Можно ли устроиться в яндекс такси с судимостью

Обновлено: 19.04.2024

В Госдуму внесен проект, которым предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации новой статьей 328.1 "Ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта". Законопроектом устанавливается запрет на осуществление лицами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за отдельные, перечисленные в новой статье, преступления, деятельности по управлению транспортными средствами, используемыми для пассажирских перевозок в городском транспорте и такси (Проект федерального закона № 1256989-7).

Действие предусмотренного законопроектом правового регулирования распространяется на:

  1. граждан РФ;
  2. граждан иностранных государств – членов ЕАЭС.

Законопроектом устанавливается обязанность лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение указанных в новой статье преступлений, при поступлении на работу предъявлять работодателю оригинал или заверенную копию документа о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Также вводится обязанность работодателя по отстранению от работы (не допуску к работе) работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, предусмотренные проектируемой статьей 328.1 ТК РФ.

Согласно законопроекту, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) указанного работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Переходными положениями законопроекта устанавливается обязанность работников в срок до 1 марта 2023 г. представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Также переходными положениями устанавливается обязанность работодателя по отстранению (не допуску) водителей от управления легковыми такси, автобусами, троллейбусами, трамваями и подвижным составом внеуличного транспорта в случае неисполнения ими требования по предъявлению указанной справки.

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренными ст. 81 ТК РФ, предусматривается возможность расторжения трудового договора в связи с неисполнением работниками требования о предоставлении работодателю справки.

Получить справку о наличии (отсутствии) судимости работники могут через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Закон о такси так и не принят, но в Госдуме уже выдвигают новые предположения. На этот раз инициатива касается особого правового статуса водителей или, проще говоря, судимости.

Депутаты предложили разработать концепцию отдела, который бы занимался проверкой таксистов на предмет судимостей. В перспективе решать эти задачи предстоит агрегаторам, так как именно сервисы онлайн-заказа должны не только подсчитывать прибыль, но и нести ответственность за качество и безопасность предоставляемых услуг.

Ожидается, что отделы кадров и смежные подразделения агрегаторов будут проверять всех таксистов на наличие любых судимостей, включая «грехи», за которые водитель уже расплатился перед обществом.

Что же получается: иметь права с судимостью можно, а работать нет?

Сегодня заниматься извозом может практически любой, а когда проверка правового состояния гражданина станет обязательной, агрегаторам придется внимательнее относится к лицам, с которыми они заключают договор.

В Госдуме уверены, что Яндекс.Такси и другие агрегаторы должны брать пример с банков, которые отказывают в кредитах и прочих банковских операциях-услугах клиентам с «подозрительными» документами, судимостью и т.д.

Депутаты напомнили, что прорабатываемые (который год) правки в законе о такси как раз и «подразумевают повышение надежности и качества обслуживания».

Принятый в первом чтении законопроект о регулировании такси, находится на рассмотрении уже несколько лет. За это время количество поступивших правок превысило 200 (!), все они были рассмотрены еще в 2019 году. Однако в результате двух отрицательных отзывов от Государственно-правового управления президента РФ, до второго чтения проект так и не дошел.

Также на стадии утверждения находится проект Министерства транспорта России, согласно которому с 2021 года водителям, судимым за тяжкие преступления, запрещено водить такси и общественный транспорт.

По мнению депутатов, вышеописанные требования имеют все шансы стать тем переломным моментом, благодаря которому количество правонарушений с участием водителей такси существенно уменьшится.

Таксисты благие намерения депутатов разделяют, но при этом считают не лишним применить аналогичные проверки непосредственно к представителям власти всех уровней.

Людей с судимостью запретят принимать на работу таксистами, а также водителями общественного транспорта. Правда, пока речь идет только об осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это убийства, разбои, изнасилования, наркотические преступления и терроризм. Законопроект, который вводит новое условие для трудоустройства водителей, разработали в правительстве и буквально накануне документ внесли в Госдуму. Как быть тем, у кого за плечами есть срок, по какому принципу будут отбирать кандидатов в водители такси, автобусов и трамваев, а также как такое нововведение скажется на уровне преступности? Обсудим неоднозначную тему в этом материале.

"Извините, но мы не можем принять вас на работу". Примерно такой отказ уже в скором времени будут слышать люди с судимостью, которые захотят устроиться водителем в такси или в команию, которая занимается пассажирскими перевозками. В Госудму внесли законопроект, который предполагает, что в Трудовом кодексе появится новая статья. Она будет запрещать принимать на работу в качестве водителя человека с непогашенной судимостью, а также тех, кто отбывал наказание за определенные виды преступлений. В список войдут статьи: убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; похищение человека; грабеж; разбой; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против общественной безопасности; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Сейчас в Трудовом кодексе нет статьи, которая бы запрещала гражданам с непогашенной или неснятой судимостью работать водителями. Также нет ограничений по допуску ранее судимых водителей и в Уставе автотранспорта, в законе о регистрации юрлиц и ИП. Мы решили узнать, как такую инициативу оценивают специалисты непосредственно в самой сфере пассажирских перевозок. Слово председателю Общественного Совета по развитию такси Ирине Зариповой.

— Профессиональное сообщество к данному законопроекту относится вполне нормально. Пассажиру было бы неприятно ехать с человеком, который совершил особо тяжкое преступление. Тем более, касаемо женщин и детей. Мы считаем, если человек понёс наказание и судимость у него погашена, то пусть он работает, зарабатывает деньги, социализируется, соблюдая и другие требования транспортного законодательства и здоровья. Возможность сделать исключения за особо тяжкие преступления кажется нам достаточно правильной мерой.

Конечно, говорить о том, что теперь в такси не смогут трудоустроиться все граждане с судимостью, нельзя. Но у тех, кто вышел по условно-досрочному такой возможности точно не будет. И у этого есть вполне законное объяснение, рассказывает Ирина Зарипова.

— Если у человека погашена судимость и он чист перед законом, понёс наказание, то в такси работать может. Нет препятствий. Наверно исключением мы оставили бы особо тяжкие преступления, потому что работа в такси может спровоцировать на рецидив, потому что пассажир и водитель находятся в довольно тесном контакте. Если судимость не погашена, человек стоит на учёте и ходит отмечаться, то работа в такси может стать препятствием к соблюдению правил условно-досрочного режима, потому что поездки могут осуществляться и за город.

Предполагается, что из-за аналогичных преступлений трудоустроиться не смогут не только россияне, но и граждане государств-членов Евразийского экономического союза - это Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Вообще существует такое мнение, что в такси работает много людей, которые отбывали срок. И как отметил председатель правления некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Виктор Соловьёв, запрещать человеку с судимостью работать нельзя, но нужно внимательно отбирать претендентов.

— Надо разделять статьи, по которым человек привлекался. Наша компания очень аккуратно берёт тех, чьи статьи были насильственного действия и мошенничества, только если это было очень давно. А наркотики –это вообще недопустимо. Если судимость погашена и статьи не насильственного действия, то несправедливо запрещать человеку работать в такси.

Сейчас ни один работодатель не имеет право требовать у будущего сотрудника справку об отсутствии судимости. Однако если новый документ пройдёт через Госдуму и на законодательном уровне появится запрет людям с судимостью работать в такси, то основания для запроса таких сведений у работодателя появятся. Об этом сообщила юрист по вопросам трудового права сервиса Хедхантер Татьяна Нечаева.

— Трудовое законодательство не предусматривает для работы водителей такси предоставление и раскрытие информации об отсутствии или наличии судимости. То есть, сейчас у работодателя нет возможности с достоверной точностью убедиться в том, судим человек или нет. Запросить такой документ он также не может, потому что это будет противоречить трудовому кодексу. В настоящее время отказ в трудоустройстве, если кандидат откажется предоставить такую справку, будет незаконным. Человек сможет оспорить его в суде. Если такой закон будет принят, то у работодателя появится возможность контролировать этот процесс. Возможно ли на нашем сайте трудоустройство людей с судимостью? Да. В настоящее время мы не можем ни контролировать, ни фильтровать эту информацию. Да и такого запроса от самих работодателей не поступает. Они не указывают это в вакансиях.

Судебная практика знает несколько дел, когда были покушения, в том числе на жизнь и здоровье пассажиров. И подобное ограничение носит позитивный характер, считает специалист. Но в законопроекте нужно учитывать, что часть водителей работает по гражданско-правовому договору и есть лазейка у заказчика услуг запросить эту справку уже сейчас, иначе договор ГПХ просто не заключат.

— В настоящее время для ряда профессий уже действует такой критерий. Например, связанных с защитой нравственности несовершеннолетних граждан. Для педагогов такую информацию работодатель уже запрашивает прямо сейчас. В том числе, например, для военной службы и полиции данный факт будет также важен и интересен. Если у человека есть судимость, там ему работать запрещено. Это будет легальным основанием для запроса такой информации у кандидата. Аналогично для органов судебной власти, прокуратуры и ряда других профессий, связанных с государственной службой.

Справка получается в МВД по запросу самого гражданина, который хочет трудоустроиться в кампанию, где это критично. Но таким образом власти намерены обезопасить пассажиров. И, как показывает практика, к сожалению, нередко случаются скандальные ситуации.

— В регионах, например, таксисты бывают очень назойливые или предлагают, помимо перевозки, секс-услуги. Было судебное дело, когда девушку просто заблокировали в машине. Она берёт пилочку для ногтей и попадает в ногу водителя, задевает артерию. Человек скончался. И её стали судить за убийство. Это всегда достаточно крупные скандалы, связанные с общественным резонансом. Скорее всего, с целью обезопасить пассажира и было принято решение ввести это требование.

При этом специалисты говорят, что наличие судимости не показатель человека. Жизненные ситуации бывают разные. И в этом случае больше информации могла бы дать, например, психиатрическая экспертиза. Кстати, таксисты проходят её, как и любой другой водитель, при получении водительского удостоверения. Татьяна Нечаева считает, что лучше было бы чаще проверять актуальность такой справки. Тем не менее, инициатива есть и депутаты Госдумы ее рассмотрят. Автоэксперт Авторадио - Санкт-Петербург Дмитрий Попов считает, что идея довольно спорная и вот почему.

— К сожалению, наш законодатель не умеет мыслить масштабно и секторально. Такси и пассажирские перевозки – это сфера услуг. Тогда давайте обратим внимание на другие профессии. Если в людях, имеющих судимость по уголовным статьям, мы видим угрозу к качеству и безопасности предоставляемой услуги или личности того, кто её получает, тогда давайте будем говорить, что они не могут быть и парикмахерами, и врачами, и ещё много кем. Мне кажется, что вопросы приёма или не приёма на работу тех или иных людей должны рассматриваться частными коммерческими структурами, которые как раз и осуществляют предоставление услуги. Не думаю, что запрет на ведение такого вида деятельности, будет хорошей мерой, которая как-то отобразится. А если у него не уголовная, а масса административных правонарушений, тогда опять начнём выковыривать изюм из булок? Довольно спорная инициатива.

Если депутаты одобрят инициативу правительства, то закон вступит в силу 1 сентября будущего года. Кстати, уже работающие водители должны будут до 1 марта 2023 года представить работодателю справку об отсутствии судимости. Однозначно можно сказать одно: вопрос сложный и требует детального изучения специалистами на всех уровнях. А что думаете по этому поводу вы?

Закон о запрете водителям с судимостью работать в такси может оказаться бесполезным и даже вредным. Об этом НТВ заявил автоюрист и адвокат Сергей Радько.

Во вторник, 24 мая, депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки в законодательство, запрещающие людям с непогашенной или с неснятой судимостью работать водителями общественного транспорта, в том числе такси. Речь идет о людях, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Например, если выяснится, что у человека не закрыта судимость за убийство, изнасилование, грабеж и другие тяжкие деяния, за руль такси, автобуса, трамвая, троллейбуса и поезда метро его не пустят.

Это коснется не только россиян, но и граждан стран-членов ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Трудовые договоры с работниками, которые не предоставили работодателю справку об отсутствии судимости, подлежат прекращению. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года.

Радько считает закон бессмысленным. По его мнению, основная проблема с такси не в том, что их сплошь и рядом водят насильники и убийцы, а в том, что таксисты перерабатывают. Часто таксисты трудятся «чуть ли не сутками без сна и отдыха». Плюс к этому нередко за рулем «оказываются гастарбайтеры, которые непонятно где получили права, если вообще они у них есть». Все это угрожает жизни водителей и пассажиров не меньше, чем преступники, считает собеседник НТВ.

Сергей Радько: «Да, маньяки и убийцы встречаются, но этот закон не влияет на безопасность в целом. Если этих людей убрать из такси, они будут убивать и насиловать в подворотне, а не в машине. Тот же самый человек, который доехал на такси до дома, может стать жертвой нападения не в салоне автомобиля, а просто на улице».

Эксперт призвал внимательно относиться к вопросу погашения судимости. Нельзя, по его словам, допустить, чтобы были случаи, когда, например, мужчина отсидел за тяжкое преступление, исправился, захотел начать нормальную жизнь и попытался устроиться в такси, но ему не позволили из-за его прошлого, хотя судимость он закрыл. В этом случае «мы спровоцируем его на новые преступления», предостерег Радько.

​Закон, запрещающий работать таксистами гражданам с судимостью, пока еще не принят, поэтому водителем такси может быть абсолютно любой человек, у которого есть права.

Кому могут запретить работать таксистами?

Минтранс готовит законопроект под названием «Об особенностях допуска отдельных категорий лиц к осуществлению деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами» и о внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


Согласно документу, запретить работать таксистами могут людям:

  • с неснятой или непогашенной судимостью по тяжким статьям;
  • отбывшим наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с насилием против личности;
  • имеющим судимость за преступления сексуального характера.

Законопроект хотят внести на рассмотрение Госдумы в сентябре. Если документ примут, интернет-агрегаторы такси начнут требовать с водителей справки об отсутствии судимости.

Так проверяют таксистов на судимость или нет?

Актуальная система предусматривает выдачу разрешения на таксомоторные перевозки на автомобиль, а не конкретного водителя, поэтому за руль может сесть кто угодно.

Никаких проверок водителей не проводят, хотя информация о судимости, как и медицинские противопоказания — важные данные, которые могут помочь сервисам заказа такси повысить безопасность.

Можно ли самому проверить наличие судимости у таксиста?

Нет, нельзя. Получить такую справку может только сам гражданин, обратившись лично в МФЦ, информационный центр МВД либо отправив заявку через сайт госуслуг или официальный сайт МВД России. Срок предоставления справки не должен превышать 30 календарных дней.


С февраля 2020 года вступил в силу приказ МВД России № 660, согласно которому справки о судимости выдают на бланках нового образца. В перспективе МВД России планирует предоставить работодателю возможность проверки подлинности справки о наличии (отсутствии) судимости посредством специального приложения для считывания QR-кода, установленного в мобильном телефоне. Это позволит за секунды в режиме реального времени получить из специального реестра МВД достоверную информацию по каждой выданной справке.

На какую работу не возьмут осужденного?

В Трудовом кодексе есть несколько статей, предусматривающих запреты для бывших осужденных. Согласно статье 351.1 ТК РФ, судимых (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) не возьмут на работу в сфере:

  • образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления;
  • медицинского обеспечения;
  • социальной защиты и социального обслуживания;
  • детско-юношеского спорта;
  • культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Также с детьми не могут работать лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (статья 331 ТК РФ).


Кроме этого граждане с судимостью (даже погашенной) не могут быть допущены к работе в следующих областях:

  • служба авиационной безопасности;
  • федеральная противопожарная служба;
  • следственный комитет;
  • органы внутренних дел;
  • таможенные органы;
  • служба судебных приставов;
  • служба в организациях и органах прокуратуры;
  • обеспечение транспортной безопасности;
  • обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

В некоторых случаях могут быть исключения. Например, ограничение на педагогическую деятельность накладывается только на определенные статьи. Ранее судимые граждане могут быть допущены к работе после соответствующего решения, принятого специальной комиссией по делам несовершеннолетних.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: