Можно ли утверждать что эти реформы способствовали становлению в россии правового государства

Обновлено: 18.04.2024

Я считаю, что реформы 60-70 гг. XIX века, несомненно, носили прогрессивный характер и стали поворотным пунктом в истории России. Быстрое социально – экономическое развитие европейских стран требовало от России коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Крымская война показала нашу несостоятельность. На мой взгляд, очень метко ситуацию охарактеризовал министр внутренних дел П.А. Валуев: «Я убежден, что для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с ней нужно европейское оружие». А такими средствами были личная свобода граждан, общественное самоуправление, независимость судебных органов, демократизация образования, всеобщая воинская повинность, а в перспективе - конституционная монархия. К сожалению, из независимых европейских государств к этому времени лишь Россия не имела всего этого. Перед Александром II стояла нелегкая задача – перейти от логики политического приспособления к Европе к логике социально экономической интеграции России и Европы.

ВложениеРазмер
Можно ли утверждать что реформы 1860-1870 г.г. явились поворотным пунктом в истории России 31 КБ

Предварительный просмотр:

Глинкин Никита, учащийся 11 класса

МБОУ СОШ №2г.Усмани Липецкой области

Эссе на тему : « Можно ли утверждать что реформы

1860-1870 г.г. явились поворотным пунктом в истории России»

Я считаю, что реформы 60-70 гг. XIX века, несомненно, носили прогрессивный характер и стали поворотным пунктом в истории России. Быстрое социально – экономическое развитие европейских стран требовало от России коренной перестройки внутренней жизни на основе личных свобод граждан и рыночных отношений. Крымская война показала нашу несостоятельность. На мой взгляд, очень метко ситуацию охарактеризовал министр внутренних дел П.А. Валуев: «Я убежден, что для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с ней нужно европейское оружие». А такими средствами были личная свобода граждан, общественное самоуправление, независимость судебных органов, демократизация образования, всеобщая воинская повинность, а в перспективе - конституционная монархия. К сожалению, из независимых европейских государств к этому времени лишь Россия не имела всего этого. Перед Александром II стояла нелегкая задача – перейти от логики политического приспособления к Европе к логике социально экономической интеграции России и Европы.

В 60-70 гг. в жизни России происходили коренные изменения. 19 февраля 1861 года царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны , они перестали быть собственностью помещика, могли теперь от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Но в крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Несмотря на это я считаю, что отмена крепостного права стабилизировало положение в стране более чем на 40 лет , до 1905 г. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла широкие возможности для развития рыночных отношений, привела к утверждению капиталистических отношений. И, конечно же, создала условия для либеральных преобразований.

По земской реформе 1864 года в уездах и губерниях создавались всесословные органы местного самоуправления . Земства с самого начала стали проявлять себя как зародыш альтернативного центра власти. В их компетенции находились вопросы развития местного хозяйства, устройство благотворительных заведений , здравоохранение и народное образование. Городская реформа 1870 года способствовала зарождению элементов гражданского общества и развитию городов.

В 1864 году была проведена судебная реформа. Ею была заложена основа еще одного центра власти в стране. Возникновение самостоятельной судебной ветви власти и её правовое обособление от правительственных инстанций вносили диссонанс в функционировании самодержавной государственной системы. Бессословность судопроизводства, несменяемость судей, введение состязательности судопроизводства и суда присяжных коренным образом изменила суд. Я считаю, что судебная реформа была наиболее последовательной.

Реформа образования дала университетам внутреннюю автономию, теперь они схожи с европейскими университетами. В это время происходит разделение гимназий на реальные и классические. Кроме того, появились земские и воскресные училища.

Проведение финансовой реформы в большей степени связанно с осуществлением выкупных платежей за крестьянские наделы. Ужесточается контроль за расходованием бюджетных средств. Для оживления экономики создан Государственный банк, разрешено создавать частные банки, которые должны были так же поддерживать рост экономики.

Были извлечены уроки из Крымской войны. Военные реформы коренным образом меняют нашу армию. Отменяется рекрутский набор , создаются специальные военные образовательные учреждения , вводится всеобщая воинская повинность , которой подлежат мужчины с 21 года. Реформа значительно повысила боеспособность армии.

Данные реформы являются доказательством серьезных глубоких изменений в России. Характер реформ определяется как либеральный. Их проведение во многом зависело от либерально настроенного Александра II. Однажды крестьянам задали вопрос , кого они почитают и помнят. Среди названных лиц имя Александра II звучало как Царь- Освободитель. Мне близка личность Александра II , и я считаю, что он сделал для России многое, что не сумели сделать его предшественники.

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

Учебно-методический комплект и оборудование:

1. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; презентация,

Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Вступительное слово учителя:

" Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?" (Александр II ) Правильно!

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие.

И для начала я хотела бы знать насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку:

На вашем столе лежат карточки №1.

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать термин в правильную ячейку.

Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.

Теперь поменяйтесь листочками и возьмите в руки ручку с контрастной пастой.

Критерии оценки:

Поднимите руку, кто не справился с заданием.

Пожалуй, самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)

2. Проверка домашнего задания:

Что мы знаем о ней?

Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

1. 1168 (1861 год)

2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)

3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)

4. КУПВЫ (ВЫКУП)

5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой.

Посмотрите на экран, перед вами портрет

( Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Формулировка цели урока:

Значит какая цель нашего урока?

- выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II , проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.

- Вспомните, что такое реформа?

Франц. reforme , от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

· Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I . («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

Назовите причины отмены крепостного права?

http://900igr.net/datas/istorija/Nakanune-otmeny-prava/0006-006-Prichiny-otmeny-Krepostnogo-prava.jpg

Каково значение реформы отмены крепостного права?

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Назовите эти реформы:

n Отмена крепостного права - 19 февраля 1861 г. (настя)

n Земская реформа - 1 января 1864 г

n Судебная реформа - 20 ноября 1864 г.

n Городская реформа - 1870 г

n Военная реформа - 1874 г. (оля)

n Финансовая реформа -1860-1870 гг.

n Реформа образования – 1863-1864 гг. (света)

В 1870 г. была проведена городская реформа.

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание.
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор,
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.

Финансовая реформа 1862—1866 гг . Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

Закрепление:

На вашем столе лежат карточки:

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу плюсы и минусы реформ

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах.

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организация медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений.

Реформа городского самоуправления

Городские думы и управы – выборные органы власти в городах, занимавшиеся благоустройством и заведованием школьным, медицинским и благотворительным делом.

Думы проводили большую работу по организации городской жизни и развитию городов, но в общественном движении участвовали слабо.

Сенат занимался рассмотрением политических дел, являлся высшей апелляционной инстанцией.

окружной суд с присяжными заседателями;

мировой суд (для гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений, без присяжных заседателей с одним судьей);

волостной суд для рассмотрения мелких крестьянских правонарушений.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обучением военному делу резервом.

Реформа в области народного образования

Увеличено число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей.

Предоставлена автономия университетам.

Среднее образование можно было получить в классических гимназиях и реальных училищах.

Создание Высших женских курсов и женских гимназий.

Освобождение образования от тотального контроля со стороны властей. Ослабление влияния церкви.

Развитие женского образования.

Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

- Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?

- Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Подведение итогов .

Тест. Взаимопроверка теста.

Выставление оценок в журнал и дневники.

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.

Определимся с понятиями
Либерализм(от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.

Цели и задачи урока
Цель: Выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия. Задачи:
Узнать о земской, городской, судебной и военной реформах, а также о реформе образования

Повторим изученное
Каковы были причины отмены крепостного права?
Когда и кто его отменил?
Какие права и обязанности получали крестьяне и помещики? (см. таблица в тетради)
Каково было значение отмены крепостного права

Значение отмены крепостного права
Реформа ускорила переход России к капитализму.
Крестьянство стало лично свободным и в стране появилась свободная рабочая сила.
Ускорилось развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли
Однако, в ходе реформы не был решен главный вопрос – не были ликвидированы феодально-крепостнические пережитки,
а именно:
Сохранилась характерная для феодализма и тормозящая развитие капитализма форма правления: МОНАРХИЯ.
Земля осталась собственностью помещика.

Таблица «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века»

Земская и городская реформы.

Земства ведали:
делами местного значения,
содействовали предпринимательству,
содействовали просвещению,
содействовали здравоохранению — проводили работу, на которую у государства не находилось средств.
Городские думы и городской голова решали вопросы:
внутреннего самоуправления
образования
медицинского обслуживания.
Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Городская реформа
16 июня 1870 – Городская реформа. Введение городского самоуправления по типу земского.
в 509 городах России вводились новые, бессословные органы самоуправления (думы и управы), избираемые на 4 года

20 ноября 1864 г. – подписание новых Судебных уставов

ПРИНЦИПЫ РЕФОРМЫ:
Равенство все сословий перед законом
Гласность суда
Независимость судей
Состязательность обвинения и защиты
Введение суда присяжных заседателей

Сенат
Мировой суд
Общий суд
Окружной суд
Судебная палата
апелляция

военная реформа. Осуществлялась под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Главной задачей Д.А. Милютин считал необходимость сократить численность армии в мирное время при возможности значительно увеличить ее в военное время за счет резерва.
Военная реформа 1861-1874

1.01.1874 г. – Устав о воинской повинности
Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
Статья 1.
Призывной возраст – 20 лет
Военнообязанный возраст – 20 - 40 лет
Срок службы – 15 лет:
6 лет действительной службы
9 лет в запасе

Льготы по отбыванию о воинской повинности
по телесным недостаткам
по образованию
Единственный сын (кормилец);
Имеющие несовершеннолетних братьев и родителей-иждивенцев
Старший брат – на действительной службе / погиб на войне
Сокращение срока службы
высшее – 0,5 г.
среднее – 1,5 г.
начальное – 3-4 г.
Причисляются сразу в запас: учителя, доктора, ветеринары
не призываются

Пехотное оружие
Замена гладкоствольных винтовок нарезными, заряжающимися с дула, затем с казенной части
с 1868 г. :
Винтовка системы Бердана «Бердан-1» с откидывающимся вверх затвором
с 1870 г. :
Винтовка системы Бердана «Бердан-2» с продольно скользящим затвором
с 1871 г. :
Револьвер Смита-Вессона
образца 1871 г. (44 калибр)

1863 – 1864 – реформирование военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии.

Реформы просвещения.
14 июня 1864 г. Было ликвидировано государственно-церковная монополия на просвещение.
Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов.
Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение.
Гимназии разделили на классические и реальные.
(В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных — естественные.)

появилась система женских гимназий.
Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров.
Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество.
Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.
В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

1864 г. – «Устав гимназий и прогимназий.»

Гимназии
Классические
Готовили к поступлению в университет
Реальные
Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

18 июня 1863 года- Университетский устав

новый университетский устав увеличивал самостоятельность университетов, освобождал от бюрократической опеки
закреплял за университетами право решать внутренние вопросы, выбирать деканов и ректоров
Шел рост рядов интеллигенции, повышение общественной активности студентов
в университеты можно было поступить только после окончания классической гимназии, и только мужчинам (дискриминация женщин)
Для женщин были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Вывод
Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?
Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Определимся с понятиями
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Значение реформ
Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии
Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому
Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее полученных знаний

3. Изучение нового материала

Ø Судебная реформа

Ø Военная реформа

Ø Реформа образования

5. Проверка изученного материала (тест)

6. Объяснение домашнего задания

Основные даты:

Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.

Учебно-методический комплект и оборудование:

1. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; презентация,

Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Вступительное слово учителя:

" Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

(Александр II )

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие.

И для начала я хотела бы знать насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку:

На вашем столе лежат карточки №1.

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать термин в правильную ячейку.

Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.

Теперь поменяйтесь листочками и возьмите в руки ручку с контрастной пастой.

Критерии оценки:

Поднимите руку, кто не справился с заданием.

Пожалуй, самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)

2. Проверка домашнего задания:

Что мы знаем о ней?

Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

1. 1168 (1861 год)

2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)

3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)

4. КУПВЫ (ВЫКУП)

5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой.

Посмотрите на экран, перед вами портрет

( Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Формулировка цели урока:

Значит какая цель нашего урока?

- выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II , проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.

- Вспомните, что такое реформа?

Франц. reforme , от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую систему к новым условиям.

В середине XIX века Крымская война показала отсталость России. Необходимы были преобразования. И хотя Александр II не был либералом, более того ему нравились порядки, установленные его отцом (Николаем I). Но как военный человек и государственный деятель он осознал причины поражения России ему дорог был престиж страны, он встал на путь реформ. Они были непоследовательными, незавершенными, но способствовали обновлению России.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

  • Вспомните, что говорил по поводу крепостного права НиколайI. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

Назовите причины отмены крепостного права?

http://900igr.net/datas/istorija/Nakanune-otmeny-prava/0006-006-Prichiny-otmeny-Krepostnogo-prava.jpg

Каково значение реформы отмены крепостного права?

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Назовите эти реформы:

n Отмена крепостного права - 19 февраля 1861 г. (настя)

n Земская реформа - 1 января 1864 г

n Судебная реформа - 20 ноября 1864 г.

n Городская реформа - 1870 г

n Военная реформа - 1874 г. (оля)

n Финансовая реформа -1860-1870 гг.

n Реформа образования – 1863-1864 гг. (света)

В середине XIX века в России отсталое и запущенное местное хозяйство. Медицинская помощь в деревне отсутствовала Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной, правительство своими силами не могло поднять местное (земское, как иногда говорили) хозяйство.

К местным проблемам необходимо привлечь все слои населения. Несколько лет шла подготовка новых законов и 1 января 1864 года царь утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Согласно этому Положению на местах создавались земства – выборные органы местного самоуправления.

Земства решали местные хозяйственные и культурные задачи. Они не решали политические вопросы. В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

Что давала такая система выборов? Ответить на этот вопрос нам поможет картина художника Трутовского “Заседание земства”.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Как вы думаете, представители, какой курии преобладали в земских собраниях? (Дворяне.)

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).

Для своей работы земствам нужны были денежные средства, и они получили право устанавливать местные налоги (т.е. земские сборы). Расходы земств были обязательные и необязательные. К необязательным относились расходы на образование и медицину. Но с годами становилось все больше

В 1870 г. была проведена городская реформа.

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Например: современная городская Дума. Только избирательным правом пользуется все население с 18 лет. А в XIX веке избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание.
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор,
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Посмотрим на картину И.Е. Репина “Проводы новобранца”. Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? (Большой срок службы – 25 лет.) Рекрутская повинность имела большие недостатки. В случае войны нельзя было быстро увеличить численность армии, оставшееся после набора мужское население не имело военной подготовки. Что нового произошло в армии?

Автор военной реформы 60–70 х гг. – военный министр – Д.А. Милютин с 1861 г. Главное – в 1874 г. подписан указ о введении всеобщей военной повинности. Теперь призывались все молодые люди, без различия сословий с 20 лет. В зависимости от образования и семейного положения, предоставлялись льготы. У кого не было льгот, во время призыва тянули жребий.

Изменился срок службы в армии. 6 лет – в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте. Он зависел от уровня образования призывника.

Совершенствовалась система военного управления – Россия поделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министерству. Открывались новые военные учебные заведения. Армия перевооружалась новым, более совершенным оружием.

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.

Финансовая реформа 1862—1866 гг . Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

Закрепление:

На вашем столе лежат карточки:

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу плюсы и минусы реформ

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах.

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организация медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений.

Реформа городского самоуправления

Городские думы и управы – выборные органы власти в городах, занимавшиеся благоустройством и заведованием школьным, медицинским и благотворительным делом.

Думы проводили большую работу по организации городской жизни и развитию городов, но в общественном движении участвовали слабо.

Сенат занимался рассмотрением политических дел, являлся высшей апелляционной инстанцией.

окружной суд с присяжными заседателями;

мировой суд (для гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений, без присяжных заседателей с одним судьей);

волостной суд для рассмотрения мелких крестьянских правонарушений.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обучением военному делу резервом.

Реформа в области народного образования

Увеличено число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей.

Предоставлена автономия университетам.

Среднее образование можно было получить в классических гимназиях и реальных училищах.

Создание Высших женских курсов и женских гимназий.

Освобождение образования от тотального контроля со стороны властей. Ослабление влияния церкви.

Развитие женского образования.

Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

- Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?

- Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Подведение итогов .

Тест. Взаимопроверка теста.

Выставление оценок в журнал и дневники.

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока истории по теме: «Великие реформы Александра II» ставятся следующие цели: – актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II; – способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы; – организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности; – учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории в 8 классе по теме: «Великие реформы Александра II»»

Разработка урока истории в 8 классе

Тема урока: Великие реформы Александра II

– актуализация знаний о предпосылках и причинах реформ 60–70-х годов XIX века в России; продолжить формирование представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.
– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.
– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности
– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Тип урока: комбинированный урок, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии поискового метода

Актуализация ранее полученных знаний

Изучение нового материала

Проверка изученного материала (тест)

Объяснение домашнего задания

Основные даты:

Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов
Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.
1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.
1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.

Учебно-методический комплект и оборудование:

Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; презентация,

Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.

Вступительное слово учителя:

" Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем - Освободителем. О ком идет речь?"

(Александр II)

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие.

И для начала я хотела бы знать насколько хорошо вы подготовились к сегодняшнему уроку:

На вашем столе лежат карточки №1.

Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать термин в правильную ячейку.

Исторические понятия: крепостное право, временнообязанный, мировой посредник, уставная грамота, отрезки, государственная ссуда, сельский сход, прирезки, реформа.

Теперь поменяйтесь листочками и возьмите в руки ручку с контрастной пастой.

Критерии оценки:

Поднимите руку, кто не справился с заданием.

Пожалуй, самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)

2. Проверка домашнего задания:

Что мы знаем о ней?

Учащимся предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

1168 (1861 год)

ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)

ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)

КУПВЫ (ВЫКУП)

СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой.

Посмотрите на экран, перед вами портрет

(Работа с иллюстрациями на доске) Как вы думаете, почему у нас две фотографии Александра 2, но одна цветная, другая черно-белая? (сложность, двойственность и противоречивость реформ, были плюсы и минусы) .

Формулировка цели урока:

Значит какая цель нашего урока?

- выявить особенности преобразований в России в середине XIX века, охарактеризовать реформы Александра II, проанализировать их итоги и последствия, определить положительные и отрицательные стороны.

- Вспомните, что такое реформа?

Франц. reforme, от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую систему к новым условиям.

В середине XIX века Крымская война показала отсталость России. Необходимы были преобразования. И хотя Александр II не был либералом, более того ему нравились порядки, установленные его отцом (Николаем I). Но как военный человек и государственный деятель он осознал причины поражения России ему дорог был престиж страны, он встал на путь реформ. Они были непоследовательными, незавершенными, но способствовали обновлению России.

Необходимость отмены крепостного права и проведения либеральных реформ была очевидна уже в 30 – 40-е гг. 19 века. Однако власть так и не решилась на это.

Вспомните, что говорил по поводу крепостного права Николай I. («Крепостное право - зло, однако внезапная его отмена явилась бы в настоящее время еще большим злом»).

Правительство опасалось, что освобождение вызовет массовые крестьянские волнения и недовольства помещиков. Перелом наступил после Крымской войны, когда стало очевидно: крепостное право угрожает интересам обороны страны.

Назовите причины отмены крепостного права?


Каково значение реформы отмены крепостного права?

Вслед за крестьянской реформой в 1860-1870-х гг. были проведены еще целая серия либеральных буржуазных реформ, что позволило назвать этот период «Эпоха великих реформ».

Назовите эти реформы:

Отмена крепостного права - 19 февраля 1861 г. (настя)

Земская реформа - 1 января 1864 г

Судебная реформа - 20 ноября 1864 г.

Городская реформа - 1870 г

Военная реформа - 1874 г. (оля)

Финансовая реформа -1860-1870 гг.

Реформа образования – 1863-1864 гг. (света)

В середине XIX века в России отсталое и запущенное местное хозяйство. Медицинская помощь в деревне отсутствовала Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной, правительство своими силами не могло поднять местное (земское, как иногда говорили) хозяйство.

К местным проблемам необходимо привлечь все слои населения. Несколько лет шла подготовка новых законов и 1 января 1864 года царь утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Согласно этому Положению на местах создавались земства – выборные органы местного самоуправления.

Земства решали местные хозяйственные и культурные задачи. Они не решали политические вопросы. В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

Что давала такая система выборов? Ответить на этот вопрос нам поможет картина художника Трутовского “Заседание земства”.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Как вы думаете, представители, какой курии преобладали в земских собраниях? (Дворяне.)

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).

Для своей работы земствам нужны были денежные средства, и они получили право устанавливать местные налоги (т.е. земские сборы). Расходы земств были обязательные и необязательные. К необязательным относились расходы на образование и медицину. Но с годами становилось все больше

В 1870 г. была проведена городская реформа.

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Например: современная городская Дума. Только избирательным правом пользуется все население с 18 лет. А в XIX веке избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание.
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор,
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Посмотрим на картину И.Е. Репина “Проводы новобранца”. Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? (Большой срок службы – 25 лет.) Рекрутская повинность имела большие недостатки. В случае войны нельзя было быстро увеличить численность армии, оставшееся после набора мужское население не имело военной подготовки. Что нового произошло в армии?

Автор военной реформы 60–70 х гг. – военный министр – Д.А. Милютин с 1861 г. Главное – в 1874 г. подписан указ о введении всеобщей военной повинности. Теперь призывались все молодые люди, без различия сословий с 20 лет. В зависимости от образования и семейного положения, предоставлялись льготы. У кого не было льгот, во время призыва тянули жребий.

Изменился срок службы в армии. 6 лет – в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте. Он зависел от уровня образования призывника.

Совершенствовалась система военного управления – Россия поделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министерству. Открывались новые военные учебные заведения. Армия перевооружалась новым, более совершенным оружием.

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.

Финансовая реформа 1862—1866 гг. Право распоряжаться всеми финансо­выми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключал­ся в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессив­ных изменений в налоговой системе.

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял ав­тономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на терри­торию университета без разрешения его ректора. Делами университетов ру­ководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и со­трудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864 г. был принят Устав средней школы, в соответствии с которым гим­назии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили глав­ным образом к поступлению в университет, вторые — в высшие техниче­ские учебные заведения. Школьная реформа 1864 г. демократизировала сфе­ру начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутрен­них дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась пред­варительная (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей час­ти книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — приме­нение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

На вашем столе лежат карточки:

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу плюсы и минусы реформ

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах.

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организация медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений.

Реформа городского самоуправления

Городские думы и управы – выборные органы власти в городах, занимавшиеся благоустройством и заведованием школьным, медицинским и благотворительным делом.

Думы проводили большую работу по организации городской жизни и развитию городов, но в общественном движении участвовали слабо.

Сенат занимался рассмотрением политических дел, являлся высшей апелляционной инстанцией.

окружной суд с присяжными заседателями;

мировой суд (для гражданских исков на сумму менее 500 руб. и мелких правонарушений, без присяжных заседателей с одним судьей);

волостной суд для рассмотрения мелких крестьянских правонарушений.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации.

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности её пополнения во время войны обучением военному делу резервом.

Реформа в области народного образования

Увеличено число учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей.

Предоставлена автономия университетам.

Среднее образование можно было получить в классических гимназиях и реальных училищах.

Создание Высших женских курсов и женских гимназий.

Освобождение образования от тотального контроля со стороны властей. Ослабление влияния церкви.

Развитие женского образования.

Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?

Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Подведение итогов.

Тест. Взаимопроверка теста.

Выставление оценок в журнал и дневники.

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».
2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: