82 Конституции РК: Председатели и судьи других судов Республики назначаются на должность Президентом Республики по представлению министра юстиции, основанному на рекомендации Квалификационной коллегии юстиции.

Ст. 29 Конституционного Закона РК: «О судебной системе и статусе судей РК»: Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности.

Основные принципы закреплены в Конституции РК (ст.83)и в Законе РК «О прокуратуре» (ст. 3). Законодательное закрепление принципов определяетих правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

Согласност. 83Конституции РК прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является выявление и принятие мер к устранению правонарушений.

Осуществляя высший надзор за применением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.

Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые решения, в особенности, когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничения прав граждан. Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре и в прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через приказы прокуроров.

Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры, осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за применением Конституции, законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.

Согласноп. 2 ст. 83 Конституции РК прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Реализация принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РК) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: